«На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель — Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега…» — рассказывал в 42 номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г.

Монахи поселились на озере Важе в начале XVI в., когда ученик великого русского святого Александра Свирского Геннадий (ум. в 1516 г.) стал жить отшельником в этих краях. Датой возникновения монастыря считается 1520 г.: в тот год инок Никифор, покинув своего наставника Александра Свирского, основал здесь Задне-Никифоровскую Важеозерскую пустынь.

В 1530 г. поставили деревянную церковь во имя Преображения Господня и соорудили кельи для братии. Немногим позже государь Иоанн Васильевич Грозный даровал монастырю грамоту на владение пахотной землей «на все четыре стороны по версте, оприч мхов и болот, и глыб».

Никифор умер 9 февраля 1557 г.; день его кончины (н. ст. 22 февраля) стал днем памяти покровителей карельского края Свв. Никифора и Геннадия Важеозерских.

Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом. Лишь в Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. После того как игумен Дорофей и семь монахов приняли мученическую смерть, монастырь долгое время был заброшен. Сохранились лишь две ветхие деревянные церкви, часовня и кельи.

Возродить обитель удалось отцу Исайе, отшельнику из Коневского монастыря, поселившемуся здесь в 1830 г. с тремя учениками.

К 1846 г. число братии выросло до 22 человек. В 1858 г. возвели каменный храм во имя Всех Святых, в котором покоились мощи основателей монастыря.

В 1885 г. страшный пожар уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим монастырям.

Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью «Всероссийского батюшки» – святого Иоанна Кронштадского. Был восстановлен каменный храм Всех Святых, выстроен пятиглавый деревянный храм Преображения Господня. Тогда же появились надвратная церковь, игуменский и гостиничный корпуса. К началу XX в. монастырь обнесли каменной оградой. При нем заработали портняжная и сапожная мастерские, мукомольная мельница и завод, на котором из дерева получали скипидар, смолу и деготь.

После революции обитель разделила участь многих монастырей. В 1920 г. в ней организовали совхоз. В 1935 г. монастырь подвергся разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На его территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом. После войны в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психиатрическая больница.

В 1992 г. монастырь снова начал возрождаться. Постепенно восстанавливается его облик: воссозданы храм Преображения и надвратный храм, возведена часовня на месте разрушенного братского кладбища. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых — ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее.

Как добраться:

Важеозерский монастырь расположен в 50 км к северу от Олонца. Добраться до монастыря можно личным транспортом, экскурсионным автобусом в составе туристической группы или на рейсовом автобусе до указателя «Интерпоселок» (далее 12 км пешком).
http://strana.ru/places/207313 «…В Важеозерском монастыре рады всем. Насельники обители расскажут об истории монастыря, житии Геннадия и Никифора Важеозерских, о блаженном иноке Владимире. О том, чем и как живет обитель сегодня. Вы можете задать все интересующие вас вопросы.

Примерная продолжительность экскурсий 1-1.5 часа. О визите лучше договариваться заранее. В настоящее время в монастыре нет своей гостиницы для размещения больших групп паломников. По всем вопросам по посещению монастыря, организации приема групп, экскурсий и питания необходимо связаться с благочинным монастыря иеромонахом Иоанном по телефонам +7 (921) 451-86-51 begin_of_the_skype_highlightingБЕСПЛАТНО +7 (921) 451-86-51 end_of_the_skype_highlighting или 8 (81436) 2-43-18″ Вам понадобятся деньги на счете в SkypeБесплатно через Skype

Валаамский монастырь находится в северной части Ладожского озера на острове Валаам в 22 километрах от побережья, в 42 км от ближайшего крупного города Сортавала, в 60 км от Приозерска и в 220 км от Санкт-Петербурга.

Валаамский архипелаг состоит из полусотни островов общей площадью порядка 36 км², 27,8 из которых занимает главный остров архипелага — Валаам. Рядом с главным островом располагаются острова Предтеченский, Скитский, Емельяновский и многие другие, значительно уступающие перечисленным островам своими размерами.

На острове Валаам находится один из самых известных в России мужских монастырей — Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь.

История Валаамского монастыря

Достоверных данных о точном времени основания Валаамского монастыря нет. Монахи обители придерживаются мнения, что апостол Андрей Первозванный побывал на острове в те времена, когда на нем располагалось языческое капище, посвященное славянским богам Велесу и Перуну. Осенив крестным знамением остров, Андрей принялся проповедовать проживавшим в окрестностях острова язычникам и вскоре сами волхвы разрушили капище и приняли христианство.

В исторических документах есть некоторые упоминания о Валаамском монастыре, но для создания достоверного исторического полотна их явно не достаточно. Сами монахи считают основателями монастыря преподобных Сергия и Германа, двух греческих священноиноков, прибывших в Северное Приладожье задолго до официального крещения Руси в 988 году.

Из жития святого Авраамия Ростовского мы узнаем, что уже в X веке на Валааме проживала монашеская братия, возглавляемая избираемым на монашеском совете игуменом. Иоаким и Феогност — два игумена, упоминаемые в источниках, должны были управлять братией на момент крещения Руси, но каких-либо более подробных и достоверных сведений о них не сохранилось.

Ряд исследователей полагает, что история Валаамского монастыря началась значительно позднее — в 1407 году, как об этом повествуется в «Сказании о Валаамском монастыре» из жития Савватия Соловецкого. Вполне возможно, что обе версии верны — жизнь в православных монастырях довольно часто прерывалась на десятилетия или даже на столетия, а затем возрождалась вновь.

Более-менее достоверные сведения о монастырской жизни относятся к XV-XVI вв. и повествуют нам о том, что в этот период в монастыре одновременно проживало до 600 монахов. В те годы Северное Приладожье регулярно подвергалось шведским набегам, что становилось причиной, по которой благодатный остров Валаам часто приходил в запустение.

Ситуация в корне изменилась после победы России в Великой Северной войне, в результате которой Российская империя прочно закрепилась в этом регионе. В 1715 году царь Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря. Спустя всего несколько лет (в 1719 году) на Валааме был освящен построенный здесь деревянный Спасо-Преображенский храм. Вместе с ним возвели ряд хозяйственных построек и келейные помещения. В 1730 году на Валааме также была возведена Успенская церковь, а весь комплекс церковных зданий обнесли деревянной оградой, однако в результате случившегося в 1754 году большого пожара все они были уничтожены.

Несмотря на прилагаемые по указу императрицы Елизаветы Петровны усилия, спустя 10 лет на территории Валаамского архипелага проживало всего 11 монахов. Спустя еще 10 лет (в 1765 году) здесь были выстроены и освящены храм Преображения Господня и две церкви — Успенская (отапливаемая и использовавшаяся в зимнее время) и летняя Никольская. Обе церкви были гармонично вписаны в келейный квадрат, служивший местом жительства монахов Валаамской обители и окружавший храм Преображения Господня, и располагались в его углах.
Каменное строительство в монастыре тесно связано с именем игумена Назария, возглавившего его в 1781 году. Так, в частности, при нем были воздвигнуты два каменных строения в северной и южной части наружного каре — «Живоносный Источник» (больничный храм во имя иконы Божией Матери) и надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла соответственно. При нем же была возведена 72-метровая красавица-колокольня, дошедшая и до наших дней. Уже позднее в XIX веке был отлит и водружен на колокольню полуторатонный колокол в честь апостола Андрея Первозванного — самый большой из валаамских колоколов.

В 1811 году территория, на которой располагается Валаамский архипелаг, была включена в состав новообразованного Великого княжества Финляндского, а в 1819 году Валаамский монастырь посетил император Александр I. Наивысшего расцвета монастырь достиг в середине XIX века, когда им в течение 42 лет управлял игумен Дамаскин. Именно он добился того, чтобы возведение церковных зданий на острове происходило под руководством квалифицированных архитекторов, чтобы монахи неукоснительно посещали церковные службы и несли многочасовые трудовые послушания, а также обязательного попечения послушников и молодых монахов монастырскими старцами. При его приемнике Ионофане II был достроен начатый при игумене Дамаскине Спасо-Преображенских собор, вмещавший более 3000 прихожан, а общее количество монахов Валаамского монастыря перед Первой мировой войной составило порядка 1000 человек.

Уже после Октябрьской революции, когда Финляндия объявила о независимости, Валаам оказался на ее территории, что во многом способствовало тому, что монастырь сохранился, а его насельники избежали участи многих священнослужителей, оставшихся на территории будущего в СССР. Однако в новом государстве монастырь столкнулся с рядом трудностей иного характера, связанных с дискриминацией православия со стороны лютеранского большинства Финляндии.

В годы Советско-финской войны 1939-1940 гг. монахи Валаамского монастыря, принявшие к тому времени финское гражданство, были вынуждены оставить места боевых действий и переселиться в местечко Хейнявеси в восточной Финляндии, в усадьбе Папинниеми, где они основали Ново-Валаамский монастырь.

С 1940 по 1941 годы в здании монастыря располагалась школа боцманов и юнг, весь личный состав которой в самом начале Великой Отечественной войны отправился на оборону Ленинграда.

С 1950 по 1984 год в бывших кельях и скитах монастыря располагался Дом инвалидов войны и труда. Первые теплоходы с туристами стали прибывать на Валаам в 60-х годах XX столетия, а 1979 году здесь был учрежден музей-заповедник.

Возрождение Валаамского монастыря началось осенью 1989 года, когда решением Совета министров Карелии решено было «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие к нему скиты.

Валаамский монастырь в наши дни

В настоящее время Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь является действующим. В нем постоянно проживает более 200 монахов, иеромонахов, иеродиаконов и послушников, а также порядка 30-40 трудников.

В начале XX века на острове было 13 скитов. В наши дни 11 из них полностью восстановлены, а реконструкция оставшихся скитов продолжается. Суровые климатические условия требуют регулярного проведения реставрационных работ даже в восстановленных совсем недавно скитах.

Постепенно возрождаются и монастырские производства — до революции их в монастыре было порядка 30 и, в том числе, здесь были смоляной, кожевенный, свечной, кирпичный и гончарный заводики, а также имелась собственная конюшня и молочная ферма (восстановлена и находится, как и прежде, в 6 км от монастыря).

В 2002 году в Валаамском Спасо-Преображенском ставропигиальном монастыре была возобновлена традиция выращивания рыбы. В Малом Никоновском заливе на участке акватории площадью приблизительно в 4,35 га монахи выращивают товарную форель.

Монастырская пекарня, расположенная на территории Центральной усадьбы, обеспечивает братию и местных жителей несколькими видами квасного и дрожжевого хлеба.

На Валааме имеется свое столярное производство, гаражи и многочисленные мастерские, позволяющие обеспечивать монастырь всем самым необходимым.

Природа острова Валаам

Трудно описать красоты Валаама точнее, чем это сделал известный гидрограф А. П. Андреев: «Поразительной природы подобно Валаамской не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту и на глубину, — островки, мыски, бухточки… Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

На площади менее 30 км² сосредоточено свыше 400 видов растений и 200 видов птиц. Здесь обитают такие животные как: зайцы, лисы, лоси, белки… на удаленных безлюдных островах можно видеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы. Хариус, палия, сиг, лосось — вся эта рыба в изобилии водится в водах омывающих Валаамский архипелаг.

Туристическая инфраструктура острова Валаам

Гостиничные услуги на острове предоставляет гостиница «Игуменская» и пришвартованный в Монастырской бухте Валаама теплоход «Адмирал Кузнецов» (в мае 2016 года произошел пожар в историческом здании Зимней гостиницы, после чего было принято решение временно использовать для размещения гостей обители пассажирские каюты теплохода).

Вы можете посетить Валаам как обычный турист, как волонтер, как трудник или как паломник. Вы не обязаны разделять религиозные убеждения обитателей монастыря в случае посещения Валаама в качестве туриста, но обязаны уважительно относиться к правилам, установленным в монастыре и соблюдать некоторые предписания. Так, в частности, мужчины и женщины проживают в гостиницах раздельно, не благословляется употребление любых алкогольных напитков, громкие разговоры и быстрое перемещение по территории обители.

Как добраться до Валаамского монастыря

Из города Петрозаводска можно на автобусе или маршрутке добраться до города Сортавала, расположенного на берегу Ладожского озера (расстояние между городами порядка 250 км, а дорога занимает около 3,5 часов).

В летний период (примерно с конца мая и по начало октября) из города Сортавала до острова Валаам можно добраться на судне «Метеор» отправляющемся туда ежедневно. Отправление судна из города Сортавала в 09.00 и 11.00 часов, а отправление обратно с острова Валаам в 15.00 и 17.00 (количество рейсов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от количества поданных предварительно заявок). Путешествие на остров занимает 1 час.

В зимний период добраться до Валаама из Сартавала можно на судне с воздушной подушкой ежедневно (при наличии благоприятных метеоусловий).

Экскурсионные туры на Валаам

Компания «Твой отдых в Карелии» организует экскурсионные поездки на остров Валаам по маршруту Петрозаводск — Сортавала — Валаам — Сортавала — Петрозаводск. Вместе с экскурсиями поездка занимает около 15 часов, включая автобусный трансфер и плавание на судне «Метеор» в оба конца.

В программу тура входит обзорная экскурсия по Центральной усадьбе Валаамского монастыря, обед в монастырской трапезной, переход в Никоновскую бухту и продолжение экскурсионной программы на маршруте «Новый Иерусалим» — Воскресенский (Красный) скит.

Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.
Местные жители оклеветали преподобный Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.
Долго ли управлял преподбный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и преподобный Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.
В начале ХVIII века обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом были погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи Преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.
С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско — миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
С приходом советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья. На первом этапе, монашествующие самостоятельно пытались объединиться в совхозы, чтобы на новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Затем монастырское имущество было все национализировано, а созданное монашествующими хозяйства реорганизованы. Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря и назначил монахиню Варвару (Иванову) на должность настоятельницы (игумении) обители.
За минувшее время построены и освящены храм во имя Святой Живоначальной Троицы и часовня во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Возведены здания монашеского келейного корпуса и хозяйственного назначения, келейные домики, подъездные дороги.
2 августа, в день чествования святого Пророка Божия Илии, Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил совершил Чин на основание церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы Сяндемского Успенского женского монастыря (Олонецкий район).
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы возведен по сохранившимся фотографиям утраченной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла. Вероятно, этот храм был построен в 1865 году по проекту из альбома образцовых проектов церквей, разработанных Константином Тоном. По такому же проекту были возведены храм во имя святого Алексия, человека Божиего, в Великой Губе и церковь во имя Всех Святых в Муромском монастыре (Пудожский район).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *