Кинематограф в годы Великой Отечественной войны

В годы войны основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

Отражение Великой Отечественной войны в советском кинематографе

В это число входили самые разные мастера — и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Советские кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.

На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 года во фронтовых киногруппах работало 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски №1 – 3 «Все силы на разгром врага» (режиссёры С.Н. Гуров, Н.Н. Кармазинский, Л.И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссёр Л.В. Варламов, Р.Б. Гиков, Б.Р. Небылицкий, Н.Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов,

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Орловская битва», «Берлин», «Разгром Японии». «Народные мстители» (режиссер В. Я. Беляев). Документальный фильм «День войны» рассказывал об одном дне войны — 13 июня 1942 года. В фильме был использован материал, снятый ста шестьюдесятью операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого.

В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

Всего в годы войны было отснято около 5 млн. метров плёнки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных картин.

Художественные игровые фильмы,Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.

Фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В 1942 году было налажено кинопроизводство игровых фильмов в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942г.) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943г.) Ф. М. Эрмлера — о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943г.) М. Донского — героический образ простой женщины — партизанки, а также ее односельчан. Вышел на экран фильм «Жди меня» (1943г.) А.Б. Столпера.

В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.

В фильме «Нашествие» (1945г.) А. Роома раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944г.) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях.

На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943г.) Л. Д. Лукова;фильм «Жила-была девочка» (1944г.) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде, «Человек №217» (1945 г.) М.И. Ромма и другие. В фильмах военных лет снимались известные актёры и актрисы – Н.М. Ужвий, Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С.А. Мартинсон и др.

Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942г.) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943г.) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944г.) И. Пырьева, и др.

В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны. В фильме ставилась проблема власти и вождя в истории. Иван Грозный показан борцом за сильное централизованное государство. Он одинок в своей борьбе и окружен врагами-боярами. Опричнина в фильме представлена как единственная сила, помогающая царю в его борьбе за власть. Во второй серии режиссер раскрывает трагедию самовластья, показывает Ивана Грозного опустошенным, одиноким.

К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым.

Первая серия фильма вышла в 1945 году и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 году, уже после смерти Сталина и самого режиссера.

Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, вдохновляло людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом.

Одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицина» (1942г.) С.Д. и Г.Н. Васильевых, «Александр Пархоменко (1942г.) Л.Д. Лукова. Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941г.) И.А. Савченко, «Георгий Саакадзе» (1943г.) М.Э. Чиаурели, «Кутузов» (1944г.) В.М. Петрова и др.

В годы войны выпуск детских фильмов не прекращался.Зарождалась новая ветвь советского киноискусства — картины, посвященные Великой Отечественной войне. В детском кинематографе эта тема нашла свою достойную нишу. Киностудия «Союздетфильм» в 1941-1943 годы была эвакуирована в Сталинабад (Душанбе), где продолжала работать на базе Сталинабадской студии художественных фильмов.

Активно работал киножурнал «Пионерия». Именно на базе его материалов военных лет в 1945 году был создан первый в СССР полнометражный детский документальный фильм «Повесть о наших детях». Это был рассказ о нелегкой жизни юного поколения в тылу и на фронте, о тех детях, на чьи плечи взвалили взрослые проблемы выживания во время войны.

Из художественных фильмов этих лет были такие прекрасные работы, как «Жила-была девочка» (1944г.) – о жизни детей в блокадном Ленинграде (съемки некоторых эпизодов проходили на месте событий), «Волшебное зерно» (1942г.) – фильм-сказка о борьбе детей со стихиями природы. Были экранизированы романы Ж. Верна «Таинственный остров» (1941г.) и «Пятнадцатилетний капитан» (1945г.). В 1942 году на экраны кинотеатров вышел киносборник из двух новелл «Юные партизаны» – по рассказу Л. Кассиля «У классной доски». Нашли свое отражение в фильмах сказки: «Кащей Бессмертный» (1944г.), «Черевички» (1942г.), «Пропавшая грамота» (1941г.). Необходимо отметить фильм «Варежки» (1942г.). На фронт приходит посылка из Ленинграда – теплые варежки. Подарок для самого храброго. Характерно то, что этот прекрасный фильм полностью снимался зимой в разгар блокады Ленинграда. Даже в это время были люди, которые не сдавались и продолжали заниматься искусством несмотря ни на что.

Некоторые фильмы этого военного времени были отмечены призами международных кинофестивалей. Фильм «Жила-была девочка» получил латунную медаль Венецианского кинофестиваля в 1946 г., фильм «Зоя» (1944г.) о Зое Космодемьянской был удостоен большого приза в Каннах в 1946 году. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильмов.

Творческое объединение «Экран», Центральное телевидение, 1970 год.

Хроника 1940-х.

Бои на фронтах Великой Отечественной войны.

Фронтовые кинооператоры с камерами.

Колонны солдат на Красной площади, на улицах Москвы.

Поезд с советскими военными.

Женщины машут поезду вслед.

Солдаты на крыше поезда.

Актер Николай Крючков исполняет песню «Три танкиста, три веселых друга».

Титры «Союзкиножурнал № 64 10 июля 1941 г.»

Титры «Слово поэта. А. Сурков».

Поэт Алексей Сурков рассказывает о военной поэзии.

Хроника, советские воины в перерывах между боями.

Полевая кухня, солдаты у костра, едят, общаются.

Лес, работает полевая типография (много кадров).

Наборщики собирают из металлических букв формы для печати газет.

Тираж газеты складывают в кузов грузовика.

В кадре военные корреспонденты, писатели Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Илья Эренбург, Илья Сельвинский, Семен Кирсанов.

Концерты фронтовых бригад.

Артисты танцуют, поют, солдаты слушают, аплодируют (много кадров).

Певица исполняет песню «Морячка» (Уезжал моряк из дома).

Леонид Утесов исполняет песню «Будьте здоровы, живите богато» (военный вариант).

Леонид Утесов исполняет песню «Мишка-одессит».

Клавдия Шульженко исполняет песню «Синий платочек».

Улицы города, зенитки, дирижабли над Москвой.

Москвичи укрываются в холле метро, длинные ряды спящих.

Выстрелы из зениток.

Солдаты слушают песню под гитару «Темная ночь».

Женщины работают в военных и металлургическом цехах.

Женщины спускают лес на воду, носят бревна.

Зима, блокадный Ленинград.

Женщины с ведрами набирают воду из канав, из проруби в реке.

Афиши концертов, дворцы культуры.

Киномеханик везет на мотороллере кинопленку, вокруг взрывы.

Аркадий Райкин рассказывает о выступлениях на фронте (синхронно).

Лидия Русланова исполняет песню «Светит месяц, светит ясный», частушки.

Любовь Орлова танцует перед солдатами с гармошкой.

Поют солисты в сопровождении военного хора.

Николай Крючков и Михаил Жаров исполняют частушки.

Военные советские карикатуры на немецких солдат и Гитлера.

Фронт, артобстрел.

Летное поле, летчики и механики стоят у самолетов.

Под открытым небом стоит фортепьяно.

Для летчиков играет пианист Эмиль Гилельс.

Самолет летит над городом.

Съемки разрушенного города из самолета.

Музыкант несет виолончель, идет по разрушенной бомбежками улице.

Детский ансамбль скрипачей.

Нарезка кадров военной хроники на песню «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!».

День Победы.

Ликование людей на Красной площади, обнимаются, целуются.

Персоны

Крючков Н. — актер Сурков А.А. — поэт Фадеев А.А. — писатель Шолохов М. А. — писатель Эренбург И. Г — писатель Сельвинский И. Л. — писатель Кирсанов С. И. — писатель Утесов Л. О. — музыкант, певец Шульженко К. И. – певица Русланова Л. А.

Кинопамять. Знаковые фильмы, снятые во время войны

– певица Орлова Л. П. — актриса, певица Жаров М.И. — актер Гилельс Э. — пианист

Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев

Русская кинематография военных лет

С первых дней Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Были созданы фронтовые киногруппы, снимавшие материал для регулярных выпусков кинохроники, в т. ч. журнала "На защиту родной Москвы". На вновь организованной киностудии "Воентехфильм" (Москва) ставились военно-инструктивные и учебные фильмы ("Уничтожай танки врага", "Пехота в бою", "Немецкая оборона и её преодоление", "Разведка" и др.).

Художественная кинематография обратилась на первых порах к наиболее мобильной форме — "Боевым киносборникам", выходящим под общим названием "Победа за нами", Короткометражным фильмам, сатирическим мультипликациям. Среди лучших новелл, вошедших в киносборники — "Трое в воронке" (реж. Б. Оленин, И. Мутанов), "Патриотка" (реж. В. Пронин), "Пир в Жирмунке" (реж. Пудовкин) и др.

В первый период войны (1942-44 г.) ряд киностудий Москвы и Ленинграда перебазировался в г. Алма-Ата, где была создана Центр, объединённая киностудия (ЦОКС). Киностудия "Союздетфильм" начала работать в городе Душанбе.

В 1942 г. был выпущен полнометражный художественный фильм "Секретарь райкома" (реж. Пырьев) — о борьбе с фашистскими захватчиками. В центре фильма большевик Кочет (актёр В. Ванин) — организатор партизанского движения. Достоверность характеров героев, темпераментная режиссура, мастерство актёров (Жаров, Ладынина, М. Астангов) обусловливали достоинство первого фильма о народных мстителях. Этой же теме посвящен фильм режиссера Эрмлера "Она защищает Родину" (1943 г.), где рассказывалось о судьбе русской женщины, в прошлом передовой колхозницы, ставшей партизанским вожаком (актриса Марецкая). Значительное место занимали фильмы о патриотизме и мужестве советских людей в годы войны: "Зоя" (1944 г., реж. А. Арнштам), "Нашествие" (по пьесе Л. Леонова, реж. Роом) и "Человек № 217" (реж. Ромм, оба в 1945 г.).

Выпускались фильмы о Движении Сопротивления в порабощенных странах Западной Европы. Заслуженным успехом пользовались комедии "Антоша Рыбкин" (1942 г., реж. К. Юдин) и особенно "Новые похождения Швейка" (1943 г., реж. Юткевич).

Большую роль в воспитании патриотизма советских зрителей, их веры в победу сыграли фильмы о бойцах и командирах Советской Армии. Отличались реализмом и психологической глубиной фильмы, снятые по сценариям и пьесам К. Симонова: "Парень из нашего города" (1942 г.), "Жди меня" (1943 г.) — оба режиссеров А. Столпера, Б. Иванова, "Во имя Родины" (1943 г., реж. Пудовкин, Д. Васильев), а также фильмы "Фронт" (реж. бр. Васильевы), "Март — апрель" (реж. В. Пронин), "Подводная лодка Т-9" (реж. А. Иванов), "Два бойца" (реж. Л. Луков, по повести Л. Славина "Мои земляки") — все в 1943 г. О героях битв Сталинграда, о превосходстве советской военной стратегии рассказывал один из наиболее значительных фильмов военных лет "Великий перелом" (1945 г., реж. Эрмлер).

В суровых и мужественных кинопроизведениях решались острые проблемы военной жизни. В них снимались лучшие актёры советского кино: Крючков, Бабочкин, Б. Блинов, Серова, Жаров, Б. Андреев, М. Бернес, Жаков, М. Державин, А. Зражевский, Абрикосов и др.

Тема героизма, моральной стойкости советских воинов ставилась и в лирической кинокомедии "В шесть часов вечера после войны" (1944, реж. Пырьев) и др. О неразрывной связи фронта и тыла, о самоотверженном труде советских людей рассказывали фильмы "Непобедимые" (1943 г., реж.

Советские фильмы, которые были сняты во время Великой Отечественной войны

Герасимов, М. Калатозов), "Родные поля" (1945 г., реж. Бабочкин, А. Босулаев), "Большая земля" (1944 г., реж. Герасимов).

Традиция историко-биографического фильма нашла развитие в фильмах "Кутузов" (1944 г., реж. В. Петров, в гл. роли А. Дикий) и особенно "Иван Грозный" (2-я сер., 1945 г., реж. Эйзенштейн, в гл. роли Н. Черкасов), где с особой силой прозвучала тема единения национального русского государства перед лицом врага.

Задачу патриотического воспитания решали фильмы о Гражданской войне: "Оборона Царицына" (1942 г., реж. бр. Васильевы), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942 г., реж. Зархи, Хейфиц), "Котовский" (1943 г., реж. A. Файнциммер).

О высоких моральных качествах советской молодёжи, проявленных в мирном труде и в дни войны с белофиннами, повествовал один из лучших фильмов военных лет "Машенька" режиссер Райзмана (1942 г., в главной роли В. Караваева), о детях осаждённого Ленинграда — "Жила-была девочка" (1944 г., реж. B. Эйсымонт).

Художественные фильмы, поставленные кинематографистами РСФСР в годы войны (более 100 назв.), помогали мобилизовать духовные силы народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Эту же задачу с неменьшим успехом выполняла боевая кинопублицистика. Регулярно выпускался "Союзкиножурнал", включающий боевые эпизоды, репортажи о работе тыла, международную хронику. Наиболее значительным достижением в первый период войны был документальный фильм режиссеров Варламова и Копалина "Разгром немецких войск под Москвой" (1941 г.). Кинодокументалисты РСФСР запечатлели множество героических страниц Отечественной войны: в 1942 — "Ленинград в борьбе" (реж. и опер. Р. Кармен, Е. Учитель, В. Соловцов, Н. Комаревцев), "Черноморцы" (реж. В. Беляев) — об обороне Севастополя; "День войны" (реж. Слуцкий, снимали 160 операторов) — о событиях на фронте и в тылу 12 июня 1942 г.; в 1943 г. — "Сталинград" (реж. Варламов), "Орловская битва" (реж. Р. Гиков, Л. Степанова), "69 параллель", "Народные мстители" — оба фильма режиссер Беляев, "Урал куёт победу" (реж. Ф. Киселёв, В. Бойков).

Выпускались документальные фильмы, посвященные самым значительным операциям советских войск, освобождению от фашистского ига ряда стран Восточной Европы. Документальные фильмы создавали и мастера художественной кинематографии Довженко, Герасимов, Райзман, Юткевич, Зархи, Хейфиц. Заключительный этап Отечественной войны был с особой силой воплощён в документальных фильмах "Будапешт", "Вена", "Югославия", "Кенигсберг" (все в 1945 г.) и др. О крахе фашистской Германии повествовал документальный фильм режиссеров Райзмана и Е. Свиловой "Берлин"; о победе над японскими империалистами рассказывал документальный фильм "Разгром Японии" (реж. Хейфиц, Зархи, И. Сеткина-Нестерова) — оба в 1945 г.. Военным событиям в Западной Европе был посвящен фильм режиссера Юткевича "Освобождённая Франция" (1945 г.). Своеобразным итогом кинодокументалистики военного периода был фильм режиссера Кармена "Суд народов" (1946 г.), показавший позорный конец фашистской Германии, торжество справедливости.

В создании боевой кинохроники и документальных фильмов в годы войны решающая роль принадлежала фронтовым кинооператорам. В 1941-45 гг. была создана "Кинолетопись Великой Отечественной войны", в которой сосредоточено огромное количество исторических кинодокументов.

1974

Библиотека»История русской кинематографии»Русская кинематография военных лет

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *