В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией матери Казанская. Известно, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанская. Он существовал до 1779 года. Но потом храм сгорел, а новую церковь строить не разрешили.
Православные верующие горевали и молились ко Господу о созидании нового храма, так как им приходилось ездить на богослужения в другие села, — не все могли сделать это, потому часто оставались без соборной молитвы. Не раз прихожане жаловались на это перед спасенной от пожара Казанской иконой Божией Матери, которую спасли, когда в храме бушевал пожар, и установили в церкви села Фомищево.
Спасенная от пожара Казанская икона Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.
Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы.
Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией Матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе.
Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая.

Храм, в котором в 1855 год была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нем скотный двор, кузнецу, сапожную мастерскую, а 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми была сохранена могила святой Евфросинии.

Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранилось в памяти и предсказания Евфросинии, что на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И.М. Суриков в 1911 г. написал: «Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы».

В 1993 году началось строительство каменного храма на месте сгоревшей Казанской церкви. 16 июля 1995 года, в день блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II учрежден Свято-Казанский женский монастырь.

В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нем над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью. Церковь украшают фрески на сюжеты жития св. Евфросинии Колюпановской.

Программа поездки

23:30 Отъезд из Смоленска

Прибытие в Казанский монастырь. Мощи Евфросинии Колюпановской. Купель.

Посещение мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Калужская Свято-Тихонова пустынь

Прибытие в Смоленск около 23:00

Свято-Казанский монастырь

село Колюпаново Алексинского района

Тульской области

Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II.

История зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. В начале шестнадцатого века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери Казанская. Известно, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанская. Он существовал до 1779 года. Но потом храм сгорел, а новую церковь строить не разрешили.

Православные верующие горевали и молились Господу о создании нового храма. Не раз прихожане жаловались на это перед спасенной от пожара Казанской иконой Божией Матери, которую спасли, когда в храме бушевал пожар, и установили в церкви села Фомищево.

Спасенная от пожара Казанская икона Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в селе новый храм во имя этой же иконы на месте сгоревшего храма.

Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией Матери с большим торжеством было перенесена из дома Бобрищевых-Пушкиных в новый храм и помещена в иконостасе.

Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая.

Святая блаженная Евфросиния Алексинская и Колюпановская

Дни памяти 3 (16) июля и 22 сентября (5 октября) (собор Тульских святых).

Евфросиния – ее монашеское имя. В миру звали ее Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II.

Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. По её рассказам, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского. Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну в Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь.

Игуменья Дионисия милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству Виталии (послушница, а затем монахиня Владычного монастыря) митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини.

Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время — мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканого сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме.

Игуменья Дионисия милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря.

Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время — мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканого сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила вериги — железную цепь на шее с крупным медным крестом. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это её тайна и запретила её разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой.

В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала — «Я хуже собак». В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи её животных, отчего в помещении стоял смрад:

Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе».

При этом летом в жару она топила в своей избе печь, а зимой, наоборот, в её доме стоял холод.

По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию].

Монастырская часовня, которую посещала Евфросиния

На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на иордань на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!».

В период своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу.

В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц — помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой и прожила в нём последние 10 лет своей жизни. Из Владычного монастыря Евфросиния взяла с собой только икону Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем. Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичьей усадьбой, но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни. Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею Причастия.

Духовником Евфросинии стал священник Колюпановской Казанской церкви Павел Просперов. Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке, в которую сажала с собой кошку с собакой. Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью, в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было.

Часовня и купальня на источнике блаженной Евфросинии

Для уединённых молитв Евфросиния выбрала овраг на берегу Оки в окрестностях села. Рядом с протекающей по дну оврага речкой она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила — «Берите воду из моего колодезя — и будете здоровыми».

С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями:

  • исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием (по указанию старицы её вымыли в бане, в печь которой поставили котёл с лошадиным навозом);
  • исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами);
  • помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось).

Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц ей приписывали дар прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белёвскую кафедру епископа Димитрия (Муретова).

Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния», хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаево для встречи с ней.

Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной — она приняла Причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно её последней воле её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды. 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем шесть священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. Её тело погребли под полом трапезной деревянной Казанской церкви.

По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) была сделана надпись: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит».

С 3:40 21 сентября до 3:40 25 сентября закрыт I путь перегона Столбовая — Чехов, а с 5 по 8 и с 12 по 15 октября будет закрыт I путь Чехов — Шарапова Охота. В связи с этим в указанный период с вечера воскресенья до утра пятницы изменено расписание многих электричек Курского направления.

Очень много отмен, в том числе и в «часы пик»! В связи с этим некоторые поезда могут быть переполнены.

Некоторым поездам отменены те или иные остановки, несколько поездов проследует без остановок от Подольска до Москворечья, несколько поездов на Москву проследует без посадки-высадки по ст. Чехов! Также возможны внеплановые отмены остановок из-за опозданий. Одна пара проследует от/до Подольска (вместо Царицыно).

Кроме того, до 18 октября включительно, с вероятным продлением, с 13 до 15 часов (кроме 19 и 20 сентября) нет движения на участке Москва Курская — Дмитровская (в обе стороны). С 10:30 до 16:00 движение на МЦД-2 с увеличенными интервалами.

Первый путь перегона Столбовая — Чехов будет закрыт также в ночи 28/29 сентября — 2/3 октября с 23:10 до 5:20, в связи с этим также много изменений и отмен в поздние вечерние и ранние утренние часы.

Все объявленные к настоящему моменту изменения в расписании Курско-Рижского направления до 30 сентября включительно учтены на Туту.ру, на более поздние даты будут опубликованы позднее.

Паломническая поездка в Колюпаново Тульской области из Москвы занимает 2 часа. Основная достопримечательность этого святого места – женская иноческая обитель во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Главная ее святыня – находящиеся под спудом мощи блаженной Евфросинии Колюпановской.

Экскурсия в Казанский монастырь Тульской области

Казанский – небольшой, очень молодой монастырь, история которого насчитывает чуть более 20 лет. Но место, на котором он возник, имеет давнюю историю. Село известно еще с начала XVI столетия. Уже тогда на берегу Оки был храм Пресвятой Богородицы, посвященный Ее Казанскому образу, по-видимому, деревянный. В 1776 году после удара молнии начался пожар, здание выгорело полностью. Однако верующим удалось спасти икону, которую передали местным помещикам, Бобрищевым-Пушкиным. Паломничество к мощам блаженной Евфросинии Колюпановской – сегодня, пожалуй, самая частая цель поездки в в обитель.

Помещики, хранители Казанской, поспособствовали восстановлению церкви. Освятить ее и перенести туда святой образ удалось уже в 1783 году. Небольшое село и обычный храм долгое время не были известны никому, кроме окрестных жителей. Пока Колюпаново не обрело свою святую.

Основательница

В начале 1850-х годов сюда пришла монахиня, уже 90-летняя старица. Она казалась жителям странной: волосы острижены, часто ходила босая, одежда разорвана. Над юродивой смеялись подростки, да и сама она делала все, чтобы над ней потешались. Называла себя «дурой Евфросинией», неграмотной, не помнящей родства.

Немногие местные жители знали, кем была матушка на самом деле. Кое-что удалось выяснить местному священнику, отцу Павлу Просперову, к которому юродивая часто приходила для духовной беседы. Именно благодаря ему сведения о житии блаженной сохранились до наших дней.
Святая, мирянкой носившая имя Евдокии, вовсе не была неграмотной. Более того, являлась знатной, образованной родственницей князей Вяземских. Окончив основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц, Евдокия стала фрейлиной самой императрицы. Красавицу ждала блестящая придворная жизнь, удачное замужество. Но, познав суету мира, Евдокия и две ее подруги, Соломия и Марфа, решили удалиться из столицы и принять монашеский постриг.

Матушка рассказывала, что они попросту сбежали из Петербурга, бросив у пруда свои красивые платья – чтобы все подумали, что девушки утонули. Подвиг подруг святой остался безвестным, история не сохранила сведений об их дальнейшей судьбе. Евдокия же приняла постриг в Серпуховском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь она провела 40 лет.

Чудеса святой

Проведя многие годы инокиней, матушка славилась дарами прозорливости, исцелений. Бывало, узнавала, о чем беседовали шедшие к ней паломницы. По ее молитвам излечивались больные, прекращалась засуха. Но свои дарования преподобная прикрывала юродством. Известно, что «ругаться миру» благословил ее митрополит Московский Платон (Левшин).

Монахиня намеренно вела себя странно: взяла в келью собак, кошек, даже ворона, так что дышать там было трудно от запахов животных. Жарким летом топила печь, зимой же, наоборот, открывала двери, выстуживая помещение. Однажды игуменья, рассердившись на подвижницу, велела убить собак.
После этого святая ушла из монастыря в Колюпаново. Здесь ее приютила помещица Протопопова, выстроившая чистенькую келью. Но сюда Евфросиния тоже взяла животных, а себе выбрала тесную, душную каморку.

Инокиня-странница скоро стала известна жителям, как прозорливая и святая старица. Из множества ее чудес особенно памятны:

  • исцеления больных от воды колодца, который матушка выкопала собственноручно в версте от села;
  • предсказание революции во Франции 1848 года;
  • предупреждение о грядущей Крымской войне (1853-1856);
  • предсказание о будущей женской обители в Колюпаново.

Блаженная скончалась в 1855 году, прожив более 100 лет. Ее похоронили при Казанском храме. Повелением митрополита Московского Филарета (Дроздова), хорошо знавшего преподобную по Серпухову, на ее могильной плите сделана надпись: «Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит».

Становление женской обители

После революции Казанский храм закрыли. Здесь сначала разместилась сапожная мастерская, а потом бывшая церковь дотла сгорела. К началу 1990-х никто из местных жителей даже не помнил, где она была.

С 1988 года блаженная Евфросиния прославлена как местночтимая Тульская святая. А с 1993 года началось восстановление храма. Была обнаружена кирпичная кладка фундамента, а вскоре нашлась могила святой. Уже через год церковь была восстановлена.

В 1995 году исполнилось предсказание старицы: Колюпаново стало местом основания женского монастыря иконы Пресвятой Богородицы. Первое время сестры жили при Казанской церкви, кельи заменяли строительные вагончики.

Сейчас действуют 2 храма: Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Троицкий. Выстроены гостевой дом, трапезная, просфорная. Небольшая община насчитывает всего 6 насельниц. Большая часть их – пожилые монахини. Как говорят они сами, жить в деревенских условиях, без удобств соглашается не каждая, потому сестер немного.

Но близ монастыря начали селиться жители, тогда как раньше деревня почти умирала.

Святой источник

Колодец, ископанный самой старицей Евфросинией – достопримечательность Колюпанова. В ходе паломнической поездки возможно набрать воды, окунуться. Здесь обустроены мужская и женская купальни. Над источником водружен крест и надпись со словами блаженной: «Берите воду из моего источника, и будете здоровы». Согласно современным свидетельствам, особенно большое количество исцелений происходит здесь от рака, слепоты. В 2006 году известно чудо исцеления слепорожденного мальчика Александра.

Так как колодец находится на отдалении от обители, многие вовсе не заходят в монастырь, а ограничиваются купанием в освященной воде «для здоровья». Экскурсия паломнической службы «Пересвет” носит, прежде всего, паломнический характер.


Почитаемый источник в Свято-Казанском женском монастыре, находится в лесу, в 500 м севернее села Колюпаново Алексинского района Тульской области. В монастыре почитается подвижница и прозорливица, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина императрицы Екатерины II.
Блаженная старица Евфросиния подвизалась в подвиге юродства ради Христа в Введенском Владычном монастыре в Серпухове с 1806 по 1845 г. Ее подвижническая жизнь была известна всему городу. Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский, посещая обитель, подолгу беседовал с ней в ее кельи. Но по вражескому навету блаженная старица была изгнана из обители и последние 10 лет своей жизни провела в селе Колюпаново. Блаженная преставилась 3/16 июля 1855 г. в возрасте 100 лет и была погребена в приделе церкви села Колюпанова. Канонизирована в лике святых Тульской земли в 1988 г. В монастыре читается акафист святой Евфросинии.
Неподалеку от монастыря находится источник святой Евфросинии, на котором происходят исцеления. Считается, что вода этого источника избавляет от всех болезней и недугов, особенно от рака и слепоты. Вода течет из трех труб. Есть две купальни — женская и мужская. Над источником — большой крест, под ним -надпись: «Берите воду из моего колодца и будете здоровы».
Место красивое, рядом Ока.
Как добраться:
личным транспортом из Москвы по Симферопольскому шоссе и на 114-м километре свернуть на город Алексин лучше после второго указателя, т.к. после первого указателя на дороге идет ремонт моста. Второй указатель будет дальше по шоссе, через 10 километров, в районе Ясногорска. Доехав до Алексина, свернуть направо к селу Колюпаново, где находится источник подскажет любой житель города.
общественным транспортом Из Москвы с Курского вокзала доехать до Тулы. Далее на поезде Узловая — Алексин с Ряжского вокзала до станции Колюпаново. Далее пешком около двух километров по тропинке через лес (есть указатель).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *