Содержание

Почитание Николая Чудотворца

Подробнее по этой теме см. Николай Чудотворец.

Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу — Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии». Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола — Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы — отсюда и отождествления).

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

Русские традиции

Святой Никола Можайский. Лубок, 1720 г.

В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

В Смоленской губернии перед «праздником свечи» на Николу Зимнего был обычай сучить свечу: после молитвы св. Николаю жевали соты и выплёвывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих — это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье длится не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога — оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага — рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами.

Николин день приходился на Рождественский пост, поэтому в начале XX века во многих местах празднование «микольщины» справлялось не в Николин день, а гораздо ранее — в ноябре, приблизительно за неделю перед заговением.

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа.

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства. К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба — «никольский торг всему указ».

Украинские традиции

Реверс памятной монеты «К дню Святого Николая». Банк Украины, 2016

Праздник Николая носил преимущественно церковный характер, хотя в отдельных местностях Украины в этот день выполнялись и народные обычаи, близкие по значению к рождественско-новогодним.

Раньше в этот день хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали лучших лошадей в «козырьки» и с песнями и весёлыми возгласами ездили по селу — «бо ж треба знати, чи слизький сніг цього року випав!».

Варить пиво на «Николая» — обычай древний. В одной колядке это пивоварения представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:

Чому так нема, як було давно,
Як було давно, а з первовіку:
Святним Миколам пива не варять…

— О. Воропай

В Купянском уезде в Харьковской губернии на Варварин, Савин и Николин дни производили так называемые «Миколыни святки» (укр. Миколині святки). В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и на жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX — начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком…».

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 (19) декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

С этого дня начинали готовиться к Рождеству: кололи свиней, скупались на базаре.

У южных славян

По болгарским поверьям, Варвара и Савва — сёстры (или сестра и брат) и в то же время слуги Николая. Этим трём святым посвящены три дня — 4, 5 и 6 декабря, которые отмечаются как единый праздничный комплекс. «Деятельность» этой троицы описывается в многочисленных поговорках: «Варвара варит, Савва печет, Никола ест» (болг. Варвара вари, Сава пече, Никола яде); «Варвара варит, Савва замешивает, Никола гостей угощает» (болг. Варвара вари, Сава меси, Никола гости гощава) и др. Аналогичные поговорки, относящиеся к этим дням, известны и у сербов: «Варварица варит, Савица остужает, а Никола ест» (сербохорв. Варварица вари, Савица хлади, Николица куса); «Варварица варит, святой Савва остужает, а Никола ест, чтобы не оскоромиться» (сербохорв. Варварица вари, свети Сава лади, а Никола куси да се не омрси). В северо-восточной Болгарии (в районе г. Провадия) у святого Николы три «сестры». На следующий день за Николой почитается третья «сестра» — святая Елена. В этом районе она известна как самая младшая и самая грозная сестра святого. Вместе с другими двумя «сёстрами» её почитают «от детских болезней».

В Сербии данный праздник под названием Никольдан (серб. Никољдан) празднуется 19 декабря. По поверью, если простить долг своим должникам, то в следующем году у простившего будет удача и богатство. Также в этот день сажают зёрнышко пшеницы, чем больше прорастёт жито к Рождеству, тем счастливее будет в новом году; а на юге страны пекут булочки в виде птичек, которые затем освящаются в церквях. В школах за день и после него занятия проводятся по сокращённому расписанию, а во время праздника занятия и вовсе отменяются. Так как Святой Николай является покровителем моряков, то в этот день останавливаются все лодки, суда и корабли. Также Никольдан является именинами (серб. крсна слава) для всех Никол.

У западных славян

Коза, ангел, кобыла и смерть в процессии Микулаша (святого Николая) в Чехии. Начало XX века

В Польше в живецких деревнях в этот день ходил по дворам ряженный «Миколаем» парень. Заходя во двор он давал девушке венок из сухого клевера, это означало, что она будет собирать клевер; а молодухе (недавно вышедшей замуж) — венок из гороха, что означало, что она «будет в своём хозяйстве горох за печью лускать».

В словацких и чешских деревнях ходят ряженые: конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и др. В ночь с 5 на 6 декабря обходы домов совершает «Микулаш» (чеш. и словацк. Mikuláš — святой Николай) в длинном одеянии, с корзиной на спине, с бородой, сделанной обычно из шерсти или льна, на голове баранья шапка, в руках — посох. Микулаша сопровождает «ангел», одетый в длинную белую рубаху, а на голове высокий колпак из картона. С ними ходит и «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Через плечо у него перекинута цепь, на голове рожки из чёрной бумаги, в руках — колокольчик и метла. В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский. Но чаще всего компанию святому составляет лишь ангел.

Народный образ святого Николая

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).

По народным верованиям славян, Никола — «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «святы Мікола не толькі старей за ўcix святых, да мабыць и старшы над ими <…> Святы Мікола божы наследник, як Бог памре (sic), то св. Мікалай чудатворец будзе багаваць, да не хто іншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом Архангела Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца.

Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса).

Литература

  • Аничков Е. В. Микола угодник и св. Николай. — Записки нео-филологического общества. — СПб.: Типография В. С. Балашева, 1892. — 55 с. (недоступная ссылка)
  • Николай / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 398—401. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Свеча / Белова О. В., Седакова И. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 567–573. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. — М.: Олма-пресс, 2003. — 912 с. — ISBN 5-224-04008-6.
  • В старину // Наука и жизнь : журнал. — 1997. — № 12. — С. 176. — ISSN 0028-1263. (недоступная ссылка)
  • Никола зимний / Валенцова М. М., Узенева Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 396. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. / Склад. А. С. Ліс. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Воропай О. Звичаї нашого народу (неопр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с. (укр.)
  • Ганцкая О. А., Грацианская Н. Н., Токарев С. А. Западные славяне // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. — М.: Наука, 1973. — С. 204–234.
  • Май // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2.
  • Декабрь. Народный календарь. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Зиновий (Отенский). Истины показание к вопросившим о новом учении. (Прибавления к журналу «Православный собеседник»). — Казань, 1863.
  • Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия: путь к храму. — М.: Центрполиграф, 2002. — 588 с. — ISBN 5-227-01571-6.
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М.: Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2.
  • Коринфский А. А. Зимний Никола // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 521—527.
  • Максимов С. В. Никольщина // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 525—526.
  • Мадлевская Е. Л. Святочные игрища. РЭМ. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Обряды народные и обряды церковные / Сост. А. Г. Вольская, Уральский государственный университет им. А. М. Горького. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1964.
  • Савва св. / Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 527–530. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Попов Р. Родственные отношения святых в календарной традиции болгар // Категория родства в языке и культуре / Отв. редактор С. М. Толстая. — М.: Индрик, 2009. — С. 170–183. — ISBN 978-5-91674-065-3.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. — Л.: Лениздат, 1982. — 156 с.
  • Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур. — М.: Олма-пресс, 2005. — С. 198–199. — 608 с. — ISBN 5-224-05128-2.
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы место=М.. — Русская книга, 1999. — 245 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). — М.: Издательство МГУ, 1982. — 245 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Шангина И. И. Николин день. РЭМ. Архивировано 15 мая 2012 года.
  • Шейн, П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. — СПб., 1902. — Т. III.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.

История праздника

Чтить память Николы Летнего начали в начале XI столетия, буквально через несколько десятилетий после возникновения православной религии. Греки не придавали большого значения этому празднику. Для них он являлся напоминанием о негативных событиях, так как их страна утратила святые мощи Николы.

Вначале память Николая Чудотворца чтилась только жителями Италии. Это связано с перенесением мощей Святителя в конце XI века из Ликии в храм святого Стефания, расположенного в итальянском городе Бари. Приверженцами христианской веры, проживающими в других странах, Никола Летний не был принят и не рассматривался в качестве грандиозного торжества по причине, что все внимание и почтение народа было обращено к местным Святыням.

По легенде, будущий заступник родился в довольно состоятельной семье. Но он никогда не проходил мимо бедных, которые нуждались в помощи. Так он узнал о семье, где случилось несчастье, и они потеряли все свое состояние. У родителей было три дочери, выдать замуж которых они не могли: не было денег для приданного. Ждала бы их незавидная доля, если бы Николай не подкинул темной ночью в их дом три мешочка полных золота. Этот поступок молодого священника поразил людей в самые сердца и дочери удачно вышли замуж.

Николай Чудотворец

Никола или Николай Чудотворец – один из самых почитаемых, самых важных святых на Руси. Издавна к нему обращались с просьбами и молитвами, моля о защите и покровительстве.

Родился Святитель в III веке в Ликии (сегодня территория Турции), в довольно богатой и известной семье. С юных лет Николай готовился пойти по стопам дяди-епископа – стать священником. Дядя же и возвел будущего святого в сан, поручив ему наставлять и воодушевлять паству. Святитель Николай слыл человеком чрезвычайно чутким, внимательным, всегда готовым поддержать и утешить страждущих. Унаследовав состояние после смерти родителей, священник не отступил от выбранной стези и продолжил свое служение, раздав все деньги нуждающимся. К имени Николая не зря часто прибавляют эпитет «кроткий» — очень скромный по натуре, он стремился делать все свои добрые дела в тайне, чтобы не смущаться и не испытывать неловкости от благодарностей.

За праведность получил от Господа дар творить чудеса – исцелять больных и немощных, одарять благословлением нищих, разговаривать с животными и даже (по некоторым источникам) воскрешать мертвых.

Умер Николай в глубокой старости, совершив немало добрых дел, за что был особенно почитаем и уважаем паствой. После своей смерти канонизирован как один из приближенных к Божественному Престолу и прозван Угодником – Угодным Богу. Останки святого вплоть до XI века хранились в ликийской церкви в особом склепе. По преданию, мощи на протяжении нескольких столетий не поддавались влиянию тлена и источали ароматное миро, которым можно было исцелять болезни.

Перенесение мощей в Бари

Перенесение мощей в Бари – история довольно некрасивая для христианской церкви. Никола Летний как праздник в честь перенесения останков отмечается только в русском православии – по причине большого почитания этого святого на Руси.

История произошла в XI веке, когда на Ликию участились набеги турков-османов. Мощи Святителя Николая почитались за одно из величайших чудес христианского мира, а потому турки всеми силами стремились их уничтожить.

В конце XI века купцы из итальянского города Бари приняли решение выкрасть останки и перенести их в родной городок для сохранности. Баряне связали сторожей ликийского храма, разбили помост, под которым был спрятан саркофаг с телом святого и вскрыли гробницу. Увидев, что сама рака с мощами наполнена благоуханным миром, итальянцы лишь укрепились в своем решении вынести останки святителя. Но как их переносить, ведь саркофаг Николая Чудотворца был выполнен из камня и отличался неподъемным весом? Баряне поступили просто: завернули мощи в свои плащи и так, в свертке, и унесли их на корабль.

Прибытие купцов с останками святителя было обставлено весьма торжественно – все жители Бари ликовали, в городе был объявлен праздник, а епископ города принял решение о немедленном начале строительства церкви святого Николая Чудотворца. В память об этом переносе и появился новый праздник, получивший на Руси название Никола Летний. Изначально он праздновался в Италии, а затем и на Руси – из-за большого почитания святого. Сегодня день памяти святителя Николая вошел в список праздничных дней как католической, так и православных церквей, но по-прежнему максимально широко он отмечается лишь в нашей стране.

Какие сохранились традиции?

С этим днем связывают действительно много интересных традиций. Никола Летний считается покровителем скота и земли, молодых пар и туристов. О нем нередко говорят конники, что пытаются по лошадям определить удачу на будущий год. Влюбленные пары либо незамужние девы могут утром попросить хорошего жениха, благополучия для семьи. Молиться рекомендуется на рассвете, и только в одиночестве, тогда все сбудется. Самая популярная традиция – гулять до полуночи. Вечером, когда пастухи гонят скот, нужно накрыть ужин, состоящий из каш и пирогов. В этот вечер все гуляют, веселятся, даже малые дети. Говорят, что в этот праздник зарождаются самые искренние чувства. На протяжении дня не обходится без молитв, все стараются обратиться к Николаю. Важный обряд получения прекрасного урожая.

Идеально, если весь день получится провести в семейном кругу. В перерывах между молитвами следует заниматься домашними делами. Работать по дому и заниматься скотиной могут, как взрослые люди, так и детишки. Можно приступать к работе в саду, на огороде, сажать овощи. Для хорошего урожая засевается гречиха и садится картофель, после – зелень, корнеплоды, прочее. Говорят, что браться за работу раньше – не ждать хорошего результата. Главное – особо не печалиться, но и бурно веселиться – тоже не стоит. Под запретом разные занятия, где используют колющие и режущие предметы.

Как поздравляют друг друга в этот день

Чтобы счастья улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами. Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся. В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву. Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Незамужние девушки и неженатые парни после бани переодевались в красивые наряды. Парни надевали расшитые золотом рубахи, широкие льняные штаны светлого цвета, подвязывались атласными поясами. Девицы наряжались в длинные сарафаны, а на голову повязывали разноцветные платки или надевали венки с лентами.

Смотрите видео о Дне Николая Чудотворца (Николе Летнем):

Сохранить и поделиться:

Празднование перенесения мощей. Никола вешний

Этот весенний праздник для верующих людей появился уже после смерти Николая Угодника. Связан он с сохранением нетленных мощей Святого, которые хранились в греческом городе Мир. Есть несколько версий этого события. Вот одна из них.

В XI веке турки устраивали набеги на греческие земли, разоряли и опустошали Малую Азию, где лежал город Мир Ликийский. Мусульмане убивали «неверных», оскорбляли храмы и хотели уничтожить мощи Святого Николая. По ошибке они вскрыли соседнюю гробницу, и тут же поднялся шторм такой силы, что уничтожил все вражеские корабли. Осквернение святыни тревожило всех христиан мира. Жители города Бари решили спасти святые мощи и вывезти их в безопасное место в Италии. Специалисты спорят о том, добром ли взяли святыню, выкрали ли ее потихоньку из церкви, но суть в том, что мощи почти полностью были перевезены в город Бари, где им до сих пор поклоняются все верующие люди. Оставшаяся в Греции часть святыни позже была перевезена в Венецию и хранится там.

Спасение мощей от уничтожения весь христианский мир принял как праздник. Только греческая церковь не считает его таковым. Для них это, скорее, печальное событие. Русская Православная Церковь установила с 1087 года праздник Николая Чудотворца в мае: 9-го числа по старому, 22-го числа по новому стилю. В этот день барийцы с ценной ношей благополучно ступили на родной берег.

О Николае Мирликийском

Многие века прошли с того времени, когда на земле жил и творил свои добрые дела Святой Николай. Любовь к нему порождает желание у людей узнать о нем больше, и не только, как о чудотворце, но и как о простом человеке. После его смерти люди получили больше информации, чем при жизни. Он жил своим внутренним миром, не любил говорить о совершенных добрых делах.

Ученые, используя современные достижения науки, исследуя мощи и документы, археологические находки и антропологические данные, сообщают новые факты, что очень важно для всех христиан.

Известно, что родился Николай в середине III века. Скончался 6 декабря в 345-351 годах, пока точно не установлено. Но именно 6 декабря по старому стилю отмечается праздник Николая Чудотворца.

Антропологи подтверждают, что облик Николая Угодника иконописцы передают верно. Это был невысокий человек, ростом 167-168 сантиметров, крепкого телосложения. Кожа у него была смуглая, лоб высокий, глаза карие. Исследования мощей показали, что он был строгий постник, ел только растительную пищу. Его заболевания были характерны для человека, бывшего долгое время в тюрьме. Травмы и переломы говорят о пытках на дыбе.

Древние рукописи о святителе Николае, до сих пор тщательно изучаемые специалистами, описывают события из его жизни, которые подтверждаются историческими источниками. Но было установлено, что некоторые сведения о Николае Угоднике (IV век) позаимствованы из жития Святого Николая Пинарского, жившего тоже в Ликии позже на два века. Предполагается, что переписчики сделали ошибочный вывод, что это один и тот же человек. Возможно, будут внесены какие-либо изменения в жизнеописание Николая Угодника, но любимые православными верующими праздники Николая Чудотворца в мае и декабре останутся почитаемыми навсегда.

Жизнеописание. «Солнце, восходящее над концами земли»

Родители Николая были обеспеченными людьми, что позволило им дать сыну хорошее образование. Религиозная семья христиан не возражала против увлечения мальчика изучением Священного Писания. Он много молился и читал, часто оставаясь в храме на ночь. Его дядя, епископ города Патары, поддержал Николая на этом пути и через некоторое время возвел его в сан священника.

После смерти родителей Николай раздал свое наследство людям, а сам, продолжая скромную жизнь, служил церкви. Он управлял епархией города Патары вместо дяди, когда тот уехал в Палестину. Паства полюбила его за доброту, щедрую помощь и бескорыстие. А главное, он старался делать добро тайно, скрывая его от людей, не ожидая, не желая восторгов и шума по этому поводу.

Вернувшийся из поездки дядя отпустил его побывать в Палестине. Поселившись недалеко от Вифлиема, Николай полюбил эти места и хотел остаться там навсегда. Но услышал голос Господа, который велел ему вернуться на родину и там нести людям имя Спасителя. Вернувшись, он жил в городе Мир в нищете, посещая только церковные службы.

Жизнеописание. «Чтобы жил не для себя, а для других»

В это время в городе собрались местные архиереи для избрания нового епископа на место скончавшегося. Старейшему из них было видение, что им должен стать первый вошедший утром в церковь по имени Николай. Так и случилось. Вступив в управление Мирликийской епархией, Николай понял, что Господь хочет, чтоб он жил не для себя, а для других. Он так и делал, потому люди в праздник Николая Чудотворца благодарят его в своих молитвах.

В годы гонений, когда император Диоклетиан разрушал храмы, сжигал церковные книги, а священников бросал в темницы, святитель Николай поддерживал свою паству в вере, славя имя Божие. Брошенный в узницу, он и там укреплял веру людей. Когда сменился император, Николай вновь возглавил мирскую епархию.

Люди очень любили своего архиепископа Николая. Кроткий, справедливый и добрый, он становился непримиримым борцом с ересью, язычеством и богохульством. Дожив до глубокой старости, скончался 6 декабря 345-351 годов Святой Николай Угодник, Чудотворец. В праздник, когда люди вспоминают его имя, всем становится теплее.

Деяния и чудеса Святителя Николая

Святитель всю жизнь помогал людям. Иногда его добрые дела можно было объяснить только чудом. И после смерти он продолжал заботу о верующих, творя чудеса.

В жизнеописании Святителя есть история о том, как он спас от бесчестия и греха трех молодых девушек-бесприданниц. Никто не брал их замуж. Тогда отец захотел, чтобы они заработали себе деньги, ступив на путь блуда. Николай решил, что не допустит этого, но и выдавать себя не станет. Он бросил мешок с золотыми монетами в их дом. Убедившись, что отец выдал замуж старшую дочь, он бросил мешки с деньгами для двух других дочерей. Отец подкараулил его и стал благодарить, но Николай велел ему никому не рассказывать эту историю.

К его помощи обращаются моряки и другие путешественники. В одной из морских поездок в Александрию из Миры он стал свидетелем гибели моряка, упавшего на палубу с большой высоты. Николай оживил его.

Святитель отличается своей готовностью помочь всем нуждающимся, особенно слабым людям и детям. Поэтому все православные верующие так чтут праздник святого Николая Чудотворца. Невинно осужденные, оклеветанные люди тоже находятся под его особой защитой, он охотно откликается на их молитвы о помощи. Кроме того, он признанный миротворец.

Известно, что самые древние тексты о нем хранятся в библиотеках Вены и Оксфорда. Сохранилась рукопись, написанная в IV веке, вскоре после кончины Святого. Называется она «Деяние о стратилатах». Императорские воины, которых Константин отправил для усмирения одного из мятежей, задержались в городе Мир из-за шторма на море. Разгорелась их ссора с жителями. Николай Мирликийский всех помирил и пригласил предводителей воинов к себе в гости. В это время к нему прибежали люди с известием, что арестованы три жителя города, которые ни в чем плохом не замешены, но их велено казнить. Николай Угодник с помощью стратилатов успел остановить казнь, спас людей, а воинам предрек победу над мятежниками. На прощанье он им наказал в случае беды обращаться за помощью к Богу.

История имела продолжение. Когда победители-стратилаты вернулись в Константинополь, их оклеветали, посадили в тюрьму и собирались обезглавить. Вспомнив наказ Николая, воины взмолились о помощи к Господу.

Николай чудесным образом явился императору и потребовал отпустить невиновных стратилатов. Константин, разобравшись, отпустил их, повысил по службе и наказал клеветников. Воины стали духовными чадами святителя.

Чудеса Святителя Николая для русских людей

В XI веке в киевском Софийском соборе Николай Угодник как один из самых почитаемых святых был представлен мозаичным полотном необыкновенной красоты.

С этим собором связана чудесная помощь Святителя. Семья одного богатого киевлянина переплывала Днепр на лодке. Случилась страшная беда: мать уронила в реку младенца, который тут же пошел ко дну. Родители в великом горе взмолились к милости Николая Чудотворца. Ночью в Софийском соборе рядом с иконой Святителя Николая нашли мокрого ребенка, в котором родители узнали утонувшего сына. Икона, у которой был найден младенец, стала называться «Никола Мокрый». Она много веков хранилась в этом соборе, а русские люди поняли, что Николай стал и их святым, взявшим под свое покровительство всю Русь. Неудивительно, что в праздник Николая Чудотворца молитва благодарности святому звучит в каждом православном храме.

На русских землях были обретены чудотворные иконы Николая Угодника. В начале XI века на острове Липно Ильменьского озера была найдена икона, излечившая новгородского князя Мстислава. А в XIII веке священник из Корсуни по указанию Николая перевез икону Святителя из храма, где крестился князь Владимир, в город Зарайск, под Рязанью. Названная «Никола Зарайский», она прославилась многими чудесами.

В XIII-XIV веках монголо-татары осадили город Можайск. Жители взмолились о помощи к Николаю Чудотворцу, и он явился перед вражеским войском, испугав и прогнав его. Главный городской собор города назван Никольским. Откуда-то появилась деревянная скульптура Святителя Николая, которая стала совершать чудеса. Было написано множество икон в честь этого чуда, где у Святого в правой руке меч, а в левой храм. Икона стала называться «Никола Можайский».

Список чудес можно продолжать долго, но самое главное то, что народ верит в силу и помощь святого, любит его и называет просто Никола или Микола. И, конечно, все чтут православные праздники Николая Чудотворца.

Добрый дедушка Николай

Николай Чудотворец, любя всех людей, особенно заботился о детях, беря их под свое покровительство. С малых лет ребятишки в своих молитвах обращались за помощью именно к нему, и эту помощь получали. Поэтому ничего странного не было в том, что родители 6 декабря/19 декабря в праздник святого Николая Чудотворца дарили своим детям подарки от его имени. Зная, что он делал добро тайно, они клали подарки детям, когда те спали. Помнили они и историю, как Николай кидал в дом девушек, которых спасал от позора, мешочки с золотом. Один из мешков угодил в сохнущий у камина чулок, и родители стали подкладывать детские подарки в чулки или носки.

Так среди людей появился добрый дедушка Санта-Клаус (Санта – святой, Клаус – Николай). Ребятишки верили в него, любили, и родители знали, что делать в праздник Николая Чудотворца, чтобы ребенок был счастлив. Но в период Реформации в XVI-XVII веках в европейских странах не одобрялось почитание святых. Детям теперь дарили подарки от имени Иисуса Христа. И не 6-го, а 24-го декабря, в рождественские праздники. Позже дарителем вновь стал Святой Николай, Санта-Клаус, но число уже не переносили. Так люди стали придумывать сказки для детей про своего самого любимого и доброго святого.

Николай Чудотворец. Праздник, приметы и обычаи

На Николу зимнего смотрели на погоду, она определяла дальнейшее на целый год. Если был мороз, то значит, зима будет без оттепелей. Если ветки деревьев в снегу или инее, значит, будет хороший урожай пшеницы. Считалось, что в этот день начинается настоящая зима.

Все обязательно шли в храм. В этот день молитвы к святому имеют большую силу. Можно просить Николая Угодника об исцелении, создании или укреплении семьи, любви и отпущении грехов.

К этому дню варилось пиво. Потом крестьяне угощали друг друга и веселились. Обязательно отдавали часть еды нищим. В этот день сватовство было хорошей приметой.

Праздник Николая Чудотворца вешнего тоже богат на приметы о погоде. Если в этот день квакают лягушки, будет хороший урожай. Дождь принесет счастье в этом году. Умывшись росой на Николу, будешь здоров весь год. Цветение ольхи в этот день сулило удачи в коммерческих делах.

Люди в этот праздник молились об исцелении, о счастливом браке, о прощении грехов. Выгоняли впервые скот на пастбища, всей деревней выходили смотреть на это. А вечером устраивали гулянья.

Как почтить память Николая Чудотворца

День Николы Летнего является одним из наиболее почитаемых христианской церковью праздников. Торжество приурочено ко дню переноса мощей святого Угодника Николая в город Бари, находящийся в Италии.

В православии Николай Чудотворец считается покровителем детей, влюбленных пар, солдат, купцов, торговцев.

Кроме того, Святитель является и защитником людей, которые незаслуженно понесли наказание.

Сходите в церковь и помолитесь святому, искренне попросите его о благополучии или здоровье. Наши предки верили, что Николай Чудотворец слышит все просьбы и передает их, потому что находится ближе всех к Господу.

Как ни удивительно, но в этот день нет запрета на труд, наоборот, он даже приветствуется. С самого утра хозяйки занимаются генеральной уборкой и наводят чистоту, а все потому, что святой Николай не любит беспорядок.

Если у вас имеются долги, нужно постараться отдать их до этого праздника, иначе весь год будете испытывать финансовые трудности.

Если вы собираетесь в скором времени играть свадьбу, то обязательно сходите в церковь и попросите помощи и защиты у святого, так как Николай Чудотворец покровительствует влюбленным.

Чтобы сохранить красоту и здоровье, нужно умыться утренней росой и походить по траве босиком.

В этот день незамужние девушки гадают на суженого и просят Николая Угодника послать им хорошего мужа и счастливую судьбу.

В этот день ни в коем случае нельзя отказывать в помощи нуждающимся, иначе на долгих 7 лет в вашей семье поселится бедность.

На святого Николая нельзя стричься, наши предки верили, что в этот день даже запрещено брать в руки ножницы.

В Травный день неуместно предаваться буйному разгулью. Не приветствуются танцы до упада, сильное алкогольное опьянение и громкие песнопения. Также не приветствуется выяснение личных отношений и тем более ссоры, скандалы, драки. Ругаться 22 мая – означает навлечь на себя неудачи.

Как себя правильно вести и что делать в праздник Николы Летнего?

Чтобы счастья улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами.

Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся.

В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву.

Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Незамужние девушки и неженатые парни после бани переодевались в красивые наряды. Парни надевали расшитые золотом рубахи, широкие льняные штаны светлого цвета, подвязывались атласными поясами. Девицы наряжались в длинные сарафаны, а на голову повязывали разноцветные платки или надевали венки с лентами.

После работы в поле и увеселительных мероприятий все члены семьи должны были собраться за столом, чтобы отведать праздничный ужин. Особых рекомендации по поводу блюд, выставленных на стол, нет. Кушали все, что Бог послал. Обычно это была непритязательная снедь: молоко, блины, куриные яйца, сыр, каша, картофель вареный, сало и всевозможные блюда, приготовленные из перечисленных продуктов.

Что нельзя делать на Николу Летнего?

22 мая негоже было грустить, предаваться воспоминаниям о прошлых негативных событиях, лениться. Единственное, от чего стоит отказаться касательно работ по хозяйству – это вязание и шитье.

Нежелательно пользоваться ножницами и другими колюще-режущими предметами (кухонная утварь и садовый инвентарь не в счет).

Считалось, что если человек откажет в помощи тому, кто к нему обратился, он сам и его семья будут испытывать нужду и терпеть неудачи в течение 7-ми лет кряду. Помните, помощь нищим, сиротам и всем просящим – это одно из жизненных правил, которого всегда придерживался при жизни Святитель Никола.

Нежелательно ни в чем отказывать (конечно, в разумных рамках) детям. Николай Угодник является их покровителем, поэтому всем ребятишкам нужно сделать подарки. Необязательно покупать что-то дорогостоящее, пусть это будут простые презенты, например, сувениры, игрушки или их любимые лакомства. По традиции подарки всегда клали детям под подушку или прятали в носочки, которые потом развешивали на веревке над печкой (камином).

Неуместно предаваться буйному разгулью. Неприемлемы танцы до упада, сильное алкогольное опьянение и громкие песнопения. Также не приветствуется выяснение личных отношений и тем более ссоры, скандалы, драки. Ругаться 22 мая, значит, навлечь на себя неудачи.

Никола Летний – праздник, который любят многие, особенно детишки. Это торжество, посвященное концу весны и началу летнего сезона. Важно провести этот праздник правильно, чтобы Николай Святитель исполнил все ваши желания, стал для вас и вашей семьи покровителем и надежным защитником!

Народные приметы на Николу Летнего

С давних времен считалось, что в Травный день весна, окончательно сдавая свои позиции, встречается с летом.

Солнышко уже не греет ласково, его лучики становятся по-настоящему жгучими. После Николина дня обычно наступала жаркая пора.

На Руси данный праздник очень ждали, он имел огромное значение для православных. Святой Николай был приближен к Богу и считался одним из его любимцев.

В некоторых селениях люди даже создавали специальные молитвы в честь Николая. В своих молитвах они напрямую обращались к Святителю, прося у него защиты и покровительства.

В народе данный день именуется – Микола Вешний, Травный, Никола Летний, Теплый.

Есть весьма интересные приметы, связанные с данным днем:

— основной приметой дня Николая Чудотворца считалось отдать совершенно до копейки все имеющиеся долги до этого дня. В ином случае все знали, что есть огромная вероятность ходить в долгах до следующего дня Николая.

— считается, что именно со дня Николая Чудотворца приходит долгожданное тепло.

— еще одна примета о погоде: «От Николы осталось всего 12 морозов, то есть – утренников, коли не весной, то по Семен день – 14 сентября».

— если на 22 мая пойдет дождь – это является милостью Божьей, люди считали, что обязательно будет хлеб и рожь.

— еще говорили о том, что если в день праздника заквакает лягушка, то обязательно родится хороший овес.

— на Николу обязательно необходимо накормить нищих, то есть поделиться едой с голодными и нуждающимися людьми.

— на Николая также принято мириться, если находишься в ссоре с кем-либо, а после того как помирились, надо обязательно пригласить этого человека к себе в гости на пироги.

— также достаточно хорошей приметой считается сосватать невесту. Сосватанная именно в этот день невеста будет точно хорошей хозяйкой, а самое главное верной женой.

— чтобы уважить святого и заручиться его поддержкой, в этот день нужно обязательно надеть новую одежду.

Вот еще несколько народных примет на Николу Летнего:

  • если в период предлетья (22.05-10.06) стояла сырая и ветреная погода с ливнями и грозами, значит, Никола Летний благосклонен, и в конце лета можно будет собрать богатейший урожай. Особенно благоприятным знаком такая погода являлась для урожая пшеницы.
  • если на Николу Вешнего было слышно кваканье лягушек, значит, Земля-матушка принесет щедрые дары людям. Хорошо уродятся злаковые и овощные культуры, фрукты и ягоды.
  • считалось, что стрижка овец, высадка картофеля и гречихи в день Николы Летнего принесет удачу во всех делах, богатый урожай, избавление от неприятностей.
  • согласно одной из старинных примет, молитвы, обращенные к Господу и Святым 22 мая, обладают великой силой. Люди могут просить об исцелении от недугов, прибавлении в семействе, встрече со второй половинкой, прощении грехов.
  • чтобы весь год не болеть, поутру на Николу Летнего люди всеми семьями выходили в поле и умывались росой. Тогда здоровье будет крепким и никакой недуг не прицепится. Некоторые раздевались до исподнего и катались по траве, на которой была роса. Таким образом, все тело омывалось благодатной влагой.
  • если 22 мая начинает цвести ольха, значит, жди скорого финансового благополучия. Считалось, что семья, во дворе которой распустились бутоны на этом дереве, весь год не будет знать трудностей в материальном плане. Известны случаи, когда люди после этого находили клады, неожиданно получали наследство, выигрывали крупную сумму денег.

Так как Николай Чудотворец является покровителем и защитником влюбленных пар, молодые девушки на заре 22 мая молились Святителю о том, чтобы он даровал им встречу со второй половинкой. Незамужние девчата просили, чтобы Николай послал им хорошего мужа, щедрого, красивого, работящего, смелого, доброго.

Святой Николай покровительствует и животным, в том числе овцам и лошадям. Ко дню Николы Летнего свежая травка в полях уже достаточно выросла, поэтому в ночь на 22 мая все владельцы лошадей и овец выгоняли свою скотину в поля. Животные всю ночь резвились, бегали, щипали травку. На Руси этот обряд превращали в настоящее зрелищное шоу.

С вечера перед началом выгона животных для пастухов готовили специальный ужин, состоящий их каши и пирогов. Затем по периметру большого поля разжигались костры. Мало кто из селян ложился спать рано, ведь все желали понаблюдать за выгоном животных. Даже малым детишкам родители разрешали в этот день гулять до полуночи. Немного позже, когда селяне расходились по своим избам, к пастухам присоединялись девушки – незамужние жительницы села. Затем начиналось настоящее гулянье с плясками, песнями и веселыми играми.

Считалось, что в эту ночь юноши и девушки вступали во взрослую жизнь, поэтому старшие родственники особо не контролировали «горячие молодые сердца».

Чтобы урожай был богатым, а земля – плодородной, на заре люди выходили в поля и огороды, становились лицом к восходящему солнышку и проводили специальный обряд. Они читали молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу, прося его о защите своих угодий, о щедрых дарах, о сытом существовании.

После работы в поле и увеселительных мероприятий все члены семьи должны были собраться за столом, чтобы отведать праздничный ужин. Особых рекомендации по поводу блюд, выставленных на стол, нет. Обычно это была непритязательная снедь: молоко, блины, куриные яйца, сыр, каша, картофель вареный, сало и всевозможные блюда, приготовленные из перечисленных продуктов.

Реклама

Летний Николай — что за праздник

В календаре церковных праздников на протяжении года память святого Николая Чудотворца почитается два раза:

  • Никола летний (летний праздник Николая чудотворца)- 22 мая
  • Никола зимний (зимний праздник святого Николая) -19 декабря.

В православной традиции

Православный праздник 22 мая имеет название «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар». Церковь в этот день вспоминает историю, которая произошла в почти тысячу лет назад: в 1087 году купцы из города Бари отправились в город Миры Ликийские (сейчас находится на территории современной Турции рядом с популярным курортом Кемер), чтобы забрать мощи святителя Николая. Барийцы силой забрали мощи Николая Чудотворца и 8 мая корабли прибыли в Бари. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном.

В народной традиции

Народное название праздника 22 мая — Никола Летний. Этот праздник отмечается православными славянами в России, Украине, Беларуси. и особенно заметен у русских, украинцев и белорусов. День летнего Николая у наших предков считался большим праздником, так как Николай Чудотворец почитался как заступник и покровитель простого народа.

Святой Николай считается заступником и утешителем простых людей, помощником в делах. Николай Угодник покровительствует путешественникам и мореплавателям — совершая паломнический поход в Иерусалим Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море. Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой никогда не делил людей на христиан и язычников, всегда помогал каждому, кто к обращался к нему за помощью. язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Вам будет интересно: Жизнь и чудеса Николая Чудотворца

Приметы на праздник летнего Николая Чудотворца 22 мая

Согласно народным поверьям, оба Николы — и зимний (19 декабря), и вешний — погоду устанавливают. Говорят, что :

  • Никола вешний — с теплом, Никола зимний — с морозом,
  • Пришел бы Никола — а тепло будет.
  • Если утро выдавалось влажным и туманным, то следовало умыться росой: это сулило человеку здоровье, а земле — богатый урожай.
  • Считается, что к этому дню овес уже должен быть посеян. Говорили: «Овес Никольский — ни хозяйский, ни конский», то есть, посеян поздно, и толку от него не будет.
  • На Николу вешнего конюхи выгоняли лошадей в поле и служили молебен. Потом ездили верхом. чтобы нечистая сила не успела поездить прежде, ибо если начнет она ездить, по своему «черному» естеству, ночью, то заездит лошадь до смерти.
  • Если замечали, что в этот день лошадь вздрагивает, то немедленно восклицали: «Кыш, нечистая сила!»
  • С Николы вешнего выгоняли лошадей в ночное. Собирались холостые ребята, их вместе с лошадьми всем селом провожали до поля, а вечером на луга приходили девушки — и начиналось веселье с песнями да хороводами.
  • Раньше Никола вешний отмечался как вступление мальчика во взрослую жизнь, и надзора со стороны старших в этот день не полагалось.
  • Никола вешний с теплом.
  • До весеннего Николы нельзя купаться.
  • Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *