Содержание

СИМПТОМЫ зависимости:

  • хорошее настроение или эйфория за компьютером;
  • нежелание отвлекаться от игры;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • забывание об обязанностях, учебе;
  • еда перед компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми;
  • неспособность спланировать окончание игры;
  • потребность в обновлении компьютерных игр.

Отрицательное влияние на физическое здоровье:

  • снижение зрения (миопия, дальнозоркость, синдром «сухого глаза»), иммунитета;
  • головные боли, боли в спине;
  • усталость, бессонница;
  • боль в запястье;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • сутулость.

Отрицательное влияние на психическое самочувствие:

  • дети перестают фантазировать;
  • снижаются некоторые виды памяти, свойства внимания;
  • наблюдается эмоциональная незрелость;
  • раздражительность, перепады настроения;
  • агрессивное поведение.

Симптомы компьютерной зависимости

По мнению американских психологов, на формирование компьютерной зависимости уходит от полугода до года.

1. Бегство в виртуал серьезно деформирует личность, у ребенка исчезает чувство реальности. В реальной же жизни, столкнувшись с препятствиями, ему вряд ли удастся преодолеть их теми же способами, что в играх. Как следствие, возникает замкнутость в себе и в своем виртуальном мире, где все так, как хочет он.

2. Подросток реализует свои силы и способности в виртуальном мире, а личностный рост в мире реальном уходит на задний план.

3. Ребенок ограничивает свой круг общения компьютером.

В результате:
— отсутствие жизненного опыта,
— инфантилизм в решении жизненных вопросов,
— трудности в социальной адаптации.

4. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером.
5. Любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур мозга, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик.

Обратите внимание, если ваш ребенок:
  1. Каждый день, без пропусков, играет на компьютере.
  2. После начала игры теряет чувство времени.
  3. Не хочет оставлять игру незавершенной.
  4. Ест без отрыва от монитора.
  5. Не признает, что слишком много времени проводит за игрой на компьютере.
  6. Не прекращает игру, если достигает какой-то уровень сложности, идет дальше.
  7. Сравнивает свои результаты со старыми, гордиться этим, сообщает об этом всем, кому только можно.
  8. Играет в разгар работы.
  9. Как только члены семьи направляются из дома, бросается к компьютеру и с чувством облегчения начинает играть.
Прежде всего, последствием долгих игр является
  • эмоциональное и нервное напряжение ребенка, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия.
  • Другое наблюдение – дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.
  • Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, хуже работают некоторые виды памяти.
  • Наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, инфантилизм.

Список использованной литературы

Детей у отца Илии Зубрия и матушки Нины восемь. Старший поступил в институт, второй сын, Денис, учится в одиннадцатом классе, Ираида – в восьмом, Василиса – в седьмом, Серафим перешел во второй класс, Нике – шесть лет, Анфисе – два годика, а Матфей родился совсем недавно – в августе.

А при этом на батюшке, помимо дел на приходе храма Иоанна Богослова в селе Богословское-Могильцы, где он настоятель, – занятия и работа в православной школе-пансионе «Плесково», где он преподаватель Закона Божия и заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию, а также руководство детско-юношеским клубом «Подсолнух».

О том, как успевать быть отцом, можно ли детям играть в компьютерные игры и ходить на концерты «System of a Down», о клубе «Подсолнух» и о самом важном в семье отец Илия рассказал «Бате».

«Учительские» дети

— Вам удается как-то участвовать в воспитании своих детей? Вы ведь и настоятель храма, и работаете в школе… А часто бывает, что «учительские» дети самые заброшенные.

— Если честно, я считаю себя не очень хорошим отцом. Мне навсегда запомнился момент рукоположения, когда епископ Филарет, ректор Московской Духовной академии и семинарии, снял обручальное кольцо с моего пальца и положил к Распятию на Престоле. С одной стороны, главное дело священника — это служение Богу и Церкви, но с другой стороны, никто не снимает ответственности со священника за его домашних. И если бы не дар Божий в виде свербящего чувства ответственности за семью, я был бы еще худшим папой.

Конечно, стараюсь помогать матушке, хотя не всегда получается так, как хотелось бы. Недавно услышал (случайно, это она не мне говорила): «Я не представляю, как бы я без бати детей воспитывала». Значит, что-то удается мне в этом направлении.

Сразу хочу сказать, что никаких теоретических советов по воспитанию давать не люблю, кроме «железных», выстраданных личным опытом. Наверное, когда у нас вырастут хорошие внуки, тогда я смогу с чистой совестью что-то советовать.

Первый отцовский страх

— Хорошо, а могли бы Вы просто поделиться опытом? Когда у вас только родился первенец, Вы помогали супруге или это все-таки немужское дело – возиться с младенцами?

— Мы с матушкой из многодетных семей, но я был первым ребенком (всего нас было пятеро), а супруга моя — последним, поэтому первые полгода, когда родился первенец, я был таким наставником у своей матушки – учил ее пеленать, купать и так далее…

Из Интернет-дневника отца Илии:

Если вам предстоит покормить ребятенка возрастом около года, я не знаю, что вам может помочь, если конечно, у вас в запасе нет волшебной маминой сиси)).

Никакая физическая подготовка не поможет вам предугадать, куда в очередную минуту будет направлен «удар цапли», который выбьет из рук ложку и расплескаает кашу по кофтам и брюкам. Высший пилотаж, это — отвлекающий маневр с улыбкой до ушей, с размякшим от нежности папашей и… обе руки в тарелке, сжимая и разжимая ладошки…

Люблю тебя, доча!!))

— Значит Вам повезло, у Вас был такой опыт, а многие отцы, когда у них рождается первый малыш, его боятся – маленький, хрупкий и все время плачет. Что же им делать? Может быть, не надо себя пересиливать и подождать, когда младенец подрастет?

— Можно и ждать, но не будет ли это твое упущенное время? Да и привыкнуть к такому бездействию можно. Дети очень быстро растут. Если изначально отворачиваться от своего ребенка, то не получится ли потом так, что ты сто причин найдешь, только бы не пойти с ним на рыбалку или выполнить данное обещание?

Да, сложно, он кричит иногда. Мы с первым ребенком впервые заснули нормально, только когда ему исполнилось семь месяцев. Да, мужчины так устроены, что им может быть сначала страшно взять младенца на руки. Но если себя пересиливать, настраивать на помощь супруге, на общение с младенцем, то увидишь маленькие минуты настоящей радости после усилий.

Вот помыл ты ребенка, поменял ему подгузник, вытер сопли, совсем не мужскую работу вроде бы сделал – а на душе хорошо.

Психология маленьких дел

— Есть ли в Вашей семье особенные традиции?

— Каких-то особенных, экзотических традиций нет. Стараемся всегда, каждый день ужинать вместе. Все садимся за стол, младшие друг друга перекрикивают, перебивают старших, а мы объясняем им, как себя вести, общаемся, новостями обмениваемся, а после ужина, пока народ не разбежался, стараемся все вместе сразу встать на молитву.

Малыши полное правило не выдерживают, а старшие читают. Если была всенощная, то не читаем полностью молитвы, а только Серафимово правило.

Летом каждый вечер ходим на пруд купаться. Ходим все вместе в походы. Вместе смотрим фильмы.

На Рождество — колядки. После ночной службы отдыхаем, а вечером едем по знакомым колядовать. На зимнего святителя Николая есть традиция сапожка. Дети готовят друг другу подарки и в ночь с восемнадцатого на девятнадцатое декабря, кладут их в ботинки, в валенки. Им это очень нравится.

— Когда у Вас есть свободное время, как вы его с детьми проводите?

— Когда прихожу после службы, стараюсь немного поиграть или почитать что-нибудь. В воскресенье вечером можно погонять в футбол иди поиграть в настольный теннис.

Думаю, ребенок не должен видеть отца, только когда он отдыхает. Получается, если отец трудится на работе, кормит и одевает ребенка, а дома только отдыхает, то ребенок и воспринимает потом отца как не имеющего отношения к его внутреннему миру человека.

В семье работает психология маленьких дел. Когда не один раз в полгода ты свозил ребенка в поход, на экскурсию, или на карусели, а каждый день, понемногу – поиграл, порисовал, сложил домик, да просто полежал с ним в одной комнате, не прогоняя. Такое простое общение создает у ребенка уверенность, что папа рядом, что он за надежной стеной, и на характере это сказывается.

Карлсон, компьютерные игры и «System of a Down»

— А что Вы детям сейчас читаете?

— В последнее время младшим читаю Евангелие, на русском языке, в Синодальном переводе. Я сначала опасался, что будет трудно, но слушают с большим интересом. Недавно читали Сетона-Томпсона. Мальчики любят военную тематику.

— А как относитесь, например, к Карлсону? Некоторые считают, что «нельзя такое читать».

— Я считаю, что читать можно все, кроме абсолютно безнравственного и бессмысленного. Можно же все с детьми обсудить, все объяснить. Надо с рассуждением подходить.

В прошлом году в Москве выступала группа «System of a Down», старший просил разрешения поехать на концерт с друзьями. Поначалу я очень не хотел его отпускать, но потом, помолившись, прослушал один альбом, почитал тексты, подумал, что сейчас все-таки рок-концерты проходят цивилизованней, чем раньше, поэтому отпустил. Человек был очень рад, вернулся благополучно, благодарил.

— И компьютерные игры тоже разрешаете?

— Не все, и достаточно редко. И если нет претензий к ним по учебе, обязанностям и поведению. Стратегии — «Казаки», «Война и мир», спортивные симуляторы, например.

По-хорошему, отец должен сам попробовать игры, в которые собирается играть ребенок, сесть и погонять немножко, а потом решить: вредно – не вредно.

Младший иногда играет один футбольный матч утром, один вечером, минут по пятнадцать. Старшие ему настраивают по его просьбе и за ним присматривают.

— Какой у вас стиль воспитания – демократичный или строгий?

— Не знаю, как самому об этом судить, но посторонние говорят, что строгий. Я так не считаю, мне кажется, что, скорее, демократично-требовательный. Очень важна последовательность этих требований.

Разделение обязанностей

— Как у вас в семье распределяются обязанности?

— Есть график, который дети соблюдают, утром один убирает со стола, подметает и моет полы на кухне, загружает посуду в посудомоечную машину, в обед — второй, вечером — третий. Сначала бывали сбои, даже случаи спекуляций, но хорошо, что вовремя заметил и поговорил.

Из Интернет-дневника отца Илии:

К Рождеству готовимся. Генеральная уборка в доме. После службы разбираю кабинетные завалы. Одна из операций очень привычная: выравнивание книг в одну линию на нижних полках всех шкафах. Это младшая доча, приходя к папе, первым делом проходится вдоль и ручонками задвигает книги во внутрь)). При этом оочень довольная))

В детский сад дети у нас не ходили. Помощников постоянных тоже никогда не было. Иногда помогала одна прихожанка, но редко. Поэтому сначала я помогал жене по дому, и мы особо не делили обязанности на мужские и женские. Потом старшие дети стали помогать. Сейчас вот двухлетней Анфисой по большому счету занимаются старшие сестры. Они ее моют, купают, кормят, одевают, выбирают наряды, делают прически.

Отец отвечает за уклад (или хотя бы за подобие уклада, имею в виду не армейские казарменные рамки, а скелет, на который все нанизывается). Он заботится о распорядке – когда подъем у детей, когда у них полезный труд, когда поход в церковь, как обустроить досуг.

А более тонкие материи – это уже мама. Девочками, мне кажется, вообще должна заниматься преимущественно мама, особенно лет с двенадцати.

— А когда только одна мама воспитывает мальчиков, это нехорошо?

— Это совершенно жуткое явление, когда отец считает, что он добытчик, а все остальное его не касается. Дома детей воспитывает мама, в саду воспитательница, в школе учительницы. Получается, что до самой женитьбы у молодого человека только женское воспитание. Поведение и характер тоже будут соответствующие.

Да вы на родительские собрания посмотрите, кто приходит – бабушки, дедушки, мамы. Отцов единицы.

«Крепкая рука»

— Как вы наказываете детей?

— Наказания – это очень сложная тема, но наказывать детей надо. Есть поступки непроизвольные, когда ребенок бежал, опрокинул вазу, разбил, сам ударился, значит, надо его пожалеть, а вазу убрать на другое место.

А если маленький ребенок сидит за столом и специально бросает ложку, вилку и смотрит на реакцию взрослых, несколько раз ему сказали перестать, слов не слышит – ну, значит, надо шлепнуть по попке.

Вообще, это сложная тема. Все зависит оттого, насколько отец уверен в себе, насколько он чувствует, будет ли от наказания польза.

Что применимо для детей всех возрастов – лишение каких-то удовольствий. Ребенок провинился, а он любит играть в футбол – забудь на время про футбол.

— А у вас дети дома дерутся?

— Всякое бывает. Идеализировать священническую семью и думать, что там ангелы поют, можно только от недостатка соприкосновения со священническим бытом. И дерутся, и все бывает.

Недавно старший сын сообщил, что младший матом поругивается, употребляя «к месту» одно словечко. Стали разбираться, оказалось, что пошел играть в футбол и услышал, как взрослые дяди ругались. Стали беседовать, двадцать минут разговаривали, надеюсь, что он что-то понял…

Господи, сохрани наших детей!

— В одном интервью с многодетной мамой я прочитала такую фразу: «Дети и собаки любят крепкую руку». Некоторых моих знакомых такие слова возмутили. А вы с таким утверждением согласны?

По одной фразе сложно понять, что именно она имела в виду. У каждого в семье свой порядок, и мы не знаем, как он работает, поэтому со стороны сложно судить, что правильно, а что нет.

Насчет «крепкой руки» — по своему опыту я вижу, что детям важно иметь поведенческие рамки, распорядок дня, график.

Например, недавно я выговаривал сыну за то, что он не успел сделать работу (старшие дети у меня каждое лето работают при храме), а он сказал: «В прошлом году у нас был четкий график, было ясно, когда подъем и отбой, какой фронт работ, мы больше успевали сделать, а сейчас без режима мне собраться сложно». А это уже была моя вина.

Дети любят понятность. И соответственно, когда они видят, где и на каком этапе нужно их участие, они к этому нормально относятся.

Вообще это важно — обсуждать планы на завтра. К разговору о традициях: можно сказать, что у нас есть еще одна традиция — обсуждать планы на ближайший день. Если дети просыпаются, и день не распланирован, то получается сумбур. А если с вечера все проговорить, они уже просыпаются с рабочим настроем.

Плата за работу

— Вы сказали, что нанимаете своих старших детей на работу? И деньги им платите? А что они делают?

— Делают все что угодно. Есть список работ, сейчас вот днище у лодки обрабатывают и красят. До этого ямы копали под столбы. А еще раньше мы с ними всю неделю дрова пилили. Работы полно.

Летом они работают с 10.00 до 15.00. Они ведут сами ведомости, что сделали за лето. В конце августа приходят и получают зарплату, расписываясь за полученные деньги.

— А посуду они не моют за деньги?

— Нет, это разные виды работы. Есть работа по дому, по долгу, есть работа по необходимости, есть работа в удовольствие, а есть труд, за который можно получить вознаграждение. Помыть посуду за собой и близкими – это твоя обязанность, ты же живешь в этом доме.

Также и за отметки я считаю нельзя платить. Насколько видно по некоторым детям в школе, плата родителей за отметки ни к чему хорошему не приводит.

Из Интернет-дневника отца Илии:

Из летней трудовой ведомости второклассника:

1. …

2. Работал в подполье.

4. …

5. Собирал бамбук.

6. …

7. По приказу начальника нянчил Анфису.

8. …

Толкование:

*Работать в подполье — работать в подполе, разбирая прогнившие «черные» полы.

*Собирать бамбук — убирать после покоса странное высокое растение с твердым стеблем.

*Начальника — это папа резко менял запланированный фронт работ из-за производственной необходимости.

«Подсолнух»: Труд, молитва, радость

Детско-юношеский клуб «Подсолнух» существует с 1998 года и объединяет детей и родителей. Встречи проходят по воскресеньям. Деятельность условно разделена на четыре составляющих: Литургия, учебные занятия, спорт и походы.

— Отец Илия, чем занимаются ребята в клубе «Подсолнух»? И вообще, рядом с храмом всего один жилой пятиэтажный дом – откуда берутся в клубе дети?

— У нас были разные занятия: и основы компьютерной грамотности, когда компьютеры только пошли, и резьба по дереву, и плотницкое дело. После литургии завтрак, и старшие уходят на футбол. У девочек в это время домоводство, художественный труд. Есть театральная студия.

Все занятия ведут прихожане, они сами родители и хорошие педагоги с образованием. Наша община – это не только жители Могилец. Прихожане едут к нам из окрестных поселков и городов: Лесного, Красноармейска, Софрино, кто-то из Москвы.

В конце своих занятий все приходят ко мне на Закон Божий. Мы читаем Евангелие, смотрим фильмы, разбираем, хотя бывает непросто – так как собираются дети очень разного возраста.

Со старшими детьми, лет с пятнадцати, очень сложно, особенно в тех семьях, где родители в храм не ходят. Я вижу, что только благодаря костяку из детей нашей семьи что-то еще держится.

– Одно из направлений клуба – туризм…

— Скорее, не туризм, а реставрация памятников архитектуры – такова наша концептуальная задумка.

Начинали мы в 1998 году с тех храмов, что в нашей округе. Первые наши выезды были в храм великомученика Георгия в Алешино. Рано утром приезжали, поздно вечером уезжали, дети тогда были еще маленькие, до 10 лет.

— А что может делать ребенок до десяти лет? Только мешать, наверное?

— Нет, он может не так уж и мало, надо только работу правильную задавать. Дети тогда носили мусор, сметали его в кучи, чистили подсвечники. Кто что может делать, тот и делает – если маленький ребенок, можно носить маленькие кирпичики, кто покрепче – копать может. Уравниловки не было.

Потом в Софрино мы впервые организовали выезд с ночевкой, там были дети по 14-17 лет, расчищали парк в усадьбе, где стоял храм. Мы несколько раз туда ездили: жили на берегу озера, купались, ну, и труд с молитвой в первую очередь.

Много выезжали работать в храмы Пушкинского района – в село Пушкино, в Артемово. Несколько раз бывали в Орехово-Зуево, четыре раза в Переславле-Залесском, в Никитском монастыре. В Ярославле были, готовили к тысячелетию город, в Кашине в Николо-Клобуковском монастыре. В прошлом году ходили пешком в Лавру преподобного Сергия, в этом году пешком дошли до деревни Васюково, там освящали источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона и устанавливали на лесном холме большой поклонный крест.

— А как возможно организовать такой большой коллектив?

— Любая поездка планируется заранее. Приезжаешь, разговариваешь с игуменьей, где жить, чем питаться. Если едет сорок детей, то с родителями это уже семьдесят человек. Родители объединяются в отдельный рабочий отряд. Все дети в разновозрастных отрядах, у каждого – свой воспитатель (у которого нет своих детей в этом отряде). Работаем, в течение смены проводим спартакиаду, обязательно есть культурная, краеведческая составляющая.

Но, конечно, сложно. Я ищу администратора-помощника, которого пока нет. Помощников искренних много, а вождей нет. А если есть, то по семейно-рабочим причинам работать системно не могут. Вот и ждут все батюшку, а у него не всегда все со временем ладно, из-за занятости по школе.

— А не жалуются дети, что каждый год вкалывать надо, опять таскать эти кирпичи?

— Да какие жалобы – они из квартиры вышли на воздух, радуются! Работу надо по силам подбирать, тогда им не будет тяжело.

Но одна проблема есть: детям важно потрогать результат своих трудов, а вот с этим в монастырях сложно. Поработал такой улей, много всего сделано, но результат не всегда виден. Вот весной мы делали скворечники – сколотили, к вечеру повесили. Дети ходят радостные, в восторге. А когда большой объем работы, то увидеть результат сложно.

— И как, получается удержать подростков в Церкви? Или с началом переходного возраста они из клуба уходят?

— Наш опыт показывает, что остаются те дети, родители которых вместе с ними ходят в храм, вместе ездят в поездки. Многие уходят. Но утешаю себя словами Иоанна Златоуста, что бесследно ничего не проходит, надеюсь, что у них в душе осталось что-то от наших поездок, бесед, и оно со временем прорастет.

Жить семьей

— Отец Илия, в самом начале разговора Вы сказали, что советовать не считаете себя в праве. Можно попросить Вас не советовать, а пожелать. Что бы Вы хотели пожелать молодым отцам или молодым людям, которые в будущем станут отцами?

— Жить семьей.

Есть такая история про священника, который после семинарии был назначен настоятелем, и надо было ему разрушенный храм восстанавливать. Матушка у него молодая, красивая, а он ушел весь в стройку. Она обед готовит, он не приезжает домой, времени нет. Несколько месяцев прошло, год, ребенок родился. Батюшки дома почти никогда нет. Дело дошло почти до развода.

Матушка говорит: «Поехали к духовнику». Батюшка с готовностью согласился, он же благое дело делает. Поехали они к старцу Иоанну Крестьянкину. Ну, и батюшка там хорошо получил. Отец Иоанн объяснил ему, что никакие высокие цели не оправданы, если семья запущена. А если семье уделять время и внимание, то Господь даст то, чего недостает. В том числе и материальный достаток.

А иногда и материальным надо пожертвовать, чтобы больше времени отдать семье. Потому что, ну, что такое достаток — его же никогда не будет хватать. А там посмотришь, годы прошли, здоровье подорвано, достаток есть, но душу не радует, в тупике человек.

Поэтому желаю всем отцам жить своей семьей, не отдаляться и всей душой в свою семью вкладываться.

Что такое компьютерная зависимость?

Половина жителей Еавропы тратить больше 30 часов в неделю на компьютерные игры. Часто бывает так, что сами зависимые или их родственники не могут распознать, что это именно зависимость. Статистика утверждает, что те, кто тратят слишком много времени на игры, чаще страдают от бессонницы, имеют нарушения поведения или социальные проблемы. Но что именно понимается под «зависимостью»?

Медики на своём профессиональном языке описывают компьютерную зависимость, как «патологическое использование компьютеров» — то есть болезненную потребность в ПК. Кроме того, по уровню выраженности зависимости, различают разные ее степени. Следующая дифференция проходит по типу объекта зависимости: компьютерные игры, интернет, онлайн-порнография или социальные сети.

Люди считаются зависимыми в том случае, когда компьютерные игры оказывают существенное влияние на их повседневную жизнь. Это происходит не по их желанию, а потому что по-другому они не могут. Такое компульсивное поведение заставляет зависимого пренебрегать друзьями, семьей, школой, учебой или работой.

К играм, особенно часто вызывающим зависимость, относят так многопользовательские ролевые онлайн-игры (MMORPG). В них игроки часто сражаются в одиночку или с группой таких же приключенцев. ММОРПГ постоянно предлагают новые задания, а игрок всё время находится под психологическим давлением, боясь что-нибудь пропустить.

Симптомы зависимости от компьютерных игр

Зависимость от компьютерных игр — ­это болезнь, которую необходимо воспринимать всерьез. Зависимый человек уже не способен контролировать то, как и сколько он использует компьютер. Американская психиатрическая ассоциация (American Psychiatric Association) разработала девять критериев, помогающих лучше распознать компьютерную зависимость. Если вы обнаружите у себя не менее пяти из следующих девяти признаков, вам следует обратиться к врачу.

  1. Человек почти всё время проводит за онлайн-играми. Если зависимый по какой-то причине не может играть, то его мысли вращаются только вокруг игры.
  2. Пребывание вдали от компьютерной игры вызывает симптомы отмены («ломку»), такие как раздражительность, нервозность, тоску или беспокойство.
  3. Зависимый толерантно относится к своей потребности всё больше времени проводить за компьютерными играми — считает, что это нормально, тратить время на свое увлечение компьютером.
  4. Он скрывает от друзей, членов семьи и терапевтов фактическую степень своей игровой зависимости.
  5. Он использует компьютерную игру, чтобы «сбросить» негативные эмоции, такие как страх, вина или беспомощность.
  6. Интерес к предыдущим увлечениям или социальным контактам снижается или полностью теряется, когда он увлечен игрой.
  7. Даже в том случае, когда зависимый видит свои психосоциальные проблемы, он все равно продолжает играть чрезмерно много.
  8. Все попытки уменьшить время, проводимое за играми, безуспешны.
  9. Последний симптом игровой зависимости — риск того, что зависимый полностью погрузится в компьютерные игры. Это грозит обрывом контактов с семьей и друзьями. Или даже потерей места учёбы или работы.

Причины зависимости от компьютерных игр

Зачастую нелегко понять, является ли кто-то зависимым от компьютерных игр. Но симптомы компьютерной похожи на симптомы других зависимостей. Зависимые часто с головой уходят в компьютерные игры, чтобы справиться со стрессом. Особенности личности и социального окружения, конечно, тоже играют серьёзную роль. Люди, склонные к депрессиям или чрезвычайно застенчивые, отвлекаясь на игры, забывают о своей хандре и неуверенности.

Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью быстрее становятся зависимыми. Люди с низкой самооценкой находят признание в виртуальном мире, для них это способ интеграции, которой им не хватает в реальности.

Причины возникновения зависимости также могут иметь нейробиологический характер. Чрезмерно длительный процесс игры вызывает те же физиологические процессы в мозге, что и алкогольная зависимость. Кроме того, игры привлекают своей опасной системой вознаграждения, которая стимулирует мозг, заставляя играть всё больше.

26.09.2019
ЗОЖ

Компьютерная зависимость — сетеголизм

Считается, что это заболевание поражает преимущественно подростков и людей в возрасте до 35 лет, но известны данные, что от нее страдают и те, кому уже за 50. Психологи и социологи бьют тревогу, ведь данный недуг опасен, поэтому важно знать, какие симптомы говорят о его наличии и как избавиться от подобной проблемы.

Признаки зависимости от компьютера

Специалисты утверждают, что вероятность пострадать от данного заболевания есть у всех, кто посвящает видеоиграм и интернет-развлечениям более 2-4 часов в день.

На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу. К данным симптомам относятся:

— Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.

— Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.

— Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.

— Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.

К чему приводит компьютерная зависимость?

Последствия возникновения этого заболевания самые печальные. Негативные изменения проявляются не только в социальной жизни, но и в карьере, физиологическом уровне.

Вредная привычка компьютерная зависимость провоцирует появление туннельного синдрома, головных болей, неприятных ощущений в области лопаток и мышцах шеи. Болезнь способствует развитию комплексов неполноценности, неуверенности в себе, отказа от выполнения рабочих обязанностей.

Все это приводит к тому, что человек теряет свою жизнь, включая перспективы и возможность завести семью, построить карьеру.

Профилактика компьютерной зависимости

Не допустить развития проблемы помогут простые действия. Борьба с компьютерной зависимостью начинается с того, что близкие люди должны делать все, чтобы человек чувствовал себя комфортно и счастливо не только он-лайн.

Совместные прогулки, занятия спортом, беседы и наличие семейных традиций – все это относится к профилактическим действиям. Не менее важно установить время ограничения использования интернета, делается это при помощи специальных программ или по договоренности между партнерами или детьми и родителями.

Подготовлено управлением информационной и аналитической работы администрации Георгиевского городского округа

Дата изменения: 26.09.2019 14:47:59
Количество показов: 635

Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  • Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
  • Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в «реале». Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
  • Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места мира.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Кто больше зависим от игр на компьютере?

  • Дети тех родителей, которые мало бывают дома, дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
  • Самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст — это 12-15 лет.
  • Мальчики. По статистике на одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Опасность компьютерной зависимости

Вам, уважаемые родители и педагоги, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. И по большому счету, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?

Несколько фактов

  1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
  2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
  3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
  4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли,
  • повышенная утомляемость,
  • бессонница,
  • боли в спине,
  • туннельный синдром (боли в запястье).

Но что же делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Как уберечь ребенка от зависимости?

К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
  13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
  17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
  18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Использованные ресурсы:

Об авторе: Силантьева Татьяна Георгиевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области». Фото: Елена Чулихина.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *