Каждому православному человеку при упоминании удивительного города Казань в первую очередь на ум приходит место обретения чудотворного образа Богородицы и монастырь, отстроенный в ее честь. Христиане очень чтят Казанский Богородицкий монастырь, расположенный на Большой Красной улице в самом сердце города.

На протяжении многих веков святыня оставалась крупнейшей и известнейшей в Поволжье. В невероятно красивый архитектурный комплекс, раскинувшийся на нескольких гектарах в центре Казани, входили несколько церквей, соборов и часовен, также здесь были размещены жилые корпуса, колокольня и здание церковно-приходской школы. Сейчас основная часть архитектурного ансамбля разрушена, но сама обитель по-прежнему действует, а работа по восстановлению прочих строений ведется беспрерывно.

До 1917 года монастырь был женским, с 2005 года он является мужским. В настоящее время в здании проживает 9 братьев.

История

Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.

Впоследствии икона была повторена огромное количество раз, но оригинал, длительное время пребывавший в соборе Казани, сделал монастырь широко известным местом.

Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.

В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.

Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.

Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.

Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».

В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.

Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.

© Ильмира

После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.

Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.

В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.

© Ильмира

Икона Казанского Богородицкого монастыря

В 1612 году, когда страна была оккупирована польскими войсками, ополчение под предводительством Минина и Пожарского взяло с собой в освободительный поход икону Божьей Матери. После успешного завершения дела образ Богородицы был признан великой общерусской святыней.

После ее похищения вся православная община была потрясена этой новостью, а похитившие, по одной из версий, сообщили, что сожгли икону, желая завладеть лишь драгоценной ризой.

Несмотря на пропажу иконы, на место ее явления до сих пор съезжаются паломники со всех уголков земли. Православные почитают образ Богородицы и желают познакомиться с памятным местом его обнаружения.

Сейчас множество копий (или списков) Чудотворного образа Божьей Матери распространено по всему миру. Изображение размещено в каждой православной святыне, помогая молящимся за здоровье, во время семейных разногласий, также образ защищает детей и благословляет на крепкие супружеские узы. Во время венчания благословение происходит также при помощи Казанской иконы Богоматери.

Реконструкция

До нашего времени сохранилась лишь часть зданий всего архитектурного комплекса, самым древним из которых стала Софийская святыня. Несколько корпусов ни разу не ремонтировались, полностью обветшал теплый храм Николы Тульского и своеобразные башни ограды.

Софийская церковь, © Disciple

Единственным относительно сохранившимся строением является Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.

Несколько последних лет на территории бывшего монастыря в части зданий идут восстановительные работы. За это время вернули к жизни надвратную церковь святой Софии, которую повторно освящали в 1994 году. Она не может похвастаться богатым внутренним убранством, здесь есть лишь несколько икон, которые пожертвовали другие церкви, и иконостас современного типа. В будущем будут воссозданы красивые фрески на стенах, которые в свое время были уничтожены. У прихожан церкви и ее членов есть надежда на то, что будет найдено то, что осталось от пещерного храма, а сам Казанский собор будет восстановлен. Также в результате реставрационных работ планируют восстановить Богородицкий собор.

После восстановления Крестовоздвиженского корпуса в 2005 году он вновь начал свою работу. Богослужения здесь проходят каждый день, место открыто и в другие часы для всех верующих и туристов. Зимой 2007 года святой обители присвоили статус мужского монастыря, сейчас его главой является иеромонах Питирим.

Богослужения в Казанском Богородицком монастыре

Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.

Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.

Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.

Как добраться

Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.

До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).

Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс. Такси, Максим, Gett или Uber.

Монастырь действуетГод основания: не ранее 1579Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная, 5Телефон: +7 (843) 292-29-44; Интернет-сайт: kazan-obitel.ru Наместник: игумен Марк (Виленский)

История Казанско-Богородицкого монастыря

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.

Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Матрона обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже — Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября.

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Матрона, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.

Братия монастыря

Священноархиандрит обители: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

Наместник:

  • Игумен Марк (Виленский)

Насельники:

  1. Иеромонах Андрей (Сироткин)
  2. Иеромонах Павел (Кузнецов)
  3. Иеродиакон Арсений (Назаров)
  4. Иеромонах Ермоген (Рубан)
  5. Иеромонах Гурий (Рассыпнинский)
  6. Иеромонах Гавриил (Федотов)
  7. Иеромонах Харалампий (Егоров)
  8. Иеродиакон Алексий (Корнилин)

Храмы и часовни монастыря

Храмы и часовни монастыря:

1. Церковь Воздвижения Креста Господня
2. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
3. Собор Николая Чудотворца (Тульского) (сильно перестроен)
4. Часовня на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
5. Временная колокольня
6. Собор Казанской иконы Божией матери (1798-1808 гг., разрушен в 1930-х гг.)
7. Колокольня (XVII в., разрушена в 1930-х гг.)

Другие постройки монастыря:

Видео


Теги: Казанско-Богородицкий монастырь игумен Марк (Виленский)

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Последняя историческая постройка была возведена здесь в конце 19 века, завершив композицию женского Богородицкого монастыря, не знавшего равных по роскоши и размерам по всему Поволжью. Часть построек была разрушена в советский период, но близки к завершению работы по реконструкции и реставрации уникального ансамбля ныне мужского Богородицкого монастыря.

Начало Казанскому Богородицкому монастырю положило чудесное обретение иконы Богоматери в 1579 году. Списки с этой иконы хранятся в Казанских соборах Москвы и Петербурга. С Казанской иконой Божией Матери выступали в поход на Москву Минин и Пожарский. В данный момент она считается утраченной, а в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря хранится её почитаемый список, переданный патриарху Алексею II Ватиканом.

До революции архитектурный ансамбль монастыря был крупнейшим в Поволжье. Главный собор в монастыре был построен в 1590 году, в первом десятилетии девятнадцатого века его заменила новая Богородицкая церковь в стиле классицизма. Её автором был известный архитектор И.Е. Старов, создатель Таврического дворца в Санкт-Петербурге. До наших дней собор не сохранился, он был разрушен во время революции 1917 года, также была утрачена колокольня XVII века.

В данный момент в ансамбле монастыря восстановлена Софийская церковь середины XVII века. Первоначально это был надвратный храм, но в ходе перестройки монастыря его стены были отдалены от Софийской церкви. К 2005 году завершилась реставрация Крестовоздвиженского храма 1882-1887 годов постройки. Сохранился и другой храм, выполненный в стиле классицизма — Никольский (1810 -1816 гг.), а также Настоятельский и Никольский корпуса, замыкающие композицию монастыря полукругом. Богородицкий Храм планируется реконструировать для воссоздания прежнего вида уникального архитектурного ансамбля.

А возрождение Жадовской пустыни началось с чудесного. В 1991 году вся область узнала о явлении святых икон на изуродованных стенах бывшей обители. «Они были будто из света сделаны, и держались довольно долго» – говорили очевидцы. А увидели первыми лики Спасителя и Богородицы трое мальчишек, игравших здесь, на току. Побежали, рассказали, и люди пошли. Решили, что это благоволение Божие: нужно поднимать монастырь и храм, на месте которого ток.

Следующее волнующее событие заметили перед иконой Богородицы и простреленной иконой Спасителя: перед ними сами зажигались лампадки. Было это, когда только заново начинали служить. В мае 1996 –го по ходатайству епископа Симбирского и Мелекесского Прокла все сохранившиеся корпуса были возвращены монастырю и началось его восстановление.

В мае 2004 года в Симбирской епархии возобновили Крестный ход с чудотворной Жадовской Богоматерью и назвали его Покаянным крестным ходом. Он совершился и в воздухе: Жадовская икона Казанской Богоматери облетела 1200 километров епархии благодаря авиакомпании «Волга-Днепр», бесплатно представившей «ЯК-40». Полет продолжался более двух часов. Чудотворная пролетала на высоте 6000 метров над своей обителью!

Монастырь – в людях. Будут единомышленники, будет любовь – стоять обители. Жадовский монастырь – яркое доказательство тому. Он продолжает давать нам негасимую искру своего примера веры, надежды, любви. Знаменательно, что как раз об этом повествует новая книга «История Жадовской пустыни», этот коллективный труд священников, историков, краеведов, журналистов. За 303 года своего существования пустынь погибала и восставала из пепла, уцелевшие монахи возвращались, их мученические судьбы также вписаны в ее потрясающую летопись.

Сегодняшний день Жадовского монастыря очень деятелен, помимо дальнейшего сбора материалов по своей истории, здесь занимаются молодежным спортивным клубом «Пересвет», другими добродеяниями, а главное – идёт великое служение Господу и людям.

Казанско-Богородицкая церковь

Церковь. Не действует.
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:не ранее 1839.
Архитектор:А. П, Брюллов, колокольня и трапезная — П. В. Тихомиров
Адрес:Республика Татарстан, Спасский район, с. Бураково
Координаты:55.128785, 49.661833
Проезд: Из Казани по автодороге Р-239 Казань — Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км поверн … нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-239 Казань — Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо на Болгар, Димитровоград, Ульляновск (через 0,5 км после левого поворота на Левашово). Через 19 км свернуть направо на грунтовую дорогу по указателю «Бураково», выехать мимо домов в селе на грунтовую дорогу, идущую через село вдоль южного берега реки Актай, повернуть направо, доехать до места, где между домами есть съезд к реке. В подходящий сезон можно переехать реку вброд (зимой — по льду) на подходящем автомобиле, и, поднявшись до домов на другом берегу, повернуть направо к церкви, которая стоит на северном берегу метрах в 300 на холме. Можно оставить автомобиль на южном берегу (вдоль дороги через село), спуститься к воде и перейти реку по бревенчатому пешеходному мосту, затем подняться пешком к церкви (около 450 метров).
Александр Хмелевский
8 июля 2008
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Александр Солёнов
??
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Терентий
9 августа 2012
Артур 955
1 мая 1930
Показать только действующие

  • Статьи (2)
  • Комментарии (0)

Статью добавил(а): Гранковский Владимир, 25 апреля 2014

Кирпичный храм сооружен в 1839-1851 гг, трапезная и колокольня перестроены в 1872 г, придел во имя Святителя и Чудотворца Николая возведен в 1880 г. Приход возник в начале XVIII в. Первоначально проект храма был заказан петербургскому архитектору Бенземанну, но его проект не был воплощен из-за нехватки средств. Церковь была построена по проекту Александра Павловича Брюллова (1798-1877) — брата выдающегося русского художника К.П.Брюлова. Трапезная и колокольня перестроены по плану казанского архитектора П.В.Тихомирова. Иконы, иконостас и стенная живопись выполнена учениками Карла Павловича Брюллова, который лично знал храмоздательницу Е.П.Хованскую. Церковь сооружена на средства помещицы княгини Екатерины Петровны Хованской, придел — на деньги помещика Владимира Васильевича Трубникова и прихожан.

Из книги «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» — Казань: Издательство «Фест», 1998.

Статью добавил(а): Гранковский Владимир, 26 апреля 2014

Архитектурное описание. Узловой элемент композиции — широкий односветный четверик храма, на котором поднимается главка на высоком барабанчике. Трапезная соединена с нижним ярусом колокольни под шатровым завершением. Церковь украшена псевдорусским декором. Из каталога-справочника.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *