Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва)

Дата создания: XVII в. Описание:

Иверское благочиние Московской городской епархии

История

Собор Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в память об освобождении Русского государства от польско-литовских интервентов, которое совершилось при помощи и заступлении Божией Матери, явившей Свою милость через чудотворную Казанскую икону. Храм был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.

На протяжении своей истории собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1802-05, 1865 гг.

В 1920-е гг. в соборе некоторое время служили обновленцы. В 1925-1933 гг. проводилась реставрация собора под руководством архитектора П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Собор был восстановлен в 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан. Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. 4 ноября 1993 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Престолы

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придел — свт. Гурия, архиепископа Казанского, и свт. Варсонофия, епископа Тверского. Южный придел в честь сщмчч. Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (не освящен).

Святыни

Чтимая Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Воспитание».

Богослужение

Ежедневно — часы и Литургия в 9.00, начало вечернего богослужения в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00, по пятницам после окончания вечерни — молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери с водосвятием.

Храм открыт ежедневно с 9.00 до окончания вечернего богослужения.

***

Настоятель — протоиерей Николай Иноземцев.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 3 Телефон: +7 (495) 698-19-96 Web-сайт: www.kazanski-sobor.ru

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Из Москвы до столицы Татарстана по прямой немного более 700 км, на самолете это расстояние можно преодолеть за час с небольшим, в день выполняется 16 рейсов, а на поезде доехать можно примерно за 12 часов. В Казань есть прямые авиарейсы и поезда из многих крупных городов страны. Во время навигации в город можно добраться по воде на круизных теплоходах.

Где остановиться

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

К началу 2019 года в Казани насчитывалось 230 отелей и хостелов (более 8 тыс. номеров на 20 тыс. гостей), предлагающих комнаты от однозвездочного до пятизвездочного уровня. Один из качественных вариантов размещения – отель Kazan Palace by Tasigo 5*, открытый в марте 2019 года в здании бывшей Шамовской больницы на улице Калинина, 3Б.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Здание больницы было построено в 1908-1910 годах по проекту архитектора Константина Олешкевича в форме буквы Ш, так как деньги на строительство выделил известный казанский благотворитель, меценат, хлебопромышленник Яков Шамов, якобы для искупления своих грехов.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

В 2008 году его признали аварийным и не соответствующим современным нормам. В 2015 году турецкая компания «ПОЛИМЕКС» предложила инвестпроект по обустройству гостиничного комплекса повышенной комфортности. В ходе работ здание значительно преобразилось, однако многие старинные детали сохранили: часть лестниц, фундаменты, скатную крышу, воздуховоды и ряд других элементов.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Всего в отеле 66 номеров, в том числе президентский люкс площадью 260 кв.м. Все номера в отеле оборудованы беспроводной системой: постоялец может с помощью смартфона через Bluetooth подключиться к колонкам и слушать свою музыку. В номерах отеля широкие окна с системой управления шторами blackout, высокие потолки, авторские предметы декора. Гостям номеров в мансарде открывается вид с кровати на небо через мансардные окна. В отеле также есть спа-центр, бассейн, фитнес-центр, конференц-зал и парковка на 75 машин.

Фото: Kazan Palace by Tasigo

В июле на территории отеля открылся паназиатский ресторан-лаунж Asia Asia, а в мае — ночной клуб и бар Lock, Stock & Barrel. Оба проекта полностью перенесла из Дубая компания Solutions Leisure Group. К примеру, меню в Asia Asia отличается от дубайского только с поправками на существующие продуктовые санкции, а барная карта отличается от дубайского Asia Asia только с поправкой на двойную сертификацию алкоголя в Татарстане. Кроме того, в конце июня заработал семейный ресторан The Central, разработанный эксклюзивно для Казани дубайским архбюро Broadway Interiors вместе с креативным директором Solutions Leisure Group Фреком Теусинком. В The Central, оформленном в стиле американского бистро, представлено меню с милк-шейками и бургерами. В заведения можно попасть как через отдельный вход с улицы, так и через отель.

Фото: Kazan Palace by Tasigo

Первый бар Lock, Stock & Barrel открылся в Дубае в 2014 году, второй — в 2017-м. Помещение Lock, Stock & Barrel в Казани площадью 900 кв. м поделено на нижний зал и антресоль. Интерьер выдержан в индустриальном стиле, детали выглядят так, будто они прослужили не один год. Стена за сценой оформлена 700 пивными бутылками со светодиодами. На ней можно выложить любой рисунок или надпись. В основном зале практически у входа расположен бар, напротив него — сцена для живых выступлений.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Атриум отеля украсили яркие фигуры красного цвета, созданные известным турецким карикатуристом Эрдилем Яшароглу. Одна из таких композиций стоит на входе перед ресепшен: красный куб, который превращается в большого крокодила с чемоданом. Этой работой автор хотел показать, что человек может развиваться только когда путешествует.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Сейчас в здании гостиницы создают музей, в котором можно будет увидеть предметы, сохранившиеся с тех времен, когда в больнице лечили больных: копии исторических документов об основании, фотографии советского периода и многое другое. В центре зала находится бюст Якова Шамова. Музей будет бесплатным для всех желающих.

Фото: Kazan Palace by Tasigo

Kazan Palace by Tasigo удостоен двух наград: «Лучший дизайн-проект нового отеля» в номинации регионального этапа премии European Property Awards международного конкурса International Property Awards и «Золотой кирпич» в номинации «Редевелопмент в гостиничной недвижимости» ежегодной премии в области коммерческой недвижимости Сommercial Real Estate Awards.

Фото: Kazan Palace by Tasigo

В 2020 году предполагается открытие второй очереди отеля на 96 дополнительных номеров уровня 5*. Оба здания будут соединены между собой галереей, образуя большой единый комплекс.

Легенда о прекрасной Сююмбике

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Знакомство с Казанью надо начинать с Кремля. Белокаменные стены Кремля были построены псковскими зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым в XVI-XVII вв. Они же возвели собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В 2000 году ансамбль Казанского Кремля был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры и единственный во всем мире центр татарской государственности.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Кремль посещает практически каждый приехавший в Казань турист – всего столицу Татарстана за восемь месяцев 2019 года посетили 2,8 млн гостей, из которых 2,4 млн побывали в Кремле.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Постройки на территории Кремля отражают главную особенность Казани – смешение мусульманского и православного стилей, русского и татарского. На территории Кремля расположен Губернаторский дворец с резиденцией президента Республики Татарстан, Благовещенский собор (построенный по приказу Ивана Грозного и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры города), Спасо-Преображенский монастырь, мечеть Кул-Шариф, построенная в 2005 году в память о старинной татарской мечети, разрушенной при взятии Казани в 1552 году, комплекс Пушечного двора и Юнкерское училище, несколько музеев. В Кремле до настоящего времени сохранились 8 башен из 13, две из которых – Спасская и Тайницкая, являются проездными.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Один из главных архитектурных символов Кремля и всего города – башня Сююмбике. Как и пизанская, она именуется «падающей», так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На сегодняшний день шпиль отклоняется от вертикали на 1,98 метра.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни. Однако одна из легенд постройки связана с Иваном Грозным, который, услышав о красоте казанской ханши Сююмбике, направил к ней послов с предложением стать московской царицей. Но гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы попрощаться с городом перед поездкой и… бросилась вниз головой.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Еще одна легенда Казани связана с озером Кабан. Якобы на его дне находятся несметные ханские сокровища, скрытые слоем воды и ила. Незадолго до того, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаенном месте. Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в Кабан неподалеку от истока Булака, и отмерить расстояние в один или два лучных выстрела. Сокровища лежат на такой глубине, что, даже зная место, но не зная еще одного секрета, их невозможно поднять. Однако нет никаких документальных доказательств того, что ханские сокровища до сих пор покоятся на дне озера или хоть когда-то там были. Но красивую легенду рассказывают каждому туристу во время экскурсии по городу.

Казань религиозная и историческая

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Чтобы познакомиться с историческими зданиями города, стоит прогуляться по пешеходной улице Баумана – ровеснице Кремля, самой древней улице города. Раньше улица называлась «Ногайской дорогой», затем «Проломной». В XIX веке она полюбилась купцам, и на ней начали появляться многочисленные торговые лавки и дома.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Сейчас, помимо красивых зданий, здесь расположены небольшие музеи, магазинчики, кафе и рестораны. Именно здесь лучше всего попробовать татарскую кухню. На улице также проходят выступления уличных артистов, певцов, музыкантов. Все народные государственные и городские праздники отмечаются именно на Баумана.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Казань – родина Федора Шаляпина. Здесь он родился, здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь впервые он выступил на театральной сцене. Памятник певцу как раз находится на улице Баумана рядом с колокольней Богоявленского собора (еще в начале XX века она была самым высоким зданием города).

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Увидеть исторические кварталы города можно также в Старо-Татарской слободе, которая застраивалась с конца XVIII века. До 1917 года Казань имела две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух национальных культур. После захвата Казани Иваном Грозным всем татарам-мусульманам не разрешалось жить в верхней части города, они были выселены за Казанский посад, где и образовалась Татарская слобода.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

В годы подготовки города к празднованию тысячелетия в 2005 году многие здания в слободе были отреставрированы. В Старо-Татарской слободе сохранилось несколько старинных мечетей и домов татарских купцов.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Политика насильственной христианизации и гонения на ислам продолжались в Казани до приезда в 1767 году Екатерины II. По сей день татарский народ ласково называет русскую императрицу «эби патша», что в переводе с татарского языка означает «бабушка-царица». Провозгласив в Российской империи политику веротерпимости, она разрешила татарскому народу свободно исповедовать ислам и строить мечети для совместных молитв. Благодаря этому на территории слободы появилась мечеть Марджани – самая старая каменная мечеть города, открытая в 1770 году. В мечети хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека эпохи Казанского ханства.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Одной из самых известных икон среди почитаемых на Руси является икона Казанской Божьей Матери в Казани. К сожалению, на сегодня сохранились лишь ее списки, а сама чудотворная икона бесследно исчезла в начале XX века. Летом 2005 года состоялась передача в Казань списка Казанской иконы Божьей матери, долгое время находившегося у Папы Римского. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре. В июле 2016 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил место закладки восстанавливаемого Собора Казанской иконы Божией Матери. Завершить восстановление собора планируется не позднее 2021 года.

Что еще посмотреть в городе

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Недалеко от Казанского кремля находится очень красивый дворец Земледельцев, привлекающий внимание своим помпезным, монументальным фасадом. В таком нескромном дворце располагается министерство сельского хозяйства Татарстана. В главную арку словно вросло раскидистое бронзовое древо, олицетворяющее процветание. Дворец стал одной из наиболее известных современных достопримечательностей города.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Рядом со Спасской башней Кремля располагается Национальный музей Татарстана. Открытие музея состоялось весной 1895 года. Музей находится в помещении бывшего Гостиного двора. Для его посещения нужно выделить достаточно времени, так как он со множеством выставочных залов и экспозиций. На сегодняшний день фонды музея насчитывают более 800 тысяч единиц экспонатов.

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Детей в Казани обязательно стоит сводить в кукольный театр «Экият», что в переводе с татарского языка означает «сказка». Фасады здания украшают фигуры персонажей сказок, сразу же подготавливая гостей к волшебной атмосфере. Репертуар театра включает в себя более 40 спектаклей различного жанра и стиля на русском и татарском языках.

1 сентября 2014 г. указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, главы Вологодской митрополии в г. Кириллове образован православный приход храма Казанской иконы Божией Матери. Этот храм некогда был кафедральным собором г. Кириллова. На данный момент храм нуждается в ремонте и реставрации. Верующие г. Кириллова и неравнодушные к Казанскому собору по мере сил трудятся над возрождением духовной жизни и помогают в текущем ремонте.

Будем рады любому Вашему пожертвованию на восстановление Казанского собора г. Кириллова: http://kazanskiy-sobor.cerkov.ru/pozhertvovat/

Расписание богослужений:

Храм Казанской иконы Божией Матери открыт ежедневно с 09:00 до 17:00.

Божественная Литургия совершается каждое воскресение и двунадесятые праздники.

каждый день: 10:00 — молебен Божией Матери с чтением акафиста перед Ея иконой «Казанская» и лития о упокоении,

каждую среду: 10:00 — молебен с чтением акафиста преподобному Кириллу Белозерскому и лития о упокоении,

каждый четверг: 10:00 — молебен с чтением акафиста святителю Спиридону Тримифунскому и лития о упокоении,

по субботам: 10:00 — молебен Божией Матери с чтением акафиста перед Ея иконой «Казанская» и лития о упокоении, 11:30 — огласительная беседа перед Крещением, 12:00 — Таинство Крещения.

В последнюю пятницу: 10:00 — молебен от пьянства.

В храме Вознесения Господня Литургия совершается раз в месяц, по воскресениям в 13:00 — молебен с акафистом Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу или св. муч. Иоанну Воину и лития о упокоении.

В Молитвенной комнате святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (ЦРБ), каждую пятницу в 10:00 — молебен о болящих с акафистом свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому.

Так же в нашем храме можно заказать долгосрочное поминовение о здравии и о упокоении Ваших родных и близких. Имена на молитву в Казанском соборе можно подать на почту собора soborkirillov@mail.ru. Квитанцию для вашего пожертвований можно распечатать

Приделы

Главный придел храма освящен в честь — Казанской иконы Божией Матери (день памяти: 21 июля — явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани , 4 ноября — Казанской иконы Божией Матери).

Левый придел — Боголюбской иконы Божией Матери (день памяти: 1 июля), до 18 в. в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова (день памяти: 21 мая).

Правый придел — апостола Андрея Первозванного (день памяти: 13 декабря).

История

Слева от входа Кирилло-Белозерского монастыря стоит полуразрушенное здание храма. Его печальный вид в центре города вызывает боль в сердцах кирилловчан и недоумение у туристов и паломников Кирилловской обители. Это бывший собор города Кириллова – освященный во имя Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор строился несколькими поколениями. Это самая ранняя приходская церковь Кириллова по времени возникновения. Скорее всего, именно она упомянута в описи Кирилло-Белозерского монастыря 1668 года под именем Казанской церкви, принадлежащей тогда монастырю, хотя и стоявшей вне его стен. Она представляла собой деревянную церковь с колокольней, построена была на пожертвования жителей монастырской слободы.

Каменный храм на месте деревянного возведен был в 1700 году. С этого времени Казанская церковь принадлежала уже не монастырю, а монастырской слободе. После того, как в 1776 году подмонастырская слобода была преобразована в уездный город, казанская церковь была обращена в собор. Вскоре встал вопрос о его расширении и придании ему более представительного наружного вида. К 1825 году завершается перестройка и отделка Казанского собора, сделанная по проекту коллежского советника Александра Ивановича Старова (1772-1838) (не путать со знаменитым зодчим И.Е. Старовым).

В отличие от прежнего в новом храме устроили три престола. В теплом отделении слева – во имя Апостола Андрея Первозванного, справа – Богоматери Боголюбской; престол холодного собора был освящен, как и прежде, в честь Богоматери Казанской. Из старых образов для новых иконостасов сохранили только особо чтимые – с изображениями Преподобного Кирилла Белозерского и Казанской Божией Матери. В 1859 году из Петербурга были привезены резные иконостасы, изготовленные по рисункам академика Ф.Г. Солнцева. Там же были заказаны и новые образа, которые выполнил «иконописец двора Его Императорского Величества» М. Пешехонов.

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери играл важную роль в жизни Кириллова, здесь совершались венчания и требы, выполнение которых невозможно было осуществить в монастыре. У собора располагалась главная площадь города, где проходили ярмарки.

В тридцатых годах собор был закрыт. Колокольню собора разрушили в конце 1935 или начале 1936 года. Старожилы вспоминают, как шпиль с помощью тросов сдернул трактор, а колокола еще раньше увезли на переплавку. Тем не менее, собор оставался средоточием городской жизни, у его стен до 1960-х годов дважды в год собирались многолюдные ярмарки, а по воскресениям шумели базары. В советское время в здании собора размещался винный цех. В 90 годах ХХ в. верующим города Кириллова удалось добилась выведения винного производства из храма, но отремонтировать Казанский собор из-за отсутствия денежных средств не представилось возможным.

С 1 сентября 2014 г. указом епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия в г. Кириллове образован православный приход храма Казанской иконы Божией Матери. Настоятелем на этот приход назначен протоиерей Владимир Колосов, он же благочинный Кирилловского округа.

Здесь можно прочитать, скачать приходской листок Казанского собора. Из него вы узнаете историю храма со дня основания до наших дней, так же в нем содержится акафист Божией Матери перед Ея иконой именуемой Казанская: №11-Казанский листок-история с акафистом Казанской ик. Божией Матери

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским(† 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

… Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Празднование Ил. 8; Окт. 22

Достопримечательности | Кремль | Легенды о Казани | Традиции | Ожерелье Татарстана | Религия | Музеи | Театры | Памятка туристу

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году. Инок Филарет был родом из богатой московской семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Однажды Филарет, любивший уединение, забрел (25 км от Казани!) в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где устроил себе для жилья убогую хижину. Вскоре место, где поселился инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них селились рядом. Так появился на берегу Сумского озера иноческий скит, который в последствии разросся в известный на всю Россию Раифский монастырь.

Храмы Раифского монастыря:

  • Собор в честь Живоначальной Троицы
  • Собор Грузинской иконы Божией Матери
  • Церковь в честь Святых Отцев в Синае и Раифе избиенных
  • Колокольня с надвратной церковью в честь Архистратига Божия Михаила

Первые храмы Раифского монастыря были освящены еще при митрополите Лаврентии. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года в обители насчитывалось 15 храмов. Почти все церкви строились и поддерживались на пожертвования митрополитов и богатых граждан Казани. При архиепископе Филарете (Амфитеатрове) по проекту М.П.Коринфского вместо ветхого храма в 1842 году был устроен новый. Последними строениями Раифской пустыни были колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила и Троицкий собор.

Сейчас монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Казанской епархии.

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь

Город Свияжск появился в 1551 году как город-крепость или город-форпост русских войск во времена Ивана Грозного для борьбы с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. Хотя в последующие века Свияжск теряет то значение, которое имел прежде, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска, как и большинства городов и храмов России, была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. А после строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск был затоплен Волгой и превратился в остров.

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы

Успенский монастырь был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым. Архимандрит Герман после смерти святителя Гурия в 1564 году стал вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и стал критикова опричнину, за что был удален, а вскоре был убит. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч.

Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

Никольская церковь

Одна из древнейших построек на территории монастыря. Никольская церковь построена из тесаного известняка в 1555-1556 гг. псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

Успенский собор

Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М.Сафоновым и Г.О.Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок — алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Собор построен в 1898-1906 гг. по проекту архитектора Ф.Д.Малиновского. Приделы были освящены во имя преподобного Серафима Саровского и Пророчицы Анны. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики. Роспись собора была осуществлена в 1914 году на средства московского фабриканта Сергея Семеновича Мечникова. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные работы.

Троицкая церковь

Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее -Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья.

Сергиевская церковь

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев.

Казанско-Богородицкий монастырь

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Сгорел целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел и двор стрелецкого сотника Данилы. Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и найти Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе — 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не была подтверждена.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев (на Арском кладбище). На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала та самая девочка Марфа, принявшая монашество.

Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской Епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря.

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж — храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем — кухня, трапезная и подвалы. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа. После пожара 3 сентября 1815 года, когда сгорела почти вся Казань, очень пострадал и монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Из-за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние и в 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. В советское время в монастыре размещалось «Общество охраны памятников».

В 1992 году монастырь вновь был передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей — игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

Святыни монастыря: часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи.

Макарьевская мужская пустынь

Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь.

Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни — схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю. В XIX веке большинство монастырских зданий были отстроены в камне. Этим монастырь обязан богатым жителям Свияжска. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкали настоятельский двухэтажный корпус.

В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 году, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.

Седмиезерная Богородицкая мужская пустынь

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским.

Главной святыней пустыни являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель монастыря схимонах Евфимий принес эту икону из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой.

Пустынь, после закрытия в 1926 году, была разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил (его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани). Кроме этого в монастыре имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей Матери, который пользуется особым почитанием. Недалеко то монастыря находятся два святых источника.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

Свято-Успенский Зилантов женский монастырь

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года — Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг . настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) — ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой были установлены орудия. 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город был занят красной армией. Десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноапостольного князя Владимира, завершена роспись храмов.

Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь

Женский монастырь в г. Елабуга был основан в 1868 году попечением местного купца И.И. Стахеева. Монастырские постройки возводились по проекту архитектора ГА. Боссе. В1857-1868 гг. в центре монастыря был выстроен главный монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. С восточной и северной сторон стояли большие трехэтажные каменные корпуса, где находились кельи насельниц. Часть северного корпуса была занята монастырской больницей, а в его восточной части в 1887 году был устроен храм в честь великомученицы Варвары. Постройки были обнесены красивой каменной оградой, с южной стороны которой находилась арка монастырских ворот с восьмигранными башенками привратников. После революции в стенах монастыря расположился детский городок Наркомпроса, но одновременно продолжал действовать храм и сохранялась община из 150 монахинь. В 1928 году Президиум Елабужского горсовета принял решение о ликвидации монастыря. Монахини были выселены, монастырский храм и колокольня были разобраны на кирпич, переданный Новострою северохимтреста. Сохранился лишь фундамент храма. Детгородок находился в стенах монастыря до 1930 года, позже в бывших монастырских корпусах устроили обычные жилые помещения. Сейчас в скиту монастыря восстановлена трехпрестольная Церковь. Главный престол во имя иконы Казанской Божией Матери освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 27 сентября 2003 года. Северный престол Богоявления Господня и южный престол — во имя Св.Николая Чудотворцва освящены правящим архиереем 19 сентября 2004 года.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *