Эта статья о религиозном ордене, также известном как цистерцианцы общего обряда. О ордене, основанном в аббатстве Ла-Траппе и известном также как цистерцианцы строгого соблюдения, см. В Trappists .

Орден цистерцианцев

(Sacer) Ordo Cisterciensis

Герб цистерцианцев

Сокращенное название

OCist или SOCist

Девиз

Cistercium mater nostra
» Сито — наша мать»

Формирование

1098 ; 922 года назад

Основатель

Роберт Молесмский , Стивен Хардинг и Альберик Сито

Основана в

Cîteaux Abbey

Тип

Католический религиозный орден

Штаб-квартира

Piazza del Tempio di Diana, 14
Рим , Италия

Аббат генерал

Мауро Джорджио Джузеппе Лепори

Головная организация

католическая церковь

Интернет сайт

www .ocist .org

Святой Бернар Клервоский , один из самых влиятельных ранних цистерцианцев, изображен здесь в исторически оформленном инициале .Вьетнамские цистерцианские монахи, стоящие в монастыре и носящие свои религиозные обычаи

В цистерцианцев ( / s ɪ s т ɜːr ʃ ən г / ) официально Орден цистерцианцев ( Latin : (Sacer) Ордо Cisterciensis , сокращенно OCist или SOCist ), являются Католический монашеский орден из монахов и монахинь , которые ответвляется от Бенедиктинцы и следуйте Правилу Святого Бенедикта . Они также известны как бернардинцы по имени очень влиятельного Бернара Клервоского (хотя этот термин также используется в одном из францисканских орденов в Польше и Литве ); или как Белые монахи , в отношении цвета «cuccula» или белого хорового одеяния, которое цистерцианцы носили по своим привычкам, в отличие от черного cuccula, который носили монахи-бенедиктинцы.

Термин цистерцианец (французское Cistercien ) происходит от Cistercium, латинского названия деревни Сито, расположенной недалеко от Дижона на востоке Франции. Именно в этой деревне группа бенедиктинских монахов из монастыря Молесме в 1098 году основала аббатство Сито с целью более точного следования Правилу Святого Бенедикта . Самыми известными из них были Роберт Молесмский , Альберик Сито и английский монах Стивен Хардинг , которые были первыми тремя настоятелями. Бернар Клервоский вошел в монастырь в начале 1110-х годов с 30 товарищами и способствовал быстрому распространению ордена. К концу XII века орден распространился на территории современной Франции, Германии, Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, Испании, Португалии, Италии, Скандинавии и Восточной Европы.

Лейтмотивом цистерцианской жизни было возвращение к буквальному соблюдению правила св. Бенедикта . Отвергая некоторые изменения, которые претерпели бенедиктинцы , монахи пытались жить монашеской жизнью, как это было во времена святого Бенедикта ; действительно, в различных вопросах они выходили за рамки строгой экономии. Наиболее яркой чертой реформы было возвращение к ручному труду, особенно к сельскохозяйственным работам на полях, что было особой чертой цистерцианской жизни. Цистерцианцы также внесли большой вклад в культуру и технологии средневековой Европы: цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры ; и цистерцианцы были главной силой распространения технологий в таких областях, как сельское хозяйство, гидротехника.

Первоначальный акцент цистерцианской жизни был сделан на ручном труде и самодостаточности, и многие аббатства традиционно поддерживали себя такими видами деятельности, как сельское хозяйство и пивоварение эля . Однако на протяжении веков образование и академические занятия стали доминировать в жизни многих монастырей. Реформаторское движение, стремящееся к более простому образу жизни, началось во Франции 17-го века в аббатстве Ла-Траппе и стало известно как трапписты . В конце концов, в 1892 году трапписты были объединены в новый орден, названный Орденом цистерцианцев строгого соблюдения ( лат . Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae ), сокращенно OCSO. Цистерцианцы, которые не соблюдали эти реформы и оставались в Ордене цистерцианцев, иногда называются цистерцианцами общего обряда в отличие от траппистов.

КАРТЕЗИАНЦЫ
(картузианцы), члены монашеского ордена Римско-католической церкви, основанного в 1084 св. Бруно Кельнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Имя картезианцев происходит от названия первой обители, Большая Шартреза — La Grande Chartreuse (лат. Cartusia). Картезианцы ведут полуотшельническую и строго созерцательную жизнь. В их уставе, написанном в 1127 Домом Гигесом, закрепляются правила, установленные св. Бруно. Вдохновленные опытом отцов-пустынножителей, картезианцы, осуществив некий синтез отшельнической и общежительной жизни, соединили преимущества обоих этих путей, смягчив суровость абсолютного уединения общинным укладом. Однако их жизнь остается по преимуществу уединенной. Каждая келья состоит из амбулатория (крытой галереи), отдельного садика, мастерской, туалета и кубикула, или жилой комнаты, где монах спит, ест, занимается и молится. Оставаясь изолированными друг от друга, все кельи имеют выход в общую галерею, соединяющуюся с церковью. Богослужения занимают у картезианца большую часть дня и ночи. Картезианцы не едят мяса даже в случае болезни, а раз в неделю постятся, питаясь хлебом и водой. На протяжении большей части года они едят только раз в день, получая пищу через особое оконце амбулатория. Картезианцы строжайшим образом соблюдают безмолвие, однако во время еженедельного «спатимента», энергичной трех- или четырехчасовой прогулки, братья свободно беседуют друг с другом. Монахи никогда не покидают окрестностей своего монастыря и не участвуют ни в каком деятельном служении. На протяжении почти девятивековой истории ордена их образ жизни практически не претерпел изменений. Братья-миряне, посвятившие себя служению братьям-затворникам, разделяют тот же идеал единения с Богом. Заботясь об удовлетворении материальных нужд монастыря, они делают возможной уединенную жизнь отцов, которые не могут покидать свои кельи для работы. Тем не менее братья-миряне обычно работают в одиночестве и тоже ведут преимущественно уединенную жизнь. Начиная с 12 в. к ордену присоединилось небольшое число женских монастырей. В их уставе требование безмолвия и уединения несколько смягчено. После совместной трапезы у монахинь свободное время. Остальную часть дня монахини проводят в безмолвии в кельях. Картезианские монахини принимают особо торжественное посвящение девственниц. Кроме того, они обладают привилегией получать древнее благословение диаконисс, что дает им право в определенных случаях надевать диаконские манипулы (поручи) и столу (орарь) и исполнять некоторые литургические функции. Сестры-мирянки ведут жизнь, подобную той, что ведут братья-миряне. Картезианские обители возглавляются приорами; приор Большой Шартрезы является генералом ордена. Верховная власть принадлежит генеральному капитулу, который составляют все приоры и община Большой Шартрезы. Управление орденом имеет жесткий централизованный характер. Орден особенно процветал во Франции и Испании, однако картезианские обители имеются также в Италии, Португалии, Германии, Швейцарии, Великобритании и Америке. Главным источником доходов картезианского ордена служит всемирно известный ликер «Шартрез». В его производстве занято всего четыре брата, а торговля полностью передана в руки мирян.
ЛИТЕРАТУРА
Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

физика картезианская физика физика Аристотеля

Картезианская физика это физика XVII, сыгравшая весьма значительную роль в развитии естествознании (и физики в частности)

Одним из основоположников картезианской физики был Р. Декарт, высказавший закон сохранения количества движения и давший понятие импульса силы.

Проблемы физики заняли значительное место в его «Началах философии». Поскольку опыт прямых нападок на религиозные догмы в это время был весьма печальным (сожжение Бруно и Сервета), Декарт постарался занять позицию, позволявшую уклониться от конфликта с церковью и тем самым обеспечить возможность развиваться науке в течение нескольких столетий. Он очень точно сформулировал деление Вселенной на физическую и моральную части. Такое деление было следствием сведения им чувственного опыта к механике и геометрии. Вслед за Галилеем Декарт единственными физическими реальностями считал протяженность и движение (понимаемое как механическое перемещение), которые рассматривал в качестве первичных качеств. Ко вторичным качествам он отнес цвет, вкус, запах. За их пределами находилась область страстей, воли, любви, веры.

Картезианская физика занимается, главным образом, первичными качествами, которые можно измерять. Вторичными качествами физика занимается в меньшей мере. Третьи же качества относятся к сфере откровения, поэтому наука ими не занимается. Живой организм представлялся Декартом в виде машины, механизма, управляемым в соответствии с физическими принципами, с одной стороны, и разумом, волей — с другой. Подобное разделение дало возможность ученым проводить исследования, не вмешиваться в дела религии и, следовательно, не вступая в конфликт с церковью. Более того, система Декарта позволяла доказывать бытие бога не менее убедительно, чем предшествовавшие способы доказательства: его тезис «Я мыслю, следовательно существую» позволял сделать вывод о том, что раз люди могут представить себе существо более совершенное, чем они сами, то оно должно существовать.

Декарт сформулировал три закона природы:

1. Всякая вещь находится в одном и том же состоянии, пока другие вещи не заставят ее изменить данное состояние.

2. Всякое движущееся тело стремиться продолжать свое движение по прямой.

3. Если движущееся тело встретит другое, сильнейшее тело, оно ничего не теряет в своем движении; если же оно встретит слабейшее, которое может подвинуть, оно теряет столько, сколько тому сообщает.

Легко видеть, что данные законы по сути являются чисто экспериментальными. Система Декарта явилась смесью заключений, опирающихся на эксперимент, с дедуктивными заключениями, основанными на совершенно ясных первоначалах (чего требовал метод Декарта). Цели, к которым стремились Бекон и Декарт, были общими — сделать человека господином природы. И тот, и другой подняли авторитет экспериментальной науки, вытеснившей схоластику. Декарт утверждал, что в природе существует определенное количество движения, которое никогда не возрастает и не убывает. Так как материя, в представлениях Декарта, однородна и характеризуется только свойством протяженности, то понятие количества материи оказывается практически тождественным понятию объема тела. При анализе столкновений тел Декарт пользовался понятием силы, которая зависела от величины тела, в которое заключена, от скорости движения и способа столкновения тел. Здесь содержится формулировка закона сохранения импульса и закона инерции, хотя понятие импульса еще довольно размыто и выступает как скалярная величина. Декарт, в отличие от Ньютона, говорит о состоянии вообще, а не о состоянии равномерного и прямолинейного движения. Важно, что, по Декарту, инерция тела зависит от его скорости.

Важно и то, что картезианская физика не признавала сил, действующих через пустоту на расстоянии. В ней существовали лишь взаимодействия соприкасающихся тел.

Картезианский Орден

Сокращенное название

О. Тележка.

Девиз

Stat crux dum volvitur orbis (на латыни)
Английский: Крест устойчив, пока мир вращается.

Формирование

15 августа 1084 г . ; 936 лет назад

Тип

Католический религиозный орден

Штаб-квартира

Гранд Шартрез (Дом матери)

Ключевые люди

Бруно Кельнский , основатель

Интернет сайт

www .chartreux .org
www .vocatiochartreux .org

Картина Себастьяно Риччи (1659–1734), изображающая основателя картезианцев Бруно Кельнского (ок. 1030–1101), почитающего Марию, мать Иисуса и поклоняющегося Младенцу Христа , с Хью Линкольнским (1135–1200), смотрящим в задний план.

В Carthusians , также известный как орден картезианцев ( латынь : Ordo Cartusiensis ) или орден святого Бруно , является закрытым религиозным орденом в Римско — католической церкви . Орден был основан Бруно Кельнским в 1084 году и включает как монахов, так и монахинь . Порядок имеет свое собственное правило, называется Уставами , и их жизнь сочетает в себе отшельническую и киновие . Девиз картезианцев — Stat crux dum volvitur orbis , что на латыни означает » Крест устойчив, пока мир вращается».

Название картезианское происходит от гор Шартрез во французских Альпах : Сен-Бруно построил свой первый отшельник в долине этих гор. Эти имена были адаптированы к английскому чартеру , что означает картезианский монастырь . Сегодня здесь 23 чартерных дома: 18 для монахов и 5 для монахинь. Алкогольный ликер Chartreuse производится монахами Grande Chartreuse с 1737 года, что и дало название цвету .

С 9 века, после реформы монастырей, осуществлённой Людовиком Благочестивым, западноевропейское монашество должно было придерживаться устава святого Бенедикта Нурсийского. Не отрицая отшельничества, Бенедикт считал наиболее доступной большинству формой жизни — монашеское общежитие, которое он представлял себе как «школу служения Господу» (dominici schola servitii). Целью монашеской жизни является «бегство от казней геенны в жизнь вечную». Монах трудами послушания и своим терпением стремится сделаться сопричастным Христу. Полная нищета, целомудрие, молчание, а также долгие молитвы и строгое соблюдение постов характеризуют совершенного монаха. Достичь этого идеала можно с помощью смирения и послушания.

Интерес короля к монастырям объяснялся его желанием поставить их на службу делу укрепления своей империи. Поэтому к 11 веку монастыри перестали быть местом уединения и внутренней сосредоточенности. Они напоминали гудящий улей. Монастырь и деревня вокруг него, как правило, составляли единый комплекс. Здесь было всё: огромные земельные угодья, загоны и пастбища для скота, сады и огороды, ремесленные мастерские, школа для мальчиков, больница, аптека, постоялый двор, рынок и помещения для заезжей знати.

Хозяйственное благополучие монастырей позволяло отдельным монахам заниматься наукой, искусством, литературой. Именно им мы и обязаны расцветом богословия и монастырской культуры в эпоху раннего Средневековья. Монастыри пополнялись в значительной степени за счёт того, что знать, чтобы не делить наследство, отдавала туда своих младших детей, одновременно снабжая монастыри значительными средствами. Таким образом, новые монастыри основывались не столько по религиозным мотивам, сколько в силу экономических и социальных причин. Ведь основание нового монастыря было выгодным капиталовложением.

Не удивительно поэтому, что в 11 веке часть монахов, вдохновлённых Евангелием и трудами восточного монашества, начинает искать новые пути к восстановлению «апостольского образа жизни». Установившиеся формы западного монашества, жизнь средневековой церкви с её величественными соборами, школами, с её феодальной иерархией, то есть всё это показное, внешнее, земное «Царство Божие» они воспринимали как нечто мирское и суетное, от чего нужно было бежать. Так вновь появились «пустынники». В Европе они чаще всего селились в непроходимых лесах, где могли свободно вести аскетическую жизнь, предаваясь труду и молитве.

Главным для отшельников было иметь время для более глубокого познания Бога. Одним из правил была постоянная молитва, то есть монахи должны были постоянно ощущать Божественное присутствие. Длинные богослужения были заменены «сугубыми» молитвами, то есть упор явно делался на индивидуальную искренность, а не на «объективные» культовые ритуалы. Жили они собственноручным трудом, питались весьма скудно. Одним словом, отшельники призывали «жить в соответствии с природой» (vivere secundum naturam). Причём под «природой» они понимали природу человека, созданного по образу и подобию Божию, из чего следовало, что человек должен установить доверительные отношения с Богом, жить в гармонии со всеми существами.

Группа таких отшельников поселилась в лесу неподалёку от аббатства Сен-Мишель-де-Тоннэр, которое возглавлял Роберт, известный впоследствии как святой Роберт Молезмский. Искреннее благочестие эремитов произвело сильное впечатление на Роберта и вызвало сомнения в праведности собственной жизни. Он предпринял неудачную попытку установить более строгий порядок в своём аббатстве, что вызвало конфликт с братией. Вскоре Роберт слагает с себя обязанности аббата и удаляется простым монахом в другой монастырь. А в 1075 году, получив разрешение Папы Римского, основывает вместе с несколькими монахами скит в Молезмском лесу.

Уже в скором времени этот скит превратился в средоточие интенсивной религиозной жизни. В 1079 году монастырь посетил епископ города Труа Гуго Второй. Он был потрясён аскетизмом иноков и, руководствуясь благородными побуждениями, допустил ошибку: он стал осыпать подарками обитель. Следуя его призыву, знать стала отписывать монастырю земельные угодья. И через несколько лет от идеала суровой отшельнической жизни ничего не осталось. Роберт покидает свой монастырь и проводит несколько лет в затворничестве в другой обители. По настоянию церковных властей он возвращается затем в Молезм, но вернуть прежний характер монастырю ему не удалось.

В 1098 году, добившись разрешения Папы Римского, Роберт вместе с 21 монахом основывает новый монастырь в лесу у селения Сито примерно в 20 километрах от Дижона. «Некоторые мужи, без сомнения мудрые, исполненные возвышенных целей, — говорится в истории основания монастыря Сито, — хотели полностью отдать себя небесным исканиям, а не блуждать путано в мирских делах». Основой монашеской жизни являлось строгое исполнение бенедиктинского устава. Монастырь в Сито стал колыбелью ордена цистерцианцев, получившего своё название от латинской формы Сито — Cistercium.

Через полтора года Роберту, по распоряжению Папы Римского, пришлось вернуться в Молезсмский монастырь, а обитель в Сито возглавил Альберих. Он и составил, взяв за основу бенедиктинский устав, первый свод правил цистерцианцев, утверждённый затем Папой Римским. А в 1119 году преемник Альбериха, английский бенедиктинец Стефан Гардинг расширил устав цистерцианцев, придав ему окончательный вид. Он получил название Charta Caritatis — Хартия любви. Цистерцианские правила предусматривали строжайшее соблюдение бенедиктинского устава в его первоначальной форме; суровую простоту в богослужениях, церковной архитектуре; обязательность ручного труда; равенство всех монахов обители; единое руководство всем орденом из монастыря в Сито; регулярное инспектирование монастырей ордена. Сначала строгость устава цистерцианцев препятствовала увеличению числа монахов, но после того, как в 1112 году в орден вступил Бернард, известный впоследствии как святой Бернард Клервоский, число цистерцианцев стало быстро расти.

Личность Бернарда включала в себя практически все человеческие качества — от высочайшей духовности до религиозного фанатизма. Святой и политик; аскет и «делатель» пап; мистик и советник королей; чудотворец и видный богослов; вдохновитель крестовых походов и ярый противник еврейских погромов. Бернард Клервосский был человеком универсальным, истинным носителем духа Средневековья. Он был талантливым музыкантом и архитектором, строителем первых готических соборов. Он разработал учение о гармонии и божественном свете, оживляющем природу. В своих комментариях к «Песни песней» он обосновал плотскую любовь, за что его впоследствии называли отцом куртуазной поэзии.

Бернард был гениальным проповедником и знатоком человека, умевший зажечь божественный свет в душах людей. Что-то необыкновенное было в его глазах, сверкавших на бледном лице, а голос его заставлял слушателей трепетать. Бернард открыто бросал обвинения епископам и был в состоянии поднять на ноги весь мир. Он пользовался большим уважением среди современников за благородство своих принципов, которым он неуклонно следовал.

Бернард был абсолютно нечувствительным к мирским делам. Будучи созерцателем, Бернард боролся за своё право верить не рассуждая. Он ставил веру выше слова. Он не отрицал разум, но требовал свободного выбора, а не предписаний. Разум, по мнению Бернарда, может быть советчиком, но не судьёй.

В Средние века цистерцианские монастыри были средоточием богословия и мистики. Цистерцианцы значительно способствовали распространению христианства среди пруссов и венедов. В монастырских колледжах большое внимание уделялось теологии и философии.

К началу 13 века ордену принадлежали около 2 тысяч монастырей — во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Поэтому Бернарда называют вторым основателем ордена, а цистерцианцев иногда называют бернардинцами.

Весь орден возглавлял аббат центрального монастыря в Сито. В его обязанность входило ежегодное инспектирование всех монастырей ордена. Если глава ордена сам не мог провести инспектирование, то для этого назначался другой аббат. Главный аббат вместе с аббатами 4 старейших цистерцианских монастырей составляли коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором Папы Римского. Высшей инстанцией ордена являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито.

Цистерцианцы носят в монастыре белые одежды с чёрным наплечником, чёрный капюшон и чёрный шерстяной пояс. На улице они носят серые одежды, поэтому в народе их называют иногда «серыми братьями».

С конца 12 века начинается упадок ордена вследствие внутренних конфликтов и отступления от строгих правил. В 17 веке орден раскололся на две группы. Одна из них требовала строгого соблюдения устава, а другая допускала отклонения от него. В период Французской революции 1790 года орден цистерцианцев, как и все прочие, был упразднён. В 19 веке в Австро-Венгрии и Германии почти все цистерцианские монастыри также были закрыты. Возрождение ордена началось лишь в начале 20 века.

Монастырь в Сито, как и другие цистерцианские обители, очень скоро перестал отвечать идеалу его основателя — Роберта Молезмского. Однако заветом ордену, да и всем верующим может послужить сама жизнь Роберта, постоянно стремившегося жить истинно по-христиански и постоянно мучившегося сомнениями. Движение вперёд важнее застывших, кажущихся извечно неизменными форм. Возможно, потому, что извечно неизменных форм не бывает. Ведь наша жизнь — это живая история, а не состояние.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *