Басни. Книга первая
XI. Роща и Огонь
С разбором выбирай друзей.
Когда корысть себя личиной дружбы кроет, —
Она тебе лишь яму роет.
Чтоб эту истину понять ещё ясней,
Послушай басенки моей.
——
Зимою Огонёк под Рощей тлился;
Как видно, тут он был дорожными забыт.
Час от часу Огонь слабее становился;
Дров новых нет; Огонь мой чуть горит
И, видя свой конец, так Роще говорит:
«Скажи мне, Роща дорогая!
За что твоя так участь жестока,
Что на тебе не видно ни листка,
И мерзнешь ты совсем нагая?» —
«Затем, что, вся в снегу,
Зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу», —
Огню так Роща отвечает.
«Безделица! — Огонь ей продолжает, —
Лишь подружись со мной; тебе я помогу.
Я солнцев брат и зимнею порою
Чудес не меньше солнца строю.
Спроси в теплицах об Огне:
Зимой, когда кругом и снег и вьюга веет,
Там все или цветёт, иль зреет:
А всё за всё спасибо мне.
Хвалить себя хоть не пристало,
И хвастовства я не люблю,
Но солнцу в силе я никак не уступлю.
Как здесь оно спесиво ни блистало,
Но без вреда снегам спустилось на ночлег;
А около меня, смотри, как тает снег,
Так если зеленеть желаешь ты зимою,
Как летом и весною,
Дай у себя мне уголок!»
Вот дело слажено: уж в Роще Огонек
Становится Огнем; Огонь не дремлет:
Бежит по ветвям, по сучкам;
Клубами черный дым несется к облакам,
И пламя лютое всю Рощу вдруг объемлет.
Погибло всё вконец, — и там, где в знойны дни
Прохожий находил убежище в тени.
Лишь обгорелые пеньки стоят одни.
И нечему дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?
<1809>

Цель урока:

  • — Знакомство ребят с творчеством поэтов, которые писали про осень;
  • — Воспитание эстетического восприятия окружающей среды;
  • — Развить точность использования слов в речи на примере стихов русских поэтов;
  • — Развить образное мышление;
  • — Воспитать патриотизм и любовь к родному краю.

Оборудование урока:

  • — Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;
  • — Выставка портретов поэтов, которые писали про осень;
  • — Аудиозаписи стихов русских поэтов;
  • — Букет осенних цветов;
  • — Осенние листья.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель:

  • «Дети, давайте отгадаем загадки. О чем они?»
  • «Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, — когда это бывает?» (Дети: «Осенью»)

Или

  • «Лес расселся, неба просинь , — это время года ….?» (Дети – «Осень»)

Учитель:

  • «Правильно, дети, это все загадки по осень»
  • «Уходит лето – приходит осень»

Дети слушают стихотворение Исаковского «Попрощаемся с теплым летом».

  • «А что вы еще знаете об осени?»
  • «Что такое осень?» (время года)
  • «Чем отличается от других это время года?»

3.Тема урока — Какой видели осень русские поэты

  • «Посмотрите на портреты русских поэтов, — кого вы знаете?»
  • «Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Кольцов, Бунин, Плещеев, Толстой, Бальмонт, Есенин… (Дети записывают в тетрадки). Писали они по-разному, потому что осень разная.»
  • «Как бы вы рассказали об осени, как о прекрасном времени года?»
  • «А как бы вы рассказали об осени неприветливой, мокрой, холодной?»

Ф. И. Тютчев

  • «О начале осени, как никто другой, написал Тютчев.» (Дети слушают аудиозапись стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной». Дети анализируют стихотворение.)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

К. Д. Бальмонт

  • «Теплый период осени еще называют «бабьим летом». Давайте послушаем еще стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»». (Анализ стихотворения.)
  • «А что еще поспевает осенью?»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

М. Ю. Лермонтов

  • «Ребята, а все ли листья меняют свой цвет осенью?» (Еловые — не меняют. Дети слушают Лермонтова «Осень»).

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

А. А. Фет

  • «Изменения природы осенью описал Фет в стихотворении «Ласточки пропали»»
  • «Ребята, а все ли птицы улетают на юг?»
  • «Какие птицы улетают, а какие остаются?»

Ласточки пропали
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плач!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

А. В. Кольцов, А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев

  • «Погоду осени хорошо описал Кольцов в стихотворении «Осень», Пушкин в стихе «Уж небо осенью дышало»», Плещеев «Осень» (анализ стихотворений)
  • «В последнем стихотворении написано, что высохли цветы. А цветут ли такие цветы осенью — вот в этом букете.» (Учитель показывает букет)

А. Н. Плещеев «Осень»

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Учитель:

  • «Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима. Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то плачет, то шепчет»

Итог урока

  • «Вспомните. какие поэты писали про осень?»
  • «Какие стихотворения вам больше всего понравились?»

Домашнее задание

  1. Выучить понравившееся маленькое стихотворение русских поэтов про осень наизусть.
  2. Выученное стихотворение проилюстрируйте собственными рисунками.

Запах розы и жасмина,
Трепет листьев, блеск луны…
Из открытых окон льется
Песня южной стороны…

И томят и нежат душу
Эта ночь и песня мне;
Что затихло, что заснуло –
Снова будят в ней оне.

И нежданно встрепенулась
Вереница давних грез;
А казалось, что навеки
Эти грезы рок унес;

И что всё, чем в молодые
Дни душа была полна,
Поглотила невозвратно
Жизни мутная волна!

Но опять потухший пламень
Загорается в крови,
И опять раскрылось сердце
Для восторга и любви!

Пахнут розы и жасмины,
Серебримые луной…
И поет, поет о счастье
Чей-то голос молодой!..

И вот шатер свой голубой
Опять раскинула весна;
Окроплены луга росой,
И серебристой полосой
Бросает свет на них луна.

Светла, как детский взор, река,
И ветви ив склонились к ней
Под гнетом легким ветерка;
И прилетел издалека
С звенящей трелью соловей…

Прекрасны вы, дары весны;
И горе бедным и больным,
Чьи очи горьких слез полны…
Такие ночи созданы
Для тех, кто счастлив и любим!

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали – соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березы, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины;
Не пройдешь без думы без тяжелой мимо.
Что же к ним всё тянет так неодолимо?

Ведь на свете белом всяких стран довольно,
Где и солнце ярко, где и жить привольно.
Но и там, при блеске голубого моря,
Наше сердце ноет от тоски и горя,
Что не видят взоры ни берез плакучих,
Ни избушек этих сереньких, как тучи;
Что же в них так сердцу дорого и мило?
И какая манит тайная к ним сила?

Июль 1861

Люблю я под вечер тропинкою лесною
Спуститься к берегу зеленому реки
И там, расположись под ивою густою,
Смотреть, как невод свой закинут рыбаки,
Как солнце золотит прощальными лучами
И избы за рекой, и пашни, и леса,
А теплый ветерок меж тем, шумя листами,
Едва-едва мои взвевает волоса,
И ласково лицо мое целует ива,
Нагнув ко мне свои сребристые листы.
О, как мне хорошо! Довольный и счастливый,
Лежу я вдалеке от скучной суеты;
Мне в уши не жужжат заученные фразы
Витий, что ратуют за «медленный прогресс»
И от кого бы прочь бежал, как от заразы,
В пустыни дикие, в непроходимый лес.
Порою в разговор рыбак со мной вступает
О том, какой ему на долю выпал лов,
Как сына он к дьячку учиться посылает…
И я внимать ему хоть целый день готов:
Мне по душе его бесхитростное слово,
Как по душе мне жизнь средь вспаханных полей, –
Здесь, пошлости и лжи стряхнув с себя оковы,
Свободней я дышу и чувствую полней.

Июль 1861

Солнце горы золотило,
   Золотило облака.
Воды светлые катила
   В яркой зелени река.

И казалось, эти воды
   Унесли с собою вдаль
И недавние невзгоды,
   И недавнюю печаль.

И как будто воротилась
   Снова дней моих весна;
Сердце весело так билось,
   Так душа была ясна.

Всё, чего душа просила
   Так напрасно с давних пор,
Всё природа ей дарила:
   И свободу, и простор!

Июль 1862

Ночь пролетала над миром,
   Сны на людей навевая;
С темно-лазоревой ризы
   Сыпались звезды, сверкая.

Старые мощные дубы,
   Вечнозеленые ели,
Грустные ивы листвою
   Ночи навстречу шумели.

Радостно волны журчали,
   Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
   Пахла трава луговая.

Крики кузнечиков резвых
   И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
   В воздухе тихом звенели,

И улыбалася кротко
   Ночь, над землей пролетая…
С темно-лазуревой ризы
   Сыпались звезды, сверкая…

Июль 1862

Бледный луч луны пробился
   Сквозь таинственной листвы,
И приносит ветер теплый
   Запах скошенной травы.

Всё бы только здесь лежал я,
   Под навесом этих ив,
В даль немую, в купол звездный,
   Взор бесцельно устремив;

Всё бы слушал, как вершина
   Ивы дремлющей шумит,
Как на темном дне оврага
   По камням родник журчит.

Это тихое журчанье,
   Шелест листьев, свет луны –
На меня всё навевает
   Примиряющие сны…

Ночь! с твоим сияньем кротким,
   Для усталого меня,
Ты дороже и милее
   Ярко блещущего дня…

Июль 1862

Что ты поникла, зеленая ивушка?
   Что так уныло шумишь?
Или о горе моем ты проведала,
   Вместе со мною грустишь?

Шепчутся листья твои серебристые,
   Шепчутся с чистой волной…
Не обо мне ли тот шепот таинственный
   Вы завели меж собой?

Знать, не укрылася дума гнетущая,
   Черная дума от вас!
Вы разгадали, о чем эти жгучие
   Слезы лилися из глаз?

В шепоте вашем я слышу участие;
   Мне вам отрадно внимать…
Только природе страданья незримые
   Духа дано врачевать!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *