В изобразительном искусстве — оплакивание Христа богоматерью

Другие ответы на вопросы

  • Назовите имя разработчика самой популярной игры Half-Life, а также всеми любимого шутера Counter-Strike 5 букв
  • Как называются водопады на знаменитой реке Конго. Высота их досягает 60 метров? 6 букв
  • Как называется предсвадебная песня подружек невесты и самой невесты? 5 букв
  • Какой святой считается покровителем рыбаков? 4 буквы
  • Как в преферансе называют карты, которые один из игроков получает в добавление к сданным? 6 букв
  • В 19 веке этот промышленный город с прилегающими окрестностями англичане прозвали Черным краем: сажа из заводских труб оседала везде. 9 букв
  • По преданию вологодские бабы собирали это ранним утром в праздник на Ивана Купалу. А также это погодное явление на Иванов день предвещает хороший урожай льна? 4 буквы
  • Все знают квашеную капусту. Что еще квасили в 18 веке? 9 букв
  • 12 января 49 года до н.э Гай Юлии Цезарь собрал солдат 13-го легиона, произнес перед ними речь и совершил знаменитый переход через реку. Что за реку он перешел? 7 букв
  • С японского это слово переводится как Божественный ветер. 9 букв

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Томаовсянка Божественный Микеланджело Буонарроти. Сцены оплакивания Христа

Конец XV века – это было трудное для Флоренции время: в результате вторжения французов в 1494 Медичи были изгнаны и на четыре года её «захватил» Савонарола.

Савонарола – доминиканский монах-аскет, один из правителей Флоренции в XIV веке

Доминиканский монах Савонарола был страстным борцом с несправедливостью, проповедовавший благороднейшие идеи христианства, равенства и справедливости. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Но, с другой стороны, он знал цену истинному меценатству: за 40 лет Медичи вложили в произведения искусства 6637 золотых флоринов, что означает 2,5 тонны золота! И уж тем более, Микеланджело не мог согласиться с Савонаролой, что произведения искусства нужно считать развратом.

Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика,

которые украшают её до сих пор. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью.

Церковь Святого Доминика в Болонье

«Вакх»

В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Как нельзя кстати, пришло приглашение от кардинала Рафаэля Риарио, считавшего, что «золотые руки» Микеланджело пригодятся в Риме. И в 1496 году Микеланджело уехал из Флоренции в «вечный город», где получил большой заказ на статую Вакха для кардинала Риарио. И, хотя статуя работы Микеланджело была высоко оценена, Риарио не купил статую, потому что его увлечения ограничивались древнеримским искусством, к тому же, он подозрительно относился к современным мастерам, пусть даже гениальным. В настоящее время «Вакх» считается первым шедевром Микеланджело. «Вакха» купил римский банкир Якопо Галли, страстный коллекционер, который уже приобрёл несколько работ Микеланджело. Знакомство с банкиром сыграло важную роль в карьере Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти, «Вакх» (он же бог вина Бахус), 1497 год

Вскоре последовал новый заказ – на изготовление «Скорбящей Мадонны». Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. В договоре сохранились слова поручителя Якопо Галли, который утверждал, что «это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».

Время подтвердило пророческие слова Галли. Этот грандиозный заказ, за который Микеланджело должен был получить 450 дукатов, открыл новый этап в его творчестве. Микеланджело отнёсся к заказу очень серьёзно: он открыл собственную мастерскую и нанял команду помощников, сам ездил в Каррские каменоломни выбирать мраморные блоки. Условия договора были далеко не идеальными – ему сказали, что ваять и указали размер. Но для Микеланджело это не имело значения, он выполнил все требования заказчика.

Сцена оплакивания Христа в изобразительном искусстве традиционно называется «Пьета». Эта тема была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо это была юная Мария, чьё прекрасное лицо не было омрачено постигшим её горем, либо это была пожилая богоматерь, охваченная страшным отчаяньем.

Микеланджело Буонарроти. Скульптурная группа «Скорбящая Мадонна», 1499

«Скорбящая Мадонна»

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся Пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: «Наш миланец Гоббо». Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства . Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях . В образе Мадонны, юной и прекрасной, с поразительной силой передано огромное человеческое чувство — скорбь матери по утраченному сыну . Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве, и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии, идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала . 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби . Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата.

Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину, и положил взрослого мужчину на колени женщине. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1,75 м, а Мария – 2,04 м. На перевязи, идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура.

«Пьета с Никодимом»

Последние десять лет Микеланджело работал над вариантом плиты для собственного надгробия – «Пьеты с Никодимом». По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело. За шесть дней до смерти Микеланджело разбил эту скульптуру, потому что понял, что не сможет превзойти свою первую «Пьету». Его ученик Тиберия Калькани попросил разрешения собрать отбитые куски статуи и после смерти учителя сам завершил его работу. Сейчас она выставлена во Флоренции.

Микеланджело Буонарроти. Один из вариантов плиты для собственного надгробия скульптора – «Пьета с Никодимом»

Уже после установки скульптурной группы «Пьета» в соборе Святого Петра стало очевидно, что молодой Микеланджело превосходил в мастерстве всех современных ему скульпторов. Имя 25-летнего скульптора получило широкую известность в Италии и большей части Европы. Отделка мельчайших деталей скульптуры была такой совершенной, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии.

«Пьета» и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В. Н. Лазарев, искусствовед), скорбное свойство нашего мира убивать всё лучшее, возвышенное, а потом сожалеть о содеянном.

Микеланджело Буонарроти. Голова Христа — фрагмент скульптурной группы «Скорбящая Мадонна»

В 1972 на статую напал со скальным молотком австралийский геолог Ласло Тот, кричавший: «Я – Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!». Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня «Пьета» доступна для изучения зрителей только с одной точки, из-за этого теряется полная композиция обозрения.

История картины и её судьба

Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров. Техника — масляная живопись по холсту. Находится в собрании Эрмитажа, экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032.

Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова.

Жак Белланж. Пьета с донатором (рисунок). Дижон, Музей изящных искусств.

Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа Ирина Владимировна Линник (укр.)русск., хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона, Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа».

В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карла Борромео. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего.

Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала».

Сюжет

Альбрехт Дюрер. Оплакивание Христа

Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа, является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста, или же у гроба Господня, проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский, Никодим, Дева Мария, Мария Магдалина, две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три.

В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23:49). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков, таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский.

Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе, как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей.

На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета, присутствуют также персонажи Нового времени:

  • Карло Борромео (1538—1584) — кардинал и святой католической церкви. Один из самых видных деятелей Контрреформации, инициатор реформы монашеских орденов, он добивался строгой дисциплины, что привело к выступлению против него ряда клириков (орден гумилиатов) и покушению на него в 1569 году. Во время эпидемии чумы в 1575—1578 годах Карло Борромео заботился об умирающих и сам совершал обряды над умершими. В 1578 году он основал орден облатов святого Амвросия. Принял активное участие в разработке богослужебных книг амвросианского обряда. Боролся с протестантизмом в Швейцарии. Карло Борромео был покровителем композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. В 1602 году он был беатифицирован, а в 1610 — канонизирован. Изображения и скульптуры представляют Карло Борромео смуглым мужчиной с аристократической внешностью, одетого в кардинальские одежды, держащего в руке бич, с голубем, с черепом в руке и большим распятием.
  • Карл III (1543—1608), герцог д’Эльбеф, герцог Лотарингии с 1545 года до своей смерти. Сын Франсуа I, герцога Лотарингского, и Кристины Датской, женат на Клод Французской (1547—1574), дочери Генриха II и Екатерины Медичи. В качестве потомка Герхарда I он должен был быть Карлом II, но лотарингские историки, желая приписать герцогам Лотарингским родство с Каролингами, включили в нумерацию Карла I из династии Каролингов. Активный участник гугенотских войн.
  • Джованни Амброджо Фиджино (англ.)русск.. Портрет Карло Борромео,1548—1608

  • Франсуа Клуэ. Карл III (герцог Лотарингии)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *