Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11: 34).

Возлюбленные верные христиане, сегодня в очередной раз Господь обращается к каждому из нас со страниц Священного Писания. На обычных житейских ситуациях и примерах Иисус Христос неоднократно приоткрывал перед Своими слушателями тайны Вечной Жизни. И здесь, говоря о человеческом глазе, Он наглядным вразумительным образом показывает: если у человека плохое зрение, то всё, на что он смотрит, приобретает уродливые формы. Всем нам знакомы такие глазные болезни, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм и многие другие. Человек с плохим зрением не может рассмотреть предмет: он видит лишь его силуэт; яркие краски мира становятся тусклыми, и жизнь с искаженным зрением начинает менять формы. На этом физиологическом примере Бог показывает, что происходит с человеком, у которого нарушено духовное зрение. Духовное зрение, чтобы он мог различать путь зла и путь добра, чтобы он мог видеть волю Божию.

Но если нам понятно, что светильником тела являются глаза, то что же является светильником души? На этот вопрос отвечают нам святые отцы. Все они единодушно говорят, что светильником души является ум. Так, например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что значит глаз для тела, то же самое и ум для души».

Итак, ум – это глаза души, и так же, как и физические глаза, он через зрение принимает в себя все то, что входит в него извне: явления и вещественного мира, и невидимых предметов, а в особенности мысли. Мысли непрерывным и нескончаемым потоком проходят через наш ум, не прекращаясь даже в течение сна. Святитель Феофан Затворник сравнивал движение мыслей в нашей голове с бесчисленным количеством комаров. Он пишет: «Мысли толкутся, как комары в своих столбиках». Сходное утверждение встречается и в современной науке. Учеными установлено, что у человека в голове рождается около 60 000 мыслей в день. О чем думает человек? Какие мысли занимают его ум?

Для человека, далеко отстоящего от Бога, все мысли заняты исключительно земными заботами. И заботы эти могут быть действительно важными с точки зрения мирской логики: заработать деньги, накормить и одеть семью. Есть мысли более извращенные: стать богатым, накопить капитал, отомстить врагам и многое другое. На духовные предметы такой человек не обращает никакого внимания, живет лишь мирскими интересами и совсем не вспоминает о Боге.

Чем ближе человек к Богу, образ его мыслей уже не носит такой раздробленный и хаотичный порядок. Мысли такого человека сосредоточены в Боге. И это мысленное пребывание в Боге дарит ему мир, спокойствие, радость и тишину. Такие мысли лишены переживаний, потому что все надежды возлагаются на Бога, Который дает всё нужное на потребу: и работу, и пищу, и одежду. И вот о таких людях, которые непрестанно питают свой ум размышлениями о Боге, апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет, что они имеют «ум Христов». (1 Кор. 2: 16).

А что значит думать о Боге? Думать о Боге – это значит непрестанно ходить перед Его очами и жить в Его присутствии. Ум должен быть настолько прилеплен к Господу, чтобы ни мыслью, ни чувством не ослаблять своего внимания. Думать о Боге – это значит всегда говорить с Богом и обращаться к Нему в молитве, почему и святые отцы особое внимание уделяли кратким молитвам, чтобы через краткую молитву всегда пребывать памятью в Боге. Думать о Боге – это значит иметь в себе благоговейный страх оскорбить величие Божие своими греховными делами и поступками. Архимандрит Фаддей (Витовницкий): «Каковы наши мысли, такова и наша жизнь» Один известный сербский старец, архимандрит Фаддей (Витовницкий), говорил: «Каковы наши мысли, такова и наша жизнь». Это утверждение абсолютно верно, потому что с тем, о чем думает человек, начинает потихоньку соглашаться и его сердце. Поэтому всё, что происходит в нашей жизни, – это результат наших мыслей, которые были приняты сердцем и реализованы через действие – либо словом, либо делом.

Чтобы понять, о чем думает человек и какими мыслями живет, достаточно посмотреть на его жизнь и услышать, о чем он говорит. Как правило, это пустые беседы о политике, о спорте, о развлечениях… Даже и среди христиан можно редко услышать богоспасительные разговоры, в основном говорят о каких-то приземленных вещах, причем иногда делают это даже в храме Божием.

Проследив за обычным ходом мыслей и нашими желаниями, мы можем четко увидеть, к чему стремится наш ум и чего желает наше сердце. И подобное наблюдение покажет, сколько ложных богов мы в себе носим. Окажется, что у каждого свой бог, а Христос находится где-то на периферии нашего ума и нашего сердца. И Христос нам нужен только тогда, когда нас постигают какие-либо неприятности или скорби. Окажется, что на самом деле наш ум отдает наибольшее предпочтение каким-то тленным вещам, нежели Богу. И становятся понятными слова Господа Иисуса Христа из сегодняшнего евангельского чтения: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6: 24).

А если мы посмотрим на земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа, то нигде в Священном Писании не обнаружим, чтобы Он спрашивал или заботился о земных благах. Он не спрашивал: что мы будем сегодня есть и пить? пойдем ли мы завтра покупать одежду? Нет, ничего подобного даже близко мы не встречаем. А вот Его ученики-апостолы подобные вопросы задавали, и неоднократно. И как правило, они более заботились о людях, которые могли остаться голодными. Но, как известно, «не хлебом единым жив человек». Поэтому в сегодняшнем евангельском слове Бог требует от нас, чтобы мы заботились прежде всего о своей душе, а все попечения о теле возьмет на Себя Бог.

И, конечно, важно отметить, что иногда на ход наших мыслей незаметным образом влияет и потусторонний невидимый мир, мир духов. Как замечают святые отцы, если мысль от ангела является тонкой, возвышенной и дарящей успокоение и радость, то мысль от демона всегда смущает человека, погружает в беспросветную тоску и уныние. Человек, ведущий внимательную духовную жизнь, может заметить, как иногда в поток его спокойных мыслей внедряется некая иная отличная идея, несущая в себе мятеж и беспокойство или просто отвлекающая от чего-то богоугодного. Преподобный старец Паисий Святогорец говорил, таким образом демон пытается прервать нашу мысленную связь с Богом и настроить частоту нашего духовного приёмника на свой лад. «Он постоянно переключает нашу настройку на другую частоту, – говорит старец Паисий. – Только лишь подвизающийся готов прийти от чего-то в умиление, он – щелк! – переключает ему настройку на что-нибудь, что может отвлечь человека. враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится». Старец Паисий: «Враг то и дело сбивает христианина с толку. Если человек поймет, как работает диавол, то от многого освободится» Находясь в тишине, я молюсь, все силы моей души заняты Богом – и вдруг навязчивая мысль начинает меня смущать различного рода вопросами: а выключил ли ты утюг в соседней комнате? а выпил ли ты таблетку? а закрыл ли ты входную дверь? а не забыл ли ты еще чего? Казалось бы, незначительная мыслишка о суетных предметах, но возникла она почему-то именно во время молитвы. Для нас важно понять, что брань диавола начинается именно с нашего ума, чтобы подчинить его и склонить на грех. Сначала приходит незатейливая мысль, затем мой ум начинает ее рассматривать и ею услаждаться, после этого человек переходит к действию, чтобы свою мысль реализовать, а уже затем наступает помрачение или ослепление ума. Человек, ведущий греховную и постыдную жизнь, ослепляет свой ум. Помраченный ум не способен трезво смотреть на определенные вещи, в ближнем он радостно ищет пороки и грехи, радуется его падению, спешит осудить, злословит. Такой человек отравляет своим присутствием всё окружающее, на всё налагает тень и носит в себе ад.

Грех начинается с мысли. Поэтому святые отцы советуют внимательно и с осторожностью относиться к мыслям, приходящим на ум. Борьба с мыслями является сложной, и, по учению некоторых святых отцов, такая борьба принимается Господом за мученичество. Иногда люди доводят себя до отчаяния, думая, что все те мысли, которые толкутся в их голове, являются плодом их фантазии. Но на самом деле это демон выдает желаемое за действительное. Умело маскируясь за мыслью, он внушает человеку, будто это его мысль, и тем самым терзает человека. А мысли бывают разные: и хульные, и блудные, и суетные.

При нашествии помыслов призывай имя Божие Святые отцы при нашествии помыслов советуют почаще призывать имя Божие. Как сказано в 117-м псалме Давида: Все народы окружили меня, но я именем Господним воспротивился им; окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но я именем Господним воспротивился им. В толковании на этот псалом святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «В тяжкой борьбе с невидимыми врагами спасения нашего превосходнейшим оружием служит молитва Иисусова». Поэтому при нашествии помыслов будем произносить эту великую молитву вполголоса устами, неспешно, отделяя каждое слово и при этом имея чувство покаяния и осознания своей греховности, и Господь невидимо придет на помощь и сокрушит все козни врагов.

Аминь.

Старец Фаддей (в миру – Томислав Штрбулович) родился в Сербии в крестьянской семье 19 октября 1914. Тома появился на свет семимесячным и был крещен немедленно, так как родители боялись, что младенец не выживет, настолько он был слаб. Мальчик открыл глаза лишь после совершения Таинства.

Детство Томислава пришлось на военные и послевоенные годы и оказалось трудным. Мальчик с восприимчивой, ранимой душой рано потерял мать, ему выпало испытать много горестей и печалей. Он рассказывал, что часто убегал из дома с одной коркой хлеба в кармане. С тех пор будущий старец не мог принимать пищу, приготовленную на сливочном масле, не пил молока, не ел мяса и яиц. До шестнадцати лет он питался в основном «хлебом, луком и огурцами», придя, по милости Божией, на этот свет как на чужбину, чтобы с детства поститься и угождать Богу.

В те годы в сердце мальчика зарождается стремление уйти от мира, в котором царят печаль и боль, и полностью посвятить себя Богу, искать радость и утешение только в Нем. Томислав раз и навсегда решил для себя, что вся земная жизнь – только служение и другой жизни у него быть не может: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям. И тогда мне в голову пришла мысль о том, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он – над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».

Однажды Томислав сильно заболел, и его поместили в белградскую больницу, где он провел сорок семь дней. Состояние его оставалось тяжелым, и прогноз врачебного консилиума был суров: больной не проживет больше пяти лет. Приняв диагноз как недвусмысленный призыв Божий отрешиться от мира, Томислав отказался продолжать лечение, покинул больницу и отправился в монастырь Горняк. Он поведал настоятелю о своей жизненной ситуации и о том, что хотел бы посвятить оставшиеся годы Богу, проведя их в смирении, покаянии и молитве.

При разговоре Томислава с игуменом присутствовал некий русский старец. На следующий день он сам подошел к юноше и сказал: «Ты не найдешь ни в одной из здешних обителей того монашества, какое ищешь. Такое устройство есть только в монастыре Мильково, где собрались русские иноки. Ты должен идти туда!»

Томислав отправился в Мильков монастырь, где стал духовным чадом старца Амвросия (схиархимандрит Амвросий (Курганов), 1894-1933, настоятель Милькова монастыря в Сербии – прим. ред.), учась у него спасительному послушанию, трезвению ума и непрестанной Иисусовой молитве. «Каждый день я исповедовался отцу духовнику во всём, что происходит в моей душе, и он советовал мне, как поступать. Спустя определенное время я заметил, что молитва входит в меня вместе с воздухом при дыхании; постепенно молитва сама стала совершаться в сердце». Так Томислав, ведомый опытной рукой старца Амвросия, стяжал благодать внутреннего мира и радости в Духе Святом, благодать очищения ума и освобождения его от рабства чувствам и страстям.

После смерти Амвросия Мильковского в обители начались брожения, и послушник Томислав вернулся в монастырь Горняк. Там в 1935 году он принял монашеский постриг с именем Фаддей, а позже был рукоположен в иеродиаконский чин. Вскоре инок стал клириком Белградско-Карловацкой архиепископии и братом Раковицкого монастыря.

В 1941 году отец Фаддей дважды арестовывался нацистами, но даже под угрозой смерти свидетельствовал свою преданность Богу, свое безраздельное служение Христу и Его Церкви.

В 1943-м его приговорили к смерти, но Господь утешил Своего подвижника чудесным видением: «Вдруг передо мной появился высокий воин с перекрещенной на груди золотой лентой. На голове его шлема не было. Высок, прекрасен, на земле таких не бывает! Держит в руке свиток и смотрит на меня, и я понимаю: Ангел, утешение от Господа! Воин Божий развернул свиток и сказал: «Смотри, это – карта Сербии. Не бойся, не страшись, предстоит тебе еще многих утешить и ободрить»». Спустя месяц нацисты перевели его в монастырь Войловица, где он вместе со святителем Николаем (Велимировичем; 1880–1956) и другими заключенными служил литургии.

После войны батюшка восемь лет нес крест игуменского служения в Печи. В 1962 году он был поставлен во главе монастыря Витовница в Воеводине, где прослужил десять лет.

Отец Фаддей, с ранних лет стремившийся к монашескому уединению, всячески уклонялся от настоятельской должности, но Господь постоянно возвращал его к народу. «Пока мы не смиримся, Бог не перестанет нас смирять!» – часто повторял батюшка.

В 1975 году по благословению правящего епископа старец Фаддей начинает новый подвиг неустанного духовнического служения. С начала 1980-х годов к старцу Фаддею стекаются сначала ручейки, а потом и полноводные реки паломников и кающихся изо всех уголков Сербии.

В 1992 году у батюшки случился первый инфаркт, а в 1996 году – второй. «Я пережил два сердечных удара, – рассказывал отец Фаддей, – из-за того, что мне приходилось много говорить с людьми. Думал, что мне конец, но вот ожил, но нет сил разговаривать, могу только служить и петь. Но что делать, если люди приходят со своими бедами и заботами? Раньше я не страдал от высокого давления, а сейчас, когда слушаю человека, узнаю о его горестях и принимаю их на себя, давление поднимается. Лекарства пить я не люблю, но вот жив!».

До самой кончины старец Фаддей не переставал совершенствоваться в любви Христовой. В ночь с 13 на 14 апреля 2003 года великий подвижник преставился ко Господу и был похоронен в день преподобного Тита Чудотворца в Витовницком монастыре.

***

Отрывок из сборника «Мир и радость в Духе Святом»

СОСРЕДОТОЧИМ МЫСЛИ НА МИРЕ И ТИШИНЕ

Все в нашей земной жизни зависит от мысли. Любая работа, любой труд, любое движение. Человек говорит мыслью, а не словом. Мы ведем постоянную мысленную борьбу. Наша жизнь такова, каковы наши мысли.

Все — мысль

Все мысль, и воспоминание тоже мысль. Но наши мысли не тайна, они явны, их раскрывает сама жизнь. Мы знаем, то есть нам не нужно говорить, кто нас любит, а кто нет, уважает или нет, мы это чувствуем, нам это передается. Значит, и духовные качества человека воспитываются с помощью мысли — мы таковы, каковы наши мысли.

Так постараемся за эту короткую жизнь, с помощью Божией, воспитать в себе такое качество, как благородство. Господь говорит, что Царство Небесное не появится здесь или там, оно внутри нас и среди нас, а это — праведность, мир и радость. Ветхозаветный человек не мог понять безграничной любви Божией, а потому не мог принять и Его заповеди, что и стало причиной известного обычая: око за око и зуб за зуб. Но даже сегодня в христианстве, не говоря уже о других конфессиях, мы держимся этого правила, и потому нас окружает зло. Вокруг нас много тяжелых событий, которые разрушают наш душевный мир. Нам и брата родного трудно простить, а тем более чужих. Вот видите, что мы делаем. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Мы, христиане, не должны допускать зло даже в помыслах, а тем более на деле, иначе это будет означать, что у нас нет сил ему противостоять. А между тем в нас существует Божественная Сила, Божественная энергия, Божественная жизнь, и, когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые были нам дарованы. Что мы создавали во вселенной — гармонию или хаос? Наши мысли действуют не только на нас, на животный и растительный мир — они влияют на вечность. Наши мысли не только могут разрушить мир на земле, но и умножать зло во вселенной. Весь человеческий род пожинает плоды своих мыслей и желаний. Первые люди погибли в потопе из‑за своих черных мыслей и злых желаний, вот и мы сейчас настолько увязли во зле, что не можем освободиться от него, и к нам снова приближается то время. Единственное спасение, единственный выход, с помощью Божией, — во внутреннем изменении, в перемене сердца.

Поскольку мы носители Божественной энергии, мы должны всем своим существом подключиться к Центральной Станции Жизни — к Господу, чтобы эта энергия действовала в нас, а не сила зла. Обратимся к добру, чтобы вокруг нас было добро. Сохраним добрые, Божественные мысли, сохраним свой душевный мир, и он будет светиться в нас и вокруг нас — вот и наступит изменение. Всякий, кто не включен во зло, в свои земные амбиции, которые лишают человека покоя и обременяют душу, почувствует этот мир. Каждый человек, где бы он ни находился, может внести в это свою лепту. Особенно это важно для главы семьи; он должен стараться сосредоточить свои мысли на тишине и мире и возложить все свои заботы и беды на Господа. Господь взял на Себя все наши бремена и сказал, что Сам будет заботиться о том, что нам есть и пить, и что одеть, а мы судорожно держимся за свои заботы и создаем смятение себе, семье и всем окружающим.

Когда я отягощен заботами и сам несу все монастырские хозяйственные хлопоты, не возлагая их на Господа, тут и начинаются и у меня, и у братии нестроения, и тогда самое легкое дело с трудом делается. А когда все заботы, и себя, и братию предаю Богу — самый тяжелый труд не в тягость. А когда нет озабоченности, то и между братией согласие и мир. Видите, какая великая сила в наших мыслях — сила, которая разрушает или дарует мир. И если мы знаем об этом, то потрудимся над тем, чтобы создать мир в нашем доме, в семье, в государстве, потому что государство — одна большая семья.

Мир должен установиться в наших душах, тогда и вокруг нас будет мир. Пока мы не сделаем этого, не будет мира. Нет мира в семье, где хозяин беспокоен мыслями. Потому и себя, и своих близких мы должны доверить Господу. Бог — Сила и Мощь, Радость и Утешение, и, когда мы воззовем к Нему, Он даст нам Свой Божественный мир.

Господь всюду, и без Его промысла, без Его попущения не бывает ничего на земле. Когда мы укореним в себе эту мысль, тогда все нам легко; а если бы Господь позволил нам делать все то, что мы хотим и как хотим, произошла бы катастрофа. В космосе наступил бы невиданный хаос.

Он разными способами напоминает нам о Своем присутствии, но мы быстро об этом забываем, особенно когда нам хорошо. Мы забываем, что мы здесь временно, забываем, что нам здесь не век вековать; а когда приходит беда, тогда — «Господи, спаси!» Так почему же мы не хотим изменить себя к лучшему? Все вокруг нас ждут от нас любви и внимания, не только люди, но и животные, и растения. Все в мире связано. Ни мы не можем жить без растительного мира, ни растительный мир без нас, мы очень связаны.

Помолимся Господу, чтобы Он дал нам сил быть добрыми, благочестивыми, мирными, тихими, полными любви. Желаю вам мира и радости от Господа в ваших домах, в нашей стране, всем людям на свете.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *