Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Литургия Преждеосвященных Даров

Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами, т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого.

Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста, когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта — в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без важнейшей ее части — освящения Даров.

Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы.

По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.

В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи.

В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти.

В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего…

На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии.

По девятом часе — "изобразительные": поются девять Евангельских заповедей блаженств, с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем", затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст.

После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: "Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: "Свете тихий…", чтец посреди храма читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: "Премудрость прости!" благословляет ими верующих и возглашает: "свет Христов просвещает всех".

В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.

После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего …

При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение.

Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего…" и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.

В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении), как и на обычной Литургии.

По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа, вместо "Иже херувимы…" хор поет: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…

Во время пения этой песни царские врата открываются. Совершается каждение алтаря.

По окончании первой половины этой песни, после слова: "дориносится", совершается перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле.

О Литургии Преждеосвященных Даров: “Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем”

После этого царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.

Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после великого входа и произнесения священником молитвы: "Господи и Владыко живота моего…", совершаются только три последние части литургии верных: а) приготовлено верующих к причащению, б) причащение священнослужителей и мирян и в) благодарение за причащение с отпустом. Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.

Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклониться святому Христову Воскресению.

← Обратно     Далее →

К оглавлению

Согласно Богослужебному Уставу, Божественная литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году

· В день памяти Василия Великого — 1 (14) января

· В навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье

· На Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье

· На Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

Отличия Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста заключаются в следующем:

· Вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого

· Отличается молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника

· Песнопения на литургии Василия Великого имеют более "протяжный" напев, чтобы священник, совершающий службу, — успел прочитать молитвы, т.к., евхаристическая молитва длиннее, чем на литургии Иоанна Златоуста, примерно в 4 раза

· Во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» перед возгласами «…приимите, ядите» и «…пийте от нея вси»

· Вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев

· Кроме того, на литургии св. Василия Великого, совершаемой в Великий Четверток, вместо «Иже херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…» а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча…»

Литургия Преждеосвященных Даров. Дни её совершения.

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности:

· В ней нет первой части полной литургии — проскомидии;

· Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;

· По отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);

· На литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 4044; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. IV.

    Литургия Преждеосвященных Даров (Объяснения+ ВИДЕО)

    Доходы, полученные от совершения определённых Законом сделок

  2. Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. ступные деяния, которые создают «почву» для совершения более серь­езных преступлений
  3. Глава V. Уголовный закон. какое преступление невозможно без совершения определенных дейст­вий или без факта бездействия1
  4. Глава XTV. Соучастие в преступлении. подготовки преступления, либо на стадии его совершения оказывает помощь исполнителю путем создания реальной возможности завер­шения преступления
  5. Глава XTV. Соучастие в преступлении. Соучастие возможно на любой стадии совершения преступления (в процессе подготовки преступления, в момент его начала либо в мо­мент совершения в качестве
  6. Действие уголовного закона во времени. Общее правило (ч.1 ст.9 УК) – при квалификации применяется УЗ, который действовал во время совершения преступления
  7. Добровольный отказ от совершения преступления. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  8. Древние славяне в эпоху Великого переселения народов,
  9. Заблуждение великого химика
  10. Задание 2. Самое чудовищное в войне то, что она заставляет людей коллективно совершать такие деяния, против индивидуального совершения которых те же самые люди восстали
  11. Замечания о способе совершения малого омовения
  12. Из беседы Василия Великого,


Согласно Богослужебному Уставу, Божественная литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году

· В день памяти Василия Великого — 1 (14) января

· В навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье

· На Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье

· На Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

Отличия Литургии Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста заключаются в следующем:

· Вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого

· Отличается молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника

· Песнопения на литургии Василия Великого имеют более "протяжный" напев, чтобы священник, совершающий службу, — успел прочитать молитвы, т.к., евхаристическая молитва длиннее, чем на литургии Иоанна Златоуста, примерно в 4 раза

· Во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» перед возгласами «…приимите, ядите» и «…пийте от нея вси»

· Вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев

· Кроме того, на литургии св. Василия Великого, совершаемой в Великий Четверток, вместо «Иже херувимы» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…» а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча…»

Литургия Преждеосвященных Даров. Дни её совершения.

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности:

· В ней нет первой части полной литургии — проскомидии;

· Литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;

· По отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);

· На литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 4045; Опубликованный материал нарушает авторские права?

7 вопросов о Литургии Преждеосвященных Даров

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. IV. Доходы, полученные от совершения определённых Законом сделок
  2. Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. ступные деяния, которые создают «почву» для совершения более серь­езных преступлений
  3. Глава V. Уголовный закон. какое преступление невозможно без совершения определенных дейст­вий или без факта бездействия1
  4. Глава XTV. Соучастие в преступлении. подготовки преступления, либо на стадии его совершения оказывает помощь исполнителю путем создания реальной возможности завер­шения преступления
  5. Глава XTV. Соучастие в преступлении. Соучастие возможно на любой стадии совершения преступления (в процессе подготовки преступления, в момент его начала либо в мо­мент совершения в качестве
  6. Действие уголовного закона во времени. Общее правило (ч.1 ст.9 УК) – при квалификации применяется УЗ, который действовал во время совершения преступления
  7. Добровольный отказ от совершения преступления. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  8. Древние славяне в эпоху Великого переселения народов,
  9. Заблуждение великого химика
  10. Задание 2. Самое чудовищное в войне то, что она заставляет людей коллективно совершать такие деяния, против индивидуального совершения которых те же самые люди восстали
  11. Замечания о способе совершения малого омовения
  12. Из беседы Василия Великого,


Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *