Отдел Китая (в прошлом – Отдел истории Китая) Института востоковедения РАН традиционно является одним из ведущих центров отечественной синологии.

Отдел состоит из трех секторов:

  • древней и средневековой истории,
  • новой и новейшей истории,
  • идеологии и культуры.

Сотрудники Отдела занимаются исследованием истории Китая от древнейших времен до современности

Тематика исследований Отдела Китая включает широкий спектр актуальных проблем китайской истории и культуры от древнейших времён до наших дней. При этом более половины сотрудников в соответствии со специализацией Отдела исследуют древний и средневековый Китай. С конца 2010 г. вновь проводится исследование демографических проблем Китая, а с 2011 г. – в рамках общей программы восстановления основных направлений классической синологии появилось новое направление – тангутоведение. Продолжается перевод и комментирование фундаментальных исторических, философских и литературных памятников.

Важнейшим направлением является перевод и комментирование памятников письменности, особое внимание уделяется переводу и комментированию фундаментальных исторических памятников. Крупным достижением на этом пути стал первый в мире полный перевод на западный язык основополагающего для китайской историографии труда – «Ши цзи». В 2014 году в академической серии «Классические китайские каноны в русском переводе» выпущен двухтомник «Каноны конфуцианства и школы имен: «Великое учение» и «Мудрец Дэн Си»», содержащий перевод первого трактата классического конфуцианского «Четверокнижия» – «Да сюэ» («Великое учение») с комментариями крупнейших философов древности и средневековья, и впервые публикуемого по-русски сложнейшего логико-гносеологического произведения «Дэн Си-цзы». Подготовлены к изданию два тома 5-томного полного и академически прокомментированного перевода одного из пяти великих романов традиционного Китая «Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе». Продолжается перевод и комментирование классического канона «Чжоу ли» («Установления династии Чжоу», том II), а также «Законов Великой династии Мин» со сводным комментарием и приложением постановлений, уточняется перевод и обогащаются комментарии к 9-томному изданию «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня. Готовится коллективная монография «Новые исследования «Канона перемен” («И цзин”)». («Исторические записки»). Вводятся в научный оборот недавно открытые китайскими археологами палеографические судебные документы эпохи Хань; продолжается изучение воспринявших сильное монгольское влияние законов династии Юань, изучение законодательства эпохи Мин; продолжается перевод законодательства династии Мин» со сводным комментарием и приложением постановлений.

Большое внимание и много усилий в текущем году сотрудники Отдела уделили различным видам работ по увековечению памяти коллег-китаистов – публикациям не только некрологов, биобиблиографических статей и списков научных трудов ушедших ученых, но и их неизданных работ, извлечённых из разного рода архивов. К примеру, в этом году увидели свет в этом году составленные А.И. Кобзевым книги В.Е. Еремеева (1953-2011) и В.С. Спирина (1929-2002). Подготовлены к изданию два следующих тома «Архива российской китаистики» (общим объемом 110 а.л.), содержащих оригинальные исследования и научное наследие прошлого (от начала XIX в.), учебные и справочные материалы, воспоминания и архивные документы, рецензии и библиографии, редкие иллюстрации и многое другое. Продолжается активная работа по международному проекту «Российское китаеведение – устная история», который впервые в этом году обрел не только электронную, но и печатную форму в виде солидного сборника из 12 интервью ведущих отечественных синологов. Подготовлены еще два тома, один из которых уже находится на предпечатной стадии.

Среди основных направлений исследований Отдела, также связанных с развитием классической синологии, – теоретические основы традиционной китайской философии и науки, специфика естественнонаучного знания в Китае (основные достижения на этом поприще отражены в вышедшем в этом году 1-ом томе «Традиционная наука в Китая» – первого такого рода учебно-методического пособия).

Новейшее направление – запланированные совместно с Отделом языков работы по цифровой обработке и автоматическому переводу иероглифических текстов. В этом же русле идет подготовка к оцифровке и размещению на сайте www.synologia.ru 30 первых томов материалов конференции «Общество и государство в Китае».

В Отделе продолжается изучение теоретических основ и практических воплощений традиционного китайского искусства, специфики его взаимодействия с западными влияниями в эпоху Цин, а также новейших тенденций в современном китайском искусстве, что важно для понимания культуры в целом и социально-психологического климата в стране. С текущего года в Отделе началось изучение традиционной музыкальной культуры Китая, в частности, традиционного музыкального театра. Данная тема малоисследованна в отечественной синологии, тогда как музыка является одним из фундаментальных основ всей традиционной китайской культуры. Продолжается исследование самого известного китайского романа «Хун лоу мэн» («Сон в красном тереме») и его влияния на литературное творчество современных китайских писателей.

В Отделе изучается становление и развитие различных направлений антицинской оппозиции накануне Синьхайской революции 1911 г., что является важной составной частью анализа всемирно-исторического процесса и позволяет выявить истоки начавшейся социально-политической трансформации китайского общества; проводится анализ первых важных результатов революционных преобразований. Подытожен определённый этап этой работы, в том числе в вышедшем в прошлом году сборнике материалов по итогам международной конференции о Синьхайской революции, проведённой в Отделе в том же году, и в нескольких разделах выходящего в этом году 6-го тома 10-томной «Истории Китая».

Изучается и недавнее прошлое Китая: в этом году опубликован интереснейший источник по истории Китая середины 80-х гг. XX в.– дневники Ю.В. Чудодеева, которые велись им во время его стажировки в Китае. Это ценное и непосредственное свидетельство о раннем пореформенном Китае, которое может многое сказать специалистам и всем просто интересующимся историей и культурой этой страны.

При исследовании особенностей формирования мировоззрения молодёжи Китая на рубеже XX-XXI веков (так называемого «новейшего поколения», наиболее образованной и инициативной прослойки китайского общества, в определённом смысле – будущего страны) широко используется становящийся всё белее обширным и разнообразным массив художественной литературы, издающейся как в самом Китае, так и за его границами. (Подобные источники, по мнению социологов, дают порой более близкие к реальности и менее ангажированные сведения, чем социологические опросы.)

С этого года в Отделе начинает разрабатываться новая тема «Русский мир в Китае»: россияне в Китае, русское присутствие в Китае (включая и дипломатическое, и военное, и гражданское присутствие людей, которые представляют интересы России в регионе), преимущественно – конца XIX – XX веков.

Сотрудники Отдела участвует в создании 10-томной «Истории Китая», не только авторскими работами, но и продуктивной критикой уже вышедших томов, как, например, 2-го, к сожалению не прошедшего предварительной апробации среди широкой китаеведной аудитории и спровоцировавшего активную дискуссию среди синологов страны. В двухтомную «Историю Первой мировой войны», подготавливаемую Институтом всеобщей истории РАН, должен быть включён текст Ю.В. Чудодеева.

Сотрудники отдела пишут статьи для крупнейших отечественных энциклопедий (БРЭ, НРЭ, ПЭ) по всему спектру китаеведной тематики.

Изучается внешняя политика Китая, в том числе в Центральной Азии. Сотрудники Отдела активно привлекают архивные материалы, которые способствуют новому освещению взаимоотношений России и Китая в середине XIX в., что является весомым источниковедческим вкладом в российское китаеведение. Детально рассматриваются различные аспекты китайского присутствия в Восточном Туркестане, значение которого как важнейшего форпоста Китая на Западе возрастает с XVIII в.

Продолжают расширяться связи сотрудников Отдела с коллегами, как внутри Института, так и в других научных и практических учреждениях, в том числе и с вузовскими (особенно с учащейся молодёжью и аспирантами, в том числе на конференциях и семинарах); заметно увеличение контактов с зарубежными китаеведами, которые не только приезжают для участия в конференции «Общество и государство в Китае», но и участвуют в ежеквартальных семинарах Отдела Китая. Ряд сотрудников проявляют инициативу для получения возможности работы с иностранными архивами и источниками, а также участия в конференциях и семинарах за границей.

Поддерживаются постоянные рабочие контакты с иностранными членами редколлегии «Ученых записок Отдела Китая», три выпуска которых увидели свет в этом году.

Непрерывно работают и постоянно пополняются свежими данными (как о научных сотрудниках Отдела, так и, прежде всего, о научно-исследовательской и общественно-просветительской деятельности сотрудников Отдела) отдельские сайты www.okivran.ru и www.synologia.ru, происходит улучшение архитектоники этих сайтов, их контента и дизайна.

Сотрудники подразделения >>

2 сентября 2020 года
Презентация четвёртого тома серии «Российское китаеведение – устная история»
В Москве в конце августа вышел четвёртый том серии «Российское китаеведение – устная история».

28 июля 2020 года
Отдел Китая с прискорбием сообщает о том, что 28 июля 2020 года ушел из жизни патриарх российского и польского китаеведения Станислав Роберт Кучера
28 июля 2020 г. скоропостижно скончался патриарх российского и польского китаеведения, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела Китая Станислав Роберт Кучера (Stanisław Robert Kuczera).

19 февраля 2020 года
Вручение бюста П.И. Кафарова
19 февраля 2020 г. в 15.00 состоялось вручение бюста Петра Ивановича Кафарова

20 сентября 2019 года
«Тайвань под японским управлением (1895–1945). Новые исследования»
19 сентября в ИВ РАН прошёл 7-й ежегодный научный семинар «Тайвань под японским управлением (1895–1945). Новые исследования».

14 февраля 2019 года
На Международной книжной ярмарке в Тайбэе прошла презентация монографии сотрудников ИВ РАН на китайском языке
13 февраля 2019 г., на второй день ежегодной Международной книжной ярмарки в Тайбэе, на стенде тайваньской «Academia Sinica” прошла официальная открытая презентация книги сотрудников ИВ РАН, переведенной на китайский язык.

6 декабря 2018 года
Шестилетие Китайского культурного центра в Москве
Китайский культурный центр в Москве отметил свое шестилетие

4 декабря 2018 года
Отдел Китая отметил юбилей ИВ РАН выпуском трехтомника «Российское китаеведение – устная история»
В трех томах серии опубликованы детально прокомментированные интервью с 31 известными российскими китаеведами.

17 ноября 2018 года
Центр тайваньских исследований ИВ РАН провёл презентацию новой книги об этнополитической истории Тайваня
16 ноября в Москве прошла официальная презентация новой книги старшего научного сотрудника ИВ РАН Валентина Цуньлиевича Головачёва «Этнополитическая история Тайваня в мировой историографии. 17–21 века».

6 сентября 2018 года
«Японский Тайвань глазами российских и западных обозревателей»
В ИВ РАН прошёл VI научный семинар по истории «Японского» Тайваня

30 мая 2018 года
Церемония награждения победителей конкурса переводов китайской литературы на русский язык «Вдумчиво всматриваемся в Китай» в Китайском культурном центре в Москве
29 мая Китайский культурный центр в Москве провел церемонию награждения победителей III конкурса переводов «Вдумчиво всматриваемся в Китай»

21 мая 2018 года
Поздравляем Станислава Роберта Кучеру с 90-летним юбилеем!
5 мая исполнилось 90 лет старейшему сотруднику Отдела Китая Станиславу Роберту Кучере.

28 апреля 2018 года
XLVIII научная конференция «Общество и государство в Китае»
Конференция состоялась 26-28 апреля 2018 г.

6 марта 2018 года
«Японское колониальное правление (1895–1945): Тайвань и Корея. Новые исследования»
5 марта (Пн) 2018 г. в стенах ИВ РАН прошёл 5-й ежегодный научный семинар «Японское колониальное правление (1895–1945): Тайвань и Корея. Новые исследования».

30 марта 2016 года
XLVI научная конференция «Общество и государство в Китае»
Конференция состоялась 28-30 марта 2016 г.

27 марта 2015 года
XLV научная конференция «Общество и государство в Китае»
Конференция состоялась 25-27 марта 2015 г.

Пекин, 19 июля /Синьхуа/ — Религиозные круги Китая выразили глубокое возмущение и решительно осудили клевету на ситуацию со свободой вероисповедания в Китае со стороны некоторых лиц и структур в США, которые сфабриковали сообщения и провели конференцию «в защиту свободы вероисповедания».

Руководители нескольких государственных организаций сегодня в китайской столице провели встречу, в ходе которой осудили США за нападки на Китай под предлогом религии, а также выразили свою решительную позицию.

Отметив, что китайские христиане получают соответствующие выгоды от политики Китая в отношении свободы вероисповедания, руководитель Китайского христианского совета заявил, что обвинения США в адрес Китая, вопреки фактам и под предлогом «защиты свободы вероисповедания», немыслимы и возмутительны.

США политизировали религию и использовали ее в качестве предлога для нападок на Коммунистическую партию Китая и китайское правительство, что является позорным актом богохульства, заявил лидер китайских христиан.

Руководитель Китайской исламской ассоциации сказал, что китайское мусульманское сообщество возмущено тем, что сделали США.

Он добавил, что действия США проявляют их двойные стандарты, так как США сами сталкиваются с подъемом расизма.

Руководитель Буддийской ассоциации Китая сказал, что за последние четыре десятилетия КПК и правительство Китая приложили огромные усилия для обеспечения свободы вероисповедания, и никто не скажет об этом лучше, чем более 200 млн верующих в Китае.

По его словам, США пригласили участвующих в антикитайской деятельности людей на конференцию, посвященную так называемой защите свободы вероисповедания, которая разоблачила мерзость их политических сделок под предлогом религии. «Каждый верующий в Китай выступает против этого», — добавил он.

В ходе совещания религиозные деятели сошлись во мнении, что только китайские верующие могут сказать решающее слово в отношении наличия свободы вероисповедания в Китае.

Они также настоятельно призвали все соответствующие стороны в США прекратить свой отвратительный фарс и оставить религию в покое.

Основные философские системы Китая возникли примерно за 5 веков до н.э. Главные философские учения Азии со временем приобрели статус религий, излагавших их в наиболее упрощенной форме. Эти религии, в отличие от западных, не имели строгой церковной иерархии, предписывающей верующим, как им следует мыслить и поступать.

Религия в Азии — дело сугубо личное, возможность установить связь со своими божествами. Почти в каждой религии существует множество богов и богоподобных существ, имеющих особую специализацию. Основателей религий в Азии почитают как мудрецов, а отнюдь не богов. В отличие от христианства или ислама азиатские религии никогда не прибегали к миссионерству и не насаждались огнем и мечом. Для религиозной жизни Восточной Азии характерна атмосфера веротерпимости. В последние 50 лет отношения между государством и общинами верующих в Китае складывались совсем иначе. Тем не менее интерес к религиям и религиозной жизни здесь, несомненно, сохранился. Сейчас в Китае насчитывается 28 млн. мусульман, 3 млн. католиков и 1 млн. протестантов. Несколько тысяч православных (не только русских по национальности) живут в Синьцзяне, Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

Буддизм. Буддизм, проникший в Китай в 65 г. н. э., вскоре получил широкое распространение. Новое учение соответствовало китайскому мышлению, и из индивидуальной религии превратилось в семейную веру.Его основатель Сиддхартха Гаутама (563—483 гг. до н.э.), почитаемый в качестве Будды Шакьямуни, был индийским принцем, скитавшимся по свету в поисках истины. Однажды под деревом бодхи он достиг просветления, познав, что человеческая жизнь — это бесконечное страдание, вызываемое страстями и невежеством. Путем познания и отречения от страстей человек может подняться на более высокую ступень и, вырвавшись из круговорота все новых рождений, достичь нирваны. Самыми известными учениями буддизма являются Хинаяна («Малая Колесница») и Махаяна («Большая Колесница»). Принцип Хинаяны заключается в том, чтобы отказаться от причинения вреда живым существам, в то время как принцип Махаяны — действовать на благо живых существ, т.е. стать Ботхисаттвой. В Китае почитают бодхисаттву Гуаньинь, богиню сострадания. Ее изображают либо с поднятым к небу указательным пальцем, либо с сосудом святой воды в руках, либо сидящей в позе медитации, с девятью головами и тысячью рук (символ милосердия). Майтрейя, Будда будущего, который должен прийти в мир через 4000-5000 лет после исторического Будды Гаутамы, по китайским представлениям воплотился в X в., став монахом Ци Цы. Его изображают в виде Милэфу, улыбающегося толстяка. Особым направлением является чань-буддизм (в японском прочтении дзен-буддизм), где отсутствует институт монастырей и достигать просветления можно не отрываясь от повседневных дел. Всего в Китае насчитывают свыше 300 млн. человек, так или иначе связывающих себя с буддизмом.

Даосизм. Почти в одно время с Конфуцием жил мудрый отшельник, которого звали Лао-цзы («старый ребенок»). Он считается основателем даосизма. В отличие от конфуцианства, интересовавшегося сферой общественных отношений, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Он учит следовать дао (от кит. — путь), мудрым отношениям человека с другими людьми и Природой. Ключевое понятие даосизма — у вэй (недеяние), означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира.

Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма. Идеи даосизма повлияли прежде всего на людей творчества. Традиционная живопись изображает изменчивую природу, пейзажи, на которых человек едва заметен. Традиционная медицина также основана на принципе гармонии человеческого тела. Тесно связано с даосизмом и учение о противоположных началах — инь и ян. Инь означает женское начало, слабость, тьму, холод, пассивность, север, четные числа и т. д. Выражением ян считаются: мужское начало, сила, свет, тепло, активность, юг, нечетные числа и пр. Единство обоих начал создает совершенное целое. Знаменитый символ инь-ян показывает также, что каждый элемент несет в себе зерно своей противоположности.

Конфуцианство. Формально конфуцианство не является религией, ибо в нем никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воздействия на сознание и поведение народа оно успешно выполняло ее роль.

Есть и еще одно коренное отличие конфуцианства от мировых религий. Идеи Конфуция — это слово не Всевышнего, а земного человека.

Строгая социальная иерархия и моральные правила — основные принципы учения Конфуция, родившегося в: 551 г. до н.э. в семье незнатного ученого в княжестве Лу (современный Шаньдун). Согласно Конфуцию в основе общества лежат «пять отношений»: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями и, наконец, друзьями. Равноправными могут быть отношения между друзьями. Во всех остальных случаях младший партнер обязан повиноваться старшему ожидая его благосклонности. Конфуцианская мораль проповедует «пять добродетелей»: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Это, в принципе, относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе они вправе свергнуть его.

Учение Конфуция получило дальнейшее развитие у его учеников, прежде всего у Мэн-цзы. Значение конфуцианства резко возросло, когда династия Хань, интерпретировав по-новому, сделав его официальной идеологией. Подвергшись новому переосмыслению в эпоху Сун, оно приняло ортодоксальную форму. Учение Конфуция было и остается одной из авторитетнейших этических систем, определившей параметры формирования мышления и национального характера китайцев. Конфуцианству следует сейчас 200-300 млн. человек, называя его своим образом жизни.

Мировосприятие и религиозные верования Древнего Китая

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей.

Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир» и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов.

Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

Даосизм, конфуцианство, так же как и другие идейные течения (например, легизм), представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость.

Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей.

Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао-цзы, живший в VI–V вв. до н.э.

Человек, как весь окружающий его мир, является закономерным порождением дао, он – часть природы и его предназначение – следовать по пути добродетели (дэ), жить в соответствии с природой. Источник зла, всех неисчислимых бедствий – это отступление от предписанных природой законов.

Поэтому основной моральный принцип даосизма – недеяние (у вэй). «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – деяние»,– учил Лао-цзы. Однако недеяние не означает пассивность, это деяние без борьбы, соответствующее природе, дао.

Таким образом, даосизм был своеобразным основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших свою актуальность до настоящего времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.

Наиболее популярным и влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.

Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты.

Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

В борьбе различных направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.

Примат этики над религией, преобладание рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха.

Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци.

Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования.

Для человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.

Китай – многоконфессиональная страна. Жители Китая исповедуют буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантизм и конфуцианство. Свобода вероисповедания гарантирована Конституцией КНР. При Госсовете КНР существует специальный орган, обеспечивающий помощь всем конфессиональным группам Китая.

Одна из самых распространённых религий в Китае – это буддизм. Буддизм проник в Китай из Индии во II в. до н.э. по караванным дорогам Великого Шелкового пути. Сегодня, буддизм исповедуют в Тибете и Внутренней Монголии, а также в некоторых других районах Китая. В стране насчитывается 9500 буддийских храмов и монастырей, многим из которых больше 2 тысяч лет. В 1953 году было создано китайское буддийское общество, которое объединяет буддистов всех национальностей.

Самой распространенной религией Китая считается даосизм. История даосизма насчитывает около 1700 лет. Эта религия является автохтонной, в основном она распространена в сельских местностях Центрального и Восточного Китая. Даосизм – это традиционное китайское религиозное учение о «пути вещей» — дао, сочетающее в себе элементы религии и философии. Это учение сформировалось на основе религий и философий нескольких древних китайских философских учений. В основе современного даосизма в Китае лежит учение о мире. На сегодняшний день в стране действует 1500 даосских храмов и монастырей, где проживают около 25 тысяч монахов и монахинь.

В Китае также широко распространён ислам, особенно в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе, где 95% населения – мусульмане. Кроме того эту религию исповедуют жители Нинся-Хуэйского автономного района, а так же в некоторых районах провинций Ганьсу и Цинхай. Ислам проник в Китай в VIII веке н.э. с территории Средней Азии. На сегодняшний день в Китае насчитывается более 17 миллионов мусульман и 26 тысяч мечетей.

В Китае проживает большое количество христиан-католиков и протестантов. История христианства в Китае начинается с XIX века, когда Китай вышел из изоляции, и в страну приехало множество миссионеров из Европы. В современном Китае проживает около 12 млн. христиан, а на территории страны открыто 12 тысяч церквей.

Помимо мировых религий и даосизма в Китае исповедуют конфуцианство, легизм, иудаизм, индуизм, синтоизм, моизм, а так же множество языческих культов. Конфуцианство долгое время считалось главенствующей религией в Китае. Его основные положения были разработаны всемирно известным китайским философом Конфуцием в V веке до н.э. Основой учения считалось сохранение древних традиций и следование повелениям Неба, которое олицетворял император. После революции в Китае и образования КНР конфуцианство утратило своё значение и, сегодня, его исповедует лишь небольшая часть населения Китая.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *