Рождество Христово в живописи

Андрей Рублёв.
«Рождество Христово».
1405 год.
Благовещенский собор Московского Кремля.

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной — распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества — Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси — всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни — колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие — свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

* * *

Антуан Пэн.
«Рождество Христово».
1745.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Что касается датировки пришествия, то и тут не всё так просто. Если вспышка сверхновой – «Вефлиемской звезды» не вставлена в Библию позже, ведь она зажглась и стала видна в 1054 году от рождества Христова, значит хозяева мира, записали нам в голову лишнее тысячелетие. Тридентский церковный собор в Царьграде (Константинополе) точно добавил лишнее тысячелетие…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

Гандольфино да Рорето (Гандольфино д’Асти).
«Рождество Христа».
Конец XV — начало XVI вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, — Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. <…> вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Свн.

Псевдо-Бонавентура. «Размышления о жизни Христа». Около 1300.

* * *

Гюстав Доре.
«Рождество Христово».

Икона «Рождество Христово».
Средиземноморье.
Вторая половина XV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
XVI век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
Конец XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово» в резной раме.
Палестина.
Между 1801-1860.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Илья Ефимович Репин.
«Рождество Христово».
1890.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Рождение Иисуса

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

— Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

— Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Мариотто Альбертинелли.
«Рождество Христово».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Матис Готхарт Грюневальд.
«Рождество Христово».
Инзенгеймский алтарь.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С .Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.

Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.

Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.

ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 — 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год — мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления — вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис. 1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.

Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Джотто ди Бондоне.
«Поклонение волхвов».

Хвост у звезды вытянут влево вверх — значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
«Святая ночь (Рождество Христово)».

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них — огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже — более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.

Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.

Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) — вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.

Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

* * *

Василий Шебуев.
«Рождество Христово».

Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…

Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, — ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.

Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году — как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных — с точки зрения средневековых римских пап — годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 — это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.

Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

* * *

Джованни Баттиста Ортолано.
«Рождество».

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо.
«Рождество и поклонение пастухов».
1531-1534.

Доменико Беккафуми.
«Рождество».

Лоренцо Лотто.
«Рождество Христово».

Мастер из Мулена.
«Рождество Христово и кардинал Ролен».

Мастер Луврского Рождества.
«Рождество».

Пьеро делла Франческа.
«Рождество Христово».

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь).
«Рождество Христово».

Романос Стиланос.
«Рождество Христово (Поклонение пастухов)».
Первая половина XVII века.
1650?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Федерико Бароччи.
«Рождество Христово».

Ханс Бальдунг.

Рождество Христово: иконография, иконы, картины художников

«Рождество Христово».

Эль Греко.
«Рождество Христово».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К Празднику Рождества Христова!»

ИИСУС ХРИСТОС

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Иконографическая справка

Прямоугольная икона вставлена в арочную деревянную раму-табернакль, украшенную резьбой и позолотой. Сидящая слева Богоматерь склоняется над помещенными перед ней плетеными яслями, она двумя руками приподнимает края белой ткани, на которой лежит Младенец Христос. Богоматерь облачена в светло-красную тунику и темно-зеленый плащ, а глава покрыта тонкой белой вуалью, спускающейся на спину. Стоящий за ней Иосиф повернут влево, его лицо обращено к Младенцу, руки сложены в молитвенном жесте. Первый волхв, пожилой с седой бородой, стоит на коленях, видна только его голова, а тело закрывает решительно выступающий на первый план другой волхв, крупного телосложения, изображенный почти фронтально, в развороте тела, держащий в поднятой правой руке драгоценный дар -металлический сосуд, похожий на кадило. Волхв одет в турецкие облачения: длинный светло-розовый кафтан с горизонтальными черными линиями, плащ темного, зелено-синего цвета с зелеными высветлениями, как и на плаще Богородицы; на голове — типичный турецкий тюрбан. Третий волхв стоит сзади, приносимый им дар виден за главой Богородицы. Слева фоном для сцены служат руины римской постройки с большим арочным проемом, а справа — ландшафт с мягкими очертаниями холмов под голубым небом. Живопись повреждена старейшей очисткой методом огня: в значительной степени уничтожены моделировка на личном письме, разделки тканей и часть ландшафта в глубине, кроме того, искажен глубокий синий цвет.

Стилистическая справка

Изображение следует известным образцам живописи итальянского Возрождения, как и множество итало-критских работ XVI в., наиболее примечательными из которых являются икона Иоанниса Пермениатиса из частной коллекции, ныне находящаяся в Музее Бенаки, икона коллекции Цацоса и икона Эммануила Ламбардоса. Компоновка персонажей, одеяния, особенно турецкий костюм второго волхва, ландшафт в глубине, — все это характерные элементы данной иконографии. Тем не менее, от образцов упомянутых работ данная икона существенно отдалена и большее число общих признаков имеет с серией икон более народного стиля, рассеянных по разным коллекциям и музейным собраниям Италии — в Равенне, Болонье, Триесте и в других местах. Во многих случаях общими прототипами этих икон являются "Поклонение пастухов" и "Поклонение волхвов" Джакопо Бассано (1540-1565 гг.). На рассматриваемой иконе к "Поклонению пастухов" восходит образ сидящей на земле Богоматери, которая склоняется над Младенцем Христом, лежащим в плетеных яслях, и держит края белой простыни. Остальные персонажи заимствованы из "Поклонения волхвов". Среди образов указанной группы следует особо отметить фигуру стоящего волхва в турецкой одежде, изображенного так же в рост, с драгоценным даром в поднятой руке на двух иконах Поклонения в Кремоне и в Ватиканском музее, конца XVI в. Еще более близкое изображение черного волхва, облаченного в белый кафтан с горизонтальными черными полосами, с кадилом в воздетой правой руке можно видеть на кипрской иконе, где старейший волхв так же стоит на коленях, как и на рассматриваемой иконе. Изображение стоящего волхва, его изогнутая фигура с вытянутыми пропорциями (figura serpentinata) в духе маньеризма напоминает работу Маркантонио Раймонди, представляющую триумф римского императора (около 1509 г.). Данный мотив был использован Феофаном в сцене Восшествия на Крест на стенописи Лавры, аналогичная поза наблюдается и на патмосской иконе Сретения Михаила Дамаскиноса в изображении пророчицы Анны, обновляющем таким образом иконографию образца XV в. Все отмеченные выше характеристики рассматриваемой иконы связывают ее с итало-критской живописью конца XV — первых десятилетий XVI вв. Из работ того периода наибольшее родство усматривается, главным образом, в особенностях письма, с некоторыми иконами Ангелоса Бизаманоса, ученика Андреаса Павиаса с 1482 по 1487 г., обогатившего воспринятую от учителя итальянскую традицию новейшими течениями итальянского искусства, преломленными в его особой, индивидуальной манере. Вместе с братом Донатом он покидает Крит, где родился около 1467 г., и пишет иконы в районе Дубровника, на далмацком побережье, и в 1532 г. в Отранто, в Италии. Сопоставляя нашу икону с работой на родственный сюжет Поклонения пастухов в собрании Лихачева в Эрмитаже, при всех отличиях в позах и компоновке персонажей можно видеть, что образ Богоматери исполнен таким же образом: подобные одеяния, непринужденная поза, изящные движения, хорошо различимый на инфракрасной фотографии тонкий рисунок лика, сглаженная поверхность личного письма. Кроме того, общность наблюдается в изображениях, служащих фоном для сюжета: арочный проем римских руин, низкие холмы и голубое небо. Еще большее сходство обнаруживается с двумя иконами, которые Ангелос Бизаманос написал в 1532 г.

Рождество Христово в живописи

в Отранто, одна их которых находится в Эрмитаже, а вторая в Археологическом музее г. Сплит. На обеих иконах, представляющих Богоматерь с Младенцем и стоящего рядом святого Иоанна Предтечу, узнаются аналогичные приемы изображения богородичного лика, сходного по форме и тонкому рисунку черт, плащ облекает фигуру такими же широкими мягкими складками, а вуаль покрывает волосы, как и на рассматриваемой работе. Общим является также отсутствие строгости в организации сцен и размещении их в пространстве, заметное по некоторому пренебрежению гармоничностью целого, по пропорциям и передаче движений фигур, по предпочтению светлых красок, как на одеяниях, так и на отдаленном ландшафте фона. Все перечисленные аналогии говорят о том, что публикуемая икона может быть отнесена к кругу произведений Ангелоса Бизаманоса. Степень сохранности памятника не позволяет составить полное представление о художественных достоинствах иконы, можно, однако, видеть подготовительный рисунок, который еще лучше просматривается на фотографиях, сделанных в инфракрасном излучении, и обнаруживает свободу в передаче движений, особенно маленького Христа в яслях, и выразительность ликов, особенно Иосифа и двух первых волхвов. Золоченная резная рама следует форме маленького алтаря с арочным проемом и плоским антаблементом, опиравшимся на два столбца или полуколонны (ныне утрачены). Горизонтальные поверхности декорированы рельефным орнаментом, состоящим из стеблей, листьев и цветов, вырастающих из канфара, сосуда с вертикальными ручками. Такие же в точности рамы с идентичным рельефным орнаментом известны в районе Венеции начиная с первой трети XVI в. Значительное сходство указывает на общее происхождение, а наличие резной деревянной рамы аналогичного типа, но с более густым орнаментом на критской иконе типа Madre della Consolazione в Петре на о. Митилини, XV в., подтверждает факт распространения подобных рам на Крите с раннего времени. Описанные выше наблюдения позволяют поместить икону "Поклонение волхвов" в созвучный ей временной контекст, в полном соответствии с ее итальянского духа манерой.

Происхождение

Нет данных

Фрагменты

Библиография

Поклонение волхвов

Реставрация: При старейшей очистке икона была обработана методом огня, исказившим краски и снявшим слой личного письма, оставив санкирь. Утрачены столбцы рамы.

Размер: 39 х 32 х 1,5

Автор:Школа Ангелоса Бизаманоса

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Богоматерь, Спаситель, волхвы

Уточняющая датировка: 15 — 16 вв.

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Собрание Велимезиса

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *