Два стиля скульптора

Изучение памятников греко-римской пластики умерило его реалистические стремления, поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии), изображающая изможденную, иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. То же направление видно в его статуе пророка Аввакума, известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову св. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции, изображающем триумф Вакха; в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов.

  • Св. Марк

  • Юдифь и Олоферн

  • Св. Иоанн Креститель

Во Флоренции находятся выполненные в стиле реализма мраморные статуи св. Георгия и и апостола Марка, бронзовая статуя Давида. В том же городе — бронзовая композиция «Юдифь и Олоферн» в Лоджии Ланци. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися есть статуя евангелиста Иоанна.

Работа в Падуе

Памятник Гаттамелате

В 1444 году был призван в Падую для создания бронзовой конной статуи кондотьера Венецианской республики Эразмо да Нарни по прозванью Гаттамелата перед церковью Св. Антония. Над рельефами для алтаря Санто (в церкви Святого Антония) Донателло работал совместно с падуанским художником и скульптором Никколо Пиццоло. Падуанский период стал наивысшей точкой в авторском творчестве Донателло.

Художник остался в Падуе до 1456 и выполнил там при помощи своих учеников несколько работ для украшения церкви Св. Антония. Самые примечательные из них — бронзовые барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 году Донателло работал над скульптурой Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции.

Мраморное изваяние Иоанна Пророка в музее Барджелло представляет Предтечу в образе худого человека, лицо которого выражает ни на чём не остановившуюся работу мысли. Поглощенный размышлениями, он идет вперед, сам не зная куда, доверяясь провидению; его полуоткрытые уста готовы произнести провидческие слова.

Примечательно, что Донателло с одинаковым мастерством изображал как силу и энергию, так и грацию с миловидностью. Его барельеф мраморного балкончика собора в городе Прато, вырубленный в 1434 году, изображает полунагих детей и гениев, пляшущих в хороводе и играющих на различных инструментах. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же характерно и для других мраморных барельефов, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Опера-дель-Дуомо (Флоренция).

Работа и смерть во Флоренции

Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Лаврентия во Флоренции — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Антония в Падуе. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающим Страсти Господни.

Донателло создал также, вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; особого внимания заслуживает монумент развенчанному папе Иоанну XXIII, послуживший образцом для многочисленных надгробных памятников, созданных в XV–XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Умер в 1466 году, погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Литература

На русском языке

  • Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства). — 10 000 экз. (обл., суперобл.)
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., «Изобразительное искусство», 1982
  • История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
  • Либман М. Я. Донателло. — М.: Искусство, 1962. — 252 с.
  • Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994
  • История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

На других языках > Ссылки

  • А. фон Фрикен. Донателло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Донателло Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск. скульпторовэпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Дляокончания своего художественного образования ездил на два или на тригода в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из егопервых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. СантаКроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладаетстремление изображать природу так, как она есть, и иногда можноподумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучениепамятников греко-римской пластики также несколько умерило егореалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический иклассический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной подназванием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, воФлоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едваотделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь вАнглии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовомбарельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше(в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемьмедальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика егодворца, где они находятся в поныне — быть может, просто копии с антиков.Но лучшие работы Д. — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмоми не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуяхДавида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе воФлоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, воФлоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьераВенец. республики Гаттамелаты . Она стоит теперьперед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито вИталии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуедо 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работдля украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них — бронз.барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. ИоаннаКрестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлялПредтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом ибарельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем неостановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; егополуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительнаячерта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончикасобора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей илигениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, свенками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera delDuorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводятдействительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностьюугадывал впечатление, которое его работы будут производить на известномрасстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты- отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершеннооставленная в средние века — была воскрешена Д. Некоторые из его бюстовзамечательны по своей индивидуальности и как нельзя болеехарактеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовнуюжизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины,раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, воФлоренции. Это — барельефы-медальоны, изображающие евангелистоввдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития ИоаннаКрест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми имдверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, снекоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., вбарельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мывидим и в последнем его произведении, оконченном после его смертиучеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе сучеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников вцерквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы ИоаннаXXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. А. ф.-Фрикен. Ср. Semper, «D., seine Zeit und Schulе» (Вена, 1875); H. Tschudi, «D.e la critica modenia» (Турин, 1887); W. Bode, «Italienische Bildhauerder Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, «D. (в серии монографий: «LesArtistes celеbres», 1885).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Творчество Донателло

Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.

Донателло «Благовещение»

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)
Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор… а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».
До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами. Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами. Например, бронзовая статуя Давида.

Донателло «Давид»

Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.
Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Фрагмент

Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Фрагмент

В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин). Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.

Донателло. Статуя апостола Марка

Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло. Евангелист Иоанн

Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)

В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.
Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.

Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)

В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.

Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.

Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)

Донателло «Летающий мальчик с рыбой»
В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.
Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)
Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.
Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.

Алтарь Кавальканти c рельефом «Благовещение» (ок. 1435)

После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом «Благовещение» для церкви Санта Кроче. Донателло сумел придать античное богатство пластики прекрасному рельефу из простого серого камня, из которого изваян и алтарь, образы наделены пленительной жизненной непосредственностью. Исследователи предполагают, что работа над алтарем была растянута на длительное время — обрамление было выполнено гораздо позже, другие считают, что это первая работа Донателло после возвращения из Рима.

Сюжет «Благовещения» — традиционный сюжет христианского творчества изображен Донателло с большой убедительностью в форме напряженного диалога. Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью. Фигуры ангела и Марии выполнены в невысоком барельефе на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Смущенная юная Мария отпрянула от неожиданно появившегося ангела, ее стан слегка склонен, прекрасное лицо дышит очарованием и чистотой молодости. Коленопреклоненный ангел с классически правильным лицом черты держит себя свободно и непринужденно. Положение рук ангела и Марии перекликаются. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела.

Обрамление рельефа с античными мотивами богато украшено орнаментом, которое усиливается позолотой, которая была восстановлена в 1884 году. В верхней части скульптор изваял шесть фигурок путти, два из них возлежат, словно беседуя друг с другом, остальные стоят по двое по краям, кажется, что они боятся высоты и пытаются не упасть вниз, держась друг за друга и цветочные гирлянды.

«Свое имя он прославил созданием Благовещания из песчаника (pietra serena), который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор… а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.

Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В ее отражена лице кротость и благодарность за неожиданный Дар…»

Вазари.

предыдущая / главная / следующая страница>

Донателло: скульптуры, статуи, биография художника

Донателло (1386-1466)

Донателло — его полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди — величайший скульптор первой половины XV века. Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создания нового стиля раннего Возрождения. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума — вот характерные черты этой эпохи. Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю.

Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и скульптор Донателло.

Его первые работы относятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры, придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность»» средневековой пластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следует за реальным очертанием св. Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочного человека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).

По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «Св. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Донателло создает образ молодого воина — он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным и воинственным взглядом. Св. Георгий — бесстрашный герой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший из лучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своего города. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазари пишет о нем: «…и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе столько одухотворенности, сколько при­рода и искусство вложили в это произведение Донато».

В 1432 году Донателло и Брунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней части Вечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятни­ки, мечтают найти новые. Римляне были уверены, что фло­рентийцы ищут в развалинах клад и с интересом за ними наблюдали.

После возвращения из Рима самой значительной работой Донателло стал бронзовый Давид. Неизвестно, для кого ста­туя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутрен­ний дворик палаццо Медичи во Флоренции.

Давид — библейский герой, и цель художника воспеть само­отверженность юноши. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтому взгляд его уловить трудно. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным и острое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка. Донателло максимально использует все воз­можности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. Образ Давида полон внутренней ясности и гармо­нии, в нем соединяются лучшие черты личности, сохраняю­щие актуальность во все времена: благородство, величие души. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта на­столько естественна в своей оживленности и мягкости, что ху­дожники не хотят верить, что она не отлита с натуры».

В 1443—1450 годах Донателло живет в Падуе, где рабо­тает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В XVII веке алтарь был разобран, и попытки реконструировать его не увенчались успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Постамент алтаря ук­рашали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» — история о маль­чике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволи­ла создать грандиозную композицию. На первом плане, в цент­ре, мальчик, лежащий на земле, его фигура полна бурного от­чаяния. Над ним, успокаивая его, склонился св. Антоний. Во­круг них собралась толпа, привлеченная криками: медлен­но идет, поглаживая живот после сытного обеда, богатый бюр­гер, спешит ремесленник и среди них, но не связанные с ними эмоционально, расположились античные боги. От первого плана уходят в глубину городские постройки, заканчиваю­щиеся холмами, деревьями, освещенными солнцем. Небо по­крыто легкими облаками. Донателло использует в этом про­изведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу; жи­вописные тени перебегают в разных частях композиции.

В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, про­званного Гаттамелата (пятнистая кошка). Он был сыном бу­лочника и одним из прославленных полководцев этого вре­мени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелата не потерпел ни одного поражения. Задача авто­ра — прославить непобедимого героя, который не знает «како­го цвета страх». Гаттамелата после выигранной битвы совер­шает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорит о привычке к по­бедам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».

Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не ста­ло друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, за­творником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.

Мария Магдалина — изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины из­бороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза — символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные пле­чи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные воло­сы. Этот контраст придает образу еще более трагическое зву­чание.

Совсем другой пафос — героический — отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Грозная вои­тельница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольное тело Олоферна, еще секунда — и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна для исполнения. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством… художник настолько был удовлетворен этим произведением, что за­хотел подписаться своим именем».

Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать сколько надо и не возвращать.

Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.

Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не вы­разил демократические идеалы своего времени, как Дона­телло.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *