30 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Казалось бы, ничего интригующего: что такое «канон» – мы усвоили еще с младых ногтей, когда протирали локти о крышку школьной парты и ломали зубы, измельчая в мраморную крошку неподатливые монолиты науки.

Но знаете ли вы, что это слово – «kanon» – уходит корнями в такие исторические глубины, что даже признанные мастодонты лингвистики затрудняются назвать его возраст?

Впрочем, можно ограничиться констатацией, что у этого термина многовековая и весьма интересная история.

Канон — это…

Его происхождение связывают с западносемитским «qānoeh/ḳānu», что в переводе означает «камыш» или «тростник». Дело в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал, а значит, обеспечивал максимальную (на то время) точность измерений.

Напоминаем, что западносемитские народы, населявшие некоторые регионы Палестины и Сирии, проживали там за 4 тыс. лет до нашей эры! Позже термин «κανών» вошел в обиход древних греков, и тоже в качестве эталона для измерения длины.

Сегодня же любой словарь неизменно связывает слово «канон» с несколько обобщенными понятиями «эталон», «норма», «образец» – это и есть его прямое значение.

То есть канон – это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. При этом понятие канонов как совокупности норм применяется довольно широко – в сфере искусства, науки, религии, общественной жизни.

Некоторые из них были сформированы в ходе адаптации к требованиям эпохи – такую этимологию (историю происхождения) обрели, в частности, математически обоснованные предписания к построению фигуры человека в эпоху Возрождения.

Другие же базировались на религиозных стандартах – «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Завет). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой – например, методические правила, требования к научному труду.

Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни

Примечательно, что самым многогранным это определение становится именно в религиозной сфере, где каноны положены в основу не только богослужений и иерархии, но и жизни христианского общества в целом.

Православный «канон» может иметь несколько значений:

  1. норма бытия, к которой должен стремиться каждый человек;
  2. жанр богослужебных текстов, включая разнообразные формы церковной поэзии – традиционно каноны читаются на отпеваниях, во время подготовки к причастию, на храмных богослужениях, проводимых вечером;
  3. список священнослужителей той или иной епархии – лица, включенные в этот перечень, именуются канониками.

Широта спектра значений канона связана и с литургической практикой. В церковной гимнографии канон считается главным произведением, которое отображает праздник или конкретного святого.

Такой канон не стоит путать с акафистом – жанры схожи тем, что воздают хвалы Господу, Богородице, святым и праздникам. Разница в том, что акафист всегда начинается с «Радуйся» и в нем, помимо перечисленного, восславляются еще и новозаветные традиции.

Другое распространенное значение церковного канона – это понятие канонизации, когда особо праведных подвижников веры после смерти причисляют к лику святых посредством оглашения акта высшей церковной власти.

Существует еще несколько видов церковных канонов, но мы упомянем лишь основные из них:

  1. административные – регламентируют административные порядки и сферу управления церковью;
  2. дисциплинарные – общеобязательные правила, регулирующие как служение клириков, так поведение верующих в храме и их внецерковную жизнь;
  3. догматические – содержат осуждение любой ереси и призваны ограждать от нее мирян.

Почему в церкви так много канонов, какая в том необходимость? Можно сказать, насущная: в каком бы обществе (или сообществе) ни оказался человек, он в любом случае должен соответствовать тем нормам и правилам поведения, которые приняты в этом социуме.

Необходимость канонов в церкви понятна и целесообразна точно так же, как и необходимость законов в любом государстве.

Канон в искусстве

Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.

Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека. А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты.

В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.

В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.

И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.

Общественные каноны

Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.

И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.

Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру.

Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.

Несмотря на то что понятие канона многогранно и имеет множество производных значений, у его сути всего два вектора смысла.

  1. С одной стороны, канон – это некий идеал, носитель традиций, в которых воплощается опыт человечества в целом и опыт отдельного народа.
  2. С другой же стороны – это свод стереотипных правил, который может не меняться веками и нередко становится препятствием для развития культуры.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5

им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

Доклад на тему:

«Канон как одна из форм работы над двухголосием в младшем хоре»

Преподаватель Пашина З.М.

г. Курск, 2016 г.

1. Канон – жанр вокального многоголосия.

2. Работа над развитием музыкального слуха обучающихся.

3. Элементы игры в процессе обучения.

4. Виды канонов:

— речевые каноны;

— ритмические каноны;

— мелодические каноны;

— мимические каноны.

Пение – наиболее доступный для детей исполнительский вид деятельности в музыке. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней вызывает положительные эмоции.

Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придаёт необыкновенную выразительность исполнению. Многоголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух и более мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно.

Исполнение многоголосных сочинений требует определённого уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное здесь — умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.

Одним из самых распространенных жанров вокального многоголосия является канон (от греческого kanon – правило, порядок, образец). Пение канонов стало очень популярным в 16-17 веках, в эпоху средневековья.

Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из голосов, исполняющий одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Расстояние между вступлениями голосов условно называется шагом канона, шаг канона – это количество долей между вступлением первого голоса и следующего за ним.

Пение канонов, с одной стороны, довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов.

Необходимо остерегаться главной ошибки – формально соединять партии, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», иначе это будет пустая трата времени.

Прежде чем разучить какой-либо канон, необходимо объяснить что это. Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка. «Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин, потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьёт чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьёт чай с пирожным. И, наконец, папа доедает свой шоколад». Такой вот вкусный канон.

Для ребят удержать свой голос в двухголосном произведении – довольно трудная задача, но осуществлять её надо так, чтобы они не замечали особенных сложностей, превратить процесс обучения в интересную игру. Ведь внимание маленьких обучающихся неустойчиво, утомляются они быстро, а решить на уроке надо очень много задач.

Особой симпатией у ребят пользуются речевые каноны, потому что темой такого канона становится поэтический текст, исполняемый в ясно организованном ритме. Особенно это необходимо, если дети устали и надо активизировать их внимание. Можно без пения проговорить слова канона – это улучшит дикцию и отвлечёт, переключит внимание на другой вид деятельности, даст возможность отдохнуть голосовому аппарату. Можно просто постучать ритмический рисунок, в сложных же партитурах эта работа необходима.

Ещё до пения, если в каноне имеются ритмические особенности, надо отдельно проработать такие трудности, как «пунктирный ритм», «синкопы», «ноты с точкой» и т.д.

На начальном этапе знакомства с каноном – для усвоения его формы можно предложить обучающимся исполнить ритмический канон с помощью

музыкальных инструментов (1 голос – бубен, 2 голос – маракас). Договорившись, кто будет «идти» первым, а кто – вторым, попросить их ритмично простучать ритм. Если позволяет наличие и разнообразие инструментов, задействовать большее количество человек.

Основой мелодического канона является мелодия, довести которую надо до чистого унисона a capella, напомнив детям:

«Сначала слушаю, потом пою». Обратив внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца, петь в динамике, слушая не только ближайших певцов и другие партии, но и соотносить своё пение со звучанием всего произведения, слышать друг друга и вертикаль.

На первых порах канон сложен для исполнения обучающимися, где одна группа может сначала начинать петь песню, а затем вступать вторыми, но приходит осознание того, насколько богаче многоголосное пение и значимость в нём каждой партии.

Крайне полезно пение каноном гамм. Кроме понятия канона, это упражнение поможет наладить чистоту интонирования мажора и минора, станет полезной тренировкой в пении параллельных терций, причем с перестановкой голосов.

Как веселые сюрпризы в конце урока можно использовать мимические каноны. Его темой становится последовательность гримас.

Работа по развитию гармонического слуха и многоголосного пения в хоре сложна и ответственна. Она требует колоссального терпения, увлечённости от педагога и определённой музыкальной подготовки участников хора. Зато при появлении положительных результатов, она оставляет неизгладимый след в душах детей, открывая перед ними прекрасный мир музыки.

Список использованной литературы.

  1. Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. – М., «Советский композитор», 2002.
  2. Живов В. Теория хорового исполнительства. – М., Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
  3. Емельянов В. Развитие голоса: Координация и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. – СПб.: Лань, 2000.
  4. Муругова Г. Вокальная работа в хоре. Учебно-методическое пособие. – Тамбов, ТГУ, 2000.

5. Филиппов Л. основы теории музыки в современном изложении. М., изд.

Категории словаря

от греч. kanon — норма, правило

\1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему интервальных соотношений, установленных с помощью монохорда, в последующее время — нек-рые муз. инструменты, гл. обр. родственные монохорду по устройству (напр., псалтериум), детали инструментов.

\2) В визант. гимнографии многострофное произв. сложной лит. конструкции. К. появился в 1-й пол. 8 в. В числе авторов самых ранних К. — Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Косма Иерусалимский (Майюмский), сирийцы по происхождению. Существуют неполные К., т. н. двупеснцы, трипеснцы и четверопеснцы. Полный К. состоял из 9 песен, но 2-я вскоре вышла из употребления. Косма Иерусалимский (Майюмский) её уже не применял, хотя номенклатура девятипеснца у него сохранялась.

В таком виде К. существует и поныне. 1-я строфа каждой песни К. — ирмос, следующие (обычно 4-6) наз. тропарями. Начальные буквы строф составляли акростих, указывавший на имя автора и идею произведения. К. возникли в условиях борьбы империи с иконопочитанием и представляли «грубые и пылкие песни» (Ж. Питра) торжеств. характера, направленные против тирании императоров-иконоборцев. К. предназначался для пения народом, и это определило архитектонику его текста и характер музыки. Тематич. материалом для ирмосов служили песни др.-евр. поэзии и реже собственно христианской, в к-рых прославлялось покровительство бога народу в его борьбе с тиранами. В тропарях восхвалялись мужество и страдания борцов с тиранией.

Композитор (являвшийся и автором текста) должен был выдержать во всех строфах песни силлабику ирмоса, чтобы муз. акценты всюду соответствовали просодии стиха. Сам напев должен был быть несложным и эмоционально выразительным. Существовало правило сочинения К.: «Если кто желает писать К., то он должен прежде озвучить ирмос, затем приписать тропари с той же силлабикой и созвучные ирмосу, сохраняющие замысел» (8 в.). С 9 в. большинство гимнографов сочиняло К., пользуясь как моделью ирмосами Иоанна Дамаскина и Космы Майюмского. Напевы К. были подчинены системе осмогласия.

В рус. церкви гласовая принадлежность К. была сохранена, но в связи с нарушением в слав. переводе силлабики греч. оригинала петься могли только ирмосы, тропари же должны были читаться. Исключение составляет пасхальный К. — в певческих книгах встречаются его образцы, нотированные от начала и до конца.

Во 2-й пол. 15 в. появился новый, рус. стиль К. Основоположником его был монах из Афона Пахомий Логофет (или Пахомий Серб), написавший ок. 20 К., посвящённых рус. праздникам и святым. Язык канонов Пахомия отличался витиеватым, напыщенным слогом. Стилю письма Пахомия подражали Маркелл Безбородый, Гермоген, впоследствии патриарх, и др. гимнографы 16 в.

\3) Со времён средневековья форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации, проведении в риспосте или риспостах всех отделов пропосты. Вплоть до 17-18 вв. носила назв. фуга. Определяющими признаками К. являются количество голосов, расстояние и интервал между их вступлениями, соотношение пропосты и риспосты. Наиболее распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4-5 голосов. Известные из истории музыки К. с бульшим числом голосов представляют комбинации нескольких простых К.

Интервал вступления, встречающийся чаще всего, — прима или октава (в наиболее ранних образцах К. применяется именно этот интервал). Далее следуют квинта и кварта; остальные интервалы используются реже, т.к. при сохранении тональности обусловливают интервальные изменения темы (превращение в ней больших секунд в малые и наоборот). В К. на 3 и более голосов интервалы вступления голосов могут быть различными.

Простейшее соотношение голосов в К. — точное проведение пропосты в риспосте или риспостах. Образуется один из видов К. «в прямом движении» (лат. canon per motum rectum). К этому типу могут быть отнесены и К. в увеличении (canon per augmentationem), в уменьшении (canon per diminutionem), с разл. метрич. оформлением голосов («мензуральный», или «пропорциональный», К.). В первых двух из этих видов К. риспоста или риспосты полностью отвечают пропосте по мелодич. рисунку и соотношению длительностей, однако абсолютная длительность каждого из тонов в них соответственно увеличена или сокращена в неск. раз (двойное, тройное увеличение и т. п.). «Мензуральный», или «пропорциональный», К. связан по происхождению с мензуральной нотацией, в к-рой допускалось двухдольное (imperfecte) и трёхдольное (perfecte) дробление тех же длительностей.

В прошлом, особенно в эпоху господства полифонии, применялись и К. с более сложным соотношением голосов — в обращении (canon per motum contrarium, all’ inverse), в противодвижении (ракоходный или canon cancrisans), зеркально-ракоходный. К. в обращении характеризуется тем, что пропоста проводится в риспосте или риспостах в обращённом виде, т. е. каждому восходящему интервалу пропосты отвечает такой же по числу ступеней нисходящий интервал в риспосте и наоборот (см. Обращение темы). В ракоходном К. тема в риспосте проходит в «обратном движении» сравнительно с пропостой, от последнего звука к первому. Зеркально-ракоходный К. совмещает признаки К. в обращении и ракоходного.

По структуре различают два осн. типа К. — К., заканчивающийся одновременно во всех голосах, и К. с неодновременным завершением звучания голосов. В первом случае в заключит. каденции имитационный склад нарушается, во втором — сохраняется до конца, и голоса замолкают в той же последовательности, в какой они вступали. Возможен случай, когда в процессе своего развёртывания голоса К. подводятся к его началу, так что он может повторяться произвольное число раз, образуя т. н. бесконечный канон.

Существует и ряд особых видов канонов. К. со свободными голосами, или неполный, смешанный К., представляет собой сочетание К. в 2, 3 и т. д. голосах со свободным, не имитационным развитием в остальных голосах. К. на две, три темы и более (двойной, тройной и т. п.) начинается одновременным вступлением двух, трёх и более пропост, за к-рым следует вступление соответствующего числа риспост. Встречаются также К., движущийся по секвенции (канонич. секвенция), круговой, или спиральный, К. (canon per tonos), в к-ром тема модулирует, так что постепенно он проходит по всем тональностям квинтового круга.

В прошлом в К. записывалась только пропоста, в начале к-рой особыми знаками или спец. пояснением указывалось, когда, в какой последовательности голосов, в каких интервалах и в каком виде должны вступать риспосты. Напр., в мессе Дюфаи «Se la ay pole» написано: «Cresut in triplo et in duplo et pu jacet», что означает: «Растёт втройне и вдвойне и как лежит». Слово «К.» и обозначает подобное указание; лишь с течением времени оно стало названием самой формы. В отд. случаях пропоста выписывалась без к.-л. указаний на условия вступления риспост — их должен был определить, «отгадать» исполнитель. В таких случаях возникал т. н. загадочный канон, к-рый допускал несколько разл. вариантов вступления риспосты, наз. полиморфным.

Применялись и нек-рые более сложные и специфич. разновидности К. — К., в к-ром в риспостах проходили лишь разл. части пропосты, К. с построением риспосты из звуков пропосты, расположенных в порядке убывания длительностей, и т. д.

Самые ранние образцы 2-голосных К. относятся к 12 в., 3-голосных — к 13 в. Примерно 1300 датируется «Летний канон» из аббатства Ридинг в Англии, свидетельствующий о высокой культуре имитационного многоголосия. К 1400 (в конце эпохи ars nova) К. проникает и в культовую музыку. В начале 15 в. встречаются первые К. со свободными голосами, К. в увеличении.

Нидерландцы Я. Чикониа, Г. Дюфаи используют каноны в мотетах, канцонах, иногда и в мессах. В творчестве Я. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре и их современников канонич. техника достигает очень высокого уровня.

X. де Лантинс. Песня. 15 в.

Каноническая техника являлась важным элементом муз. творчества 2-й пол. 15 в. и очень способствовала развитию контрапунктич. мастерства. Творч. постижение муз. возможностей разл. форм канонов привело, в частности, к созданию множества канонич. месс разл. авторов (с назв. Missa ad fugam). В это время часто применялась впоследствии почти исчезнувшая форма т. н. пропорционального канона, где тема в риспостах изменяется сравнительно с риспостой.

Использование К. в крупных формах в 15 в. свидетельствует о полном осознании его потенциальных возможностей — с помощью К. достигалось единство выразительности всех голосов. В последующее время канонич. техника нидерландцев не получила дальнейшего развития. К. очень редко применялся как самостоят. форма, несколько чаще — как часть имитационной формы (Палестрина, О. Лассо, Т. Л. де Виктория). Всё же К. способствовал ладотональной централизации, усилению значения квартово-квинтовых реальных и тональных ответов в свободных имитациях. Самое раннее известное определение К. относится к кон. 15 в. (Р. де Пареха, «Musica practica», 1482).

Жоскен Депре. Agnus Dei secundum из мессы «L’Homme arme super voces».

В 16 в. канонич. техника начинает освещаться и в учебниках (Дж. Царлино). Однако К. обозначается ещё термином fuga и противостоит понятию imitatione, обозначавшему непостоянное применение имитаций, т. е. свободную имитацию. Дифференциация понятий фуга и канон начинается лишь во 2-й пол. 17 в. В эпоху барокко интерес к К. несколько возрастает; К. проникает в инстр. музыку, становится (особенно в Германии) показателем композиторского мастерства, достигнув в творчестве И. С. Баха величайшей вершины (канонич. обработки cantus firmus, части сонат и месс, Гольдберг-вариации, «Музыкальное приношение»). В крупных формах, как и в большинстве фуг эпохи Баха и последующего времени, канонич. техника применяется чаще всего в стреттах; К. выступает здесь в качестве концентрированного показа темы-образа, лишённого в генеральных стреттах других контрапунктов.

А. Кальдара. «Alla caocia andiamo». 18 в.

По сравнению с И. С. Бахом венские классики применяют К. гораздо реже. Из композиторов 19 в. к форме К. неоднократно обращались Р. Шуман и И. Брамс. Определённый интерес к К. в ещё большей мере характерен для 20 в. (М. Регер, Г. Малер). П. Хиндемит и Б. Барток привлекают канонические формы в связи со стремлением к господству рационального начала, нередко и в связи с конструктивистскими замыслами.

Н. Я. Мясковский 3-й квартет, часть 2-я, 3-я вариация.

Канонические формы не только обнаруживают большую гибкость, позволяющую использовать их в музыке различных стилей, но и чрезвычайно богаты разновидностями. Рус. и сов. исследователям (С. И. Танеев, С. С. Богатырёв) принадлежат капитальные труды по теории К.

H. Д. Успенский, T. P. Мюллер

Во время Великого поста в православных храмах читают покаянный канон святого Андрея Критского. Всего текст канона содержит 250 кратких молитвенных песнопений. С понедельника по четверг первой седмицы православные христиане прочитывают определенное количество песен, а в четверг пятой седмицы — весь канон целиком.

Покаянный канон святого Андрея Критского считается самым длинным каноном. Он охватывает события от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. В первой части песни канона звучит обращение к Христу, а далее речь идет о покаянии и о сложном пути души к Богу. Каждый тропарь завершается псаломским припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Великий канон начинают читать по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием. Канон напоминает всем верующим, что пост — это время покаяния и очищения. Его текст направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни. Кто такой Андрей Критский? Подробнее

Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста?

Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. В этот день читают первые девять песен канона. Чтение происходит вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся и лучше усваивалось на духовном уровне. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон.

С первой песни канон настраивает душу на скорбь и покаяние: «Откуду начну плакати страстнаго ми жития дел; кое ли начало положу Христе нынешняго рыдания; но яко милосерд, даждь ми слезы умиления». Создатель канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество, а также напоминает обо всех грехах человечества от Адама до времен Нового Завета.

Что читают во вторник первой седмицы Великого поста?

Во вторник читают следующие девять песен канона святого Андрея Критского. В первой из них вспоминается первое совершенное на земле убийство: когда Авель принес угодную Богу жертву, то его брат Каин, жертва которого не была принята, предавшись обиде, убил брата.

Вторая песнь вновь вспоминает об Адаме и Еве, которые ищут покаяния. Третья повествует о Всемирном потопе, праведнике Ное, спасенном на ковчеге, а также о его сыне Хаме и праведном Лоте. Текст песни указывает на то, что человек сам погружает себя в грехи и относится к ближнему без должного трепета и почтения.

Вопрос-ответ Почему на многих полотнах библейские святые одеты не по канону? В четвертой песни упоминаются патриархи, сыновья Иакова, от которых произошли 12 родов Израиля. В пятой песни вспоминаются спасенный от смерти младенец Моисей, повивальные бабки, от которых требовали убивать еврейских младенцев, а также подвиг Моисея, выводившего через пустыню избранный народ из египетского плена. Шестая песнь вспоминает исход избранного народа из рабства, а также Иисуса, увидевшего и возжелавшего землю обетованную.

В седьмой песни говорится об Озе, который, когда перевозил ковчег, отважился, несмотря на запрет, коснуться его, сыне Давида Авессаломе, который, чтобы заполучить власть, вошел по совету Ахитофела к наложницам своего отца, а также о Соломоне, который впал в сластолюбие и идолопоклонство. В песне также вспоминают о сыне Соломона Ровоаме, не считавшемся с советами отца, и слуге Соломона Иеровоаме, который разделил Израиль на два царства.

В восьмой песни вспоминают царя Озия, который так возгордился своими успехами, что дерзнул войти в алтарь Храма вопреки запрету и был поражен за это проказой. Кроме него вспоминают жителей Ниневии, искренне покаявшихся после проповеди пророка Ионы и тем самым избежавших наказания, а также пророка Иеремию и других праведников, благодаря молитве спасшихся от напастей.

В девятой песни вспоминается, как дьявол искушал Христа хлебом и царством во время поста в пустыне, а также о том, как жители Самарии и Иудеи пришли каяться. В тропаре вспоминается и первое чудо Христа, когда вода была превращена в праздничное вино, а также случаи исцеления Христом больных и немощных.

Что читают в среду первой седмицы Великого поста?

В первой песни православные вспоминают притчу о блудном сыне, растратившем дары отца, и милосердном самарянине. Во второй песне повествуется о Ламехе, который стал убийцей вслед за своим предком, и о других грешниках, вызвавших на себя гнев Господень.

В третьей песни речь идет о рождении Исаака, сына Авраама. Когда он подрос, Бог сказал Аврааму принести Исаака в жертву. В каноне говорится, что Авраам верил, что Бог может воскресить умершего и поэтому не усомнился, но в последний момент Бог остановил его руку и заменил жертву на ягненка.

В четвертой песни рассказывается о спасении, дарованном нам Христом. В пятой песни вспоминают о фараоне, не хотевшем отпускать иудеев из Египта. В шестой песни повествуется о Моисее, который вывел иудеев из египетского рабства, чтобы привести их в землю обетованную. В седьмой песни вспоминают царя Манассия, который отрекся от Бога, поклонялся идолам, приносил в жертву детей и только к концу жизни покаялся, попав в плен к своим врагам-ассирийцам.

В восьмой песни говорится о разбойнике, который был распят вместе с Христом. Распознав в распятом человеке Мессию, он попросил помянуть его, когда Господь придет в Царствие Свое. В девятой песни повествуется о фарисеях, мытарях и блудницах, просящих о помиловании и спасении у Христа.

Вопрос-ответ Можно ли соблюдать пост некрещеным?

Что читают в четверг первой седмицы Великого поста?

В четверг, как и в предыдущие дни Великого поста, читают еще девять песней канона Андрея Критского. В первой песни вспоминают Христа, взявшего на себя грехи мира. Во второй повествуется об убийце Ламехе, который рассказал своим двум женам, что убил мужчину и юношу. В третьей песни говорится о рождении Измаила и прообразе Христа, поучавшего людей властвовать над своими страстями. В четвертой песни автор канона вспоминает Иова, который был праведен и богат, пока в одночасье не лишился всего.

В пятой песни говорится о женщине, исцеленной несмотря на возражения фарисеев. В шестой песни потерянную серебряную монету сравнивают с грешником, которого Господь ищет и радуется, когда он находится. В седьмой песни говорится о праведном царе иудейском, который уничтожил идолослужение и восстановил богослужение в Иерусалимском храме, за что был дарован продлением жизни. В восьмой песни вспоминается блудница, полившая миро на ноги Христа, а также Страшный Суд. В девятой песни автор канона вспоминает об обстоятельствах распятия Христа.

Что читают в четверг пятой седмицы Великого поста?

В четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Продолжительность богослужения составляет пять-семь часов. Оно начинается вечером в среду (по православной традиции, утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который ранее читался по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *