В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем — в случае отсутствия таковых — его торжественное соборное прославление.

В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха

Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

Даже в XI веке официальная санкция высшей церковной и светской власти не считалась необходимой для прославления того или иного лица в качестве святого. В византийской Церкви, с одной стороны, сохранялась древняя практика «народного» прославления и почитания святых, с другой, происходила систематическая работа по кодификации святых, систематизации и редактированию их житий.

В Русской Православной Церкви от времени Крещения Руси вплоть до середины XVI века причисление к лику святых оставалось, главным образом, во власти местных архиереев. При этом почитание некоторых святых приобрело общецерковный характер (Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские). На Московских Соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано для общецерковного почитания 39 святых, а в период между этими Соборами и установлением синодального строя в начале XVIII века — еще около 130 святых.

В синодальный период канонизация находилась в исключительном ведении высшей церковной власти, а процедура канонизации усложнилась и формализовалась. Число святых, канонизированных в синодальный период, незначительно.

Причисление к лику святых

Более половины канонизаций этого периода приходится на царствование святого императора Николая II. Исключительным событием в жизни Церкви стала канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского — подвижника, которого к тому времени почитала вся Россия.

В советский период, вплоть до 1988 года, Русская Церковь была фактически лишена возможности совершения канонизации святых. В 1960–1970-х годах в святцы Русской Церкви были внесены имена лишь нескольких святых, которые либо уже были канонизированы в других Поместных Православных Церквах (Иоанн Русский, Герман Аляскинский), либо предложены для канонизации другими Церквами (Николай Японский, Иннокентий Московский).

В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания восемь подвижников благочестия, в том числе тех, которые еще в дореволюционный период почитались в качестве местночтимых. В 1989 году Церковью был канонизирован Святейший Патриарх Тихон, а в 1990 — святой праведный Иоанн Кронштадтский. С 1992 года началась поименная канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолжающаяся по сей день. Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников.

В настоящее время канонизация в Православной Церкви совершается по постановлению высшей церковной власти, однако процедура канонизации в Поместных Церквах различна.

В Русской Православной Церкви канонизация осуществляется Архиерейским Собором по представлению Комиссии по канонизации. На эту Комиссию (образована Священным Синодом 11 апреля 1989 года) возложена задача изучения материалов и документов, посвященных жизни и подвигу святых. Имена для рассмотрения поступают в Комиссию из епархий.

В других Православных Церквах канонизация святых, как правило, осуществляется решением Священного Синода. Если одна Поместная Церковь совершает акт канонизации святых, то имена новоканонизированных святых, как правило, посылаются в другие Православные Церкви для включения в календарь. Однако сам факт получения Поместной Церковью списка новопрославленных святых из другой Церкви недостаточен для того, чтобы эта Церковь включила присланные имена в свои диптихи: для этого требуется решение самой Поместной Церкви, которая должна признать канонизацию, состоявшуюся в другой Поместной Церкви.



АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)

АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых)

АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня — в Соборе Тверских святых)

АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV — 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв. — в Соборе Костромских святых)

АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)

АНТОНИЙ († 1336 ), еп. Ростовский, свт. (пам. 28 июля и 23 мая)

АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

АНТОНИЙ КУШТСКИЙ (XV в.), прп. (пам. в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых)

АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам.

Кому молятся верующие / Правда о православных "святых"

17 янв., в Соборе Новгородских святых)

АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865-1903), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых)

АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)

БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик

БОРИС И ГЛЕБ (90-е гг. X в.? — 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 — 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня — в Соборе Сибирских святых)

ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 — 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня — в Соборе Сибирских святых)

ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ (XV в.), прп. (пам. 19 нояб., 11 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых)

ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ (ок. 1588- ок. 1602), мч. (пам. 23 марта, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Сибирских святых)

ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице — в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских)

ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, 21 мая — в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых)

ВАССИАН ЯСТРЕБСКИЙ († кон. XVI — нач. XVII в.), прп. (пам. 8 июля, 23 июня — в Соборе Владимирских святых)

ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских )

ГЕРМАН († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, 21 мая — в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

ГЕРМАН (Зырянов (?) Герасим Иванович; 1756/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых)

ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 6 июля — в Соборе Радонежских святых)

ДИМИТРИЙ Владимирович Русинов (1871-1937), свящ., сщмч. (в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

ИАКОВ (Поспелов Василий Иванович; 1818 — 1896), архим., прп. (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых)

ИАННУАРИЙ (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник

ИННОКЕНТИЙ (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1784 — 1819), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский

ИОАНН Яковлевич Васильев (1886-1942), свящ., сщмч. (пам. 4 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI — нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские

ИСААК СИРИН еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений, прп. (пам. 28 янв.)

Словарь. Святые

СвятыеЛики святыхЖизнеописаниеИмена святых

АБ-ВГДЕЖ-ЗИКЛМНО-РСТ-УФ-Я

СвятыеЛики святыхЖизнеописаниеИмена

Святые – благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых (см. Канонизация). Святым присваиваются разные названия: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, преподобные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные.

Канонизация (греч. – узакониваю) – особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начинается рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника благочестия к лику святых, служат следующие обстоятельства: чудотворения, случавшиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание; нетление останков (не всегда). Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихид, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией, ему служат молебны — к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.

Мироточение — источение святого мира мощами святых угодников Божий (например, Николая Чудотворца, Димитрия Солунского и других), иконами (известно множество случаев), а иногда и другими святынями.

Мощи – останки тел святых христианской Церкви, сохраняющиеся нетленными.

СвятыеЛики святыхЖизнеописаниеИмена

Апостолы – 12 учеников Иисуса Христа, избранные Им и посланные на проповедь Евангелия. Первым последовал за Христом Андрей, прозванный за это Первозванным, следом пошел Иоанн Богослов. Потом Андрей привел брата своего Симона, которого Иисус назвал Петром, что значит "камень". На следующий день Спаситель призвал к Себе Филиппа, а Филипп привел Варфоломея (Нафанаила). За ними пришли: Иаков Зеведеев – брат Иоанна Богослова, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, которого звали еще Фаддеем, и Иуда Искариот (из города Кариота), который потом предал Христа и был заменен Матфием. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть за Христа, проповедуя Евангелие в разных странах мира.

Апостолы от 70-ти – ученики, которые пошли вслед за первыми двенадцатью.

Бессребреник – святой, раздавший свое имущество и помогавший людям, не требуя за это денег. Например, святые врачи-бессребреники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон, Ермолай и другие.

Благоверный – царь, князь или княгиня, причисленные к лику святых.

Блаженный – умом пребывающий в молитвенном общении с Богом. Так называются люди, исполняющие заповеди Господни. Так называют и юродивых Христа ради: они могли зимою ходить почти без одежды и босиком, пророчествовали, совершали чудеса. Среди святых блаженных: Василий, Максим и Иоанн Московские, Ксения Петербургская.

Великомученики – страдальцы, претерпевшие за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки.

Мученик – святой, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа.

Праведник – святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы, например, праведные Иоаким и Анна и многие другие.

Праотцы – ветхозаветные предки Иисуса Христа, начиная от Адама и Евы. Православная Церковь посвящает их почитанию особую неделю (второе воскресенье перед Рождеством Христовым).

Преподобномученик — мученик из монашествующих: преподобный, подвергнувшийся мученичеству за Христа (например, Агапий Сицилийский, Адриан Ондрусовский, Анастасий Персиянин, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие).

О причислении Николая II к лику святых

Преподобный – святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой преподобный Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский).

Пророк – провозвестник воли Божией как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Равноапостольный – святой, который, подобно апостолам, проповедовал и утверждал веру Христову (например, царь Константин и мать его Елена, благоверный князь Владимир и другие).

Священномученик – священник или епископ, положивший жизнь за Христа. Таковы, например, священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, убитый в 1918 году; Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, казненный в 1922 году и другие.

Юродивый Христа ради – святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни – круглый год ходили босыми и почти без одежды, некоторые носили вериги. Эти подвижники не боялись говорить правду в глаза сильным мира сего — даже царям, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. За подвиги самоотречения Бог награждал их дарами мудрости и прозорливости. Среди святых, Христа ради юродивых: Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Максим Блаженный, Николай Кочанов, Иоанн Большой Колпак.

СвятыеЛики святыхЖизнеописаниеИмена

Жития – жизнеописания исторических лиц, причисленных Церковью к лику святых. К вершинам древнерусской литературы относятся "Житие Феодосия Печерского", написанное Нестором Летописцем; "Житие Сергия Радонежского", написанное Епифанием Премудрым; "Великие Четьи-Минеи" (с греч. – месячные чтения: сборник житий, расположенных по дням календаря, в соответствии с днями празднования памяти того или иного святого) Макария, митрополита Московского; "Четьи-Минеи" Димитрия, митрополита Ростовского.

Патерик (греч. – отеческий) – сборник жизнеописаний подвижников благочестия той или иной области, того или иного монастыря, или житий святых отцов Церкви. Может включать в себя краткие поучения, слова этих отцов.

Четьи-Минеи (слав. — читать, гр. — месяц) — собрание житий святых по порядку празднований их памяти в течение всех дней каждого месяца. Наиболее известны Четьи-Минеи митрополита Макария и Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского.

Сонм, сонмъ — этимология

Сергей Колибаба

По бурному морю плывет корабль-церковь,
на палубе которой сонм святых
Неизвестный. Воинствующая церковь (1908.11.21) //
«Голос Москвы», 1908  (Нац. корп. русск.языка)

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -сонм-.  Значение: устар., книжн. собрание, сборище, толпа; устар., книжн., часто мн. ч. множество.
 
Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. – вставка неизвестного автора)
(Происходит от праслав. – вставка) *sъn- (см. с) + *jeti (см. брать, взять); отсюда др.-русск., ст.-слав. съньмъ (синогога — Остром., Клоц., Супр.), чешск.-церк.-слав. sinim, др.-чешск. snem, словацк. snem, сюда же др.-русск. сънятися «собраться». Русск. фонетическая форма обобщена из косвенных форм.

б) Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

Сонм род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. съньмъ греч. synagogi (синагога Остром., Клоц., Супр.), чеш.-цслав. sinim (Ягич, Kslav.-bohm. Gl. 31), др.-чеш. snem, слвц. snem, сюда же др.-русск. сънятися "собраться". От *sъn- (см. с) + *jeti "брать" (см. взять). Русск. фонетическая форма обобщена из косвенных форм. ••

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2002
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf

Сонмище (съньм). 1. Общество, собрание, сборище; «правоверных съньмище», Мин. ноябрь., 1097 г. «Члкъ (человек) открывает съвЪты в съньмишти», Прит. 11:13; и т.д. 2. У древних иудеев – собрание для молитвы, поучения и решения общественных дел; синагога. Остром. ев., 1057.

б) Национальный корпус русского языка

* Александрия (1400-1500): «Се же слышавше евреиский сонмъ молвою великою одержими бываху; листъ же Александровъ прочетше, вестника ко Александру послаша с листомъ: "Евреиский сонмъ Бога Саваофа людие, живущеи во Иеросалиме, Александру царю радоватися».

* Никоновская летопись (1425–1506 гг.) (1526-1530): «Егда же приспе праздникъ великаго Іоанна Богослова, и тогда начяша соборовати четвертый сонмъ по прежебывшему подобію устава своего и начяша глаголати Фрязове; и множество книгъ принесоша ту; и тогда въ нихъ распри велице бывши, и не согласишася».

* А. Лызлов. Скифская история (1692): «Им же последова безчисленный сонм народа: мужей, и жен, и детей».

* Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа (1857) // «Альфа и Омега», 2001: «в которой в разных местах пред кафизмами помещено двенадцать живописных изображений; из них на девяти представлен пророк Давид, молящийся Христу Спасителю, приникающему с облаков, а на трех изображениях ; сонм певцов, а над ними в облаках с одной стороны Иисус Христос, а с другой ; пророк Давид».

* П. И. Мельников-Печерский. В лесах. Книга первая (1871-1874): «68 Суйм, или суем (однородно со словами сонм и сейм), мирской сход, совещанье о делах». (Термин СЕЙМ (собрание) фиксируется в русской литературе с 1649 г.; прим. авт. ст.)

* П. И. Ковалевский. Магомет (1900-1910): «Здесь он нашел сонм пророков и среди них Авраама, Моисея и Иисуса Христа».

в) Словарь Академии Российской 1789 г.

Сонмъ. Сонмище. 1. Сборище, собрание народа. 2. Место, где древние иудеи собирались для слушания толкования закона и решали общественные вопросы.

г) Толковый словарь В.

Словарь. Святые

Даля

Сонм — м. сонмище ср. также церк. сонмица ж. (от соимать, сойм, суем, сейм и пр., см. снимать) сход, съезд, собор, собрание, сборище, сходбище; либо толпа, куча народа. народное сонмище, вече, сходка. христос учил на сонмищах, где люди сходились; или | сонмище, храм, синагога, жидовская ШКОЛА. сонм ангелов. народ пришел всем сонмом.

3) Обобщение и вывод

а)  Исследователи  считают, что термин СОНМ принадлежит церковнославянскому языку; Викисловарь декларирует праславянское происхождение термина, не имея для этого логико-исторического и лексического основания. Праславяне и славяне  бесписьменные племенные объединения, они не оставили нам ни единого слова, текста.
Слово фиксируется в чешском, слов., русском., бел., укр. языках.  Предложенная Фасмером этимология «от *sъn- (см. с) + *jeti «брать»» — невразумительна. Лингвистический трёп?

б) Согласно Национальному корпусу русского языка термин зафиксирован в переводах Библии на церковнославянский язык более 20 раз, в  богослужебных книгах более 300 раз, в основном как «сонмъ людей или животных» (собрание, множество), в положительном или отрицательном значении. В Синодальном переводе Библии термин применяется в 14 случаях, перевод понятий иврита, обозначающих собрание людей.

Например:
* Бытие 50:9: «С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик».
* 1-я Царств 10:10: «Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них».
* Исаия 14:13: «А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме (собрание) богов, на краю севера».
* Иеремия 30:20: «И сыновья его будут, как прежде, и сонм (ивр. ЕДА собрание, рой, стадо) его будет предстоять предо Мною, и накажу всех притеснителей его»; и т.д.

в) Образ

В двух стихах Библии прослеживается аналогия (сходство двух предметов, явлений, понятий), множество (собрание) людей приравнивается к овечьему стаду — иносказание, явление (предмет) описывается через другое явление.
 
* Иезекииль 36:37: «Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми как стадо (ЦОН овцы, мелкий скот)». Также и церковнославянской Библии.
* Михей 7:14: «Паси народ Твой жезлом Твоим, овец (ЦОН) наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила; да пасутся они на Васане и Галааде, как во дни древние!». Также и в церковнославянской Библии.
 
Иеремия 31:10: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»».

В этих стихах отчетливо проступает библейский образ (формула) — НАРОД = СТАДО, а Бог выступает как ПАСТЫРЬ (пастух) этого стада. Соответственно термин должен содержать два понятия иврита -СОНМ = СТАДО+НАРОД.
 
Итак, мы выделили ОБРАЗ, который нам поможет понять графику и фонетику русского слова СОНМ, нам осталось найти в библейском иврите понятия СТАДО, НАРОД и связать их, используя исследования лингвистов XIX-XX века.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – СОНМЪ, СЪНЬМ, СЪНЬМИЩЕ = СОН + МЪ; СЪН + ЬМ; СЪН+ЬМ+ИЩЕ. Очевидно, что термин составлен из двух корней – СОН (СЪН) + МЪ (ЬМ).

* СОН, СЪН = ивр. ЦОН коллективное название для мелкого домашнего скота, стадо овец и коз.
* МЪ (ЬМ) = ивр. АМ   народ, люди.

б) Источник

* См. стронг иврита 6629, ЦОН

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ЦОН, АМ.
 http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_397.htm (ЦОН)
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_356.htm (АМ)

* См. стронг иврита 5971, 5972 АМ

в)  Пояснение буквы Ц (цади иврита) = русск. С
См. ЕЭБЕ/ ст. Алфавит сравнительный

Лингвисты XIX-XX вв. установили, что при передаче еврейских имен и терминов (переводы Библии) на русский язык, некоторые буквы еврейского алфавита не передавались точно к еврейскому оригиналу или вообще не читались.
Например, евр. ЦАДИ (Ц) по идее должна передаваться буквой «Ц», однако, как правило, в русских текстах она передавалась русской буквой «С», редко буквами «З» и «Т» или «Ц».

«ЦАДИ (Ц) = С: Сидон, Сион, Исаак, Софония; это — обыкновенная транскрипция цади;; но есть случаи, где ;цади (ц) передается при помощи русского З: Назарет, или Т: Тир, или Ц: Бецер, Цемареи (…)».

Буквы еврейского алфавита АЛЕФ и АИН вообще не читались (произношение утеряно), вероятно (требует времени для обобщения), при создании русского языка для передачи непроизносимых букв иврита АЛЕФ и АИН использовали знаки ЕР (ъ), ЕРЬ (ь) или ЯТЬ. 
На гигантском пространстве России существовали разные монастырские школы перевода, библейские тексты переводили люди (монахи) имевшие разную богословскую и языковую подготовку, собрать всю Библии удалось к 1499 году.

* «АЛЕФ (0 звука), которое произносилось всегда, как греч. Spiritus lenis (’), совершенно утратилось в русской транскрипции; напр.: … ( )Иов (Hiob), …; = ( )Эсфирь, …; = Изра( )иль, … = Ли()я. Слышимый лишний носовой звук в слове Анхус (…) относится не к ;алеф, а к гласному звуку а».

* «АИН, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил. В некоторых случаях аин, очевидно, читали, как арабское айн с точкою, и тогда оно отмечалось буквою г: Гофониил, Гомора, Гай, Сигор (…)».

У нас появилось логическое и лексическое ОСНОВАНИЕ.

русск. СОН = ивр. ЦОН стадо мелкого домашнего скота, овцы, козы.
Русск. МЪ (ЬМ) = ивр. АМ народ, люди.

Общий вид
 
русск. СОН + МЪ; СЪН + ЬМ; СЪН+ЬМ+ИЩЕ = ивр. ЦОН коллективное название для мелкого домашнего скота, стадо овец и коз + ивр. АМ народ, люди = ЦОН+АМ = СОН+М = СОНМ.

г) Библейский образ

* Бытие 4:4: «и Авель также принес от первородных стада (ЦОН) своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его».
* Бытие 27:9: «пойди в стадо (ЦОН) и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит».
* Ездра 5:12: «Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ (АМ) переселил в Вавилон».

Таким образом, используя работы предыдущих поколений лингвистов, библейские образы и терминологию, мы связали воедино: графику, фонетику и содержание не объясненного термина русского языка СОНМ.

Сонм – аллегория, иносказание, художественное представление идеи посредством образа; множество людей, народ представлен в образе овечьего стада. Данный образ прочно вошел с сознание иудеохристиан.
 
27.12.2017 г.

© Copyright: Сергей Колибаба, 2017
Свидетельство о публикации №217122701502

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергей Колибаба

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *