УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Ксения Евгеньевна Манина, студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого; e-mail: manun4ik71@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются конфликты в образовательном процессе, а именно возрастные особенности конфликтного поведения современных подростков. В работе предлагается характеристика психологических особенностей подросткового возраста, которые часто становятся причиной конфликтов. Статья обосновывает необходимость участников образовательного процесса научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях, что повышает эффективность образования в целом. Приведены результаты исследования стратегий поведения школьников в конфликте на базе одной из тульских школ. Обоснование результатов исследования предполагает представление психолого-педагогических рекомендаций классному руководителю и родителям по урегулированию конфликтов в будущем.

Ключевые слова: конфликт, подросток, стратегия поведения, урегулирование.

Всем известно, что одна из основных задач учителя, оказывающих значительное влияние на психику, успеваемость и дисциплину учащихся, — создание «теплой» атмосферы на каждом уроке. Но все-таки в практике каждого педагога бывают сложные ситуации, которые требуют незамедлительного и корректного решения. В этот момент наставнику необходимо правильно среагировать на то или иное поведение воспитанника. К сожалению, далеко не все преподаватели умеют выстроить доверительные отношения с учениками, что отрицательно сказывается на успеваемости, дисциплине. Личность учителя — вот что определяет благоприятный климат в школе. Формирование в классных коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для успешного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе.

Одна из важнейших проблем школы — отсутствие у педагога интереса к личности ребенка. Часто учитель не хочет понять его внутреннее состояние, что и становится причиной конфликтов между педагогами и учениками, школой и семьей. Нежелание объясняется неумением разрешать противоречия .

Конфликт — важнейшая форма взаимодействия людей между собой. Эта категория определяется по-разному. Например, большой психологический словарь трактует понятие следующим образом: конфликт — актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов, столкновения самих оппонентов .

Образовательный процесс часто сопровождается конфликтами. Педагогический конфликт — противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, преодоление которого приводит участников (чаще всего учеников и педагогов) на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития .

К сожалению, в современной школе конфликтов стало больше, так как, кроме падения учебной мотивации, этому способствует снижение интереса к познавательной деятельности в обществе. Сегодня человечество все более интересуют материальные проблемы.

Исследования специалистов показали, что в современной школе существующий вид отношений детей представлен невмешательством (нейтралитетом) или конфронтацией, редко встречается сотрудничество .

Каждый школьный возраст характеризуется индивидуальными психологическими, физиологическими особенностями. Хотелось бы обратить внимание на психологический портрет личности современного подростка, так как эта проблема заслуживает особого обсуждения ввиду частотности и сложности конфликтов, возникающих в данный период.

Он связан с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, а это, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности. Это время связано с усиленным стремлением к самовыражению, которое чаще всего проявляется через желание уделять особое внимание своему внешнему виду. Из-за этого часто возникают конфликты с родителями. Проблема особенно важна в подростковом возрасте, так как через отождествление себя, сравнение с другими формируется самооценка ребенка, создается определенный идеал, несовпадение с которым становится причиной различных конфликтов .

В подростковом возрасте снижается продуктивность умственной деятельности из-за того, что происходит смена типа мышления: конкретное сменяется логическим. Как правило, умственная деятельность подростков направлена в ту сферу, которая больше всего интересна им в данный момент. Учебная деятельность и школа постепенно отходят на второй план, ведущей деятельностью становится коммуникативная, то есть интимно-личностное общение со сверстниками.

Очень часто в это время ослабляется контроль со стороны родителей: они считают, что их ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за поступки. Очень важно выбрать оптимальную форму помощи: не ущемляя самолюбия подростка, оказать ему своевременную поддержку .

Очень важное новообразование подросткового возраста — чувство взрослости. Конечно, о реальной взрослости еще не идет речи, но подросток стремится к отождествлению себя со взрослым человеком. Это связано с развитием физических параметров, психологическим взрослением, а также стремлением к признанию в социуме. Часто дети начинают подражать взрослым, перенимают их манеры поведения, привычки. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда и т.д.

Стремясь получить признание во взрослом мире, подросток начинает заниматься деятельностью, которая имеет общественно полезное значение, и получает общественную оценку. Психологически у подростка уже сформирована потребность в осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе. В этот период необходимо дать возможность удовлетворить стремление к самореализации, то есть подобрать для подростка такой вид деятельности, который, с одной стороны, отвечал бы запросам его самого, а с другой — имел бы общественно полезное значение. Примечательно, что подобного рода деятельность может вознаграждаться, поощряться материально, но в этом случае родителям или учителю необходимо продумать способы организации системы поощрений .

Чтобы подготовить подростка к встрече с препятствиями во взрослой жизни, необходимо создавать подобные ситуации уже в сложный период взросления. Полезно изредка что-то запрещать. Это умение самостоятельно преодолевать препятствия будет способствовать формированию ребенку как личности. Когда родители воспитывают ребенка, отгораживая его от реалий современной жизни, решают за него все проблемы, они лишают его возможности приобрести собственный жизненный опыт, поиска собственного пути развития .

Учителя и родители должны поддерживать уверенность детей в себе, в своих силах. Ребенку необходимо осознать, что он — причина своих успехов и неудач, взлетов и падений, что в его силах, добиться чего-то в жизни. Знание возрастных особенностей учащихся дает учителю возможность понять, какой путь взаимодействия с учениками будет уместнее в той или иной ситуации, что поможет привести к эффективному разрешению конфликта .

Исследование, проведенное на базе гимназии № 20 города Тулы, ставило своей целью выявление способов поведения личности в конфликте. Достижение цели предполагало решение задач:

— определение форм поведения в конфликте, характерных для учащихся;

— определить степень конфликтности данного классного коллектива;

— определить соотношение конструктивных и деструктивных форм поведения в конфликте.

Для исследования использовался метод констатирующего эксперимента, позволивший определить уровень конфликтности в данном классном коллективе. Применялся метод открытого внешнего наблюдения, беседы с классным руководителем для получения необходимой информации и уточнения недостаточно ясных деталей. Методы статистической обработки данных использовались для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, а индуктивные и дедуктивные методы — при обобщении полученных эмпирическим путем данных.

Для диагностики был использован тест К.Н. Томаса «Типы поведения в конфликте» . В исследовании принимали участие учащиеся шестого класса; средний возраст — 13 лет. Выборка составила 21 человек, из них 9 девочек, 12 мальчиков.

При анализе выявлялась оптимальная стратегия поведения в конфликте отдельной личности — такая, когда применяются все пять тактик поведения личности, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо — имеют значение ниже 5 баллов, другие — сильно: выше 7 баллов.

В результате применения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные:

▲ Большинство учащихся (39%) при возникновении конфликтной ситуации стремятся прийти к компромиссу, пойти на уступки, при этом ничего не теряя, но и не выигрывая. 25% придерживаются стратегии соперничества: эти учащиеся стремятся настоять на своем, активно отстаивают позицию. Они видят только два возможных выхода из ситуации: победа или поражение. 18% учащихся стремятся приспосабливаться к сложившейся ситуации (приносят свои интересы в жертву интересам других). Они стремятся сохранить доброжелательные отношения с партнером, сгладить все «острые углы», готовы уступить, согласиться с претензиями и требованиями партнера. Около 10% не придерживаются конкретного типа поведения в конфликте: они стремятся прийти к сотрудничеству или компромиссу, но у этих учащихся наравне с такими формами поведения проявляется стремление к приспособлению. Они стараются полностью прийти к соглашению, удовлетворяя интересы всех сторон, но могут умолчать о части своих претензий для сохранения доброжелательных отношений. Эта стратегия может быть признана самой рациональной. 7% принимают стратегию избегания, то есть не стремятся как к кооперации, так и к достижению собственных целей: эти учащиеся занимают стороннюю позицию, не настаивают на своем, не стремятся к дискуссии, воздерживаются от возражений оппоненту и даже от высказывания своей позиции.

▲ Из наблюдений за учащимися шестого класса можно сделать вывод, что конфликты не редкость в данном коллективе. Дело в том, что в классе «вакантно» место лидера, и многие учащиеся стремятся его занять. Из данных исследования видно, что 24% учеников — почти четверть класса — стремятся к соперничеству, 15% приспосабливаются, то есть являются предметом деятельности для потенциальных лидеров. Следовательно, пока приспосабливающиеся не определятся, кому из лидеров отдать свое предпочтение, раздел сфер влиянияне прекратится.

▲ Помимо этого, наблюдения показали, что существует серьезный конфликт между мальчиками и девочками класса. Представительницы прекрасного пола жалуются на невежливое, недоброжелательное отношение со стороны ребят. Очередная волна конфликта разгорелась во время празднования Дня защитника Отечества и Международного женского дня. Девочки подготовили подарки и поздравления для мальчишек, а те переложили всю ответственность за поздравление дам на своих родителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что класс значительно дифференцирован по формам поведения в конфликте. Мы выявили причины конфликтного поведения уча-

щихся, установили, что пока в коллективе не найдены конструктивные формы урегулирования противоречий. Поэтому мы предложили следующие рекомендации по урегулированию противоречий.

Классному руководителю:

— активно вовлекать соревнующуюся команду в дела класса, жизнь гимназии для того, чтобы другие учащиеся поняли, что потенциальные лидеры достойны этого звания;

— можно ввести переходящую должность дежурного командира, чтобы каждый смог попробовать себя в роли лидера и осознать сложность этой деятельности;

— распределить обязанности в классе так, чтобы каждый смог проявить себя в определенной сфере;

— проводить мероприятия, направленные на более близкое общение мальчиков и девочек;

— проводить беседы, игры на сплочение классного коллектива, тренинги;

— организовать длительные экскурсии, которые позволят мальчикам и девочкам проявить самостоятельность, понять важность и необходимость помощи друг другу;

— проводить беседы с родителями;

— помощь психолога.

Родителям:

— проводить воспитательные беседы с детьми в дружеском тоне;

— участвовать в классных мероприятиях;

— научиться смотреть на вещи глазами ребенка;

— поддерживать ребенка во всех его начинаниях;

— уделять больше времени своему ребенку .

В статье мы установили, что в основе любого конфликта лежит противоречие, протекающее по определенным законам. Задача учителя — не бояться подобных ситуаций, а научиться пользоваться определенными механизмами воздействия для успешного урегулирования столкновения.

Разрешение, урегулирование конфликта — очень сложный, трудоемкий процесс, требующий учета большого количества нюансов. Очень сложно придерживаться определенной схемы разрешения конфликта, потому что эмоции мешают выбрать рациональный способ поведения в конфликтной ситуации. Кроме того, у каждого субъективное мнение и своя оценка сложившейся ситуации, которые далеко не всегда соответствуют оптимальной линии поведения в конфликте. Но все-таки при разрешении конфликта необходимо не терять самообладания и придерживаться следующих принципов: учитывать цели конфликтующих сторон; эмоциональное состояние (чрезмерно возбужденное и бурное состояние отрицательно влияет на результативность работы, поэтому следует разрешать противоречия в относительно спокойной обстановке); очень важно заранее знать личностные особенности участников и их темперамент .

Конфликт — не только негативное явление, в нем можно выделить и позитивные функции: конфликт дает возможность ослабить психологическую напряженность в коллективе, при конструктивном разрешении конфликт позволяет расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. В этом случае человек приобретает определенный социальный опыт .

Безусловно, очень важно развить в себе умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоречий не будут возникать в образовательной среде.

Исследование, представленное в работе, открывает реальную картину особенностей поведения современных школьников в конфликтах, дает возможность еще раз понять, что с подобными ситуациями сталкивается каждый педагог. Отсюда вновь мы приходим к выводу о необходимости умения управлять столкновениями идей, интересов.

Сфера образования — не только источник интеллектуального богатства, но и существенный фактор регулирования общественной практики и межличностных отношений. Все чаще мы сталкиваемся с конфликтами в педагогической среде. В школе агрессия может проявляться не только при общении детей и подростков: конфликты возникают между

учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Агрессия в школе на различных уровнях непосредственно зависит от уклада ее жизни, то есть от организации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Поэтому умение управлять конфликтами — важный инструмент учителя, прежде всего потому, что осознанное применение соответствующих приемов улучшает качество коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога.

ЛИТЕРАТУРА

. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студентов вузов. 3-е изд., исп. и доп. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31

. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. (Б-ка школьного психолога).

. Анцупов А.Я., Монахова К.В. Оценка межличностных отношений в группе // Акмеология. 2011. № 2 (38). С. 58-70.

. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.

. Метод статистической обработки составляющих конфликта как основа выбора стратегии разрешения конфликтных ситуаций в школьно-педагогическом коллективе // Методы психологии: Ежегодник Российского психологического общества. Тезисы докладов. Ростов н/Д, 1997. Т. 3. Вып. 2. С. 11-12.

. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб.: Речь, 2009.

. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. М.: Олма Медиа Групп, Олма Пресс Образование, 2007.

. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 2007.

. Constructive Conflict Management: An Answer to Critical . Social Problems? // Journal of Social Issues. Vol. 50. 1994.№ 1.

. Kaplan H. B. Deviant Behavior in Defense of Self. N.Y.; London, 1980.

FEATURES OF CONFLICT BEHAVIOUR AMONG MODERN

Kseniya E. Manina, student TGPU named after L.N. Tolstoy; е-mail: manun4ik71@rambler.ru

The article is devoted to the review of age-related features of conflict behavior among modern

teenagers. This article suggests research of behavior strategies in the conflict.

Key words: conflict, teenager, strategies of behavior,solution.

. AncupovA.Ja. Profilaktika konfliktov v shkol’nom kollektive. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003. (B-ka shkol’nogo psihologa).

. AncupovA.Ja., Monahova K.V. Ocenka mezhlichnostnyh otnoshenij v gruppe // Akmeologija. 2011. № 2 (38). S. 58-70.

. Grebenjuk O.S. Obshhaja pedagogika: Kurslekcij. Kaliningrad: Kaliningr. un-t, 1996.

. Dragunova T.V. Problema konflikta v podrostkovom vozraste // Psihologija podrostka: Hrestomatija / Sost. Ju.I. Frolov. M., 1997.

. PlatonovJu.P. Psihologija konfliktnogo povedenija. SPb: Rech’, 2009.

. Psihologicheskij slovar’ / Pod obshhej nauch. red. P.S. Gurevicha. M.: Olma Media Grupp, Olma Press Obrazovanie, 2007.

29.11.2019 17:42:00

Конфликты подростков и родителей. Что делать?

Известно, что конфликт ребенок – родитель часто накладывает отпечаток на все дальнейшие взаимоотношения родителей и уже взрослых детей. Основные причины конфликтов родителей и детей – это взаимное непонимание и обиды. А поиски виновных в конфликтной ситуации часто приводят только к ее обострению.

Подростки больше живут на эмоциях, чем на рациональном понимании ситуации. А взрослые – на то и взрослые, что лучше себя способны контролировать.

Существует несколько основных правил поведения в конфликтной ситуации, которые необходимо соблюдать, разумеется, если вы хотите ее разрешить или хотя бы сгладить.

Не переходите на личность. Мы часто в конфликтах оцениваем личность человека, а не его конкретные действия. Подростки особенно к этому чувствительны. Как только мы задеваем личность, так сразу же срабатывают механизмы психологической защиты. Поэтому необходимо исключить оценочные слова, задевающие личность подростка. Оценивать следует только поступки или их результаты. Причем не обращаться к прошлому, а зафиксировать ситуацию в настоящем времени и перейти к решению вопроса в будущем.

Конкретность. Необходимо избегать обобщений, полностью исключить слова: ты постоянно…, ты все время…, ты каждый раз… и т.п. Использование в сочетании с переходом на личность может сыграть роль внушения, закрепления каких-то негативных качеств на всю жизнь. И уже взрослый человек живет с чувством обиды на родителей или воспроизводит те самые негативные характеристики, которыми его «наградили» родители.

Всегда обсуждайте с подростком только то, что произошло «здесь и сейчас». Не надо вспоминать прошлое или прогнозировать далекое будущее, этим вы только подольете масло в пламя конфликта.

Понятность. Старайтесь говорить с подростком на понятном ему языке. Взрослые часто это правило не соблюдают, используя слова и выражения, которые могут быть непонятны или иметь неоднозначный смысл.

Передавайте свои чувства и эмоции. Никогда не пытайтесь решить конфликтную ситуацию на негативных эмоциях. Не имеет смысла, только хуже сделаете. Не можете сразу успокоиться? Так отложите на некоторое время разговор, «придите в себя». Всегда необходима спокойная интонация. Говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации.

Старайтесь услышать и понять. Постарайтесь понять интересы и чувства другого, услышать, что до вас хотят донести. Понять – не значит принять или оправдать, но, прежде чем сформировать или высказать свое мнение, надо разобраться в том, что подросток чувствует, переживает или подразумевает.

Большинство конфликтов родителей и детей происходят из-за нежелания сторон слушать и понимать. Пожалуй, это основное правило в успешном разрешении конфликтов между родителями и подростком, но и самое трудное. «Наша самая большая ошибка в том, что мы не слушаем, чтобы понять. Мы слушаем, чтобы ответить».

Если ваш ребенок-подросток почувствует, что вы на него «наезжаете» или «давите», то это может спровоцировать его уход в защиту – от агрессии до полного игнорирования ваших слов. Не стоит ожидать сиюминутного успеха. Быстрых изменений в человеческих отношений не бывает. Ведь конфликты подростков и родителей имеют свою историю, и подростку нужно время, чтобы перестроиться, отказаться от уже сложившихся стереотипов поведения и эмоциональных реакций.

Любовь Прохорова

Конфликты среди подростков
Причины и способы разрешения

Прежде всего, надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:

• Борьба за лидерство:

• Ущемление достоинства или амбиций одного из детей;

• Неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо «выручать»:

Психологическая несовместимость;

• Примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует конфронтацию.

Динамика конфликта складывается из трёх основных стадий:

• Нарастания (стадия I)

• Реализации (стадия II)

• Затухания (стадия III)

Успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно на стадии её возникновения. Один из эффективных способов «Блокировки» конфликта —

переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметной деятельности. Научить слышать другого человека и анализировать свои поступки

УДК 37.015.324.2

Григорьева Галина Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия, gala.grig@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Galina E. Grigorieva

Candidate of Pedagogical Sciences

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, gala.grig@mail.ru

TECHNOLOGY CONFLICT RESOLUTION IN THE TEENAGE GROUP

SECONDARY SCHOOL

Аннотация. В статье поднимается проблема межличностных конфликтов старших подростков в условиях современной средней школы. Предложена модель воспитательной технологии предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, направленной на формирование таких качеств личности, как конфликтность и самостоятельность.

Ключевые слова: подростки; межличностный конфликт; конструктивное разрешение конфликта; отношение; уровень самостоятельности; уровень конфликтности.

Современная общеобразовательная школа — социальный институт, который в силу различных объективных и субъективных факторов зачастую является высококонфликтогенным социальным институтом. Конфликты, возникающие в школьной среде, многоплановы, происходят часто и зачастую развиваются деструктивно. Пожалуй, нет детей, родителей и педагогов,

© Григорьева Г.Е., 2014

которые бы не желали изменить деструктивность конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения и воспитания в школе.

Особенно сложными оказываются межличностные столкновения между детьми, в частности, между подростками — в возрасте, который традиционно считается психологами и педагогами как наиболее противоречивый и конфликтный. Лишь незначительное число учащихся получают помощь школьного психолога или учителя в случае возникновения коллизий со сверстниками. Выбор деструктивных способов поведения в конфликте закрепляет в сознании ребёнка негативное отношение к конфликту и привычку действовать по деструктивным моделям в течение всей жизни. Формирование потребности в кооперации и умений конструктивно действовать в ситуации конфликта остаётся проблемой, недостаточно разработанной в педагогической теории и практике воспитания.

Определим конфликт как закономерную фазу развития межличностных или групповых отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов. Конфликт, в отличие от конфликтной ситуации, всегда осознаётся его участниками. При этом участники конфликта испытывают нервно-психическое напряжение и предпринимают объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте имеют ряд особенностей. Специфичны причины их возникновения, динамика и возможности педагогической коррекции.

Анализ наиболее частых причин подростковых конфликтов демонстрирует следующее:

— высокая частота конфликтных взаимодействий в подростковом возрасте обусловлена физиологическими, психологическими и социокультурными особенностями данного периода онтогенеза;

— особую социальную значимость приобретает физиологическая зрелость, которая выступает одним из факторов социализации подростка, формирует самооценку личности, что обусловливает ее влияние на поведение школьника в ситуации конфликта;

— активная индивидуализация, происходящая в процессе социализации, обусловливает возникновение множественных конфликтов в подростковом возрасте; с другой стороны, все возрастающая значимость интеграции в группу создает основу для их урегулирования, в силу чего период отрочества благоприятен для становления конфликтологической компетентности;

— в подростковой среде особенно ценится сформированность самостоятельности: наличие этого качества в структуре личности является

признаком взрослости; подростки с более высоким уровнем воспитанности самостоятельности имеют более высокий социометрический статус в группе;

— в основе межличностных и групповых столкновений часто лежит расхождение представлений подростков о том, что означает «быть взрослым и самостоятельным».

Исследование динамики межличностных конфликтов подростков в школьной среде показывает, что избираемый подростками способ поведения в конфликте обусловлен уровнем воспитанности самостоятельности . Учащиеся с высоким и средним уровнями воспитанности самостоятельности преимущественно избирают конструктивные тактики разрешения конфликтов: компромисс и сотрудничество. Учащиеся с нулевым и низким уровнями сформированности самостоятельности предпочитают деструктивные тактики: избегание, приспособление и соперничество.

Поскольку самостоятельность выступает фактором предупреждения и разрешения конфликтов, воспитательная работа в классных коллективах, ориентированная на предупреждение и разрешение конфликтов, подчинена задаче формирования у школьников высокого уровня самостоятельности.

Переходя к вопросу о воспитательной технологии, ориентированной на формирование умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, зададимся вопросом, насколько целесообразна подобная технология в условиях общеобразовательных учреждений. Можно предположить, что разнообразие причин и типов конфликтных ситуаций настолько велико, а поведение личности настолько индивидуально, что стоит ограничиться своевременным урегулированием конкретных конфликтных ситуаций в момент их зарождения или развития. Однако исследования конфликтного взаимодействия в его полной динамике и конфликтности как личностного образования однозначно приводят к выводу о существовании закономерностей конфликта как процесса и возможности педагогической коррекции стратегий конфликтного поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то что динамика конфликтов всегда разнообразна, большинство межличностных конфликтов развиваются по формуле: конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент = конфликт. Следовательно, для разрешения конфликта необходимо, после осознания ситуации общения как конфликтной, исчерпать инцидент и устранить конфликтную ситуацию, скорректировав действия участников конфликта . Однако устранение единичных инцидентов и фрагментарное решение конфликтных ситуаций без воспитания личностей субъектов взаимодействия представляется неэффективным способом разрешения конфликтов: человек, не умеющий своевременно и конструктивно разрешать

противоречия, постоянно генерирует вокруг себя новые конфликтные ситуации, не разрешая старые. Умение своевременно спрогнозировать назревающий конфликт и предупредить его — умение более сложное. Предупредить конфликт — значит разрешить противоречие, лежащее в его основе, на ранней стадии, до возникновения инцидента. Безусловно, в процессе взаимодействия субъекты должны стремиться предупредить столкновение, что возможно в случае, если человек может прогнозировать развитие конфликта и обладает умениями урегулировать разногласия.

Современная отечественная педагогика рассматривает процесс формирования умений предупреждать и разрешать конфликты как процесс становления конфликтологической и собственно конфликтной компетентности личности (М.В. Башкин, Р.А. Рогожникова, И.С. Почекаева, Н.В. Самсонова и др.). Под конфликтной компетентностью понимаем совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих на основе ценностного отношения к человеку цивилизованно выстраивать межличностное общение и выбирать конструктивные варианты поведения в конфликтных ситуациях. Формирование конфликтной компетентности сопряжено с педагогическим воздействием на такую важнейшую характеристику личности, как конфликтность.

Конфликтность расценивается нами как неотъемлемая, одновременно и деструктивная и конструктивная характеристика личности. Проявление этого качества обусловлено как внешними условиями (социально-политическая и экономическая ситуация в обществе, психологический климат в коллективе, конкретные обстоятельства возникновения конфликтной ситуации и др.), так и внутренними условиями (особенности темперамента и характера, мотивация поступков, уровень воспитанности самостоятельности и др.).

Являясь личностным качеством, конфликтность в процессе жизни человека изменяется. При переходе на новый уровень это качество теряет некоторые признаки и приобретает новые (закон отрицания отрицания). В случае позитивного изменения при переходе на оптимальный уровень конфликтность приобретает новую характеристику — конфликтную компетентность, которая позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями.

Рассматривая конфликтность с точки зрения отношенческого подхода, определим её как интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов.

Соответственно, критерием для выделения уровней конфликтности выступает отношение.

Отношение как интегральное образование имеет три структурных компонента: рациональный (объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте) и поведенческий (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и разрешению конфликтов).

Нами определены структурные компоненты конфликтности, каждый из которых характеризуется показателями, выделенными в ходе исследования . Данные показатели свидетельствуют о степени сформированности той или иной стороны конфликтности и позволяют выделить следующие уровни конфликтности старших подростков.

Примитивный уровень конфликтности. У подростка искажено представление о конструктивном межличностном общении, конфликте и конфликтности. Школьник эмоционально неустойчив. Вступая в конфликт, демонстрирует бедность чувств, не проявляет интереса и эмпатии к людям. Нетерпим к недостаткам и особенностям других людей, агрессивен. Игнорирует точку зрения, цели и интересы окружающих, не считается с мнением коллектива. Использует множество конфликтогенных факторов, особенно в общении со сверстниками, что ведет к эскалации напряженности. Попытки предотвратить открытое столкновение отсутствуют. Подросток, скорее, содействует возникновению конфликтов, демонстрируя низкую культуру общения. Нарушаются границы персонального пространства окружающих, одновременно устанавливаются жесткие границы собственного персонального пространства. Школьника характеризуют соперничество, отказ идти на уступки, отрицание самой возможности урегулировать конфликт через компромисс или сотрудничество.

Элементарный уровень конфликтности. Подросток имеет элементарные суждения о конструктивном межличностном общении, конфликте и конфликтности. Формальный характер суждений. Школьник считается с интересами и мнениями личностно значимых для него людей; общение с ними вызывает положительные эмоции. Потребность конфликтовать с теми людьми, которые не импонируют ему. Подросток редко проявляет терпимость по отношению к окружающим. Эмоционально возбудим, раним, обидчив. Не обладает навыками самоорганизации и саморегуляции в конфликтных ситуациях. Речь и поведение изобилуют конфликтогенами. Подросток сознательно отказывается решать противоречия, лежащие в основе конфликтов.

Уровень соблюдения нейтралитета. Ориентация на бесконфликтное общение. Убеждение, что лучшая политика в процессе взаимодействия с окружающими — «политика невмешательства». В ситуациях конфронтации школьник проявляет равнодушие к переживаниям и проблемам окружающих.

Высокий уровень коммуникативной толерантности. Эмоциональная устойчивость в условиях конфликта относительна: внешнее спокойствие и безразличие к окружающим сопряжено с глубокими внутренними переживаниями. Подросток часто страдает от неуверенности, низкой самооценки и заниженного уровня притязаний. Являясь по своей натуре приспособленцем, в конфликтных ситуациях он часто испытывает желание пойти на любые уступки. Приспосабливается к условиям, диктуемым оппонентами, в ущерб личным интересам. В условиях межличностного конфликта оказывается редко, поскольку любой ценой избегает его. Тактичен и внимателен к людям вне ситуации конфликта.

Адекватный уровень конфликтности. Подросток связывает представление о конфликте и конфликтности с интересами окружающих. В основе общения с людьми лежит нравственное отношение к человеку. Школьник соразмеряет цену конфликта с ценой межличностных отношений. Для подростка характерны высокий уровень общей коммуникативной толерантности и эмоциональная отзывчивость. Переживает положительные эмоции в процессе урегулирования споров и конфликтов. Стремится установить позитивные эмоциональные связи с членами коллектива даже в фазе обострения межличностных отношений. Подросток соблюдает границы личностного пространства членов коллектива. При этом он проявляет достаточную гибкость в установлении параметров собственного персонального пространства и дистанции общения, поэтому частота конфликтных взаимодействий относительно низка. Подросток адекватно реагирует на различные ситуации, целенаправленно манипулирует конфликтогенами. Не допускает эскалации напряженности. Сочетает личные интересы с интересами коллектива на основе осознанного выбора ценностей и норм. Способен занять непримиримую позицию по отношению к тем, кто нарушает права и свободы другого человека.

Оптимальный уровень конфликтности. Подросток осознает необходимость самосовершенствования и формирования гуманистической направленности собственной личности. Школьник способен прогнозировать поведенческие реакции членов коллектива, динамику развития конфликтов, возможные конструктивные пути их урегулирования. Конфликт расценивает как свободу личности, принимая необходимость разрешения противоречий, лежащих в его основе, как личностно ценное. Высокий уровень общей

коммуникативной толерантности. Эмпатическое восприятие человека и отзывчивость в отношениях с людьми. Школьник творчески подходит к каждой конкретной конфликтной ситуации, снимает напряженность во взаимоотношениях, предпочитая тактики компромисса и сотрудничества. Высокая культура общения. Забота об окружающих, их эмоциональном и психическом благополучии. Соотнесение своих действий с интересами других людей. Подросток вносит реальный вклад в гармонизацию отношений в классе. Нередко выступает посредником в урегулировании споров и конфликтов между одноклассниками. В ситуациях конфликта реализует собственную позицию, видит в них возможность саморазвития и развития всего коллектива.

Оптимальный уровень конфликтности свидетельствует о высоком уровне сформированности конфликтологической и конфликтной компетентности. Результаты более поздних исследований показывают, что на таком высоком уровне способность разрешать межличностные конфликты становится действенным ресурсом развития личностного общения с окружающими, в первую очередь со сверстниками.

Сформулируем принципы реализации воспитательной технологии формирования умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы:

— принцип разрешения конфликта на основе феномена детства;

— принцип гармонизации отношений личности и социума в процессе разрешения конфликтов;

— принцип соотнесения стадии идентификации личности с уровнем конфликтности;

— принцип разрешения конфликтов на основе признания нравственных ценностей гражданского общества;

— принцип субъект-субъектной деятельности в разрешении конфликтов;

— принцип самоактуализации личностного потенциала в процессе разрешения конфликтов;

— принцип сочетания педагогического управления с самоуправлением школьников в процессе разрешения конфликтов;

— принцип формирования образовательного пространства, гармонизирующего интересы ребенка и коллектива.

С учетом этих принципов возможно смоделировать воспитательную технологию формирования умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы.

Модель включает в себя 5 этапов воспитательного процесса с учетом стадии идентификации и уровня сформированности самостоятельности

школьников: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и этап самоактуализации.

Воспитание на каждом этапе имеет определенное содержание и осуществляется через соответствующие методы и формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, на демонстрационном этапе воспитательного процесса (нулевой уровень воспитанности самостоятельности, примитивный уровень конфликтности) происходит предъявление образцов предупреждения и разрешения конфликтов через убеждение, разъяснение, требование, беседу, поручения, специальные педагогические ситуации в таких формах, как собрание, инструктаж, консультация, индивидуальная беседа, игра, тренинг и т.п. Успешная реализация демонстрационного этапа формирования умений конструктивно разрешать противоречия выводит подростка на следующий -элементарный — уровень конфликтности.

Ритуальный этап воспитательного процесса (низкий уровень воспитанности самостоятельности, элементарный уровень конфликтности) заключается в формировании элементарных умений предупреждать и конструктивно разрешать межличностные конфликты в классном коллективе. Основными методами работы с подростками на данном этапе являются упражнение и моделирование конфликтных ситуаций, основными формами -КТД, тренинг, ролевая игра. Реализация ритуального этапа выводит ребёнка на следующий уровень конфликтности — уровень соблюдения нейтралитета.

Стереотипный этап (низкий уровень воспитанности самостоятельности, уровень соблюдения нейтралитета в конфликтных ситуациях) ставит задачу создания воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у подростков привычных форм предупреждения и разрешения конфликтов. Основным методом воспитательного процесса остаётся метод моделирования конфликта, но моделировать конфликт возможно уже в полной динамике через такие формы, как ролевая игра, диспут, групповая дискуссия, КТД и др. В результате формируется более «конструктивный» уровень конфликтности -адекватный.

Четвёртый этап воспитательного процесса — этап осознанного выбора (средний уровень воспитанности самостоятельности, адекватный уровень конфликтности), на котором происходит осмысление школьниками социальной и личностной значимости предупреждения и разрешения конфликтов. Основной метод — проект, основные формы работы — арт-упражнения, групповая дискуссия и КТД. Успешная реализация данного этапа формирования умений разрешать противоречия выводит подростка на оптимальный уровень конфликтности.

Наконец, на этапе самоактуализации (высокий уровень воспитанности самостоятельности, оптимальный уровень конфликтности) подросток самостоятельно включается в процесс позитивного разрешения противоречий в коллективе. Основные методы данного этапа — методы самовоспитания, формами могут являться индивидуальная программа совершенствования личности, дневник споров и конфликтов, неформальная спонтанная беседа-диалог и некоторые другие.

Разработанная модель технологии разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы реализована в практической деятельности в соответствии с принципами организации воспитательного процесса в ряде общеобразовательных школ г. Перми.

Список литературы

2. Григорьева Г. Е., Рогожникова Р. А. Конфликт в подростковом возрасте: моногр. — Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. — 186 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. -544 с.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *