Церковный календарь 17.09.2018 г.

Для того, чтобы посмотреть нужную православную дату и всю информацию по ней (только за 2018 год), необходимо в выпадающем меню дат выбрать интересующий День и Месяц и далее нажать кнопу «Смотреть».

Сегодня

— Неделя
— Пост
— Трапеза
— Святые Святые дня
— Чтения Евангельские чтения дня
— Феофан «Мысли на каждый день года» от свт. Феофана Затворника
— Храмы Храмы с престольными праздниками сегодня
Икона за вчера Икона на сегодня Икона на завтра

Православные праздники

Православные праздники берут свое начало со времен Ветхого Завета. К православным присоединяют и праздники Нового Завета.

Церковные праздники. Православные праздники и посты в 2018 году.

Любой православный праздник соотносится с важным событием из жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также воспоминаниям о святых угодниках.

Церковь, нередко, придавала празднованию таких событий торжественный характер. Поэтому, согласно праздникам и была устроена жизнь христиан. В такие дни, они не трудились и не занимались никакими мирскими занятиями, не было шумного веселья и пира, а осуществляли благотворения в пользу бедных и самой Церкви.

Так с давних времен святость церковных праздников запрещалось нарушать, так же, как и запрещалось устраивать различного рода забавы, поединки, представления. Следуя этим нормам, праздничные дни и сегодня отличаются от будничных дней, отстранением от работы и трудов, торжествами, определенными церемониями и обрядами. Такие законы предусмотрены и в других государствах, где исповедуют христианство.

То, что касается православного церковного календаря-пасхалии, то он состоит из двух частей – неподвижной и подвижной.

Подвижная часть календаря зависит от изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сам праздник Пасхи определяется по лунному календарю и некоторому ряду факторов (праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния и, соответственно, только после весеннего равноденствия, не проводить Пасху с иудеями). Все праздничные дни с переменными датами отчисляются от Пасхи и движутся во времени «светского» календаря вместе с ней.

Из этого следует, что подвижная и неподвижная части церковного календаря определяют календарь православных праздников. В календаре-пасхалии отмечены самые значимые для христианина события, которые называют Великими праздниками и Двунадесятыми праздниками.

Православный календарь

Православный календарь за весь текущий 2018 год можно просмотреть на сайтах, указанных ниже. Просто кликните по картинке и перейдите по ссылке на сайт.

Сегодня большой, церковный праздник, а какой?

Годовой богослужебный круг.

Годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: Месяцеслова и Триоди.
Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года.
Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье.
Система подвижных, переходящих праздников, связанная с Пасхой, помещается в Триоди. Великие праздники Месяцеслова в Типиконе обозначены знаком "Крест в Круге".
О Великих праздниках в 47-й главе Типикона сказано следующее: "Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен," т.е. обозначаются в Типиконе знаком "крест в круге."
В той же 47-й главе Типикона говорится о том, что на эти праздники назначается служба бденная, т.е. самая торжественная, которая только может быть, "и вся служба праздника совершается по Уставу." Это означает, что чем менее важный день церковного года, тем больше памятей может в него совершаться. Это правило хорошо видно на примере тропарей и кондаков, поющихся на малом входе литургии.
— Чем важнее праздник, тем меньше поется тропарей и кондаков.
— Чем проще будничный день, тем больше поется тропарей и кондаков.
— Чем больше тем в богослужении, тем менее крупный праздник празднуется в этот день.
Если же праздник очень важный, все тексты будут посвящены только ему. В богослужении Великого праздника только одна тема – тема этого Великого праздника. Во все дни, кроме воскресного, ничто не прибавляется. В Рождество Иоанна Предтечи все посвящено только Иоанну Предтече, даже канон.
Великие праздники Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, свв. апостолов Петра и Павла имеют по одному дню попразднства.

Церковные праздники на сентябрь 2018 год, православные

Двунадесятые праздники — высшая направленность народных традиций

Двунадесятые праздники – это особые празднества, посвященные важнейшим событиям из мирской жизни Иисуса Христа и матери его Пресвятой Богородице. Этих великих торжеств — 12, и поэтому они именуются двунадесятыми. Традиция их празднования возникла тысячу лет назад и в наши дни во всем мире отмечается не только всеми православными христианами, но и глубоко убежденными атеистами. Заинтересованность в их праздновании на Руси возникла не случайно, ведь именно в них превосходно и выразительно отражалась национальная культура и обычаи общества. Эти празднества утверждались на славянской земле ступень за ступенью, наполняясь элементами древнеславянских традиций и отметая темные предрассудки и бесовскую обрядность. Это было сложное и длительное становление. И между тем, большинство народных праздников сохранилось и не ушло из жизни нашей безвозвратно лишь благодаря Православной Церкви. Это она, преследуемая, бранимая и запрещаемая более восьми десятилетий XX века, взяла под защиту веру христианскую и сохранила народно-православное наследие славянской духовной жизни.

Общие понятия о двунадесятых праздниках

Разграничивались они в зависимости от содержания (Господние — Господские, Богородичные и праздники святых), от торжественности церковной службы (великие, средние, малые), от времени празднования (подвижные и неподвижные). Восемь Господских праздников были установлены для прославления Господа нашего Иисуса Христа, четыре Богородичных — для почитания Девы Марии; поэтому одни из них называются Господскими, или Господними, а другие — Богородичными двунадесятыми праздниками. Праздник Пасха не относился к ним, ввиду того, что он считался самым прекрасным и главным праздником, торжеством торжеств. Двунадесятые праздники были как звезды, которые утешали и радовали нас своим изумительным мерцанием. А святейшая Пасха была словно солнце, от которого зависела вся жизнь на земле и перед блеском которого меркли все звезды, даже первой величины.

Неподвижные, или как их еще называют непереходящие, всегда праздновались из года в год в строго установленный день и месяц:

Краткая история двунадесятых праздников

Рождество Богородицы — ежегодно 21 сентября. Эта датировка считается днём рождения матери Иисуса Христа — Девы Марии. О мирской жизни этой женщины, давшей спасение всему миру, известно немного. Но согласно легенде у родителей Девы Марии благочестивых Иоакима и Анны, несмотря на продолжительные молитвы, в течение многих лет не было детей. И однажды они во время молитвы дали обет, что свое дитя, предназначат для служения Богу. Одновременно им обоим приснился ангел, который возвестил их о скором появлении необыкновенного ребёнка, слава о котором прозвучит по всей земле великой. Как свидетельствуют последующие события, о которых знает каждый, это пророчество свершилось.

14 сентября (ежегодно) — двунадесятый праздник Воздвижение Креста Господня, события которого произошли в 326 году и посвящены поклонению Кресту, на котором произошло мученичество Иисуса. Спустя триста лет царицей Еленой на Святой земле был найден этот Крест и место захоронения Иисуса.

21 ноября — Богородичный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Деве Марии исполнилось всего три года и Ее праведные родители решили выполнить свой обет, данный Господу, когда взывали к нему с молитвами даровать им ребенка. Иоаким и Анна для посвящения Богу оставили свою единственную дочь Марию в Божием храме, в котором она, безгрешная и непорочная Голубка, усиленно готовилась к Богоматеринству.

7 января (ежегодно) — Рождество Христово являлся и является одним из самых главных праздников у христиан. Объявлен официально днем рождения младенца Иисуса.

Седьмого января, дева Мария родила Иисуса Христа. Как рассказывается в Евангелии родители Иисуса — Мария и Иосиф, вынуждены были провести ночь в пещере, где и появился на свет Иисус. Пещера после его рождения наполнилась ярким светом. А на небе засияла ярчайшая звезда.

19 января (ежегодно) — Крещение Господне или Богоявление.

На берегу реки Иордан (город Вифавара) в 30 году н.э. в этот день произошло крещение тридцатилетнего безгрешного Иисуса. Ему не нужно было каяться. Он пришел, чтобы освятить собой воду, и даровать нам ее для святого Крещения. После таинства крещения Спаситель отправился в пустыню на 40 дней, чтобы найти божественное просветление.

Ежегодно 15 февраля отмечается Сретение Господне. Праздник получил название Сретение, то есть «Встреча». Богоприимец Симеон, с нетерпением ожидающий появление Спасителя мира, наконец, встречается в храме с 40-дневным младенцем Иисусом, которого родители, впервые, принесли сюда для посвящения Богу.

Ежегодно 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы (Пресвятой Девы Марии).

В истории рода людского были, судя по всему, две первостепенные важности: о рождении и воскрешении Христоса. 25 марта по старому стилю Дева Мария получила благую весть от Архангела Гавриила о преднамеченном рождении ЕЮ Спасителя мира. Вот откуда и это название — Благовещение.

В воскресенье накануне Пасхи — Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

Иисус Христос, после сорока дней проведенных в пустыне, где он молился Отцу Своему – Господу, Спаситель вошел в Иерусалим. В этот день мы печалимся, зная, какие страдания и мучения предстоят Иисусу в последующие дни. В Вербное Воскресенье начинался строгий пост Страстной недели.

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник, который отмечается всегда в четверг и через 40-й день после Пасхи. В сей день Иисус Христос вознесся на небеса, пообещав вернуться.

Святая Троица – ежегодно в воскресенье, на 50-десятый день после Пасхи. Именно в эту веху времени Святой Дух снизошёл на апостолов, сделав их пророками.

Календарь церковных праздников очень полезен для православных верующих

Преображения Господне (Спас) всегда празднуется 19 августа. Событие Преображения Господня существовало уже в IV веке. За невеликое время до своих Крестных мучений Иисус Христос, чтобы помолиться, вместе со своими учениками Петром, Иоанном, Иаковом взошел на вершину горы Фавор. Пока ОН молился, уставшие ученики уснули. Пробудившись, они увидели, что Иисус говорит с Богом-отцом. Он полностью преобразился: лик Его сиял, словно солнце, а одежды были сияющими и белоснежными.

Успения Пресвятой Богородицы (Божией Матери) — последний из двунадесятых, который отмечается ежегодно 28 августа. Это символический день смерти Девы Марии, так как в канонических текстах он не указан. Прожила Богородица весьма долгую жизнь, по меркам I века н.э., — 72 года.

Характерная черта двунадесятых праздников – это многолюдье.

Они особенно были любимы простым людом, ведь вся повседневная крестьянская работа в эти дни запрещалась. Нельзя было ни пахать, ни косить, ни жать, ни шить, ни убирать избу, ни колоть дрова, ни прясть, ни ткать. На торжества люди обязательно должны были вести себя иначе: нарядно одеваться, говорить только на приятные и радостные темы, быть гостеприимными.

Просим оценить работу автора

(Пока оценок нет)

Рекомендуем также почитать:

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме .

Святогорская икона Божией Матери

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн.

Какой сегодня церковный праздник по православному календарю

обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству . В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа .

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя .

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. , где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы , а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией . В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании . После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (5 декабря);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (22 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (8  января);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе  (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
  • Успение праведной Анны (7  августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в нашей Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (14 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

Свято-Покровская Голосеевская пустынь

Какой сегодня, завтра церковный праздник

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *