Трехпрестольный каменный храм построен в 1712 г.(по другим сведениям в 1721 г). Церковь называется по правому приделу во имя Преподобного Макария Желтоводского. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, левый — во имя Преподобного Спиридона Тримифунтского. Церковь перестраивалась несколько раз, в 1889 г был расширен центральный объем. Левый придел построен в 1893-1895 гг. на средства, выделенные казанским купцом Спиридоном Алексеевичем Васильевым. Крупная реконструкция проводилась в 1907-1916 гг. Были разобраны главный алтарь со средней частью, от нее и далее к востоку была возведена новая храмовая часть без колокольни. Колокольня построена в 1913-1916 гг. на средства казанского купца Михаила Михайловича Пушкарева.

Последняя постройка и расширение храма велись под наблюдением епархиального архитектора Ф.Н.Малиновского. После его отъезда из Казани строительство продолжалось под руководством архитектора Николая Матвеевича Андреева. Все три придела были вновь освящены в 1917 г. Утрачены колокольня, завершение храмовой части. Необычайно больших размеров трехапсидная церковь построена в формах кирпичного узорочья XVII века. Узорная кладка из лекального кирпича покрывает стены фасадов высокого двухсветного жрама. Лопатки с ширинками, арочные окна, обрамленные полуколонками , декоративные кокошники, полосы фигурных нишек, наслоение кирпичных профилей создают необычайно богатую пластику и производят большое впечатление, несмотря на утраты. Крупная городская церковь, построенная с элементами русско-византийского стиля. Долгие годы в церкви служили священниками Петр Иосифович Касаткин (1885-?), выпускник Казанской духовной семинарии 1879 г, при храме в 1896-1916 гг. и Иван Петрович Богоявленский(1864-1918). выпускник КДС 1884 г., при храме 1899-1918 гг. Последний был убит 4 апреля 1918 г, убийцы не были разысканы. Общественное мнение обвиняло в убийстве большевиков.

Из книги «Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI — начало XXвв.)». — Казань, 1998 год, издательство «Фест».

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха , но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом.Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его.
В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.
На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным в первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.
В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг:» В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги».
Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским.
В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.
В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре3, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка – в ризницу казанского митрополита.
В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю.
Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский , в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании.
В 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною.
В 1800 году все кельи ее сгорели. В 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний – деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.
В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители.
В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского6, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний.
В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже — во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже — в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.
Архиепископ Владимир8 после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.
Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедская .В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей мощей
В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.
В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь.
После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.К концу XX века то, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году .
1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева), архимандрита Александра (Уродова)13 и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни.

Недалеко от Казани расположен монастырь. Его не часто посещают большие группы туристов. Там течет тихая, размеренная жизнь, и время будто останавливается. Современный человек, привыкший к суматохе бешеных скоростей, тоже может остановиться и почувствовать себя беззаботным, как в детстве, услышать неторопливый ход времени и привести свои мысли в порядок.

Святой Макарий-чудотворец

Монастырь назван в честь Макария-чудотворца. Святой держит в руках крест и свиток, на котором написаны слова благодарности Богу за заботу о всех людях этой обители.

Макарий-чудотворец родился в далеком 1349 году. Вся его жизнь была отдана Богу. В старости святой Макарий основал обитель возле Желтого озера. Он искал уединения, но к нему потоком шли люди за помощью, утешением, мудрым советом.

Около Желтого озера проходила граница Руси с Ордой. И к Макарию-чудотворцу шли не только православные, шли и язычники, и мусульмане. Многие из них принимали христианство, видя добрую и благочестивую жизнь старца.

В 1439 году, когда святому Макарию исполнилось 90 лет, жизнь его круто изменилась. Войско казанского хана Улу-Мухамеда отправляется в опустошительный поход на русские земли. Желтоводский монастырь был разрушен войском хана, монахи убиты, а Макарий уведен в плен вместе с другими нижегородцами.

Когда пленники прибыли в Казань, Улу-Мухамед повелевает привести старца к себе, в ханский дворец. Они говорят наедине более часа. Содержание их разговора осталось тайной для окружающих, но после этого хан принимает неожиданное решение – он отпускает Макария и вместе с ним около пятисот русских пленников. Условие хан поставил только одно – больше не селиться возле Желтого озера.

Усталые, израненные пленники отправляются домой. Чтобы не заблудиться, они идут вдоль Волги. Ведь если идти от Казани против течения реки, то обязательно придешь в Нижний Новгород. Дорога дальняя и тяжелая даже для молодых людей, а святому Макарию уже 90 лет. Но этот старенький дедушка не только находит в себе силы преодолевать тяжелую дорогу, он ободряет и утешает других, молится за их исцеление, помогает им. На ночь нижегородцы остановились возле источника.

Макарий-чудотворец поблагодарил Бога за чудесное избавление из плена, освятил источник и завещал когда-нибудь, когда это станет возможным, основать на этом месте монастырь в честь Вознесения Христова. Ведь именно в праздник Вознесения произошло их избавление из плена.

Макарий возвращается к Желтому озеру, чтобы похоронить своих убитых товарищей. Затем он, исполняя обещание, данное татарскому хану, удаляется от Желтого озера на реку Унжа, где основывает новую обитель, Унженскую. Через пять лет он умирает в возрасте 95 лет.

Прошли годы. В начале 17 века один из монахов Унженской Макарьевской обители возрождает Желтоводскую Макарьевскую обитель. Другой монах, по имени Исайя отправляется в дальний путь с целью найти тот самый источник, чтобы исполнить наконец завещание святого Макария и основать у святого источника монастырь.

Было известно, что источник находится под высокой горой при впадении реки Свияги в реку Волгу. Исайя нашел святой источник и основал рядом Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.

Свияжская Макарьевская пустынь

Если ехать на машине, дорога от Казани до Макарьевского монастыря занимает около часа. Если на теплоходе по Волге – около двух часов. От монастыря до святого источника – 10 минут.

Недалеко от Казани расположен монастырь. Его не часто посещают большие группы туристов. Там течет тихая, размеренная жизнь, и время как бы останавливается. Современный человек, привыкший к суматохе бешенных скоростей, тоже может остановиться и почувствовать себя беззаботным, как в детстве, услышать неторопливый ход времени и настроить свои мысли в резонанс с этим неспешным ходом, привести в порядок свою жизнь.

Этот маленький монастырь на горе, где в небо уходят известняковые кручи, поросшие лесом, а внизу шумит могучая река Волга, можно осмотреть всего за час. Однако этот час запомнится надолго. Тишину этого удивительного места нарушают лишь шум ветра и крик птиц. Здесь становится понятно, почему монастыри иногда называют пустынью.

Летом монастырь утопает в густой зелени, и вся эта красота отражается в воде. Зимой монастырь кажется уютным сказочным домиком посреди пустой, заснеженной равнины Волги.

Это – Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.

Где находится?

Макарьевский монастырь находится недалеко от Казани, там, где река Свияга впадает в Волгу. Добраться до него можно двумя путями – либо на машине, либо по реке, купив билет на речном вокзале до остановки «Рудник”. Подробнее как добраться будет дальше. Напротив монастыря находится другая достопримечательность Татарстана – остров Свияжск:

С берега к обители ведет крутая грунтовая дорога

Стоит только подняться по лесной дороге, и вот, мы подошли к западным воротам Макарьевского монастыря:

Еще можно полюбоваться красивыми речными пейзажами и половить рыбу. Место пользуется особой популярностью у рыбаков.

Если ехать на машине, дорога от Казани до Макарьевского монастыря занимает около часа. Если на теплоходе по Волге – около двух часов. Монастырь небольшой, осмотреть его можно за час. Дойти от монастыря до святого источника – минут 10. Сколько времени займет купание в ледяной воде источника – каждый решает сам.

Церковь вознесения

Первой была построена церковь Вознесения. Она просуществовала более 100 лет, а в 1837 году из-за ветхости была перестроена.

Она просуществовала более 100 лет, а в 1837 году из-за ветхости была перестроена.В 1839 году к ней была пристроена колокольня высотой 33 метра

Верхняя церковь была освящена в честь Вознесения Господня, нижняя церковь – в честь Ватопедской иконы Божьей Матери и Макария Желтоводского.

В XIX веке был построен двухэтажный дом братских келий, кухни и трапезыВ 1866г был построен каменный храм с главным престолом иконы «Всех скорбящих радости» в архимандритском корпусе

В этот храм туристам вход запрещен, так как там живет братия монастыря.

На территории монастыря есть маленькая часовня иконы Божьей Матери «Живоносный источник»:

Святой источник

Источник, освященный преподобным Макарием находится за пределами территории монастыря, на северном берегу. Над ним выстроена часовня Макария Желтоводского на источнике:

С одной стороны часовни – вход в купель, с другой – кран, где можно набрать святой воды. Вода из источника течет тоненькой струйкой, поэтому, даже если народу немного, приходится ждать своей очереди.

Обычно, много людей бывает только по церковным праздникам, когда к берегу подходит полный теплоход туристов. В остальные дни тихо и безлюдно.

Правила посещения купели

В купели вода ледяная, непривычные к такой воде туристы обычно визжат, когда в нее погружаются, но знающие люди говорят, что кричать ни в коем случае нельзя. Иначе не будет пользы.

На входе в купель написаны правила, которые следует соблюдать:

  • Женщинам рекомендуется нырять в купель в длинной рубашке, а не в купальнике.
  • Женщины и мужчины должны заходить в купель отдельно.
  • Даже семьям вместе нельзя.
  • Маленькие дети могут посещать купель с мамами.

Макарьевский монастырь издавна славился чудесными исцелениями, которые в нем происходили. Кроме святого источника, в начале 19 века в обители появились Икона Ватопедской Божьей матери и образ святого великомученика Пантелеймона с частицей исцеляющих мощей, привезенные из Афона.

Такой редкой святыни в Казанской епархии больше не было, и богомольцы шли в Макарьевский монастырь со всех концов, надеясь на исцеление.

В советское время монастырю очень повезло – он был маленьким, небогатым, находился на отшибе, и его не стали разрушать. В нем организовали детский санаторий. Говорят, дети пили воду из святого источника и поправляли свое здоровье.

Полезные советы

При посещении монастыря настоятельно рекомендуется быть трезвым, женщинам покрывать голову и надевать длинные юбки, мужчинам – брюки (шорты запрещены, монахи за этим очень пристально следят). Не шуметь. Монахов фотографировать нельзя, можно фотографировать только самых маленьких обитателей монастыря – котов.

Вечером ворота монастыря закрываются, и с цепи спускается собака. К часовне над источником она никого не подпускает. Так что набирайте воду в светлое время суток.

Как добраться?

Ну а теперь о главном. Чтобы добраться из Казани до Макарьевского монастыря, нужно:

  • проехать по мосту на правый берег Волги и двигаться по трассе М-7 в сторону Москвы.
  • через 6-7 километров после моста через Волгу появится двухуровневая развязка, где дорога разветвляется и под мостом уходит на Москву, а по мосту – на Ульяновск.
  • продолжаем ехать в сторону Москвы и внимательно смотрим на указатели.
  • примерно через 3 километра после двухуровневой развязки появится указатель на Введенскую слободу и Макарьевский монастырь – поворот направо.

Едем в сторону Введенской слободы, и километров через 6 нам открывается великолепный вид с горы на реку Свиягу:

На склоне горы находится Введенская слобода. Никуда не сворачивая, едем по дороге, которая незаметно переходит в улицу, и ориентируемся на церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

По имени этой церкви и была названа слобода. В XIX веке это была слобода (пригород) Свияжска.

Теперь Введенская слобода увеличилась в размерах, обросла дачами и богатыми коттеджами, и давно оставила позади Свияжск. Свияжск теперь – небольшое сельское поселение численностью всего в 237 жителей.

После церкви появляется развилка. Налево уходит асфальтированная дорога, а направо – разбитая грунтовая. Асфальтированная ведет к очередному коттеджу, за которым – тупик. А грунтовая – в сторону Макарьевского монастыря.

Затем эта дорога через короткое время снова разветвляется и нужно снова выбрать правое направление. Около родника «Серебрянка», где висит указатель «Прибрежная защитная полоса» стоит остановиться и подумать.

В том случае, если недавно прошел дождь, дальше ехать можно только на внедорожнике. Дорога узкая, идет вдоль берега Свияги, с одной стороны – крутой обрыв, с другой – вода, и разъехаться с встречными машинами или развернуться можно только в 2-3 местах, где берег расширяется.

Добираемся с пересадками

Грунт – скользкая, липкая глина. Если же долго стояла сушь, то до Макарьевского монастыря можно добраться на любой машине, не только на внедорожнике. Автобус по этой дороге не пройдет, потому, что там есть участки очень узкие, с сильным боковым уклоном. Длина последнего сложного участка дороги около 3 километров. Можно оставить машину у родника и пройти этот участок пешком за 40-45 минут. Настоящего путешественника таким расстоянием не испугаешь 🙂

После родника встретится еще одна, последняя развилка.

Выбрать нужно левое направление, по которому едет машина на фото. Больше развилок не будет. Ехать нужно до северо-западного мыса, где река Свияга сливается с рекой Волгой. Мыс укреплен бетонными блоками. Машину лучше оставить на берегу и подняться по крутой грунтовой дороге к монастырю.

Есть еще один способ добраться до Макарьевского монастыря – по Волге, на теплоходе, Казань-Свияжск. До Свияжска ходит один рейс в день. Утром теплоход идет в Свияжск, а вечером возвращается обратно. Выйти надо на остановке «Рудник». Пристани на берегу нет, теплоход пристает носом к берегу.

Матросов нужно заранее предупредить, что вам надо выйти на «Руднике», и чтобы вас не забыли забрать на обратном пути, иначе теплоход может пройти мимо.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *