Как церковный художник делает невероятные картины из мозаики

Что общего у церковной мозаики и поисков современного светского искусства? Художник-монументалист Алексей Жучков утверждает – византийские корни. Причем ему удается реализовывать свои творческие поиски как в церковной, так и в светской мозаике.

Мозаичные вазы, Парк Горького, Москва, 2013

Свято-Димитриевский монастырь. Крест Голгофа (фрагмент), 2014

Мозаика Архангел Гавриил. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань, 2016

– Мне не интересна светская монументальная мозаика. Да, работы в светской архитектуре у меня есть. Например, я делал 2,5-метровый вазон в Москве, в парке Горького. Это была реконструкция ваз, созданных в двадцатых годах прошлого века. Вообще сейчас для монументалистов много светских заказов мозаики – бассейны, хамамы и прочее. Но, слава Богу, я могу выбирать и выбираю мозаику для Церкви.

Хиландар (триптих). 2016, мозаика

Однако Алексей делает не только церковную мозаику, но и светскую. Только здесь его работы – не монументальное искусство в привычном его понимании: их можно просто повесить на стену – как картину. Во многих из этих работ он словно проводит связь между тем Горним миром, к которому прикасается в церковных работах, с нашим, здешним.

Хиландар. 2016, 50х50, мозаика

Алексей говорит, что вдохновение, как для церковной, так и для светской мозаики черпает в Византии, в образцах византийской мозаики: «В одной светской мозаичной картине могут быть реплики к мозаикам, например, Равенны, монастыря в Хоре и так далее. Просто пример – я не раз использовал кладку камня «рыбья чешуя», которую видел именно в византийских мозаиках, только там она – совершенно других тонах и с совершенно другими материалами. В светской мозаике я нередко использую те же творческие ходы, что и во время создания церковных мозаик».

Черный пейзаж, мозаика, 40х62, 2013

Выставка “В прозрачном воздухе бетона”

Византия – основополагающий, но не единственный источник для вдохновения светских мозаичных картин художника. Из огромного пласта искусства прошлого он берет нечто важное и интересное для себя.

Фото 2, 62, 63, 59

Иверон. Мозаика, 100х260, 2016

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея “Ковчег”

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея “Ковчег”

Алексей Жучков. Среди камней. Галерея “Ковчег”

«Художники-станковисты, которые пишут картины, нередко относятся к мозаике исключительно как к прикладному виду искусства, а не художественному, – говорит Алексей. – Сегодня мы видим превращение мозаики в какие-то арт объекты, которые живут в городах, в парках. Мозаику можно повесить на стену, как картину”.

Натюрморт с бутылями, мозаика, 51х79, 2012

Белый пезаж II, мозаика, 50х70, 2015

Натюрморт с инжиром, мозаика, 52х40, 2012

Древние техники, традиционные материалы в работах Алексея Жучкова сочетаются с более современными, например, в них может появиться проволока, арматура. Более того, в одной работе могут прекрасно сосуществовать разные техники, в мозаике – элементы живописи, причем иногда живописные задачи решаются с помощью разных тонов клея.

Мозаика Архангел Михаил для храма во имя Архангела Михаила в Подвязье. Рязанская область. 2013

Мозаика Иоанн Креститель. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Константиново. 2014

«То, что я делаю для Церкви – точно такое же творчество, как и и все остальное, что я делаю как художник. Понятно, что в церковной мозаике свои каноны, и художник многое себе позволить не может. Но и в светской мозаике я себя ограничиваю. Свобода – это же не вседозволенность: что хочу, то и ворочу. Это, наоборот, вдумчивое отношение к тому, что ты делаешь. И свобода есть и в церковном искусстве, и в светском. Только нужно понимать ее правильно и правильно пользоваться. Даже на уровне работы с материалом: я отдаю себе отчет, что я не могу что-то сделать по кладке камня, по каким-то движениям, по использованию конкретного материала».

Димитриевский храм. Свято-Димитриевский монастырь. Скопин. Мозаики Евфимия Всесхвальная, крест Голгофа. Создание иконостаса и роспись храма. 2013-2015

Мозаика Архангел Гавриил (фрагмент). Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Абрютинские выселки. Рязань. 2016

Свято-Димитриевский монастырь

Димитриевский храм, Свято-Димитриевский мужской монастырь

“Многие современные художники, работающие для Церкви, пришли к вере уже во взрослом возрасте. То есть, церковная жизнь, как ее внешняя, так и внутренняя глубинная сторона – все это приходилось узнавать, впитывать, постигая азы. Византийским художникам в этом смысле было проще – они рождались в церковной традиции, обсуждение вопросов веры звучало в их жизни постоянно, везде, даже на улице. Так что, приступая к иконе, они все понимали про смыслы, и могли ставить перед собой художественные задачи, чтобы показать эти смыслы как можно глубже. Современным художникам сложнее. Им надо было и азы освоить, причем – экстерном, и двигаться дальше. Приходится идти путем проб, ошибок”.

Монтаж мозаики Покров Пресвятой Богородицы. Монастырь Животворящего Креста Господня. 2013

“Каждый конкретный заказ провоцирует на то, чтобы глубже изучить конкретный образ, историю его написания. Например, в Архангельском храме хотят видеть мозаичную икону архангела Михаила. Ты начинаешь не только искать визуальный ряд, который может помочь решить тебе ту или иную задачу, но и обращаешься к Священному Писанию, к трудам Святых Отцов, и так далее”.

“Кстати, когда я в Греции общался с местными иконописцами, то увидел разницу между работой над иконой у нас и там. Если мы идем по пути изучения того или иного изображения и пытаемся вложить его в архитектуру, то греки, в первую очередь, идут от слова, от текста. Мне кажется, синтез этих подходов способен дать художнику возможность как можно глубже раскрыть тот или иной образ.

Мозаика

Мозаичное искусство как один из видов монументальной живописи – многовековая техника прикладного искусства. Древнейшая мозаика, называемая античной или римской, была распространена на территории Римской империи.

На Русь пришла византийская мозаика из Константинополя, где широко использовалась в украшении храмов, таких как: Собор Святой Софии, монастырь Хора, монастырь Паммакаристос (Pammakaristos Church).

Расцвет использования этой мозаики приходится на X-XI века (Киев, Новгород). Примеры ее применения существуют и по сегодняшний день, например Собор Святой Софии в Киеве.

Мастерские выполняют комплекс работ по проектированию и исполнению художественного храмового убранства, ориентируясь на традиции и каноны Православной церкви.

Работы включают как фасадные, так и интерьерные росписи, со специализацией на технике мозаики, с применением всех традиционных приемов и материалов. Используется золотая и серебряная смальта, цветная смальта, стекло, мрамор и природный камень.

По стоимости работы могут различаться, в зависимости от используемых материалов и сложности исполнения.

Материалы — по возрастанию стоимости: природный камень, мрамор, стекло, цветная смальта, золотая смальта.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *