«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В последние годы в России проводится много работ по реставрации и восстановлении церквей и храмов, которые были разрушены еще во времена большевистской борьбы против православной веры. Одним из таких являетсяНикольский Собор в Нижнем Новгороде. Это строение, как и многие подобные прошло ряд перестроек, реконструкций и работ по восстановлению.

Первые шаги благого начинания

История общины Никольского собора в Нижнем Новгороде неразрывно связана с оздоровлением духовной жизни страны, ставшей результатом перестройки и коренного изменения политики правительства в отношении церкви. В 1992 году в кругу верующих Автозаводского района города возникла идея строительства церкви, поскольку за годы советской власти все храмы, существовавшие когда-то в округе, были уничтожены.

Первым шагом к осуществлению задуманного стала регистрация местной общины, осуществлённая в 1994 году. Её старостой стала тогда одна из наиболее деятельных православных активисток ─ Мария Степановна Пыпина. Однако община ─ это всего лишь сообщество верующих, объединившихся с целью совместного совершения различных богослужений и обрядов. Для того чтобы подняться на следующую ступень и стать приходом, необходим храм и его служители, вокруг которых объединятся члены созданной ранее общины.

Приход в районе был создан благодаря тому, что в 1997 году городские власти передали в распоряжение верующих помещение детского сада, которое было в короткий срок переоборудовано для совершения в нём богослужений и треб. Несколько позднее в этом же здании была создана домовая церковь, освящённая в честь святого Серафима Саровского.

Иудейские синагоги

Здесь стоит отметить религиозную организацию ортодоксального иудаизма — Нижегородская Еврейская Община, в которой состоит 10 тысяч человек, а ее история насчитывает чуть более полутора столетия. Центральное место в общине занимает синагога. В ее стенах проходят все традиционные обряды иудаизма, действует миква, широко развита гуманитарная и материальная помощь нуждающимся.

Адрес: Нижегородский район, ул.Грузинская, 5а. Ближайшая трамвайная остановка — «Большая Покровская», автобусная — «Площадь Горького», станция метро — «Горьковская».

Строительство деревянной церкви

Годом позже, когда уже строились планы закладки будущего Никольского собора (Нижний Новгород), епархиальным руководством было принято решение о возведении для недавно созданной общины деревянной церкви. Предназначалась она для более полной организации религиозной жизни прихожан в период строительства главного храма.

Такую церковь построили и освятили в честь святой мученицы Татьяны, причём все работы как наружные, так и внутренние произвели в течение Великого поста, и к Светлому Христову Воскресению церковь была освящена. В том же году в распоряжение общины передали строившееся ещё при коммунистическом правлении, но так и не завершённое здание городского кинотеатра, в котором силами епархии был создан районный православный центр, который возглавил игумен Иннокентий (Самылкин).

Святыни

Совершенно молодой во временном плане собор привлекает своими чудотворными святынями. Паломников и прихожан часто можно видеть в молитве у ковчегов с частицами мощей таких святых:

  • святой Тихон;
  • Вифлеемские младенцы;
  • благоверные Петр и Феврония;
  • великомученица Анастасия;
  • преподобная Марфа и Александра Дивеевские;
  • благоверный князь Петр Муромский;
  • оптинские старцы.

Часто прихожане приходят со своими проблемами к чудотворным святым образам преподобного Серафима Саровского, великомученицы княгини Елизаветы, святителя Иннокентия.

Роспись стен Никольского храма

Соборный резной крест — точная копия креста, который подарил жителям Нижнего Новгорода князь Дмитрий Пожарский.

На заметку! Престольные богослужения проходят в честь покровителей собора святого Николая Угодника 22 мая и 19 декабря, и мученицы Татьяны — 25 января.

Начало строительства и первые сложности

В конце лета того же года приступили к подготовке строительства одного из основных на сегодняшний день храмов Нижнего Новгорода ─ Никольского собора. По традиции, сложившейся ещё в давние времена, первым шагом стало освящение выбранного для него места с воздвижением поклонного креста. Этот обряд, совершённый 21 августа, стал началом многотрудного пути создателей будущего храма.

По свидетельству участников строительства, сложности начались после того, как резко обозначилась нехватка средств. Тех пожертвований, которые внесли работники Горьковского автомобильного завода, а также жители города, выразившие желание принять участие в этом благочестивом деле, хватило лишь на укладку кирпичей в основание собора, после чего строительство было заморожено.

Храм Бога в честь Владимирской иконы Божией Матери

Храм Бога в честь Владимирской иконы Божией Матери. Россия, 443031, г. Самара, ул. Георгия Димитрова, 108Б, Русская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Самарское Промышленное благочиние. Храмовый (престольный) праздник: Владимирская икона Божией Матери — 21 мая, 23 июня, 26 августа Итак, для Спасения человеку необходимо содержать истинную веру, ибо «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6), затем войти в Церковь через святое крещение, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), и, наконец, жить по вере, исполняя заповеди, и причащаться Тела и Крови Христовых, ибо «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53), – именно этим и определяется, принадлежит ли человек Церкви Христовой, или нет.

Храм открыт:

Понедельник — четверг: с 09:00 до 18:00;

Пятница, Суббота, Воскресенье и праздничные дни: с 08:00 до 19:00.

Службы в Храме совершаются:

  • среда — четверг: в 11-00 молебны и заупокойные панихиды;
  • воскресенье: в 17-00 служба с акафестом на распев Божией Матери;
  • пятница, суббота и предпраздничные дни всенощнее бдение в 17-00.
  • в субботу и воскресенье 8:30 — Литургия..

подробнее: Расписание Служб в нашем Храме

Таинство покаяния (исповедь)

совершается в нашем храме вечером в Субботу после окончания Богослужения.

Таинство Евхаристии (причастие)

Подготовка к Причащению:

  • 3 дня поста;
  • правило молитвенное (3 канона + последование ко причастию из молитвослова);
  • посещение всей Службы (вечером и утром);
  • с утра натощак (с полуночи накануне не вкушать пищу, не пить воды, не курить).

читать / слушать: ТАИНСТВА

КРЕЩЕНИЕ

  • ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО КРЕЩЕНИЯ (если не экстренный случай), РОДИТЕЛЯМ И ВОСПРИЕМНИКАМ (Крестным) НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ ОДНУ ОГЛАСИТЕЛЬНУЮ БЕСЕДУ СО СВЯЩЕННИКОМ. БЕСЕДУ МОЖНО ПРОЙТИ В ЛЮБОМ ХРАМЕ.
  • КРЕСТНЫЕ И РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: СМЫСЛ ТАИНСТВА, ЗАПОВЕДИ БОЖИИ, СИМВОЛ ВЕРЫ (ЖЕЛАТЕЛЬНО НАИЗУСТЬ);
  • восприемники, до назначенного дня КРЕЩЕНИЯ или в сам этот день, ДОЛЖНЫ: ИСПОВЕДОВАТЬСЯ И ПРИЧАСТИТЬСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН.
  • В особенных случаях, если есть желающие, чтобы крещение проходило индивидуально, то необходимо согласовать удобные день и время крещения со священником (если нет экстренной ситуации или какой-либо уважительной причины, чтобы крещение было проведено в ближайшее время, то важно, чтобы после огласительной беседы прошли две недели, данные для подготовки к Таинству Крещения).

читать / слушать: ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28, 18-20)

читать / слушать: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132, па­мять 15 ап­ре­ля) и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да – древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.

Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си – через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.

Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей свер­ши­лись важ­ней­шие со­бы­тия рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии: из­бра­ние и по­став­ле­ние свя­ти­те­ля Ио­ны – Пред­сто­я­те­ля Ав­то­ке­фаль­ной Рус­ской Церк­ви (1448 г.), свя­ти­те­ля Иова – пер­во­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си (1589 г.), Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917 г.). В день празд­но­ва­ния в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ше­на ин­тро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на – 21 мая/3 июня 1971 г.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста, свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Празд­не­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь Ее свя­той ико­ны Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся в бла­го­да­ре­ние за из­бав­ле­ние Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та. В 1480 го­ду при ве­ли­ком кня­зе Иоанне III Ва­си­лье­ви­че (1462–1505) хан Зо­ло­той Ор­ды Ах­мат с гро­мад­ны­ми пол­чи­ща­ми по­до­шел уже к ре­ке Уг­ре, ко­то­рую на­зы­ва­ют «по­я­сом Бо­го­ма­те­ри», охра­ня­ю­щим Мос­ков­ские вла­де­ния. Це­лый день вой­ска ха­на и Мос­ков­ско­го кня­зя сто­я­ли друг про­тив дру­га, не при­сту­пая к ре­ши­тель­ным дей­стви­ям – «сто­я­ние на Уг­ре». Вся Москва мо­ли­лась сво­ей За­ступ­ни­це Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це о спа­се­нии пра­во­слав­ной сто­ли­цы. Мит­ро­по­лит Ге­рон­тий (1473–1489) и ду­хов­ник кня­зя, ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, мо­лит­вой, бла­го­сло­ве­ни­ем и со­ве­том под­креп­ля­ли рус­ские вой­ска. Мит­ро­по­лит пи­сал кня­зю со­бор­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал его му­же­ствен­но сто­ять про­тив вра­га, упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам от­сту­пать от Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом. В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Празд­не­ство Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри уста­нов­ле­но в па­мять спа­се­ния Моск­вы в 1521 го­ду от на­ше­ствия та­тар под пред­во­ди­тель­ством ха­на Мах­мет-Ги­рея. Та­тар­ские пол­чи­ща при­бли­жа­лись к Москве, пре­да­вая ог­ню и раз­ру­ше­нию рус­ские го­ро­да и се­ле­ния, ис­треб­ляя их жи­те­лей. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий со­би­рал вой­ско про­тив та­тар, а Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми Моск­вы усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли. В это гроз­ное вре­мя од­на бла­го­че­сти­вая сле­пая ино­ки­ня име­ла ви­де­ние: из Спас­ских во­рот Крем­ля вы­хо­ди­ли мос­ков­ские свя­ти­те­ли, по­ки­дая го­род и уно­ся с со­бой Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри – глав­ную свя­тыю Моск­вы, – в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. У Спас­ских во­рот свя­ти­те­лей встре­ти­ли пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский и Вар­ла­ам Ху­тын­ский, слез­но умо­ляя их не остав­лять Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но Вла­ди­мир­скую свя­тую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на. Та­тар­ско­му ха­ну бы­ло ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной гроз­ным вой­ском, устре­мив­шим­ся на их пол­ки. Та­та­ры в стра­хе бе­жа­ли, сто­ли­ца Рус­ско­го го­су­дар­ства бы­ла спа­се­на.

Празд­но­ва­ние иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри Вла­ди­мир­ской со­вер­ша­ет­ся так­же 23 июня и 26 ав­гу­ста.

Возобновление работ

Однако общеизвестно, что испокон века на Руси основным жертвователем на сооружение божьих храмов был народ, на средства которого и возводилось большинство святынь. Не стал исключением и Никольский собор в Нижнем Новгороде. Благодаря активным действиям православных активистов, а также мерам, принятым епархиальным руководством, была собрана весьма значительная сумма, и весной 2006 года работы по возведению храма возобновились. Параллельно с этим не прекращался и дальнейший сбор средств, проводившийся как в самом Нижнем Новгороде, так и во многих других городах Поволжья и Центральной России.

В архитектуре Никольского собора (адрес: Нижний Новгород, ул. Дружаева, 3а) отчётливо прослеживаются мотивы, хорошо знакомые по очертаниям Преображенского храма, знаменитого на всю страну Дивеевского монастыря. Отличают же его от этого сооружения такие элементы, как высокое многоступенчатое крыльцо и отдельно пристроенные к основному зданию часовня и колокольня.

В процессе работ были использованы технологии, опробованные и хорошо себя зарекомендовавшие при строительстве таких известных сооружений, как столичный храм Христа Спасителя и собор святого Феодора Ушакова в Саранске.

Монастырские храмы

С деревянной Никольской церкви села Дивеево началась история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря — одной из главных святынь Нижегородской митрополии. Возле этой церкви Пресвятая Богородица во сне явилась матушке Александре с повелением основать здесь её обитель. На свои деньги матушка Александра вместо деревянной выстроила каменную Казанскую церковь с приделом в честь Святителя Николая. После освящения всех трёх престолов и была основана новая обитель.

В Высоковском Успенском монастыре:

  • В братском корпусе была обустроена часовня, в которой с 1 августа 2003 года совершались только молебны и панихиды. Затем часовня переоборудована в домовую Никольскую церковь. Первая Божественная литургия отслужена 22 марта 2004 года.
  • Никольская церковь. Первый зимний каменный храм монастыря. Построен в 1816 году, но из-за просадки грунта и частичного разрушения освящение состоялось только в 1827 году благодаря помощи Александра I. В 2004—2007 годах восстановлен внешний облик храма.

В 2005 году в Свято-Николаевском женском монастыре города Арзамас восстанавливался Собор Святителя Николая, переданный монастырю в 2001 году.

В селе Мары на месте полностью разрушенного в хрущевские гонения Маровского Крестовоздвиженского монастыря 21 августа 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен на закладку храма в честь святителя Николая. 14 августа 2011 года храм был освящён Владыкой Георгием.

В Абабковском Николаевском Георгиевском женском монастыре, храмы которого были взорваны, один из престолов Покровского собора был освящён в честь Святого мученика воина Николая, а Троицком соборе — в честь Святителя Николая.

Амвросиев Николаевский Дудин монастырь тоже носит в своём названии память о Николае Чудотворце — в восстанавливаемой Успенской церкви был освящен придел в честь святого угодника.

Храм-великан

Никольский собор, построенный в Нижнем Новгороде, имеет высоту 68,5 метра, что ставит его в ряд самых высоких храмовых построек, возведённых в России за последнее столетие. В помещениях, расположенных на нижнем уровне, находятся трапезная, вмещающая до 100 человек, крестильня, конференц-зал, библиотека, ризницы и воскресная школа.

Основное же храмовое помещение расположено на верхнем ярусе. Оно вмещает одновременно до 3 тыс. человек. К нему примыкает просторный трёхпрестольный алтарь. Характерной особенностью внутреннего устройства собора является наличие лифта, при помощи которого на второй этаж доставляются инвалиды.

Собор святителя Николая входит в состав храмового комплекса, одной из составляющих частей которого является Свято-Никольский культурно-просветительский православный центр, организованный на базе переданного церкви кинотеатра, речь о котором шла выше. Сегодня в его стенах действуют воскресная школа, библиотека, иконописная мастерская, а также певческая школа, рассчитанная как на детей, так и на их родителей.

Собор в честь Николая Чудотворца

По своей архитектуре храм похож на Преображенский собор Дивеевского монастыря. Отличительными особенностями являются пристрои: часовня, колокольня, большое многоступенчатое крыльцо. В нижнем уровне храма планируется разместить: крестильню, трапезную на сто человек, конференц-зал, воскресную школу, библиотеку, архиерейскую и священническую ризницы. Верхнее храмовое помещение рассчитано на три тысячи человек, большой алтарь планируется сделать трехпрестольным. Для перемещения между верхним и нижним этажами предусмотрен лифт для инвалидов.

Строительство началось в 1999 году, 21 августа состоялось торжественное освящение места закладки будущего храма с воздвижением креста. Строительство велось на пожертвования жителей Автозаводского района, но из-за недостатка средств вскоре было заморожено.

В мае 2006 года о решении архиепископа Георгия возобновить строительство храма сообщил прихожанам глава администрации Автозаводского района Владимир Солдатенков. В июне благодаря фонду «Вольное Дело» строительные работы были возобновлены, а в июле — открыт сбор пожертвований. В августе приступили к укладке кирпича. К декабрю 2007 года строительство продвинулось с 7 до 21 метра.

Архиепископ Георгий так охарактеризовал возобновление строительства:

Сегодня у нас самая большая стройка идет в Автозаводском районе. Мы возводим новый храм святителя Николая Чудотворца, и это не просто храм, а огромный собор высотой 68 метров. Храмы таких размеров у нас на Руси за последние 100 лет не строились, и мы, может быть, не дерзнули бы его таким начинать, но по молитвам и трудами приснопамятного митрополита Николая был заложен именно такой храм, поэтому мы продолжаем строительство и уже подходим под крышу. Теперь нужно молиться, чтобы Господь дал нам силы и духовные, и телесные, дар разумения, а также послал нам помощников, добрых людей, благотворителей, попечителей, чтобы всем миром завершить это непростое, многотрудное дело.

В 2010 году сообщалось, что мастерская «Ковчег» ведёт работу над иконостасами двух соборов: в честь Святителя Николая и в честь Воскресения Христова в Дзержинске.

По состоянию на 2011 год собор еще не был отделан внутри, но в летний период в нем уже совершались богослужения. В августе 2012 года колокола были установлены на колокольню собора, а 6 сентября митрополит Георгий освятил их с подъёмника. К зиме была смонтирована система отопления.

28 октября 2012 года был освящен деревянный резной крест, являющийся точной копией Пуреховского животворящего древа, подаренного нижегородцам князем Дмитрием Пожарским. 19 декабря митрополит Георгий освятил 24 иконы, специально написанных для иконостаса Никольского собора.

10 ноября 2020 года освящен придел в честь священномученика Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского. Чин Великого освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Правящему архиерею сослужил викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия.

Никольский собор (Нижний Новгород): расписание богослужений

При всей значимости культурно-просветительского центра и его педагогов основная нагрузка в деле воцерковления жителей города ложится на духовенство. Именно оно всецело заботится об окормлении прихожан Никольского собора Нижнего Новгорода. Расписание служб, проводимых в нём, полностью соответствует годовому кругу, принятому Уставом Русской православной церкви. Как в будние, так и в праздничные дни ранняя литургия начинается в 6:30, а поздняя в 8:30. К вечерним же богослужениям в соборе приступают в 16:00.

Примечания

  1. 12
    Десять лет исполнилось первому православному приходу Автозаводского района
    (неопр.)
    . Нижегородская и Арзамасская епархия (22 мая 2006). Дата обращения 18 декабря 2010.
  2. 123456789101112Крапивина, Людмила
    Великое дело «Вольного Дела»
    (неопр.)
    (11 декабря 2007). Дата обращения 18 декабря 2010.
  3. Открыт сбор пожертвований на строительство церкви в Автозаводском районе Нижнего Новгорода (неопр.)
    . Нижегородская и Арзамасская епархия (14 июля 2006). Дата обращения 19 декабря 2010.
  4. «Ковчег спасения» Алексея Анциферова (неопр.)
    . Нижегородская и Арзамасская епархия (16 февраля 2010). Дата обращения 18 декабря 2010. Архивировано 28 февраля 2012 года.
  5. Романов, Дмитрий
    19 декабря — день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских
    (неопр.)
    . Нижегородская епархия (19 декабря 2011). Дата обращения 24 декабря 2011.
  6. Митрополит Георгий освятил колокола Никольского собора в Автозаводском районе (фото), Нижегородская митрополия, 6 сентября 2012 года
  7. 12
    В Никольском соборе Нижнего Новгорода освящен деревянный резной крест, Нижегородская митрополия, 30 октября 2012 года
  8. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Никольском соборе Нижнего Новгорода, Нижегородская митрополия, 19 декабря 2012 года
  9. Андрея Рукавишникова.
    В Никольском соборе Нижнего Новгорода освящен придел в честь священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского
    (неопр.)
    .
    nne.ru
    . Нижегородская митрополия (10 ноября 2017). Дата обращения 7 января 2020.
  10. 123456
    Храм святой Татианы
    (неопр.)
    .
    Приходы Нижнего Новгорода
    . Нижегородская и Арзамасская епархия. Дата обращения 18 декабря 2010.
  11. 1 2 3 4 5Курганова, Марина
    6 лет первому храму Автозаводского района
    (неопр.)
    . Нижегородские епархиальные ведомости (26 апреля 2004). Дата обращения 18 декабря 2010.
  12. Просветительский центр открыт ранее 2004 года. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
    Указ № 3 от 20 января 2004 года
    (неопр.)
    . Дата обращения 18 декабря 2010.
  13. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
    Распоряжение № 110 от 5 октября 2005 года
    (неопр.)
    . Дата обращения 19 декабря 2010.
  14. Крапивина, Людмила
    В культурно-просветительском открылся консультационный пункт для людей с наркотической и алкогольной зависимостью (фото)
    (неопр.)
    . Нижегородская и Арзамасская епархия (23 ноября 2010). Дата обращения 18 декабря 2010.
  15. Вышел первый номер еженедельной газеты «Никольский вестник», Нижегородская митрополия, 3 сентября 2012 года

Архитектура и внутреннее убранство храма Николы Мокрого

Церковь Николы Мокрого выполнена в лучших традициях ярославских зодчих своего времени. Это холодный четырехстолпный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Высокий основной объем не имеет подклета. Интересно, что в этом культовом здании были применены и новаторские для своего времени архитектурные решения. Впервые в ярославской архитектуре в нем создали полузакрытую систему одноэтажных галерей, которые на зимний период закрывались съемными деревянными рамами.

В 80-е годы XVII века храм украсили поливными цветными изразцами на наличниках и пучковых колонках. А в 90-е годы – к западному фасаду пристроили притвор, заканчивающийся восьмигранным шатром. И его также богато декорировали многоцветной керамикой.

Особо нужно отметить уникальный образец русского прикладного искусства – кованную решетку, которая украшает паперть храма. Она была сделана в XVII века из S-образных звеньев, завершающихся изящными цветочными бутонами.

Как добраться до храма Николы Мокрого

Церковь расположена в Ярославле на улице Чайковского, 1. Раньше эта улица носила название Любимской.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления — повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу. По ней доехать до улицы Чайковского и повернуть налево, к храму.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Николы Мокрого составляет 3,1 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Возлюбленные архипастыри, отцы, братья и сестры! Хотя вы утомлены долгим богослужением, я не могу удержаться, чтобы не поделиться своими мыслями о сегодняшнем дне. Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с праздником Святой Живоначальной Троицы, когда мы вспоминаем о событии сошествия Святого Духа на апостолов. Причастников и причастниц я поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и в вашем лице хочу обратиться ко всей пастве Московской епархии, чтобы поздравить с праздником и призвать на всех Божие благословение.

В Священном Писании подробно описывается событие, которое мы сегодня отмечаем. Когда произошло Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, апостолы услышали от Ангелов: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10). Святые Апостолы исполнились радости, потому что они помнили обетование их Божественного Учителя, что Он пошлет им Духа-Утешителя, который наставит их на всякую истину (см.: Ин. 14:15-17, 26; Ин. 16:7). Книга Деяний апостолов, отрывок из которой мы сегодня слышали, повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы апостолы были единодушно вместе, ожидая исполнения Божия обетования (см.: Деян. 2:1). И вот, на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда они были в Сионской горнице, внезапно сделался шум с неба, как бы от ветра, и на каждом из двенадцати апостолов почили «разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян. 2:3). Исполненные Святого Духа, они получили чрезвычайные дарования и стали говорить на языках тех народов, к которым Господь повелел им проповедовать Евангелие Царствия. Но часто бывает так: когда кто-то не понимает, в чем суть Церкви, в чем суть христианской веры, он судит по-своему. Так говорили и про апостолов: «они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Но это было исполнение обетования Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Сегодняшний день – день рождения Святой Церкви. Возлюбленные, прошли века, и Духом Святым Церковь Христова жива на земле, и в нашем Отечестве она продолжает свое спасительное служение, готовя своих верных чад к Царствию Божию, к вечной жизни.

Я вновь хотел бы выразить радость о нашей совместной молитве. Мы все истосковались по молитвенному общению друг с другом в храмах. Но вы, я уверен, знали, что наше духовенство ежедневно, утром и вечером, совершало у престола Божия молитвы о всех вас. Мы молились и о болящих, и о новопреставленных, и о всех, кто был лишен возможности прийти в храм, но мысленно находился с нами. Мы пользовались возможностью транслировать богослужения, и я знаю, что многие, как это происходит и сейчас, соединялись с нами в молитвах. Вы знаете, что все эти дни шли непрерывные дожди, но Господь, по Своему милосердию, подарил нам вчера и сегодня прекрасную погоду, и нам не нужно было скрываться под зонтами, мы прославляли нашего Господа и Спасителя при солнечном свете. Сегодня, можно сказать, наша «летняя Пасха», ибо в те дни, когда мы прославляли Воскресшего Господа, у нас не было возможности вместе молиться в храмах. А сегодня Господь дает нам это счастье: мы вновь лицом к лицу встречаемся у престола Божия в молитве о себе, друг о друге и о всем мире. Здесь, на Соборной площади, нам создали прекрасные условия. Когда стало известно, что можно совершать богослужения вместе с верующими, я посчитал своим долгом в первую очередь поехать в родной город Коломну, чтобы начать совместные богослужения вместе с вами. Я очень ободрен тем, что вы не сидели сегодня дома, но с раннего утра устремились в храмы Божии и на эту историческую площадь, чтобы разделить с нами радость праздника. Я хотел бы поблагодарить главу города, Дениса Юрьевича, за то, что он в эти дни тщательно готовил площадь, чтобы мы встретили праздник в духовной радости. Пусть Господь сохранит всех нас и нашу многомиллионную подмосковную паству в радости, здравии и спасении на многая лета!

Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2009 году.
  • Рассказ о поездке в г.Коломну в 2011 году.
  • Ещё об Успенском кафедральном соборе г.Коломны в разделе «Храмы Московской области»
  • Адрес Успенского собора: Московская область, г. Коломна, ул. Лазарева, 14 (Соборная площадь на территории Коломенского кремля).
    Подробный рассказ о поездке в Коломну, и в том числе к Успенскому кафедральному собору.
    ПланКоломенского Кремля.
    Сайт Успенского кафедрального собора в Коломне: http://www.uspenskysobor.org

    Успенский кафедральный собор притягивает взор своим величием и красотой. Это не просто памятник архитектуры. Это символ древней Коломны, ее сердце.

    Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 году великим князем Димитрием Донским после первой победы русских над Золотой Ордой при реке Воже. Постройка церковного здания была завершена год спустя.

    Главной святыней стала Донская икона Божией Матери. Её брал с собой в поход Димитрий Донской, она сопутствовавшая великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом. Образ Пресвятой Богородицы, созданный православным изографом Феофаном Греком, был горячо почитаем жителями Коломны, равно как и всеми русскими людьми. Перед Донской иконой молился, отправляясь в Казанский поход и царь Иоанн Грозный, после победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав составить для Коломенского Успенского храма два точных списка.

    Собор был прекрасным памятником «московского стиля» XIV-XV веков. В нижнем, основном, храме были два престола: Успения Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. В верхнем – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита женой Ивана III великой княгиней Софией Палеолог. Храм славился обширной библиотекой. С 1565 года и до конца XVII века собор являлся усыпальницей коломенских архиереев.

    Основанный святым Димитрием Донским собор простоял до 1772 года. В упомянутом году повелением архиепископа Коломенского и Каширского Иосифа древний собор был из-за ветхости разобран, а на его месте за десять лет возведен новый храм о пяти куполах. Его освящение совершил выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин).

    В начале XIX века настоятелем Успенского собора был протоиерей Михаил Дроздов, отец святителя Московского и Коломенского Филарета. В 1880 году в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы.

    Роковым в истории храма стал 1929 год: тогда он был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских архипастырей.

    Лишь в 1989 году, после шести десятилетий безбожия, собор был возвращен верующим. Началось возрождение древней Коломенской святыни.

    С самого начала Успенскому собору было предназначено стать кафедральным храмом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поэтому восстановление церковного здания велось при его активном участии и поддержке. Финансирование основной части реставрационных работ взяла на себя администрация Коломны. Помощь в восстановлении Успенского собора оказывали многие организации и жители города. Здесь трудились бригады московских реставраторов, а в создании храмовой росписи и иконостаса участвовали также учащиеся иконописной школы при МДАиС.

    29 августа 1999 года чин Великого освящения вновь воссозданного собора совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Было воссоздано полторы тысячи квадратных метров настенной росписи. Успенскому собору были возвращены первобытные благолепие и красота. Слова молитвы из чина освящения храма о том, что мы пребываем в дому небоподобном отвечают действительности: лики святых подвижников веры и благочестия, которые взирают на нас со стен кафедрального собора, создают впечатление, что действительно находишься в Царстве Небесном.

    Настоятелем Успенского кафедрального собора города Коломны является ректор Коломенской Духовной Семинарии, председатель православного братства имени Дмитрия Донского г. Коломны протоиерей Николай Качанкин.

    При соборе есть своя иконописная мастерская. Работы коломенских иконописцев не уступают лучшим образцам современной православной иконописи.

    Словно свеча, затеплился снова над Небом златоверхий Успенский собор и вместе с ним затеплился огонь веры в душах многих людей.

    В древнюю Коломну приезжают люди со всех концов России, чтобы полюбоваться этой неповторимой красотой.

    В начало

    Как добраться

    Из Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки «Площадь Двух Революций», далее пешком.
    От Казанского вокзала электропоездами Рязанского направления до станции «Коломна», далее пешком.

    Историческая справка

    Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г. Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка. Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита. Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788). С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму. В 1804 г. собор был вновь расписан. В начале XIX в. настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам свт. Филарет. В 1880 г. в соборе проходили церковные торжества в связи с празднованием 500-летия Куликовской битвы. В 20-ые годы ХХ в. церковным старостой Успенского собора был святой мученик Димитрий Вдовин (1883-1942), прославленный Русской Православной Церковью в 2002 г. в лике новомучеников и исповедников Российских. В 1929 г. храм был закрыт и разграблен, разорены захоронения коломенских епископов. В 1989 г. собор был возвращен верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет. Всего в храме было воссоздано более полутора тысяч квадратных метров настенной росписи. В 2001 г. в соборе постелили новый мраморный пол. Для сохранности росписей и икон собора в холодное время года пол подогревается. Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 г. совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
    При храме с 1991 г. действует православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, православное молодёжное движение, воскресная школа, библиотека духовной литературы. С 1992 г. издается первая в Подмосковье ежемесячная православная газета «Благовестник». С 1994 г. работает благотворительная столовая на 130 человек. Ежегодно проводятся летние православные лагеря для детей и молодежи.

    Трёхглавый Успенский собор был заложен в 1379 году великим князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 году в этом строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был завершён и стал главным в Коломенской епархии, открытой в 1353 году.

    Собор был прекрасным памятником «московского стиля» XIV–XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 году принимал участие выдающийся мастер Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме находились два престола: Успения Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя князя Димитрия. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей святого Иоанна Предтечи и преподобного Стефана Савваита. Храм был богато украшен, имел иконы в серебряных окладах, шитые пелены, причём одна из них была собственноручно вышита женой Иоанна III великой княгиней Софией Палеолог.

    Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 года, когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возведён новый храм – пятиглавый. Эту работой осуществил зодчий Мелетий Алексеев. В нижней части стен нового собора был использован белый камень древнего. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.

    В 1804 году собор был вновь расписан. В начале XIX века его настоятелем был протоиерей Михаил Дроздов, отец митрополита Московского и Коломенского Филарета. Позже в храме неоднократно служил и проповедовал сам святитель.

    Установление Советской власти не прошло бесследно для главного коломенского храма. В 1929 году он был закрыт и разграблен, а захоронения коломенских архипастырей разорены.

    Лишь в 1989 году собор был возвращён верующим. Возрождение древней Коломенской святыни продолжалось десять лет. Великое освящение вновь воссозданного собора 29 августа 1999 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    Исторические фото взяты из открытых интернет-источников, в частности из группы в ВК «Коломна. Взгляд в прошлое».

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *