Будущим мамам всегда любопытно, как идет развитие плода во время, когда его ждут с таким нетерпением. Поговорим и посмотрим на фото и картинки, как же растет и развивается плод по неделям.

Что же делает пузожитель целых 9 месяцев в животике у мамы? Что чувствует, видит и слышит?

Беременность: развитие плода по неделям

Начнем рассказ о развитии плода по неделям с самого начала — от момента оплодотворения. Плод возрастом до 8ми недель называют эмбрионом, это происходит до формирования всех систем органов.

Развитие эмбриона: 1-я неделя

Яйцеклетка оплодотворяется и начинает активно дробиться. Яйцеклетка направляется к матке, по пути освобождаясь от оболочки.

На 6—8й дни осуществляется имплантация яйца — внедрение в матку. Яйцо оседает на поверхность слизистой оболочки матки и используя хориальные ворсинки прикрепляется к слизистой матки.

Развитие эмбриона: 2–3 недели


Картинка развития эмбриона на 3-ей неделе.

Эмбрион активно развивается, начиная обосабливаться от оболочек. На данном этапе формируются зачатки мышечной, костной и нервной систем. Поэтому этот период беременности считают важным.

Развитие эмбриона: 4–7 недели


Развитие плода по неделям в картинках: неделя 4


Развитие плода по неделям фото: неделя 4




Фото эмбриона до 6й недели беременности.

У эмбриона формируется сердце, головка, ручки, ножки и хвост 🙂 . Определяется жаберная щель. Длина эмбриона на пятой неделе доходит до 6 мм.


Развитие плода по неделям фото: неделя 5

На 7й неделе определяются зачатки глаз, живот и грудь, а на ручках проявляются пальцы. У малыша уже появился орган чувств — вестибулярный аппарат. Длина эмбриона — до 12 мм.

Развитие плода: 8я неделя

Развитие плода по неделям фото: неделя 7-8

У плода определяется лицо, можно различить ротик, носик, ушные раковины. Головка у зародыша крупная и ее длина соотносится с длиной туловища; тельце плода сформировано. Уже существуют все значимые, но пока еще не полностью сформированные, элементы тела малыша. Нервная система, мышцы, скелет продолжают совершенствоваться.

Развитие плода на фото уже чувствительные ручки и ножки: неделя 8

У плода появилась кожная чувствительность в области ротика (подготовка к сосательному рефлексу), а позже в области личика и ладошек.

На данном сроке беременности уже заметны половые органы. Жаберные щели отмирают. Плод достигает 20 мм в длину.

Развитие плода: 9–10 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 9

Пальчики на руках и ногах уже с ноготками. Плод начинает шевелиться в животе у беременной, но мать пока не чувствует этого. Специальным стетоскопом можно услышать сердцебиение малыша. Мышцы продолжают развиваться.

Развитие плода по неделям фото: неделя 10

Вся поверхность тела плода чувствительна и малыш с удовольствием развивает тактильные ощущения, трогая свое собственное тельце, стенки плодного пузыря и пуповину. За этим очень любопытно наблюдать на УЗИ. Кстати малыш сперва отстраняется от датчика УЗИ (еще бы, ведь он холодный и непривычный!), а потом прикладывает ладошки и пяточки пытаясь потрогать датчик.

Удивительно, когда мама прикладывает руку к животу, малыш пытается освоить мир и старается прикоснуться своей ручкой «с обратной стороны».

Развитие плода: 11–14 недели

Развитие плода на фото ножки: неделя 11

У малыша сформированы руки, ноги и веки, а половые органы становятся различимы(вы можете узнать пол ребенка). Плод начинает глотать, и уж если ему что-то не по-вкусу, например, если в околоплодные воды (мама что-то съела) попало что-то горькое, то малыш станет морщиться и высовывать язык, делая меньше глотательных движений.

Кожица плода выглядит прозрачной.

Развитие плода: неделя 12

Фото плода 12 недель на 3d УЗИ

Развитие плода по неделям фото: неделя 14

Почки отвечают за производство мочи. Внутри костей образуется кровь. А на голове начинают расти волосики. Двигается уже более скоординировано.

Развитие плода: 15–18 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 15

Кожа розовеет, ушки и другие части тела, в том числе и лицо уже видны. Представьте, ребенок уже может открывать ротик и моргать, а также делать хватательные движения. Плод начинает активно толкаться в мамином животике. Пол плода возможно определить на УЗИ.

Развитие плода: 19–23 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 19

Малыш сосет пальчик, становится более энергичным. В кишечнике плода образуется псевдо-кал — меконий, начинают работать почки. В данный период головной мозг развивается очень активно.

Развитие плода по неделям фото: неделя 20

Слуховые косточки костенеют и теперь способны проводить звуки, малыш слышит маму — биение сердца, дыхание, голос. Плод интенсивно прибавляет в весе, формируются жировые отложения. Вес плода достигает 650 г, а длина — 300 мм.

Легкие на данном этапе развития плода развиты настолько, что малыш в искусственных условиях палаты интенсивной терапии может выжить.

Развитие плода: 24–27 недели

Легкие продолжают развиваться. Теперь малыш уже засыпает и просыпается. На коже появляются пушковые волосики, кожа становится морщинистой и покрыта смазкой. Хрящи ушек и носика еще мягкие.

Развитие плода по неделям фото: неделя 27

Губы и ротик становятся чувствительней. Глазки развиваются, приоткрываются и могут воспринимать свет и жмурится от прямых солнечных лучей. У девочек большие половые губы пока не прикрывают малые, а у мальчиков яички пока не опустились в мошонку. Вес плода достигает 900–1200 г, а длина — 350 мм.

9 из 10 детей рожденных на данном сроке выживают.

Развитие плода: 28–32 недели

Теперь легкие приспособлены к тому, чтобы дышать обычным воздухом. Дыхание ритмичное и температура тела контролируются ЦНС. Малыш может плакать и отвечает на внешние звуки.

Ребенок открывает глазки бодрствуя и закрывает во время сна.

Кожа становится толще, более гладкой и розоватой. Начиная от данного срока плод будет активно прибавлять в весе и быстро расти. Почти все малыши преждевременно родившиеся на данном сроке жизнеспособны. Вес плода достигает 2500 г, а длина — 450 мм.

Развитие плода: 33–37 недели

Развитие плода по неделям фото: неделя 36

Плод реагирует на источник света. Прирастает тонус мышц и малыш может поворачивать и поднимать голову. На которой, волосики становятся шелковистыми. У ребенка развивается хватательный рефлекс. Легкие полностью развиты.

Развитие плода: 38–42 недели

Плод довольно развит, подготовлен к рождению и считается зрелым. У малыша отточены более 70-ти разных рефлекторных движений. За счет подкожной жировой клетчатки кожа малыша бледно-розовая. Головка покрыта волосиками до 3 см.

Развитие плода по неделям фото: неделя 40

Малыш отлично усвоил движения мамы, знает когда она спокойна, взволнована, расстроена и реагирует на это своими движениями. Плод за внутриутробный период привыкает к перемещениям в пространстве, поэтому малыши так любят когда их носят на руках или катают в коляске. Для младенца это совершенно естественное состояние, поэтому он успокоится и заснет, когда его покачают.

Ногти выступают за кончики пальчиков, хрящики ушек и носика упругие. У мальчиков яички опустились в мошонку, а у девочек большие половые губы прикрывают малые. Вес плода достигает 3200-3600 г, а длина — 480-520 мм.

После появления на свет малыш тоскует по прикосновениям к своему тельцу, ведь первое время он не может сам себя ощупывать — ручки и ножки не так уверенно слушаются ребенка как это было в околоплодных водах. Поэтому, чтобы ваш малыш не чувствовал себя одиноко, его желательно носить на руках, прижимать к себе поглаживая его тельце.

И еще, младенец очень хорошо помнит ритм и звук вашего сердца. Поэтому утешить малыша можно так — возьмите его на руки, положите на левую сторону и ваше чудо утихомириться, перестанет плакать и заснет. А для вас, наконец, наступит время блаженства 🙂 .

Всевышний Аллах говорит нам в Коране: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!»(Сура аль-Муминун, аяты 12-14). Эти аяты Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил таким образом: «Каждый из нас находится 40 дней в утробе матери. Затем такое же время (сперма) превращается в клейкий сгусток. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души». Далее Аллах сказал: «Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим». (Сура аль-Инсан аят 2). «Затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность! ( Сура Сажда аят 8-9), «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом — из капли, потом — из сгустка крови, потом — из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста…» (сура Ал- Хадж аят 5) В комментариях с точки зрения науки будут использаваться замечания канадского гинеколога профессора Кейса Мура, который производил сопоставления описания развития эмбриона из Корана с научными данными. …Он вас творит в утробах ваших матерей, в трех мраках, сменяя одно творение другим . Таков Аллах — Господь и Покровитель ваш! Ему принадлежит вся власть, и нет иного божества, кроме Него. Так почему ж вы так отвращаетесь? (Сура аз-Зумар аят 6). Как считает доктор Мур три мрака — это три покрова: брюшная полость, стенка матки и амниакарионическая мембрана. Кроме этого, в аяте говорится, что плод в утробе матери формируется в трех стадияхотличных одна от другой. Современные исследования в гинекологии подтверждают,тот факт, что развитие зародыша в утробе матери проходит в три эмбриональные фазы. Это научное положение является одной важной составляющей в знаниях по эмбриологии, эти данные используются на медицинских факультетах ВУЗов. В одной из книг по эмбриологии так описываются эти стадии: «Жизнь плода в матке матери проходит 3 стадии: предэмбриональная — первые 2.5 недели, эмбриональная — до конца 8-ой недели и фетальная — от 8-ой недели до родов» ( П. Уильямс Основная эмбриология Человека 3 издание 1984)

Уважаемый Антон! В ответе на Ваш вопрос я не смогу прибегать ко многим ссылкам на Священное Писание и Святых Отцов, поскольку в большинстве своем и Писание и Отцы не входят в столь подробное рассмотрение перипетий внутриутробного развития человека. Кое-что святые отцы могли прозревать по вразумляющему действию Святого Духа, но в целом многие подробности развития человеческого организма в утробе матери стали известны сравнительно недавно при появлении соответствующего инструментария (УЗИ и т.п.) Сверх того, куда более значим иной фактор: обо всех этих процессах (когда появляется душа и т.д.) мы не имеем от Бога исчерпывающего откровения. То есть, полностью на эту тему вся информация и картина нам не открыта. Да и никакой современный инструмент не может уловить наличие или отсутствие души. Хотя, впрочем, один критерий все же есть: жив человек или мертв. Если жив, то, очевидно, душа при нем. Если уже мертв — душа отошла. Думаю, что и в отношении зародыша в утробе матери такого рода критерий вполне логичен: если эмбрион в утробе матери представляет собой живое существо, то он имеет душу. Если его невозможно рассматривать как живое существо, то, стало быть, он мертв и души не имеет. Ну, а когда начинается жизнь человеческого эмбриона? В принципе, уже после зачатия. Следовательно, душа уже должна быть. Заметим также, что нет единого мнения относительно того, каждый ли раз дается душа от Бога отдельному зародышу или наследование души, фактически, передается от родителей. Мне помнится, что более общим является последнее мнение. В общем, все это не есть некие обязательные для всех догматические определения, но — именно что мнение учителей Церкви, и оно не является исчерпывающим, поскольку, как я уже сказал, нет полного откровения относительно этих вопросов, они, можно сказать, в большей степени находятся в ведении Бога Творца и нашего Спасителя, а не человека как такового. Кстати, можно задаться и таким вопросом: а при воплощении Самого Христа, при Его непорочном зачатии в утробе Пресвятой Богородицы, человеческая душа была сразу с Ним или несколько позже? Вероятно, что — сразу. А ведь само воплощение Бога, прохождение им всех стадий развития человеческого существа было подобно нам, людям, а не в каком-то ином особом изолированном качестве. И вообще нужно нам, христианам, не забывать, что для Бога человек и его жизнь имеет исключительную абсолютную ценность, ведь именно ради человека Сам Христос стал человеком и на Голгофе пролил Свою, а не чужую кровь. Так что, зная об этом, у нас нет оснований не доверять Богу и подозревать Его, к примеру, в вечной гибели некрещеных младенцев и т.д. В заключение напомню слова из книги Иова, которые Господь обращает к нему, Иову, возроптавшему на Отца Небесного: «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее…» (Иов.38:1-12) Замечу также, что, при возникновении тех или иных недоумений, полезно перечитывать последние главы этого библейского повествования. Там ясно указано, что есть вещи, которые находятся в знании и ведении исключительно Самого Творца, куда человек своим умом вполне проникнуть не может. Да и, вероятно, было бы странно и скучно, если бы мы все обо всем знали. Тогда как познание Бога, личностное общение с ним для верующего человека неисчерпаемо.

протоиерей Андрей Спиридонов

Восточная аюрведа объясняет, что душа вселяется в яйцеклетку женщины за три месяца до беременности.

Она витает над предполагаемыми родителями за несколько месяцев до зачатия, ища вселения, т.е. непреднамеренные частые разговоры в доме или в обществе о ребенке, это как предпосылки скорому зарождению нового человечка. Скорей всего, эта теория касается только желанного ребенка и беременности. Выдвигаются и противоположные версии: что душа ребенка еще не сформирована и после рождения и якобы у матери и ребенка до 3 лет она общая. Еще одна точка зрения просвещенных: дух начинает входить в тело с момента зачатия, и полностью овладевает телом к семи годам. Есть мнение, что душа не вселяется вообще. Наоборот. Из души всё растёт. То есть, это не душа ищет тело, это тело вырастает из души. Другое мнение: душа входит в ребенка с первым вздохом. Ибо он и есть первое действие. А до действия душа не может существовать. Плод в утробе вроде как не действует. Пинается — да. Но не действует. Некоторые считают: пока нет обители — тела, Бог душу не дает, а как появилось подходящее тело (от совокупления, клонирования, молекулярной сборки) — Бог даст и душу. Это как телецентр и телевизоры. Есть телевизор — будет кино, нет телевизора — «кина» не будет. Поломка телевизора — это болезнь. Если можно починить — он дальше показывает, если сломался безнадежно — то конец программе передач, но только для этого телевизора. Все остальные будут показывать. Еще одна теория: душа растет и развивается вместе с телом. Как тело вырастает из соединения сначала клеточек мамы и папы, а потом всякого другого физического вещества, так и душа начинает формироваться из частичек душ других людей, как мамы и папы и не только их. Брахма Кумарис из Всемирного Духовного Университета поясняет, что душа приходит к родителям в момент зачатия. И затем она, находясь с рядом с матерью, по частям входит в лоно. Развитие плода начинается с минеральной составляющей, затем идет как развитие растительного мира. Это соединение яйцеклетки со сперматозоидом. Затем появляется зигота или простейшая суть, в которую входит часть души пришедшей. 14 дней идет развитие, потом оно переходит в новую эволюцию — рыбку. Входит следующая часть души, затем земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее, на пятом месяце беременности входит основная часть человеческой души и матрёшка завершена. Теперь человеческая душа развивает тело плода до 7 месяцев. С 7 до 9 месяцев плод просто растёт. Есть мнения, что сначала в утробе появляется фантом эмбриона, по которому формируется и сам плод. Фантом — это как поле, содержащее информацию о том, каким будет ребенок. Биоэнергетики утверждают, что во время оплодотворения сексуальная энергия человека раскручивается: у женщины в виде воронки, у мужчины — наподобие торнадо, они соединяются — создается вихрь, который прорывает астральный слой и оттуда притягивается душа будущего ребенка. Соответственно, чем сильнее желание иметь ребенка и страсть партнеров — тем сильнее создаваемый вихрь, тем в более высокие слои он поднимается и, следовательно, более чистый и одаренный дух может воплотиться. В этой теории много слабых мест. Если душа притягивается сексуальными вихрями, тогда беременность после изнасилования не имеет объяснения. А если партнеры не хотят зачать ребенка — эти вихри не образуются? Или они образуются всегда, но бывают разными? Получается, душа притянулась, а здесь презерватив?! Сейчас по всему миру используют методики искусственного оплодотворения, когда ученые в специальных лабораториях соединяют сперматозоид и яйцеклетку. Никакими энергетическими вихрями и прорывами астрала тут даже и не пахнет. Однако дети получаются и вполне нормально рождаются и живут. В Ведах написано, что душа есть уже в момент зачатия. Если она появляется так рано, то, что с ней происходит, когда эмбрион делится на два абсолютно идентичных близнеца? Тогда у них душа одна на двоих? Буддисты вообще пошли дальше всех — они существование души вообще отрицают. Обозначили ее словом «атман», то есть, «высшее Я». Согласно фундаментальной буддийской доктрине вера в существование атмана ведёт к омрачнению и является главной причиной всех страданий. На Востоке мудрецы говорят так: «Дети выбирают себе родителей, а не наоборот. Детские души сверху, как с некой смотровой площадки, наблюдают за нами, и потом одна из них говорит: «Пойду-ка я вот к этим. Симпатичные, но эгоистичные, только себя и любят. Воспитывая меня, у них есть шанс исправиться!». У моих знакомых 6 лет не было детей. Что они только не делали, у каких врачей не были, в какие святые места не ездили, повенчались, сменили работу, мировоззрение. Потом сделали ЭКО. Их мальчугану и девчушке уже год и восемь. Я смотрю на них с восхищением. Откуда душа у этих деток? Два замечательных маленьких ангелочка. А «выбрали» им родню врачи — обычные земные люди, как мы с вами. Откуда же берутся души детей, зачатых с помощью современной медицины? Оттуда же, откуда и у зачатых в постели. Репродуктологи признаются, что развитие ребенка — это не только механическое соединение сперматозоида и яйцеклетки. В одном случае эмбрион развивается, в другом — нет, несмотря на усилия медиков. Если ребенку «разрешили» — он родится. Тогда, какая, по большому счёту, разница каким способом он родился? Оплодотворение искусственное, ребёнок — настоящий. С медицинской точки зрения, существование нового организма начинается с момента слияния ядер сперматозоида и яйцеклетки. Кто даст ответ: может ли существовать человеческий организм без души? А если организм получен клонированием? Значит ли это, что при таком способе можно плодить души как на конвейере. Соединил две части ДНК — есть новая душа, через несколько секунд разобрал обратно — душа ушла в рай, и так по кругу? Производит ли Бог «отдельный акт» для каждой души, или Он просто «однажды так устроил, чтобы она возникала вместе с телом»? Рождение и зачатие, по-прежнему, остаются тайной. Тайной за семью печатями. На многие вопросы современности, как и сотни лет назад, сегодня нет объективных ответов.

Все права на материалы, размещенные на сайте принадлежат ООО «Информационное агенство «ИнтерМедИнформ». Копирование

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Фотограф: Станислав Марченко

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— С какого момента можно считать, что ребенок — это уже отдельный человек, уникальная личность?

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными… Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы «Поможение в родах» почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе. — Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое…

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. «Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, — пишет преподобный Ефрем Сирин, — подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима».

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила… и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

* * *

Священник Кирилл Иванов

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *