С 30 апреля 1609 г. поляки осадили город. В то тяжелое время в чудесном видении сама Матерь Божия явила свое заступничество в повелении построить горожанам храм в честь этой Ее чудотворной Казанской иконы и тогда Она будет им Ярославлю «твердыня и стена паче всякия ограды». Через некоторое время интервенты сняли осаду и отступили. Ярославцы в тот же год построили храм для чудотворной иконы, а рядом- келии для 72 монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря, что положило начало основания в Ярославле Казанской обители.

За период с 1610 по 1918 г. Казанским монастырем управляли 29 игумений. О первых настоятельницах известны только их имена- Таисия и Евдокия (Гразновская)

В 1649 г. на месте деревянной церкви возведена перва

я каменная постройка — пятиглавая Казанская церковь с шатровой двухъярусной колокольней над папертью и дополнительными престолами: свщмчч. Климента, Папы Римского и Петра Александрийского и прп. Параскевы Сербской. До 1701 г., кроме Казанской церкви, была построена надвратная двух- шатровая каменная церковь Иоанна Предтечи. Территория монастыря с 80 деревянными келиями- избами обнесена была деревянной оградой. Позже — невысокой каменной оградой с угловыми башнями.

В 1764 г. монастырь причислен к разряду третьеклассных. С 1802 г. в обители введен общежительный устав. Екатериной II в. 1770 г. пожалованы монастырю 500 руб. на построение сестринских келий. Новая каменная ограда устроена в 1810гг., в 1803—1808 гг.- общая трапезная с келиями игумении (позже — игуменский корпус). В 1815 г. построены двухэтажные келейные корпуса вдоль северной стены ограды. В 1820 — 28гг. построена зимняя с четырехъярусной колокольней церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви в 1835—1845 гг. «на сумму доброхотных дателей» по проекту А. И. Мельникова возведен Казанский собор в стиле позднего классицизма и расписан Т. Медведевым и его артелью.

В 1856 г. построены келейные корпуса у восточной и южной ограды. В 1878—1881 гг.- Сретенская домовая игуменская церковь на средства игумении Феофании из рода потомственных дворян Гулевичей (брат ее генерал-майор, герой Русско-турецкой войны, был дружен с Тургеневым).
В обители в 1856 г. проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. Славился монастырь дивным клиросным пением, золотошвейным и иконописным мастерством, выпечкой просфор. В заволжской части г. Ярославля, на монастырской земле, в 1891—1894 гг. устроены богадельня для 15 стариц, Тихвинская церковь и сестринское кладбище.

8 июля 1892 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери Архиепископу Ионафану в Казанском соборе сослужил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, всеми почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский. Из царственнных особ обитель посещали при строительстве собора в 1840е гг.царь Николай I, Александр II(будучи еще цесаревичем).

С начала XIX века монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, церковным пением, а так же выпечкой просфор. В 1901 г. монастырь удостоился благодарности Великой княгини Елизаветы Федоровны за подаренную ей хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, выполненную в монастырской золотошвейной мастерской, получавшей высокие награды в Париже и Москве.

7—8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин), с 1917 г. по 1922 г.- Патриарх всея Руси, прославлен как святитель земли Русской.
21 октября 1916 г., всенощное бдение с литией и величанием Божией Матери и 22 октября Божественную литургию совершал Архиепископ Агафангел (Преображенский), с 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский.

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь до его закрытия. Некоторые из сестер были репрессированы. Чудотворная икона 11 октября 1925 г. похищена. С 1919 г. по 1922 г. на территории обители — концентрационный лагерь. Частично разрушеные колокольня и два келейных корпуса в 1918 г., в результате артобстрела во время мятежа, снесены в 1929—1930 гг. В соборе с 1920 по 1928 г.г. склад икон и иконостасов, а с 1927 г. здесь устроено железобетонное перекрытие на столбах на высоте 9 метров для деревянных в 5 ярусов стеллажей архивохранилища. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.
Все, и традиции и владения, с закрытием монастыря в 1918 г. после подавления в городе белогвардейского восстания были утрачены. К началу возрождения обители монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня снесена. Храмы хотя и не разрушены, но обезглавлены и приспособлены.
Все последующие годы с 1928 г. в Казанском соборе размещался архив Ярославской области. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.

1 августа 1998 г., спустя 80 лет с момента закрытия монастыря, началось возрождение древней Казанской обители. Тогда в Казанском соборе еще находился архив. Сестры ютились в подклете, рядом с небольшим храмом, устроенном в качестве приходского с 1997 г. И только в 2001 г., когда собор был полностью передан обители и подремонтирован, первую литургию на летнюю Казанскую, 21 июля возглавил архиепископ Михей (Хархаров).

К 400-летию обители с 2007 г. в Казанский собор преобразился- разобрано бетонное перекрытие, устроен гранитный пол, стены под роспись, заменены окна и в 2009 г.освящен престол.
В 2003 г. на территории монастыря установлен деревянный (в 2013 заменен на гранитный) крест в память о всех пострадавших в кровавых событиях подавления белогвар-дейского восстания 1918 г. Тогда в течении нескольких дней город был обстрелян из дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы. Здесь, после упразднения обители, в 20-е годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», были и допросы и расстрелы. У креста ежегодно служится панихида.

С 1999 до 2006 г. по частям полностью возвращен северный келейный корпус с угловой башней. В 2006 г. обители передан бывш. настоятельский корпус с домовой Сретенской церковью, где уже с 1 сентября разместилась Ярославская православная гимназия имени Игнатия Брянчанинова.

С 1 сентября 2007 г. в части бывшего келейного корпуса устроена 3х-годичная регентская школа Ярославской семинарии.

В 2011 г. монастырю возвращен второй северный келейный корпус по ул. Первомайской д. 21. В новом корпусе, полностью восстановленном с 2012 по 2016гг. кроме келий и трапезной для сестер, отдельно от них размещаются имеющие доступ с улицы Первомайской монастырский музей, кафе «Монастырский чай+», а также небольшая паломническая гостиница с трапезной, социальная, миссионерская и катихизическая службы обители, воскресная группа для детей и взрослых. После строительства нового планетария в 2011 г. возвращен обители Покровский зимний храм, который к своему 185-летию в 2013 г. восстановлен и действует.

В 2012 г. передана обители и бывшая монастырская богадельня за Волгой (точнее то что от нее осталось после пожара 2009 г.) Каждое лето здесь проводятся молебны и субботники. Очень нуждаемся в помощи, в средствах, в людях.

В настоящее время в обители подвизаются более 20 сестер. В отличие от мирской жизни, жизнь иноческая — иная. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.
В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келия на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать, если не на неотложном послушании, и правило общее совместное. Монашеское правило- Полунощница с помянником, Повечерие с тремя канонами,- совершается вместе всеми сестрами. Вечерние и утренние молитвы, а также келейное правило остается для каждого индивидуальными.

Много в монастыре разных послушаний. Сестры, как и раньше пекут просфоры для более чем 40 храмов не только Ярославля, но и за его пределами, занимаются рукоделием, а так же воссоздают традиции монашеского клиросного пения. Пожилым монахиням доверяется чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела, библиотечное дело, рукоделие. Послушание в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, несут сестры помоложе, но с житейским опытом. А вот в золотошвейной, в ризнице, в швейной, в реставрационной, в саду — только те, кому дано, у кого есть способности к швейному делу, к реставрации икон и киотов, к возделыванию сада. Так же чтение и пение на клиросе, не каждый может понести при всем желании — у кого-то нет слуха, кто-то имеет плохое зрение или не имеет голоса. Поэтому певчим сестрам здесь пригождается музыкальное образование, которое так любят родители давать своим детям, порой вопреки их желанию.

Богослужебный устав надо знать всем, как и основы Православия. Поэтому для сестер проводятся занятия по литургике, патрологии, катихизации, догматике.

Духовник обители митрофорный протоиерей Василий Лищенюк внимателен к духовным вопросам и проблемам сестер, помогает в них разобраться и их разрешить.

Игумения Екатерина (Гаева Наталья Николаевна.1963 г.р.) в монастыре с 1999 г., в постриге с 2003 г., настоятельница обители с 2006 г., имеет только светское образование (высшее архитектурно-реставрационное, а так же среденее музыкальное), которое, промыслительно, в общем немало ей помогает в нелегком послушании. Но самое главное для настоятельницы- возрождение и спасение душ сестер обители, ее духовных детей. Это невозможно без постоянного личного общения с каждой из них, которое возможно только при взаимном доверии. Ведь бывает, даже если и имеешь житейский опыт с мира, даже если имеешь образование, в монастыре проходишь «с нуля» школу взаимопонимания, терпения, перенесения трудностей, снисхождения друг к другу, где особенно трудно дается послушание, смирение и постоянное отсечение своей воли, что святыми отцами приравнивается к бескровному мученичеству.

В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже пр идти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы можно спешить и на работу. Когда мы были еще в миру, то о том и не мечтали. Теперь все для верующих посильно.
Часто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в подсказке. Для них при монастыре действуют катехизаторские курсы, священник может ответить на вопросы, сестры — терпеливо выслушать, утешить и подсказать.

О святынях монастыря:
Казанская икона Божией Матери

В конце августа 1998 г., сразу после открытия обители, архиепископ Михей передал чудом уцелевший поздний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами в монастырской иконописной мастерской в 1888 г. в дар монастырскому священнику, о. Иоанну Крылову, сохраненный его родственниками и завещанный только монастырю. Как бывало и прежде, на этом списке сохранилась та особая благодать утраченной святыни, ставшая источником многочисленных чудес и исцелений по молитвам к Царице Небесной.

Этот дивный образ в наше время прославился многочисленными чудесными исцелениями (даже неизлечимых болезней) и помощи всем страждущим, приходящим к иконе с верою, что Матерь Божия их не оставит. Один из первых — случай чудесного исцеления больного, который находился в коме. По мнению врачей, исцеление было маловероятно, карточка с историей болезни была закрыта, даже намечали освобождение больничной койки. Супруга больного, будучи маловоцерковленной, по простоте душевной купила масла от Ярославской Казанской чудотворной иконы, чтобы всего больного помазать, «освятить» его, (хуже не будет). На следующий день после помазания маслом больной встал. После выписки он сам пришел в храм и заказал благодарственный молебен Божией Матери.
С первых случаев чудесной помощи в благодарность Целительнице Казанскому Ее образу приносится множество золотых крестиков и украшений. Из них в 2010 году выполнен новый золотой, ювелирной работы, оклад (прежний за ветхостью сохранен как музейный экспонат) и в 2013 г. жемчужная с драгоценными камнями риза. Поток приношений в благодарность Матери Божией за чудесную помощь через Ее икону не оскудевает.

Ежедневно перед чудотворным образом сестры читают акафист за всех уповающих на помощь Пресвятой Богородицы.

За все это время с 1998 г. по усердным молитвам перед Ярославской Казанской иконой Божией Матери получают исцеления тяжко больные, в бездетных семьях рождаются долгожданные дети, мир и понимание воцаряются между ранее враждовавшими. О всех чудесах от святыни монастыря ведется запись.
Промыслительно и возобновление древнего крестного хода с новой чудотворной Ярославской Казанской иконой Божией Матери, впервые за долгие годы прошедшего со 2 по 14 июля 2002 г. до города Тутаева (Романова-Борисоглебска). В нем участвовало в общей сложности 48 священников и 5100 мирян, пройдено пешим ходом 104 км, автомобильным транспортом — 100 км, 31 населенный пункт, отслужено 13 литургий, 53 молебна. Зафиксировано несколько случаев исцеления и помощи, полученных от Матери Божией через Ее чудотворный образ. В 2012 г. крестный ход продлен до г. Рыбинска.

Мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.

2 ноября 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в. Казанский монастырь переданы мощи святого Агафангела (Преображенского). Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 г.р. в семье сельского священника, в 1885 г. после смерти жены и сына принял монашеский постриг с именем Агафангел, с 1886 г. возведен в сан игумена, в 1888 г. назначен ректором Иркутской Духовной семинарии. В 1889 г. состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа, викария Иркутского. В 1893 он назначен епископом Тобольским и Сибирским. В 1897 г. переведен на Рижскую кафедру. В 1910 архиепископ Агафангел возглавил Литовскую епархию, а в 1914 г.- Ярославскую, сменив архиепископа Тихона, будущего Патриарха, с которым давно был дружен. С 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел в 1922—1926 гг. будучи назначеным Патриаршим Местоблюститем, совершил исповеднический подвиг в годы гонений. Святитель Агафангел в 1922 г., не имя возможности выехать из Ярославля, обратился ко всем верующим страны с посланием о сохранении русской православной церкви, о непоколебимости ее устава и догматов с апостольских времен и о несостоятельности «обновленцев». За что незамедлительно был арестован и сослан в Нарымский край, д. Колпашево, где отбывал вместе с ссыльными уголовниками. В 1926 г. Митрополит Агафангел был освобожден по состоянию здоровья и вновь возглавил Ярославскую кафедру, ради мира церковного отказавшись от прав Местоблюстителя в пользу митрополита Сергия (Старогородцева) в то время законно управлявшего Церковью. Он хотел уберечь, сохранить на глазах разрушавшийся мир церковный. Даже не разделяя позиции, не принимая поли¬тики митрополита Сергия, митрополит Агафангел до конца жизни старался послу¬жить делу церковного единения. Но его здоровье было подорвано ссылкой. 14 октября святитель прикровенно предупредил о своей кончине «У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться… будет много священников и посторонних». 16 октября 1928 г. митрополит Агафангел мирно отошел ко Господу. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе у церковной стены на ярославском Леон¬тьевском кладбище. Лицо его было, как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
На могиле святителя Агафан¬гела в богоборческие годы тайно собирались его почитатели, слышавшие о нем, нуждавщиеся в помощи: студенты — перед экзаменами, больные — перед операцией, регулярно ставили свечи, расчищали от мусора надгробие в оставленном без присмотра склепе. 12 ноября 1998 г. мощи святителя были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Мощи Святителя Агафангела в настоящее время почивают в Казанском соборе, в беломраморной раке, устроенной внучатым племянником родственницы святителя, источают тонкое благоухание, являются одной из главных монастырских святынь, признаны чудотворными- ведется запись чудесных исцелений болезней позвоночника, суставов, кожных и онкологических заболеваний. Часто получают помощь по молитвам Святителю в решении семейных проблем, в трудном деле, в устройстве на работу, но особенно, в учебе- неоднократны свидетельства явной помощи святого во время экзаменов. Перед мощами ежедневно читается акафист, совершаются молебны, на мощах освящаются святыни, собирается из лампад масло.
Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В дни памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор Ростово-Ярославских новомученников, в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.
В 2016 г. празднование 1025-летия Ярославской епархии проходило в День обретения мощей святителя Агафангела — 12 ноября 2016 г.
Множество паломников молитвенно припадают к раке предстателя и ходатая о нас пред Богом и почитают память верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годы.

Эпоха Смутного времени наложила серьезный след на историю Ярославля, с этим периодом связано много интересных преданий, легенд и интересных фактов. Именно в это время был основан Казанский монастырь, о котором мы сегодня вам и расскажем. Конец весны 1609 года Ярославль встретил в осаде, 23 дня город оборонялся от польских захватчиков и смог устоять. Как это часто бывает, такое спасение было расценено ярославцами как знак свыше, а именно как заступничество Казанской иконы Божьей Матери, которая смогла уберечь город от иноземцев. В память о тех событиях в 1610 году был построен деревянный храм в честь иконы, который и положил начала Казанскому монастырю в Ярославле. Очень скоро рядом с ним поселились монахини из Рождественского монастыря — их обитель была сожжена, а рядом с Казанским храмом они нашли приют.

Казанский женский монастырь в Ярославле

Это история возникновения Казанского монастыря, основанная исключительно на исторических фактах, но с основанием обители связана и одна легенда. По преданию, накануне основания монастыря состоялось необычное явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона — один из первых списков со знаменитого образа Казанской Божьей Матери. Изначально она была привезена в город Романов (современный Тутаев) в 1588 году, то есть за 22 года до основания монастыря. Накануне осады Ярославля в 1609 году, город Романов был разорен поляко-литовскими оккупантами. Видимо, так должно было произойти, но среди литовцев оказался православный человек Яков Любской, который взял икону себе и привез ее в Ярославль.

Каким-то чудом местные жители узнали о том, что святой образ находится в городе и стали просить литовца продать им икону. Он долгое время отказывался, а потом вдруг неожиданно просто подарил ее ярославцам. Уже после того, как захватчики оставили город, дьякону Крестовоздвиженской церкви было явление о том, что это именно Казанская Божья матерь защитила город от интровертов. На народные деньги был воздвигнут храм, в который и поместили икону Ярославской-Казанской Пресвятой Богородицы.

Фото иконы Ярославской Казанской Божьей Матери (начало XX века)

Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный монахинями в 1881 году

Первоначально весь Казанский женский монастырь Ярославля был построен из дерева, деревянными были не только монашеские кельи и церковь, но и ограда вокруг обители. Первый храм из камня был построен в монастыре только в 1649 году, но он очень сильно пострадал во время городского пожара, который произошел в 1658 году — все деревянные строения были уничтожены в огне. Казалось бы, вот он удачный момент отстроить все в камне, но монастырь вплоть до 1763 года оставался деревянным. Только в 1830-х годах на месте первого деревянного храма был построен величественный Казанский собор.

Казанский собор в Ярославле

Собор развивался и процветал, к началу XX века в нем проживало 381 насельника, и тогда Казанский монастырь в Ярославле занимал значительно больше места, чем в наши дни.

Монастырь был известен далеко за пределами Ярославской губернии: в 1837 году в качестве гостя обитель посетил будущий император Александр II, а во время празднования 300-летия монастыря в 1910 году, богослужение возглавлял будущий Патриарх всея Руси Тихон, который в то время был архиепископом Ярославским и Ростовским. Обитель славилась своим хором, который насчитывал более 200 певцов, а также золотошвейным мастерством, которое было отмечено дипломом на Парижской выставке.

Казанский монастырь в начале XX века

После ярославского восстания 1918 года Казанский женский монастырь был упразднен, его имущество было разграблено и национализировано, а монахини сосланы в Толгский монастырь. Тогда же пропала знаменитая Ярославская-Казанская икона Божьей Матери, и ее судьба неизвестна до сих пор.

Казанский монастырь после восстания 1918 года (купола обезглавлены, колокольня уничтожена)

Стоит сказать, что монахиням еще повезло, что их просто выслали, ведь во время восстания обитель превратилась в госпиталь для раненных Добровольной Белой армии, сестры кормили их и ухаживали за больными, а за такое при новой советской власти могли и расстрелять, тем более что и ехать бы далеко не пришлось. После закрытия обители на территории бывшего Казанского монастыря в Ярославле располагался концентрационный лагерь. Он стал вторым в городе, а первый разместился в бывшей тюрьме.

Уже позднее появился еще один в Спасо-Преображенском монастыре, а Казанский получил название «Концлагерь №2» или «Административный». Как это не печально, но российские лагеря были довольно жестокими. Это, конечно, не польский Аушвиц, где проводились опыты над людьми, но условия были похожи. В лагерях находились участники восстаний, те, кто бежал из армии, и, конечно же те, кто помогал белым партизанам. Одним словом, сажали в них «врагов народа».

Памятный крест в Казанском монастыре в память о событиях 1918 года в Ярославле

В конце 1920-х годов после упразднения тюрьмы в стенах бывшей обители, Казанский собор был разделен на три этажа, все росписи закрашены, а внутри разместился архив. Правда очевидцы говорят, что, то ли потолки плохо красили, то ли вмешивалась божественная сила, но фрески постоянно проявлялись, белить приходилось часто. После архива помещение сначала превратилось в библиотеку, потом в колледж, а уже позднее в Ярославский планетарий, который находился здесь вплоть до 2010 года. Только к 1000-летнему юбилею города для любителей наблюдать за небом было построено новое здание, а храм вернулся верующим.

Церковь Покрова Богородицы в Ярославле

В 1998 году Казанский женский монастырь в Ярославле был возрожден, началась масштабная реставрация храмов, коих на его территории расположилось три. Территория современной обители меньше чем та, которой он обладал до закрытия, но прихожане очень любят монастырь и с радостью приходят на службы в Казанский собор.

Храм Сретения Господня в Казанском монастыре в Ярославле

Казанский женский монастырь в Ярославле находится в самом центре города, рядом с гостиницей Ибис. Он входит в архитектурное наследие исторического центра города, который в свою очередь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во многом все православные монастыри похожи друг на друга, но Казанский — совершенно необычный собор, и если окажетесь в этой части города, то обязательно загляните, таких церквей очень немного в центральном регионе страны.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Принято считать, что в Ярославле пять монастырей, о двух из них мы уже рассказали — это Кирилло-Афанасьевский и Казанский, на очереди большая статья про Спасо-Преображенский, который считается главной достопримечательностью города и нередко называется Ярославским кремлем. Так это или нет вы узнаете, когда статья появится на нашем сайте. Чтобы не пропустить — подписывайтесь на нашу рассылку.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д. 19а
Дата основания: 1610 год
Основные достопримечательности: собор Казанской иконы Божией Матери, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сретения Господня
Святыни: чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского
Координаты: 57°37’40.9″N 39°53’13.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История Казанского монастыря

Архитектурные памятники на монастырской территории

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до монастыря

Монастыри Ярославля

Казанский монастырь на карте

История обители начинается сразу после Смутного времени, с 1610 года и длится уже более четырех веков. За это время женская обитель развивалась, перестраивалась, была упразднена и сегодня вновь возрождается. В память о таланте ярославских зодчих нам остались три красивых храма, среди которых особое место занимает величественный Казанский собор – яркий пример культового здания эпохи позднего классицизма.

История Казанского монастыря

В 1609 году польско-литовские войска в течение трех с половиной недель осаждали Ярославль, причинив городу немало бед. Тогда ярославцы считали, что выстоять удалось, лишь благодаря заступничеству чудотворного образа Казанской Богоматери. В благодарность этой иконе у оборонительного Земляного вала горожане построили деревянную церковь. И вскоре рядом с ней соорудили кельи для 72 инокинь Рождественской обители, которую полякам удалось сжечь. Так зародился Казанский женский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Его первые постройки и стены делали из дерева. А первую кирпичную церковь построили лишь в 1649 году. Сделано это было стараниями монастырского священника Ермила Михайлова и с благословения митрополита Ростова – Варлаама. Однако спустя 9 лет во время огромного пожара, прокатившегося по всему городу, дотла сгорели все деревянные строения, а каменный храм сильно повредился. И его пришлось отстраивать заново. Главный придел храма освятили в честь знаменитой Казанской иконы, а престол в приделе посвятили преподобной Параскеве Сербской. Уже при митрополите Ионе Сысоевиче внутренние помещения церкви расписали, а в 1817 году эту роспись подновили.

О женской обители были наслышаны в Москве, и она имела покровительство у царя. В жалованной грамоте, подписанной государем Алексеем Михайловичем, дается распоряжение установить содержание на каждую старицу, проживающею в обители, в размере одного рубля в год. Известно, что в 1659 году, вскоре после пожара, в монастыре проживали 112 монахинь, а спустя полвека – 132. Каждая из них жила своими средствами, то есть изначально обитель не была, как принято тогда было говорить, общежительной. Устав, регламентирующий совместную собственность, был принят монахинями лишь в 1802 году.

Богатые дары из Москвы и состоятельных семей Ярославля позволяли монастырю реконструировать территорию, закупать дорогую богослужебную утварь и ремонтировать здания. Но до 60-х годов XVIII века большая часть строений в монастыре оставались деревянными.

Жизнь монашеской обители год за годом протекала в традиционных занятиях. Ее насельницы вели хозяйство и молились. Каждый год проходил собиравший много народу крестный ход, на котором несли чудотворный образ Казанской Богоматери. Вначале верующие доходили до города Романова, а с начала XIX века – уже до Рыбинска. Настоятельниц по традиции хоронили под алтарем главного собора обители, в простых монахинь с 1770 года стали погребать вне монастырских стен, выделив для их могил место на погосте, который принадлежал Толгскому монастырю. Это было сделано по указу, подписанному царицей Екатериной II.

С 1770-х по 1850-е годы в обители произошли большие строительные работы. Большая часть средств на них выделила Екатерина II. За несколько лет старые деревянные и обветшавшие каменные постройки, включая стену, заменили новыми. Из кирпича были возведены новые храмы, один трехэтажный и два двухэтажные корпуса для монахинь, а также монастырская стена с башнями по углам. Всеми строительными работами руководили настоятельница монастыря Маргарита (Смагина) и ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков.

Церковь Сретения Господня

В середине 30-х годов XIX века полностью перестроили, а в 1845 году освятили главный храм монастыря. Перед этим церковь расписала артель мастеров под руководством знаменитого изографа Тимофея Медведева, а ярославские резчики изготовили для нее позолоченный трехярусный иконостас.

Обитель занимала целый городской квартал, ограниченный с разных сторон Варваринской и Казанской улицами, а также Театральной площадью. Монастырь постоянно благоустраивали. Поэтому к началу XX века на его территории стояли 10 корпусов для монахинь (9 каменных и 1 деревянный), в которых проживали 300 монахинь. Жалование для настоятельниц, насельниц и священнослужителей выплачивалось городским казначейством. По сохранившимся документам известно, что на протяжении всей истории в монастырь приходили как отдельные инокини, так и целые группы монахинь из Преображенского храма города Романова и упраздненной Троицкой обители Ярославской епархии.

При монастыре существовали мастерская по изготовлению икон и золотошвейное производство. Причем качество работ вышивальщиц было очень высоким. Сделанные ими вещи выставляли на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, и эти изделия были отмечены специальными наградами. Кроме того, монастырь славился большим в две сотни человек церковным хором и церковно-приходской школой.

В 1910 году обитель торжественно и пышно отметила 300 лет своей истории. Главные церковные службы в юбилейном году проводились архиепископом Ярославля и Ростова Тихоном, который впоследствии стал российским патриархом.

Советское время стало для обители тяжелым испытанием. После того, как в Ярославле произошло белогвардейское восстание против новой власти (1918 г.), ее упразднили. Во время ожесточенных городских боев сильно пострадали все монастырские здания, особенно колокольня и три храма. А келейные корпуса сгорели во время начавшегося пожара. Потом все ценное монастырское имущество, включая Казанскую икону, конфисковали, а монахинь с игуменьей Феодотией отправили в Толгский монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1922 года в монастыре работал концентрационный лагерь. Через 6 лет в соборной церкви разместили областной архив. Потом помещения занимало множество разных контор и учреждений – казарма, Дом крестьянина, коммунальные квартиры склады икон и утвари, конфискованные из других ярославских храмов, городская библиотека, планетарий и колледж. При этом внутренние помещения храмов постоянно перестраивались. К большому сожалению, не обошлось и без утрат. В 20-30 годы прошлого века снесли колокольню и три часовни.

В 1997 году началась передача зданий верующим, и Казанский собор стал поначалу приходским храмом. Спустя год женская обитель была вновь открыта, ей передали корпуса для монахинь и Сретенскую церковь. Через несколько лет верующие возобновили традицию проведения крестных ходов с образом Казанской Богоматери до города Тутаева (бывший Романов). В Казанском храме провели большие реставрационные работы, и в 2007 году он предстал в своей первозданной красоте. Рядом с этим собором поставили красивую деревянную звонницу.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год. Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Деревянная звонница

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 3.67

Монастыри Ярославля

Спасский монастырь

Толгский монастырь

Кириллов монастырь

Казанский монастырь

← Ярославская область

Ярославль

Россия →

Казанский женский монастырь в Ярославле на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Казань

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Яросла́вский Каза́нский же́нский монасты́рь — дамский монастырь в Ярославле.

1 История 1.1 Основание 1.2 XVIII—XX века 1.3 Русское время 1.4 Современное состояние 2 Примечания 3 Литература

История

Основание

По легенде, перед основанием Казанского монастыря вышло необыкновенное явление Ярославской Казанской иконы Божией Мамы; она была привезена в город Романов в 1588 году.

За приписываемые иконе бессчетные волшебные исцеления она была богато украшена. При разграблении же Романова в 1609 году её вывезли; потом икона была выкуплена в Ярославле.

В тот же год, за избавление от нашествия поляков и снятие 24-дневной осады, связанные ярославцами с «заступничеством» иконы Божией Мамы та стала почитаться жителями Ярославля как покровительница их городка.

В 1610 году, в память об этих событиях, на северо-западной части посада началось строительство древесного храма для Ярославского Казанского вида Божией Мамы; также при храме были построены келии 72-м монахиням Рождественского монастыря, который в деньки осады сожгли поляки…

XVIII—XX века

В конце XVIII—начале XIX века монастырь становится общежительным.

В 1835 году, в ансамбле с новыми строениями, на месте прежнего древесного храма был возведён Казанский собор.

К собственному 300-летию монастырь населяло около 400 монахинь; также монастырь был известен своим пением, золотошвейным и иконописным мастерствами.

20—21 июля 1910 года юбилейное богослужение в монастыре проводил Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский (будущий патриарх Тихон).

Русское время

После Ярославского восстания 1918 г. монастырь упразднили; Казанский собор перестроили под архив.

Современное состояние В 1998 году Казанский монастырь открыли вновь.

Монастырю сходу передали перечень с Ярославской Казанской иконы Божией Мамы; он был выполнен монахинями монастыря ещё до его упразднения и закрытия.

В 2001 году в Казанском соборе начинаются богослужения.

В текущее время при монастыре существует правоверная гимназия и регентская школа: там происходит обучение будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.

В 2002 году возродили древний крестный ход с Казанской иконой Богородицы до городка Тутаева.

С 2000 года в монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых новомучеников и исповедников Русских.

Участь иконы Божией Мамы до сего времени так и осталась неведомой…

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *