1. Введение 1. Церковь и право 1.1.Богочеловеческая природа Церкви 1.2.Право 1.3.Применимость правовых норм к жизни Церкви 1.4.Место церковного права в системе права 2. Материальные источники церковного права 2.1.Божественное право 2.2.Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство 2.3.Каноны 2.4.Частное церковное законодательство 2.5.Статуарное право 2.6.Обычай 2.7.Мнения авторитетных канонистов 2.8.Иерархия правовых норм 2.9.Государственное законодательство по церковным делам 3. Ветхозаветное и римское право 3.1. Связь церковного права с ветхозаветным и римским правом 3.2. Ветхозаветное право 3.3.Римское право 3.4.Римское право христианской эпохи 3.5.»Корпус» святого Юстиниана 3.6.Церковная тематика в Новеллах Юстиниана 3.7.Законы византийских императоров 8–9 столетий 4. Церковное право как наука 4.1. Название дисциплины: каноническое и церковное право 4.2.Изучение церковного права в древности и в Византии 4.3.Церковное право в Греции 4.4. Изучение церковного права в России 4.5.Каноническое право на Балканах 4.6.Изучение церковного права на Западе 4.7.Задача, метод и система науки церковного права. 2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг 5.2.Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм 5.3.Новый Завет как источник церковного права 5.4.Священное Писание и каноны 6. Источники церковного права доникейской эпохи 6.1.Право Древней Церкви 6.2.Древнейшие памятники церковного права 6.3.»Апостольские постановления» 6.4.»Правила святых апостолов» 6.5.Правила святых отцов доникейской эпохи 7. Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов 7.1.Правила 1 Вселенского Собора 7.2.Правила 2 Вселенского Собора 7.3.Правила Ефесского Собора 7.4.Правила 4 Вселенского Собора 451 г 7.5.Правила Трулльского Собора 7.6.Правила 2 Никейского, или 7 Вселенского, Собора 7.7.Правила Поместных Соборов 7.8. Правила святых отцов 8. Западные источники церковного права эпохи вселенских соборов 8.1.Каноны западного происхождения 8.2.Декреталы 9. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов 9.1. Классификация законодательных сборников 9.2.Канонические сборники 9.3. Сборники государственных законов по церковным делам 9.4.Номоканоны 9.5.»Номоканон в 14 титулах» 10. Западные сборники церковного права эпохи вселенских соборов 10.1. Западные канонические сборники 4–6 вв. 10.2.Западные канонические сборники 7–9 вв 11. Источники и сборники церковного права Византии 10–15 в 11.1. Постановления Соборов, патриархов и епископов 11.2.Толкования канонов. Аристин. Зонара. Вальсамон 11.3.Византийское церковное право 14 столетия 11.4.»Номоканон при Большом требнике» 12. Греческие источники и сборники церковного права эпохи турецкого ига и нового времени 12.1.Сборники эпохи османского ига 12.2.Сборники 19 в 13. Церковно-правовые источники балканских церквей 13.1. Первые славянские переводы византийских Номоканонов 13.2.Кормчая книга святого Саввы Сербского 13.3.Рукописная Кормчая книга на Руси 13.4.Печатная Кормчая 13.5.Средневековые источники Румынской Церкви 14. Источники права русской православной церкви до учреждения святейшего синода 14.1. Источники византийского происхождения 14.2.Русские источники церковного права соборного и иерархического происхождения (до середины 15 в.) 14.3. Источники церковного права государственного происхождения 14.4.Источники русского церковного права от середины 15 в. до учреждения патриаршества 14.5.Источники русского церковного права эпохи патриаршества 15. Источники церковного права синодальной эпохи 15.1.Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху 15.2.»Духовный регламент» 15.3.Источники церковного права от издания Регламента до начала 20 в 15.4.Церковное законодательство начала 20 в 16. Источники церковного права новейшей эпохи 16.1. Акты Поместного Собора 1917–1918 гг 16.2.Источники церковного права 1918–1945 гг 16.3.Источники церковного права 1945–1990 гг 16.4.Источники церковного права 1990–2008 гг 16.5.Воссоединение Церквей 17 мая 2007 г 16.6.Государственные акты, регулирующие деятельность религиозных общин советской и постсоветской эпохи 16.7.Иерархия правовых источников. 3. Состав и устройство церкви 17. Состав церкви 17.1. Глава и члены Церкви 17.2.Клирики и миряне 17.3.Монашествующие 18. Вступление в церковь 18.1. Таинство крещения 18.2.Миропомазание 18.3.Присоединение к Церкви 18.4.Утрата церковной правоспособности 19. Иерархия. Поставление клириков 19.1. Высшие и низшие клирики 19.2.Избрание на священные степени 19.3.Хиротония. Совершители хиротонии 19.4.Условия действительности акта поставления 20. Требования к кандидату священства препятствия к посвящению 20.1. Неспособность к священству 20.2.Виды препятствий, допускающих диспенсацию 20.3.Препятствия физического характера 20.4.Препятствия духовного характера 20.5.Препятствия социального характера 20.6.Испытания кандидатов 21. Правительственная иерархия клириков 21.1. Правительственная иерархия епископской степени 21.2.Правительственная иерархия пресвитерской степени 21.3.Правительственная иерархия диаконской степени 21.4.Отличие степеней священства от степеней правительственной иерархии 21.5.Степени правительственной иерархии и церковные должности 22. Церковнослужители 22.1.Хиротесия церковнослужителей 22.2.Степени церковнослужителей 22.3.Низшие церковные должности 23. Обязанности и права клириков 23.1.Обязанности клириков 23.2.Права и привилегии клириков 24. Монашество. Монастыри 24.1 Происхождение и сущность монашества 24.2.Пострижение 24.3.Три чина монашествующих 24.4.Монастыри 24.5.Монастыри и монашество в России 4. Органы церковного управления 25. Высшая власть в церкви 25.1. Кафоличность Церкви. Церковь Христова – Божественное учреждение, в котором совершается спасение и обожение человека 25.2.Высшая власть во Вселенской Церкви 25.3.Вселенские Соборы 25.4.Критика католического учения о главенстве в Церкви 25.5.Цезарепапизм и его критика 26. Церковь и территория. Церковная диаспора. Автокефальные и автономные церкви 26.1.Территориальный принцип церковной юрисдикции 26.2.Диаспора 26.3.Автокефалия 26.4. Автономные Церкви 27. Образование автокефальных поместных церквей. Исторический очерк 27.1 Древние автокефальные митрополии. Каждая автокефальная Поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы своего единства, наделенные административной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Посредством своих органов высшего управления Поместная Церковь поддерживает постоянные отношения с другими автокефальными Церквами, иными словами, высшая церковная власть представляет собой также орган общения Поместной Церкви со Вселенским Православием, но в первые два столетия Вселенская Церковь не имела еще поместной структуры и состояла из общин, возглавляемых епископами. Образование Поместных Церквей, объединяющих несколько епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее 3 столетия 27.2.Экзархаты 27.3.Патриархаты 27.4.Католикосаты 27.5. Новые автокефальные Церкви 28. Диптихи 28.1.Исторический очерк 28.2.Современный диптих автокефальных Православных Церквей 29. Высшее управление в поместных церквах 29.1.Канонические принципы устройства высшего управления в Поместных Церквах 29.2.Высшее управление в Патриархатах 30. Высшее управление в русской церкви. Исторический очерк 30.1.Досинодальный период 30.2.Синодальная эпоха 30.3.Новый патриарший период 31. Высшее управление в русской православной церкви по ныне действующему уставу 2000 г 31.1.Поместный Собор 31.2.Архиерейский Собор 31.3.Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов 31.4.Патриарх Московский и всея Руси 31.5.Священный Синод 31.6.Синодальные учреждения 32. Устройство высшего управления автокефальных поместных церквей 32.1.Константинопольская Церковь 32.2.Александрийская Церковь 32.3.Антиохийская Церковь 32.4.Иерусалимская Церковь 32.5.Грузинская Церковь 32.6.Сербская Церковь 32.7.Румынская Церковь 32.8.Болгарская Церковь 32.9.Кипрская Церковь 32.10.Элладская Церковь 32.11.Албанская Православная Церковь 32.12.Польская Православная Церковь 32.13.Православная Церковь Чешских земель и Словакии 32.14.Православная Церковь в Америке 32.15.Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей 33. Самоуправляемые церкви и экзархаты 33.1. Самоуправляемые Церкви 32.2.Экзархаты 34. Епархиальное управление. Канонические основания. Исторический очерк 34.1.Епархия 34.2.Канонические основания епархиального управления 34.3.Епархиальное управление в Древней Церкви и в Византии 34.4.Епархиальное управление в истории Русской Церкви 35. Епархиальное управление по ныне действующему уставу Русской Православной Церкви 35.1.Правящий и викарный епископы 32.2.Коллегиальные органы епархиального управления 36. Благочиннические округа 36.1.Исторический очерк 36.2.Благочиния в соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви 37. Приходское управление. Канонические основания 37.1.Образование приходов 37.2.Поставление приходского священника 37.3.Канонические обязанности приходских клириков 38. Приходское управление в русской православной церкви. Исторический очерк 38.1.Приходы в досинодальный и синодальный периоды 38.2.Приходское управление в новейший период 39. Приходское управление по ныне действующему уставу 39.1.Приход 39.2.Настоятель прихода и приходской причт 39.3.Коллегиальные органы приходского управления 5. Церковная власть 40. Сущность и виды церковной власти 40.1.Природа церковной власти и ее отличие от власти мирской 40.2.Виды церковной власти 41. Власть учения 41.1.Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения 41.2.Проповедь 41.3.Катехизация и школьное обучение религии 41.4.Миссионерство 41.5.Духовная цензура 42. Власть священнодействия 42.1.Богослужение 42.2.Церковный календарь 43. Христианская смерть 43.1.Напутствие умирающих 43.3.Кладбища 44. Канонизация и почитание святых 44.1.Канонизация святых в Православной Церкви 44.2.Общечтимые и местночтимые святые 44.3.Прославление святых в Русской Церкви в досинодальную эпоху 44.4.Канонизация святых в синодальную эпоху 44.5.Канонизация святых в советскую эпоху 44.6.Канонизация святых при патриархе Алексии II 44.7.Почитание подвижников благочестия 45. Церковное законодательство 45.1.Носители законодательной власти в Церкви 45.3.Статус и применение канонов 45.4.Применение церковных законов и их обязательная сила 46. Церковное управление и надзор 46.1.Церковное управление 46.2.Церковный надзор 47. Церковный суд 47.1.Экклезиологические основания церковного суда 47.2.Суд в Древней Церкви 47.3.Церковный суд в Византии 47.4.Церковный суд в Древней Руси 47.5.Церковный суд в синодальную эпоху 47.7.Церковно-судебные инстанции 48. Церковные наказания 48.1.Наказания для мирян 48.2.Церковные наказания для духовных лиц 6. Брачное право церкви 49. Таинство брака 49.1.Определение брака 49.2.Брак в Ветхом Завете 50. Заключение брака в христианской церкви 50.1.Заключение брака в Древней Церкви 50.2.Заключение брака в Византии 50.3.Заключение брака в Русской Церкви 50.4.Браковенчание 51. Препятствия к заключению брака 51.1.Виды препятствий 51.2.Абсолютные препятствия к браку 51.3.Условные препятствия к браку 52. Христианская этика брака 52.1.Взаимные обязанности супругов 52.2.Взаимные права и обязанности родителей и детей 53. Расторжение брака 53.1.Канонические основания расторжения брака 53.2.Признание брака недействительным 53.3.Развод 7. Церковное имущество и содержание духовенства 54. Имущественные права церкви 54.1.Учения о субъекте собственности церковного имущества 54.2.Церковное имущество в Византии 54.3.Имущество Церкви в России. Исторический очерк 54.4.Церковное имущество по ныне действующему законодательству Российской Федерации 54.5.Имущество и средства Русской Православной Церкви по ныне действующему Уставу 54.6.Церковное имущество на Западе 55. Объекты церковного имущества 55.1.Священные и церковные предметы 55.2.Храм 55.3.Иконы 56. Содержание духовенства 56.1.Канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства 56.2.Содержание духовенства в России 8. Взаимоотношения православной церкви с инославными церквами и нехристианскими религиями 57. Православная церковь и инославные церкви 57.1.Каноны о ересях и расколах 57.2.Каноны о присоединении еретиков и раскольников 57.3.Присоединение инославных в Византии и на православном Востоке в эпоху османского ига 57.4.Присоединение инославных в Русской Православной Церкви 58. Церковь и нехристианские религии 58.1.Религиоведческая статистика 9. Церковь и государство 59. Православное учение о государстве 59.1.Природа государства 59.2.Формы государственного правления с христианской точки зрения 60. Модели взаимоотношений церкви и государства 60.1.Церковь вне закона 60.2.Симфония Церкви и государства 60.3.Средневековая западноевропейская «теократия» 60.4.Государственная церковность 60.5.Отделение Церкви от государства 60.6.Церковь как корпорация публичного права 60.7.Обзор современной ситуации 61. Взаимоотношения церкви и государства в России. Исторический очерк 61.1.Церковь и государство в допетровскую эпоху 62. Правовой статус русской православной церкви в современном российском государстве 62.1.Конституционный статус Русской Православной Церкви 62.2.Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» 62.3.Иные законодательные акты, регламентирующие церковную жизнь 62.4.Перспективы развития российского законодательства о статусе религиозных общин 63. Основные принципы взаимоотношений церкви и государства 63.1.Канонические нормы взаимоотношений Церкви и государства 63.2.Взаимоотношения клириков и государственной власти 63.3.Православная Церковь в современном мире Приложение 1. Источники права католической и протестантских церквей 1.1.Особенности законодательства и источники права Католической церкви 1.2.Средневековые католические сборники канонического права 1.3.Кодексы Католической церкви 1.4.Правовые источники Протестантских Церквей 2. Высшее управление римско-католической церковью 2.1.Статус Римско-Католической церкви 2.2.Папа 2.4.Кардиналы 2.5.Римская курия 2.6.Легаты Библиография Список иностранных источников

Настоящее издание представляет собой фундаментальный труд по церковному каноническому праву Русской Православной Церкви от его истоков – римского и ветхозаветного права, правил Вселенских и отечественных Соборов – и до Устава Русской Православной Церкви настоящего времени, а также каноническое право Католической и Протестантских Церквей. Книга содержит также разделы об основных принципах взаимоотношений Русской Церкви с Российским государством и инославными Церквами.

Предлагаемое издание предназначено для священнослужителей, студентов богословских учебных заведений, для юристов и будет интересна широкому кругу православных читателей.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО — совокупность юридических положений, установленных в соответствии с христианскими канонами.

Каноническое право ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы уст­рой­ст­ва Церк­ви, взаи­мо­от­но­ше­ний её чле­нов, цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний, су­до­про­из­вод­ст­ва, уп­рав­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви с го­су­дар­ст­вом и др. об­щественными струк­ту­ра­ми, а так­же брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния.

В западной юри­дической литературе ино­гда раз­ли­ча­ют­ся по­ня­тия «каноническое право» и «цер­ков­ное пра­во» (jus ecclesiasticum). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти в Русской пра­во­слав­ной церк­ви, в цер­ков­ных до­ку­мен­тах, учеб­ной дея­тель­но­сти, оби­хо­де эти по­ня­тия упот­реб­ля­ют­ся си­но­ни­мич­но.

Цер­ковь по­лу­чи­ла от Са­мо­го Хри­ста пра­ви­ло ве­ры и основные за­ко­ны жиз­ни по ве­ре (за­по­ве­ди), по­это­му своё пра­во она вы­во­дит из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния; др. пра­ви­ла (ка­но­ны) Цер­ковь из­да­ва­ла са­ма, вла­стью, ко­то­рую Хри­стос вру­чил ей. Т. о., ис­точ­ни­ка­ми канонического права яв­ля­ют­ся тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­ные обы­чаи, по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских со­бо­ров и По­ме­ст­ных со­бо­ров, тру­ды от­цов Церк­ви, а в Римско-ка­то­лической церк­ви — так­же пап­ские дек­ре­та­лии. Ка­но­ны ещё в древ­ней Церк­ви для удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния ста­ли объ­е­ди­нять­ся в сборники. В VI веке наи­боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся сбор­ник Дио­ни­сия Ма­ло­го. Ран­ние сборники ка­но­нов бы­ли уст­рое­ны по хро­но­ло­гическому ти­пу. Наи­бо­лее древ­ний со­хра­нив­ший­ся свод с си­сте­ма­ти­за­ци­ей ка­но­нов по пред­мет­но­му при­зна­ку — «Си­на­го­га в 50 ти­ту­лах» — при­над­ле­жит пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­ан­ну III Схо­ла­сти­ку (VI век).

Все­лен­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь поль­зу­ет­ся ка­но­ническим кор­пу­сом (со­б­ра­ни­ем ка­но­нов), вы­ра­бо­тан­ным в эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров и офор­мив­шим­ся к 883 году, ко­гда поя­ви­лась ре­дак­ция «Но­мо­ка­но­на в 14 ти­ту­лах» пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го святого Фо­тия. 2-я часть «Но­мо­ка­но­на…» — «Син­таг­ма ка­но­нов» вклю­ча­ет все ка­но­ны. Ис­поль­зо­ва­ние в Церк­ви это­го древ­не­го кор­пу­са не оз­на­ча­ет, что все цер­ков­но-пра­во­вые нор­мы, ус­та­нов­лен­ные в со­от­вет­ст­вии с ним, дей­ст­ву­ют или долж­ны дей­ст­во­вать в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те. Так, например, дис­ци­п­ли­на на­ка­за­ний, вы­ра­бо­тан­ная главным образом в IV веке, на прак­ти­ке бы­ла ос­но­ва­тель­но ре­фор­ми­ро­ва­на уже в ран­не­ви­зан­тий­скую эпо­ху, ко­гда при на­зна­че­нии епи­ти­мий ста­ли при­ме­нять­ся не ка­но­нические сро­ки от­лу­че­ния от при­час­тия, а те, что пред­ла­га­ют­ся в по­ка­ян­ном Но­мо­ка­но­не пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ио­ан­на По­ст­ни­ка (VI век), со­дер­жа­щем не­срав­нен­но бо­лее мяг­кие санк­ции. 37-е Апо­столь­ское пра­ви­ло пре­ду­смат­ри­ва­ет, что­бы епи­ско­пы ка­ж­дой об­лас­ти со­би­ра­лись на со­бор 2 раза в год, а в 8-м пра­ви­ле Трулль­ско­го со­бо­ра от­цы, ссы­ла­ясь на на­бе­ги вар­ва­ров и иные слу­чай­ные пре­пят­ст­вия, вве­ли но­вую нор­му — со­зы­вать со­бо­ры 1 раз в год, од­на­ко это не оз­на­ча­ет от­ме­ну 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла: со­зыв со­бо­ра два­ж­ды в год по-преж­не­му рас­смат­ри­ва­ет­ся как же­ла­тель­ное ус­та­нов­ле­ние, но вви­ду воз­ник­ших за­труд­не­ний вво­дит­ся но­вый по­ря­док. Т. е. прин­ци­пи­аль­ная экк­ле­зио­ло­ги­че­ская идея 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла и 8-го пра­ви­ла Трулль­ско­го со­бо­ра за­клю­ча­ет­ся в со­бор­но­сти, а кон­крет­ная пе­рио­дич­ность в со­зы­ве со­бо­ров мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся с учё­том об­стоя­тельств сво­его вре­ме­ни.

Цер­ков­ное нор­мо­твор­че­ст­во на ос­но­ве ка­но­нов не пре­кра­ти­лось и по­сле 883 года, но ак­ты, из­дан­ные в отдельных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вах или епар­хи­аль­ны­ми ар­хие­рея­ми, не име­ют об­ще­цер­ков­но­го ав­то­ри­те­та.

Об­шир­ные тол­ко­ва­ния на пол­ный со­став ка­но­нического кор­пу­са соз­да­ны в XI-XII веках ви­зантийскими ка­но­ни­ста­ми Ари­сти­ном, Зо­на­рой, Валь­са­мо­ном; в XIV веке со­став­ле­на Вла­ста­ря син­таг­ма ал­фа­вит­ная; на ру­бе­же XVIII-XIX веков вы­шел ка­но­нический сбор­ник с тол­ко­ва­ния­ми «Пи­да­ли­он». На Ру­си тек­сты ка­но­нов бы­ли из­вест­ны по Корм­чей кни­ге. В 1839 году в Рос­сии из­да­на Кни­га пра­вил.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь по­ми­мо древ­них ка­но­нов вклю­ча­ет в свой ка­но­нический кор­пус пра­ви­ла, вы­ра­бо­тан­ные позд­ней­ши­ми со­бо­ра­ми, при­зна­вае­мы­ми в ка­то­ли­циз­ме Все­лен­ски­ми, а так­же нор­мо­твор­че­ст­во римских пап (смотрите Папа Рим­ский) и римской ку­рии. На За­па­де наи­бо­лее из­вест­ным был пред­мет­ный сбор­ник ка­но­нов «Дек­рет», со­став­лен­ный около 1012 года епископом Вормсс­ким Бур­хар­дом. В конце XI века в хо­де ре­форм па­пы Гри­го­рия VII (Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма) бы­ли вве­де­ны но­вые ис­точ­ни­ки канонического права — дек­ре­та­лии римских пап, в ре­зуль­та­те в Римско-ка­то­лической церк­ви поя­ви­лась осо­бая сис­те­ма пра­ва, на­зван­ная «но­вым пра­вом» (jus novum). В нём по­ми­мо биб­лей­ских и свя­то­оте­че­ских ус­та­нов­ле­ний ощу­ти­мо влия­ние рим­ско­го пра­ва (осо­бен­но в во­про­сах соб­ст­вен­но­сти, на­сле­до­ва­ния и до­го­во­ров) и обыч­но­го пра­ва (во­про­сы за­щи­ты чес­ти, со­блю­де­ния клят­вы, воз­мез­дия, при­ми­ре­ния и кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти). В 1093-1095 годах три важ­ней­ших ком­пен­диу­ма канонического права — «Tri­par­ti­ta», «Decretum» и «Panormia» — со­ста­вил Иво, епископ Шартр­ский. Около 1140 года был со­став­лен сборник «Со­гла­со­ва­ние не­со­глас­ных ка­но­нов» («Concordia discordan­tium canonum»), по­лу­чив­ший название «Дек­рет Гра­циа­на» (смотрите Гра­циа­на дек­рет 1140 года). Нор­мо­твор­че­ст­во римских пап объ­е­ди­ня­лось в сборники дек­ре­та­лий под названием «Экс­т­ра­ва­ган­ты» («Extravagantes»). К конwe XVI века под влия­ни­ем ре­форм Три­дент­ско­го со­бо­ра сборники дек­ре­та­лий и «Дек­рет Гра­циа­на» со­ста­ви­ли Свод ка­но­нического пра­ва (Corpus juris canonici), став­ший основным ис­точ­ни­ком канонического права на За­па­де в Но­вое вре­мя. Соз­дан­ный в 1917 году Ко­декс ка­но­ни­че­ско­го пра­ва за­ме­нил все пре­ды­ду­щие ко­ди­фи­ка­ции, при­дал каноническому праву ра­цио­наль­но упо­ря­до­чен­ное по­строе­ние и из­ло­же­ние. Ре­фор­мы Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра за­ло­жи­ли ос­но­вы для но­во­го Ко­дек­са (1983 год), имею­ще­го проч­ную юри­дическую и бо­го­слов­скую ба­зу. В 1990 году в Римско-ка­то­лической церк­ви был при­нят Ко­декс ка­но­нов вос­точ­ных церк­вей, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет своё дей­ст­вие на ка­то­ли­ков восточных об­ря­дов (смотрите Уни­ат­ст­во).

Каноническое право име­ет свою сис­те­му, ко­то­рая рег­ла­мен­ти­ру­ет: со­став и уст­рой­ст­во Церк­ви (всту­п­ле­ние в Цер­ковь, ие­рар­хия, ру­ко­по­ло­же­ния, со­став кли­ра, пра­ва и обя­зан­но­сти кли­ри­ков, мо­на­ше­ст­во), ор­га­ны цер­ков­но­го управ­ле­ния (выс­шая власть в Церк­ви, цер­ков­ная юрис­дик­ция, ди­ас­по­ра, ста­ту­сы ав­то­ке­фаль­ных, ав­то­ном­ных церк­вей, епар­хий и при­хо­дов), ви­ды цер­ков­ной вла­сти (учи­тель­ная, свя­щен­но­дей­ст­вен­ная, пра­ви­тель­ст­вен­ная), от­но­ше­ние к др. кон­фес­си­ям и го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от государственного, пуб­лич­но­го пра­ва лю­бо­го на­ро­да, ко­то­рое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но обу­слов­лен­ным и пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, ос­но­ва канонического права, от­но­ся­щая­ся к внутренней жиз­ни Церк­ви, ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной (со­став Церк­ви, ие­рар­хия свя­щен­ст­ва, ру­ко­по­ло­же­ния, со­вер­ше­ние цер­ков­ных та­инств). Нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния Церк­ви как од­но­го из об­ще­ст­венных сою­зов с др. об­щественными об­ра­зо­ва­ния­ми, пре­ж­де все­го с го­су­дар­ст­вом, мо­гут из­ме­нять­ся. Так, в Римской им­пе­рии по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та (313 год), ко­гда хри­сти­ан­ст­во ото­жде­ст­в­ля­лось с государственными ин­те­ре­са­ми, а цер­ков­ным пра­ви­лам при­да­ва­лась си­ла государственных за­ко­нов, свя­щен­ное пра­во (jus sacrum) бы­ло ча­стью пуб­лич­но­го, государственного пра­ва (jus publicum). Каноническое право ре­гу­ли­ро­ва­ло часть гражданских пра­во­от­но­ше­ний, например брач­но-се­мей­ные пра­во­от­но­ше­ния (за­клю­че­ние бра­ков, ре­ги­ст­ра­ция ро­ж­де­ний, бра­ков, смер­тей). В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции круг этих пра­во­от­но­ше­ний су­жал­ся.

Каноническому праву, так­же как и свет­ско­му пра­ву, при­сущ ха­рак­тер при­ну­ди­тель­но­сти. Од­на­ко в от­ли­чие от свет­ско­го пра­ва в ос­но­ве канонического права ле­жит не государственное при­ну­ж­де­ние, а об­ра­ще­ние к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру на­ру­ши­те­ля цер­ков­ных ка­но­нов, по­бу­ж­даю­щее его к по­кая­нию.

Нау­ка о ка­но­нах и соб­ст­вен­но каноническом праве — ка­но­ни­сти­ка — ис­сле­ду­ет ме­то­до­ло­гию, ак­сио­ло­гию, дог­ма­ти­ку и ис­то­рию канонического права. Боль­шое влия­ние на дог­ма­ти­ку и ме­то­до­ло­гию канонического права на­чи­ная с XI века ока­за­ли юри­сты, изу­чав­шие рим­ское пра­во, в осо­бен­но­сти ком­мен­та­то­ры Ди­гест. Они спо­соб­ст­во­ва­ли воз­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та канонического права, при­спо­саб­ли­вая его к ну­ж­дам со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва. Основным ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ва­ния юри­дических тек­стов бы­ло со­став­ле­ние глосс, учеб­ни­ков канонического права в ви­де сумм, а так­же ис­сле­до­ва­ние отдельных про­блем. Наи­бо­лее тес­ная связь нау­ки канонического права су­ще­ст­во­ва­ла с гра­ж­дан­ским пра­вом (точ­нее, со свет­ским пра­вом). В на­уч­ных и пре­по­да­ва­тель­ских со­об­ще­ст­вах воз­ник ти­тул «док­тор двух прав», под­ра­зу­ме­вав­ший док­то­ра од­но­вре­мен­но ка­но­ни­че­ско­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва. Ста­рей­ши­ми цен­тра­ми изу­че­ния канонического права на За­па­де на­чи­ная со Сред­не­ве­ко­вья бы­ли Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, а так­же фа­куль­те­ты канонического права в Па­ри­же, Па­вии, Ор­леа­не, Ту­лу­зе, Мон­пе­лье, позд­нее в Пра­ге и Кра­ко­ве (Ягел­лон­ский университет).

Протоиерей В. А. Цыпин

Церковное Право

Часть I. Источники церковного права

Введение

Церковь и право. Богочеловеческая природа Церкви

Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных.

Церковь — это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обо́жения.

Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это — Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24–25), — и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти — Божественную и человеческую — стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» — по-сербски, Kirche — по-немецки, church — по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, l’eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание.

Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, т. е. догматы веры и нравственный закон, а вместе с тем Он дал и закон, которым устанавливаются отношения между отдельными частями ее живого организма. Свои основные законы Церковь получила от самого Христа, другие законы она издавала сама, властью, которую Он вручил ей.

Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй.

Право

Чтобы четче определить область церковного права, необходимо раскрыть значение самого понятия «право». Философия права знает много разноречивых определений этого, на первый взгляд, казалось бы, всегда одинаково понимаемого термина. Такая разноголосица обусловлена существованием разных теорий права. Поскольку понятие «право» — предельно широкое и ключевое в юридической науке, от того или иного определения его зависит характер правовой теории.

Одно из этих определений не лишено и известного церковного авторитета. Имеется в виду классическое римское определение, вошедшее в «Дигесты» императора Юстиниана (533 г.) и заимствованное оттуда в византийские законодательные сборники: «Василики» («Базилики») и «Прохирон» (IX в.), а также в канонический сборник — «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря (1335 г.). Оно сформулировано так: «Право есть творчество в области доброго и равного». Выражено это, конечно, не на языке современной науки, тем не менее данное определение отличается изрядной логической ясностью и достаточной однозначностью. Область права отделяется им от науки и искусства: подразумевается, что наука — это творчество в области истинного, а искусство — в области прекрасного. Указанием же на «равное» право отмежевывается и от морали, которая, тоже будучи творчеством в области доброго, не ограничена требованием равенства.

Понятия равенства, справедливости, эквивалентности позволяют провести отчетливую границу между правом и моралью. Недаром в древности эмблемой права служили весы — инструмент, предназначенный для измерения тяжести предметов через установление равновесия.

При всей своей классической ясности лапидарное римское определение, конечно, слишком абстрактно. Наука нового времени XVII–XX вв. дает более содержательные, хотя и, как правило, более узкие, односторонние определения права.

В философии права XVIII столетия преобладало формальное направление. Право определялось как средство разграничения воли отдельных лиц. Как отмечал русский юрист профессор Н. М. Коркунов, «полного, законченного развития эта теория достигла… в учениях Томазия, Канта, и Фихте, резко отделивших право от нравственности и придавших праву чисто формальный характер. В праве видели внешний порядок человеческих отношений. Функцией права признавалось отмежевание каждому индивиду неприкосновенной сферы, где бы свободно могла проявляться его воля».

Крупный немецкий юрист XIX века Иеринг, в противоположность формальному направлению юридической науки, функцию права видел не в ограничении воли, а в охране интересов.

Н. М. Коркунов вводит в это определение существенную поправку, рассматривая право как средство не охраны, а разграничения интересов. В известном смысле продолжая традицию формальной школы, религиозный философ князь Е. Н. Трубецкой дает такое определение: «Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой».

Немецкий теоретик права Ф. Савиньи в своей «Системе современного римского права» (1815–1847 гг.), дал, возможно, самое глубокое в европейской юридической науке XIX столетия определение сущности и генезиса права: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания, — писал он, — то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих. Но случайный агрегат неопределенного множества людей есть представление произвольное, лишенное всякой реальности. А если бы и действительно имелся такой агрегат, то он был бы не способен, конечно, произвести право. В действительности же везде, где люди живут вместе, мы видим, что они образуют одно духовное целое, и это единство их проявляется и укрепляется в употреблении одного общего языка. В этом единстве духовном и коренится право, так как в общем всех проникающем народном духе представляется сила, способная удовлетворить потребности в урегулировании совместной жизни людей. Но говоря о народе как о целом, мы должны иметь в виду не одних лишь наличных членов его: духовное единство соединяет также и сменяющие друг друга поколения, настоящее с прошлым. Право сохраняется в народе силой предания, обусловленной не внезапной, а совершенно постепенной, незаметной сменой поколений».

По мысли ученика Савиньи Г. Пухты, «право развивается из народного духа, как растение из зерна», Свои воззрения на происхождение права Г. Пухта изложил в монографии «Обычное право». «В Священном Писании, — отмечал он, — происхождение рода человеческого изображается так, что вначале был один человек, затем два: мужчина и женщина, а потом рожденные от них. Первые люди составляли… с самого начала определенный союз, союз семейный. Первая семья, размножаясь, поделилась на несколько семей и развилась в племя, в народ, который, точно так же размножаясь, поделился на новые племена, ставшие в свой черед народами… Важно в этом, что мы, таким образом, не находим ни одного момента, когда бы люди жили, не составляя какого-либо органического целого. Народное единство основывается на единстве духовного родства. Но родство одного недостаточно для образования народа, иначе был бы один народ. Обособление одного народа от другого определяется их территориальным обособлением, причем к естественному единству приходит и другое, выражающееся в политической организации, чрез что народ становится государством. Государство не есть естественный союз. Оно образуется волею: государственный строй есть выражение общей воли о том, что составляет существо государства. Эта общая воля не могла, однако, непосредственно и первоначально иметь никакого другого источника, как естественное согласие, единомыслие».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *