Описание

Наказание кровью

Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

Вся вода в Ниле, других водоёмах и ёмкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались её отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, которую покупали у евреев, благодаря чему последние разбогатели.

Казнь жабами

Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простёр руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
(Исх. 8:5,6)

Древнееврейское «צפרדע», как и старославянское «жаба», в действительности означают лягушку.

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх. 8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, но, согласно Библии, жаб стало ещё больше, хотя по логике, колдуны должны были избавить Египет от нашествия жаб. В результате, фараон был вынужден обратиться к Моисею за помощью.

… То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую. И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу. Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке.
(Исх. 8:7-9)

Впоследствии фараон проявил коварство и не сдержал данное Моисею обещание, что послужило отправной точкой следующего наказания.

Нашествие мошек

В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простёр руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это всё и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвёртую казнь:

Наказание пёсьими мухами

И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдёт к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение, а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух, и наполнятся домы Египтян пёсьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество пёсьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от пёсьих мух.

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвёртой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их проживания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения пёсьих мух вновь нарушил своё обещание.

И постигла Египет пятая казнь:

Мор скота

Пятая казнь

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев всё же не отпустил (Исх. 9:3-7).

Язвы и нарывы

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить её высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог ожесточил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон (Исх. 9:8-11).

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град

Седьмая казнь. Джон Мартин, 1823

Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал.

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи

Изображение саранчи в гробнице Хоремхеба, XV век до н.э.

Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.

И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унёс он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Тьма египетская

Девятая казнь

Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

Темнота, павшая на Египет, была необычной, она была густая и плотная, так что её можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придёт, то будет казнён. И сказал тогда Моисей, что не придёт он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих, вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья-первенцы.

Смерть первенцев

Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.
(Исх. 12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Историчность сюжета

Неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошёл исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным.

В описании есть также неувязки: так, если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. 11:5), а также какими животными было запряжено 600 колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать евреев (14:7). Скот мог быть разведён от еврейского, который не был подвергнут мору, а также мог быть куплен в других странах.

Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Пер-Рамсес в паре километров от столицы Аварис, издревле управляемой гиксосами. Убивший надсмотрщика Моисей, видимо, работал на этой стройке (ибо, вернувшись, он начал Исход евреев именно из Пер-Рамсеса). Учитывая, что евреев-мужчин ушло 600 тысяч — втрое больше населения Авариса того времени — можно предполагать, что это и были «азиаты», за которыми погнал войско фараона и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера, находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха.

Научные исследования

Ведутся попытки научно обосновать 10 казней египетских. Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.)русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 казней египетских», в частности:

  • Покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. (По версии амфибиолога доктора Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных, по его версии это были жабы рода «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции).
  • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.)русск. (разновидность мокрецов). (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна, Эндрю Шпильмана, и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза.)
  • Инфекционная мошка вызывает последующие казни — падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап, передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
  • Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию. Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. 9:23-25, Исх. 13:21-22, Исх. 19:18, Исх. 24:15-16, Втор. 1:33)
  • 3 дня без Солнца — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветры не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.
  • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.)русск., расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Обосновывается вулканическая теория исхода, что казни — это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

Казни в культуре и искусстве

Музыка

  • История исхода легла в основу первой части оратории Георга Генделя «Израиль в Египте» (англ. Israel in Egypt‎; 1739).
  • Текст песни «Creeping Death» (1984) группы «Metallica» написан от имени ангела смерти, описывающего 10 казней египетских.
  • Второй альбом «Exodus» российской группы «Shokran» полностью посвящён 10 казням, все 10 треков альбома названы согласно наименованиям казней, а лирика описывает событие каждой казни

Кинематограф

  • 1923 — немой фильм Сесиля Де Милля «Десять заповедей». В роли Моисея — Теодор Робертс.
  • 1956 — ремейк Сесилем Де Миллем своего немого фильма. В роли Моисея — Чарлтон Хестон.
  • 1971 — фильм ужасов «Ужасный доктор Файбс» с участием актёра Винсента Прайса. Изобретательный Антон Фабс мстит за гибель жены, придумывая искусные убийства, основанные на ветхозаветных десяти казнях египетских.
  • 1998 — мультфильм «Принц Египта».
  • 1999 — «Мумия» (США). Потревоженная мумия приносит с собой 10 казней египетских.
  • 2000 — «Сотворение мира» — экранизация Ветхого Завета.
  • 2007 — «Жатва». Сюжет фильма построен на локальном проявлении 10 казней египетских в маленьком американском городке, всё население которого представляет собой сатанистскую секту.
  • 2009 — сериал «Обмани меня» (2 сезон 19 серия): маньяк по телефону даёт героям загадки о 10 египетских казнях.
  • Телесериал «Сверхъестественное» (6 сезон 3 серия): казни египетские насылались при помощи посоха Моисея.
  • 2010 — сериал «Хэйвен» (2 сезон 1 серия): на городок обрушиваются казни египетские.
  • 2012 — сериал «Южный парк» (16 сезон, 1604 эпизод). Картман видит кары небесные, Кайл объясняет ему причину казней Египетских.
  • 2014 — «Исход: Цари и боги» режиссёра Ридли Скотта. Библейского пророка Моисея играет Кристиан Бейл.
  • 2015/16 — бразильская библейская теленовелла «Десять заповедей» (порт. Os Dez Mandamentos).
  • 2018 — полнометражный анимационный фильм «Седер-мазохизм» Нины Пэйли.

Видеоигры

  • Игра «Rusty Lake Paradise» основана на сюжете о десяти египетских казнях.
  • В игре «South Park: The Stick of Truth», присутствует боевой класс «еврей», у которого есть способность «Проклятие египетское», с помощью которого на врага насылаются все десять казней египетских.

> См. также

  • Исход
  • Избиение младенцев
  • Речение Ипувера — древнеегипетское литературное произведение, описывающее подобные бедствия в Египте.

Смерть на кресте

Распятие на кресте придумали финикийцы — древний народ мореплавателей, который жил на Средиземноморье. Позднее этот способ переняли карфагеняне, а затем и римляне. Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной, потому что так казнили закоренелых преступников, рабов и предателей.Христианский фольклор сделал распятие на кресте самым известным видом казни Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест весом около 50 килограмм к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека веревками поднимали и пригвождали к горизонтальной планке. Иногда осужденному предварительно дробили ноги железным прутом. Смерть наступала от истощения, обезвоживания или болевого шока.
После запрета христианства в феодальной Японии XVII в. распятие применялось против заезжих миссионеров и христиан-японцев. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе «Молчание», повествующей именно об этом периоде.

Устройство

В древнейшие периоды истории Египта судебные заседания, бесспорно, протекали в присутствии самого фараона («Тексты пирамид»), но уже с III династии обязанности верховного судьи выполнял чати, доводя до слуха фараона только наиболее важные или конфликтные ситуации (государственная измена, разграбление царских гробниц, членовредительство). С IV династии в номах Египта складываются свои суды, которые возглавляли наместники. По меньшей мере было 6 видов судов (ḥwt-wrt) среди которых ḏȝḏȝt (возможно, провинциальный суд), sḥw-Ḥr (зал Гора, где присутствовал фараон).

Обратиться в суд по тому или иному вопросу имели право все свободные граждане Египта. Женщины обладали равными юридическими правами с мужчинами и могли свободно выступать на суде, становится поручителями и свидетелями при заключении договоров.

Судебная иерархия

  • Фараон — живой бог, гарант порядка и справедливости;
  • Чати — визирь, правая рука фараона;
  • Хати — наместник нома;
  • Судья wpyw;
  • Советник dedet;
  • Верховный следователь seb;
  • Секретарь-писец судебного заседания sr.

Слушание дел в колонном зале храма Фив устраивал главный чати, облачённый в белые одежды со скипетром в руке. Ему помогали советники и писцы, документировавшие процесс. Слушание проходило перед лицами Совета Десяти.

Виды юридических текстов

Сцена наказания из гробницы Менны (TT69), XVIII династия

  • Семейное или частное право занималось разрешением конфликтов отдельных лиц за исключением вопросов наследования, что входило в общее право. Регулировались вопросы разводов, насилия или прелюбодеяния;
  • Финансовые сделки и кредитование;
  • Уголовное право: засвидетельствование преступления и установления виновного лица. Также судили злоупотреблявших властью должностных лиц. Сохранились свидетельства местных судебных разбирательств 2600 года до н. э.
  • Официальные документы дворца или храмов. В них значились списки титулованной знати, велась перепись населения, новобранцев, солдат или рабочих, налоговые сборы, перепись кадастра, хранились письма.

Виды наказаний

Сбитые надписи в храме Джесер-Джесеру с целью проклятья памяти о правлении Хатшепсут

Приговоры бывали следующих видов:

  • оправдание;
  • лишение свободы;
  • конфискация имущества или его части;
  • отправка на каторжные работы (в шахты, что почти всегда сулило смерть);
  • телесные наказания или членовредительство (например, Сахатуэмнеферу отрезали ухо);
  • смертная казнь;
  • проклятье памяти (лат. Damnatio memoriae) за особо тяжкие проступки (затирание имён и картушей (например, фараона-еретика Эхнатона); также преступника могли повесить или сжечь, не удостоить должного захоронения, чтобы лишить загробной жизни (например, покусившийся на жизнь фараона царевич Пентаур)).

Не зафиксировано ни одного свода законов, а лишь отсылки к некому списку норм и установленных правил — нравоучительной «Литературы Маат».

Велика справедливость, и устойчиво отличное. Неизменна она со времён Осириса, и карают нарушающего законы. («поучения Птаххотепа»).

В «Речении Ипувера» говорится о бедствиях, постигших Египет в смутное время, и упоминаются «Дом тридцати» (судебная коллегия, состоявшая из крупных сановников), «судебные палаты», где хранились «свитки законов» и некие акты:

Воистину: прекрасная судебная палата. Расхищены её акты, лишены хранилища её тайн содержания… Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрёстках. Бедные люди сламывают их печати на улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, то ведение дел Дома тридцати лишилось своей замкнутости.

«Наставление визиря» отмечает обязанности и юридические обязательства чати при дворе фараона, который наставляет нового визиря исполнять обязанности непредвзято. Хотя «Наставление визиря» относится к литературным произведениям жанра «поучения», а не юридическим документам, и сделано в устной форме, но остаётся важным материалом для понимания устройства административной службы при дворе. Также может рассматривать как царский декрет.

Древние примеры правовых документов

  1. Стела Гизы (Каирский музей IE 42.787), обнаруженная в 1910 году немецким египтологом Георгом Штайндорфом, относится к IV или V династии и является древнейшим из известных правовым документом. Включает в себя информацию о заключении сделки о покупке с перечнем предметов и именами партнёров. Договор свидетельствует о существовании в те времена гражданского законодательства.
  2. Постановление Нефериркара Какаи обеспечивал защиту жрецам от физической расправы
  3. Указ Пиопи II упомянут в «Речении Ипувера» и доказывает существование правовых норм при VI династии ок. 2200 года до н. э.
  4. Указ Неферкаухора VIII династии касательно коптского номарха и верховного жреца храма Мина Иди, где за последним закреплялась переданная от отца должность правителя Верхнего Египта.
  5. Эдикт Хоремхеба 1300 года до н. э. на пилоне Карнакского храма из 9 частей, основанных на имевшихся законах. Задачей стояло пресечь деятельность коррумпированных чиновников, реформировать судебную систему. Продажным судьям отрезали носы и ссылали в Суэц. Ужесточение закона для злоупотребляющих властью, обкрадывающих крестьян под предлогом сбора налогов сводилось к наказанию 100 ударами плетьми или отрезанию носа. Если судья вступал в сговор со сборщиком налогов его казнили.
  6. Гермопольский кодекс содержит кодифицированные нормы египетского законодательства написанные демотическим письмом.
  7. Папирус Эбботта описывает судебное разбирательство по делу разграбления царских гробниц в правление фараона Рамсеса IX.
  1. Morenz, Siegfried. Egyptian Religion. — Cornell University Press, 1973. — 379 с. — ISBN 0801480299. — ISBN 978-0801480294.
  2. 1 2 Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI —X вв. до н. э.. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1960. — 354 с.
  3. Hamilton, Caleb R. Aspects of the Judiciary in the Egyptian Old Kingdom (англ.) // Monash University. — Oxford: Archaeopress, 2013. — 18–20 октябрь. — ISBN 978-1-4073-1426-6.
  4. 1 2 3 E.O. Blunsom. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — С. 68—71. — 387 с. — ISBN 1462875165.
  5. Joshua J. Mark. Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. M. Teresa Soria Trastoy. Xm(w) nTr mAat nTr mAat : DERECHO Y ADMINISTRACIÓN DE JUSTICIA EN EL ANTIGUO EGIPTO. MOTIVOS QUE NOS INDUCEN A LA REALIZACIÓN DE ESTE ESTUDIO (исп.) // Instituto Internacional para el Estudio del Derecho, Tecnología y Ciencia en el Antiguo Egipto. — 2007.
  7. Peter James Brand. The Monuments of Seti I: Epigraphic, Historical, and Art Historical Analysis. — BRILL, 2000. — С. 24. — 612 с. — ISBN 9789004117709.
  8. Black, James Roger. The Instruction of Amenemope: A Critical Edition and Commentary — Prolegomenon and Prologue (англ.) // University of Wisconsin-Madison : диссертация. — 2002.
  9. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Вышэйшая школа, 2014. — ISBN 9789850624123.
  10. Перевод и комментарии Струве B.B. Речение Ипувера // Энгурра. — 2016. — 28 февраля.
  11. István Czachesz. Commission Narratives: A Comparative Study of the Canonical and Apocryphal Acts. — Peeters Publishers, 2007. — Т. 8. — С. 28. — 322 с. — (Studies on early Christian apocrypha). — ISBN 9042918454.
  12. 1 2 Christopher Eyre. Instructions and te Definition of Function. — The Use of Documents in Pharaonic Egypt. — OUP Oxford, 2013. — 425 с. — ISBN 0199673896.
  13. Fernández del Pozo, Luis. La propiedad inmueble y el Registro de la Propiedad en el Egipto faraónico (исп.) // Anales de la Academia Nacional de Derecho y Ciencias Sociales de Córdoba. — Córdoba. — С. 139.
  14. Maspero, Gastón. Histoire ancienne des peuples de l’Orient classique. — Hachette, 1895. — С. 347.
  15. Alonso Royano, Félix. Conceptos de Justicia, Ley y Derecho en el antiguo Egipto (исп.). — 2008. — 1 марта.
  16. Mattha, Hughes. Demotic Legal Code of Hermopolis West. Annuity and inheritance laws (англ.). Проверено 24 мая 2017.
  17. Монтэ, Пьер. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов = La vie quuotidienne en Egypte aux temps des Ramses / О.В. Томашевич. — Главная редакция восточной литературы. — М.: Наука, 1989. — (По следам исчезнувших культур Востока).

Правосудие в Древнем Египте на Викискладе

Литература

  • Буткевич Ольга. У истоков международного права. — 2017. — ISBN 5457864413.
  • Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права XVI—X вв. до н. э.. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960.
  • Томсинов В. А. Государство и право Древнего Египта (Монография). — 2011.
  • Blunsom E.O. The Past And Future Of Law. — Xlibris Corporation, 2013. — 387 с. — ISBN 1462875165.
Главные
темы
армия · архитектура (мастабы · сердаб · пирамиды) · география (Верхний Египет · Нижний Египет · Нил · ном) · египтяне (женщины · копты · протоегиптяне) · история (египтология · хронология) · культура (искусство · литература · музыка · скульптура) · наука (календарь · математика · медицина) · письмо (демотика · иератика · иероглифика) · правосудие · религия (жречество · погребальные обряды · магия) · язык
Исторические
периоды
доисторический (додинастический) · династический (Раннее царство · Старое царство · 1 переходный · Среднее царство · 2 переходный · Новое царство · 3 переходный · поздний) · эллинистический · римский · византийский
Прочее египтомания · костюм · кошки · кухня · номарх · палетка · папирология · префект Египта · рабство · стиль · судоходство · счисление · фараон
Списки богов · «Великих цариц» · городов · гробниц «Долины царей» · жрецов Амона · жрецов Птаха · жриц Амона · номов · папирусов · пирамид · пирамид Лепсиуса · префектов · фараонов
Категория · Викисклад · Портал

Топ-10: Ужасающие факты про Древний Египет, которые вы не знали

Древний Египет — одно из самых интереснейших мест в исторической летописи. Одержимость древних египтян жизнью после смерти, великие пирамиды и золотые сокровища, а также масса информации, которую они оставили после себя в великих работах, захватывает воображение людей на протяжении тысяч лет.
Однако под налётом мистицизма и исторического величия находится Древний Египет, который не всегда был самым забавным местом для жизни. Их система правосудия часто была несправедливой и жестокой, врачебная практика иногда была ужасающей, а их преданность богам часто доходила до безумства.
10. Вспышка холеры однажды была вызвана использованием обёрточной бумаги, сделанной из повязок от мумий

Был период, когда считалось модным всё, что было связано с Древним Египтом. Мумии завозились в Европу, чтобы разворачивать их на вечеринках, и большое количество мумий было незаконно вывезено из Древнего Египта. Правда в том, что мумий было так много, что никто уже не испытывал к ним благоговейного уважения — даже в то время; им придавалось очень маленькое историческое значение.
По этой причине добыть бинты от мумий было не только дёшево, но иногда стоило и дешевле бумаги. Один предприимчивый бизнесмен из США в начале 1900-х годов решил, что можно сэкономить средства при производстве обёрточной бумаги для продуктов, и импортировал старые коричневые погребальные льняные пелены, чтобы провернуть это дело. К сожалению для него, его план провалился, когда люди стали болеть холерой, и использование погребальной пелены для оборачивания продуктов было запрещено.
9. Иногда слуг умерщвляли, чтобы похоронить их вместе со своими умершими хозяевами

Некоторые и раньше слышали о легендах, что слуг фараонов и других важных лиц в истории Древнего Египта часто убивали с помощью ритуальных обрядов и хоронили вместе с умершими, чтобы они могли служить им и в загробной жизни. Сегодня многие скажут вам, что всё это чистой воды египетская мифология, но правда в том, что на самом деле всё гораздо более тревожно. Хотя практика обрядового умерщвления слуг и их укладывания в гробницы была прекращена лишь в конце эпохи Древнего Египта, приношение слуг в жертву некогда было неотъемлемой частью их общества.
Хотя те, кого приносили в жертву таким образом, не обязательно чувствовали, что их убивали. У древних египтян были сложные отношения со смертью, они были одержимы мыслью о продолжении жизни после смерти. В некотором смысле они были гораздо более одержимы жизнью, чем смертью. Те слуги, которых отправляли на смерть и хоронили со своими хозяевами, считались привилегированными, потому что им позволялось следовать за властной фигурой в загробный мир, чтобы служить и там. Однако наверняка всё равно это действовало на нервы — знать, что твоя судьба зависит от случайной смерти человека, на которого ты работаешь.
8. В Европе мумий широко употребляли в пищу в качестве лекарства

Для большинства людей каннибализм является буквально самым ужасным табу, которое только можно себе представить. Сама мысль о поедании человеческой плоти, даже в обстоятельствах, при которых нет другого выбора — это то, что моментально вывернет желудок большинства людей. Даже когда заходит речь о таких случаях, как то, что произошло с группой Доннера (Donner party), когда переселенцы из Иллинойса под предводительством Дж. Доннера, отрезанные от мира снегами в горах, были доведены до крайности и ели тех, кто уже умер, люди говорят об этом шёпотом и с ужасом от самой перспективы столкнуться с подобным чудовищным решением.
Однако ещё в 1600-1700 годах Европу охватило безумство, когда люди ели различные части человеческой плоти в попытке вылечиться от различных заболеваний. Это началось с тех, кто размельчал на куски мумий и добавлял их в настойку, утверждая, что это может вылечить все виды болезней, но закончилось тем, что люди стали употреблять в пищу кровь, чтобы вылечить болезни, связанные с кровью, и даже куски раздробленного черепа, чтобы справиться с болезнями мозга.
Хотя сегодня большинство людей считают каннибализм непотребным, было время, когда в Европе употребление в пищу останков других людей считалось совершенно нормальной практикой, к тому же полезной для здоровья.
7. Того, кто не почитал Бога Солнца, приносили в жертву

В Древнем Египте насильственные преступления были довольно редким явлением, но одним из самых ужасных преступлений, которое можно было совершить, считалась любая форма оскорбления или неуважения Бога Солнца. Того, кто причинял вред (вандализм) или грабил храм, либо каким-либо образом признавался виновным за преступление по отношению к Богу Солнца, обычно приговаривали к сожжению заживо. Это наказание применялось по отношению только к тем, кто совершал величайшие преступления, и обычно сопровождалось ритуалом жертвоприношения богам. В то время как древние египтяне редко практиковали жертвоприношение людей, это было одним из исключений.
В то время как сжигание заживо достаточно болезненно с самого начала, это считалось самой жуткой смертью всеми древними египтянами из-за ритуального значения этого действа. Они твёрдо верили в сохранение физического тела в жизни после смерти, и верили, что разрушение физической плоти человека путём сжигания не оставляет ему никаких шансов в загробной жизни. В то время как боги ещё могли технически вмешаться, чтобы помочь человеку, это было страшным наказанием, какое только мог представить верующий человек древнеегипетского общества.
6. В древнеегипетской полиции выбивание признаний из людей было распространённой практикой

В Древнем Египте была хорошо организованная система законов и группы, которая по существу действовала, как полиция, но это не означало, что всё всегда на самом деле было справедливо. Как и в старом европейском обществе, выбивание силой признания от людей было очень распространено. Фактически, по существу, это было стандартной практикой. Обычно для того, чтобы выбить признания из людей, их били палками, часто по подошвам — пытка, известная как «бастинадо» (bastinado).
Те, из кого выпытывали признания, не только признавались в том, что совершили, но и рассказывали, где всё ещё может быть спрятано всё, что они украли, а также сдавали всех своих сообщников. Этих людей также могли затем избивать, чтобы установить личности каких-либо ещё соучастников. К сожалению, как и во многих несовершенных правовых системах, никогда не будет возможно определить количество невинных людей, вероятно, наказанных за преступления, потому что они были вынуждены сознаться в том, чего не делали. К сожалению, ложные признания под пытками являются невероятно распространённым явлением, потому что человек готов сделать почти всё, лишь бы пытка закончилась, если она достаточно болезненна.
5. Человек, нарушивший закон, считался виновным до тех пор, пока не доказывалась его невиновность

Одним из краеугольных камней современной правовой системы является принцип презумпции невиновности — человек невиновен до тех пор, пока не будет доказана его вина. Это одна из причин, почему многие люди давно расхваливали западные правовые системы, где, по крайней мере, человек получает справедливое и весьма быстрое судебное разбирательство, и где он знает, что система не допускает его вины ещё до того, как ему даётся шанс защищаться. И в то время как в Древнем Египте была довольно передовая правовая система, этого им особенно не хватало.
В их правовой системе вина обвиняемого предполагалась с самого начала, и доказательство своей невиновности падало на плечи самого обвиняемого. В то время как судьи всегда делают всё от себя возможное, чтобы быть объективными, избиение было распространённым явлением, чтобы доказать вину (как мы упоминали ранее), и скорее всего применялось к обвиняемой стороне, даже несмотря на то, что она могла быть невиновной. Могли избивать даже свидетелей, если судьям казалось, что это необходимо для получения дополнительной информации о рассматриваемом деле. Хотя нет никаких доказательств того, что древние египтяне регулярно злоупотребляли этой системой, ложно обвиняя друг друга, кажется, система была гораздо большей пользой для тех, кто злоупотреблял ею, нежели должна была быть для невиновных.
4. Иногда вину человека, обвинённого в преступлении, определяли с помощью магии оракула

В последние дни Древнего Египта духовенство стало устанавливать всё больший контроль над повседневной жизнью египтян и решениями, принятыми правителями. Влияние и власть священников над простыми гражданами постоянно увеличивались с каждым годом, и вскоре с ними стали советоваться гораздо больше, чем было раньше. Те, кто были у власти, знали гораздо больше, чем спрашивали у священников, поскольку считалось, что они имели возможность контактировать и получать поддержку богов, а также могли потенциально влиять на большое количество людей, исполнявших их приказы.
Это означало, что в последние дни Древнего Египта священство оказалось вовлечённым в судебные дела. Они приносили статую Бога Солнца и клали перед ним папирусы с разными вариантами ответов для важных решений — обычно в суде это было два документа, решающих о вине или о невиновности. Статуя должна была повернуться лицом к правильному папирусу, демонстрируя волю богов. Конечно, это давало священникам возможность манипулировать движениями статуй и по существу решать судебные дела на основании своего собственного мнения и прихоти. К сожалению, это означало, что многие древние египтяне, будучи в суде, зависели от прихоти мошенника, того, кому верили поголовно, но кто, вероятно, очень хорошо знал, что всё, что он скажет, будет воспринято, как воля богов.
3. Принятие мер по предупреждению беременности представляло собой ужасное зрелище
Сегодня, чтобы избежать нежелательной беременности, люди, не готовые в данный период времени к продолжению рода, используют различные средства контрацепции. И, как многие знают, регулирование рождаемости существует на протяжении многих тысяч лет. У учёных есть доказательства использования презервативов из бараньей кожи ещё в древности, а древние римляне, говорят, использовали для предохранения растения так часто, что из-за этого они полностью исчезли. Однако большинство из этих методов были довольно разумными способами предупреждения беременности, особенно по сравнению с теми, которые использовались древними египтянами.
В Древнем Египте считали, что смесь большей части мёда с добавлением крокодильего навоза, которой затем обмазывали влагалище, была главным способом, чтобы избежать беременности. По какой-то причине они решили, что это является эффективным спермицидом, хотя на самом деле это ещё больше увеличивало вероятность забеременеть. Хотя понятно, что они верили в то, что это работает в качестве контрацептивного средства, исходя из своих знаний того времени, всё равно жутко представить, как часто им приходилось намазывать крокодилий навоз на самые интимные части тела.
2. Смертная казнь в Древнем Египте была редкой, но чрезвычайно жестокой
Жизнь в Древнем Египте могла быть довольно жёсткой, и побои, как мы уже несколько раз упоминали ранее, были как методом получения признаний, так и распространённым наказанием. Однако в то время как многие люди знают, что Древний Египет может быть довольно строгим с точки зрения наказания преступников, как и большая часть древнего мира, они были против бессмысленного назначения смертной казни.
Хотя подобное наказание и существовало в законодательстве, оно применялось очень, очень редко. На самом деле, был даже период времени примерно в 150 лет, когда в Древнем Египте за преступления смертная казнь официально не санкционировалась. Однако когда кто-то совершал достаточно тяжкое преступление, такое как убийство или государственная измена, смертный приговор, к которому его приговаривали, был довольно жестоким. Хотя ранее уже упоминалось, что сжигание заживо было наказанием за тяжкие преступления по отношению к богам, были и другие формы применяемой смертной казни, которые были такими же болезненными и ужасными: обезглавливание, утопление и даже сажание на кол.
1. Легенды о проклятиях мумий Древнего Египта продолжают будоражить умы учёных
Бесчисленные легенды и истории рассказывают об идее проклятия мумий, и общее представление об этом заходит гораздо дальше, чем многие думают. Ещё до открытия гробницы Тутанхамона уже появлялись истории о мести мумий, чьи останки были потревожены. Однако самая популярная легенда утверждает, что 26 человек участвовали во вскрытии гробницы, а затем все стали умирать при загадочных обстоятельствах — в том числе и руководитель экспедиции, который очень быстро умер от заражения крови.
Исследование гробницы выявило споры плесени, но ничего такого, что считается особенно опасным — эта плесень была не достаточно опасной, чтобы принести вред человеку, который находился в помещении в течение недолгого времени.
Некоторые предполагали, что, возможно, существовало странное заболевание, приводящее к отравлению крови, но большинство учёных отклонили эту версию, указывая, что она не выдерживает критики, учитывая, что только 6 человек из 26-ти, имевших отношение к гробнице, умерли вскоре после её вскрытия. Однако в то время как нет никаких логических доказательств существования проклятий, это не значит, что древние египтяне этого не практиковали. Многие гробницы имеют по периметру различные символы, проклинающие тех, кто побеспокоит останки лежащих в них, в надежде, что на них нападут злобные животные, такие как львы или змеи, или даже сами боги накажут их.

Древний мир

Олег Логинов

Главенствующим в законодательстве большинства стран древнего мира был «принцип талиона», определяемый фразой из Ветхого завета: «Око за око». (Полностью она звучит так: «…а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб»).

Однако в те темные и дикие времена на справедливость законов рассчитывать было сложно. Можно было оказаться жертвой ритуальной казни без всякой вины. Умирающим вождям были крайне необходимы в загробном мире жены и слуги, а потому тех и других нередко отравляли на тот свет вместе с их мужем или хозяином.

В древности редкий народ не прибегал к жертвенным казням во время войн и при исполнении ритуалов погребения. Не стали исключением и жители государств, которые считались на более высокой ступени развития по сравнению с другими.

В Финикии действовал культ бога Хадада, который требовал для себя человеческих жертв — и, прежде всего, новорожденных детей. Археологами близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей. А имя финикийского бога Молоха даже стало нарицательным обозначением свирепого бога, пожирателя человеческих жизней. Говорят, что самое имя Молох произошло от слова «molk», означавшего принесение в жертву детей. Финикийцы приносили в жертву своих самых любимых чад из благородных семейств. Им казалось, что даже самое безжалостное божество должна тронуть тяжесть потери наиболее видных граждан.

Карфагеняне, потерпевшие ряд чувствительных поражений в ходе Пунической войны и теснимые Агафоклом, решили, что причина их неудач кроется в гневе на них богов. В прежние времена их бог Кронос получал в жертву избранных детей своего народа, но впоследствии они стали покупать и откармливать для этой цели чужих детей. Теперь же они сочли, что божество мстит за обман. Вместо того чтобы попытаться ценой своей крови попытаться внести перелом в войну на поле битвы, карфагенские аристократы отдали медной статуе бога Кроноса двести своих детей. Статуя была сделана таким образом, что руки Кроноса образовывали своеобразный желоб, по которому приносимые ему жертвы скатывался в глубокую яму, наполненную огнем.

У римлян тоже был сложный момент во Второй Пунической войне, но они мобилизовали все свои ресурсы и не только отбросили карфагенян от Рима, но и окончательно разгромили их в Африке. И причем, сделали это без всяких человеческих жертв.

В кинофильме «Даки» для победы в войне с Римом добровольно принес себя в жертву сын дакийского царя Децебала. Он был предан ритуальной казни – сброшен на ряд копий, вкопанных в землю. Его смерть, конечно, помогла дакийцам поднять боевой дух, но выучка римских легионеров определила их окончательный перевес в войне.

В Древнем Египте бога солнца Амона-Ра ублажали казнями пленников в его честь. Приведенных из военных походов знатных пленников вешали или убивали палицей перед стенами храмов при большом стечении народа.

Если уж в наиболее цивилизованных странах ритуальные казни были в порядке вещей, то у варваров они и вовсе воспринимались как должное. Римский историк Тацит рассказывал о нравах свебов, занимавших в его время большую часть Германии: «В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда».

А византийский историк Лев Диакон описывал скифский ритуал: «И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Но все же по мере развития государств в Древнем мире их народы постепенно отказывались от человеческих жертвоприношений. Как уже говорилось в древней Иудее сначала задабривали богов своими младенцами, а потом подвергали смертной казни через побитие камнями тех, кто так поступал.

Постепенно смертная казнь становилась более узаконенной. Она становилась карой не за гнев богов, а за реальные деяния конкретного человека. Правда законы не были унифицированы, и, в принципе, в любой стране любой правитель мог устанавливать смертную казнь за что угодно.

У древних иудеев, согласно закону Моисееву, смертной казни подлежали нарушители всевозможных табу: «…мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волховать», те, кто приносит своих детей в жертву языческим богам, те, «кто ляжет с мужчиною, как с женщиною», замеченные в скотоложстве, кровосмесительных связях, прелюбодеи, те, кто занимался сексом во время месячных (и мужчина, и женщина), злословящие на своих родителей.

По ассирийским законам (XIV-XIII вв. до н. э.) муж, заставший жену с любовником, имел право на месте убить обоих. Если он этого не делал, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелал подвергнуть свою жену.

В реальном Древнем мире жизнь была простой и жестокой. Жестокий мир формировал жестокие законы.

Одними из самых древних законов, дошедших до нашего времени, были нормативные акты царя Древнего Вавилона Хаммурапи. В начале второго тысячелетия до н. э. Хаммурапи издал законов, чтобы приучить свой народ к строгой дисциплине и хорошему поведению. Свод законов содержал 282 статьи по различным вопросам жизни общества, которые были высечены на черной базальтовой стеле. А их копии сделаны на тысячах глиняных табличек и разосланы по всему царству.

Законы царя Хаммурапи часто использовали в виде наказания за совершение противоправных действий смертную казни, например, они гласили:

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет краденое, должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить.

Если человек укроет беглого раба, его должно убить.

До нашей эры не только законы были жестокими, но и казни. Может быть, в то время людям не хватало ума, чтобы выдумать порох, но зато по части разнообразных жестоких издевательств над своими ближними их фантазия не знала границ. Не случайно большинство из ныне известных и практикуемых казней родом из того времени. Причем у большинства государств были свои «фирменные» казни.

В Древнем Египте пленников зачастую казнили ударами палицы. Подобным образом сам фараон Аменхотеп II расправился после одного из походов с восьмерыми пленниками. Ну а гражданских преступников там отправляли на тот свет не палицами, а простыми палками. Осужденных привязывали к столбам, а потом лупили их до смерти.

В особо важных случаях древние египтяне практиковали «наказание стеной». Такая казнь приводится в опере Д.Верди «Аида». В ней используется сюжет, как египетские жрецы замуровали в подземелье Радомеса и влюбленную в него Аиду. Радомес и Аида совершили государственное преступление – они выдали эфиопам планы египетских походов. А потому были обречены на медленную смерть от удушья в каменной гробнице.

Изобретателями казни путем распятия преступников на кресте считаются финикийцы. От них изобретение переняли карфагеняне, а у тех, в свою очередь, римляне. Смерть на кресте считалась у римлян и израильтян позорнейшей казнью, к которой приговаривали лишь рабов, закоренелых злодеев и изменников.

У этой казни был особый ритуал. Осужденного палачи раздевали, оставляя лишь набедренную повязку, привязывали к деревянному кресту и били кожаными бичами или свежесрезанными прутьями. Затем приговоренный должен был сам нести свой крест к месту казни. Обычно это был холм вне города или просто обочина дороги. Крест врывали в землю, веревками поднимали осужденного на перекладину, привязывали к ней, а затем пригвождали руки. Ноги иногда привязывали, иногда пригвождали. В зависимости от того должен был осужденный помучиться или быстро отправиться к праотцам, принималось решение ломать ему голени или нет.

В древнем Израиле и в исламском мире широкое распространение получила казнь путем побития камнями. Однако есть версия, что иудеи подразумевали под побитием не швыряние камней в осужденного, а нечто другое. Согласно описанию, сохранившемуся в Талмуде (трактат «Синедрион»), в древнем Израиле побитие камнями происходило так: приговоренного судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.

Сажание на кол получило распространение к началу второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии. Этой казни обычно подвергали жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в качестве назидания людей мучившихся на коле часто изображали на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийским законам также для наказания женщин за аборт, который считался детоубийством. На ассирийских барельефах встречаются два варианта этой казни: при одном из них приговоренному протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Сажание преступников на кол практиковали также народы Средиземноморье и Ближнего Востока с начала II тысячелетия до н. э.

Царица Ассирии Семирамида практиковала кастрацию физически слабых мужчин, дабы те не плодили себе подобных. Таким способом она намеревалась улучшить ассирийский генофонд. Но скорей всего тем самым она лишь сокращала его. Говорят, что после кастрации выживал лишь один из трех мужчин.

Надо сказать, что у европейских народов в древности фантазии по части человекоубийства было значительно поменьше, чем у восточных. Европейцы отдавали предпочтение «небольному» и быстрому умерщвлению.

Германцы предателей и перебежчиков вешали на деревьях, трусов и дезертиров, а также осквернивших свое тело, топили в грязи и болоте, а сверху забрасывали их валежником. Эта разница в способах наказания по словам римского историка Тацита зависела от того, что галлы считали, что совершенное преступление при казни должно выставляться напоказ, а позорные деяния – прятаться.

Ирландцы помещали жертву под тяжелый предмет и раздавливали ее. Галлы ломали осужденным спину. Кельты вонзали меч меж ребер.

Кроме того, кельты подарили миру казнь через повешение. Сначала они использовали веревочную петлю для умерщвления человеческих жертв воздушному богу Езусу, но потом стали вешать и преступников.

Этот обычай у них переняли франки и саксы. Казнь очень нравилась варварам в силу простоты и некой назидательности. Враг, висящий в петле, гадил в собственные штаны, испускал отвратительное зловоние, хрипел и нелепо дергался. А от того был уже не страшен, а смешон.

Самый богатый арсенал казней в Древнем мире был на вооружении у персов. Они одни из первых начали отправлять людей на костер. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. А вот мать другого персидского царя сама выступила в роли жестокого судьи.

Персидский царь Артаксеркс II, победивший в бою своего брата Кира, велел обезглавить одного из своих воинов, который принимал непосредственное участие в убийстве Кира. Однако мать Артаксеркса выпросила у сына убийцу, и по ее приказу ему выкололи глаза, а затем залили в горло расплавленную медь. Так что персы были одними из первых, кто взял на вооружение казнь путем залития горла расплавленным металлом. Металлы при этой казни использовались разные в зависимости от важности момента.

Например, понтийский царь Митридат в 88 году до н. э., разгромив в битве при Прототахии римского полководца Аквилия, велел залить ему горло расплавленным золотом. А персы наказывали царских наложниц свинцом. Провинившимся обитательницам гарема надрезали тело в самых нежных местах и в открытые раны по капле закапывали свинец. Также пользовался популярностью способ залития горячего свинца во влагалище.

Есть описание еще одной изощренно жестокой казни применявшейся персами. Они завязывали глаза пленника полоской кожи с прикрепленными к ней двумя металлическими чашечками-воронками. Чашечки плотно прилегали к глазам, в них заливали кислоту, которая разъедала очи несчастному, причиняя при этом ему страшные страдания, от которых его избавляла только смерть.

Вообще, персы зарекомендовали себя в истории чрезвычайно изобретательным народом по части пыток и казней. Например, они помещали жертву в круглую долбленую лодку с отверстиями для рук, ног и головы, накрывали сверху такой же, и, в конечном счете, ее заживо поедали черви.

Те же персы растирали жертву между жерновами или сдирали кожу с живого человека и втирали в освежеванную плоть колючки, что вызывало непереносимые страдания. Некоторых персиянок заплечных дел мастера превращали в своеобразные подушечки для булавок. В тела жертв загонялись деревянные гвозди, пропитанные серой, которые поджигались. За счет подкожного жира несчастных пламя на их телах поддерживалось довольно долго.

В качестве примера персидской изобретательности по части умерщвления людей можно привести пример из времен междоусобной войны за власть в Персии между сыновьями Дария – Артарексом и Киром.

Братья разрешили свои притязания на престол битвой, в которой Артарекс был ранен, а Кир убит. Артарексу хотелось представить историю так, что в ходе битвы они с братом сошлись лицом к лицу, и в этом поединке он получил рану, а Кир пал от его руки.

Однако достоверность этой красивой истории опровергали двое воинов. Некий кариец, который ранил Кира под колено и свалил его с ног. И Митридат, нанесший Киру первую рану. Артарекс по-царски наградил их, но те не поняли, что это была награда за молчание, и продолжали хвастать, что сразили Кира. И тогда Артарекс приказал предать их казни. Карийца он велел обезглавить, но его мать Парисатида попросила сына:

— Не казни, царь, негодяя-карийца такою легкою казнью, отдай его лучше мне, а уж я позабочусь, чтобы он получил по заслугам за свои дерзкие речи.

За «свои дерзкие речи» кариец расплачивался десять дней, на протяжении которых его беспрестанно пытали палачи. Потом ему выкололи глаза и умертвили, залив горло расплавленной медью.

Митридата же Артаксеркс приказал умертвить корытною пыткой.

Плутарх описал ее так:

«Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что наружи остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же, наконец, приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу. Так мучился Митридат семнадцать дней и лишь на восемнадцатый умер».

Еще один человек, который мог уличить царя во лжи, был евнух Масабат, который отсек Киру голову и руку. Но он ни словом, ни жестом не позволял себе опровергать рассказ Артарекса. Однако мать царя, на всякий случай, решила умертвить и его. Она приказала содрать с него живьем кожу и тело приколотить к трем столбам – поперек, – а кожу распялить отдельно. Эта расправа возмутила царя, и он разгневался на мать, но Парисатида с издевательской усмешкой сказала сыну:

— Какой ты у меня, право странный – сердишься из-за старого мерзкого евнуха.

Бедный евнух. Можно сказать, что его казнили дважды. Поскольку превращение мужчин в евнухов тоже можно назвать казнью. Кастрацией часто наказывали пленных в Ассирии, Вавилоне и Персии. Причем следует различать кастрацию и оскопление. Если при кастрации жертве удаляли только мошонку и яички, то при оскоплении мужчине отрезали все, что болталось у него пониже живота. Сначала пленных просто кастрировали, чтобы лишить функции деторождения. Но по преданию персидский царь Кир как-то увидел, как кастрированный мерин, покрывает кобылу. И подумал — не накрывают ли подобным образом кастрированные евнухи его наложниц в гареме. После чего приказал оскопить своих евнухов.

Причем следует учитывать, что при уровне развития хирургии в Древнем мире операции по кастрации и оскоплению нередко превращались в смертную казнь.

С персами, пожалуй, по части пыток и казней могли конкурировать только китайцы.

В Китае имелся свой экзотический способ казни. Осужденного растягивали над побегами молодого бамбука. Бамбук за несколько суток прорастал сквозь тело жертвы, причиняя ей неимоверные страдания. А древнекитайский вельможа Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), который служил при дворе циньского царя Сяогуна подарил миру новую казнь. В числе реформ и судебных установлений Шан Яна была такая запись: «Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен пополам». Там же в Китае одними из первых начали закапывать живых людей в землю. При императоре Цинь Шихуане (213 г. до н. э.) были закопаны живьем 460 человек за приверженность учению Конфуция.

В Древнем Китае не жены пилили мужей, а палачи — женщин. Причем, женщин там пилили просто по пустяковым поводам. Например, при дворе князя из рода Минь чудовищной по жестокости казни подвергли двух поварих всего лишь за то, что «рис, поданный ко столу, не соответствовал своей белизной цвету мудрости Хозяина». За такое упущение в работе бедных поварих раздели, подвесили за руки на кольца, а меж ног у них укрепили острые пилы. Несчастные, не имея сил висеть в подтянутом состоянии и будучи не состоянии неподвижно сидеть на острие пилы, распили сами себя от лона до груди.

При том же княжеском дворе распилили служанку лишь за то, что «посмела она пожаловаться на дурную погоду, и тем самым испортила настроение сановным особам, занятым мыслями о благе своего государства».

Причем, в азиатских странах для казней зачастую применялись бамбуковые пилы, которые причиняли гораздо более жестокие страдания приговоренным, нежели металлические.

У японцев смерть была возведена в некий исключительно важный акт. Не зря они выдумали харакири и камикадзе. И если уж японцы кого казнили, так старались сделать это с большим искусством и выдумкой. Например, они придумали казнь, которая получила название «пляска смерти» — приговоренного укутывали толстым слоем тростника или другого горючего материала и поджигали. Страшная боль заставляла преступника подпрыгивать и приплясывать до тех пор, пока он уже не мог двигаться.

«Высшим пилотажем» у японских палачей считалось умертвить приговоренного двадцатью одним порезом. В этом случае они буквально кромсали его на куски, отсекая одну часть тела за другой до того, но при этом приговоренный должен быть оставаться в живых. И только последним двадцать первым ударом палач обрывал жизнь своей жертвы, избавляя ее от мук. Таким способом был казнен вождь повстанцев Мауанг. Очевидцы так описали его страшную кончину: «С нечеловеческим самообладанием несчастный Мауанг, не проронив ни звука, терпел, пока ему намеренно медленно отрезали щеки, мышцы на груди, на предплечьях и руках, икры и так далее и далее, тщательно избегая при этом задеть какую-либо жизненно важную часть тела. Только раз он едва слышно попросил, чтобы его убили сразу — мольбу эту палачи, получавшие дикарское наслаждение от изощренного издевательства над своей жертвой, конечно же, оставили без внимания».

В Сиаме способ казни избирали в зависимости от того, хотели жертву помучить или нет. Если мучить не хотели, что бросали человека, попавшего в немилость, в загон с быками, которые пронзали его рогами и затаптывали копытами.

Если же в Сиаме жертву хотели помучить перед смертью, то помещали ее в сплетенный из лиан балахон и кололи острыми предметами. А потом резко разрубали человека надвое. Его верхнюю половину быстро ставили на раскаленную медную решетку, которая прижигала рану и останавливала кровь. После этого получеловек еще какое-то время жил и мог оценить ужас своего положения.

Корейцы любили накачать тело жертвы уксусом, а когда та разбухнет до размеров барабана, использовали ее в качестве этого музыкального инструмента. По человеку отбивали дробь палочками, пока он не скончается в муках.

Наряду с многообразием казней в Древнем мире присутствовало и неисчислимое поводов для них. Понятно, что чаще всего смерти предавали людей, злоумышлявших против действующей власти. А как тут не злоумышлять, когда властители отправляли на тот свет своих подданных по малейшему неудовольствию или капризу.

Например, существует легенда о том, как царь Египта Птолемей II чуть было не устроил массовую казнь еврейских раввинов. Во времена правления династии Птолемеев столицей Египта была Александрия, население которой состояло в основном из греков и евреев. Для евреев самым авторитетным источником был Ветхий завет, который греки не могли прочесть из-за отсутствия перевода на их язык. Из-за этого между греками и евреями то и дело происходили разногласия. Птолемею это надоело. И он принял меры для сближения народов.

В одну из ночей в городе было арестовано 72 раввина. Когда их собрали всех вместе, к ним вышел царь Птолемей и объявил, что отныне они будут содержаться в одиночных камерах и заниматься переводом Библии на греческий язык. Если будут найдены несовпадения в переводе, то всех раввинов казнят и наберут новых. И так до тех пор, пока царь не получит единый перевод.

Каким-то чудом все 72 раввина перевели Ветхий завет идентичным образом. Так появился на свет греческий перевод Библии, называемый септуагинта — перевод семидесяти. А раввины избежали казни и были распущены по домам.

Казни египетские

(24 голоса: 4.7 из 5)

  • Фараон Библейская энциклопедия
  • Исход. Казни египетские прот. Николай Соколов
  • Бог и фараон. Противостояние П. Знаменский
  • Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? свмч. Ириней
  • Житие святого пророка Моисея Боговидца свт. Димитрий Ростовский
  • Толковая Библия под. ред. Лопухина
  • Казни египетские прот. Михаил Фивейский
  • Десять казней Египетских свящ. Вадим Маркин
  • Ожесточение. Отчего черствеют сердца Александр Ткаченко
  • Выбор фараона митр. Калужский и Боровский Климент
  • Сердце фараона в главах 4-15 книги Исход М. Макаффи
  • Ожесточение сердца фараона в литературном и культурном контексте Дориан Г. Кувер Кокс
  • Таблица: Казни египетские

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения. Описаны в Ветхом Завете, в книге Исход (Исх. 7-12).

Религией Египта того времени был политеизм – вера в нескольких божеств. Египетский пантеон включал в себя большое количество божеств различной значимости. В каждом городе были свои, особо чтимые культы. Обожествлялись и явления природы: солнце, звезды, ветер, стихийные бедствия. Звери, птицы, рептилии и даже насекомые также становились объектами поклонения.

Кроме того, древние египтяне в своих верованиях смешивали человеческое и животное начало. Примером может служить богиня Сахмет, целительница болезней, изображавшаяся как женщина с лицом львицы. Многие фараоны еще при жизни отождествляли себя со сфинксами и повелевали запечатлеть это в камне. Целый ряд изваяний сфинксов, находящихся ныне в Каирском музее, свидетельствует об этом. Часть из них сохранились до наших дней.

Одну из ключевых ролей в религии Египта играл сам фараон, выступавший в качестве единственного «посредника» между людьми и богами. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора.

С самого своего рождения фараон почитался одновременно и как верховный правитель, и как божество. Вполне естественно, что владыка Египта спрашивал Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался Его отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2). Просьба Моисея сразу была отклонена фараоном. Тогда Господь сказал Моисею нечто весьма необычное: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх.7:1). Таким образом, у фараона появился «соперник». Живой Бог Израиля противостал одному из земных божков.

При чтении истории о десяти казнях, часто встречается повторяющаяся фраза: «И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш» (Исх.6:7; Исх.7:5; Исх.8:22; Исх.10:2; Исх.14:4). Эта фраза подчеркивает смысл всего происходящего. Господь хотел показать и египтянам, и евреям, что Он является истинным, всемогущим Богом. Поэтому даже самому фараону Господь сказал в самый разгар 10 казней египетских: «Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле» (Исх.9:16).

Десять казней египетских следовали одна за другой, после очередного отказа фараона отпустить израильский народ:

  1. Превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21)
  2. Нашествие жаб (Исх. 8:6)
  3. Нашествие мошек (Исх. 8:17)
  4. Наказание песьими мухами (Исх. 8:24)
  5. Мор скота (Исх. 9:6)
  6. Язвы и нарывы (Исх. 9:10)
  7. Гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24)
  8. Нашествие саранчи (Исх. 10:13-15)
  9. Тьма (Исх. 10:22)
  10. Смерть первенцев (Исх. 12:29).

Некоторые толкователи указывают на то, что египетскими казнями были последовательно унижены и посрамлены египетские идолы (Ра, Изида, Хапи, Амон и проч.) оказавшиеся неспособными защитить те области, влияние на которые им приписывали египтяне.

Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта следующего.

Все десять казней египетских нашли отражение в псалмах Пс.77 и Пс.104.

Псалом 77:41-51 «…не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; скот их предал граду и стада их – молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых»;
Псалом 104:26-36 «Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой. Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их. Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их. Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их, и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа; и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их. И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их».

Иерей Геннадий Егоров. «Священное Писание Ветхого Завета»:
В чем же вина фараона, если Бог, как сказано, «ожесточил сердце» его (Исх.10:2)? Ведь фараон получается в данном случае просто игрушкой в руках Божиих? Это не совсем так. Одно и то же действие Божие по-разному на разных людях сказывается, в зависимости от их собственного расположения. Содействие Бога израильтянам для израильтян служит укреплением веры, а для фараона – источником все более и более жестокого сопротивления (ср. Исх.7:13, 14, 23 – «сердце фараона ожесточилось»; Исх.8:15, 32; 9:35). «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие». Чем более Бог являет Свои чудеса и содействует израильтянам, тем более ожесточается фараон. Точно так же как в Евангельской истории мы видим: чем более Господь Иисус Христос являет Свое мессианское достоинство, являет Свое божество, тем более и более безумно ополчаются на Него противники.

Коментарий Новой Женевской Библии:
«Ожесточу сердце фараона» (Исх.4:21). Это выражение, скорее, означает «сделаю твердым», чем «жестоким». Иными словами, Господь никак не будет влиять на фараона, чтобы тот переменил свое намерение, – фараона будет убеждать Моисей словом и знамениями».

Толковая Библия Лопухина:
Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (Исх.8:19; Исх.9:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Сергей Худиев:
«Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.
В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак – помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца – и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исх.12:37, 38).
У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство».

***

Ожесточить сердце

В притче Христовой о сеятеле и семени нет разницы между семенем, брошенным в одну почву, и семенем, брошенным в других местах, также нет разницы и в способе посева. Все зависело от восприятия семени каждым видом почвы. Подобным образом, ожесточение сердца фараона никак не являлось действием Бога, но скорее его собственным обдуманным выбором. Неоднократные предупреждения и проявления воли Божьей проливают свет, указывающий фараону на его ошибку, чтобы он смягчил и смирил свое сердце, чтобы привести его к послушанию Божьей воле. Но каждое последующее проявление Божественной силы все более убеждало его поступать по своей воле. Отказавшись от исправления, он презрел и отверг свет, так что стал нечувствительным к нему, в конце концов свет был отнят. Таким образом, его собственное сопротивление свету ожесточило его сердце. Даже язычники признали, что фараон и египтяне сами ожесточили свои сердца, а не Господь сделал это (1Цар.6:6).

Мнение толкователей по поводу ожесточения сердца фараона, которое здесь приписывается Богу, различны. Таких утверждений всего десять. Восемь из них (Исх. 4:21; Исх.9:12; Исх.10:20, 27; Исх.11:10; Исх.14:4, 8, 17) содержат слово chazaq, которое означает, что Господь сделал сердце фараона «твердым», неподвижным, так что его чувства к Израилю не менялись. В Исх.7:3 использовано другое еврейское слово qashah, означающее, что Господь сделал сердце фараона «жестким» или «бесчувственным». В стихе 10:1 использовано третье слово kabed, обозначающее, что Бог сделал сердце фараона «тяжелым» или нечувствительным к Божественному воздействию. Исследование контекста показывает, что эти различные слова используются более или менее взаимозаменяемо.

Другие десять утверждений говорят о том, что фараон сам ожесточил свое сердце. Четыре из них (Исх.7:13, 22; Исх.8:19; Исх.9:35) используют слово chazaq «укреплять», пять (стихи Исх.7:14; Исх.8:15, 32; Исх.9:7, 34) – слово kabed «утяжелять», и одно (Исх.13:15) – слово qashah «ожесточать». Ожесточение сердца фараона в первую очередь заметно из того, что он не обратил внимания на требование Господа отпустить Израиль. Его отказ не ограничился теми казнями, которые смогли повторить египетские волхвы, но продолжился и после тех казней, которые сами волхвы признали «перстом Божьим» (Исх.8:19). Он также продолжал отказывать после четвертой и пятой казни, которые обрушились на египтян, но не тронули израильтян, о чем и сообщили царю (Исх.9:7). Ожесточение его сердца еще более явно в нарушении обещания отпустить Израиль при условии, что Моисей и Аарон прекратят казнь, и в его вынужденном признании своего греха (Исх.9:27). Таким образом, когда Моисею до прихода в Египет было сказано, что Господь ожесточит сердце фараона (Исх.4:21), Господь говорил о беспрерывном отказе царя подчиниться Ему и отпустить Израильтян.

Страдания и смерть грешников не приносят удовольствия Богу, Он напротив желает, чтобы все люди покаялись и спаслись (Иез.33:11; 1Тим.2:4; 2Пет.3:9), и повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми (Мф.5:45). Но как солнце по-разному действует на разные материалы в соответствии с их природой – растапливает воск, но делает твердой глину, например, так и действие Духа Божьего на сердца людей производит разный эффект в зависимости от состояния сердца. Кающийся грешник позволяет Духу Святому привести его к изменению и спасению, но нераскаявшийся ожесточает свое сердце все больше. Одно и то же проявление Божьего милосердия в одном случае приводит к спасению и жизни, а в другом – к осуждению и смерти – в каждом случае по собственному выбору человека.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *