Сколько длится пост

Сколько длится пост, с чем это связано и когда христиане начали поститься?

Начало рождественского поста в 2017 году

Ответы на эти вопросы рассмотрим ниже.

Когда люди спрашивают: «Ты постишься?», очень часто они имеют в виду: «Бутерброд с колбаской будешь?». А что на самом деле подразумевает пост, какая его суть?

Четыре многодневных поста установлено православной церквей. Это Великий, Петров или Апостольский, Успенский, Рождественский или Филиппов посты. По церковному учению воздержание в еде — это лишь маленький шаг в прохождении поста, главной целью которого есть борьба человека с греховными наклонностями и своими страстями. Все многодневные посты проходят перед великими праздниками, которые и завершают его.

Первоначальный смысл поста

В настоящее время посту, как и другим установлениям церкви, грозит опасность потерять свой истинный смысл и стать бесполезным. К сожалению, очень часто это происходит с теми, кто ревностно ходит в церковь и соблюдает посты, но по небрежности или по незнанию делают это формально. Они не понимают глубинного их смысла, который был первоначально вложен в него церквей.

Сколько длится Великий пост?


Длительность Великого поста связана с числом 40 (именно столько дней Христос постился в пустыне), однако фактическая продолжительность этого поста зависит от правил исчисления дат, принятых в конкретной конфессии. Например, На Западе Великий пост продолжается 36 дней (шесть недель, исключая все воскресенья).
У нас Великий пост длиться семь недель. Четыредесятницей называют первые сорок дней Великого поста, а завершает его Страстная седмица – неделя перед Пасхой.
По своей строгости Великий пост может сравниться разве что с Успенским постом.

Сколько длится Успенский Пост?


Успенский пост — еще один многодневный православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы. Длится Успенский пост каждый год в одни даты — с 14 августа по 27 августа включительно. Завершает его праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Хоть этот пост также очень суров в правилах, однако в отличии от Великого поста, Успенский издавна считался более легким именно из-за того, что приходится на конец лета. А в это время стол как правило наполнен свежими овощами.

Сколько длится Петров Пост?


Петров пост идет после девятого воскресения после Пасхи, а заканчивается 12 июля, в день Петра и Павла. Таким образом количество дней напрямую зависит от даты празднования Пасхи, и соответственно может варьироваться от 8 до 42 дней.
Установленный этот пост был в память о святых апостолах Павле и Петре, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди.

Сколько длится Рождественский Пост?

Рождественский пост, как и Успенский имеет постоянную дату. Рождественский христианский пост длится с 28 ноября по 6 января.

Этот пост упоминается еще с IV века. Первоначально он длился семь дней, а после реформы 1166 года он стал сорокадневным.
Такую реформу не приняла Армянская апостольская церковь, и до сих пор держит рождественский пост в течение 7 дней (с 30 декабря до 5 января).

Во время любого из перечисленных постов кроме соблюдения определенного режима питания необходимо еще и ограничить себя в развлечениях и искушениях, задуматься о душе и пути к Богу. Пост дает отличную возможность избавиться от лишнего веса и поправить здоровье. Ведь даже современные ученые пришли к выводу, что соблюдение постов – самая лучшая диета, позволяющая сохранить здоровье.

Поститься не следует тем людям, у которых проблемы с пищеварением или обменом веществ. Во всей строгости соблюдать пост столько времени, сколько длиться пост не рекомендуется и тем, кто имеет серьезные болезни. Даже монастыри не всегда постятся с суходеянием. Желательно обратиться к батюшке за индивидуальными рекомендациями.

Что можно есть во время постов:

Для тех, кто решил поститься, стоит запомнить, что на протяжении всего поста нельзя есть продукты животного происхождения: мясо, яйца, молоко, колбасу, сливочное масло, а также строго запрещается крепкий алкоголь. К сожалению, многие традиции великопостной кулинарии потеряны до нашего времени. А ведь на самом деле поститься не так и сложно, а вкусные постные блюда очень легко приготовить.

Прекрасно, если в семейном рационе присутствовали каши. В пост ее тоже можно приготовить. Только вместо молока и сливочного масла следует использовать воду, а заправить можно вареньем, ягодами, измельченными сухофруктами, овощным либо грибным соусом с использованием различных специй. Сыграйте на разнообразии каш и на ее консистенции.

Обычные супы также имеют множество постных вариантов. Главным нюансом тут можно отметить своевременную закладку компонентов, чтобы к концу приготовления все они приготовились одновременно. Сначала следует варить более твердые, а затем более нежные продукты. Если овощи слегка поджарить, улучшение вкуса супа обеспечено. Не стоить забывать про зелень и специи. Отдельно измельченные овощи отлично сочетаются с гренками и сухариками.

.

Главная —> Церковные Православные праздники —> Рождественский или Филиппов пост

Рождественский (Филиппов) пост.

Рождественский Пост начинается 28 (15 ст.ст.) ноября и кончается в ночь под Рождество 6 января (24 декабря ст.ст.). Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Рождественский пост — зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова7 января (25 декабря), в который празднуется приход Спасителя в этот мир в образе человека. Начинается пост за 40 дней до праздника и поэтому его ещё называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». В народе Рождественский пост называют Филипповым, или Филипповками, т. к. он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа — 14 (27) ноября.

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году.

Воздержанием в пище верующие выражают почтение к празднику Рождества Христова, а также к празднику Успения Пресвятой
Богородицы. По Правилам воздержания Рождественский пост близок к апостольскому до дня Святителя Николая — 19 декабря (1 января). С 20 декабря (2 января), непосредственно перед праздником Рождества, пост становится особенно строгим.
Праздник Рождества длится с 7 по 13 января. С утра 7 января все ограничения в питании снимаются. Пост отменяется на 11 дней.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров пост. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

Сколько дней длится пост перед Рождеством?

Последние дни поста — со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.
Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье — без чрезмерного веселья.
Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера — до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшени­цы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — «сочельник».

День перед праздником Рождества Христова – Сочельник устроен по дню Великой субботы. Время принятия пищи в этот день приходится на вечер. С древности идет обычай не вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Церковь предписывает употребление на вечерней трапезе кутьи с медом, чем напоминает древний обычай: крещеные в этот день вкушали мед – символ сладости духовных даров.
О трапезе Рождественского Сочельника в Уставе сказано: «Ядим варение со елеем, рыбы же не ядим; вино же пием, благодаряще Бога». Если навечерие Рождества случится в субботу или воскресенье, тогда «входим в трапезу и ядим совершенно (досыта); рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочево обварено, или кутию с медом; испиваем же вина в славу Божию; в неимущих странах пием пиво».

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» — святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, согласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого поста называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

« назад :: далее »

Сегодня православный церковный праздник:
Пророка и Боговидца Моисея. Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского…
Завтра праздник:
Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия, игумена Брестского…
Ожидаются праздники:
19.09.2018 — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 1104-х воинов…
20.09.2018 — Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мученика Созонта. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского…
21.09.2018 — РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ…
22.09.2018 — Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных богоотцов Иоакима и Анны. Мученика Севериана. Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского…
23.09.2018 — Мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Преподобного Иоасафа Каменского (князя Андрея)…

Православные праздники:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

Все православные праздники …

Рождественский пост вместе с другими многодневными постами был установлен в очень давние христианские времена. Он имеет свою историю и значение, что делает его очень интересным праздником, а сам праздник отмечается и по сей день. Удивительно то, что с Рождественским постом связано много имен: блаженный Августин, Амвросий Медиодаланский, Филастрий – все они когда-то упоминали об этом посте.

Рождественский пост

Сейчас мы поговорим о том, когда же начало Рождественского поста в 2016 году у православных и вкратце пройдемся по истории этого необычного праздника.

История утверждения

Изначально этот пост соблюдался разное количество времени: некоторые верующие отмечали его 7 дней, другие – немного больше. Но уже в 1166 году патриархом  Лукой и императором Византии Мануилом было утверждено, что абсолютно все христиане должны отмечать этот пост 40 дней. Христианский пост – это самый последний многодневный пост в году. Дата начала христианского поста – 28 ноября 2016 года, а число, когда заканчивается Рождественский пост припадает на 7 января 2017 года. В связи с тем, что этот пост имеет продолжительность в 40 дней, то и имеет он название Четыредесятница.

Значение Рождественского поста

Основная цель соблюдения этого поста – очистить душевную оболочку человека. Поэтому этот пост – не только отказ от пищи, но и очищение от грехов, плохих привычек и человеческих страстей. Христианский пост является не строгим. Во время этого поста запрещено есть пищу, которая связана с животными: яйца, мясо, молоко, сыр. Конечно, есть и другие ограничения, но они могут маняться в зависимости ото дня или недели. Весь Рождественский пост можно разделить на 4 части, последней из которых является Сочельник (канун Рождества). Каждая из этих частей имеет свои отдельные запреты, но самым строгим пост приходится именно на Сочельник. В самых строгих условиях Рождественский пост соблюдается лишь монахами и старообрядцами, а если вы не относитесь к их числу, но тоже хотите это попробовать, то лучше посоветоваться со своим духовником и сходить на осмотр к врачу, чтобы узнать, можно ли вам строго постить или нет.

Новый год и Рождественский пост

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: "Во что одеваться в год рыжей мыши?" или "С кем знакомиться в ближайший год петуха?" Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи радио и телебеседы будет иного плана: "Как встречать Новый год в Рождественский пост?" Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют, чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что "неверный в малом и в великом неверен будет". (ср. Мф. 25:14-30)

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь с одной стороны в "Правилах" Православной Церкви: "Аще кто прийдёт на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешённое, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…", а вот другое, апостольское: "Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога" (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное, посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь нескоромной трапезой, и необходимостью выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, живущим на этой же лестничной площадке, обязательно придет с подарками? Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: "Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь". Любовь действительно – "самое существенное", но ведь пост тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные рамки поста, значит идти на поводу протестантов, у которых благочестивые традиции не в чести. Говорить же сегодня о переносе даты начала поста или Рождества, сколь бы не были аргументированы эти предложения, нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, значит поставить себя в маргинальную позицию и что еще хуже – впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема: "Новый Год это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово "антихрист" означает не только "противо-Христос", но и "прежде-Христа". Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является "антихристовым" в чистом виде".

Ни много, ни мало – все те, для кого Новый год праздник, отправлены в стан воинства врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции, отнюдь не маргинальны и редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса "доводов", о "неправославном" происхождении Нового года, о языческом культе Деда Мороза и Снегурочки и т.д.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители "преданий старины глубокой" вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого, прежде всего, дети. Скажите, как отнесется в будущем к Православию и церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от "воцерковленных" родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести с собой греховное начало. Необходим принцип: "что через меру, то от лукавого". Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу. "Ты что, уже с утра празднуешь?" – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия "праздник" с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип: "запретный плод сладок" – срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного и государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен Церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких, и неблизких, всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромного.

Сколько дней длится великий пост?

Смысл в другом, в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью Любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-надсмотрщиков, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. "Любовь – выше поста" – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого, значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и "истинноправославности".

Надо другим служить, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты не слышал (они ведь тебя любят) обязательно сделают вывод: "Вот до чего попы довели".

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет "толку" в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова. Как? Да очень просто.

Помните: "Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес"? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он то, скорее всего, с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды, они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения "Слава в Вышних Богу"? И разве в словах государственного руководства в предновогодних обращениях не слышится просьбы: "и на земле мир и в человецех благоволение"?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский: "Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, (а в любом городе в храмах в эту ночь совершаются молебные пения), постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем, смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Вместо же мирского тоста, рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

"Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость".

И это будет по-православному!

Александр Авдюгин, протоиерей
Интернет-журнал "Русская неделя" – 15.12.2007.

Фото — Best-picture.ucoz.Ru

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *