Эта статья о суверенном государстве. Для использования в других целях, см Швейцария (значения) и Швейцарская Конфедерация (значения) .

Швейцарская Конфедерация
5 других официальных имен

    • Schweizerische Eidgenossenschaft ( немецкий )
    • Confédération Suisse ( французский )
    • Confederazione Svizzera ( итальянский )
    • Confederaziun svizra ( ретороманский )
    • Confoederatio Helvetica ( латиница )

Девиз: (традиционный)
» Unus pro omnibus, omnes pro uno » ( латиница )
«Один за всех, все за одного».

Гимн: » Швейцарский псалом «.

Расположение Швейцарии (зеленый)

в Европе (зеленый и темно-серый)

Капитал

Отсутствует ( де — юре )
Берне ( де факто )
46 ° 57’N 7 ° 27’E  /  46,950 ° N 7,450 ° в.д.

Крупнейший город

Цюрих

Официальные языки

Немецкий
французский
итальянский
ретороманский

Религия (2018)

  • 65,5% христианство
  • -35,8% католик
  • -23,8% швейцарских реформатов
  • -5,9% Другой христианин
  • 26,3% неверующих
  • 5,3% Ислам
  • 1,6% другие
  • 1,3% неизвестно

Демоним (ы)

Английский: швейцарский ,
немецкий : Schweizer (in) ,
французский : Suisse (sse) ,
итальянский : svizzero / svizzera или elvetico / elvetica ,
ретороманский : Svizzer / Svizra

Правительство

Федеральный полу-прямой демократии в а многопартийная сборочно-независимой режиссерской республики

Уолтер Турнхерр

Законодательная власть

Федеральное Собрание

• Верхняя палата

Совет государств

• Нижняя палата

Национальный совет

История

• Дата основания

c.  1300 (традиционно 1 августа 1291 г.)

• Вестфальский мир

24 октября 1648 г.

• Реставрация

7 августа 1815 г.

12 сентября 1848 г.

Площадь

• Общее количество

41285 км 2 (15940 квадратных миль) ( 132-я )

• Вода (%)

численность населения

• Оценка на 2019 год

8,570,146 ( 99-е )

• перепись 2015 г.

8 327 126

• Плотность

207 / км 2 (536,1 / кв. Миль) ( 48-е )

ВВП ( ППС )

Оценка 2020

• Общее количество

$ 584 млрд ( 38-е )

• На душу населения

67 557 $ ( 9-е )

ВВП (номинальный)

Оценка 2020

• Общее количество

749 миллиардов долларов ( 20-е место )

• На душу населения

86 673 долл. США ( 2-й )

Джини (2018)

29,7
низкая · 19-я

ИЧР (2018)

0,946
очень высокий · 2-й

валюта

Швейцарский франк ( CHF )

Часовой пояс

UTC +1 ( CET )

• Лето ( DST )

UTC +2 ( CEST )

Формат даты

дд.мм.гггг ( AD )

Сторона вождения

право

Телефонный код

+41

Код ISO 3166

Интернет-домен

.ch , .swiss

Швейцария , официально именуемая Швейцарской Конфедерацией , — это страна, расположенная на слиянии Западной , Центральной и Южной Европы . Это федеративная республика, состоящая из 26 кантонов , с федеральными властями в Берне . Швейцария — не имеющая выхода к морю страна, граничащая с Италией на юге, Францией на западе, Германией на севере и Австрией и Лихтенштейном на востоке. Он географически разделен между Швейцарским плато , Альпами и Юрой , общей площадью 41 285 км 2 (15 940 квадратных миль) и площадью 39 997 км 2 (15 443 квадратных миль). Хотя Альпы занимают большую часть территории, швейцарское население численностью около 8,5 миллионов человек сконцентрировано в основном на плато, где расположены крупнейшие города и экономические центры, среди которых Цюрих , Женева и Базель , где расположены многочисленные международные организации ( таких как FIFA , в ООН «S второй по величине офиса , и Банк международных расчетов ) и где основные международные аэропорты Швейцарии.

Создание из Истории Швейцарского союза даты в период позднего средневековья , в результате ряда военных успехов против Австрии и Бургундии . Независимость Швейцарии от Священной Римской империи была официально признана Вестфальским миром 1648 года. Федеральная хартия 1291 года считается основополагающим документом Швейцарии, который отмечается в Национальный день Швейцарии . Начиная с Реформации 16 века, Швейцария придерживалась твердой политики вооруженного нейтралитета ; он не воевал в международных войнах с 1815 года и не вступал в Организацию Объединенных Наций до 2002 года. Тем не менее, он проводит активную внешнюю политику и часто участвует в процессах миростроительства во всем мире. Швейцария является колыбелью Красного Креста , одной из старейших и наиболее известных гуманитарных организаций в мире, и является домом для множества международных организаций , включая Отделение Организации Объединенных Наций в Женеве, которое является вторым по величине в мире. Он является одним из основателей Европейской ассоциации свободной торговли , но, в частности, не входит в Европейский Союз , Европейское экономическое пространство или Еврозону . Тем не менее, он участвует в Шенгенской зоне и Едином европейском рынке на основе двусторонних договоров.

Швейцария находится на перекрестке германской и романской Европы, что отражено в четырех основных языковых и культурных регионах: немецком, французском, итальянском и ретороманском . Хотя большинство населения говорит по-немецки, швейцарская национальная идентичность уходит корнями в общий исторический фон, общие ценности, такие как федерализм и прямая демократия , и альпийский символизм. Из-за своего языкового разнообразия Швейцария известна под множеством местных имен: Schweiz ( немецкий ); Suisse ( французский ); Svizzera ( итальянский ); и Свизра ( ретороманский ). На монетах и марках вместо четырех национальных языков используетсялатинское название Confoederatio Helvetica — часто сокращаемое до » Helvetia «.

Суверенное государство является одним из наиболее развитых стран в мире, с самым высоким номинальным богатством на взрослый и восьмым по величине подушевой валовому внутреннему продуктом . Он занимает одно из первых мест или приближается к нему по нескольким международным показателям, включая экономическую конкурентоспособность и человеческое развитие . Цюрих, Женева и Базель вошли в десятку лучших городов мира по уровню качества жизни, а Цюрих занимает второе место в мире. В 2019 году IMD заняла первое место в Швейцарии по привлечению квалифицированных рабочих. Всемирный экономический форум занимает это 5 — й наиболее конкурентоспособной страной в мировом масштабе.

«Реформатская» и «Реформатская церковь» перенаправляются сюда. Чтобы узнать о других значениях Reformed, см. Reform (значения) . Для реформатских церквей, происходящих из континентальной Европы, см Континентальная реформатская церковь . О богословии самого Жана Кальвина см. Богословие Жана Кальвина .

Статуи Уильяма Фарела , Жана Кальвина , Теодора Безы и Джона Нокса в центре Международного памятника Реформации в Женеве , Швейцария . Они были одними из самых влиятельных теологов, которые помогли развить реформатскую традицию.

Часть серии по

Кальвинизм

Задний план

Портал кальвинизма

Кальвинизм (также называемый реформатской традицией , реформатским христианством , реформатским протестантизмом или реформатской верой ) — это основная ветвь протестантизма, которая следует богословской традиции и формам христианской практики, установленным Жаном Кальвином и другими теологами эпохи Реформации .

Кальвинисты откололись от Римско-католической церкви в 16 веке. Кальвинисты отличаются от лютеран (еще одной важной ветви Реформации) в отношении реального присутствия Христа в Евхаристии , теорий поклонения и использования Закона Божьего для верующих , среди прочего. Термин кальвинизм может вводить в заблуждение, потому что религиозная традиция, которую он обозначает, всегда была разнообразной, с большим диапазоном влияний, а не с одним основателем; однако почти все они во многом основывались на трудах Августина Гиппопотамского тысячелетия до этого. В контексте Реформации Хульдрих Цвингли начал реформатскую традицию в 1519 году в городе Цюрих . Его последователей сразу же окрестили цвинглианцами , что соответствовало католической практике именования ереси в честь ее основателя. Очень скоро к Цвингли присоединились Мартин Буцер , Вольфганг Капито , Уильям Фарел , Иоганн Эколампадиус и другие ранние реформатские мыслители.

Тезка движения, французский реформатор Жан Кальвин, отказался от римского католицизма и принял протестантские взгляды в конце 1520-х — начале 1530-х годов, поскольку самые ранние представления более поздней реформатской традиции уже были поддержаны Хульдрихом Цвингли . Движение было сначала названо кальвинизмом , ссылаясь на Жана Кальвина, лютеранами, которые выступали против него. Многие представители традиции считают его либо не описательным, либо неподходящим термином и предпочли бы использовать вместо него слово » реформатор» . К наиболее важным реформатским теологам относятся Кальвин, Цвингли, Мартин Бусер , Уильям Фарел , Генрих Буллингер , Питер Мученик Вермигли , Теодор Беза и Джон Нокс . В двадцатом веке, Авраам Кайпер , Герман Бавинк , BB Warfield , J. Gresham Machen , Карл Барт , Мартин Ллойд-Джонс , Корнелиус Ван Тиль , Гордон Кларк и Спраул были влиятельными. Среди современных реформатских богословов — Д.И. Пакер , Джон Макартур , Тимоти Дж. Келлер , Дэвид Уэллс и Майкл Хортон .

Реформатская традиция в основном представлена реформатскими , пресвитерианскими , евангелистскими англиканскими , конгрегационалистскими и реформатскими баптистскими деноминационными семьями. Несколько форм церковного правления осуществляются группой реформатских церквей, включая пресвитерианскую , конгрегационалистскую и некоторых епископальных . Самая большая реформатская ассоциация — это Всемирное сообщество реформатских церквей, насчитывающее более 100 миллионов членов в 211 конфессиях по всему миру. Существуют более консервативные реформатские федерации, такие как Всемирное реформаторское братство и Международная конференция реформатских церквей , а также независимые церкви .

Отличия лютеранства от кальвинизма — Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблица

Каталог статей
Лютеранство
Кальвинизм
Сравните общие черты и различия в учениях Лютера и Кальвина. Сделайте вывод.
Лютеранство
Каталог статей

Тебе нужна помощь по школьным предметам? Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ; Войди и попробуй добавить свой вопрос. Или помоги другим с ответом! Сравните общие черты и различия в учениях Лютера и Кальвина. Попроси больше объяснений Следить Отметить нарушение от Nikolaeva Войти чтобы добавить комментарий. Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. Верующие должны были читать священные книги, верить в Бога и спасение. Священник должен был пояснять смысл библии. Главой Лютеранской церкви был правитель гос-ва. Чаще всего богослужения велись на немецком языке и Лютеранские церкви отличались своей скромностью, были без икон и скульртур. Верующие не могли спастись от судьбы определенной Богом. В церкви не было верховной власти, но проповедники следовали за нравственностью верующих. Узнавай больше на Знаниях! У тебя проблема с домашними заданиями? Мы не только ответим, но и объясним. Качество гарантируется нашими экспертами. Что ты хочешь узнать? История 5 баллов 54 минуты назад. Neuro Fuel Gas Advanced Brain Solution can aid you enhance focus, boost intelligence and also boost your performance. The fantastic feature of the age we live in exists are a lot of modern История 13 баллов 19 часов назад. Определите историческое значение буржуазных реформ х — х годов в Российской империи. История 13 баллов 22 часа назад. Первое упоминание в истории этнонима кыргыз тенир тоо древняя родина кыргызов. История 13 баллов 23 часа назад. Назовите характерные черты развития искусства второй половины XIX века и приведите примеры важнейших достижений. История 5 баллов вчера. Гумилев от руси до россии краткое содержание. Бесплатная помощь с домашними заданиями. О нас Карьера Контакт. Общие вопросы Правила Как получить баллы? Скачай iOS-приложение Скачай iOS-приложение. Скачай для Android Скачай для Android.

Шуточная характеристика знаков зодиака
Москва ярославль маршрут
Байт сколько цифр
365 гривен сколько в рублях
Сисястая теща и сисястая жена соблазнила зятя
Травматический артрит коленного сустава

Из истории Реформатской Церкви

В течение веков после Реформации реформаты расселялись по всему миру. Оказались они и в России в различных ее областях: и в центральной части, и на Урале, и в Сибири.

История переселенцев в России в дореволюционную эпоху богата и многогранна. В конце XVII века в Немецкой слободе Москвы постоянно жило немало голландцев. Голландцы, как и другие иностранцы, обучали русских различным ремеслам. Петр I уделил особое внимание Голландии, так как именно эта страна являлась тогда одним из крупнейших европейских научных и культурных центров. Пребывание Петра в Голландии оказало значимую роль при проведении крупномасштабных преобразований в России.

Екатерина Великая была также весьма толерантна к иностранцам. Голландцам она не чинила препятствий, так что связи между двумя странами во время ее правления процветали.

В XIX столетии торговые и предпринимательские связи Нидерландов с Петербургом поддерживались, главным образом, жителями Фрисландии — провинции на севере Нидерландов.

В XX в. в России (а потом — в Советском Союзе) судьба их была нелегка, часто — трагична. Наступила Первая мировая война, а затем и гражданская. Переселенцев притесняли и даже — истребляли — за то, что они — не православные. При большевиках они оказались объектом раскулачивания. А при Сталине немалое их число прошло через лагеря.

Исторические сведения о реформатах помогут россиянам, ознакомившимся с различными этапами жизни и деятельности реформатов из Европы, оценить их вклад в экономику России и привнесенное ими богатое культурное наследие.

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ КАЛЬВИНИСТОВ В РОССИИ

Предлагаем вашему вниманию выдержки из статьи «Россия и Кальвинизм: история и перспективы», опубликованной в сборнике «Вопросы Кальвинизма и Реформации России», Выпуск II, АОЗТ «Икар», Москва, 2000 г.

ПЕРВЫЕ КАЛЬВИНИСТЫ

Говоря о первых кальвинистах, появившихся на российской земле, можно предположить с достаточной долей уверенности, что ими оказались английские и голландские купцы, приехавшие в середине XVI века на север России, в район Холмогор. Известно имя одно из первых таких путешественников: это был английский мореплаватель Ричард Чэнселлор (Richard Chancellor), который 24 августа 1553 года прибыл в Холмогоры и основал поселение иноземных купцов, куда пять лет спустя прибыли и голландские купцы. Известно, что первоначально англичане и голландцы проводили совместные богослужебные собрания. Немного позднее их представители отправились в Москву, а затем и в другие города. Можно сказать, что путь кальвинистов начинался с севера. Постепенно иностранцы со своими семьями стали закрепляться в России на постоянное проживание.

1570 году появляется официальное упоминание о деятельности кальвинистов в Москве. В исторических документах отмечается, что царь Иоанн IV (Грозный) беседовал с неким кальвинистским пастором Рокитой (Rokita), прибывшим из Польши в составе делегации короля Сигизмунда Августа.

В конце XVI века в России существуют первые устоявшиеся Реформатские общины: в Москве, Архангельске, Вологде и других стоящих на торговых путях поселениях. В 1616 г. при царе Михаиле Федоровиче в Москве появляется первая Реформатская Церковь, образованная совместно англичанами и голландцами. Конечно, подобные церкви устрояются в Москве в специальных кварталах для иностранцев. К сожалению, все московские церковные архивы Реформатских Церквей, которые могли бы рассказать более подробно об этом периоде, погибли в пожаре 1812 года. Огнем уничтожено около сотни томов церковной хроники, уникальные исторические документы.

ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Необходимо отметить, что Российское правительство вплоть до Петра Первого не препятствовало иностранцам исповедовать свою веру, предоставляя им полную свободу богослужебных собраний. Между прочим, в это время в Германии кальвинистам было гораздо сложнее отправлять богослужение, поскольку они встречали давление со стороны лютеран. В России же они пользовались равными правами. Не было никаких затруднений на получение разрешений на проведение богослужений в частных домах или на строительство церковных зданий. Так было от Иоанна Грозного до Петра Первого включительно. Известны манифесты Петра I, предоставляющие иностранцам свободу вероисповедания. Например, манифест 1702 года. Постепенно, начиная с императрицы Анны Иоанновны, положение несколько усложняется, поскольку Реформатские общины должны были приносить на рассмотрение созданной Юстиц-коллегии свои вероисповедания (указ от 23 февр. 1734 г.). В XIX веке тенденция государства вмешиваться в дела Церкви усиливается; особенно это касается вероисповедных документов. Нельзя не упомянуть о прискорбной попытке искусственно объединить лютеранские и кальвинистские общины.

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ РЕФОРМАТОВ

Итак, сколько насчитывалось людей, придерживающихся кальвинистских взглядов? Мы располагаем данными на 1864 год – время наибольшего распространения Реформатской Церкви в дореволюционной России. По разным источникам насчитывалось от 60.000 до 71.500 членов поместных церквей. Всего в России на тот год было 38 Реформатских общин, в которых трудилось 38 пасторов. Статистика показывает, что на 1000 жителей России приходился один кальвинист. 4% от всех протестантов. В 1864 г. в Москве насчитывалось 1200 верующих, исповедующих кальвинистские взгляды.

ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ И КАЛЬВИНИЗМА

Интересно отметить, что Православная Церковь высоко оценивала уровень постановки образования в Реформатских университетах (например, Лейден, Голландия), куда посылались ее представители для изучения истории, философии и языков. Один из таких студентов, Вениамин (Василий) Багрянский (XVIII век), стал впоследствии ректором Александро-Невской Лавры. Уже в советское время православные и реформатские богословы встречались в 70-е годы в Венгрии (Дебрецен) и в Ленинграде. Патриарх Пимен в своем послании по этому поводу, опубликованном в юбилейном сборнике, посвященном 1000-летию крещения Руси, отмечает важность православно-реформатского диалога. Хотелось бы, чтобы представители РПЦ признавали важность общения не только на международном уровне, но и на внутреннем.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

После Октябрьской революции 1917 года Реформатские Церкви в Центральной России полностью исчезают, оставаясь заметными как явление духовной жизни лишь в Прибалтике и Западной Украине.

Гугеноты (Huguenots) — название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Г. под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г. был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Г. оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см. V, 574). Многие Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Г. взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трех Генрихов». Протестантская Германия поддержала Г. присылкою войск, Англия — деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см. VIII, 356) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Г. под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г. восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига.

На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» и «Католическая лига и кальвинисты во Франции», в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина «Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции». De Félice, «Hist. des protestants en France»; Anquez, «Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr.»; Puaux, «Hist. de la réforme française»; Lacretelle, «Hist. de Fr. pendant les guerres civiles»; Klüpfel, «Le colloque de Poissy»; Rémusat, «La Samte-Barthelemy»; Challe, «Le calvinisme et la ligue»; Schaeffer, «Les huguenots du XVI siècle»; Soldan, «Gesch. des Protestantismus in Frankreich»; von Pollenz, «Gesch. des franz. Calvinismus»; Baumgarten, «Von der Bartholomaeusnacht»; Poole, «Hist. of the huguenots»; While, «Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *