Содержание
- С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед
- Цели и задачи обращения к учителю-логопеду
- В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?
- Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда
- Где и как получить квалификацию учителя-логопеда?
- Программы по теме
- Подберем программу для Вас!
- Возможные причины нарушений:
- Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:
На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что за последние 10-15 лет дети очень изменились. Стало намного больше речевых нарушений, расстройств аутистичного спектра, а также детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. К сожалению, это происходит не только у нас, но и в странах СНГ зафиксирован рост речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Да и учителя обычных массовых школ бьют тревогу по по поводу участившихся случаев недостаточной сформированности фонематического восприятия (способности различать звуки) у младших школьников, что в свою очередь перерастает в ещё более серьёзные проблемы усвоения грамматики в старшей школе. Проблема нарастает, как снежный ком. Много детей не только не произносят правильно звуки, но и не слышат и не различают их при письме. Соответственно растёт количество дислексий и дисграфий (нарушений чтения и письма).
Сегодня хотелось бы поговорить о развитии речи ребёнка раннего возраста – от момента рождения до 3-х лет. Ведь этот возраст является очень важным периодом в жизни детей. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, активно изучает окружающий мир, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства. Все, что мы успеваем вложить в ребенка до этого возраста, он потом развивает и использует. Поэтому в нашей стране общепринятым считается ежегодный осмотр логопеда с раннего дошкольного возраста и до момента поступления в школу.
Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?Эти вопросы часто задают родители. Ответы на них и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.
Первое, на что необходимо обращать внимание, когда малыш растет — это понимание ребенком того, о чём говорят другие люди. Если он не понимает, обращённую речь, его собственная речь будет формироваться с задержкой. Обязательно надо идти к логопеду, если к двум годам ребенок не говорит или в 2,6 говорит так, что его никто не понимает. Утверждение о том, что до 3-х лет нужно подождать и речь появиться сама, сегодня уже является мифом. Говорить ребёнок будет, только вопрос в том, что это будет за речь и какого качества. В настоящее время есть много детей с задержкой речевого развития вследствие нарушения контакта и взаимодействия с взрослыми. Этой категории требуются длительные коррекционные занятия с психологом и логопедом. И чем раньше они начнутся, тем эффективнее это будет для ребёнка.
Рассмотрим этапы развития детской речи:
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом, когда к нему обращаются. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».
В 2 месяца малыш улыбается при общении. Начинает кричать, причём в крике появляются разные интонации, он становится более выразительным. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, капризным и требующим. В 2 месяца у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г» или «к».
3 месяца Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым. Вместо крика уже чаще слышны хныканье и плач. Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним. Когда малыш разговаривает можно услышать такие звуки как: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.
4 месяца Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на щекотание. При гулении появляются звукосочетания «а‑о‑у», «ю‑а‑а». Появляется длительное певучее гуление . После 3-х месяцев ребенок начинает произносить звуки под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог с ребенком: вы повторяете за ребенком его звуки или слоги, он при этом замолкает и прислушивается к вам, а затем начинает гулить активнее и громче.
5 месяцев Произносит согласные звуки «п», «б», «м», «т», «д», связывая эти согласные с гласными «ба, га, да, ма, ам, та». Таким образом, появляются элементы лепета. Случайно произносит два слога подряд, но с одним согласным «а‑ма» или «а‑ба», «а‑на», «а‑да» и др.
6 месяцев К этому времени у ребенка возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев Малыш использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. Лепет активный.
8 месяцев Возникает реакция на незнакомое лицо, ребёнок может заплакать. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. Некоторые мамы начинают рассказывать, что их ребёнок уже с 7-8 месяцев говорил слова.
9 месяцев Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».
10 месяцев На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было.
11 месяцев. В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «ба» (баба). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам‑ам» – еда, или «ав» или «в‑ав» – та же еда или собака, или «би‑би» – автомобиль, игрушечная машинка, или «кис‑кис», «бай» и т. д.
1 год К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-5 «лепетных слов. Однако смысл одного такого слова очень широкий. Например, слово «мама» в зависимости от интонации, ситуации, жестов и мимики ребенка может означать обращение к ней, жалобу, настойчивое указание, просьбу взять на руки и т. д. Лепетное слово «да‑да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!»
1 год 3 месяца Словарный запас увеличивается до 10 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. «Дай ручку. Где папа?» Знакомые слова показывает на картинке. Например: «Покажи, где машинка, кукла, мячик и т.д.».
1 год 6 месяцев Ребёнок показывает одну из частей тела, словарный запас около 20 слов.
1 год 9 месяцев Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»).
2 года На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), строит предложения из двух слов. Например: «Папа би-би», что означает «Папа уехал на машине».
2 года 6 месяцев Называет многие части тела.
Словарный запас настолько большой, что подсчитать количество произносимых ребенком слов практически невозможно.
Говорит о себе «я»: «Я пошел», «Я сам». Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» полностью или упрощенно.
Разговаривает со сверстниками во время игр. Фраза состоит из 3-4 слов.
Задаёт вопросы: «Что это?», «Кто это?»
К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта. Ребёнок говорит простыми, грамматически оформленными фразами, состоящими из 3-4 слов. Речь понятна посторонним людям. Ребёнок вступает в речевые диалоги с другими детьми и взрослыми, кратко рассказывает о прошедших событиях, отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Рассказывает знакомую сказку, появляется словотворчество, склонность к рифмовке. Может разучивать короткие стихи. Наступает возраст «почемучки», когда ребёнок стремится понять мир.
Если этого не происходит необходимо обратиться к логопеду.
Нарушения речи можно исправить – важно не упустить время!
Учитель-логопед районного центра раннего вмешательства -Лосицкая Т.Ф.
Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
- до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
- 1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
- 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
- 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
- старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
- в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.
С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед
- Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
- Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
- Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
- Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. В чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
- Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.
Цели и задачи обращения к учителю-логопеду
Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:
- корректирует звукопроизношение;
- формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
- расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
- развивает грамматический строй речи, ее связность;
- готовит малыша к обучению письму и чтению.
В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?
Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.
Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.
Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда
1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.
2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.
3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».
4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.
5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.
6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.
8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.
9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.
10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».
Где и как получить квалификацию учителя-логопеда?
В АНО ДПО можно дистанционно* пройти программу профессиональной переподготовки на базе высшего или среднего специального образования. Она рассчитана на тех, кто хочет работать в системе коррекционно-развивающего и компенсирующего образования с детьми, у которых отмечаются проблемы с речью. Слушатели знакомятся с системой работы учителя-логопеда, особенностями разных речевых нарушений, реализацией учебных программ начального образования и т. д.
Родителям, которые хотят помочь своим детям, мы рекомендуем короткие программы повышения квалификации по конкретным речевым проблемам и методикам логопедической работы, например:
Программы по теме
6900 руб. 3572 руб. 3500 руб. 1672 руб.
Своевременное обращение к логопеду и регулярные занятия позволяют избавиться от большинства нарушений речи или значительно смягчить их проявление, особенно если родители полностью выполняют рекомендации специалиста и занимаются с ребенком дома. Искренняя заинтересованность родителей во взаимодействии с учителем-логопедом гарантирует полное избавление малыша от речевых проблем.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Подберем программу для Вас!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
- Фото-Видео
- Отзывы
- Статьи
- Лицензии
- Работа у нас
- Страховые партнеры
- Партнёры
- Контролирующие организации
- График приема граждан по личным обращениям
- Онлайн консультация врача
В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.
Вам следует обратиться к логопеду, если:
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.
Возможные причины нарушений:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность»
- ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
- различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.
Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:
- нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
- выработка речевого дыхания;
- стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
- выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.
Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.
Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.
Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время.
Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!
Услуги и цены Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный 2 000 руб. Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный 1 750 руб. Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда) 4 500 руб. Логопедическое занятие для детей с заиканием 2 500 руб. Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин 1 600 руб. Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста 2 000 руб. Справка в образовательное учреждение по результатам осмотра логопеда 600 руб. Комплексная программа «Задержка речи (недостаточность активной лексики, невнятность произношения) у детей до 5 лет» 10 900 руб. Комплексная программа для неговорящих или плохо говорящих детей по запуску речи 13 150 руб.
Запись на прием
Консультация на тему: «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду».
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года
ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
он не повторяет за Вами слова,
или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Детский логопед поможет:
скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д.
1. Для чего нужны занятия с логопедом?
- Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
- Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
- Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии
- У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
- Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку.
- Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
2. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:
Изучение иностранных языков.
Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:
1) межзубное произношение свистящих звуков-норма для английского языка;
2) грассирующее»Р»- норма во французском;
3) вибрация всей нёбной занавески- норма в немецком.
Но все это будут дефекты для русского языка.
Обучение чтению.
Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой. то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква».
3. Что делать летом?
Чтобы лето не прошло даром, предлагаю вам потренировать с ребенком:
дыхание
— тренируем силу и длительность выдоха:
— обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
— пускать мыльные пузыри через соломинку;
— надувать воздушные шарики
— надувать надувные игрушки, круги, мячи;
— учиться плавать, выдыхая в воду; нырять;
— играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.
развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое)
— жевать мясо (а не только сосиски и котлеты) ;
— жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс) ;
— лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка
— чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
— полоскать рот;
— жевать боковыми зубами;
— сосать сухарики из хлеба, булки (соленые) ;
— лизать эскимо.
Учитель-логопед: Кузнецова С. А.
[ad01]