ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСКОВА

Возникновение Пскова

Страна, занимаемая ныне Новгородскою и Псковскою губерниями, в древнейшие времена была населена различными ветвями Финского или Чудского племени, среди которого, быть может, попадались и некоторые ветви Литвы. В течении длинного ряда веков эти народы оставались совершенно неизвестными истории.

В середине первого тысячелетия нашей эры на землю нынешней Псковщины пришли, с далёких берегов Дуная, предки средневековых псковитян, славяне — кривичи. Появление нового, смышлёного и даровитого племени не могло не отразиться на жизни туземцев.

Часть их совершенно слилась со Славянами, растворившись в новой, более сильной народности; другая добровольно подчинилась политической власти новых пришельцев; с третьей установились мирные отношения добрых соседей.

Но наиболее стойкие из финских племён вступили со Славянами в ожесточенную борьбу, длившуюся несколько столетий. Таковы были племена, жившие к югу от Финского залива, в Эстляндской и Лифляндской губерниях. В первой из них обитали Эсты, а во второй Ливы. Те и другие в летописях известны под общим названием Чуди.

Кривичи

Эсты и Ливы были ближайшими соседями Кривичей с севера и севера-запада. Далее жил другой, не менее упорный враг – полудикая Литва. Таким образом, с севера, запада и отчасти юга Кривичи были охвачены сплошным полукольцом враждебным кольцом, борьба с коим явилась их уделом. Исторический смысл её заключался в стремлении Кривичей овладеть сначала всем Чудским озером, а затем достигнуть берегов Балтийского моря.

Много веков человек жил на этой земле, но все же она оставалась очень слабо освоенной. Лишь кое-где, у берегов рек и озер, были разбросаны небольшие селения финского племени чуди и проникших из Прибалтики летто — литовцев.

Нетронутые, непроходимые дикие леса расступались только у водоемов и глубоких топей да на отложившихся в некоторых местах бесплодных толщах песков. Пробираться по этому краю на дальние расстояния можно было лишь водными путями. Главным из них служила широкая полноводная река, названная славянами Великой. По ней ладьи кривичей спускались с юга на север, а по ее притокам расходились в стороны — к западным и восточным пределам будущей псковской земли.

Сельское хозяйство – основа экономики Кривичей

Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов Великой. Здесь широкие пространства были заняты гигантскими песчаными наносами. А ниже по течению, вблизи впадения в Великую реки Мирожи, пески переходили в обширную богатую растительностью местность, изрезанную ручьями, оврагами, прудами, болотами и холмами. Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с Великой.

Довмонтов город

Славяне назвали его Кромом. Под его крутыми скалистыми склонами плескались речные воды, и только к узкому южному краю примыкал пригорок — место будущего Довмонтова города. Понижаясь к югу, пригорок сменялся низиной, простиравшейся от Великой до Псковы. За низиной шла цепь возвышенностей, в которую входило высокое место у Псковы, известняковая гряда у берега Великой, а между ними возвышение, известное в древности под названием Городца (ныне на этом месте стоит церковь Михаила Архангела).

Южнее этих высот, примерно на месте нынешней Профсоюзной улицы, пролегало старое русло пересохшей речки, получившее название Усохи. Еще дальше, в междуречье Псковы и Великой, вплоть песков, раскинулась местность с разнообразной почвой и рельефом — кое-где низкая и сырая, кое-где возвышенная, сухая, местами ровная, местами холмистая.

Кривичи выбирали живописные возвышения

Примерно такой же характер носила местность, расположенная за Псковой и названная позднее Запсковьем. Выбирая места для поселений, кривичи облюбовали живописные возвышения, выходившие к широкой красавице Великой, защищенные водой и болотистыми низинами, расположенные в окружении плодородных земель и сочных пойменных лугов.

Давно уже была высказана мысль о том, что на Городце славяне поселились раньше, чем на Крому. Пока это предположение не проверено археологами. Но само название Городца свидетельствует о том, что в дофеодальные времена на нем существовал укрепленный поселок. Неизвестно, был ли он старше Кромского или нет, но Псков, по-видимому, вырос не из одного Крома, а в результате развития двух или даже нескольких поселений.

Вероятно, уже в первой половине X века определилось постоянное место торга (там, где он оставался до 1510 года). С торгом было связано место поклонения языческим богам. Когда в конце X века языческие капища заменяли христианскими храмами, первым был построен храм Троицы на Крому, а вторым — Власия на Торговище.

К X веку, по всей вероятности, уже установились направления важнейших сухопутных дорог, связавших поселения на месте будущего Пскова с окружающими землями. Эти дороги определили потом расположение главных улиц города. Так уже в те времена намечались основные вехи будущей планировки Пскова и слагались такие характернейшие черты его композиции, как парадность западного «фасада» города и доминирующее значение Крома.

В X веке у дорог, соединявших Торговище и Кром с окрестностями, разрасталось скопление дворов ремесленников. Судя по результатам археологических разведок, застроенная площадь вышла в это время уже за пределы будущего Старого Застенья. Можно считать, что Псков тогда стал городом, но его посад по характеру застройки напоминал скорее сельское поселение.

Раскопки в Старом Застенье показали, что в X веке улиц там еще не было, дворы были рассыпаны в беспорядке и связывались между собой лишь узкими пешеходными мостками. Все строения были деревянными. Жилищами основной массы жителей посада служили небольшие избушки, срубленные из круглых бревен. В состав дворов входили постройки для домашнего скота и других надобностей семейств, не порывавших с сельским хозяйством.

На Крому и, возможно, в Городце были, конечно, и дворы знати, отличавшиеся обширностью, более сложной композицией и более крупными постройками. Расположение Пскова на основной транспортной артерии края и естественная защищенность его Крома способствовали превращению Пскова в центр развития ремесла и торговли, а затем в стольный город псковского княжества.

После нападения на Псков полоцкого князя Рогволда, то есть после 977 года, укрепления Крома, вероятно, были значительно усилены. За ними разместился двор первого псковского князя Судислава, княжившего с 988 по 1036 год, а близ княжего двора, надо полагать, расселилась княжеская дружина. Может быть, именно с этого времени укрепление на Кромской горе стало называться Детинцем.

На псковском посаде, наверное, уже появились «лавицы» — постоянные сооружения, служившие для перехода через топкие места.

В XI веке псковский посад превратился уже в настоящее городское поселение. Местами его постройки вышли за пределы будущего Среднего города. Дворы образовали сплошную правильную застройку улиц.

Улицы стали замащиваться деревянными настилами, применялся дренаж и другие способы осушения почвы, позволявшие занимать под поселение сырые участки. Наряду с главными складывалась сеть второстепенных улиц и переулков. Обычные жилища были по-прежнему очень простыми по планировке, состояли из одного помещения в бревенчатом срубе с очагом или печью, лавками у стен и большим столом со скамьями в стороне, противоположной входу. Крыша для тепла засыпалась землей. Дым от печи выходил в отверстие в крыше. Окошки представляли собой щели, задвигавшиеся деревянными заслонками.

Есть основания предполагать, что у изб устраивались крытые ходовые галерейки, начинавшиеся у входа и заходившие на заднюю сторону избы, а также небольшие помещения, примыкавшие к избе. В более богатых жилых постройках, имевших частично вторые этажи, галерейки превращались уже в висячие балконы. Великолепный лесной материал, тщательно обработанный, придавал даже самым простым постройкам основательность и своеобразную красоту.

О характере архитектурных украшений, типичных для новгородско-псковской земли того времени, можно судить по найденному при раскопках в Новгороде в 1953 году обломку резного столба. Он покрыт сложной по рисунку и довольно мелкой резьбой. Изображения сказочных существ сочетаются в ней с очень свободно скомпонованным затейливым плетеным орнаментом.

Рассматривая этот обломок, нельзя не вспомнить описаний древнеславянских языческих храмов с их резными, ярко расписанными изображениями фантастических зверей, птиц и людей. Резьбой и, вероятно, росписью украшалась и мебель, состоявшая главным образом из столов и скамей, а также деревянная утварь.

Древнеславянские языческие капища

Живописным богатством отличались дворы, принадлежавшие представителям верхов укрепившегося в то время на Руси феодального общества. Каждое из жилых, хозяйственных и парадных приемных помещений на этих дворах ставилось в виде особого здания.

Отдельные срубы устраивались для летних и зимних спален; отдельно строились залы для пиров — гридницы, самостоятельно сооружались и терема. Все они соединялись между собой крытыми переходами.

Жилые помещения поднимались на подклети, переходы между ними были висячими. Для подъема на переходы сооружались особые постройки с лестничными всходами, называвшиеся сенями. Указания летописей говорят, что такие холодные постройки, как сени и терема, поднимались над землей на деревянных столбах. Многие из хозяйственных построек, в их числе конюшни, житницы, кладовые для меда (бретьяницы) и имущества (скотницы, клети), челядни, поварни, тоже соединялись переходами.

Бревенчатые стены жилых срубов кое-где прорезались очень маленькими оконцами. Сени же, терема, переходы открывались наружу рядами проемов, украшенных резными обрамлениями. Гридню русские былины часто называют «светлой». Это говорит о том, что она освещалась большим количеством проемов. Все эти, очень разные по объемам и обработке постройки объединялись в свободную асимметричную композицию.

Сложное сочетание объемов, богатая игра светотени, причудливый силуэт, умелое использование дерева в декорации, местами резной (а кое-где, может быть, и раскрашенной), придавали таким дворам необычайную живописность. Вокруг они огораживались высоким частоколом из бревен с заостренными концами и замащивались деревянными помостами. Ворота этих дворов, вероятно, имели красивую обработку.

В то время в Пскове, несомненно, были гражданские общественные здания. Псков XI века делился уже на пять концов и, следовательно, наряду с общегородским вечем существовали кончанские организации и кончанские сходки. Один из авторов, описывавших древнеславянские города, упомянул о постройках, в которых славяне «имели обычные свои собрания и совещания… сходились пировать и рассуждать о важных делах…» Внутри были «вокруг скамьи и столы». Разумеется, такого рода зданий не могло не быть, хотя бы по одному, в каждом из псковских концов.

Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города — Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки. За пределами посада были рассыпаны только дворики ремесленников. Такой ярко выраженный светский облик города отражал его внутреннюю жизнь.

Христианство, вводимое феодальными верхами, укоренялось тогда на Руси чрезвычайно медленно. Народ относился к новой религии враждебно, не желал оставлять старых привычек и верований, глубоко связанных со всей его жизнью и с явлениями родной природы. Даже феодальной верхушке Руси христианство было чуждо. Слагавшиеся тогда городские обычаи сплетались не с христианскими обрядами, а с остатками языческих. В повседневный быт христианство еще не начало проникать, и это отражалось на всем виде города.

Развитие ремесленного производства и рост торговли в XII веке превратили Псков в большой и богатый город. Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания. Недалеко от Крома, на месте будущего Довмонтова города, князь Авед-Дмитрий построил храм в честь Дмитрия Солунского. Следующий каменный храм был возведен уже по заказу церковного владыки — архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта.

Желая утвердить в Пскове прочный оплот пропаганды христианства, он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором около 1156 года создал соборный храм. Место для монастыря было выбрано в небольшом отдалении от города, на другом берегу Великой, у устья реки Мирожи.

Мирожский монастырь

Современный Псков сохранил не только древние башни и церкви, но и более позднюю губернскую архитектуру. Псковичи каждый день проходят мимо городских особняков, усадеб, доходных и купеческих домов, построек Земского банка, каторжной тюрьмы и военных казарм, но вряд ли задумываются о том, что именно скрывается за современными фасадами зданий.

Речь пойдёт о прошлых и настоящих историях владений купцов Гельдта, Сафьянщикова, Батова, Викенгейзера, Хмелинского, о домах Земского и Городского банков, апартаментах вице-губернатора Перовского и помещика Брылкина, губернаторском доме и здании Кадетского корпуса, а также о многих других псковских особняках, построенных в XIX — начале XX вв.

Псков сохранил немало памятников старины. Его архитектурный облик за последние полтора века значительно изменился. Между тем каждое старинное здание – это страничка в истории города.

В них происходили события – обыденные и важные, жили люди – малоизвестные и знаменитые. Естественно желание узнать, увидеть, как раньше выглядел город. Впрочем, в старинном городе и современные строители стараются почувствовать традиции прежней застройки.

&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Основание и название города

Первое упоминание о Пскове встречается в Повести временных лет начала XII века, где рассказывается о том, как в 903 году киевскому князю Игорю привели жену «от Пьскова (Плескова) именем Ольгу».

Вместе с тем, археологические раскопки показывают, что город возник еще раньше – от 1500 до 2000 лет назад, а поселения на возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы существовали уже на рубеже эр. Официальной датой основания города считается 903 год.

Существует красивая легенда, связанная с именем княгини Ольги.

Объезжая свои владения, княгиня остановилась на берегу реки Великой и увидела чудное явление: три луча, пройдя с небес на землю, пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Ольга удивилась и решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии!»

Приехав в Киев, княгиня сдержала свое слово: она послала много золота и серебра, велела построить храм на берегу реки, заложить там город и заселить его народом.

Так, по легенде, возник город и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, что и сейчас стоит в центре кремля. А в том месте, где Ольга любовалась огненными лучами, была построена небольшая Ольгинская часовня.

Имя города происходит от названия реки Псковы. Существует несколько версий происхождения названия города и реки. Согласно одной из них, слово Пьсков (Плесков, Пльсков) происходит от древнерусского «плесъ», что означает часть реки между двумя излучинами или от слова «песок».

Псковская вечевая республика

В 1348 году Новгород официально признал независимость Пскова и начался 150-летний период расцвета Псковской вечевой республики.

Свое государство жители называли Псковской землей и Псковом. Верховным органом власти было вече, куда могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов, но главенствовали на народном собрании бояре. Здесь принимались законы, заключался мир и объявлялась война. Вече собиралось в кремле, на площади перед Троицким собором.

Правил Псковской землей князь, но его власть не передавалась по наследству, более того, князья приглашались из других княжеств, а если его правление не устраивало псковичей, князя изгоняли.

Опасаясь нападения с запада, псковичи возводили оборонительные сооружения, главной особенностью которых было то, что они строились для всего народа. Не удивительно, что здесь так много крепостей, они построены в Изборске и Вышгороде, Красном и Гдове, Острове и других поселениях.

К 1517 году по направлению к Ливонии, было 30 укреплений, которые первыми принимали удары иноземцев, давая возможность Пскову подготовиться к бою.

Город Псков был форпостом Руси на Северо-Западе, он фактически в одиночку противостоял воинствующим соседям: с запада — Ливонскому ордену, с юга — враждебной Литве.

Участие в Ливонской войне

Ливонская война, продолжавшаяся с 1558 по 1583 годы, первые годы обходила Псков.

В 1580 году войско польского короля Стефана Батория вторглось в Новгородскую и Псковскую земли. Баторий рассчитывал на легкую победу и отправил к царю Ивану Грозному послов с требованием отдать Польше Ливонию, а также северо-западные русские земли с городами Смоленск, Псков и Новгород. После того, как Иван Грозный отказался подписать мирный договор с польским королем, тот решил взять Псков.

26 августа воины Стафана Батория подошли к южной стороне поселения. Перед приходом неприятеля псковичи сожгли посад. Население, включая крестьян из окрестных деревень, укрылось за крепостными стенами. Дополнительно вдоль южной стены они построили ещё одну деревянную стену, параллельную каменной, между которыми выкопали ров.

Оборона крепости длилась 30 недель, с 27 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года. Врагу не помогли ни открытый штурм, ни подкопы, ни предательство. Шестимесячная осада не сломила защитников крепости и Стефан Баторий был вынужден отступить и согласиться на переговоры, в результате которых Баторию пришлось вернуть России захваченные им русские города.

Борьба против шведов в начале XVII века

В 1611-1613 годах Швеция захватила русские города Новгород, Ладогу и Старую Руссу, Порхов и Гдов. В начале 1615 года 20-летний шведский король Густав-Адольф направил свое войско на Псков, но наступление было отбито.

Летом был организован повторный поход, в котором участвовал сам король и генерал Горн. Шведы расположились в захваченным ими Снетогорском монастыре. Защитники крепости предприняли вылазку против шведов. Неприятель понес значительные потери, в сражении был убит генерал Горн. Король Густав-Адольф отвел свои силы на западный берег реки Великой.

Получив подкрепление шведы вновь предприняли наступление. Они окружили город, заняли все дороги. Основной удар они наносили с северной стороны крепости. Неприятель вел артиллерийский огонь и пытался разрушить крепостную стену.

Псковичи упорно оборонялись и ежедневно совершали вылазки против врага.

Благодаря упорному сопротивлению псковичей, Густав-Адольф вынужден был продолжить мирные переговоры с Россией и через несколько дней шведы отступили от крепости.

Успешная оборона Пскова заставила шведское правительство отказаться от многих своих захватнических требований и вернуть России Новгород, Ладогу и Порхов, Гдов и Старую Руссу, а также другие занятые интервентами земли.

Город Псков во время Северной войны

Потерпев поражение под Нарвой в ноябре 1700 года, Россия отвела свои полки под Псков. Сюда же были направлены и вновь сформированные войска. В городе и его окрестностях находилось более 60 тысяч солдат и офицеров под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева. Псков стал центром расположения действующей русской армии.

Для усиления обороны Петр Первый приказал построить в крепости новые мощные оборонительные сооружения — земляные бастионы и полубастионы, соединенные валами. Сюда была доставлена и новейшая для того времени артиллерия.

Псков стал грозной крепостью, но боевые действия в то время так и не начались.

После Северной войны границы переместились далеко на запад, и мощная крепость на реке Великой стала не нужна. В дельте Невы был построен Санкт-Петербург, а внешняя торговля переместилась в Ригу и Ревель (ныне Таллин), отошедшие к России.

Псков утрачивает роль важного торгового и оборонительного центра России и постепенно становится провинциальным городком.

Псков в Великую Отечественную войну

В годы Великой Отечественной войны на долю города выпали суровые испытания.

Немецкое командование считало Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда», поскольку на пути к городу на Неве больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каким был древний город.

Желая в кратчайшие сроки завершить войну, немцы направили на Псков группу армий «Север». Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника.

Жители Псковского края строили оборонительные сооружения. Первыми удар противника приняли авиаторы, а вскоре здесь сосредоточились и сухопутные резервы.

В псковском небе летчики П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков одними из первых осуществили воздушные тараны, уникальность которых состояла в том, что все летчики вернулись на аэродром, сохранив свои боевые машины.

В начале июля 1941 года немцы прорвали оборону советских танковых дивизий и вышли в район Крестов, а 9 июля Псков был взят.

Вскоре после установления оккупационного режима, в Крестах был создан концлагерь, где было замучено 65 тысяч советских граждан. Оккупация древнего города, сопровождавшаяся массовым террором, продолжалась три года.

Большой вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли партизанские отряды.

23 июля 1944 года 376-я дивизия форсировала реку Великая в районе псковского кремля и освободила западную часть города, а 128-я дивизия освободила его центр и восточную часть.

Псков был оккупирован одним из первых российских городов, а освобожден в числе последних, то есть он дольше всех был оккупирован. Кроме того, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, поскольку город являлся ближайшим прифронтовым тылом и здесь постоянно находилась база гитлеровских войск.

Послевоенное время

Во время войны в Пскове была разрушена большая часть жилого фонда и многие памятники архитектуры. Город попал в число древних городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Но, несмотря на это, денег не хватало и восстановительные работы велись, в основном, за счет сил энтузиастов.

К 1950 году основной этап восстановительных работ был завершен.

С распадом СССР многие промышленные предприятия закрылись, а экономика пришла в упадок, вместе с тем, в эти годы начинается возрождение храмов.

Самая замечательная часть архитектурного наследия Пскова – это древние одноглавые белокаменные церкви с характерными звонницами и крыльцами. Для Псковских храмов характерен архитектурный стиль, отличающий их от церковных памятников других регионов.

Среди главных архитектурных памятников Пскова можно выделить Троицкий собор и Псковскую крепость, Мирожский монастырь и Поганкины палаты. Эти памятники, а также ряд церквей входят в список культурного наследия России.

Кафедральным собором Пскова является Троицкий собор. Троицкий собор – это главный храм Пскова и Псковской области. Первоначально в Х веке на территории Кремля была возведена деревянная церковь, а первое каменное здание храма появилось в конце XII века. Существующий ныне Троицкий собор был построен в 1682-1699 годах. Внутри храма Вы увидите такие уникальные церковные памятники, такие как семиярусный иконостас, иконы Чирской и Тихвинской Богоматери.

В XVII веке в Пскове возводятся каменные жилые здания, самое большое из которых принадлежало купцу Сергею Поганкину и получило имя Поганкины палаты. Строение состояло из трех частей, в одной из них жил сам хозяин, вторая предназначалась для других членов семьи, а в третьей находилась производственная мастерская.

Каменная часть палат сохранилась в хорошем состоянии. Здание отличается простотой, а внутренние интерьеры были великолепно отделаны. Об этом свидетельствуют русские печи, украшенные яркими изразцами с причудливыми рельефами, резные столы с фигурными ножками и лавки, а также богатые иконы с позолоченными киотами.

История города Пскова тесно переплетается с историей России — на протяжении всей своей истории он играл роль защитника и спасителя государства.

Псков

Псков

Флаг Герб
Субъект федерации Псковская областьПсковская область
Городской округ город Псков
Координаты 57°49′00″ с. ш. 28°20′00″ в. д. (G) (O) (Я)
Внутреннее деление 14 микрорайонов
Глава города Цецерский Иван Николаевич
Первое упоминание 903
Прежние названия Плесков
Город с 903 года
Площадь 95,6 км²
Высота центра 45 м
Население ↗206 730 человек (2014)
Плотность 2162.45 чел./км²
Национальный состав русские
Конфессиональный состав православные
Этнохороним псковичи́, пскови́ч, пскови́чка;
псковитя́не, псковитя́нин, псковитя́нка
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 8112
Почтовые индексы 180xxx
Автомобильный код 60
Код ОКАТО 58 401
Код ОКТМО 58 701 000 001
Официальный сайт pskovgorod.ru
Награды
Почётное звание «Город воинской славы»

Псков Москва

Псков — город (с 903[ на северо-западе России, административный центр Псковской области и Псковского района. Расположен на реке Великой при слиянии её с рекой Псковой.

Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. В 1348—1510 годах — столица независимой Псковской республики. В 1510 году присоединён к Великому княжеству Московскому. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость, состоящая из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), делала Псков практически неприступным. На протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё главенствующее положение на западных рубежах страны, а после того, как по итогам Северной войны границы сместились далеко на запад и России отошли Рига и Ревель (Таллин), значение Пскова как торгового и оборонительного пункта окончательно упало. Во время Великой Отечественной войны город три года был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, за это время погибли 3,5 тысячи мирных граждан. В декабре 2009 года Пскову присвоено звание «Город воинской славы»

Источник: ВикипедиЯ

  • Псковский кром
  • Псковский кремль
  • Псковский кремль-Довмонтов город
  • Псковский кремль-Довмонтов город
  • Псковский кремль-Довмонтов город
  • Приказные палаты
  • Приказные палаты
  • Псковский кремль
  • Памятники Великой равноапостольной княгине Ольге
  • Памятники Великой равноапостольной княгине Ольге
  • Довмонтов город
  • Довмонтов город
  • Довмонтов город
  • Палаты Меньшиковых
  • Палаты Меньшиковых
  • Палаты Меньшиковых
  • Палаты Меньшиковых
  • Гремячая башня
  • Гремячая башня
  • Гремячая башня
  • Гремячая башня
  • Церковь Василия на горке
  • Церковь Василия на горке
  • Церковь Петра и Павла с буя
  • Церковь Петра и Павла с буя
  • Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы
  • Церковь Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы
  • Церковь Cвятого Николая со Усохи
  • Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
  • Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца
  • Церковь Николы Явленного
  • Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Торгу
  • Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
  • Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
  • Церковь Иоакима и Анны
  • Церковь Иоакима и Анны
  • Церковь Петра и Павла
  • Церковь Петра и Павла
  • Церковь Старое Вознесение
  • Церковь Старое Вознесение
  • Церковь Новое Вознесение
  • Церковь Новое Вознесение
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища
  • Церковь Сергия Радонежского с Залужья
  • Церковь Сергия Радонежского с Залужья
  • Церковь Преполовения Пятидесятницы
  • Церковь Преполовения Пятидесятницы
  • Церковь Георгия со Взвоза
  • Церковь Георгия со Взвоза
  • Поганкины палаты
  • Поганкины палаты
  • Поганкины палаты
  • Поганкины палаты
  • Дом Масона
  • Музей В.И. Ленина
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова
  • Музей-квартира Ю.П. Спегальского
  • Музей-квартира Ю.П. Спегальского
  • Памятник Пушкину и Арине Родионовне
  • Памятник Пушкину и Арине Родионовне
  • Псковский кузнечный двор
  • Псковский кузнечный двор
  • Псковский кузнечный двор
  • Псковский кузнечный двор
  • Дом вице-губернатора Л. Перовского
  • Дом вице-губернатора Л. Перовского
  • Достопримечательности
  • СПРАВКА
  • Музеи
  • Экскурсии

Псков. Легенды, история и современность

Псков – город древней Руси, один из самых богатых архитектурными и археологическими памятниками. Культурное наследие Пскова поистине бесценно. Исторический центр города – как музей под открытым небом. Множество храмов, церквей, и светских построек, принадлежащих к разным этапам истории города, составляют его облик. Здесь сложилась уникальная псковская иконописная школа, а также самобытный стиль в архитектуре и живописи. На псковской земле, в своей знаменитой михайловской ссылке, Александр Сергеевич Пушкин пишет большую часть «Евгения Онегина».

Современная Псковская область граничит с Беларусью, Латвией и Литвой. Эта географическая особенность издавна сделала его рубежом западных вторжений на Русь – не один поход, предпринятый литовскими, немецкими, шведскими завоевателями, разбился о стены Псковской крепости. За три века (XII – XV) город выдержал 26 осад, и за всю свою историю только дважды был захвачен превосходящими силами противников.

Стоит Псков на трех реках – Великой, Пскове и Мироже. От названия реки Псковы и происходит имя города. Значение же этого слова неизвестно. Идет ли оно от славянских корней, или истоки его надо искать в прибалтийско-финских языках – остается загадкой.

Основание города, история и легенды

Точную дату основания города указать невозможно – первое упоминание его в «Повести временных лет» относится к 903 году, но сколько времени город (или поселение) Псков просуществовал до тех пор – неизвестно. Достоверно то, что в VI веке на псковской земле уже были поселения славян-кривичей.

Две основные легенды об основании города связаны с именем Великой Княгини Ольги, женой князя Игоря и первой русской святой, в крещении принявшей имя Елена. По одной из этих легенд, князь Игорь был пленен красотой и мудростью юной перевозчицы через реку Великая – таким нелегким ремеслом будущая княгиня зарабатывала себе на приданное. Вторая легенда повествует о том, как Ольга, после принятия Святого крещения, объезжая псковские земли, увидела знамение – три падающих с неба луча, сходящихся на высоком мысе, на месте слияния рек Великой и Псковы. Сочтя это Божьим знаком, великая княгиня воскликнула «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!..» Так возник Троицкий собор – архитектурный комплекс, из которого по легенде, вырос весь город. Событие это относят к 957 году.

Псковичи же издавна называют свой город «домом Святой Троицы». Дошедший до наших дней каменный Троицкий собор на территории Псковского кремля построен на месте той легендарной деревянной церкви.

XII – XIII вв.

Удачное географическое положение Пскова довольно быстро сделало его мощным экономическим центром, контролирующим водные торговые пути. До начала XII Псков входит в состав Киевской Руси (однако, не являясь княжеской вотчиной), затем принадлежит Новгородскому княжеству.

В начале XII века в Пскове недолго княжил русский святой, князь Всеволод (в крещении Гавриил), который был погребен в Свято-Троицком кафедральном Соборе.

В 1240 году Псков был захвачен немецкими и датскими рыцарями, от которых город освободил Александр Невский, после чего состоялась знаменитая битва на Чудском озере (Ледовое побоище), где рыцари были окончательно разбиты, и закончился Крестовый поход на Русь.

С 1266 года власть в Пскове получил литовский князь Довмонт, принявший православие и поучивший в крещении имя Тимофей, снискавший любовь и доверие псковичей за счет успешных военных кампаний против Литвы и Левонского ордена. Во время его тридцатитрехлетнего княжения в Пскове была построена первая каменная городская стена, которая и по сей день носит его имя (Довмонтова стена, и Довмонтов город внутри нее). После смерти литовского князя, доказавшего свою верность Псковской земле и православной вере, литовцы еще долго не решались возобновить свои вторжения.

В 1309 году была построена вторая («средняя») стена, которая обезопасила часть города, находившуюся вне Довмонтовой стены. Позднее, она в свою очередь была обнесена третьей стеной. Таким образом, город оказался опоясан тремя каменными стенами, что сделало его практически непреступной крепостью.

Псков – независимая республика

К XIV веку город становится столь значительным торговым, политическим и культурным центром, что осмеливается требовать от Новгорода признания своей независимости. И хотя к тому времени Псков имел право самостоятельного избрания князей, и даже свое, независимое от Новгорода вече, все же он оставался несвободен в церковном (а значит, и в политическом) плане. В Пскове был наместник Новгородского владыки, который полностью контролировал городскую жизнь. Ходатайство псковичей московскому митрополиту о назначении собственного владыки осталось без ответа. Решение назревшего конфликта между двумя крупнейшими в российской истории городами пришло извне, в виде иностранной угрозы. В середине XIV века Шведский король Магнус выдвигает войска к Новгороду, вследствии чего новгородцы были вынуждены просить помощи у псковичей. В результате был подписан договор о том, что Псков становится равным Новгороду, его младшим братом, имеющим право на собственного наместника по церковным делам, таким образом, новгородцы фактически гарантировали полное свое невмешательство в жизнь города.

Обретя внутреннюю свободу, в XIV-XV вв. Псков переживает пору наибольшего расцвета. Он расширяет международную торговлю, становится все более значимым экономическим центром. В это время Новгород уже в значительной степени попадает под влияние московского княжества, и первенство в торговых делах от Новгорода переходит к Пскову. Город растет, увеличивается его население, строится третья крепостная стена.

Под властью московских князей

Псковичи не терпели на своей земле князей, стремившихся утвердить наследственную власть, и отказывали им в княжении. Таким образом, заграничные князья в Пскове сменялись часто, но положение города, постоянно находящегося под угрозой немецких и литовский вторжений, требовало наличие единой сильной княжеской власти. Поэтому псковичи попросили покровительства московских князей, и позволили им включить псковскую землю в число своих вотчин. Однако, от присланного великокняжеского наместника они отказались, потребовав для себя полновластного князя, с принесением присяги Пскову. Несмотря на то, что это требование было выполнено, присланные князья, пользуясь постоянной угрозой городу со стороны литовцев и немецких рыцарей, не всегда действовали согласно воле псковичей, которые нуждались в московской военной мощи для борьбы с западными врагами. Великие князья московские часто получали жалобы на своих ставленников, и присылали в Псков все новых и новых правителей, каждый из которых был более притязателен, чем предыдущий. Частая смена власти приводила к все большей зависимости Пскова от Москвы.

В 1509 году князь Иван Михайлович Репня-Оболенскийбыл назначен наместником в Пскове, он не признал псковских законов, не принёс присягу вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Василию III были отправлены послы с жалобами на нового наместника. Великий князь предложил всем недовольным ехать со своими челобитными (жалобами) в Новгород. 27 декабря (6 янв 1510) псковских посадников и бояр пригласили в Грановитую палату Новгородского Кремля. Василий III требовал уничтожения псковского веча и должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления. Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение Псковской земли к Москве. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя

Утром 3 (13) января в 1510 году колокол псковского вече был снят и отправлен в Москву. Псков окончательно потерял свою независимость.

Поставленные после этого наместники держали ответ только перед московским князем, а не перед жителями Пскова, самобытность города была сведена к минимуму, он стал жить по московским законам.

При Иване IV, который посетив Псков, остался недоволен стремлением его жителей к независимости, 500 псковских семей были высланы, а на их место водворены другие поселенцы.

Иван Грозный вел многочисленные военные действия против Литвы, Лифляндии и Швеции, и вся их тягость падала на пограничный Псков, который несмотря на трудность своего положения, не потерял славы непреступного форпоста Руси на пути западных завоевателей. Город выдержал тяжелейшую польскую осаду, которая длилась 5 месяцев, и не пал благодаря усилиям князя Ивана Шуйского. Осада закончилась мирными переговорами. Этот подвиг псковичей отмечен Карамзиным в «Истории государства Российского», как спасительный для всей Руси подвиг. Стотысячная армия ляхов не смогла переломить стойкости жителей осажденного Пскова, точно все православные святые пришли на помощь городу.

В 1570 году Иван Грозный лично посетил Псков после жестокого разорения Новгорода. Псковичи не без оснований боялись приезда кровавого правителя, потому на въезде в город были накрыты столы, жители города вышли на улицы и смиренно приветствовали царя. Иван же пожелал получить благословение от местного юродивого, блаженного Николы. Юродивый бесцеремонно обратился к царю: «Ступай себе, прохожий человек, или скоро не на чем тебе будет ехать», после этого увещевал его не чинить кровавых расправ и не грабить святых храмов. Иван же, тем не менее, повелел снять колокол с Троицкого собора – после чего, по преданию, конь царя пал. Увидев в этом сбывающееся пророчество юродивого, Иван Грозный покинул Псков, не нанеся ему ущерба. Блаженный же Никола (Николай Саллос) считается спасителем города от кровопролития.

Смутное время Российской истории не принесло больших потрясений Пскову. В то время, как московское величие ослаблялось частой сменой власти, Псков был в стороне от смут и волнений. Пропорционально постепенному упадку Москвы, Псков переживает короткое возрождение.

XVIII – XIX вв.

При Петре I Псков удваивает свое военное значение. Будучи пограничным городом, он становится точкой сбора войск и обучения рекрутов в ходе Северной войны. Сам царь несколько раз посещал город, и распорядился укрепить древние городские стены, а также насыпать оборонительные валы.

Однако после мирного присоединения Лифляндии к России, Псков теряет свою стратегическую ценность, и военное значение. Торговля с западными странами практически иссякла – таким образом Псков перестает быть также и значимым экономическим пунктом. А после открытия порта в Петербурге он окончательно теряет торговые перспективы. Довершает упадок Пскова пожар 1710 года, который уничтожил огромную часть городской застройки.

После реорганизации административного управления в России, когда государство поделилось на провинции и губернии, Псков становится провинциальным городом Новгородской губернии, а в 1776 году получает статус губернского города.

Не последнее значение Псков имеет в войне 1812 года, когда будучи прифронтовым городом, он организует центр помощи раненым Русской армии, создает свое ополчение и формирует кирасирский полк, прошедший всю войну. В помощи раненым участвуют буквально все жители города. Тех, кому не хватало места в военном госпитале, псковичи зачастую разбирали по домам. Также стоит отметить, что выдающийся полководец Михаил Кутузов, во многом решивший ход войны, происходил из семьи псковских дворян.

XIX век становится благоприятным временем в истории города. Со строительством железной дороги, связавший Петербург и Варшаву, понемногу возрождается торговля, Псков возвращает себе былую славу. Город растет, строятся каменные здания. Уникальная застройка города, изобилующая храмами, церквями, а также светскими средневековыми зданиями, окруженными древними, уже разрушающимися стенами, придают городу неповторимое лицо города-музея.

Советские годы

В 1917 году на железнодорожном вокзале Пскова произошло историческое событие. Именно здесь отрекся от престола Самодержец всероссийский, Николай II. Вскоре в Пскове будет объявлено установление Советской власти.

На протяжении последующего тяжелого периода церкви и монастыри Пскова разорены, священнослужители подвергаются гонениям.

Великая Отечественная война стала для города тяжелым потрясением. Одной из основных целей немецкой армии был Ленинград, на пути к которому, после завоевания Прибалтики, первым советским форпостом стояла Псковская крепость. Несмотря на превосходящие силы противника, Псков на некоторое время смог задержать наступление немецких войск. Приняв на свою территорию отступающие с захваченных прибалтийских земель советские дивизионы, псковичи взорвали мосты через реку Великая. Были сформированы добровольческие отряды.

Город был захвачен превосходящими силами противника и в течение трех лет город оставался под немецко-фашистской оккупацией. Горожане были обязаны жить по немецким законам, кроме того для них была введена трудовая повинность, которая распространялась на граждан от 15 до 65 лет.

К моменту освобождения в 1944 году, в городе уцелело от разрушений всего около восьмидесяти домов и совсем ничтожная часть населения. После окончания войны большие силы были брошены на восстановление города. Псков попал в список 15 древних городов Советского Союза, особо пострадавших от военных разрушений, и правительство подписало распоряжение о первоочередном их восстановлении. Основные восстановительные работы были завершены к 1950-м годам, после чего город стал набирать промышленную и индустриальную мощь.

Современность Пскова

После распада Советского Союза, большинство промышленных предприятий Пскова пришли в упадок и были закрыты. Зато началось восстановление церквей, храмов и других памятников архитектуры и истории. Большинство церквей города в настоящий момент являются действующими.

В настоящее время Псков – развитой промышленный город. Здесь работают несколько крупных производств. Также город является безусловным культурным центром, богатым театрами, музеями и бесчисленным количеством уникальных архитектурных памятников, которые ежегодно привлекают большое множество российских и зарубежных туристов. Пскову присвоено почетное звание Города боевой славы, в 2003 году город отметил 1100-летие первого упоминания в Повести временных лет.

В современном городе имеется множество парков, садов и скверов, а также – ботанический сад и дендропарк. В Пскове проходят литературные, театральные и музыкальные фестивали.

В 2010 году В.В.Путиным было подписано распоряжение о создании Псковского государственного университета, который объединил несколько учебных заведений Пскова и Псковской области.

Также в 2010 году городской Думой была утверждена современная символика города – герб и флаг. Основу современного псковского герба составляет герб древний, исторический. На нем изображен барс на голубом фоне, над ним – Божья десница. Поддерживают герб два барса с мечами главных покровителей города – Всеволода и Довмонта. Надпись внизу герба «Чести своей не отдадим никому» – воинский девиз первого псковского князя Всеволода-Гавриила – как нельзя лучше отражает вехи многовековой истории древнего русского города, непреступной крепостью стоящего на границе своей страны.

Достопримечательности Пскова

Храмовые постройки

Культовая архитектура Пскова уникальна, и позволяет даже говорить о самобытной псковской архитектурной школе. В основе ее лежат традиции византийского культового строительства. Первые церкви, возведенные в Пскове, были построены новгородской артелью мастеров, в новгородском стиле, который сложился на основе упрощения канонов Киевского храмового строительства. Самые характерные для Пскова белокаменные однокупольные церкви, как правило, с отдельно стоящей звонницей, многие из которых датируются XII веком, составляют архитектурный облик старого города. Стоит отметить, что столь древние христианские постройки в России сохранились в очень небольшом количестве, поскольку в большинстве своем они были уничтожены татаро-монголами.

Уникальна и Псковская иконописная школа, которая определяла работу над созданием каждой иконы – от обработки доски до написания ликов – без отступления от своих самобытных канонов. Композиция псковских икон, как правило, ассиметрична. Основными цветами являются изумрудно-зеленый, почти черный, и вишневый. Художественный язык икон псковской школы экспрессивен, в отличие от спокойных и гармоничных канонов московских икон. Большое влияние на иконописную школу Пскова оказало творчество Феофана Грека, работавшего в Новгороде в XIV веке.

Помимо православных церквей, в городе имеются также старообрядческие, протестантские и католические храмы.

К сожалению, ни одна храмовая постройка на территории древнего Довмонтова города не сохранилась. Рассмотрим застройку других районов города.

Троицкий собор, построенный на месте знаменитого первого храма, с которого началась история основания города, находится на территории Псковского Крома (Кремля), в самом сердце города.

На территории Среднего города:

  • Церковь Николы со Усохи (1371 год)
  • Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год)
  • Церковь Василия на горке (15-16 век)
  • Церковь Одигитрии (1537 год)
  • Церковь святой Великомученицы Анастасии в Кузнецах (1377 год)
  • Церковь Михаила Архангела с Городца (1339 год)

Почти все церкви среднего города являются действующими (за исключением церкви Одигитрии)

На территории окольного города:

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу
  • Церковь Николы Явленного (1419 год)
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Церковь Новое Вознесение (вторая половина XIV века)
  • Церковь Преполовения Пятидесятницы
  • Церковь Георгия со Взвоза
  • Церковь Сергия с Залужья
  • Церковь Успения с Полонища (1810 год)
  • Церковь Иоакима и Анны
  • Церковь Старое Вознесение

В окрестностях Окольного города

Район Пскова «Окольный город» возник в результате последнего, самого позднего расширения Псковской крепости, которое относилось к XV веку. Это была часть города, находящаяся за пределами стены Среднего города. Долгое время она носила название Полонище, до тех пор, пока также не была укреплена в XVI веке. Памятники архитектуры Окольного города относятся к числу наиболее поздних псковских храмовых построек, среди них есть церкви, датируемые XVIII – XIX веками.

  • Деревянная церковь Варвары Великомученицы
  • Церковь Дмитрия в Поле
  • Церковь Николы в Любятове
  • Церковь Алексия, человека Божьего, с Поля
  • Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи в Крестах
  • Костел Пресвятой Троицы Римско-Католической церкви в Плехановском Посаде (современная постройка)

На территории Запсковья и окрестностей:

  • Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы
  • Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья
  • Церковь Варлаама Хутынского
  • Церковь Богоявления с Запсковья
  • Церковь Образская с Жабьей Лавицы
  • Церковь Воскрешения со Стадища
  • Церковь Ильи Мокрого
  • Церковь Иоанна Богослова с Мишариной горы
  • Церковь Петра и Павла на Брезе
  • Собор Рождества Богородицы
  • Церковь Константина и Елены в Царевой Слободе
  • Церковь Евангельских Христиан-Баптистов
  • Запсковье – район Пскова, территориально расположенный на противоположном от центра города берегу реки Псковы.

На территории Завеличья (на противоположном берегу реки Великая):

  • Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи
  • Спасо-Преображенский собор
  • Церковь Успения с Парома
  • Церковь Николы от Каменной ограды
  • Церковь жен-мироносиц со Скудельниц
  • Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Безусловно огромную историческую ценность имеют башни Псковской Крепости. Многочисленные стены древнего города насчитывали их 40 штук. Сохранилась до наших дней примерно половина башен. Уцелевшие стены и башни Пскова могут быть наглядным пособием для изучения фортификационных укреплений древнерусского города.

Гражданские постройки древнего Пскова

Основные типы гражданской архитектуры города – хоромы и палаты. Деревянные хоромы практически не сохранились, из-за городских пожаров или естественного разрушения. Каменные здания, конечно, дошли до нас в гораздо большем количестве. К таким постройкам относятся палаты, частные дома, дворцы, складские и торговые помещения, которые сооружались в Пскове на протяжении многих веков. Большинство сохранившихся построек из них относятся к XVII веку.

На территории Довмонтова Города:

Приказные палаты

На территории Окольного города:

  • Поганкины палаты
  • Палаты Подзноевых
  • Палаты Меньшиковых
  • Солодежня
  • Дом Печенко
  • Палаты Русиновых
  • Палаты Ямского
  • Палаты Гурьева

На территории Запсковья:

  • Палаты в Волчьих ямах
  • Палаты Трубинских
  • Палаты Постниковых

Музеи Пскова объединены в единый комплекс – Псковский государственный объединенный историко-культурный и художественный музей. Его филиалы представляют все аспекты культурного наследия древнего города.

Так же богата достопримечательностями и Псковская область. При наличии свободного времени стоит посетить не только сам город, но и его окрестности.

  • ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  • СПРАВКА
  • МУЗЕИ
  • ЭКСКУРСИИ
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *