Русский язык для студентов-нефилологов — М. Ю. Федосюк 2012

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, — это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

① Объясните, чем различаются значения следующих слов.

Приведите примеры их употребления.

Дом — изба — землянка — хата — сакля; варежки — перчатки — рукавицы; пальто — шуба — тулуп; сад — роща; роща — бор; лозунг — девиз; тезис — лозунг; дефект — изъян; трофей — приз; устроить — учинить; собрание — сборище.

② В значении слов отражаются различные явления действительности. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. В парке было заложено тридцать два дерева. 3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 5. Передавали «Седьмую симфонию». Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. 6. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 7. В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 8. На очередном заседании Клуба книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ». 9. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 10. Сделавшись революционеркой, Ниловна стала привлекательной для сыщиков.

③ Сопоставьте словарные статьи к словам золото, пустыня и студент в энциклопедическом и толковом словаре.

Пользуясь одним из последних изданий «Словаря русского языка» С. И. Ожегова или «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, проанализируйте структуру словарной статьи в толковом словаре. Какую информацию о слове можно найти в толковом словаре?

④ По образцу словарной статьи «Словаря русского языка» С. И. Ожегова составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу речь и получивших в ней широкое распространение.

Беспредел, дефолт, крутой, маргинал, плейер, скотч, спонсор, тусоваться, электорат.

⑤ Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.

1. У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли — новое чудище человеческого разума. 4. Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 6. Задумав «Грозу» как комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез в душу маленького пастушонка. 8. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

⑥ Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на приведенные ниже вопросы.

Синонимы — это слова которые звучат и пишутся по-разному а по смыслу совпадают или очень близки само это слово происходит от греч. synonymos что значит «соименность» или «одноименность». Примеры синонимов миг — момент, бранить — ругать, огромный — громадный. Синонимичными могут быть не только пары слов но и целые ряды, например, метель метелица вьюга пурга буран; кратко коротко сжато лаконично вкратце и т. п.

Особенно многочисленны ряды таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, глагол обмануть имеет больше десятка синонимов и большая их часть яркие эмоционально окрашенные слова и обороты.

Синонимы это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета свойства или действия человек как бы расцвечивает свою речь делает ее более выразительной гибкой. (По Л. П. Крысину)

сино́ним

синоними́ческий

1. Что называется синонимическим рядом?

2. Чем различаются приведенные в тексте слова, объединенные в ряды?

3. Подберите синонимы к глаголу обмануть.

4. Какую роль играют синонимы в речи?

⑦ Составьте синонимические ряды к словам восстание, лентяй, прогулка, реакционер. Определите, чем различаются члены этих рядов. Проверьте результаты работы по»Словарю синонимов русского языка».

⑧ Включите следующие слова в состав синонимического ряда. Определите, в каких коммуникативных условиях они могут употребляться.

Воззрения, восторжествовать, глазеть, грядущий, загвоздка, интеллектуал, лопать.

⑨ В киносценарии А. Володина «Осенний марафон» есть эпизод занятий со студентами — будущими переводчиками. Что называют студенты, выполняя задание Бузыкина, — родственные слова или синонимы? Выполните это задание и укажите слова и выражения, которые могут быть использованы в данных контекстах. Заполните при этом «пустые места» текста, предложив свои варианты.

Бузыкин проводил занятия. Хмуро смотрел в листок студенческой работы. Прочитал вслух:

» — Ну что ты на меня так смотришь, дружище? Думаешь, мне легко, парень? — малодушно сказал он Смиту и потом бегал от него и убегал…» Извините, Лифанов, но это подстрочник, а не перевод.

Лифанов (обиделся). Почему это подстрочник? Бузыкин. Вот, скажем, у вас тут написано убегал. И рядом — бегал. Неужели так трудно поискать что-нибудь еще? Прошу вас (обратился он к студентам), припомните родственные слова.

Студенты стали припоминать:

— …

— …

— Драпать.

Бузыкин. Драпать. Допустим. Как именно драпать? Лифанов!

Лифанов. Ну … быстро. Не знаю.

Бузыкин. Кто больше?

— Во весь мах.

— …

Бузыкин. Еще?

— …

⑩ Определите различия в значении следующих синонимов. При выполнении задания используйте «Словарь синонимов русского языка».

Восстановление — реставрация, агитация — пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество — взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, преподаватель — учитель, реформа — изменение.

⑪ Замечательный русский переводчик Н. М. Любимов в течение многих лет собирал синонимы, различные определения одного и того же существительного, речевые средства, характеризующие лес, поле, снег и т. п. Его книга «Лингвистические мемуары» была призвана противостоять оскудению русской речи. Вот фрагмент из нее.

Дождь

1. Объясните, в каких ситуациях употребляются различные названия дождя и его определения, собранные Н. М. Любимовым.

2. Попробуйте построить по тому же плану словарную статью снег.

Точность словоупотребления связана не только с верным выбором нужного слова из синонимического ряда, но и с умением различать паронимы. Паронимы (от греч. para — «околб» и опута — «имя») — это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Сравним, например, слова ритмичный и ритмический. Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмичный — чувствующий ритм или обладающий ритмом, ритмический — основанный на ритме.

⑫ Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка» (М., 1994).

Абонемент — абонент, восприятие — восприимчивость, дельный — деловой — деловитый, демонстративный — демонстрационный, единичный — единственный — единый, конструктивный — конструкторский, лирический — лиричный, логический — логичный, обосновать — основать, факт — фактор, эффективный — эффектный.

паро́ним

пароними́ческий

⑬ Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ. 2. В полку царило воинствующее настроение. 3. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 4. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот, дескать, где я побывал (В. Берестов). 5. Народ терпел двойственный гнет. 6. Наташа одела спецовку электросварщика. 7. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. 8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 10. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 11. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются.

Точность речи определяется не только верным выбором слова из ряда ему подобных, но и лаконизмом1 — употреблением только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для называния явлений действительности, попавших в поле зрения говорящего, и отказом от лишних единиц и повторов. Избыточность выражения, или плеоназм,разрушает коммуникативную точность речи и представляет собой одно из нарушений лексических норм.

1 Слово лаконизм (греч. lakonismos) произошло от названия одной из областей Древней Греции — Лаконии, жители которой славились немногословием,

лакони́зм

плеона́зм

⑭ Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

⑮ Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик2 «Ягуар» учинит показ мод.

2 Бутик — современный модный магазин, предлагающий особо элегантную и дорогую одежду, обувь, парфюмерию.

⑯ Перечислите основные типы речевых ошибок, вызванных нарушением лексических норм. Продолжите следующий ряд:

— неверное понимание значения слова;

⑰ Прочитайте газетную заметку «Россия возвращается в Россию». Дайте оценку точности и верности словоупотребления в ней. Обоснуйте свой ответ.

На Таганке, через улицу от знаменитого театра, невольно унаследовавшего название не менее знаменитой тюрьмы, открылся в прошлый четверг Дом русского зарубежья с библиотекой и архивом.

На тесном и узком торжестве Никита Струве напомнил слова Ремизова: «Достоевский — это Россия, без Достоевского нет России». Точно так же нет, вернее, не должно быть России без многострадальной русской эмиграции, без творческого освоения ее великого духовного наследия. И уже сегодня, сообщил Никита Алексеевич, дети и внуки наших первых эмигрантов готовы передать в свой московский Дом драгоценные крупицы этого наследия: книги, рукописи, реликвии.

Отметив высокий умственный и культурный вклад русской эмиграции в основном между двумя войнами, Александр Солженицын горячо ратовал за неотложное собирание мемуаров…

Теперь Всероссийская мемуарная библиотека будет развернута на Таганке, в Доме русского зарубежья. Здесь она будет пополняться, обрабатываться, изучаться…

⑱ Перепишите следующий текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(По К. С. Горбачевичу)

тавтоло́гия

тавтологи́ческий

Приведите примеры повторов, усиливающих или уточняющих выражаемую мысль, в текстах художественных произведений. Пользуясь словарями, объясните значение и происхождение слова тавтология.

⑲ Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1. Хамите.

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например, «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например, Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение, удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

Как вы понимаете, что такое «богатство речи»? Каким требованиям должна соответствовать эта характеристика?

⑳ Прочитайте определения к слову улыбка, которые встречаются в произведениях русских писателей.

Подберите как можно больше определений к словам: а) голос; б) смех; в) взгляд.

21). Прочитайте фрагмент введения к «Русскому словарю языкового расширения» А. И. Солженицына.

Лучший способ обогащения языка — это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. Так и французы в начале XIX века (Ш. Нодье и др.) пришли к этому верному способу: восстанавливать старофранцузские слова, уже утерянные в XVIII веке. Но нельзя упустить … и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего и пытаться избегать таких слов, как компьютер, лазер, ксерокс, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как уик-энд, брифинг, истеблишмент …, имидж, — то надо вообще с родным языком распрощаться.

Согласны ли вы с предложениями писателя? Как вы оцениваете состояние современной русской речи? Объясните значение иноязычных слов в тексте.

Соблюдение лексических норм предполагает бережное отношение к родному языку и строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов- заимствований.

(22). Прочитайте приведенные в «Словаре новых иностранных слов» Н. Г. Комлева (М., 1995) заимствования. Укажите, какие из них имеют эквиваленты в русском языке. Назовите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным.

(23). Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить содержательно близкие, но тем не менее различающиеся понятия (страх — паника), стремлением заменить сочетание слов одной единицей (ср. сейф — несгораемый шкаф, снайпер — меткий стрелок). Какими причинами вызвано заимствование приведенных ниже слов? Оправдано ли, с вашей точки зрения, их употребление в современной речи?

Гран-при (высшая награда на фестивале, конкурсе), грант (денежное пособие, выдаваемое специальными фондами и предназначенное для материального обеспечения научных исследований), йети (снежный человек), киллер (наемный убийца), ноу- хау (новые передовые технологии производства), саммит (встреча на высшем уровне), эксклюзивный (исключительный), электорат (совокупность избирателей).

(24). Определите различия в значении слов.

1. Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

2. Аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы.

3. Импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

(25). Иноязычные слова, обозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального внимания, становятся приметой времени. Назовите заимствованные сравнительно недавно слова, которые являются общественно актуальными в настоящее время. Определите их значение, дайте примеры их употребления.

(26). Оцените целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях.

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Движущей силой постановки «Маскарада» оказывается ледяной эстетизм, актеры здесь становятся фигурантами, имеющими скорее декоративные задачи. 3. Традиционные рождественские «sales» (распродажи) в салонах довольно редки. 4. Коммерческие отделы и иностранные бутики разукрашены елочными гирляндами и шариками. 5. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 6. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 7. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 8. Многие сейчас испытывают фьюче шок («шок будущего»). 9. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу феста (праздника). 10. Любовь и смерть переплетены в музыкально-детективной love-story «Эй, странник». 11. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Практикум по орфографии

Правописание словарных слов

① Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Составьте с этими словами предложения.

② Лексическое значение слов может влиять на их написание. Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение. Составьте с ними предложения.

Ожог — ожег, кампания — компания, масленый — масляный, изморозь — изморось, презирать — призирать, равнять — ровнять, разредить — разрядить.

③ Раньше писали аттака, галлерея, каррикатура, коммиссия, корридор, литтература, раппорт. Как изменилось написание этих слов?

④ Одна или две согласные буквы пишутся в следующих словах? Определите значение этих слов.

swissinfo.ch

Найти правильное звучание для своего инструмента — это то, чему Хорхе Сентьеру посвящает почти все свои дни. Он родился в Португалии, но уже 20 лет живет в Швейцарии. Внешне он чем-то напоминает средневекового ремесленника, хотя сам при этом является большим поклонником современной рок-музыки.

Этот контент был опубликован 25 августа 2013 года — 11:00 25 августа 2013 года — 11:00 Александр Тёле

Александр Тёле начал работать в SWI swissinfo.ch в 2002 году. С 2018 года руководит португальской редакцией. Журналист бразильско-немецкого происхождения, он родился в Рио-де-Жанейро и обучался журналистике и информатике в Бразилии и в Штутгарте.

Больше информации об авторе | Португалоязычная редакция

Александр Тёле ( Александр Тёле), г. Базель, swissinfo.ch

Его студия спрятана в подвале жилого дома в тихом районе недалеко от центра Базеля. За дверью — никакого шума. Открывая её, Хорхе Сентьеру (Jorge Sentieiro) показывает мне небольшую мастерскую, где он работает большую часть дня, и приглашает расположиться в старом кресле.

Первым ощущением было, будто я вошел в лабораторию хаотичного алхимика. На стенах висит несколько старинных музыкальных инструментов и странные деревянные конструкции, напоминающие скелеты животных. Полки забиты чертежами и набросками, нотами классических произведений. На столах громоздятся книги, склянки, рисунки, а еще ребристый кусок дерева в форме раковины, зажатый со всех сторон многочисленными струбцинами. Не исключено, что это каркас новой лютни. Пол покрыт древесной стружкой, и я стараюсь быть осторожным, чтобы не поскользнуться.

Страна, полная музыки

Этот 51-летний португалец родился в Лиссабоне, но вырос и провел большую часть своей юности в Бразилии, в Сан-Паулу. Он вспоминает не только этот хаотичный и грязный город, где так тяжело таким астматикам, как он, но и саму страну, которая вся буквально источает музыку. Из его домашнего проигрывателя часто звучит музыка в исполнении Каэтану Велозу и Жуана Жилберту, но Хорхе любит и прогрессивный рок. Он и сегодня слушает с удовольствием такие группы, как «Pink Floyd» и «Genesis».

«Мой отец тоже обожал музыку», — вспоминает он. Возможно, это влияние и подтолкнуло Хорхе к тому, чтобы однажды вернуться с семьей на родину, поступить в Университет Лиссабона и изучать там английскую литературу, а параллельно еще и учиться играть на лютне и гитаре в лиссабонской Консерватории, выбрав себе в качестве специализации музыку эпохи Возрождения. В 1980-е годы, со всеми своими дипломами в кармане, Хорхе Сентьеру начал карьеру музыканта в Португалии.

Страна переживала тогда непростой период перехода от бурной эпохи «Революции гвоздик» к интеграции в Европейский союз. Однако дух авантюризма, присущий, как видно, многим португальцам, пробудился однажды и в нем. Знаменитый античный афоризм «Плыть необходимо, а жить — нет!», использованный когда-то в одном из своих стихотворений великим писателем и поэтом Португалии Фернандо Пессоа, заставил Хорхе призадуматься о новых берегах и горизонтах. Прежде всего музыкальных.

На немецкой земле

В 1987 году он приезжает в Штутгарт изучать язык Баха и Бетховена. Там он прожил два года. Во время летних курсов для музыкантов он встречает Джорджа Хопкинсона Смита (George Hopkinson Smith), одного из самых известных музыкантов-лютнистов в мире. Перспектива резко повысить свою исполнительскую квалификацию привела его в итоге в Базель, где в течение четырех десятилетий Хопкинсон Смит был профессором в знаменитой «Schola Cantorum Basiliensis», школе старинной музыки при Музыкальной академии Базеля.

В этот город на Рейне Хорхе влюбился с первого взгляда. Для него ренессансный Базель становится идеальной средой обитания: где-где, но здесь уж точно есть чем заняться человеку, на всю жизнь связанному с культурой. Однако, жизнь лютниста не так проста. Свой расцвет лютня, — инструмент, имеющий арабские корни, — пережила во время позднего Средневековья и в эпоху барокко. Сегодня же она стала, скорее, камерным инструментом. Кроме частных уроков и концертов для узкого круга энтузиастов других возможностей для карьерного роста и заработка у музыканта-лютниста почти нет. Но Хорхе не сдавался и упорно пытался найти альтернативы.

Любопытство и желание узнать, как устроены музыкальные инструменты, подтолкнули его к мысли стать «лютье», — то есть мастером-изготовителем лютни, — и делать инструменты самому. Хорхе показывает мне большую иллюстрацию, висящую рядом с дверью. Это старое, датированное 1860-м годом, наглядное техническое руководство по изготовлению гитары по планам легендарного Антонио Страдивари. Португалец скромно замечает, что уже сделал несколько копий, обращая внимание на мельчайшие детали украшающей деку розетки, которая в дополнение к своей декоративной функции служит еще и укреплению древесины вокруг звукового отверстия.

Источник вдохновения — книги

Как же он узнал секрет создания лютни? Учиться изготовлять музыкальные инструменты Хорхе начал в порядке самообразования. Его главным источником информации и вдохновения были книги, а ведь в Базеле, этой настоящей Мекке классической европейской музыки, есть много хороших специализированных библиотек и архивов, где хранятся старинные руководства по созданию струнных инструментов.

Свое первое творение он изготовил на кухне собственного дома, и конечно, это была лютня. Результат, правда, его не устроил. Хорхе и дальше упорно работал, и второй инструмент по звучанию оказался гораздо лучше первого. За тем последовали остальные — и Хорхе потерял им счет. Создавая каждую новую лютню, он старался сделать так, чтобы новый инструмент непременно звучал лучше, чем предыдущий: настоящий вызов, непростая задача.

Ценой проб и ошибок Хорхе добился того, что теперь свои лютни он может показывать с заслуженной гордостью. Дерево он выбирает сам лично, постукивая костяшками пальцев по заготовке — тонкому листу древесины (как правило, это клен или сосна), дабы услышать производимый им звук. Клей используется только животного происхождения, как в старину. Его любимый клей варится из кожи кролика. Но достаточно ли просто точно следовать рецептам, чтобы создать идеальный инструмент?

«Для мастера-лютье основной задачей является извлечение из инструмента звука, который уже существует у него в воображении и который он сам хочет услышать в реальности. Дерево, правда, материал иррациональный, и найдем ли мы правильное звучание — это во многом зависит только от нас самих».

Никакой секретной формулы

Некоторые думают, что лютье используют для этого специальный лак для внешнего покрытия, может быть даже полученный по секретной формуле, как у Страдивари. Но они ошибаются. Португалец не верит в чудеса. Зато он верит возрасту деревьев — чем старше дерево, тем лучше будет звук. Инструмент, которому 400 лет, звучит лучше, чем созданный недавно.

Каждая лютня, покидающая пределы его мастерской, это почти произведение искусства. Как только инструмент готов, Хорхе берет его в руки, гладит и начинает что-нибудь наигрывать для оценки звука. Иногда он выбирает Баха, который, по его мнению, является одним из самых сложных для исполнения композиторов. Или же, если лютня создана в стиле Возрождения, он предпочитает играть музыку Франческо Канова да Милано (1497 — 1543), одного из крупнейших европейских композиторов того времени.

В его глазах и сегодня еще отражается восхищение этим инструментом, «красивым и по внешнему виду, и по музыке, которую можно из него извлечь». Но это увлечение — больше, чем чисто эстетические соображения. «Лютня — это маленькое чудо. Натяжение струны — это плюс-минус 60 кг (мерой измерения натяжения струн являются килограммы или фунты. — прим. ред.) В то же время сам инструмент весит только килограмм — полтора. И при этом выдерживает такую нагрузку! Развитие лютни продолжалось веками, потому и оказалось возможным достичь такого совершенства формы и звука».

Путь к идеальному инструменту долог и каменист. Если что-то идет не так, Хорхе упорно, раз за разом, переделывает те или иные детали инструмента. Случалось, что клей не схватывался. Обычно, затвердевая, клей становится почти как стекло, и именно тогда он набирает консистенцию, которая дает инструменту возможность формировать звук со всеми его тонкостями и нюансами.

Не только музыка

Одиночество для него не проблема. Скорее наоборот. Работая, Хорхе почти никогда не слушает музыку. Он предпочитает сосредотачиваться на звуках материала, с которым работает. После насыщенного рабочего дня он любит вернуться домой и посвятить себя двум хобби, которые со временем стали занимать его все больше, — изучению классических языков, греческого и латыни, и живописи. Он рисует, копируя старинные натюрморты и давая своему воображению полную свободу.

Португалия остается в его сердце, хотя и становится постепенно исчезающим воспоминанием. Он хотел бы однажды провести там отпуск со своей женой, француженкой, и 18-летним сыном. К иммигрантским сообществам Базеля он относится совершенно безразлично, поскольку он ощущает себя прежде всего гражданином мира, а занять свое свободное время не составляет для него никакого труда.

Я замечаю, что в углу мастерской, опираясь на ножки, стоит полуразобранный клавесин. Хорхе говорит, что это будет его подарок жене на день рождения. Учитывая состояние инструмента, реконструкция клавесина может занять довольно продолжительное время. «А я никогда и не говорил, что завершу работу к ее следующему дню рождения», — говорит он, смеясь…

Лютня

По одной из версий, слово «лютня» произошло от арабского звукосочетания «аль`уд», что означает «древесина».

Лютня относится к щипковым струнным инструментам. Она имеет обычно грушевидную форму. Скорее всего этот инструмент был завезен в Испанию в 11-ом веке арабами.

Лютня может иметь разное количество струн (например, средневековые лютни имели четыре или пять парных струн) и видов настройки. Лютня считалась самым подходящим инструментом для аккомпанемента певцу.

Период максимального расцвета лютни — эпоха Возрождения. Она имела широкое распространение до восемнадцатого века, а затем интерес к этому инструменту заметно ослаб.

Философия чуда

Философия чуда

До чего же хорош 21 век! Как же мы жили до сих пор без мобильных телефонов, компьютеров и интернета!

XXI век – век компьютерных технологий и иформационного бума.

Ученые подсчитали, что количество информации, полученное в мировом масштабе за последние пять лет в 50 раз превышает сумму знаний накопленных за всю историю человечества.

Информация превратилась в товар, она покупается, продается, охраняется и складируется. Крылатой стала фраза: «Кто владеет информацией – тот владеет всем».

Каждый обладает определенным пакетом знаний, но кроме знания явного существует гораздо более объемный портал знания интуитивного или подсознательного.

Вся сумма планетарного Знания хранится в энерго-информационном поле Вселенной. С этой точки зрения в мире нет ничего тайного, что не могло бы стать явным.

Подключиться к этому кладезю знаний умели и умеют люди, которых называют ясновидящими. Людей с такими способностями немало. Гораздо меньше тех, кого можно назвать яснознающими. Яснознание – качество пророков

и великих посвященных.

Во внутреннем устройстве таких людей есть механизм, позволяющий знать, словно ниоткуда, все, что хотелосьбы знать.

По секрету сообщу, что этот механизм заложен в каждом человеке, вот только запустить его дело сложное.

Издревна жрецы, шаманы и Учителя умели входить в святые святых Вселенной и передавать информацию и энергию на землю. Для этого существовали особые ритуалы, которые называли мистериями. Смысл происходящего был ведом только специалистам, остальные же участники могли судить о совершаемом опосредованно, по своим ощущениям и тем изменениям, которые после случались в их судьбе.

Отзвуки древних мистерий сохранились в христианских церковных ритуалах, таких как крещение, венчание и евхаристия.

Недаром говорят, что венчание – это ритуал, соединяющий души, а, значит, происходящий не на земле, а на Небесах.

Небеса. Небеса обетованные. Седьмое Небо. Царствие Небесное. Что это, просто красивые термины или реальность?

Конечно, реальность, у которой есть одно общее свойство: эти понятия несут в себе элемент счастья и блаженства, ведь, когда человек испытывает большую радость, он говорит: «Я на седьмом небе!». Христиане целью своего служения

ставят достижение Царствия Небесного, да и попросту, в романтическом смятении чувств мы часто поднимаем взор свой к звездам или к солнцу словно ищем там вдалеке гарантии своей мечты.

Переходя с языка романтического и аллегорического на язык науки, обнаружим, что пространство, куда мечты устремляются называется все так же — энерго-информационное поле Вселенной.

И раз туда устремляются и там живут наши мечты, то почему бы и нам самим не отправиться в увлекательное путешествие в мир, где все возможно, где нет пределов и ограничений, мир, ранее называемый «миром грез», а сегодня открывающий, хоть и не охотно, свои двери ищущим и настырным.

И не нужны нам для этого долгие сборы и спецснаряжение, можно и вовсе с места не сойти, а взлететь, точнее влететь в этот мир. И для этого есть два пути: медитация и мистерия.

Медитация от мистерии отличается тем, что не требует ничего кроме своего воображения и способности к концентрации. Для мистерии кроме этого потребуются специальные предметы, жесты и слова.

Специальные жесты, слова и предметы мистерии называют предметами, словами и жестами силы, но эта сила не пробивает, а способствует проявлению на земле тех программ, которые мы создаем своим сознанием, проще говоря, ускоряет реализацию мечты.

Например, супруги, прожившие лет пять в законном браке решают обвенчаться. После правильно сотворенного обряда они должны почувствовать настолько глубоко друг друга, настолько понять и принять, что чувство обновленной близости и духовной и телесной сплотит их так тесно, что они станут «ОДНО». Ведь обряд венчания и есть мистерия объединения Душ. У таких, живущих в единстве, родителей как правило рождается ребенок, воплотивший Высокий Дух и тогда реализуется принцип Троицы в семье.

Какая женщина не мечтает о большой и светлой любви, о дружной и крепкой семье, где царит взаимоонимание и достаток?! И кажется, что все для этого есть и все для этого делается, но… хотели как лучше, а получается как всегда.. И бывает так, что из этого «как всегда» не найти выхода, упираешься в стену непонимания или беспричинной ревности или… да мало ли что или кто может поставить нас в тупик.

Не буду утверждать, что точно знаю, ведь даже Платон утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю», но сделать по этому поводу можно достаточно много. Например, провести мистерию.

Первое и главное – постановка цели. Человек должен ЗНАТЬ почему и для чего он совершает каждый свой шаг, а уж тем более, если речь идет о внутренней работе.

Затем определиться с выбором времени и места.

Место выбирается в соответствии с внутренней настройкой и главным секретом Фен Шуй – если это место нравится мне, значит, оно нравится ЦИ, созидательной энергии, которая является главным действующим лицом в любой мистической работе.

Время лучше всего выбирать с помощью астрологии таким образом, чтобы звезды помогали.

Чем большее количество человек участвует в действии, тем лучше, ведь энергии их полей объединятся и эффект будет гораздо ощутимее.

И, главное, мистерию может вести только человек посвященный, мастер мистерий, потому что именно через него будет распределяться и стабилизироваться поле мистерии, другими словами, он должен контролировать каждого участника, держать его в поле своего внимания. «Забавляться» с подобными играми дилитантам или лжевсезнайкам не советую, ведь все что из тебя исходит к тебе и вернется.

Практика мистерий существует в нашей школе уже год. В ноябре прошлого года впервые мы пригласили на наше действо гостей и не пожалели ни мы ни гости.

Я записала рассказ одного из гостей. Его свидетельство тем и ценно, что он присутствовал на подобном мероприятии впервые.

«Я попал в большой зал, где группами расположились стоя и сидя прямо на полу человек сто, не меньше. Казалось, что слишком много света, но потом я понял, что этот эффект возникает от окрашенных в оранжевый цвет стен. Вновь прибывших встречали радостно, все были какие-то улыбчивые и чувствовалось, что это настроение искреннее, а доброжелательность не наигранная.

Руководитель школы говорила о малопонятных мне вещах, в ее речи было много неизвестных мне терминов. Позже я узнал, что это названия праздников, энергий и чего-то еще на санскрите, но, удивительно, что не смотря на некоторое непонимание, я почувствовал себя уютно, «растекся» мыслью, куда-то отступили заботы трудового дня, и я понял, что отдыхаю.

Само действие напоминало игру не то в «Ручеек», не то в «Казаки-разбойники», или «Чур меня». Мы зажигали свечи, пили маленькими глотками воду, слушали проникновенный текст о вечной Любви и я поймал себя на том, что глаза увлажнились, а в сердце — покой».

Наш гость описал виденное глазами, позже все участники мистерии узнали о том, что происходило за пределами физического зрения, а именно в энерго-информационном поле.

Поле описанной мистерии способствовало упорядочиванию разрушительных личных программ, таких как обида, ненависть, зависть. Эти программы были частично удалены или гармонизированы энергиями мистерии, и ее участники почувствовали как груз прошлого перестал давить «на плечи», как легче стало вспоминать горестные эпизоды из своей жизни и как оптимистичнее стало казаться будущее.

Мистерии можно проводить не только для достижения личных целей.

Мы планируем подготовить и провести масштабную мистерию в августе 2006 года посвященную нашим детям в преддверии первого сентября.

Ведь уже несколько лет подряд начало нового учебного года заставляет наши сердца биться не только от радости и гордости за наших детей, но и от страха за их безопасность.

Приглашаем к участию всех желающих.

Обществознание ЕГЭ, ЕГЭ по обществознанию: темы и типы вопросов

Занятие 2. Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Виды знаний. Истина и её критерии

Природное и общественное в человеке.

(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Антропогенез – процесс формирования человека; часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного; теория происхождения человека.

Антропосоциогенез – процесс происхождения человека и общества.

Подходы к объяснению сущности человека:

    1. Выделение приоритетной роли одной из сторон человеческой сущности: биологизаторский и социологизаторский подходы.

      • Биологизаторский – сущность человека определяется наследуемыми признаками.

      • Социологизаторский – «ребёнок – чистая доска».

    2. Рассмотрение человека в биосоциологическом единстве.

Основные концепции происхождения человека:

  1. Креационистская – теория творения (весь мир и человек сотворены Богом, Высшим разумом);

  2. Космологическая (уфологическая) – теория внеземного происхождения;

  3. Эволюционная: человек разумный – результат длительной эволюции видов живых организмов, её основа – естественный отбор.

  • Трудовая: трудовая деятельность человека способствовала развитию его сознания, членораздельной речи, функций руки.

Биологическое в человеке:

  1. строение организма, функционирование его органов и систем

  2. инстинкты

  3. задатки к развитию способностей (общих и специальных)

  4. приспособление к окружающей среде

  5. способность к обмену энергией с окружающей средой

  6. простейшие психические реакции

  7. возможность использовать природные предметы

Биологические факторы антропогенеза

  1. сложное строение мозга (способность к абстрактному мышлению)

  2. строение нижней челюсти и гортани (способность к развитию членораздельной речи)

  3. строение кисти рук (противопоставление большого пальца руки остальным)

  4. способность к прямохождению

Социальное в человеке

  1. наличие сознания

  2. абстрактное мышление

  3. членораздельная речь, язык

  4. способность усваивать достижения культуры

  5. способность производить орудия труда

  6. социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь)

  7. духовные потребности (мораль, религия, искусство)

  8. осознание своих потребностей

  9. деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир

  10. создание орудий труда для преобразования окружающей действительности

  11. целеполагание

  12. способность к творчеству, созиданию

Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать.

Индивид, индивидуальность, личность

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода;

– диничный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Личность – человек как социальное существо;

– совокупность социально значимых качеств человека;

– человеческий индивид являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Индивидуальность – неповторимое уникальное сочетание психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Мировоззрение

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий мир; целостное представление человека о природе, обществе и самом себе.

Мировоззрение человека  мировоззрение социальной группы  мировоззрение общества в целом.

Мировоззрение состоит из важнейших убеждений, поэтому оно определяет отношение человека к самому себе, природе, обществу – направленность личности.

Убеждения – устойчивые взгляды, идеалы, принципы, проявляющиеся в действиях и поступках.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов деятельности личности, относительно независимых от сложившейся в данный конкретный момент ситуации.

Элементы мировоззрения

Мироощущение (настроения, чувства, эмоции)  мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях)  миропонимание (рациональные представления мире).

Структура мировоззрения: знания, идеи, убеждения, принципы, идеалы, духовные ценности.

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийное формирование: обыденное (житейское) мировоззрение;

  • осознанное формирование:

    • религиозное мировоззрение;

    • философское мировоззрение;

    • научное мировоззрение.

Виды мировоззрения:

теоцентризм, космоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцетризм

Роль мировоззрения в жизни человека:

  • помогает определять истинные ценности, выстраивать иерархию ценностей;

  • даёт ориентиры и цели для деятельности человека;

  • позволяет понять, какими средствами (методами) можно достичь поставленных целей;

Виды знаний

Познание – процесс приобретения новых знаний о мире.

Субъект познания: человек, общество.

Объект познания: познаваемый предмет, весь окружающий мир (природа, общество, человек).

Цель познания: получение достоверных знаний о мире.

Результат познания: знания.

Гносеология – теория познания; раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Познаваем ли мир?

  • Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания окружающего мира и его закономерностей.

    • разновидность агностицизма: конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения между учёными.

  • Гносеологический скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

  • Гносеологический оптимизм – концепция, утверждающая возможность познания мира.

Способы познания

  • Чувственное – основные формы:

    • ощущение – отражение отдельных свойств предмета при его воздействии на тот или иной орган чувств;

    • восприятие – целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств;

    • представление – образ предмета, возникающий в результате припоминания или фантазирования.

  • Рациональное – основные формы:

    • понятие – мысль, утверждающая общие существенные признаки объекта;

    • суждение – мысль, утверждающая или отрицающая наличие каких-либо свойств у объекта или связи между объектами;

    • умозаключение – мысленный вывод из нескольких суждений:

      • дедуктивное – от общего к частному;

      • индуктивное – от частного к общему;

      • сделанное по аналогии.

Какой способ познания приоритетен?

  • Эмпиризм: единственный источник наших знаний – чувственный опыт

    • Сенсуализм: главная форма и основа достоверного познания – ощущения и восприятие

  • Рационализм: разум – основа познания и поведения людей

Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное, социальное, художественное.

Уровни научного познания: эмпирическое (опытное) и теоретическое.

Знание – информация, совокупность сведений об окружающем мире, результат познания человеком действительности.

Виды знаний: житейское, практическое, научное, рациональное и иррациональное, личностное.

Истина и её критерии

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина – неполное неточное знание, которое соответствует определённому уровню развития общества, обуславливающему возможности познания; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Относительная истина постоянно углубляется и уточняется в ходе познавательной деятельности.

Объективная истина – такое знание, которое не зависит от личности того, кто познаёт, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Субъективная истина – знание, которое существует только в сознании субъекта и обусловлено особенностями познающего субъекта.

Иногда для характеристики субъективной истины используют термин «правда». Правда – знание, наполненное личным интересом и смыслом.

Истина одна, а правда – у каждого своя.

Конкретная истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учётом конкретных условий его развития.

Она связана с определённым местом, временем и обстоятельствами. Наши знания относятся к конкретному предмету в конкретных условиях.

Противоположностью истины являются заблуждения, ошибки, ложь.

Заблуждение – ситуация, когда наше понимание какого-либо предмета или явления не совпадает с ним непреднамеренно, в связи с тем, что наши познавательные способности несовершенны.

Ошибка – это результат неверного действия, практического или теоретического.

Ложь – сознательное искажение фактов.

Критерии истины:

  • соответствие законам логики:

    • закон тождества;

    • закон противоречия/непротиворечия;

    • закон исключения третьего;

    • закон достаточного основания;

  • соответствие фундаментальным законам, ранее открытым законам данной науки;

  • простота, экономичность формы, парадоксальность идеи;

  • практика – главный критерий истинности знаний.

Практика – активная материальная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.

Формы практики: материальное производство, социальное действие, научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания: источник познания, основа познания, цель познания, критерий истины.

Задания

1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основные качества личности проявляются с момента рождения.

2) Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

3) Понятие индивид относится к природным качествам человека.

4) Муравьи и другие «социальные» животные трудятся также, как и люди.

5) Животные, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

2. Ниже приведён ряд качеств человека. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами личности.

1) порядочность, 2) сообразительность, 3) трудолюбие, 4) начитанность,

5) гуманность, 6) выносливость.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Простейшие психические реакции, физиологические потребности, возрастные особенности развития психики, инстинктивное поведение, работа внутренних органов и систем, биологическая природа человека.

4. Что из перечисленного относится к характеристике человека как индивида? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) волевые качества

2) состояние здоровья

3) политические убеждения

4) возраст

5) профессия

6) тип темперамента

5. Установите соответствие между качествами, присущими человеку и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А) способность к какому-либо виду деятельности

Б) способность обмениваться энергией с окружающей средой

В) способность расти и физически развиваться

Г) способность накапливать знания и трудовые навыки

Д) способность оценивать себя и свои поступки

1) социальное качество

2) биологическое качество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

6. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Мировоззрение, взгляды, идеалы, установки, оценки.

7. Установите соответствие между типами (видами) мировоззрения и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ (ВИДЫ) МИРОВОЗЗРЕНИЯ

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ

А) стихийное

Б) обыденное

В) мыслительное

Г) философское

Д) мифологическое

1) пути формирования

2) исторический тип

3) уровень функционирования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

8. Выберите верные суждения о религиозном мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Религиозное мировоззрение критично.

2) Религиозное мировоззрение формирует цельную картину мира.

3) Религиозное мировоззрение требует рационального объяснения явлений.

4) Религиозное мировоззрение основано на признании двойственности мира.

5) Религиозное мировоззрение опирается на здравый смысл.

6) Религиозное мировоззрение даёт ответы на «вечные вопросы».

9. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже таблице.

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

Чувственное

Ощущение, восприятие, представление

Понятие, скждение, умозаключение

10. Установите соответствие между формой познания и её особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) знание является побочным продуктом практической деятельности

Б) знание существует в форме художественных образов

В) знание раскрывается в процессе повествования

Г) знание является результатом целенаправленной деятельности

1) миф

2) наука

3) обыденное знание

4) искусство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

11. Какие из суждений об истине являются неверными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

2) Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

3) Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

4) Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

5) Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) обыденное (житейское) знание

2) потребности

3) мышление

4) истина

5) прикладное

6) гуманитарное

7) научное знание

8) объективные факты

9) познавательная деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Потренируйтесь в написании развёрнутых ответов.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения с информацией об индивидуальности человека.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

Задание 26

Приведите три примера проявления человека как личности.

Задание 27

Есть мнение, что человек обладает лидерскими качествами с момента рождения. С другой стороны, оправданно считать, что лидерские качества человек приобратает в процессе жизненного пути. Аргументируйте обе позиции.

Назовите три качества, необходимые лидеру спортивной команды.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме: «Мировоззрение и его роль в жизни человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Биосоциальная сущность человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовит развёрнутый ответ по теме «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли». (С. Смайлс)

«Люди не в состоянии изменить свою природу» (Д. Юм)

«Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *