Хошеутовский хурул, юбилей которого недавно отметили Калмыкия и Астраханская область, является сокровищницей культуры России. Этот храм – живая память о героях Отечественной войны 1812 года, победивших Наполеона, калмыцком князе и военачальнике Тюмене, о времени строительства прекраснейшего храма, и скорбное напоминание об ошибках прошлого, когда пытались искоренить разные религии, и уничтожали величайшее культурное наследие.

История строительства этого храма тесно связана с историей России и борьбы всего народа нашей страны с французским завоевателем.

Об участии калмыков в тех сражениях сегодня напоминает известное стихотворение Федора Глинки, написавшего: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык, и в Тюильри у часового сиял, как дома, русский штык!».

В Париж в числе других воинов победоносно вошли конники Второго калмыцкого полка, сформированного князем Тюменем.

«Вернувшись в родовое поместье Тюменевку (ныне село Речное в Астраханской области), нойон Хошеутовского улуса Астраханской губернии Сербеджаб Тюмень решил сохранить память о великой победе: возвести буддийский хурул — храм-памятник, где будут храниться пробитое пулями знамя и оружие Второго полка, – рассказывается на сайте National Geographic Россия. — За создание Хошеутовского хурула взялись историк и писатель, брат нойона, Батур-Убуши Тюмень и гелюнг (буддийский монах) Гаван Джимбе. За основу они взяли другой архитектурный памятник Отечественной войне 1812 года — построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, где были вывешены штандарты, отбитые у французов, и ключи от сдавшихся городов. По замыслу, от центральной части храма — трехнефной молельни с трехъярусной башней — также должны были расходиться полукружьями две галереи величественных колонн, заканчивавшиеся башенками.

Есть любопытная версия: если взглянуть на первоначальный план всего сооружения, то можно разглядеть лук с наложенной стрелой. А это тамга — родовой знак Тюменей. Сам же храм, в отличие от Казанского собора, венчал не купол, а ступоподобная пирамида. В глубине пирамиды находилась позолоченная статуя сидящего Будды, выписанная нойоном из Тибета.

Строительство велось на добровольные пожертвования простых калмыков и личные средства нойонов».

Возведенный на берегу Волги, храм Победы (так именовали хурул в народе) стал украшением местности. Народный поэт Калмыкии Владимир Нуров во время мероприятия в честь 200-летия храма рассказывал, что здесь не только проводили молебны, но и организовывали концерты: при буддийском хуруле действовал оркестр.

Советские годы стали самыми страшными для красивейшего строения. Его превратили в склад, где хранили зерно; говорят, было время, когда здание пытались разрушить вовсе, но это, к счастью, не удалось.

Многие годы ангелом-хранителем храма была рядовая жительница села Речного Валентина Константиновна Тихонова. Ее дом стоял недалеко от хурула, и баба Валя – так ее называли многие калмыки, приезжавшие поклониться хурулу, памяти великого князя, военачальника и павших воинов – встречала людей, делилась сведениями о Хошеутовском хуруле.

Она не была буддисткой, но сохраняла наш храм, оберегала от разрухи, поддерживала – насколько было возможно – чистоту и порядок. При жизни бабе Вале, увидевшей начало реставрационных работ, за сохранение культурно-исторического памятника – Хошеутовского хурула в 2000-м году была вручена награда – почетная грамота Правительства Калмыкии. Хотя, думается, эта скромная русская женщина, не говорившая журналистам громких слов о дружбе народов и важности сохранения веры, чья жизнь стала примером бескорыстного служения всей российской культуре, делу объединения людей разных национальностей, заслужила гораздо более высокую награду. И сейчас такая награда – благодарная память о Валентине Константиновне всего калмыцкого народа.

Сегодня село Речное – небольшой населенный пункт, в котором живут представители разных национальностей. Все они 10 августа собрались на территории Хошеутовского хурула, где проходили праздничные мероприятия в честь его 200-летия.

Один из них Хали Альмамбетов, живущий в Речном с 1976 года.

«В далекие годы храм переживал трудные времена, в нем даже действовал колхозный склад», – вспоминает собеседник. «Сейчас же на хурул любо поглядеть. Красота!», – восхищается он.

Хали Альмамбетов отмечает, что в настоящее время в Речном калмыцких семей мало, многие уехали в Элисту, тем не менее, сюда часто приезжают жители Калмыкии, и храм редко пустует. То, что Речное ныне часто посещают паломники и туристы, – большой плюс для будущего села, считает участник праздника.

Кстати, о взаимосвязи возрождения Хошеутовского хурула и дальнейшего развития Речного говорил также и губернатор Астраханской области Александр Жилкин, выступивший в ходе мероприятия.

Старейший житель села 92 – летний Артамон Афанасьевич Матвеев в тот день также пришел к хурулу и поздоровался с Главой Калмыкии Алексеем Орловым.

«Живу рядом с храмом. Мои предки, из Румынии, одни из первых тут поселились», – кратко рассказал он о себе журналистам.

Бесконечную благодарность собравшимся за внимание к хурулу выразила председатель приходского совета буддийской общины села Заволжье Надежда Сидорук. А председатель этой же общины Александр Бондаренко рассказал, что община объединяет 30 человек. «Уверен, что она будет расти и развиваться», – подчеркнул он.

Среди участников праздника мы увидели и заместителя главы администрации села Заволжье Валерия Отхонова, прибывшего в Речное вместе с дочерью Анжелой.

«В июне племянник побывал в Индии, на аудиенции у Далай-ламы, и привез освященную буддийскую танку. Наша семья хочет преподнести ее в качестве подарка Хошеутовскому хурулу», – пояснил житель Заволжья.

Он рассказал, что этот населенный пункт находится в семи километрах от Речного. Село раньше именовалось Ушаковкой, затем – Заволжским, и теперь обрело нынешнее название. В Заволжье, как и в Речном, живут люди разных национальностей; все они принимали участие в подготовке к празднику, подчеркнул Валерий Отхонов.

Рад возрождению Хошеутовского хурула, это повлечет рост интереса молодежи к истории Калмыкии, Астраханской области, России, своих предков, корней, выразил мнение многих сельчан участник праздника.

Фото Николая Бошева

В 1995 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые в истории Калмыкии была создана Элистинская и Калмыцкая епархия Русской Православной Церкви, в то время как история Православия в Калмыкии насчитывает не одну сотню лет. Первые письменные источники о крещении калмыков относятся к XVII веку. Документы сохранили интересный факт: в 1724 году Петр I подарил походную церковь Воскресения Христова внуку хана Аюки Баксадаю Дорджи, принявшему христианство с именем Петра Тайшина.

Процесс принятия калмыками христианства был добровольным. При этом запрещалось применять какие-либо насильственные методы. Улусных православных церквей было несколько, они просуществовали до ухода большей части калмыков в Джунгарию в 1771 г. В том же году было решено воссоздать одну походную улусную церковь для русских чиновников, живших в Калмыцкой степи, и калмыков-христиан.

30 декабря 1846 года Николай I издаёт указ «О заселении дорог на калмыцких землях в Астраханской губернии», который предусматривал создание поселений на территории Калмыцкой степи. В результате здесь появились переселенческие села Плодовитое, Тундутово, Обильное, Садовое, Приютное, Элиста и другие. Вскоре крестьяне стали возводить в них первые стационарные православные храмы.

В 1924-25 гг. в Калмыцкой автономной области было 17 православных приходов и церквей. К 1940 г. в результате атеистической политики советского государства все церкви до одной были уничтожены.

В 1942 г., в период оккупации территории Калмыкии, немцы, стремясь склонить местное население на свою сторону, разрешили и буддистам, и православным, и баптистам возрождать свои общества. Тогда были открыты Элистинская, Троицкая, Приютненская и другие православные церкви.

После освобождения Калмыкии от фашистов церкви, в основном, были закрыты, кроме двух православных молитвенных домов – в Элисте и Приютном.

В начале 60-х гг. снова начались гонения на Церковь, об открытии новых приходов речи идти не могло. До конца 80-х гг. XX века на территории Калмыкии по-прежнему действовали лишь два этих молитвенных дома.

Создание епархии открыло новую страницу в истории Православия на калмыцкой земле. В Элисте был построен кафедральный собор, который освятил 7 июня 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Калмыкию. Элистинский кафедральный собор назван в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Рядом возведен памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был установлен в 2007 году и освящён тогда митрополитом, а ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В 2005 году в седьмом микрорайоне Элисты была возведена часовня в честь преподобного Сергия Радонежского. На ее стенах – имена десятков тысяч воинов Калмыкии, которые защищали единую и неделимую Россию, начиная с Отечественной войны 1812 года и до последней антитеррористической военной кампании в Чечне.
Исполняя заповеди Иисуса Христа о милосердии к ближним, Элистинская и Калмыцкая епархия оказывает необходимую духовную и материальную поддержку престарелым, инвалидам, детям-сиротам, а также тем, кто оступился и отбывает наказание в местах лишения свободы. В больницах и социальных учреждениях республики открыты молитвенные комнаты. Построен храм и открыты три молитвенные комнаты в исправительных учреждениях.

Епархия принимает активное участие в развитии образовательных и культурных программ Калмыкии. В 2008 году в Элисте открылась Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. Ежегодно в Элисте проходят Кирилло-Мефодиевские чтения, на которых священнослужители, педагоги, ученые и представители государственной власти республики обсуждают вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Стали традиционными такие детские благотворительные праздники, как «Рождественский сочельник» и конкурс художественных коллективов «Надежда». Оказывается духовная и материальная поддержка учреждениям дополнительного образования республики.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2012 году в Элисте начата подготовка к строительству нового кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя великомученика и целителя Пантелеимона. В Епархии ведется строительство новых храмов в городе Городовиковске, в поселке Большой Царын, в селах Веселое и Красномихайловка Яшалтинского района, в селе Воробьевка Приютненского района.

Рассказывая о Калмыкии, нельзя не остановиться на буддийских храмах — хурулах, которые придают своеобразие и даже экзотику этому краю. Буддизм пришел в Калмыкию с Тибета, а вместе с религией пришла восточная архитектура.
Основных хурулов в Элисте два — старый и центральный. Старый хурул находится в нескольких километрах от города.

2. Хурул называется старым, но лет ему совсем немного. Комплекс построен в 1996 году. Около хурула установлены молитвенные барабаны. Есть поновее.

3. И постарее.

4. Это мой гид и товарищ Сангаджи, он искренне любит свой край и его историю. Сангаджи, спасибо за то, что так показал Калмыкию.

5. Центральный, он же главный хурул носит полное название Золотая обитель Будды Шакьямуни.

6. Около хурула находится скульптура Белого Старца — покровителя калмыков.

7. Вокруг хурула расположены пагоды и статуи учителей буддизма.

8. Центральный хурул был построен по благословлению Далай-ламы в 2004-2005 годах.

9. Внутри хурула находится 9-метровая статуя Будды, но снимать там нельзя. Поэтому поверьте на слово, что внутри очень красиво. Перед входом в хурул нужно снимать обувь.
11. Давайте заодно еще раз прогуляемся по Элисте и посмотрим другие достопримечательности. В городе очень много скульптур.
12. Памятник последнему калмыцкому хану Убаши.
13. Про Остапа Бендера и Город Шахмат я уже рассказывал.
14. Про верблюдов тоже рассказывал, но есть и вот такой уличный верблюд.
15. Памятник всем бабушкам. Бабушек в Калмыкии очень почитают.
16. По всему городу расставлены пагоды. Эта пагода в парке.
17. Напоминание: ведите себя культурно.
18. В Элисте неожиданные элементы архитектуры можно встретить даже в самых обычных зданиях. Вот здесь в типовой проект гипермаркета добавлены башни.
19. Большинство скульптур находится на улице Ленина. Их тут более десятка.
20. Скульптура «Два мира». Символизирует Восток и Запад.
21. Есть и наследие советских времен. Легендарный Т-34.
22. Панно на домах в центре.
23. Кошек вряд ли можно назвать достопримечательностями, но разве можно без них обойтись?
24. Черно-белые.
25. Отель «Шанс», в котором я жил, расположен недалеко от Города Шахмат и в 15 минутах ходьбы от Центрального хурула.
26. Проживание обошлось мне в 2500 рублей за сутки вместе с сытным завтраком. Гостиница понравилась, рекомендую.
Подробнее несколько слов о партнерах путешествия, это:
Авиакомпания «РусЛайн» — крупнейший региональный перевозчик в Российской Федерации, выполняющий пассажирские регулярные и чартерные перевозки. Про перелет на «Жар-птице» этой авиакомпании смотрите отдельный репортаж.
Купибилет.ру — онлайн тревел-агентство, продающее билеты 300 авиакомпаний, работающих по всему миру. У Kupibilet.ru в придачу к дешевому авиабилету с первой покупки начисляются 1000 баллов в бонусной программе (1 балл=1 рубль), дающие баллы на скидку на следующие покупки. Кроме того, бонусы можно зарабатывать заполнив профиль, скачав мобильное приложение или написав отзыв о перелете. Также есть бесплатное бронирование билета (удержание низкой цены) на срок до 7 дней. Присмотритесь, когда будете искать авиабилеты и отели.
mosblog — крупнейшее сообщество московских блогеров. Помимо множества мероприятий по Москве, там проводятся конкурсы и организуются поездки в другие регионы.
Также благодарю аэропорт Элисты за радушный прием. И еще раз спасибо Сангаджи Борисовичу за то, что я увидел Калмыкию именно такой.
27. Путешествие в Калмыкию пролетело яркой вспышкой, экзотический край, обязательно приеду туда еще.
Конечно, всё в одном репортаже не охватишь, поэтому обратите внимание на ссылки на другие репортажи о Калмыкии внизу. Там есть, что посмотреть.
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Поделитесь ссылкой:

Крупнейший в Европе буддистский хурул находится в Элисте – столице Республики Калмыкия. Главная достопримечательность Калмыкии, буддистский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном для буддистской культуре стиле.

По периметру центральный хурул в Элисте обнесен забором, который имеет четыре входа с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный). Посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, однако главными являются южные ворота, через которые, по буддистской культуре, принято входить в храм.

У подножия храма посетителей встречает белоснежный старец – калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав. За статуей следуют две лестницы, между которыми установлен фонтан. Вход в храм обрамлен красными колоннами, а особое восхищение вызывают высокие красные двери, украшенные резными золотыми узорами. Однако на этом композиция буддистского храма в Элисте не заканчивается. Особого внимания заслуживают скульптуры, разбросанные по всей территории центрального хурула: в 17 пагодах на пьедестале восседают позолоченные фигуры буддистских святых.

Вокруг центрального хурула (Элиста) расположены молельные барабаны «кюрде», внутри которых заложены сотни молитв.

Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания. Войдя в хурул, можно обнаружить своеобразный гардероб, где верующие оставляют верхнюю одежду и обувь, а также небольшую сувенирную лавку, в которой можно приобрести различные украшения и благовония. На первом уровне центрального хурула Элисты расположен и музей истории буддистской культуры: фотографии и предметы буддизма как нельзя лучше отражают специфику этой религии. Внутренние стены украшены искусной росписью, олицетворяющей сюжеты буддистской культуры. Над оформлением внутреннего интерьера хурула работало девять художников-танкописцев, которые периодически освежают роспись.

На втором уровне, в главном зале центрального хурула — дугане, где проходят молитвы, расположены несколько скамей для верующих, а в центре комнаты – золотая статуя Будды Шакьямуни, высота которой составляет 9 метров. Видимая часть статуи покрыта сусальным золотом, а внутрь фигуры Будды запрятаны священные для буддистов предметы — мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков республики.

Центральный храм Элисты поделен на несколько уровней, каждый из которых несет свою определенную функцию. Третий уровень, например, занят кабинетами администрации и комнатами индивидуального приема, куда можно попасть в определенные дни по записи. На четвертом уровне буддистского храма — глава калмыцких буддистов Тулку Ринпоче. Пятый уровень занят резиденцией Далай-ламы XIV.

Буддистский храм в Элисте ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков России и зарубежья. Именно в Центральном хуруле можно поближе познакомиться с буддистской культурой, узнать характерные особенности и обычаи этой религии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *