В. О. Ключевский — историк и педагог
Природа Восточно-Европейской равнины
Климат
Почвы
Реки
Древнейшие известия о народах Восточной Европы
Известия Геродота о Скифии. Готы. Гунны. Авары
Восточные славяне
Расселение восточных славян
Быт восточных славян
Племена. Мифология. Семейные отношения
Города и торговля. Хазары
Предание об основании Русского государства
Вопрос о происхождении варягов-руси
Общие черты деятельности первых киевских князей
Порядок княжеского владения Русской землей по смерти Ярослава
Внутреннее состояние Русской земли с середины XI века до нашествия татар
Политический порядок. Управление и состав общества
Гражданский порядок. «Русская Правда». Ее происхождение. Источник и содержание
Церковный суд. Влияние Церкви на быт и нравы народа
Причины упадка Юго-Западной Руси (до нашествия татар)
Суздальская земля
Заселение Суздальской земли
Отношение русских поселенцев к финно-угорским туземцам. Происхождение великорусского племени
Андрей Боголюбский и его отношения к Киевской Руси
Всеволод III Большое Гнездо
Уделы
Следствия удельного порядка
Московское княжество до середины XV века
Причины и ход его усиления
Новгородская земля
Новгород Великий и его территория
Отношение Новгорода к князьям
Управление. Вече
Классы новгородского общества
Политический быт Новгорода Великого
Московское государство (1462—1598)
Главные явления
Значение государя
Состав московского боярства и отношение его к государю
Опричнина
Суждения о характере царя Иоанна и о значении его царствования
Военное устройство Московского государства
Поместная система
Смутное время
Причины, ход и значение смуты
Внутренняя деятельность правительства в царствование Михаила
Перемены в управлении
Земские соборы
Писцовые книги
Западная Русь со времени соединения Литвы с Польшей
Влияние этого события на положение западнорусских областей
Люблинская уния
Церковная уния
Подготовка к преобразованию в царствование Алексея Михайловича
Соборное Уложение
Управление
Войско
Сословия и крепостное право
Финансы
Реформы Петра Великого
Ход и связь реформ
Военная реформа
Управление
Указ о единонаследии
Подушная подать
Промышленность и торговля
Финансы
Обзор главнейших явлений русской истории со смерти Петра Великого
Внешняя политика
Великий Сибирский путь и Дальний Восток
Управление
Состав общества
Отмена крепостного права
Крестьянский вопрос и новейшие законодательные акты
Земские учреждения и Городовое Положение
Судебные уставы
Перемены в местном управлении и суде
Устав
Возвещенные реформы
Ход образования русского общества
Японо-русская война
Реформы 1905 и 1906 гг
Основные сочинения В. О. Ключевского
Литература о В. О. Ключевском
Приложение
Родословные таблицы русских князей X — середины XIII вв.
Родословные таблицы великих и удельных князей Владимирских и Московских XIII-XVI вв
Правители Смутного времени (Междуцарствия)
Императорский Дом Романовых
Указатель имен

12 3 4 5 6 7 …36

Василий Осипович Ключевский

КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ

(Лекции I—XXXII)

ЛЕКЦИЯ I

Научная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении — культурно-историческая и социологическая. Методологическое удобство и дидактическая целесообразность второй из них в изучении местной истории. Схема социально-исторического процесса. Значение местных и временных сочетаний общественных элементов в историческом изучении. Методологические удобства изучения русской истории с этой точки зрения.

Вы прослушали уже несколько курсов по всеобщей истории, познакомились с задачами и приёмами университетского изучения этой науки. Начиная курс русской истории, я предпошлю ему несколько самых общих элементарных соображений, цель которых — связать сделанные вами наблюдения и вынесенные впечатления по всеобщей истории с задачей и приёмами отдельного изучения истории России.

Научная задача изучения местной истории

Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т.е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы. Итак, начиная особый курс русской истории, можно поставить такой общий вопрос: какую научную цель может иметь специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа? Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения, т.е. из задач изучения общей истории человечества.

Исторический процесс

На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах. Человеческое общежитие — такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта — такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы. Человеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут и размножаются, переходят один в другой и, наконец, разрушаются, — словом, рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы. Возникновение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом.

Два предмета исторического изучения

Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведёт человечество, стремясь к целям, им себе поставленным. От этой борьбы, постоянно меняющей свои приёмы и характер, однако, отлагается нечто более твердое и устойчивое: это — известный житейский порядок, строй людских отношений, интересов, понятий, чувств, нравов. Сложившегося порядка люди держатся, пока непрерывное движение исторической драмы не заменит его другим. Во всех этих изменениях историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения. Степень этой выработки, достигнутую тем или другим народом, обыкновенно называют его культурой, или цивилизацией; признаки, по которым историческое изучение определяет эту степень, составляют содержание особой отрасли исторического ведения, истории культуры, или цивилизации. Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века. Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов — словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии. Существенное отличие её от истории цивилизации в том, что содержание последней составляют результаты исторического процесса, а в первой наблюдению подлежат силы и средства его достижения, так сказать, его кинетика. По различию предметов неодинаковы и приёмы изучения.

Отношение к ним истории общей и местной

Какое же отношение истории общей и местной к этим предметам познания? Оба указанных предмета исторического изучения легче различаются в отвлечённой классификации знаний, чем в самом процессе изучения. На самом деле, как в общей, так и в местной истории одновременно наблюдают и успехи общежития и строение общества, притом так, что по самым успехам общежития изучают природу и действие строящих его сил, и, наоборот, данным строем общества измеряют успехи общежития. Однако можно заметить, что в истории общей и в истории местной оба предмета не находятся в равновесии, и в одном изучении преобладает один предмет, в другом — другой. Сравним, какую степень простора и какой материал находит для своих исследований историк культуры в пределах истории всеобщей и в пределах истории местной, и затем дадим себе такой же отчёт по отношению к историку, поставившему перед собой вопросы социологического характера. Успехи людского общежития, приобретения культуры или цивилизации, которыми пользуются в большей или меньшей степени отдельные народы, не суть плоды только их деятельности, а созданы совместными или преемственными усилиями всех культурных народов, и ход их накопления не может быть изображен в тесных рамках какой-либо местной истории, которая может только указать связь местной цивилизации с общечеловеческой, участие отдельного народа в общей культурной работе человечества или, по крайней мере, в плодах этой работы. Вы уже знакомы с ходом этой работы, с общей картиной успехов человеческого общежития: сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, изменялись порядки общежития, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизации чередовались последовательно, как народы и поколения, рождаясь одна из другой и порождая третью, постепенно накоплялся известный культурный запас, и то, что отложилось и уцелело от этого многовекового запаса, — это дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас перейдет к тем, кто придёт нам на смену. Этот сложный процесс становится главным предметом изучения во всеобщей истории: прагматически, в хронологическом порядке и последовательной связи причин и следствий, изображает она жизнь народов, совместными или преемственными усилиями достигавших каких-либо успехов в развитии общежития. Рассматривая явления в очень большом масштабе, всеобщая история сосредоточивается главным образом на культурных завоеваниях, которых удалось достигнуть тому или другому народу. Наоборот, когда особо изучается история отдельного народа, кругозор изучающего стесняется самым предметом изучения. Здесь наблюдению не подлежит ни взаимодействие народов, ни их сравнительное культурное значение, ни их историческое преемство: преемственно сменявшиеся народы здесь рассматриваются не как последовательные моменты цивилизации, не как фазы человеческого развития, а рассматриваются сами в себе, как отдельные этнографические особи, в которых, повторяясь, видоизменялись известные процессы общежития, те или другие сочетания условий человеческой жизни. Постепенные успехи общежития в связи причин и следствий наблюдаются на ограниченном поле, в известных географических и хронологических пределах. Мысль сосредоточивается на других сторонах жизни, углубляется в самое строение человеческого общества, в то, что производит эту причинную связь явлений, т.е. в самые свойства и действие исторических сил, строящих общежитие. Изучение местной истории даёт готовый и наиболее обильный материал для исторической социологии.

Подарочные книги / История России

Входит в Топ-50 самых ценных и редких

Входит в Топ-100 самых популярных изданий

Автор/Редактор: Ключевский В. О.

Ключевский Василий Осипович (1841–1911) — историк, профессор русской истории в Московской духовной академии и Московском университете, председатель Императорского общества истории и древностей российских, тайный советник. Один из общепризнанных специалистов по истории Древней Руси, автор широко известного труда по данной теме — «Боярская Дума Древней Руси».

«Курс русской истории» — фундаментальный научный труд Ключевского, ставший образцом полного исторического описания становления Российского государства. Курс состоит из пяти частей и представляет собой собрание лекций профессора, содержание которых охватывает хронологический промежуток с VIII до середины XIX века. Научная теория Ключевского, заложенная в основу его многотомного сочинения, состоит в рассмотрении формирования Российского государства как процесса колонизации. Условно поделив его на четыре этапа, историк проследил, как изменялись границы государства и каким образом смещался центр административной власти в VIII–XIII вв., XIII–XV вв., XV–XVII вв. и XVII–XIX вв.

На составление «Курса русской истории» Ключевский потратил около тридцати лет своей жизни. Первые тома появились в печати в 1904 году. Воссоздано второе издание, выходившее в 1906–1921 годах, включая последний, пятый том, выпущенный посмертно в 1921 году.

Оформление подарочного издания:

В подарочный комплект входит: 5 книг
Формат подарочного издания: 170 x 250 мм

Подарочный кожаный переплет
Издание облачено в эксклюзивный кожаный переплет ручной работы с многоцветным тиснением; кругленый корешок украшен бинтами и декоративным узором; дизайнерская бумага; каптал и ляссе из шелка, подобранные под общую цветовую гамму. Элитный переплетный материал ведущих европейских фабрик. Великолепная печать на высококачественной дизайнерской бумаге. Каждый том имеет индивидуальное тиснение и нумерацию.

Роспись по томам подарочного издания:

Видеоучебник по Отечественной истории, основанный на уникальных видео-лекциях и видео-уроках ведущих историков страны. Главная особенность этого учебника состоит в нетрадиционной форме подачи материала, доступно и интересно воссоздающего прошлое нашей страны.

1 часть: История России с древнейших времен до XVII века подготовлена доктором исторических наук, профессором МГИМО (У) МИД России Татьяной Васильевной Черниковой.

Проблема образования государства Русь. Становление династии.
Становление единого Московского государства в конце XV – начале XVI вв.
Реформы Ивана IV и Избранной рады.
Начало Смутного времени в России.

Внутренняя политика Алексея Михайловича

Внешняя политика России во второй половине XVII века.
«Бунташный век». Народные движения. Церковные реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви.

2 часть: История России XVIII – ХIХ веков записана доктором исторических наук профессором, заместителем руководителя Департамента политической науки Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Игорем Борисовичем Орловым.

Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762гг.)
Екатерина II: российская модель «просвещенного абсолютизма».
Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Эволюция курса государственной политики Александра I (1801-1825 гг.)
Декабризм и общественное движение второй четверти XIX столетия.
Внешняя политика Николая I во второй четверти XIX в. Крымская война.
Опыт либерального реформирования при Александре II.
Александр III: консервативный вариант модернизации России.

3 часть: История России ХХ века подготовлена доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником, руководителем Центра истории России, Украины, Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук Александром Владленовичем Шубиным.

Россия в Первой мировой войне.
Октябрьская революция.
Период НЭП.
«Оттепель».
«Холодная война» в 40-60-е гг.

Перестройка и распад СССР.

Россия вступает в XXI век.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО

Вторая мировая война

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Современный урок: мифы и реальность

Современные методы обучения

Сценарии, квесты, статьи

Интересная история. Как оживить и углубить изучение этой традиционной учебной дисциплины?

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 11 ) Часть 2 Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый). В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу. B1 Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Кунсткамера Б) парсуна В) фреска Г) лицей 1 2 3 4 B2 Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ А) Владимир Мономах 1) разгром половцев Б) Владимир Святославич 2) объединение Киева и Новгорода В) Ярослав Мудрый 3) восстание древлян Г) Игорь Старый 4) крещение Руси 5) принятие «Русской правды» А Б В Г Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 12 ) B3 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь. » представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов». Ответ: ________________ . B4 Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ А) временнообязанные крестьяне 1) Петр I Б) Синод 2) Екатерина II В) теория «официальной 3) Александр I народности» 4) Николай I Г) аракчеевщина 5) Александр II А Б В Г Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). B5 Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь. «В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад». Ответ: _______________ . © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 13 ) B6 Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте. «Уже в марте 1922 г., через год после объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах». Ответ: _______________ . B7 Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. УЧЕНЫЕ ОТРАСЛИ НАУКИ А) А.С. Попов 1) теория космонавтики Б) К.Э. Циолковский 2) радиотехника В) К.А. Тимирязев 3) физиология человека Г) И.П. Павлов 4) растениеводство 5) геология А Б В Г Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). B8 Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ФАМИЛИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А) М.А. Шолохов 1) «Один день Ивана Денисовича» Б) А.Н. Толстой 2) «Судьба человека» В) А.А. Фадеев 3) «Петр I» Г) А.И. Солженицын 4) «Молодая гвардия» 5) «Дни Турбиных» А Б В Г Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 14 ) B9 Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте. «Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации партийного и государственного руководства». Ответ: _______________ . B10 Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Обведите цифры, под которыми эти события указаны. 1) создание губернских, уездных земств 2) учреждение военных поселений 3) введение суда присяжных заседателей 4) учреждение Государственного Совета 5) издание циркуляра «о кухаркиных детях» 6) введение всесословной воинской повинности Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких- либо символов) обведенные цифры (не более трех цифр). B11 Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) участие советских представителей в Генуэзской конференции Б) исключение СССР из Лиги Наций В) заключение пакта Молотова-Риббентропа Г) участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании 1 2 3 4 © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 15 ) Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из сочинения историка В.О. Ключевского. «С становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси». C1 Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки? C2 О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений. C3 Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений. © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 16 ) Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. C4 Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров). C5 Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II: 1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма». 2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий. Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин). © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 17 ) C7 Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Общее • …………………………………………………………………. • …………………………………………………………………. Различия … … • …………………………… • …………………………… • …………………………… • …………………………… • …………………………… ––––– ––––– • …………………………… © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 18 ) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России ЧАСТЬ 1 Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ А1 4 А12 3 А23 4 А2 3 А13 4 А24 3 А3 2 А14 2 А25 4 А4 1 А15 4 А26 4 А5 3 А16 3 А27 1 А6 1 А17 2 А28 4 А7 3 А18 2 А29 1 А8 1 А19 1 А30 3 А9 4 А20 2 А31 2 А10 3 А21 1 А32 4 А11 2 А22 3 ЧАСТЬ 2 Задание с кратким открытым ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов. За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В9, В10, В11 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов. № Ответ В1 ВБАГ В2 1453 В3 Калита<или>ИванКалита В4 5143 В5 славянофилы В6 нэпа<или>нэп В7 2143 В8 2341 В9 оттепель В10 136 В11 АГВБ © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 19 ) КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» . ЧАСТЬ 3 За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов, за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) – от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) – от 0 до 2 баллов. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. C1 Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки? Ответ: Элементы ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Может быть указано, что: — название периода – политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная) — хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) – первая половина XIV в. Приведено название периода, его хронологические рамки 2 Приведен 1 любой элемент ответа 1 Все элементы ответа названы неверно 0 Максимальный балл 2 © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2007 — 20 ) C2 О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений. Ответ: Элементы ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 1. Могут быть названы такие явления, как: — отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси — колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель 2. Могут быть названы причины этих явлений: потеря Киевом своей исторической роли вследствие: — перемещения основных торговых путей, падения роли «пути из варяг в греки» — постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за «киевский стол» Названы любые 3 положения 2 Названы 2 положения 1 Назван 1 любой элемент ответа 0 ИЛИ Все элементы ответа названы неверно Максимальный балл 2 © 2007 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *