1. История

Русская Катакомбная Церковь истинно-православных христиан (сокращённо РКЦ ИПХ) — малочисленная неканоническая незарегистрированная религиозная группа, декларирующая своё преемство (в части «андреевской» иерархии) от архиепископа Уфимского Андрея. Русская Катакомбная Церковь истинно-православных христиан заявляет, что в её состав входят также группы старообрядцев-«климентовцев» (в Сибири), «беловодцев», «иосифлян», «даниловцев», хотя фактических подтверждений этому нет. Активную миссионерскую работу истинно-православные христиане проводят среди общин «альтернативного православия». Некоторые исследователи определяют её как псевдоправославную.

Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 г. и связано с реакцией верующих на возникновение обновленчества. В письмах в защиту Патриарха свт. Тихона, которые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР из православных приходов Северного Кавказа, Средней Азии и Центрального Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, т. о., свои сохранившие верность Патриарху общины обновленческим. Однако затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религиозные группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным (катакомбным) формам религ. жизни.

Впервые термин «истинно православные христиане» в этом значении стал употреблять епископ Андрей (Ухтомский). Став одним из основателей катакомбного движения, с нач. 20-х гг. XX в. он практиковал тайные хиротонии викарных епископов для разных епархий. После кончины свт. Тихона (Ɨ 1925) еп. Андрей не согласился с передачей управления Церковью Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) и впоследствии не признавал канонических прав Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), обвиняя обоих в компромиссах с советскими властями. По некоторым сведениям, еп. Андрей, порвав с Патриаршей Церковью, перешел в старообрядчество (по другим данным, речь шла о попытке присоединения старообрядцев к Православию). Именно от старообрядцев, по мнению современных исследователей, еп. Андреем был заимствован и термин «истинно православные христиане», встречавшийся в старообрядческой литературе. Так, одно из самоназваний существующего с XVIII в. беспоповского согласия бегунов — истинные православные христиане странники (ИПХС; см. в ст. Странники).

Последователи еп. Андрея (Ухтомского), т. н. андреевское движение как часть истинно-православных христиан, наиболее активно проявили себя на Урале и в Среднем Поволжье. Первоначально андреевские общины в обрядовом отношении не отличались от правосл. приходов, их окормлял значительный епископат, ведущий преемство от еп. Андрея (Ухтомского); особенностью андреевских архиереев был отказ от поминовения за богослужением Местоблюстителя митр. Петра, которого признавали главой Церкви другой оппозиционные митр. Сергию церковные течения. В кон. 20-х гг. практически все епископы-андреевцы были репрессированы. В 1931 г. был арестован последний остававшийся на свободе Староуфимский еп. Аввакум (Боровков), руководитель движения аввакумовцев в Чувашии («Союз православной Церкви Чувашии»). В 1937 г. андреевский епископат был почти полностью уничтожен в ходе массовых репрессий. Последними известными архиереями андреевцев были Симон (Андреев; Ɨ 1942) и Петр (Ладыгин; Ɨ 1957). Др. лица, приписывавшие себе епископское преемство от еп. Андрея (Ухтомского), по всей видимости, были самозванцами, как, напр., умерший в 1938 г. «епископ Томский» Климент Логинов, считающийся основателем «Древнеправославной Церкви истинно православных христиан-климентовцев».

На рубеже 20-х и 30-х гг. появляется термин «Истинно православная Церковь» (в документах ИПЦ), который использовался по отношению к иосифлянству. Митр. Иосиф (Петровых), возглавивший это движение, выступал против изложенного в «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) курса на легализацию РПЦ в Советском Союзе. В февр. 1928 г. митр. Иосиф писал архим. сщмч. Льву (Егорову), что он и его сторонники не выходили, не выходят и никогда не выйдут «из недр истинной православной Церкви». Следовательно, митр. Иосиф под «истинной православной Церковью» имел в виду всю Православную Церковь, а не какую-то новую церковную структуру, альтернативную Московскому Патриархату. Сторонники митр. Иосифа не признавали Временный Патриарший Синод РПЦ во главе с митр. Сергием, но в отличие от андреевцев продолжали поминать за богослужениями Местоблюстителя митр. Петра. Таким образом, иосифляне не считали себя некой отдельной «Истинно православной Церковью», хотя при арестах на допросах подтверждали, что являются истинно православными христианами.

Совершенно по-другому к группам истинно-православных христиан относилась РПЦЗ, воспринимавшая тайные «истинно православные» общины как некую серьезную силу, альтернативную Московскому Патриархату. В посланиях Архиерейских Соборов РПЦЗ 50-60-х гг. ХХ в. звучали уверения о «духовном единстве с Катакомбной Церковью на родине». Архиерейский Собор РПЦЗ 1971 г. в определении «О Катакомбной Церкви» заявлял, что «свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душой и сердцем с исповедниками веры, которых в антирелигиозных руководствах называют «истинными православными христианами», а в общежитии нередко именуют «Катакомбной Церковью», ибо им приходится скрываться от гражданской власти, подобно тому как в первые века Христианства скрывались верующие в катакомбах». Наивную веру представителей РПЦЗ в многочисленность и влиятельность истинно-православных христиан поколебал писатель А. И. Солженицын, высланный из СССР в 1974 г. Он обратился с письмом к членам состоявшегося в том же году в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк) 3-го Всезарубежного Собора РПЦЗ, где фактически назвал якобы тайно существующую в СССР Истинно Православную Церковь мифом, благочестивой мечтой о «сколь безгрешной, столь и бестелесной катакомбе». В ответ на это заявление публицист А. Левитин-Краснов в сер. 70-х гг. распространял статьи о многочисленной единой Истинно православной Церкви, будто бы существующей в ряде районов СССР, во главе которой стоит катакомбный «епископ» Феодосий (неясно, кто из лидеров истинно-православных христиан того времени с таким именем имелся в виду — Бахметьев или Гуменников).

В 1976 г. «истинно православная» община из Лужского района Ленинградской обл. под руководством свящ. Михаила Рождественского, передала за границу письмо с просьбой о присоединении к РПЦЗ. Письмо было рассмотрено Предстоятелем РПЦЗ митр. Филаретом (Вознесенским), после чего община М. Рождественского была официально принята в состав РПЦЗ. В том же году Архиерейский Собор РПЦЗ издал «Послание к русскому народу», в котором говорилось: «Мы благоговеем перед подвигом вашим, пастыри современных российских катакомб, пастыри, не искавшие легализации, совершающие свое служение втайне от князя мира сего, по благословению ваших мужественных иерархов». В 1978 г. прибывший из СССР во Францию «истинно православный» мон. Антоний (А. А. Чернов) был принят в РПЦЗ архиеп. Антонием (Бартошевичем). Однако уже в 1980 г. Чернов покинул РПЦЗ и перешел в одну из греко-старостильных юрисдикций. Он выступал против РПЦЗ со статьями, в которых обвинял ее иерархов в связях с ЦРУ и масонстве. Также Чернов писал, что известные в СССР катакомбные деятели Лазарь (Журбенко) и Антоний Голынский-Михайловский являлись специально внедренными в «истинно православное движение» агентами КГБ. В свою очередь Архиерейский Синод РПЦЗ в 1981 г. выдвинул аналогичное обвинение против Чернова.

После распада СССР и фактической утраты контроля за деятельностью деструктивных сект в государствах, образовавшихся на территории СССР, произошел бурный рост раскольнических псевдоправославных сообществ. Тенденция к отождествлению себя с различными направлениями катакомбного движения истинно-православных христиан. в частности с иосифлянами, андреевцами, секачевцами и др., была общей для них. Они отождествляли себя с этими движениями даже в том случае, если новые группы по своему происхождению не были связаны с катакомбными общинами. Использование в названии терминов Истинно Православные Христиане и Истинно Православная Церковь давало лидерам этих групп возможность заявлять о преемственности и связях с авторитетными деятелями церковного сопротивления советскому режиму. В отличие от предшественников, объединявшихся ради тайного церковного служения, группы истинно-православных христиан новой формации не скрывали свою деятельность, регистрировали общины в офиц. порядке, активно участвовали в политических акциях. Как правило, такие группы основывались бывшими клириками РПЦ и РПЦЗ, уходившими в раскол из-за конфликтов с священноначалием. Эти неокатакомбные общины стали объединять в сводках Министерствава юстиции России под общим условным названием «Истинно православная Церковь».

2. Основные догматические положения

Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан признает себя частью Вселенской Православной Восточной Церкви. Со времени апостола Андрея она существовала как Церковь Скифская, с III века как Церковь Готфская (имеется в виду Крымская Готия, где христианство фиксируется с IV века), с IX века как Русская митрополия Константинопольской патриархии, с 1448 года автокефальная, с 1593 — Московский Патриархат. Далее признаются все русские церковные соборы за исключением Большого Московского. С 1928 года на катакомбном положении. Признаются «тайные» соборы 1948 (Чирчикский) и 1961 (Никольский) года. Категорически отвергается сергианство. Истинно православные христиане отмечают те же праздники, что и Русская православная церковь.

В Катакомбной церкви высшим иерархом считается епископ, избираемый паствой. В условиях гонений вводится институт «странствующих священников», могущих путешествовать в мирской одежде. Возрождается чин диаконисс. Главой общины может быть мирянин наставник (мирской игумен).

Из-за отсутствия священников истинно православные христиане отказались от большинства таинств, а сохранённые ими таинства крещения, причащения и покаяния совершаются в упрощённом виде. Часто их выполняют пожилые женщины, которых называют монахинями или черничками.

Истинно православные христиане проповедуют безбрачие и аскетизм. Для них в ещё большей степени, чем для других групп Истинно православной церкви, характерны эсхатологические настроения.

Истинно православным христианам категорически запрещается состоять в компартии, комсомоле, пионерских, исламских, еврейских организациях и участвовать в выборах власти, учиться и быть учителями, заниматься в спортивных секциях или художественных студиях, ходить в театр, служить в армии, курить. Также мужчинам запрещено брить бороды, а женщинам стричь волосы. Богослужение может совершаться по минимуму, то есть сводиться к молитве и чтению Псалтыри. Для совершения Евхаристии необходимо красное виноградное вино и квасной хлеб. Вступление в общину совершается через обряд оглашения и отречения от предшествующих заблуждений. Крещение осуществляется через трехкратное погружение или полное обливание.

В отношении брака возраст брачующихся в ИПХ снижен до 13 (для мужчин) и 11 (для женщин) лет, тем не менее запрещены браки с инорасовыми элементами (жидами и хамитами негроидного типа).

Впоследствии Амвросий Сиверс отверг иконопочитание и авторитет Вселенских Соборов:

Отношение к язычеству у ИПХ неоднозначное, с одной стороны есть отвратительное суеверие, а с другой — «древняя первоначальная религия праотца Ноя».

В РКЦ ИПХ отвергается учение о Троице.

Богослужение. Богослужение помимо традиционного включает в себя молебны с зажженными крестами. Особо почитается 22 июня как день Собора Русских Святых и начало Крестового похода против большевизма и Второй Гражданской войны. 8 января — день гибели Константина Воскобойника и 19 августа — день смерти Бронислава Каминского (святого новомученика Бориса-Стратилата).

Не путать с Истинной Русской Православной Церковью .

Катакомбная церковь

Тип

Восточно-православный

Классификация

Независимые православные

Ориентация

Истинное Православие

Примас

Митрополит Алексий (Бондаренко)

Язык

Церковнославянский

Штаб-квартира

Москва , Россия

Владения

Россия , Западная Европа , США

Основатель

Митрополит Иосиф (Иван Петровых)

Происхождение

Апрель 1925 г.

Признание

Непризнанный большинством Православных Церквей — см. Истинное Православие

Отделенный от

Русская Православная Церковь

Официальный сайт

Русская Истинно Православная Церковь — Московская митрополия

Часть серии о

Восточная Православная Церковь

Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии

Обзор

Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Другие вселенские соборы:
  • Другие важные советы:

  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.

  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Четыре периода голодания:

Русская Истинно — Православная Церковь ( Русская : Русская истинно-православная церковь , тр. Русская istinno-Православная Церковь ), широко известный как Катакомбной Церкви ( русском : Катакомбная Церковь , . Тр Katakombnaya Белоцерковской ), является купюра , которая отделена от русских православных Церковь в первые годы коммунистического правления в Советском Союзе . Это часть того, что называется Истинным Православием . Хотя Истинная Православная Церковь в России никогда не была единой организацией, многие из ее последователей были названы иосифами в честь митрополита Ленинградского Иосифа (Ивана Петровых) , лидера ее крупнейшего прихода.

Сайт посвящен истории гонений духовенства и мирян, арестованных и осужденных как «участники контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь»», находящаяся во время и после войны в «катакомбах».

Работа осуществлялась в рамках программы научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» — «Репрессии против духовенства в период 1918-1960 годов».

Материалы документов следственных дел духовенства и мирян, арестованных и осужденных за принадлежность к Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, ставшие доступными для историков в 1990-е годы, открыли неизвестные страницы трагического пути Патриаршей Церкви, долгое время замалчиваемые официальной советской цензурой. И так важно теперь понять, кем же на самом деле были руководители ИПЦ и сами истинно-православные христиане — «еретиками» и «раскольниками», как их называла официальная Церковь, или же истинными мучениками и исповедниками веры Христовой… А воспоминания истинно-православных христиан, оставшихся в живых после всех испытаний, как подлинные свидетельства крестного пути пастырей и чад этой Церкви, дают ответы на многие мучительные вопросы. И сейчас — в свете объединения РПЦ с РПЦЗ и возрастающих связей нынешнего руководства официальной Церкви с государственной властью — вновь встают эти вопросы перед новыми общинами истинно-православных христиан.

В ПРЕДИСЛОВИИ дан краткий исторический очерк о гонениях духовенства и мирян РПЦ и Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви в сталинские и хрущевские времена (конец 1920-х — начало 1970-х годов).

Огромная благодарность и признательность Игорю Васильевичу Ильичеву, сотруднику НИПЦ «Мемориал», за многолетнюю и кропотливую работу по этой теме, обнаружение и копирование наиболее важных документов в государственных архивах и архивах УФСБ во многих городах России. Искренняя признательность друзьям-коллегам по «Мемориалу» и руководителю научных программ НИПЦ Арсению Борисовичу Рогинскому, работникам Центральных архивов ФСБ РФ и МВД РФ, работникам государственных и архивов ФСБ РФ по Брянску, Москве и Московской области, Воронежу, Кирова, Костромы, Липецка, Нижнему Новгороду, Оренбурга, Перми, Санкт-Петербургу, Твери, Чебоксарам, Ярославлю, архивов ФСБ по Республике Татарстан и Республики Марий Эл, Республиканских архивов Коми и Чувашии, архива ЦГАОО Украины.

Особая признательность Френсису ГРИНУ, без дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна эта многолетняя работа.

Замечания, пожелания, вопросы можно присылать

Русская истинно-православная церковь (РИПЦ), раскольническая организация, т.н. «лазаревская» ветвь Российской православной катакомбной церкви (РПКЦ).

Своими корнями РИПЦ восходит к «андреевской» катакомбной юрисдикции, сформированной из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского). В 1981 г. скончался «андреевский» еп. Уфимский Владимир (Штромберг), и «андреевцы» обратились к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о помощи в восстановлении епископства. Синод РПЦЗ принял решение о тайном рукоположении протоиерея Владимира Прокофьева (в мон. Варнавы), настоятеля собора в Каннах (Франция), во епископа Каннского и командировании его в СССР «дабы урегулировать церковную жизнь Катакомбной Православной Церкви в России». Тайная архиерейская хиротония епископа Варнавы состоялась 10 мая 1982 г.

Еп. Варнава (Прокофьев) во время туристической поездки в СССР в одной из московских квартир тайно посвятил катакомбного архимандрита Лазаря (Журбенко) во епископа Тамбовского и Моршанского. Вскоре вокруг епископа Лазаря консолидировалось значительное число тайных катакомбных общин, общей численностью около пятидесяти. Однако существенная часть «андреевской» катакомбной юрисдикции не признала над собой власти епископа Лазаря и продолжала оставаться без архиерейского возглавления. Катакомбные же общины, подчинившиеся епископу Лазарю (Журбенко), составили так называемую «лазаревскую» ветвь Российской Православной Катакомбной Церкви.

«Лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви в 1982-1993 гг.

С 1982 по 1990 гг. «лазаревская» юрисдикция, входившая в состав РПЦЗ, пребывала на нелегальном положении. 15 мая 1990 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял так называемое «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, 25 июля того же года на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ состоялась легализация тайных епископов Варнавы (Прокофьева) и Лазаря (Журбенко).

Начиная с 1989 г. нередкими стали случаи перехода российских приходов РПЦ МП в юрисдикцию РПЦЗ, причем многие из этих приходов оставались в непосредственном подчинении Архиерейскому Синоду РПЦЗ и не подчинялись архиерейской власти епископа Лазаря (Журбенко). Священноначалем РПЦЗ на базе этих приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а ушедший в 1990 г. из РПЦ МП суздальский архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России и наделен правами самостоятельного решения вопроса о принятии клириков, переходящих из Московского Патриархата. Данное решение было воспринято епископом Лазарем (Журбенко) крайне негативно и привело к резкому ухудшению отношений «лазаревской» ветви РКЦ с Архиерейским Синодом РПЦЗ и руководством РПСЦ. Епископ Лазарь (Журбенко) демонстративно игнорировал архимандрита Валентина (Русанцова), не упуская возможности высказать свое несогласие с российской церковной политикой РПЦЗ.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение об объединении обеих группировок на взаимовыгодных условиях. В рамках осуществления данной инициативы епископ Лазарь был возведен в достоинство архиепископа и назначен первоиерархом РПСЦ. Одновременно с этим было решено провести рукоположение архимандрита Валентина (Русанцова) в сан епископа Суздальского, что и было осуществлено в феврале 1991 г. Учитывая напряженность во взаимоотношениях обоих российских иерархов, Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение не ограничивать их епархии географическими рамками и предоставить каждому из них право управления приходами в любом регионе страны.

Первое отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1993-1994 гг.)

Интенсивное развитие «Российской Православной Свободной Церкви» привело к тому, что в 1992 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в Россию был командирован епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Основной целью его приезда была организация Московского Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви, которое представлялось как высший орган церковной административной власти в России. Целый ряд просчетов со стороны еп. Варнавы (сотрудничество с обществом «Память», поддержка украинских раскольников Киевского Патриархата и др.), а также личные властные амбиции привели к открытому конфликту архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова) с главой Синодального подворья.

В начале 1993 г. еп. Варнава (Прокофьев) убедил Архиерейский Синод РПЦЗ почислить архиепископа Тамбовского Лазаря и епископа Суздальского Валентина на покой с освобождением их от управления епархиями. Последние не пожелали признать закулисной победы епископа Варнавы и к лету 1993 г. каждый по отдельности заявили о выходе из юрисдикционного подчинения РПЦЗ при номинальном сохранении с ней евхаристического общения.

Летом 1993 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение отозвать епископа Каннского Варнаву (Прокофьева), а на освободившуюся должность Синодального Представителя были назначены сразу два человека — протоиерей Константин Федоров из США и священник Симеон Донсков из Бельгии. В описываемый период единственным иерархом РПЦЗ, совершавшим служение в России и не находившимся под прещением был епископ Черноморский Вениамин (Русаленко).

Архиеп. Тамбовский Лазарь (Журбенко) и еп. Суздальский Валентин (Русанцов) к началу 1994 г. попытались забыть об имевшихся между ними некогда трениях и объединили свои усилия по стабилизации своего церковного статуса. В марте 1994 г. они провели в Суздале IV Съезд духовенства и мирян «Российской Православной Свободной Церкви», на котором было провозглашено образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ), которое рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Лазарь, а Заместителем Председателя стал епископ Валентин, возведенный в сан архиепископа.

Одним из первых деяний ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), викарий Суздальской епархии епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии епископ Сухумский Серафим (Зинченко), епископ Тульский и Брянский Арсений (Тихомиров-Киселев) и епископ Казанский и Марийский Александр. Примечательно, что первый из новорукоположенных являлся ставленником архиеп. Лазаря, а четверо других были представлены к рукоположению архиеп. Валентином.

В ответ на незаконные епископские хиротонии Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а сами архиерейские рукоположения не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на отрицавшего легитимность ВВЦУ РПСЦ российского архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В декабре 1994 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ был достигнут компромисс и состоялось подписание Акта о примирении между Русской Православной Церковью Заграницей и Временным Высшим Церковным Управлением Российской Православной Свободной Церкви. Согласно условиям примирения упразднялись как ВВЦУ РПСЦ, так и должность Представителя Архиерейского Синода РПЦЗ в России. Кроме того, многие решения ВВЦУ РПСЦ признавались недействительными. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул архиепископа и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.)

В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри «Архиерейского Совещания», стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия.

К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский.

В юрисдикции РПЦЗ

Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено «Архиерейское Совещание Российских Пресвященных», главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский). Функция осуществления связи между «Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных» и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову), викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции РПЦЗ. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ). В том же году митрополит Виталий (Устинов), первоиерарх РПЦЗ, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот.

В конце 2001 года РПЦЗ раскололась на две части — РПЦЗ юрисдикции митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) и РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ(В)). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ(В). Несогласованность новых архиерейских поставлений РПЦЗ(В) с архиеп. Лазарем и еп. Вениамином побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ(В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных». Митр. Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ. (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах РИПЦ было восстановлено поминовение имени митрополита Виталия.

Образование Синода «Русской Истинно-Православной Церкви» и отделение РИПЦ от РПЦЗ(В)

С 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев «Русской Истинно-Православной Церкви» и последующего преобразования «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» в Архиерейский Синод РИПЦ.

В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ(В), ни с митр. Виталием (Устиновым), что породило новое обострение во взаимоотношениях «Архиерейского Совещания Российских Преосвященных» с Синодом РПЦЗ(В).

Американские иерархи, составлявшие окружение престарелого митрополита Виталия и оказывавшие на последнего значительное влияние, поставили под сомнение каноничность новых архиереев РИПЦ. 14 ноября 2002 г. митрополитом Виталием и архиепископом Варнавой определение, согласно которому российские иерархи архиепископ Лазарь (Журбенко), епископ Вениамин (Русаленко) и все подчиняющееся им духовенство исключались из юрисдикции РПЦЗ(В). Не признав законности данного определения и учитывая старческую немощь 93-летнего митрополита Виталия, испытывавшего сильное влияние со стороны своего окружения, российские архиереи продолжили номинальное богослужебное поминовение имени первоиерарха РПЦЗ(В). Осуждение архиерейских хиротоний со стороны митрополита Виталия, за несколько месяцев до этого благословившего проведение не только епископских рукоположений, но и учреждение Архиерейского Синода РИПЦ, было воспринято как закулисная победа заместителя первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископа Варнавы (Прокофьева), дезинформировавшего абсолютно не ориентировавшегося в ситуации престарелого первоиерарха.

Имея целью создание альтернативы «Русской Истинно-Православной Церкви» и удержание за собой части российских приходов, Архиерейский Синод РПЦЗ(В), фактически управляемый заместителем первоиерарха архиепископом Варнавой (Прокофьевым), принял решение о рукоположении собственных российских архиереев. С этой целью 28-30 июня 2003 г. в Париже были хиротонисаны викарий Европейской епархии епископ Бэлтский и Молдавский Антоний (Рудей), епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) и викарий Европейской епархии епископ Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров).

5 июля 2003 г. было созвано XII Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, в первую очередь высказавшее следующее отношение к поставлению российских иерархов РПЦЗ(В):

«Отношение Архиерейского Синода РИПЦ к совершенным в Париже хиротониям определяется, прежде всего, невозможностью признать сложившуюся вокруг плененного Старца-Митрополита Виталия «церковную» структуру правопреемницей Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей».

Совещанием было принято решения о полном дистанцировании от РПЦЗ (В) и самоорганизации Русской Истинно-Православной Церкви на платформе абсолютной независимости. В этой связи «Архиерейское Совещание Российских Преосвященных» было преобразовано в Архиерейский Синод «Русской Истинно-Православной Церкви», во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко). Вторым определением Совещания стало образование четырех самостоятельных епархий (Черниговской и Гомельской, Верненской и Семиреченской, Новгородской и Тверской, Омской и Тамбовской) и наделение всех четырех викарных епископов статусом правящих архиереев.

30 июня 2005 года архиеп. Лазарь (Журбенко) скончался, и 7 июля новым предстоятелем РИПЦ был избран епископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), возведенный в достоинство архиепископа.

В 2006 г. заместитель первоиерарха РПЦЗ(В) архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев) с покаянием вернулся в юрисдикцию канонической РПЦЗ и был принят в качестве заштатного епископа. Однако практически все приходы, подчинявшиеся епископу Варнаве во время его пребывания в расколе, отказались последовать за ним и изъявили желание войти в состав Русской Истинно-Православной Церкви.

В 2007 г. к РИПЦ присоединилось большое количество заграничных приходов РПЦЗ, не согласных с восстановлением канонического общения с Московским Патриархатом.

С целью управления церковной жизнью на американском континенте в 2007 г. были образованы Трентонское благочиние (для северо-восточной части США) во главе с протоиереем Стефаном Сабельником и благочиние Восточной части США во главе с протоиереем Анатолием Трепачко. Задачей обоих благочинных было принятия прошений от клириков РПЦЗ на вступление в юрисдикцию РИПЦ.

Во время состоявшегося 16 ноября 2007 г. Совещания духовенства и мирян РПЦЗ Северной Америки (временной юрисдикции РИПЦ), проходившем в присутствии Председателя Архиерейского Синода РИПЦ архиепископа Тихона (Пасечника) было принято решение об объединении всех приходов, отделившихся от РПЦЗ(Л), в единую Североамериканскую епархию. Правящим архиереем новообразованной епархии был избран вдовый протоиерей Стефан Сабельник, который 18 декабря 2007 г. был хиротонисан во епископа Трентонского и Североамериканского.

Предстоятели

  • Лазарь (Журбенко) (1982 — 30 июня 2005)
  • Тихон (Пасечник) (с 7 июля 2005)

Использованные материалы

  • Александр Валерьевич Слесарев. Материалы по истории РИПЦ на сайте Антираскол

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. правовые ограничения религ. деятельности стали служить важной составляющей частью репрессивной политики советской власти по отношению к Церкви. Однако лишение тех или иных религ. орг-ций признаваемого законом статуса не обязательно означало прекращения их существования. Многообразная церковная жизнь продолжалась в нелегальной с т. зр. властей сфере.

Первыми среди религ. общин с делегализацией столкнулись правосл. мон-ри. Они изначально рассматривались советскими властями только как хозяйственные орг-ции. Провозглашенная в нач. 1918 г. национализация церковного имущества послужила юридическим основанием для ликвидации обителей. Сохранение нек-рых монашеских общин через формальное преобразование в сельскохозяйственные артели лишь на время задержало их ликвидацию. В инструкции Наркомзема и Наркомюста РСФСР от 30 окт. 1919 г. говорилось, что монахи и священнослужители не могут являться членами трудовых земледельческих артелей, как лица, лишенные избирательных прав («лишенцы»). Основная часть мон-рей, сохранявшихся в виде легальных земледельческих товариществ, была закрыта в 1919-1921 гг.

Вынужденные покинуть ликвидируемые властями обители насельники пытались продолжать монашескую жизнь в миру, сохранять верность своим обетам. Распространенным явлением стали нелегальные группы монашествующих. Одно из первых упоминаний о «катакомбах» применительно к церковной жизни в СССР связано именно с тайной монашеской общиной. В письмах, отправленных в 1923 г. из Петрограда митр. Евлогию (Георгиевскому) игум. Афанасией (Громеко), «моими катакомбами», «моей катакомбной церковью» назывался устроенный игум. Афанасией в собственном доме храм, где совершались богослужения существовавшей в тайне от властей монашеской общины (Письма игум. Афанасии (Громеко). 2005. С. 362-374). В то же время для игум. Афанасии термин «катакомбы» распространялся на все противостоявшие обновленчеству правосл. общины, возносившие за богослужением вопреки запрету властей имя патриарха свт. Тихона. Характерно, что в 20-30-х гг. ХХ в. термин «катакомбы» для обозначения нелегальных правосл. общин не был общепринятым.

Нелегальные «домашние монастыри» появлялись обычно недалеко от закрытых обителей, в окрестных селах и городах. В деревнях Подмосковья поселились монахини московского во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ря, подмосковных Зосимовой во имя Св. Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» жен. пустыни и Аносина Борисоглебского жен. монастыря. В г. Муром переселились сестры Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского мон-ря, превратив один из городских храмов в «подобие маленького Дивеевского подворья». В Кирсанове (ныне Тамбовской обл.) монахини Оржевского Боголюбского Тишениновского жен. мон-ря проживали общинами по 4-6 чел., образовав вместо одного закрытого большого мон-ря множество крошечных. Насельницы жен. обителей зарабатывали на жизнь шитьем, огородничеством, становились регентами, казначеями приходских храмов. Иеромонахи закрытых муж. мон-рей служили священниками в приходских храмах, которые оказывались своего рода легальным прикрытием для продолжавших тайно существовать монашеских общин. Так, монахи закрытой Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пустыни поселились при Георгиевском храме г. Козельска, насельники Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни — при ставших приходскими храмах московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митрополита Московского, муж. мон-ря, иноки Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца мужского мон-ря — при соборе г. Лальска (ныне поселок Кировской обл.), где монахи жили под храмом в бывш. складском помещении.

Помимо нелегальных общин, основанных насельниками закрытых монастырей, существовали новые общины, которые возникали благодаря стремлению к духовному аскетическому опыту молодых людей, не имевших до революции практики монашеской жизни. Уже изначально такие общины образовывались как тайные. Весной 1922 г. по благословению Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) были созданы 2 незарегистрированные монашеские жен. общины — в Ст. Петергофе и в Петрограде, на Конной ул. Петроградскую общину возглавлял благочинный жен. мон-рей Петроградской епархии архим. Гурий (Егоров; впосл. митрополит), насельник Александро-Невской лавры, один из руководителей Александро-Невского братства, а старопетергофскую — иером. Варсонофий (Верёвкин). В 1932 г. старопетергофская тайная обитель была разгромлена, но подпольная монашеская община, преемственно связанная с Александро-Невским братством, продолжила существование под рук. архим. Гурия, поселившегося с 10-15 учениками (как мужчинами, так и женщинами) сначала в Бийске, а потом в Ташкенте и Фергане. В 1944 г. почти все члены среднеазиат. монашеской общины вышли на открытое служение, а архим. Гурий был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры — 1-м после ее открытия.

Известно и о др. монашеских общинах, изначально создаваемых как подпольные. Так, в 1923 г. в Москве при храме бывш. Высокопетровского мон-ря возникла монашеская община, руководителями к-рой стали неск. духовников закрытой Зосимовой пуст. На рубеже 20-х и 30-х гг. наблюдался рост «аскетического подполья» за счет воцерковленной интеллигенции. Численность высокопетровской общины достигала 170-200 чел. Это была крупнейшая из известных в наст. время тайных монашеских общин. В нее входили как мужчины, так и женщины. Несмотря на репрессии и потерю большинства духовников в сер. 30-х гг., община просуществовала до кон. 50-х гг. ХХ в., а нек-рые ее члены дожили до нач. XXI в. (см. ст. Игнатия (Пузик)). Насельники и насельницы выявленных тайных мон-рей подвергались арестам и ссылкам. По окончании сроков заключения многие из них возрождали свои общины, поэтому традиции закрытых обителей не были прерваны.

Переход тех или иных церковных общин в К. д. был сложным и разновременным, хотя и взаимосвязанным процессом. После принятия в янв. 1918 г. декрета Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковные институты оказались в разном правовом положении. Определенными юридическими правами пользовались регистрируемые в местных органах власти низовые религ. общины — приходы. Епархиальные органы церковного управления вначале признавались властями как «частные учреждения», без прав юридического лица, но позднее они были лишены и этого статуса. Центральное церковное управление — патриарх и Синод — не получили никакого гос. признания и регистрации. Однако в первые послереволюционные годы формальное отсутствие законного статуса у высшей и епархиальной церковной власти не имело значительных последствий, их деятельность была вполне открытой.

С 1922 г., когда была начата кампания по изъятию церковных ценностей, а обновленцы при поддержке гос. органов пытались захватить высшую церковную власть, отсутствие легального статуса у высших и епархиальных структур православной Церкви приобрело особое значение. Советские власти настаивали на том, что органы центрального и епархиального управления Патриаршей Церкви не имеют должной регистрации и, следов., являются незаконными. При этом обновленческое Высшее церковное управление было беспрепятственно зарегистрировано. Сразу получил офиц. регистрацию и Временный высший церковный совет, появившийся после организованного ОГПУ в 1925 г. григорианского раскола. Обвинение в «незаконной деятельности», напр. в организации епархиальной канцелярии, часто служило поводом для высылки архиереев за пределы епархии. Отсутствие регистрации в гос. органах создавало все более серьезные проблемы для Церкви. Это делало получение офиц. статуса желательным для мн. церковных деятелей, что использовалось органами гос. власти для давления на правосл. иерархов с целью добиться от них определенных уступок. В качестве условий предоставления офиц. статуса советские власти требовали от Патриаршей Церкви не только лояльности к режиму, но и права на вмешательство во внутрицерковные дела (прежде всего контроля за назначением и перемещением архиереев). Итогом явилась компромиссная «Декларация» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и образованного при нем Временного Свящ. Синода, после чего стала возможной регистрация центральных и епархиальных органов церковного управления.

«Декларация» 1927 г. и последующие решения митр. Сергия, принятые под давлением советских властей, вызвали церковное разделение. Большинство духовенства РПЦ согласилось с позицией митр. Сергия: каноническое существование Патриаршей Церкви в СССР невозможно без признания Советским гос-вом офиц. статуса органов церковного управления и, следов., принятия навязанных властью условий. В то же время значительная часть епископата и клира посчитала такой компромисс с советскими властями невозможным и вышла из повиновения священноначалию РПЦ. Всего от подчинения митр. Сергию отказалось более 40 архиереев с частью своей паствы. Наиболее многочисленным и сплоченным церковным течением, оппозиционным митр. Сергию, являлось иосифлянство во главе с митр. бывш. Ленинградским Иосифом (Петровых). Общая численность приходов, присоединившихся к иосифлянству, составила ок. 2,5 тыс. Центром движения стал Ленинград, значительное распространение иосифлянство получило также в Вятской, Ижевской, Новгородской, Воронежской, Тамбовской, Краснодарской, Киевской и Харьковской епархиях.

Заметную роль в церковной оппозиции играло и андреевское течение во главе с еп. Андреем (Ухтомским), к-рый еще в 1925 г. вышел из подчинения священноначалию РПЦ и через тайные епископские хиротонии создал собственную неканоническую иерархию. Церковные общины андреевцев особенно активно действовали в Ср. Поволжье и Предуралье. Еп. Андрей первым стал употреблять в отношении своих сторонников термин «истинно православные христиане», к-рый в 20-30-х гг. ХХ в. наиболее часто использовался для обозначения тайных оппозиционных церковных общин. Большинство др. церковных оппозиционеров, часто объединяемых в лит-ре под собирательным определением «непоминающие» (не поминавшие за богослужением советские власти и митр. Сергия), не входили ни в какие церковные течения и не были организационно связаны друг с другом, хотя иногда выделяют с большим или меньшим основанием их группы — Даниловскую группу непоминающих, Мечёвскую группу (последователи прот. сщмч. Сергия Мечёва) и др.

Оппозиционные деятели обосновывали свой разрыв с митр. Сергием большей значимостью свободы церковной жизни перед наличием или отсутствием у Церкви легального статуса. Хотя митр. Иосиф не являлся противником офиц. регистрации своей иерархии и был готов исполнять законные требования советских органов, не выходившие за рамки принципов формально провозглашенной в СССР религ. свободы, однако в оппозиционных по отношению к митр. Сергию церковных кругах отчетливо выражалась сознательная готовность перейти в случае необходимости к скрытым от властей (катакомбным) формам церковного служения.

Иосифлянство рассматривалось советскими властями как наиболее опасное для них церковное течение. С 1928 г. против иосифлян было проведено неск. репрессивных кампаний. За 2-3 года в заключении оказались практически все иосифлянские епископы и около половины поддерживавшего их клира. Одновременно с репрессиями против духовенства шла ликвидация иосифлянских храмов, при этом большинство из них закрывалось и лишь малая часть передавалась приходам в канонической юрисдикции. К 1931 г. в Ленинграде у иосифлян было лишь 9 действующих храмов, а к 1932 г. там уже практически не было зарегистрированного иосифлянского духовенства. В 1933 г. последний иосифлянский храм был закрыт в Москве. В дальнейшем в СССР уцелели считанные единицы легальных приходов церковной оппозиции. Поставленные перед невозможностью открыто совершать богослужение приходы церковной оппозиции массово переходили к катакомбному служению. Клирики совершали богослужения и исполняли требы тайно. Престолы с антиминсами устраивали в частных домах, доступ в которые был открыт только для членов общин.

По версии органов ОГПУ, общины церковной оппозиции являлись «филиалами» контрреволюционной нелегальной «Истинно православной Церкви» (ИПЦ). В дальнейшем в литературе получило распространение мнение, что с кон. 20-х гг. XX в. в СССР действовала катакомбная ИПЦ с многочисленной иерархией, якобы включавшей в себя тайный епископат иосифлянской, андреевской и даниловской (по Даниловской группе) традиций. В наст. время большинство авторитетных исследователей считают утверждения о существовании Катакомбной Церкви как особой церковной организации с иерархичной структурой не соответствующими действительности. Церковная оппозиция представляла собой не единую орг-цию, а совокупность автономных общин и групп, поддерживавших между собой эпизодические контакты. В ряде регионов нелегальные церковные общины, не признававшие митр. Сергия, обобщенно называли по имени местного оппозиционного архиерея: буевцы — сторонники Козловского еп. Алексия (Буя) в Центр. Черноземье, викториане — последователи Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) в Ср. Поволжье и Предуралье, уаровцы, ерофеевцы, нектариевцы и др.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *