Основная религия Грузии — православное христианство. Кстати, Грузия – вторая страна (после Армении), принявшая христианство в качестве государственной религии в 326 г .н.э.

Несмотря на огромное почитание христианства в Грузии очень терпимо и с должным уважением относятся к представителям других религий. А их тут немало. В основном это мусульмане. Часть абхазов, а также грузин южных и юго-западных районов (Аджария и др.) исповедуют ислам суннитского толка. Большая часть азербайджанцев — мусульмане. Ассирийцы в 80% исповедуют христианство. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви. Также в Грузии имеется небольшое число католиков.

История религии

По преданию, именно в Грузию надлежало отправиться Божьей Матери для апостольской проповеди, неся учение Христа в новые земли. Поэтому, Грузия считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей страны.

Однако по воле Спасителя Богородица в Иерусалиме. Вместо Нее отправился Святой Апостол Андрей Первозванный. Святой Апостол взял с собой нерукотворный образ Богородицы и обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В городе Ацкури (близ современного Ахалцихе) по молитве Апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Апостол оставил в городе икону Богородицы. Поэтому празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа.

Это подтверждают как грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы.

В те времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское — Картли (Иверия) и западно-грузинское Эгриси (Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г .н.э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповеди Святой равноапостольской Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, Святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову, став инициатором строительства множества храмов в память великомученика Георгия Победоносца. Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели. Другая древняя святыня — могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея.

В IV веке Грузия твёрдо стала на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. В том числе и от внешних врагов-завоевателей: персов и арабов, турков-сельджуков, монголов, османов, которые насаждали свою религию в стране. За веру Христову приняло мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и граждан. Мировая история не знает такого примера самопожертвования, когда одновременно 100 000 человек приняли мученический венец. Жители Тбилиси, отказались выполнить приказ Хорезмшаха Джалалетдина — пройти и осквернить иконы, положенные на мосту. Были казнены мужчины, дети и старики. Это случилось в 1226 году. Их память грузины чтят 31 октября/13 ноября. В 1386 году орда Тамерлана уничтожила монахинь Квабтахевского монастыря. В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученичество 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря.

Замученные (князья Давид и Константин Мхеидзе (VIII век) царь Арчил (VI век), убитый монголами царь Димитрий II (XIII век) погибший от рук персов царь Луарсаб II (XVII) и замученная персами царица Кетевани (XVII) — это неполный список этих святых.

Несмотря на трагическую историю страны Грузинская церковь (с XI века во главе с каталикос-патриархом) всегда занималась просветительскими делами. Территория страны полна церквами и монастырями. Множество церквей и монастырей стали просветительскими центрами. В XII веке великий грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию, которая во всём православном мире была признана величайшей богословской и научной школой.

В начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи. Был образован Грузинский Экзархат. В марте 1917 г ., после революции была восстановлена независимость Грузинской Церкви. Первым католикос-патриархом был избран известный деятель церкви Кирион II. С 1977 года и поныне, католикос — патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Святейший и Блаженнейший Илья II.

На территории Грузии находится множество христианских святынь. Ежегодно паломничество к святым местам совершают сотни туристов.

Святая равноапостольная Нина считается покровительницей Грузии, поскольку именно благодаря её проповедям жители Иверии (нынешней Грузии) обратились в христианскую веру.

Грузинская православная церковь — одна из древнейших в христианском мире. 6 мая 319 года грузинский царь Мириан, исцелённый святой Ниной от слепоты, обратился в православие.

Cвятая равноапостольная Нина. Фото: Commons.wikimedia.org

По совету Нины, царь обратился к византийскому императору Константину (306–337) с просьбой прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом, который до этого верил в языческих богов. Крещение Грузии на реке Куре состоялось в 324 году (по другим источникам, в 326 году).

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Почему Святую Нину считают покровительницей Грузии?

В Грузии Святую Нину почитают больше всех из святых и считают своей покровительницей. Она прославилась проповедованием Евангелия и обращением жителей Иверии (нынешней Грузии) в христианскую веру. В 326 г. н. э. христианство в древней Грузии стало государственной религией благодаря проповедям святой равноапостольной Нины.

Бодбийский монастырь. Фото: wikipedia.org

Как праздник называется в Грузии?

В Грузии День святой Нины называют Нинооба. Грузинская православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день её кончины, и 1 июня — в день её пришествия в Грузию. Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведённых в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

Как праздник отмечают в Грузии?

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны. Ежегодно летом большая группа детей, подростков и молодёжи совершает паломничество по следам равноапостольной просветительницы Грузии.

Материал был впервые опубликован 27.01.2014 года.

Тбилиси, 13 июня 2007 г.

Грузинские ученые доктор наук Марина Гигвелашвили и член-корреспондент Академии наук Грузии Ролан Киладзе полагают, что датой принятия христианства в Грузии следует считать не 326-й, а 319 год. Об этом заявил Ролан Киладзе на пресс-конференции в Тбилисском международном пресс-центре РИА «Новости» 12 июня, сообщает сайт Патриархия.ru.

Открытие было сделано астрономами на основе двух грузинских летописных источников и данных НАСА.

Согласно летописным источникам христианство было принято Грузией во время царствования Мириана.

По преданию, когда царь Мириан возвращался с очередной охоты на Тхотской горе, неожиданно стемнело. Он испугался и начал просить помощи у своих языческих богов, но это не помогло. Он вспомнил о том, что неподалеку от дворца проживала Нино Каппадокийская, которая проповедовала христианство и излечивала больных. Он попросил Бога Нино о помощи, и неожиданно все осветилось.

«Эта картина, описанная в летописях, очень похожа на полное солнечное затмение. На карте, разработанной НАСА, указаны все затмения, которые произошли в период с 301 по 320 год. На карте указано, что последнее затмение в этот период произошло в Грузии, в частности, в западной части. А Тхотская гора находилась в центре, и, соответственно, затмение было максимальным в этой части», — сообщил Киладзе.

По его словам, этот факт первой обнаружила Марина Гигвелашвили летом 2006 году. «В результате совместного исследования мы пришли к тому, что полное затмение солнца произошло в Грузии 6 мая 319 года и длилось 1 минуту 52 секунды», — сказал ученый.

«Далее на основе исторических источников летописца Иоанэ Зосиме выясняется, что после определенного периода времени 1 мая, на третье воскресенье со дня Пасхи, был срезан кипарис, из которого были высечены три креста, установленные в разных местах», — сообщил он.

«Мы высчитали несколькими способами, когда Пасха могла бы быть 17 апреля, так чтобы 1 мая приходилось на воскресенье. И такими оказались три года в период царствования Мириана — 298-й год, 309-й и 320-й годы. Опять указывается 320 год, что является еще одним подтверждением», — считает ученый.

По его словам, одни историки восхищены сделанным открытием, другие выражают свое несогласие. «Что касается Церкви, то там такая же ситуация», — заметил он.

«Часть представителей общественности считает, что, исходя из этой теории, солнечное затмение не было чудом, а было обычным природным явлением. Теперь это уже твердо установленный факт, и ученым и духовенству придется его учесть. Ошибка может быть в полминуты касательно начала затмения, но это не принципиально», — полагает Киладзе.

Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божией Матери. Однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился апостол Андрей Первозванный…

На Кавказе, между Черным и Каспийским морями, расположена страна древнейшей истории и культуры — Грузия. Красота грузинской природы, самобытность грузинского искусства и неповторимый колорит грузинского характера восхищали великих поэтов и знаменитых путешественников. В то же время это одна из древнейших христианских стран мира, которую невозможно себе представить без святого Православия.

На протяжении всей своей истории Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только поработить страну, но и искоренить в ней христианство. Множество завоевателей были близки к тому, чтобы уничтожить православную Иверию. Но христолюбивый грузинский народ отстоял свою родину и сохранил правую веру. Грузия и ныне является одним из форпостов Православия в современном мире.
Удел Пресвятой Богородицы

Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божией Матери. Согласно церковному преданию, после Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился апостол Андрей Первозванный, который взял с собой образ Богородицы.

Святой апостол шел в ту страну, которая хранила великую ветхозаветную святыню — мантию пророка Илии. Туда ее принесли евреи, гонимые вавилонским царем Навуходоносором. Кроме того, в Грузии находилась и величайшая христианская святыня — нешвенный хитон Господа нашего Иисуса Христа, который привез в Мцхет, древнюю столицу Грузии, присутствовавший при распятии местный житель, еврей Элиоз.

В апостольские времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточногрузинское Картли (по-гречески Иверия) и западногрузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии.

В городе Ацкури (возле современного Ахалцихе) по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять святое Крещение. Апостол Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе.

В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла еще одного апостола, святого Матфия, он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Кроме того, древнейшие источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.
Крещение Иверии

Проповедь святых апостолов не прошла бесследно. В Грузии появились первые христианские общины и церкви. Интересен тот факт, что в творениях святого Иринея Лионского (II в.) среди христианских народов уже упоминаются иверы (грузины).

Однако массовое крещение грузин состоялось лишь в начале IV века благодаря проповеди святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Родом из Каппадокии, родственница великомученика Георгия, святая Нина прибыла из Иерусалима во исполнение воли Пресвятой Богородицы.

Проповедница обратила на себя внимание народа святостью жизни, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Когда же царь Мириан, подвергшись опасности на охоте, был спасен после молитвы христианскому Богу, то, благополучно вернувшись домой, принял христианство со всем своим домом и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа.

В 326 г. христианство в Грузии было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства — Мцхете, и по совету святой Нины отправил послов к святому Константину Великому с просьбой прислать епископа и клир. Посланный святым Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин.

До приезда духовных лиц в Мцхете — там, где хранился хитон Господень, уже началось строительство церкви. Это место и поныне является центром духовной жизни грузинского народа. Здесь находится кафедральный храм в честь Двенадцати апостолов — «Светицховели” («Живоносный Столп”).

Много на поприще христианизации страны потрудился и преемник прославленного во святых царя Мириана — царь Бакар (342–364). При нем богослужебные книги были переведены на грузинский язык.

Начиная с этого времени, грузины стали верными последователями Христа и всегда непоколебимо защищали православное учение. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский замечает, что «иверы есть христиане, и правила веры соблюдают лучше, чем все, кого мы знаем”.
В борьбе за Православие

Грузия достигла своего могущества в V в. при царе Вахтанге I Горгосали, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет. Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V в. Мцхетский храм.

С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сагдухт, вдовы царя Арчила I, в 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

Первоначально Грузинская Церковь находилась в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в., согласно утвердившемуся мнению, она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих и то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. (Католикос — греч. «всеобщий”, указывает на то, что юрисдикция Грузинской Церкви распространяется не только на пределы Грузии, но и на всех грузин, где бы они ни проживали. — Ред.)

Со времен принятия христианства грузинскому народу на протяжении веков приходилось почти постоянно бороться против внешних врагов, которые вместе с завоеванием страны старались уничтожить и христианскую религию. В тяжелейшей борьбе грузинский народ смог сохранить государственность и защитить Православие. На протяжении веков борьба за государственность отождествлялась с борьбой за Православие. За веру Христову здесь приняли мученическую смерть множество людей, как духовного звания, так и мирян.

Мировая история не знает такого примера самопожертвования, какой показали жители столицы Грузии Тбилиси в 1227 г., когда одновременно 100 тыс. человек — мужчины, дети и старики, — отказавшись выполнить приказ хорезм-шаха Джалал-эд-дина — осквернить иконы, положенные на мосту, приняли мученический венец.

В горниле испытаний только укреплялись вера и мужество грузинского народа. Расцвет христианской Иверии принесло правление богобоязненного царя Давида IV (ок. 1073–1125) и его благочестивых потомков.
Золотой век

На заре своей христианской истории Грузия была вынуждена вести многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителями которого выступили, прежде всего, арабы. С VII в. они захватили обширные земли Персидской и Византийской империй, ослабленных взаимной борьбой. В VIII в. Грузия подверглась страшному опустошению арабами во главе с Мурваном, прозванным «Глухим” за его беспощадность. Новая волна насилия поднялась во второй половине XI в., когда в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.

Положение Иверской Церкви изменилось лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089–1125), правителя умного, просвещенного и богобоязненного. Давид IV приводил в порядок церковную жизнь, строил храмы и учреждал обители. В 1103 г. по его инициативе был созван собор в Руиси, постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния.

Зенитом славы Грузии стал век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184–1213), которая смогла не только сохранить то, что было при ее предшественниках, но и расширить свою державу от Черного до Каспийского моря. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. Грузия стала самым могущественным христианским государством во всем Восточном Средиземноморье.

Легендарные сказания связывают с именем царицы Тамары почти все замечательные памятники истории Грузии, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. Особенно святая заботилась о просвещении своего народа. В ее царствование появляется большое число ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Однако с кончиной святой Тамары все изменилось — она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы своей родины.
Под ударами врагов

Грозой для Грузии стали принявшие ислам монголо-татары. В 1387 г. в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. «Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, — пишет священник Никандр Покровский. — Города и села в развалинах, трупы грудами валялись на улицах. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещалось заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь ее злополучного населения длинной полосой обозначала путь грозного и жестокого повелителя Самарканда”.

Вслед за монголами страдания, разорение святынь и насильственное обращение в мусульманство принесли грузинам турки-османы.

Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием персидского шаха Ага-Мохаммеда в 1795 г. В день Воздвижения Креста Господня шах приказал схватить всех духовных лиц Тифлиса и cбросить с высокого берега в реку Куру. По жестокости эта казнь равна кровавой расправе, учиненной в пасхальную ночь 1617 г. в Гареджийском монастыре, когда по приказанию персидского шаха Аббаса его воины зарубили шесть тысяч иноков. «Царство Грузинское, — пишет историк Платон Иоселиани, — в продолжение пятнадцати веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов Христовых”.

В бедственные для Иверии времена заступниками простых людей выступили иноки и белое духовенство. «Вряд ли можно найти в истории человечества какое-либо политическое или церковное общество, — писал епископ Кирион (Садзаглишвили, впоследствии Католикос-патриарх), — которое бы больше принесло жертв и больше пролило крови в защиту православной веры и народности, чем это сделало грузинское духовенство и особенно монашество. По огромному влиянию грузинского монашества на судьбу отечественной Церкви, история его сделалась неотъемлемой и самой главной частью грузинской церковно-исторической жизни, ее многоценным украшением, без которого история последующих веков была бы бесцветна, непонятна, безжизненна”.
Вместе с Россией

Тяжелое положение православных грузин вынуждало их обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. Начавшись в XV столетии, эти обращения не прекращались вплоть до присоединения Грузии к Российской империи. В ответ на просьбу последних царей — Георгия XII в Восточной Грузии и Соломона II в Западной — 12 сентября 1801 г. императором Александром I был издан манифест, которым Грузия — сначала Восточная, а затем и Западная — была окончательно присоединена к России.

После воссоединения Грузинская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата. В 1811 г., согласно императорскому распоряжению, вместо католикоса был назначен экзарх Иверии, получивший право быть членом Святейшего Синода.

За время существования экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время постепенно происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Возникали и вопросы, связанные с церковным имуществом.
Автокефальная Грузинская Православная Церковь

В конце XIX — начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхете было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикосом-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Страгородском) и католикосе-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает около трех миллионов верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах — на церковнославянском или греческом.

Православная Церковь занимает особое место в современной Грузии. Государство признает брак, зарегистрированный Церковью, обеспечивает деятельность института капелланов в армии и тюрьмах, преподавание основ православной веры в учебных заведениях, признает дипломы духовных школ. В свою очередь, Церковь утверждает проекты православных храмов и выдает разрешение на их строительство, ее имущество освобождено от налогов. Все великие православные праздники объявлены в Грузии государственными и являются выходными. Православная Иверия живет и с надеждой смотрит в будущее.

Олег Карпенко, «Церковная православная газета»

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+EnterБольшинство верующих этнических грузин принадлежат к Грузинской православной церкви (65% верующих), ветви православного христианства. Восточная Грузия в 326 н.э. была обращена в христианство благодаря проповеди святой равноапостольной Нины из Иерусалима и стала вторым (после Армении) государством, принявшим христианство в качестве официальной религии. Грузинская православная церковь в 5 в. получила автокефалию и долгое время оставалась независимой. С 11 в. ее предстоятель имеет титул католикоса-патриарха. В 1811 Грузинская православная церковь была включена в состав Русской православной церкви и утратила статус автокефалии. Был образован Грузинский экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, а позднее – в сане архиепископа. Статус автокефалии Грузинская православная церковь вернула в 1917, тогда же произошел полный разрыв отношений с Русской православной церковью. Их связи были восстановлены только в 1943. В советское время Грузинская церковь утратила былое влияние. Число церковных приходов сократилось примерно с 2000 (в 1917) до 80 (1960-е годы). Влияние церкви стало восстанавливаться только с конца 1980-х годов.

В Грузии имеется небольшое число католиков, в Аджарии и в южных приграничных районах – много мусульман. Абхазы – в основном мусульмане-сунниты, но среди них встречаются и православные. Азербайджанцы, ассирийцы и курды – мусульмане. Всего среди верующих насчитывается ок. 11% мусульман. Большинство осетин исповедует православие. Армяне, греки и русские имеют собственные православные церкви, причем к Армянской апостольской церкви относятся примерно 8% верующих.

Самую новую информацию о КБ Южное смотрите у нас[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *