Искусство и развлечения

Картина "Бородино": описание. Бородино — картины сражения разных художников

21 декабря 2017

Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.

Историческая битва

На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.

Непобедимые

Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.

По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.

Видео по теме

Документы времени

Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.

Французский взгляд

Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.

Русская правда Верещагина

Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин.

Бородинская битва в полотнах художников.

На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.

Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.

В начале XX столетия

В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.

Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.

Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).

Советские художники о битве под Москвой

Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.

Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.

Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо

Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.

Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.

Легенды нашего века

Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.

На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.

Комментарии

Похожие материалы

Искусство и развлечения
Картины Филонова, биография художника

Выдающийся представитель русского авангарда Павел Николаевич Филонов с начала XX века стал известен как автор особой, аналитической живописи. Легендой стал его сильный характер, от которого произошла неколебимая убежд…

Искусство и развлечения
Картины маслом. Современные художники: пейзажная живопись

Современный пейзаж маслом, прежде всего, отличается теми красками, которые используют современные художники. Они вряд ли пользуются кристаллами, которые были в широком ходу у всех художников, начиная с эпохи Возрожден…

Искусство и развлечения
Картины Анатолия Зверева (художника)

В конце мая 2015 года в Москве был открыт музей русского художника Анатолия Тимофеевича Зверева. Перед этим прошло несколько больших выставок, посвященных творчеству мастера, на которых было впервые выставлено множест…

Искусство и развлечения
Живописные шедевры М.В. Нестерова — картины настоящего русского художника

Среди самых выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX и XX веков заслуженно упоминается имя Михаила Васильевича Нестерова. Картины этого живописца и графика на заре творческой деятельности ценили передвижники и …

Искусство и развлечения
Картины Матисса. Французский художник Анри Матисс

Знаменитый французский художник Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчес…

Образование
Сочинение по картине "Село Хмелевка". Художник Николай Михайлович Ромадин

Родители, чей ребенок учится в школе, должны быть готовы подсказать любимому чаду информацию по заданиям на дом. Сочинение по картине «Село Хмелевка» или любые другие описания – это то, что достаточн…

Искусство и развлечения
Энди Уорхол: цитаты, высказывания, картины, краткая биография художника, личная жизнь, интересные факты из жизни

Энди Уорхол — культовый художник 20 века, который изменил мир современного изобразительного искусства. Многим людям непонятно его творчество, но знаменитые и малоизвестные холсты продаются за миллионы долларов, а крит…

Автомобили
Описание двигателя на автомобилях разных моделей

Все движущиеся технические устройства, автомобили, строительная техника, водный транспорт и мн. др., оснащаются силовыми установками различных характеристик. В большинстве случаев это двигатели внутреннего сгорания, д…

Здоровье
Как промывать нос ребенку? Описание процедуры для детей разных возрастов

Как промыть нос ребенку физраствором, знает не каждый родитель, и это большой минус. Промывание носоглотки или носа – это не просто эффективная гигиеническая процедура, но и хорошая профилактическая мера против …

Бизнес
Виды свиней. Описание и характеристики свиней разных пород

Свиноводство считается одной из наиболее популярных отраслей животноводства. В настоящее время известно не менее 100 видов свиней. Их, в свою очередь, разделяют на несколько групп: декоративные, мясо-сальные, сальные …

ФЕВРАЛЬ 2010 г.

ФЕВРАЛЬ 2010 года

Если вы хотите окунуться в атмосферу военных походов и великих сражений, услышать рев битвы и гром полковых барабанов, то этот необычный музей создан специально для вас. А называется он — «Музей военного костюма». Находится этот уникальный музей в самом центре Петербурга, но можно поспорить, что далеко не каждый петербуржец знает о его существовании. Тем интереснее там побывать!

Когда входишь в выставочный зал, глаза разбегаются от разнообразия представленных экспонатов… Чтобы помочь посетителям переместиться в прошлое, музейные работники создали стенды, на которых можно увидеть подлинные царские манифесты и газетные статьи, напечатанные более двухсот лет назад и чудом сохранившиеся до наших дней. Войдя в зал, невольно представляешь себя участником далеких событий, их очевидцем, теряя чувство реального времени. Вот сабли. Вот мушкеты, которыми отстреливались от неприятеля французские и английские солдаты. А здесь — предметы быта солдат. Смотришь на них и вдруг ощущаешь себя в походе, на бивуаке, в клубах порохового дыма затихнувшего сражения. Вот походная фляжка. Подлинная, старинная. Наверное, прошла она вместе со своим хозяином не по одной военной дороге. Оказывается, сделана она вручную еще в конце XVII века — вот ведь старина какая! А вот — простая пуговица. Простая, да не простая! Это пуговица с мундира русского офицера. Что она скрывает, какую историю? В каком бою ее потерял хозяин?

Главное достояние музея — коллекция военных костюмов XVII-XVIII веков. Французские и немецкие мундиры просто ослепляют своим пышным убранством и сверкающими боевыми наградами. А этот экспонат с особой историей.

Бородинское сражение в полотнах художников

Может быть, он не столь бросок и ярок, как мундиры французских вояк, но за ним — судьба человека, героя. Это мундир русского офицера, убитого в сражении под Севастополем. Белоснежный кафтан, лосины, высокие сапоги, вероятно предназначенные для езды на лошади. Но главный элемент костюма, от которого невозможно оторвать взгляд — это ярко-красный камзол, украшенный золотыми эполетами. Дополнением к мундиру служат патронная сумка, шпага — неизменный атрибут настоящего офицера, и мушкет, украшенный золотой отделкой. Глядя на этот костюм, представляешь высокого гусара, с честью защищающего свою Родину. Невольно охватывает гордость за нашу страну и ее армию. Желающим больше узнать об истории костюмов и о их обладателях сотрудники музея с удовольствием покажут военные фильмы, красочно описывающие основные сражения XVIII века. Также в музее организовываются увлекательные экскурсии по главным военным достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Музей военного костюма — настоящий волшебный портал в прошлое, уникальное место, где вы можете узнать много интересных фактов из истории не только нашей страны, но и всего мира, окунуться в события тех далеких героических эпох. Осталось сказать, что этот уникальный музей находится в центре города, на 3-й Советской улице, дом 8, и с нетерпением ждет любознательных посетителей.

Следующая страница

Ксения Астраханцева Художник Евгений Морозов

    

Михаил Лермонтов

Бородино (1837)

Год издания: 1957 г.
Издатель: Художественная литература
OCR: Конник М.В.
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром — Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, — Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

"Самое прекрасное и самое грозное": Бородинское сражение в полотнах художников

И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими —хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

{rokbox =|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-16.jpg| size=|fullscreen|}images/5-16.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

 

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-18.jpg| size=|fullscreen|}images/5-18.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-19.jpg| size=|fullscreen|}images/5-19.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-20.jpg| size=|fullscreen|}images/5-20.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-21.jpg| size=|fullscreen|}images/5-21.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-22.jpg| size=|fullscreen|}images/5-22.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.| thumb=|images/5-25.jpg| size=|fullscreen|}images/5-25.jpg{/rokbox}

Рубо Ф. — Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

{rokbox title=|Шепелюк А.П. — Михаил Кутузов во время Бородинского сражения.| thumb=|images/5-10.jpg| size=|fullscreen|}images/5-10.jpg{/rokbox}

Шепелюк А.П. — Михаил Кутузов во время Бородинского сражения.

{rokbox title=|Верещагин В.В. — Наполеон I на Бородинских высотах.| thumb=|images/5-7.jpg| size=|fullscreen|}images/5-7.jpg{/rokbox}

Верещагин В.В. Наполеон I на Бородинских высотах.

{rokbox title=|Верещагин В.В. — Конец Бородинского боя.| thumb=|images/5-14.jpg| size=|fullscreen|}images/5-14.jpg{/rokbox}

Верещагин В.В. — Конец Бородинского боя.

{rokbox title=|Хесс, Петер фон — Бородинское сражение 26 августа 1812 г.| thumb=|images/5-5.jpg| size=|fullscreen|}images/5-5.jpg{/rokbox}

Хесс, Петер фон — Бородинское сражение 26 августа 1812 г., Эрмитаж.

{rokbox title=|Вепхадзе А.- Смертельное ранение князя Багратиона на Бородинском поле.| thumb=|images/5-13.jpg| size=|fullscreen|}images/5-13.jpg{/rokbox}

Вепхадзе А.- Смертельное ранение князя Багратиона на Бородинском поле.

{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. — Бой за Багратионовы флеши.| thumb=|images/5-12.jpg| size=|fullscreen|}images/5-12.jpg{/rokbox}

Аверьянов А.Ю. — Бой за Багратионовы флеши.

{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. — Бой за Шевардинский редут. | thumb=|images/5-26.jpg| size=|fullscreen|}images/5-26.jpg{/rokbox}

Аверьянов А.Ю. — Бой за Шевардинский редут.

{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. — Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою. | thumb=|images/5-29.jpg| size=|fullscreen|}images/5-29.jpg{/rokbox}

Аверьянов А.Ю. — Подвиг генерала Костенецкого в Бородинском бою.

{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. — Ветеран. | thumb=|images/5-27.jpg| size=|fullscreen|}images/5-27.jpg{/rokbox}

Аверьянов А.Ю.

Проект «Бородинское сражение в живописи»

— Ветеран.

{rokbox title=| Аверьянов А.Ю. — Раненый кавелергард. | thumb=|images/5-28.jpg| size=|fullscreen|}images/5-28.jpg{/rokbox}

Аверьянов А.Ю. — Раненый кавелергард.

{rokbox title=| Фабер дю Фор Х.В. — Бородинское поле битвы 17 сентября 1812г. | thumb=|images/5-8.jpg| size=|fullscreen|}images/5-8.jpg{/rokbox}

Фабер дю Фор Х.В. — Бородинское поле битвы 17 сентября 1812г.

{rokbox title=| Федоров С. — Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. | thumb=|images/5-9.jpg| size=|fullscreen|}images/5-9.jpg{/rokbox}

Федоров С. — Сражение при Бородине 26 августа 1812 г.

{rokbox title=| Неизвестный художник.Акварель. — Бородинское сражение 26 августа 1812 г. | thumb=|images/5-15.jpg| size=|fullscreen|}images/5-15.jpg{/rokbox}

Неизвестный художник.Акварель. — Бородинское сражение 26 августа 1812 г.

{rokbox title=| Неизвестный художник.| thumb=|images/5-30.jpg| size=|fullscreen|}images/5-30.jpg{/rokbox}

Неизвестный художник.

{rokbox title=| Неизвестный художник.| thumb=|images/5-31.jpg| size=|fullscreen|}images/5-31.jpg{/rokbox}

Неизвестный художник.

 

Вид Бородинского поля. Художник Л.Ж.Жакотте. 1840-е годы.

 

 

Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года. Неизвестный художник

 

 

 Виллевальде Богдан Павлович. «Сражение при Париже 17 марта 1814 года» 

Ламберт. Осада Парижа. Гравюра. 

 

.

Апсит Александр Петрович. Отечественная война 1812г. Русские уланы на разведках.

 

 

Оборона заставы Клиши в Париже в 1814. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа. 

 

 

Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года. Неизвестный художник 

 

 

Георг-Эммануэль Опиц, очевидец событий 1814 г.  Казак раздает парижанам напечатанную декларацию Александра I

 

Виллевальде Богдан Павлович. Лейб-гвардии Конный полк в Париже 

 

 

    Художник Олег Пархаев. 

 

Г.Виже. “Жозефина представляет Александру I своих детей в Мальмезоне

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *