Индия — один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных памятников, обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500-1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с археологическими находками) древнеиндийского общества — так называемая ведическая литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н. э.)

Ведические тексты — это литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни своего времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом. В Ведах присутствуют зачатки религиозно-философских идей. Прежде всего, это представление о принципе универсального порядка, который господствует и над людьми, и над богами.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды (буквально: ведение — отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них — Ригведа (знание гимнов) — сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э. Несколько .более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до н. э.) — руководства ведического ритуала, из которых важнейшее — Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами. В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в частности абсолютизация жертвы и ее всепроникающей силы, подвергнут ревизии. Однако упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления, интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе) и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые можно охарактеризовать как первые формы действительно философского мышления Древней Индии. Упанишады систематизировали мировоззрение Древней Индии, которое определило духовный облик её народов на многие столетия. Именно в этой книге мы встречаем идеи и понятия философии и этики, важнейшими из которых являются «карма», «атман», «сансара» и ряд других. Индусы верили в вечное перерождение всех предметов. В переход одних вещей в другие при сохранении их духовной сущности и называли это сансорой; карма — это закон, по которому происходит такое перерождение, это поступки человека, обеспечивающие характер его последующей жизни; дхарма — это закон, предписывающий определённый стиль поведения, отклонение от которого влечёт кармические последствия. В соответствии с индийской традицией, каждый человек имеет свою дхарму, то есть норму поведения, которая предписывается ему свыше, имеет священный характер. Одна дхарма у царя, другая у простолюдина, одна у мужа, другая у жены. Каждый человек должен знать, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации исходя из велений дхармы.

Названные принципы и понятия формировали характерную для индийцев систему ценностей, определённый образ жизни. Для индийца всегда было характерно обожествление природы, запрет на убийство живого, стремления к ненасилию. Зло, несчастья, принадлежность к низшей касте они объясняли плохим перерождением, кармической платой за грехи прошлой жизни. В переводе с санскрита karma обозначает действие, деяние, дело, поступок, жребий. Это также одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перерождении и перевоплощении. Восходит к арийскому ведическому периоду, тесног связано с религиозно-философскими исканиями не только брахманизма. Это понятие является существенной частью буддизма, джайнизма, индуизма. В мифологии и этико-религиозных воззрениях индийцев кармой называется действие, в том числе и религиозное, предполагающее воздаяние.

В широком смысле карма — это сумма совершённых в первой жизни поступков, последствия которых определяют вид нового рождения каждого живого существа, т.е. облик и судьбу дальнейшего существования. В узком смысле карма — это влияние совершённых действий на содержание настоящего и последующего существования. Во всех случаях карма понимается как незримая сила, ясным представляется лишь общий принцип её действия, внутренний же механизм остаётся скрытым.

Понятие «карма» восходит отчасти и к весьма архаическим представлениям о посмертной судьбе человека: пути богов или предков, обусловленном поведением их при первой жизни и соответственно определяющем возвращение или невозвращение к новому земному существованию в том или ином облике. В ранних Упанишадах утверждается, что человек становится добрым от доброго деяния, дурным от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами.

Карма иногда сближается с понятием судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие удела, доли. Человек страдает и живёт в таких-то условиях, потому что такова его карма. Говорят также, что условия жизни человека являются результатом его кармы, т.е. общего итога действий, совершённых им в предыдущей жизни. При этом имеется в виду, что каждый поступок несёт определённую этическую нагрузку, положительную или отрицательную, в зависимости от которой человек будет вознаграждён или наказан либо уже в этой жизни, либо в будущей. Карма, следовательно, является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих же поступков. С другой стороны, он в состоянии сознательно создать лучшие условия для своего будушего.

В этом смысле карма зависит от свободной творческой силы человека. Карма предпологает определённую конфигурацию или определённоё расположение, что, в свою очередь, определяет, в каком виде «живое существо» будет представлено в будущей жизни. Теория кармы вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределённости идеей космического миропорядка.

В переводе с санскрита sansara обозначает прохождение через что-либо, смену различных состояний, круговорот, перерождение, беспрерывное перевоплощение. Концепция сансары заключает в себе идею не только родственности всего живого и переходности, но неуничтожимости его форм. Смерть в контексте данной концепции является лишь началом последующей жизни. Перевоплощение происходит по закону кармы.

Вся сансара представляет собой замкнутую систему: после смерти существа перерождаются в своей прежней сфере или в более, или менее благоприятных сферах в зависимости от совершённых ими поступков (карма). Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец. Когда возникает идея сансары, то есть круговорота бытия, то она распространяется и на богов. Индуистские боги могли превращаться друг в друга. Вообще, сансара безначальна и никем не сотворена. Её причина — аффекты и совокупная карма живых существ предыдущего космического цикла. Подобно тому, как каждое живое существо в отдельности умирает и в соответствии со своей кармой обретает новое рождение, также и весь мир в целом возникает из пустоты, проходит цикл развёртывания и пребывания, а потом разрушается, чтобы воссоздаться вновь в соответствии с коллективной кармой всех живых существ.

Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в анимистических представлениях исконных жителей Индии. Оно также связано с наблюдением определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации. Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. «Закон кармы диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет в телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой». Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, с.54. Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и социальные различия в обществе как следствия этического результата деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот, кто действует в соответствии с существующими нормами, может, согласно упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.

«Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем, как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения, идти путем отцов (питраяна)». Лунный свет санкхьи. М., 1997, с. 98. Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов (деваяна).

Основные тезисы упанишад бесчисленное количество раз комментируются, развиваются и освещаются с различных точек зрения.

Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления в Индии. Прежде всего учение о сансаре и карме становится исходным положением для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые более поздние философские школы

В середине I-го тысячелетия до н.э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных варн и каст. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет своё влияние институт племенной власти. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеалогии ведического брахманизма, отбрасывающих привелегированное положение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом к насущным вопрсам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретает, прежде всего, учение джайнизма. Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н.э.), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах) религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива ). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной, в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут сансары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог — это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются, прежде всего, веры и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от сансары — сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах, разработанных, прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

В процессе развития философского мышления в древней и средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции; среди множества различных религиозно-философских и философских школ существовали определенно материалистические направления. Однако от этих школ не сохранилось никаких подлинных текстов. Их взгляды можно реконструировать лишь на основе отдельных упоминаний и более или менее кратких пассажей, цитированных в работах их противников.

Общим для всех материалистических направлений является, прежде всего, отрицание существовали загробной жизни, закона кармы и самсары. Поэтом сторонники идеализма называли их настиками (отрицателями), т. е. теми, кто утверждает, что все это не существует. В первые столетия нашего летосчисления в индийском обществе постепенно усиливается процесс, который вел к формированию феодальных отношений. Некоторые черты феодальной системы появились в Индии относительно давно: уже где-то во второй половине 1-го тысячелетия н. э. в большинстве областей Индии можно считать новые производственные отношения доминирующими.

К началу новой эры в идеологической сфере решающие позиции завоевывает индуизм, являющийся продуктом длительного развития и постепенного слияния различных культур отдельных этнических групп, населяющих Индию. Происходит своеобразный религиозный синтез, во многом связанный с древнейшими культурными сферами; в нем ассимилировались не только старые божества ведической Индии и ритуалы брахманских жрецов, но постепенно и целый ряд местных культов. Легкость, с которой индуизм впитывал локальные культы и принимал божества, в значительной мере способствовала его распространению среди всех этнических слоев разнородного индийского общества.

С индуизмом связана богатая литература различных жанров. Наиболее известным произведением является Бхагавадгита (божественная песнь) — священная книга секты бхагаватов, которая, в частности, посвящена этическим вопросам и провозглашает преданность обретшему форму личному богу. Благодаря своему универсальному характеру она по сей день является священным текстом индуизма. Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсолюта, мирового духа (Брахмана). Карма в индуизме — акт, деяние, а также результат этого действия. Любой акт, совершённый человеком, так или иначе, определяет последующую его жизнь. Доктрина кармы тесно связана с идеей сансары. Положение живого существа в сансаре в каждой из его последующих жизней обусловливается его кармой. В индуизме освобождение из круговорота сансары и звисимости от кармы понимается, как правило, как достижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа.

Поведение, соответствующее социально-религиозным нормам, по представлениям древних индийцев, приводило к накоплению религиозной заслуги. Закон воздаяния обеспечивал тем, кто накопил религиозную заслугу, новое рождение в более высокой варне, а грешникам — в более низкой. Закон перерождения не ограничивался только человеческим обществом. За грехи человек мог родиться животным, червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния — кармы. Границы между миром богов и миром людей в универсуме условны, подвижны. Представления о карме были идеологическим выражением сословно-кастового строя. «Мы не должны забывать, что эти маленькие общины носили на себе клеймо кастовых различий и рабства, что они подчиняли человека внешним обстоятельствам, что они превратили саморазвивающееся общественное состояние в низменный, предопределённый природой рок…» Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970, с.69.

Из всего вышесказанного следует, что настоящее и будущее отдельного человека и универсума в целом в Древней Индии определяется прошлым.

Как говорил В. Соловьев: «В Индии, более чем в какой-либо другой стране Востока человеческая личность была поглощена средой. Понятие о человечности, т.е. о значении человека, как человека, не было совсем; вся судьба человека исключительно зависела и заранее предопределялась случайным фактом рождения его в той или другой касте». Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии №8, 1988, с. 54. Однако, тот крупный вклад, который сделали народы Древней Индии в сокровищницу мировой культуры трудно не оценить. Ведь именно культура Индии в значительной степени способствовала развитию культуры во многих соседних странах, в том числе и в Древнем Китае.

Статья была опубликована в 2010г. в Торчиновском сборнике.

Zagumyonnov Boris. Karma in Buddhism: the false, correct, and paradox

Б. И. Загуменнов

КАРМА В БУДДИЗМЕ: ЛОЖНОЕ, ВЕРНОЕ, ПАРАДОКСАЛЬНОЕ

Многообразие миров порождено кармой.

Васубандху

Мы легко бросаем слова: виной всему

накопленная мной негативная карма. Что я могу поделать? Это совершенно

неправильное понимание кармы.

Далай-лама

1.»Каждый принимает конец своего кругозора за край света» (Шопенгауэр). Эта неверная установка весьма распространена. Незнаемое – для нас не существует. Мы действуем и мыслим так, как будто его нет. Так, возможно, развитая терминология в сферах психологии, религии и философии присутствует в русской духовной культуре, но мы, не зная этого, перетаскиваем термины (в свои переводы и исследования) напрямую из англоязычных текстов, что нередко выглядит не только комично («Лорд Будда», «Мастер Миларепа»), но и ведет к ошибочному пониманию (например, к переводу «клеш» как «аффектов»).

Нередко также можно услышать: «А, да это уже давно известно!» (а, значит, и недостойно обсуждения). Это выражение, как и всякие общие фразы – ошибочное (точнее, неопределенное), оно и с самого начала блокирует понимание. Кому известно? Младенцам, пятилетним детям? Или тем, кто этим не занимался? – «Аудитория известности» обычно весьма малочисленна. Кроме того, «известное не означает, что онопознано» (Гегель) и понято. А без этого «хорошо известное» излагают (если попросить об этом) путано и противоречиво, тем самым опровергая собственное заявление об известности.

Мы привычно пользуемся словами, не задумываясь об их смысле. Когда же мы спрашиваем, что именно значит то или иное слово или выражение, то оказывается, значение его не так-то просто определить. Красноречивый пример – известное кредо Декарта: я мыслю, следовательно, существую. Но что такое я, существовать и мыслить?Нет ничего менее определенного. Однако на протяжении веков изречение Декарта считалось образцом ясности и очевидности. Все словно прозрели и осознали, что они «говорят прозой». Ясность – замечательное качество мысли и речи, но, к сожалению, не является безусловным критерием истины. Более того, мнимая ясность нередко вводит в заблуждение; «обыкновенно это все самое ясное и служит источником всяческих софизмов, т.к. мысль людей мало задумывается над такими вопросами по их кажущейся ясности…». .

2. Попробуем уяснить, например, что такое карма. Понятие, вроде бы, «всем известное». Но, посмотрев всяческие словари и пособия, останемся в недоумении: четкого представления мы не получим.

В статьях буддологов, индологов, религиоведов нередко – смесьверного и неверного. (Здесь нелишне вспомнить любопытную мысль Федора Михайловича, о том, что простые и верные идеи приходят не сразу, а напоследок, когда уже перепробовано все нелепое и несуразное. Отсюда, предположительно, следует, что ущербные статьи появляются в результате не столько неспособности или отсутствия знаний, сколько в результате недостаточной работы над ними).

Самое корректное изложение темы – не у наших современных авторов, а у известного буддолога. . Посему – не лучше ли просто публиковать то, что было написано им сто лет назад, вместо того, чтобы мешать правильное с выдумками? Удовлетворительное описание кармы мы найдем в книжечке Хаммалавы Садхатиссы «Введение в буддизм». Подробнейшее изложение этой темы – в «Ламриме» Цонкапы . А корректное «рабочее» определение, пожалуй, таково: карма – это действия, совершенные в прошлой или этой жизнях, и влияющие (affect) на обстоятельства этой или будущей жизни.

А, в общем, небесполезно вспомнить: для уяснения религиозно-философских терминов необходимо прежде всего опираться на первоисточники и исследования, удовлетворяющие требованиям научности, а также, по возможности, на собственный опыт и самонаблюдение, ведь, например, «карма» – это то, что происходит с нами ежедневно и в каждое мгновенье.

Ляпы в наших изданиях. 1) Якобы последствия наших поступков испытываются только в будущей жизни. Нет, они проявляются также и в этой. Или же говорится о прошлых жизнях и этой, но не упоминается о будущей. (2) Карма как воздаяние. (3) Якобы следствия поступков со «слабой» кармой проявляются в первую очередь. . Наоборот: «Те деяния, которые весомее, созревают раньше» . (4) Интерпретация концепции кармы в духе учений, возникших вне Индии. «В настоящее время само слово «карма» широко употребляется в западной, в том числе российской, литературе – эзотерической, паранаучной и даже психологической. Однако здесь понимание этого учения зачастую весьма далеко отклоняется от своего индийского прототипа, а сама концепция кармы произвольно сочетается с совершенно разнородными понятиями и представлениями» . Один красноречивых примеров этого – изложение темы «карма» в христианской терминологии, в контексте «смертных грехов» .

3. Но вернемся к нашей теме. На вопрос «что такое карма?» мы получим, как минимум, четыре ответа:

1) карма – это судьба («такова его карма»); это самое распространенное понимание;

2) это воздаяние (т. е. награда или наказание), или даже возмездие;

3) это закон причины и следствия;

4) «пути кармы» (т. е. механизм причинно-следственных связей) чрезвычайно сложны, постичь их может только Будда.

4. О чем речь в первом варианте? О том, что наши ситуации или жизненный путь в целом жестко детерминированы некой силой извне («судьба повсюду тобою управляет»). Судьба (рок, фатум) – некая безличная сила, определяющая нашу жизнь. Но это неправильное понимание: ведь «карма» связана с нашими собственными поступками, с «потоком дхарм», которым мы являемся; она не действует извне. К тому же, что это за сила? Откуда взялась? Неясно.

Кроме того, в Древней Индии существовали учения, принимавшие жесткий детерминизм (адживика) или вообще отрицавшие его. Так что уже тогда концепцию кармы отличали от представления о «судьбе» и от индетерминизма.

4а. Если же наша участь предопределяется не безличной силой, а волей всемогущего бога-личности, то это тоже не подходит, ведь в системе буддизма такого объяснения нет: существование Бога-творца отрицается. Итак, первый вариант несостоятелен.

Почему же обыденное понимание цепляется за слово «судьба»? Просто потому, что с этим словом связывается идея неотвратимости, жесткого детерминизма, которая чувствуется в слове «карма». Сходное часто отождествляют. И нередко зря.

5. Второй вариант наиболее примитивен. Добрые наши дела вознаграждаются. А злодеев ждет наказание, возмездие, кара – здесь или после смерти. Но если речь идет не о земном суде, то наказывать или награждать может либо некая безличная сила, либо божество (суд Озириса). Ясно, что это не имеет отношения к учению о карме, которое ведь понимается как «причина-следствие»; понятно, что следствие есть только следствие, а «награда» или «наказание» — это уже интерпретация, исходящая из мировоззрения интерпретатора.

6. Наиболее правильное понимание кармы – уразумение ее как закона причинности, т. е. как закономерной, неизбежной связи наших действий и их «плодов» («что посеешь, то и пожнешь»).

«Все наши действия совершаются нами посредством либо нашего тела, либо речи, либо ума. То есть любое наше действие есть либо совершенный нами поступок, либо сказанное слово, либо продуманная мысль. В буддизме совершенные таким образом действия называюткарма, что на санскрите и означает просто «действие”. Все действия имеют свои последствия; этот закон в буддизме называется законом кармы или законом причин и следствий» .

«Все имеет причину» – эта идея глубоко укоренена в сознании человека, вошла в

пословицы («просто так и ворона не каркает»). «Осознание связи между действиемкак

причиной и результатом как следствием жизненно важно для организации будущего

эффективного действия.

Этимологические изыскания по многим языкам… дают интересную картину:

причинная лексика этимологически восходит к значениям, так или иначе связанным с

действием. … из 25 обследованных языков в 14 причинная лексика произошла от слов

со значением конкретного вида действия, в девяти – со значением действия вообще, в

одном – орудия труда и в одном – предмета труда» .

Действительно, в санскрите слово «причина» (карана), (как и слово «карма»)

напрямую происходит от глагольного корня «кар» – делать, действовать. В русском

При этом кармические следствия имеют не все наши действия, а только те, которые являются поступками, т. е. обладают нравственной (положительной или негативной) ценностью. Поступкам всегда предшествует определенное психологическое состояние. На санскрите – четана. Четана – направленное активное сознание. Назовем его помыслом, или, точнее, помыслом-побуждением (поскольку помысел, как показывает уже само слово, относится к сфере мысли-представления, а не эмоций или воли). Согласно «Ламриму» Цонкапы помысел включает: 1) представление об объекте действия; 2) одну из трех клеш (омрачение, страсть, ненависть); 3) намерение-желание совершить поступок, например, украсть вещь. Таким образом, мы видим здесь мотивацию, движущую силу поступка, которая охватывает все три основные сферы проявления психики: познавательную, эмоциональную и волевую. .

6а. Вообще, по сути, речь здесь – об известном постулате: «клеши и карма – причина сансары», т. е. о второй благородной истине – о происхождении страдания.

6б. «Камма (карма) в наиболее общем смысле означает все благие и неблагие действия. Камма – это не фатализм и не учение о предопределении. Прошлое влияет на настоящее, ибо камма есть как прошлое, так и настоящее. Прошлое и настоящее влияют на будущее – в этой жизни или в жизни будущей. Вначале существует причина, а потом следствие. Мы сами ответственны за наше счастье или лишения. Мы сами создаем свой рай или ад. Мы творцы нашей собственной судьбы. Короче, мы суть наша собственная камма, существует поступок и результат поступка. Поэтому Будда говорит: «Каждое существо имеет свою собственную камму, свое наследие, свое родство, свое прибежище. Камма – это то, что распределяет всех существ по низшим и высшим сферам”. Буквальное значение слова камма – действие. Буддизм вкратце определяет добродетельные или недобродетельные намерения-желания как камму. Будда сказал: «Намерение (четана) я называю каммой. Обладая намерением, действуют посредством тела, речи и ума”» .

6в. «Теорию кармы не следует путать с так называемой «нравственной справедливостью” или «наградой и наказанием”. Идея нравственной справедливости или награды и наказания возникает из ложного представления о верховном существе, Боге, который есть законодатель, вершащий правосудие и решающий, что правильно, а что нет. Термин «справедливость” двусмысленен и опасен, и во имя него человечеству вреда было принесено более чем добра. Теория кармы – это теория причины и следствия, действия и противодействия; это естественный закон, не имеющий ничего общего с идеей награды и наказания. Каждое намеренное действие имеет свои последствия и свой исход» .

7. Сущность действия (карма) – не само действие, а психическое состояние, которое само уже является внутренним действием и побуждает к другим (внешним) действиям. Карма – это четана и ее производные. На первом (по «Ламриму» Цонкапы) уровне духовной практики речь идет прежде всего о десяти известных негативных деяниях. Они делятся на три группы, поскольку совершаются телом, речью и умом.

Итак, карма – это: 1) умственные, вербальные и физические действия;

2) психические следы (самскары) этих действий, хранящиеся в психике;

3) тенденции (васаны) к совершению аналогичных действий, присущие этим следам. То есть эти следы («семена») потенциально активны и становятся движущей силой наших поступков и деятельности, когда появляются благоприятные условия.

Только действия, связанные с клешами, имеют отрицательные следствия. Совершаемые без клеш, они нейтральны или имеют положительные результаты.

В веданте мы встречаем троякое деление кармы. (1) Санчита-карма – накопленная

карма, весь запас следов прошлых рождений («кармический потенциал»). Это,

видимо, то, что в буддизме называют «алая-виджняна». (2) Прарабдха-карма – та часть

санчита-кармы, которая определила основные параметры данной жизни. Именно

прарабдха-карма имеет характер судьбы. Ведь наших родителей, окружение, задатки мы

сами не выбирали и ничего уже с этим поделать не можем: происшедшее невозможно

отменить. Но мы можем относиться по-разному к тому, что произошло с нами помимо

нашей воли: нейтрально, с пониманием или раздражением; и это будет иметь разные

результаты в будущем, положительные или отрицательные. (3) Третий аспект кармы –

криямана (вартамана) – это то, что мы создаем себе «на будущее» своими поступками,

ежедневно и ежечасно. Далай-лама говорит: «Мы творим карму постоянно. Когда говорят

с добрыми намерениями, то непосредственно создают дружескую атмосферу;

одновременно этим создаются следы в нашем уме и тем самым предпосылка для

переживания радости в будущем. При негативной мотивации непосредственно возникает

враждебная атмосфера, и тем самым говорящий засевает семена своего будущего

страдания». Как гласит Дхаммапада, «Добрые дела встречают

добродетельного человека, ушедшего из этого мира в другой, как родственники – своего

близкого при его возвращении» (строфа 220). И: «Ни на небе, ни среди океана, ни в

горной расселине, если в нее проникнуть, не найдется такого места на земле, где бы

живущий избавился от последствий своих дел» (строфа 127). .

8. Последствия кармы (совершенных действий) переживаются: 1. уже в этой жизни; 2. в одной следующей жизни: 3. в двух и более существованиях.

9. «Вес» кармы определяется: 1) силой мотивации, «помысла» (см. выше); 2) повторностью действий, привычкой совершать данные действия; 3) значимостью объекта действия (например, бодхисаттва или насекомое); 4) применением или неприменением «противоядий», т. е. «четырех противодействующих сил» (описываются в «ламримах»). «Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков». Если ничего не предпринимают для ослабления негативных тенденций, последствия кармы разрастаются; маленькая причина вызывает большое следствие.

10. Популярный христианский миф о карме отождествляет ее с фатализмом: «Зло увековечивается учением о карме» – утверждает некий дьякон . Откуда взято это мнение, неизвестно. И почему же увековечивается только зло? Ведь и добро тоже! Утверждение элементарно нелогично.

10а. Здесь возникает вопрос о свободе воли. Это один из основных вопросов философии и религии. Так, христиане считают, что теория кармы исключает свободу воли. Непонятно, на чем основано это суждение. Дискуссии на тему о свободе воли (и о существовании Бога), как показала вся история христианства, оказались бесплодными. Было потрачено немало времени и энергии, но ничего, кроме упражнения ума, не получили. Ясно, что обыкновенный вменяемый человек, находясь в обычных условиях, благодаря осознанию своей ситуации и способности к действию, обладает определенной свободой действий. Эта свобода – родовое свойство человека, независимое от его конфессии. Но степень ее весьма изменчива. Реализовать абсолютную свободу – высший идеал.

10б. Христиане обычно считают, что закон кармы отрицает свободу воли и препятствует духовной практике. Ведь, полагаясь на карму и на представление о цепи перерождений, человек может не практиковать, а ждать, что в ходе перерождений он постепенно усовершенствуется. Откуда взята подобная «концепция»? Напрасно мы стали бы искать первоисточник в буддийских текстах. «Концепция» целиком взята из собственной головы, куда она попала из стихии обыденного сознания. «Учение о карме, — пишет православный психолог, — полностью противоречит христианству, ибо прощение грехов возможно не через «отработку кармы» (тем более в «последующих воплощениях»), а только через искупительную смерть Иисуса Христа»

Но тогда получается, (так подумают многие), что как раз в христианстве нет побуждения к практике: любой грешник по милости божией, покаявшись, может обрести рай. Ведь бог не справедлив, а милостив.

11. Забавно, что здесь с христианами происходит по евангельской притче о соринке в чужом глазу. Отвергая концепцию кармы, оно на деле (неосознанно) принимает догму о суперкарме. Ведь что такое первородный грех? Адам и Ева когда-то совершили грех непослушания, а все человечество (и даже природа) почему-то до сих пор страдает из-за их греха (см. Быт. 3).

Другая поразительная концепция – в кальвинизме. Якобы изначально Бог предопределил одних к спасению, а других – к вечному проклятию. Но неизвестно, кто проклят, а кто спасен. Здесь вопреки наиболее распространенным установкам христианства о равенстве всех людей перед Богом, мы видим отрицание свободы воли и нехристианское (с точки зрения православия и католичества) деление на избранных и отвергнутых.

12. И о карме как «неисследимом» и таинственном (четвертый вариант понимания – см. выше п. 3). Карма – это причина и следствие. Что же здесь загадочного? Но это на первый взгляд. Ведь разобраться в бесконечном переплетении условий, причин и следствий, как в природе, так и в обществе, необычайно трудно. Возьмем, к примеру, сложности с причинностью в квантовой механике. Или современный, постнеклассический этап в осмыслении взаимосвязей и детерминации явлений в сверхсложных системах (концепции синергетики). Спонтанность, случайность, самоорганизация, неожиданный переход к более высокому уровню функционирования после состояния неопределенности, как выясняется, играют гораздо более значительную роль, чем считалось ранее. И соответственно прямая, линейная зависимость между причиной и следствием проявляется, скорее всего, в ограниченной области.

Так что, конечно, в полном объеме кармические связи, причины и следствия (в бесконечной череде смертей и рождений) невозможно проследить с помощью обычного ума. (И потому вызывает сомнение достоверность педантичных списков причин и следствий, в которых указываются однозначно все параметры и условия будущего перерождения как следствия нашего поведения в этой жизни. По-видимому, эти списки можно рассматривать как идеальные случаи, т. е. когда присутствуют только причины и следствия без вмешательства «посторонних» условий. Но общеизвестно, что любое явление связано со множеством других, влияющих на него, тем более что все дхармы находятся в постоянном движении по оси времени).

13. И наконец о том, что в статьях о карме почти никогда не упоминается. Согласно учению о двух истинах, или двух уровнях реальности, принимаемому в махаяне (и адвайта-веданте), самсара, существенным элементом которой является причинность (карма), с высшей точки зрения – нереальна, подобна иллюзии, сновидению. И, следовательно, само понимание кармы как реальной связи причины и следствия – также иллюзорно. Понимание этого – одно из условий достижения освобождения. Или, словами Нагарджуны:

«Хотя будды с мирской точки зрения говорят пребывании (стхити), возникновении и уничтожении, бытии и небытии, о низшем, равном и высшем, с точки зрения истинной реальности всего этого не существует… Двенадцать звеньев взаимозависимого возникновенья, имеющие следствием страдание – не возникают… Кармические силы (санскара) подобны граду гандхарвов, иллюзии, миражу…» .

14. Итак, можно выделить несколько уровней понимания кармы: как внешних действий и их следствий; как психических процессов и их активных следов; как сверхсложных связей и как относительно нереального явления.

ЛИТЕРАТУРА

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма. М., «Вестком» 2000.

Валпола Рахула. Чему учил Будда. Донецк. «Махасангха». 1995.

Введение в буддизм. СПб: «Лань», 1999.

Далай-лама XIV. Сутра сердца. Элиста, «Океан мудрости». 2008.

Дхаммапада. М., Издательство восточной литературы. 1960.

Кураев Андрей диакон. Сатанизм для интеллигенции. Том I. М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2006.

Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., «Наука». 1991.

Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М., «Наука». 1981.

Чже Цонкапа. Ламрим ченмо. (Большое руководство к этапам пути Пробуждения).

В пер. с тибетского А. Кугявичуса. Т. I. СПб, Издание А. Терентьева. 2007.

Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. М., «Наука», 1985.

АТМАН– одно из основных понятий ведической литературы: всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа в отличие от Брахмана (высшей объективной духовной реальности). Атман – самосознание Брахмана. Он находится во всем и все одушевляет. Это – вечное начало внутри всего.

БРАХМА– космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

БРАХМАН– 1) в ведической литературе – зародыш, из которого разворачивается весь явленный мир и который существует в двух образах –воплощенном и невоплощенном; 2) член высшей жреческой касты в Индии.

БРАХМАНИЗМ(учение брахманов, священников) – господствующая в Индии религия, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между сторонниками брахманизма существуют большие расхождения. В брахманизме имеются следующие направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворенного и непреходящего первовещества (пракрити), и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. В основе брахманизма лежит вера в перевоплощение души, верховную божественную триаду (Тримутри: Брахма, Вишну, Шива). Отличается сложным ритуалом, совершаемым специальными жрецами – брахманами.

БУДДИЗМ– одна из трех мировых религий, в основе которой лежит религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии вIV-Vвв. до н. э. Основателем его считается принц Гаутама (623-544 до н.э.), прозванный Буддой, т.е. «просветленным». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавления от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине, возможности освобождения от них и восьмеричном пути. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

ВАЙШЕШИКА– древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канадà. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мирсоздан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

ВЕДАНТА(буквально «завершение вед») – одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе «Упанишад» одном из разделов «Вед», философских комментарий к ведическим гимнам. В веданте существует два направления: адвайта (основатель – ШанкараVIIIв. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя); второе направление – вишишта (основатель Рамануджа) считает, что существует три реальности – материя, душа и бог, которые находятся во взаимо-подчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну.

ВЕДЫ(буквально — «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с серединыIIтысячелетия до н.э. доVIв. до н.э.). Состоят из четырех сборников: «Ригведы» – гимнов мифологического и космологического содержания; «Самоведы» – песнопений, повторяющих тексты «Ригведы» и дополняющих их ритульно-обрядовыми наставлениями; «Яджурведы» – описаний ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; «Адхарваведы» – магических заклинаний и формул. За «Ведами» следуют «Брахманы» – своего рода комментарии к текстам «Вед» (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют «Упанишады» – трактаты религиозно-философского содержания.

ГУРУ (буквально – «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

ДАО(буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальноеначало мира (истинное небытие).

ДАОСИЗМ– одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник вVIв. до н.э., основоположник Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствования.

ДЖАЙНИЗМ– индийское религиозно-философское учение, сформировавшееся вVI- V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороныдругих невозможна).

ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет «Вед». Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

ЖЕНЬ(человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому.

ИНДУИЗМ– одна из наиболее крупных религий мира. Священными для индусов являются «Веды» («ведать, знать») и предписание жрецов – брахманов. Основа индуизма – учение о переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). По индуистским представлениям, человек заслуживает свое положение в определенной касте всей предшествующей жизнью. Каждый индус обязан строго соблюдать предписания, необходимые для данной касты. Этим в следующей жизни он может заслужить более высокое положение в обществе. В индуизме нет единой догматики, обрядности, церковной организации. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос). Индуистская философия включает в себя учение об Атмане и Брахмане. Цель всякого прогресса – освобождение Атмана от тела и слияние его с Брахманом.

ЯН и ИНЬ– основные понятия древнекитайской философии. В «Книге перемен» Ян и Инь выражают светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское начала в природе. Полярные силы рассматриваются как основные космические движения и первопричины всего.

ЙОГА(буквально «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

КАРМА– в древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

КОНФУЦИАНСТВО– одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае, возникшее вVIв.до н. э. Основодоложник – Конфуций (Кун-фу-цзы). Согласно учению судьба человека определяется Небом, и то, что люди делятся на благородных и низких, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему.

ЛИ– в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА– учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания – ощущения. Отрицает существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также – закона кармы. Проповедуетгедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм.

МОИЗМ– одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

МИМАНСА– одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) на может быть рационально объяснено. Человек должен неукоснительно соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признаёт существование духовного и материального начал во вселенной.

МОКША– в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

НИРВАНА(«угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это – убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана – противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана – это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенностиземным бытием.

НЬЯЯ– одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие положения «Вед», считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения.

ПРАКРИТИ– в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизирует творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

ПРАНА(буквально «дыхание) – в индийском философии означает космический принцип бытия, а также жизнь, одушевляющее начало и жизненные силы, объединяющие микрокосм и макрокосм.

САНКХЬЯ–одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), неспособную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши (души), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

CAНСАPA(«перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом («колесо сансары»).

«УПАНИШАДЫ»– один из разделов «Вед», древнеиндийские фило-софские комментарии к ведическим гимнам. Относятся кVII–IIIвв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений.

ЦИ–основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля.

Стр 1 из 10

Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

5. Буддизм возник как учение:

в) натурфилософское.

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

б) «просветленный»;

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

в) к последующему рождению в более высокой варне;

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

в) угасание, затухание;

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

в) сансарой.

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

в) чарвака — локаята;

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

г) Атман равен Брахману.

14. К нирване в буддизме ведет:

б) восьмеричный путь;

Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

Что означала теория кармы?

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.

17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?

а) санкхья;

б) чарвака (локаята);

в) йога;

г) ньяя;

д) вайшешика;

ж) миманса.

Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?

б) движение;

в) действие;

г) равновесие.

Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?

а) да;

Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).

Что есть логос, по Гераклиту?

а) природный, мировой закон;

б) взаимосвязь и взаимозависимость противоположных сторон;

в) изменчивость мира;

Какими качествами обладало число у пифагорейцев?

а) было вещественной, материальной сущностью всех вещей;

б ) принимало форму геометрических, пространственных образов;

в) обладало таинственной, мистической силой.

Какое из нижеперечисленных чисел было началом, первокирпичиком мира у пифагорейцев?

а) 1;

87. Гераклиту принадлежит изречение:

г) нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

88. Первая аксиома Парменида гласит:

в) бытие есть, небытия же вовсе нет;

89. Элеаты полагали, что:

а) мыслить бытие и быть — одно и то же;

90. О множестве вещественных начал мироздания в античной философии учили:

б) Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит;

Почему Парменида называют первым европейским метафизиком?

а) его мир состоял из неизменной сплошной массы вещества;

в) выступал против дискретных, множественных, изменяющихся, противоположных начал мира.

Что пытался доказать в своих знаменитых апориях (трудноразрешимых противоречиях) Зенон?

б) невозможность движения.

93 . Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:

г) формой атомов.

94. По Гераклиту первоначалом всего сущего является:

г) огонь.

Какое еще название имел раннегреческий этап развития античной философии?

в) досократовский.

96.Деятельность каких греческих философов принадлежит к так называемому классическому периоду(V—IVвв.до н. э.) развития философии?

в) Платона;

г) Аристотеля

е) софистов;

ж) Сократа.

Что является источником философского знания, согласно Сократу?

г) постоянная духовная неудовлетворенность.

98. Учение об идеальном государстве создал:

г) Платон.

Каковы, на Ваш взгляд, негативные стороны философии софистов?

а) пытались научить людей спорить, аргументированно доказывать свою правоту;

б) дистанцировались от морали; +++

в) шлифовали язык диалога;

г) отрицали существование объективной истины.

100. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» — это:

а) высказывание софиста Протагора;

Философия средних веков

Что такое патристика?

б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.).

126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:

в) Тертуллиану;

127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:

б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим;

в) Бог рационально не постижим;

128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:

в) теоцентризм;

129. Аврелий Августин написал следующие произведения:

б) «О блаженной жизни»;

в) «Исповедь»;

г) «О Граде Божием»;

130. Основные цели схоластики:

в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:

а) зависимость от религиозной идеологии;

б) авторитаризм;

в) обращенность в прошлое – традиционализм;

г) склонность к назидательности и дидактизму;

д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности;

е) свобода в вопросах осмысления устройства мира;

Философия Возрождения

146. Гуманизм эпохи Возрождения — это:

б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление

к созданию благоприятных для личности условий социального существования;

Философия эпохи Просвещения

Постклассическая философия

(второй половины ХIХ – начала ХХ века)

293. Для философских учений антисциентистской направленности, формировавшихся со второй половины ХIХ века, характерны следующие установки:

г) выдвижение вместо ratio на первый план иных, иррациональных форм познания;

294. В противовес классическому рационализму развивались следующие направления в постклассической философии, в качестве первичной реальности рассматривавшие жизнь или существование человека:

б) экзистенциализм;

295. Учение Маркса характеризуется как:

в) диалектический материализм;

296. В ранний период философской деятельности К.Маркс разделял взгляды:

а) младогегельянцев;

В.Соловьев писал, что русский радикализм развивался по принципу «смены катехизисов». Какими были эти три упомянутые «катехизиса», последовательно выступавшие в качестве философской опоры русского радикализма?

б) православный, евангельский;

в) материалистический, фейербахианский;

г) позитивистский;

Западная философия ХХ века

Философия: смысл и значение

Что такое философия?

в) наука о здоровом образе жизни.

Л. Фейербах говорил об этом как о «познании конечного в качестве бесконечного», Г. В. Ф. Гегель — как о «познании абстрактно постигающего себя духа», Э. Блох — как о «теоретическом мессианизме, описывающем движение мира к совершенству». Что имели в виду мыслители?

а) религию;

б) мораль;

в) философию;

д) и религию, и мораль, и философию в равной степени.

15. Основными сферами философского знания являются:

а) философская антропология;

б) онтология;

г) аксиология;

д) гносеология (теория познания);

Философская онтология

Слово ( речь)

?а) очищает бытие персональной идентичности человека от чувственного материала;

б) является выражением совместного переживания бытия мира;

в) является наиболее адекватной формой обнаружения бытия мира;

?г) все ответы правильные.

34. Культура внутренне различена на следующие группы культурных средств в порядке возрастания универсальности:

в) орудия, символы, знаки, предельно универсальные знаки.

35. Человек в его отношении к предметностям мира:

б) захвачен ими, «вожделеет» их, поскольку они составляют основу его бытия.

36. Предельное предметное отношение человека к миру выражают:

в) универсалии «бытие» и «небытие»;

37. Чем выше персональная идентичность человека поднимается по уровням своего предметного бытия, тем:

а) меньше его зависимость от бытия объекта, от полюса единичности;

в) больше зависимость от культурной формы, от полюса общего;

д) интенсивней энергия бытия человека;

38. Онтология это:

в) учение о бытии;

Философия природы

39. Выберите две верные трактовки сущности понятия «природа»:

а) природа как все, что существует вообще, т.е. весь мир в многообразии его форм;

б) природа как совокупность естественных ( физических, химических, биологических, геологических, космологических ) явлений;

40. Понятия «природа» и «материя» близки по значению, но:

а) понятие «природа» шире понятия «материя», так как содержит психические явления мира высших животных;

41. В античных космогонических мифах, отражающих первые представления о природе:

б) мир как упорядоченный Космос возникает из неорганизованного Хаоса;

42. Природу древние греки воспринимали как:

б) эстетически прекрасное;

43. Древнегреческие философы часто рассматривали природу с позиций:

в) органицизма;

д) гилозоизма;

44. Природа являлась главным объектом философского анализа:

г) в любую эпоху природа всегда главный объект философского исследования.

45. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это:

б) натурфилософия;

46. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития, это:

в) ноосфера.

47. Концепцию перехода от биосферы к ноосфере ( сфере разума ) разрабатывали:

в) Тейяр де Шарден;

д) В.И. Вернадский.

48. В современной космологии под Вселенной понимается:

б) весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам;

Социальная философия

73. Какие вопросы не относятся к сфере рассмотрения социальной философией?

а) что такое общество?

б) каковы структурные аспекты общественной жизни?

в) какова динамика общественной жизни?

г) возможно ли взаимодействие природы и общества, при котором разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития?

д) в какой мере человек природное существо, а в какой — существо социальное?

е) является ли история общества одной для всех времен и народов или у каждого народа своя собственная историческая дорога?

Онтология сознания

85. В соответствии с субъектно-атрибутивной концепцией сознания, субъект это:

а) человек как носитель творческой деятельности или сообщество людей, действующее как единое целое;

б) носитель деятельностной способности;

в) то, на что направлена познавательная и преобразующая деятельность.

86. Согласно К. Марксу, опредмечивание есть:

а) переход свойств объекта в свойства субъекта;

б) превращение живого труда человека в материальный продукт труда;

в) оба определения верны.

87. Высказывание философов XIX в. о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь, принадлежит:

а) идеалистам;

б) вульгарным материалистам ( по определению Ф.Энгельса);

в) К. Попперу и его последователям.

88. По определению Тейяра де Шардена, «приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь», это:

в) рефлексия;

89. Что не относится к формам общественного сознания:

з) все вышеперечисленное есть формы общественного сознания.

90. Что, по К. Марксу, является «непосредственной действительностью мысли», по М. Хайдеггеру – » домом бытия»:

в) язык.

91. Направленность сознания на какой-либо предмет, задающая предмет человеку в форме смысла, это:

а) интенция;

б) внимание;

в) медитация.

Научное познание

123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:

а) в Древнем Египте;

б) в Древнем Китае;

в) в Древней Греции;

г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.

124. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:

а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;

б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;

в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;

г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.

125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:

б) в Новое время;

126. Формирование экспериментального метода познания происходит:

а) в конце эпохи античности;

б) в начале эпохи Нового времени;

в) в ХХ веке – «веке науки».

127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:

а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;

128. Научный закон это:

а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;

б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);

129. Для классической науки характерно следующее:

а) акцент на предмете природы как объекте исследования;

б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя;

в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;

130. Научная проблема проявляется как:

а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;

б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.

131. Гипотеза это:

б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;

в) форма развития научного знания.

132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:

а) теория;

б) механизм;

в) метод.

133. Как известно, существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения?

а) к общенаучным методам;

б) к частнонаучным методам;

в) к междисциплинарным методам.

134. Научное познание имеет уровни:

б) эмпирический и теоретический;

Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

5. Буддизм возник как учение:

в) натурфилософское.

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

б) «просветленный»;

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

в) к последующему рождению в более высокой варне;

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

9. Слово «нирвана» ( в буддизме — состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

в) угасание, затухание;

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

в) сансарой.

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

в) чарвака — локаята;

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

г) Атман равен Брахману.

14. К нирване в буддизме ведет:

б) восьмеричный путь;

Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

КА́РМА (санскр. karman – дей­ст­вие, дея­ние, жерт­во­при­но­ше­ние, жре­бий), од­но из центр. по­ня­тий инд. ре­ли­гии, фи­ло­со­фии и куль­ту­ры. К. вы­сту­па­ет как сво­его ро­да «ес­те­ст­вен­ный» за­кон, ко­то­рый в са­мом об­щем ви­де оз­на­ча­ет влия­ние со­вер­шён­ных ин­ди­ви­дом дей­ст­вий (те­лес­ных, ре­че­вых, мен­таль­ных) на всю его по­сле­дую­щую жизнь и ха­рак­тер бу­ду­ще­го ро­ж­де­ния (класс су­ще­ст­во­ва­ния: бо­гов, лю­дей, жи­вот­ных, на­се­ко­мых и т. п., со­ци­аль­ный ста­тус, пол, внеш­ность, про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, бла­го­по­лу­чие, здо­ро­вье и т. д.). Док­три­на К. тес­но свя­за­на как с док­три­ной пе­ре­ро­ж­дения, или ре­ин­кар­на­ции (сан­са­ра), так и с иде­ей мо­раль­но-кос­мич. за­ко­на Дхар­мы, по­сколь­ку К. пред­по­ла­га­ет, во-пер­вых, лич­ную мо­раль­ную от­вет­ст­вен­ность че­ло­ве­ка за свои дей­ст­вия и со­от­вет­ст­вен­но мо­раль­ную оцен­ку этих дей­ст­вий (дхар­ма, ад­хар­ма), во-вто­рых, ут­вер­жде­ние при­чин­но-след­ст­вен­ной свя­зи ме­ж­ду дей­ст­вия­ми и их мо­раль­ны­ми послед­ст­вия­ми, в-треть­их, пре­вра­ще­ние зем­но­го ми­ра в ме­сто нравств. воз­мез­дия и раз­ви­тие идеи мо­раль­но­го воз­дая­ния в др. ми­рах (ло­ка). Та­кой ком­плекс идей ха­рак­те­рен толь­ко для Ин­дии и тех куль­тур Азии, ко­то­рые ис­пы­та­ли влия­ние инд. ци­ви­ли­за­ции. В др. куль­тур­ных ареа­лах ве­ра в ре­ин­кар­на­цию, как пра­ви­ло, не бы­ла столь тес­но свя­за­на с иде­ей лич­ной мо­раль­ной от­вет­ст­вен­но­сти и мо­раль­но­го воз­дая­ния. За­кон К., объ­яс­няя, по­че­му кос­мос уст­ро­ен по ие­рар­хич. прин­ци­пу и от­ку­да в нём по­яв­ля­ет­ся не­ра­вен­ст­во раз­ных клас­сов жи­вых су­ществ, по­че­му в ми­ре есть зло и стра­да­ние, с од­ной сто­ро­ны, оп­рав­ды­ва­ет та­кое по­ло­же­ние ве­щей (вы­сту­пая в ка­че­ст­ве сво­его ро­да тео­ди­цеи), а с дру­гой – до­во­дит до све­де­ния че­ло­ве­ка, что он не толь­ко не­сёт от­вет­ст­вен­ность за про­шлую К., но и мо­жет из­ме­нить свою участь, из­ме­няя ха­рак­тер сво­их дей­ст­вий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *