Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уровня, целенаправленности и критичности.
Обследуемому называют несколько часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа», «медный лоб») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Куй железо, пока горячо», «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь») и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл. Можно предложить обследуемому привести соответствующие примеры из своей жизни или прочитанного. Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Если обследуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление совершенно не нарушено, так как при объяснении пословиц обследуемый проявляет имеющиеся у него знания — для выполнения задания не требуется обобщения нового материала. Процесс обобщения нового материала исследуется другими, более сложными вариантами этой методики.
Сравнение пословиц. Обследуемому предлагают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы, и дают задание сгруппировать их, выделив парами либо аналогичные, либо противоположные по смыслу. Например, Е. А. Рушкевич (1953) предлагает для сравнения следующие пословицы:

Что посеешь, то и пожнешь.
Куй железо, пока горячо.
Каков поп, таков и приход.
Как аукнется, так и откликнется.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Когда дрова горят, тогда н кашу варят.
Обследуемый должен отобрать пары аналогичных пословиц:
Что посеешь, то и пожнешь; как аукнется, так и откликнется.
Куй железо, пока горячо; когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Яблоко от яблони недалеко падает; каков поп, таков и приход.
При этом обследуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц — сопоставляя их, они дифференцируют существенные признаки от второстепенных, случайных. Таким образом, результаты исследования при помощи этого варианта методики в определенной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности способствуют выявлению ассоциаций по «слабому» признаку. Примером последнего может служить обобщение пословиц Что посеешь., и Куй железо…, когда больной дает следующее объяснение: «Прежде чем сеять, надо вначале ковать. Как скуешь плуг — так и посеешь».
Отнесение фраз к пословицам. Этот вариант предложен Б. В. Зейгарник (1958). Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный смысл. Обследуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются соответствующие переносному смыслу пословиц и лишь сходные в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что обследуемый понимает переносный смысл этих пословиц, а затем предлагают подобрать к каждой пословице фразу, соответствующую ей по смыслу.
Так, например, каждой пословице соответствуют на выбор 2 — 3 фразы:

Золото тяжелее железа.
Куй железо, пока горячо. Железо кует кузнец.
Не откладывай дело в долгий ящик.
Цыплят по осени считают. Цыплята вырастают к осени.
О              д»’ле судят по результатам. Яблоко от яблони недалеко надает. Яблоня              росла              в              саду.
Каковы родители, таковы и дети.

Как аукнется, так и откликнется.

Каков поп, таков и приход?

Один в поле не воин.
В лесу звучало эхо:
„ау! ау!“.
Добром платят за добро, а злом — за зло.
Изрытое окопами поле хранило следы войны.
Коллективу любая работа по плечу.

Выполняя это задание, обследуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы «а новый материал.

А так же в разделе «ПОНИМАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА ПОСЛОВИЦ И МЕТАФОР  »

Каков вопрос — таков ответ

Евгений Дурных

– Как старый грамотный философ,
Ответь мне прямо, друг Иосиф,
Пройдут как выборы в стране
И повезёт опять родне,
Взорвут парламент снова споры
Или пустые разговоры,
Разыгран лобби спецсюжет,
И будет принят ли бюджет!?
А как ты смотришь на реформы,
И есть для них свои платформы,
Россия отстоит своё,
Какое виденье твоё?
Скажи – зачем нужна реклама
Стране промышленного хлама!?
Поведай мне и на вопрос,
Какой на  сахар станет спрос,
А связи с западом наладят,
Иль дипломаты их пригладят,
Товар продолжит дорожать,
И будут бабы ли рожать,
Одобрят жизнь пенсионеры,
Нужны в грядущем инженеры,
Отступит бум на бухучёт,
Вернётся ли труду почёт,
А медицина и хвороба
Не доведут людей до гроба
Сумеем выучить язык,
Какой не знает наш мужик!?
Вопросов много возникает,
Увы, никто в них не вникает
В такой политиков борьбе
И обратился я к тебе.

– Не разрешить мне всех проблем,
А потому останусь нем.

22.10.2003 г.

Картина: Рембрандт Харменс ван Рейн. Аристотель с бюстом Гомера, 1653

Продолжение: Александр Шрамко на "Каков вопрос — таков ответ"
http://www.stihi.ru/2011/11/14/3468

© Copyright: Евгений Дурных, 2011
Свидетельство о публикации №111111400655

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Евгений Дурных

Рецензии

Написать рецензию

Ну, как же мне такая тема
Изводит нервную систему!
И чем ответ соображать,
Вот так и хочется бежать,
Но только вот один вопрос,
Ну, и конечно же всерьез:
Бежать, конечно! Да, да, да!
Но…. лишь не знаю я куда…

С теплом, улыбкой и наилучшими пожеланиями!

Ольга Кравченко Адвокатская Тайн   22.05.2012 23:09   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Рад приветствовать Вас, добрая Ольга! Ваши экспромты гораздо привлекательнее стихов, на которые они написаны. Вам большое спасибо за наилучшие пожелания, внимание и отзыв.
Вам максимального удовлетворения от творчества и гордости за созданные произведения.
С душевным теплом и почтением,

Евгений Дурных   22.05.2012 23:35   Заявить о нарушении

Взаимно, и я Вас приветствую!
Ну, эксы, они и есть эксы, а стихи — это другое. Мне нравятся Ваши стихи.
Что касается гордости, ну, уж какая тут гордость. Я просто пишу, что думаю, и мои стихи мне кажутся какими-то "поверхностными" по сравнению со многими здесь. Хотя, сама лично я их люблю. Даже есть такой стишок:
Я не люблю читать стихи чужие,
Но почему-то их пишу сама.
То нежные, то острые и злые —
Ну, прямо горе от ума!
Но иногда читать приятно,
Глубокие, не пресные стихи,
Когда в них мысли ясны и понятны,
Когда они занятны и легки.
Тогда я вдруг внезапно понимаю:
Здесь правда жизни в рифме улеглась,
И я из них, конечно же, узнаю,
Куда душа металась и рвалась.

Вот Ваши относятся к последним. Я его писала давно, когда ничего не понимала в стихосложении, поэтому оно вне правил. Сейчас я тоже ими в основном пренебрегаю, так никак не могу в них уложить душу…
С симпатией и доброй улыбкой.

Ольга Кравченко Адвокатская Тайн   22.05.2012 23:56   Заявить о нарушении

О, Ольга, Стихотворение Ваше отличное. Вы совершенно правы. И Вам удалось очень точно передать в своих других стихотворениях тему стихосложения. А пренебрегать законами (правилами) стихосложения можно, но, наверное, не нужно. Иначе это будет не поэзия. Просто человек может не знать этих правил, но выдавать настоящие поэтические шедевры, которые сами по себе огбязательно будут соответствовать (подчиняться) правилам стихосложения. Это как законы формальной логики, которые вовсе не обязательно знать, но, вместе с тем, это не мешает правильно мыслить и рассуждать.

Значение пословицы «каков поп, таков и приход»

Надеюсь Вы меня понимаете. Вот видите, незнание того и другого не даёт возможности логически правильно сформулировать мысль, чтобы поддержать начатый Вами умный разговор на тему стихосложения. Ну, вообщем, Вы пишите хорошо — грамотно, содержательно и интересно.
Удачи Вам и крепкого здоровья.
Большое спасибо за поэтический отклик.
С теплом и почтением,

Евгений Дурных   23.05.2012 00:16   Заявить о нарушении

Спасибо за добрейшие слова! Заряжаюсь положительной энергией!
С теплом,

Ольга Кравченко Адвокатская Тайн   23.05.2012 15:24   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Евгений Дурных

Каков поп, такой и приход

Владимир Момот

 
                              Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В.
                                             
                                                                           
                                   Уважаемый Владимир Владимирович.

     9 ноября 2013 года в г. Екатеринбурге открылась вторая очередь торгово-развлекательного центра «Радуга – Парк» с детским парком развлечений (далее по тексту ТРЦ «Радуга – Парк»). Строительство было осуществлено в санитарно – защитной зоне действующего Широкореченского кладбища.
     Для справки. Кладбища являются объектами коммунальной гигиены. В силу своей специфики они представляют собой бактериологические опасные объекты. Во избежание заражения населения, вокруг кладбищ предусмотрена организация санитарно-защитных зон (далее по тексту СЗЗ). Эта неотъемлемая часть территории кладбища, предназначенная для уменьшения в почве величины концентрации бактериологических опасных веществ до уровня ПДК на её внешней границе. Санитарные обременения на данные территории сформулированы в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»       При принятии решения о выборе строительной площадки под строительство ТРЦ «Радуга – Парк» требования СанПиН были проигнорированы не только администрацией города, но и областным управлением Роспотребнадзора. В результате, благодаря коррупции чиновников мэрии и «благословлению» сегодняшнего начальника Роспотребнадзора Сергея Кузьмина, жители Екатеринбурга получили объект, который сравним с бомбой замедленного действия.
     22 июня 2011 года Уставный суд Свердловской области, рассмотрев заявление депутата Городской Думы Петлина М.А., принял Постановление об отмене решения Городской Думы о переводе СЗЗ кладбища в зону деловой активности. В пункте 4 этого Постановления четко указано на недопустимость нарушения санитарных норм (http://ustavsud.ur.ru/loadings/post/p22.06.2011.doc). Позже свое решение Уставный суд Свердловской области подтвердил Определениями от 13.02.2012 г. и от 25.02.2013 г. Однако строительство продолжалось. Вместо выполнения Постановления Уставного суда и прекращения строительства бактериологического опасного объекта депутаты Екатеринбургской городской Думы 27 марта 2012 года приняли повторное РЕШЕНИЕ №17/56 для «легитимности» данной стройки. При этом рекламная компания, организованная администрацией города и застройщиком ЗАО «Форум-групп», по строительству и вводу в эксплуатацию данного объекта была широко организована в местных СМИ:
http://www.youtube.com/watch?v=eoH293fXvQI
http://66.ru/news/society/138651/
http://www.ekmap.ru/fun/1208
http://66.ru/realty/news/146834/.
     Владимир Владимирович, глядя на всю эту вакханалию чиновников, я невольно вспоминаю замечательный рассказ Михаила Жванецкого «Тщательнее».
     «Я хочу вот что сказать: ведь для себя работаем и, что еще хуже,- для внутреннего употребления… Ежели, конечно, задаться целью извести народ, как-то уменьшить нагрузку на почву, тогда надо продолжать …». А так смертельно опасно отдыхать в парке возле могил и употреблять продукты, купленные в соседнем торговом центре, где количество болезнетворных бактерий зашкаливает за ПДК. «Так что тщательней надо, ребята потравимся к чертовой матери».
     В сложившейся ситуации оказалось очень интересным поведение областных и федеральных надзорных органов и чиновников администраций Губернатора и Полномочного представителя Президента РФ по УрФО.
При первоначальных обращениях об опасности и беззаконии строительства, они автоматически отправляли обращения в нижестоящие инстанции «по лестнице для дураков», к тем кто виноват или к тем кто ничего не решает.

Каков поп, таков и приход

В результате количество моих обращений только в прокуратуру превысило число 10. Потом в ответах руководителей стали появляться «законотворческие фантазии», точнее элементарные подлоги. Вот лишь некоторые примеры:
     1. Из письма Прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова  от 05.09.2013 № 7-174-12
«Данный вывод сделан без учета п.5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, согласно которым допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства, в том числе и кладбища, здания административного назначения, объекты торговли и общественного питания, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, артезианские скважины для технического водоснабжения, строительство которых, предусмотрено проектом торгового центра.
     Таким образом, основания для признания строительства ТРЦ «Радуга-Парк» незаконным отсутствуют».
     Вольность такой трактовки нормативных документов называется служебным подлогом, а действия господина Охлопкова подпадают под статью 292 УК РФ. Ему даже в голову не пришло, что при санитарном запрете на прокладку хозяйственно-питьевых водопроводов в санитарно-защитных зонах кладбищ, магазины, рестораны, кафе, кинотеатры и туалетные комнаты должны в его варианте работать без водоснабжения.
     Письмо областного прокурора Охлопкова я направил в  Генеральную прокуратуру РФ, но получил аналогичный ответ от начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Данилова Д.Ю. (№ 73/1-1743-13 от 31.10.2013). Иными словами Генеральная прокуратура запустила меня на свою «лестницу для дураков». Теперь, чтобы моя информация дошла до Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, мне необходимо написать минимум пять писем и потратить на это занятие еще один год.
     2. Из письма и.о. руководителя Роспотребнадзора по Свердловской области Ольги Диконской от 27.07.2012 № 01.01.05.12/1Н942.
     «Согласно п.1.3 санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Таким образом, требования санитарных норм и правил распространяются только на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения.
     Следовательно, на юридическое лицо, осуществляющее строительство торгового центра, требования СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» не распространяются».
     Этот же ответ я получил из Роспотребнадзора РФ с сопроводительным письмом от заместителя руководителя И.В. Брагиной (№ 09-5122-12-16 от 10.08.2012).
08.11.2012 я обратился к Геннадию Онищенко с просьбой остановить незаконное строительство ТРЦ «Радуга-Парк» и дать оценку противоправным действиям его подчиненных, но ответа так и не получил (http://proza.ru/2012/11/13/1910).
     Аналогичная история произошла и с моим обращением по данной проблеме к Губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву (Рег. № 02-18.01-2082/1 от 03.09.2013). В своем обращении я сообщил о возникшей проблеме и неправомерных действиях вице-губернатора Якова Силина (письмо Силина Я.П. от 04.12.2012г. № 01-01-82/16381). Прошло более двух с половиной месяцев, а ответа нет. За это время городская администрация и застройщик торжественно открыли парк развлечений с колесом обозрения рядом с кладбищем и вторую очередь ТРЦ «Радуга-Парк» с детскими и спортивными товарами.  На практике выходит, что статьи Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" чиновникам высокого ранга не указ. Их не беспокоит и тот факт, что своими действиями они попадают под статью 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».
     20 ноября 2013 из-за халатности местных чиновников Ульяновской области произошла массовая вспышка кишечной инфекции в городе Инза с населением 18,8 тысяч человек. Следственная проверка установила, что источником распространения опасных бактерий стали городские коммуникации. По состоянию на 27.11.2013 г. было зафиксировано около трёхсот заболевших, большинство — дети. Возбуждено уголовное дело по факту массового отравления людей водопроводной водой. Если подобное произойдет в санитарно-защитной зоне кладбища, где концентрация бактериологических опасных веществ превышает ПДК, то в Екатеринбурге число жертв и пострадавших будет на несколько порядков больше, чем в Инзе.
     Владимир Владимирович, незаконное строительство ТРЦ «Радуга-Парк» как кривое зеркало отобразило всю порочность существующей системы государственного управления и надзора за выполнением законодательства России. Вы очень часто говорите о диктатуре закона, о равенстве ответственности перед ним, невзирая на чины и звания. Однако, за полтора года Вашего нового президентства данное письмо является уже седьмым моим обращением к Вам о реальной угрозе бактериологического заражения двух миллионов человек. Очевидно, прав Михаил Задорнов, говоря что «история России — это дискотека на граблях». Что-то неладно в Вашей «епархии», а русская поговорка гласит: «Каков поп, такой и приход».

     P.S. Сегодня вопрос о закрытии ТРЦ «Радуга-Парк» может быть решен только на уровне Правительства РФ, так как областное руководство и областные надзорные органы панически боятся самостоятельно принимать необходимое решение.

Владимир Момот
Екатеринбург
ноябрь 2013

© Copyright: Владимир Момот, 2013
Свидетельство о публикации №213112700521

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Владимир Момот

Рецензии

Написать рецензию

ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 марта. /Корр.ИТАР-ТАСС Георгий Летов/. Царская дочь Анастасия могла остаться в живых, прожить до 83 лет и умереть в США под фамилией Манахан, до этого побывав Анастасией Чайковской и Анной Андерсон. Книга "Кто Вы, госпожа Чайковская?", подготовленная под руководством известного российского историка академика РАН Вениамина Алексеева, вышла в екатеринбургском издательстве "Баско".

Алексей Иванов 23   21.03.2014 10:24   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Алексей! Большое спасибо за Ваше сообщение,так как я имею непосредственное отношение к подготовке архивных материалов для данной книги. Не даром говорят, что дорога ложка к обеду.
С уважением Владимир Момот.

Владимир Момот   21.03.2014 12:16   Заявить о нарушении

Владимир, очень жду эту книгу.
Уверен, что Анастасия спаслась.
Но, почему именно Анна Андерсон?
Я считал, что ее спаситель и она остались в Союзе.

Алексей Иванов 23   21.03.2014 16:51   Заявить о нарушении

Алексей. В 1985 году дочь доктора Боткина Татьяна опубликовала в Париже свои воспоминания об Анастасии. Они были подругами 75 лет. В русском переводе эта книга называется "Возвращение Анастасии". Вы можете её скачать с моей страницы на Проза РУ.
Владимир Момот

Владимир Момот   21.03.2014 19:09   Заявить о нарушении

Алексей. Ваш рассказ это один из вариантов "Пермской версии". Существуют и другие версии, а именно: "Алтайская", "Сибирская","Карельская","Болгарская" и т.д. В отличии от них книга Татьяны Евгеньевны написана на основании фактов и проверенных документов. Выбор за Вами.
Владимир Момот.

Владимир Момот   22.03.2014 16:06   Заявить о нарушении

Владимир, пермская версия подтверждается документами следствия Наметкина и Кирсты.
Книга Т.Боткиной художественный рассказ. Есть хоть один материальный документ в подтверждении рассказов Анны Андерсон в изложении Т.Боткиной?
Я бегу по текстам, но пока не нахожу.
Сориентируйте, пожалуйста.
Спасибо.

Алексей Иванов 23   22.03.2014 22:42   Заявить о нарушении

Вы забываете о том, что Татьяна бала подругой Анастасии 75 лет. Её книга хорошо проиллюстрирована историческими документами. Пермская версия пошла от Кирсты, но он не был в Екатеринбурге. Настоящее расследование было начато Наметкиным и проведено Сергеевым. Николай Соколов сделал из их материалов отчет с выводами, которые от него требовали. Более подробные документы Вы сможете посмотреть в книге академика Алексеева. Она в апреле должна поступить в розничную продажу.

Владимир Момот   22.03.2014 23:06   Заявить о нарушении

Владимир, еще свежая книжка.

Издательство АСТ, 2014 г.
ISBN: 978-5-17-077651-1
Кинг Грег, Уилсон Пенни «Анастасия или Анна? Величайшая загадка дома Романовых»

Алексей Иванов 23   27.03.2014 15:19   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Владимир Момот

Каков поп, таков и приход?

…Они, несколько немощных женщин, шли пешком по бездорожью, по весенней распутице. Сухарики с собой в холщовых мешочках, водицы немного – Божией милостью доберемся. Старушки в рваных ботиночках шли в областной центр. К Архиерею. Просить в свою деревню священника. Уж и домик для батюшки готов, и поможем ему, ведь всё село ждет, когда же в храме, над восстановлением которого трудились от мала до велика, зазвучит молитва!

Многие из нас, читая книги, брошюры, статьи о вновь воссозданных приходах, проливали слезы умиления над такими описаниями. Восхищались подвигом, восхищались стойкостью и любовью этих людей к Богу. И откладывалось где-то в сердце: вот как должно быть. И никак иначе.

Поэтому, услышав, что какой-то батюшка попросился на другой приход, нет-нет да и допускали мысль: что ж этому батюшке не сидится там, куда его Сам Господь направил? Что ж служить-то шел? Или, узнав о малочисленности прихода в какой-нибудь Лесной Кукуевке, открывали ноутбук и начинали строчить в блоге, что-де есть до сих пор пастыри, что не могут привлечь прихожан, ленивы-де и неумелы…

Все нам мнится, что открытый приход "в периферии" – это славное традициями крепкое село, бабушки – подвижницы, продающие свои немудрящие колечки-сережки, чтоб купить кирпичи для стройки, это несгибаемый староста – бывший военный (лучше десантник), который за храм – горой, это много-много сельчан, ловящих каждое слово батюшки, и все это – на фоне соснового бора с голосистыми птичками, чистой реки и вообще "природы".

Но – Дух дышит где хочет. И иной раз удивляешься, как так оно вышло, что именно тот или иной храм вообще был открыт.

Есть прекрасный рассказ Н. Сухининой "Кукушкино болото". О том, как решили сельчане: что это мы, рыжие, что ли? У всех – церковь, а у нас – нет? И выпросили себе священника. Вот только в церковь-то ходить никто не собирался. "Чтили праздники" по домам с бутылкой водки на столе. Батюшка честно оставался, одинокий и впроголодь, на месте своего служения и умер от тяжелой болезни, никто и помощи не оказал.

История, к сожалению, вовсе не уникальная. Решают создать приход: готово, подписали. Ну какой Владыка откажет сельской "делегации", которая уверяет, что, конечно, есть и жилье для батюшки, и церковь строить всем миром будем, а уж как молиться хотим… И приезжает батюшка на место служения.

Въезжает с семьей, с детьми – куда?

каков поп, таков и приход

В приходской дом, который с революции не ремонтировался, без полов и с прогнившей крышей. Или в съемную квартиру, за которую он, батюшка, должен платить немалые деньги и хозяин которой, оказывается, через полгода возвращается из мест отсидки. Вода к дому оказывается не проведена, канализация – забита, плита – в нерабочем состоянии (если вообще все вышеперечисленное наличествует). А будущие прихожане внимательно смотрят: не скажет ли батюшка чего, не окажется ли чрезмерно привередливым?

Картинка с натуры одного такого приезда. Батюшку приводят "на постой" к старушке: "Вот у нее будете жить, она вас и покормит". Бабушка-хозяйка, в принципе в церковь не собирающаяся ходить, приносит с грядки помидорку, всю в земле, кладет на облупленную тарелку, вытерев предварительно полой вряд ли когда-либо стиранного халата. Ждет, когда батюшка смиренно доест помидорку, кивает и уходит. Когда ночь подходит к концу, бабуся заходит в комнату и изрекает: "Да нет, не пущу я вас к себе жить…"

Дальше – больше. Сельчане узнают от батюшки, что церковная жизнь – это не панихида раз в месяц. "А мы не знали!" – тянется по рядам. Ощущение, что и не было последних 20 лет … Оказывается, христианин ходит в храм минимум раз в неделю! Служится Литургия, а перед причастием соблюдается пост! Когда же выясняется, что, оказывается, ходить по бабкам "нельзя", – собрание покидает большая часть присутствующих.

Еще часть отсеется, когда выяснится, что на исповеди надо называть свои грехи, а не соседские. Вскоре батюшка узнает, что сказать человеку, что он может быть грешен, – это страшное оскорбление, за которое он будет подвергнут в селе как минимум всеобщему бойкоту. Неважно, что человек заявил себя христианином: вот не грешен он!

Иллюстрация. Проповедь перед исповедью. Священник фактически по одному из "поновлений" перечисляет, какие вообще бывают грехи. Одна из прихожанок внезапно вскрикивает и убегает. С ней пытаются поговорить, она твердит: "Да как он смел меня так оскорбить!" Последующие разговоры на приходе выявили, что большая часть прихожан считают себя "оскорбляемыми" батюшкой ввиду его предположения на общей проповеди, что кто-то мог согрешить осуждением, завистью, тщеславием…

Потом батюшку ждет шок, когда ушедшие и обиженные заявят ему, что на приходе остались, собственно, те самые колдуньи – "бабки", нагло врущие ему на исповеди.

И остается только поклониться в ноги тем немногочисленным, которые действительно остаются в храме, идут на каждую Литургию и поддерживают батюшку и его семью. Действительно служат Богу. По-настоящему – верны.

А бывают и случаи, где создаются приходы в надежде на то, что настоятелем поставят определенного священника. Я думаю, и так понятно, что ждет "чужого" батюшку на таком приходе. Церковная "десятка" разворачивается и уезжает к любимому "отченьке" на другой приход, а приехавший священник остается под дождем – реальный случай – с женой и детьми разгружать кирпичи для храма.

Но батюшки служат. И терпят. И надеются и верят. Идут с проповедью к людям – даже там, где общаться со священником тянутся только пьяные – потому что хочется поговорить. Молятся за всех – даже там, где люди, видя его, быстрее сворачивают за угол. В нашем районе пьяные папы однажды подучили детей бросать в священника грязью. А духовный отец рассказывал, как его и матушку гоняли камнями по поселку.

А священники все равно идут на Литургию. Потому что если они пойдут – вполне, по мирским меркам, оправданно – просить о переводе, а в этот уголок – опять же совершенно оправданно – командируют служить раз в месяц кого-то из городских батюшек… тогда – всё. Тогда некому будет остановить 13-летнюю Аньку, держащую в руках направление на аборт. Отвезти Анькину ровесницу в больницу, когда ее шею и голову изуродует разбитое пьяными родственниками стекло. Встать между молодой мамашей и "бабкой", доказывая, что младенцу нужны не бесовские заклинания, а хороший невролог. Люди подпишут квартиры очередной секте или побегут радостно встречать мошенника, где-то стащившего старую рясу и "гастролирующего" по селам, "освящая" огороды.

А пока… Вот стоит женщина, которая совсем недавно плакала на кухне, проливая слезы в предложенной матушкой чай, и говорила о приказе мужа избавиться от ребенка. А сегодня она пришла крестить малыша, и муж даже трезвый… А вот пришли, в траурных платках, две старушки. У одной из них от рака страшно умирал муж, кощунник и матерщинник.

Увидев пришедшего священника, он вдруг решил исповедоваться и причаститься. После этого он прожил еще несколько дней, но боли оставили его, и никто не слышал от него ни одного ругательного слова, и отошел он в мир иной спокойно, благословив родных. А вот через дверь храма заглядывает молодой школьный учитель. Еще недавно он приветствовал батюшку на улице пошлым "почем опиум" – но после пары бесед уже об опиуме что-то не вспоминает… Ради этого батюшка будет терпеть.

Поэтому не стоит обвинять незнакомых священников в неблагодарности, высоких запросах и неумении обращаться с паствой. Хотите "честности"? Поезжайте из своего мегаполиса, из уютной городской квартиры воскресным утром в область. А вот куда пойдет загородный автобус – туда и поезжайте.

Вы найдете поселковый храм – в сарайчике, в вагончике, в списанном здании бывшей пожарной охраны. Зайдите, осмотритесь. Спросите батюшку, чем помочь. Или хотя бы просто помолитесь с ним за Литургией. Поверьте, это для батюшки – много. Раз уж не способно наше поколение терпеть лишения и ходить по бездорожью

Лидия Зорина

Православие и мир — 19.05.2011.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *