При рождении ребенка многие родители сталкиваются с проблемой выбора имени для него. Одни предпочитают именовать сына в честь деда или прадеда, другие в память о каком-либо всемирно известном человеке, а третьим просто нравится сочетание определенного имени с отчеством.

Но для Таинства Крещения такой вариант выбора имени непозволителен. В православной церкви принято ориентироваться на православные имена для Крещения, которые написаны в Святцах.

Особенности выбора православного имени

Святцы — это церковный месяцеслов, в который включены имена людей, прославившихся в Лике святых. Их имена, они подразделяются на мужские и женские, расположены в календарном порядке дней почитания их памяти.

Перед каждым именем указан чин человека:

  1. Пророк.
  2. Апостол.
  3. Блаженный.
  4. Священномученик.
  5. Юродивый.
  6. Преподобный.

Важно! Имя имеет огромное значение для человека. Это ведь не просто персонализация, оно дает хоть и краткую, но информацию о его обладателе.

Например, Адам — первый человек, прародитель всего человечества, а Ева — женщина, дающая жизнь.

По мере распространения христианства огромную популярность получили израильские имена.

Взяв в пример Новый Завет, можно проследить, что Бог нарекал людей именами и давал каждому из них обозначение. Например, имя Симон означает «Бог услышал». Бог назвал Симона Кифом, что означает камень (Петр). Таким образом апостол Петр получил свое имя.

С тех пор повелось брать при крещении имя православное, ведь после совершения Таинства новокрещенный начинает новое житие в Боге.

Таинство Крещения

Небесный покровитель и Ангел-хранитель: в чем отличие

Следует различать понятия о Небесном покровителе человека и его Ангеле-хранителе.

  • Небесный покровитель — это святой, чье имя дается человеку при Крещении. Днем именин является день памяти того святого, который наиболее близок дате рождения крещаемого (плюс/минус неделя). Рекомендуется обратиться к календарю — Святцам. Но это, конечно, необязательное условие.
  • Ангел-хранитель — бесплотный ангел. Он дается каждому человеку при совершении Таинства Крещения. Именно Ангел-хранитель сопровождает человека на протяжении всей его земной жизни и по разлучении души с телом встречает ее в Царствие Небесном, помогает пройти воздушные мытарства.

Важно! Необходимо возносить к нему ежедневные молитвы, он же направит человека на путь истинный, поддержит добрые начинания и подскажет верные решения.

Выбор имени в соответствии с православными традициями

Имя человека должно быть не просто красивым. Его имя — это небесный покровитель, ходатай пред Всевышним о новоявленной грешной душе. За образом покровителя стоит судьба человека, проживавшего ранее на земле, и именно его судьба окажет влияние на жизнь ребенка.

Например, день памяти святого Антона приходится на 2 января. Таким образом, мальчику, появившемуся на свет в этот день или несколько ближайших, дают имя в его честь.

Но в Святцах не всегда есть желаемые имена. В этом случае следует выбрать созвучное. К примеру: Юрий, Георгий и Егор имеют одного Небесного покровителя. Это Георгий Победоносец. Он покровительствует воинам, земледельцам. Особо почитается в православии и католичестве.

Выбор или смена имени во взрослом возрасте

Удивительно, но мода на имена тоже существует. Некоторые родители называют детей редкими именами, желая выделить своего ребенка среди других, даже не задумываясь о его сочетании с отчеством и фамилией.

Поэтому даже если рождение или крещение приходится на день памяти святого с редким или по нашим временам замысловатым именем, не стоит давать его новорожденному или новокрещенному.

К примеру, 20 мая празднуется память святых Исидора, Стефана, Фаддея, Михаила, Иосифа. Эти имена особо предпочтительны для малыша. Но наиболее привычными из них являются имя Михаил и Иосиф.

Иногда взрослый человек желает принять Святое Крещение и поменять имя. В этом случае следует обратиться к священнику. Он поможет перевести выбранное старинное имя в церковно-славянскую форму, например: Марта — Марфа, Леон — Лев.

Крещение ребенка в церкви

Двойные имена

В православии не принято при Крещении нарекать человека двойным именем. Даже несмотря на причудливое современное увлечение и веяние западной культуры, церковный клирик не будет проводить Таинство.

В этом случае предпочтителен единственный вариант: использование в мирской жизни имени, вписанного в паспорте и применение в церковных таинствах другого имени, данного при Крещении.

Важно! Именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьей на Божьем Судилище.

Список женских и мужских православных имен

При выборе имени священнослужители рекомендуют следовать информации в справочных изданиях РПЦ, особенно церковным календарям.

Широкий список наиболее известных святителей указан в ежегодно издаваемом Церковном Календаре Московской Патриархии.

Январь

1 января Аглаида, Арис, Вонифатий, Григорий, Евтихий, Илья (Илья Муромец), Полиевкт, Пров, Тимофей, Трифон, Фессалоникия.

2 января Гаспар, Даниил, Иван, Игнатий, Филогоний.

3 января Альфред, Пётр, Прокопий, Фемистокл, Феофан, Юлиания.

4 января Анастасия, Евод, Евтихиан, Зоил, Феодотия, Хрисогон.

7 января Валтасар.

8 января Еварест, Ефим, Константин, Констанций.

9 января Лука, Степан (Стефан), Федор, Ферапонт.

11 января Афинодор, Вениамин, Георгий, Гортензия, Иван, Марк, Маркелл, Фаддей, Феофил.

12 января Анисья, Антон, Ариан, Вир, Зотик (Изот), Ирина, Лев, Макар, Тимон, Феодора, Феодосия, Филетер.

13 января Вусирис, Гавдентий, Гай, Геласий, Ириний, Мартина, Мелания, Олимпиодор, Олимпиодора, Саламин.

14 января Василий, Григорий, Пётр, Федот, Феодосий, Эмилия.

15 января Закхей, Кузьма, Марк, Модест, Пётр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Феоген, Феодотия, Феопент, Феопист, Юлиания.

16 января Гордей, Ирина, Малахий, Павла.

19 января Генрих.

20 января Афанасий, Иван (Иоанн Креститель).

22 января Антонина, Евстрат, Захар, Никандр, Пантелеймон, Пётр, Полиевкт, Самей, Филипп.

23 января Аммоний, Григорий, Дометиан, Макар, Маркиан, Павел, Феозва, Феофан.

24 января Агап, Майор, Михаил, Ромил, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

25 января Галактион, Евпраксия, Леандр, Макар, Мартиниан, Мертий, Пётр, Савва, Сильван, Татьяна.

28 января Варлаам, Гавриил, Елена, Елпидий, Иван, Карл, Павел, Пансофий, Прохор.

30 января Антон, Антонина, Ахилл, Георгий, Иван, Мартирий, Феодосий.

31 января Афанасий, Дмитрий, Емельян, Ефрем, Иларион, Кириак, Кирилл, Ксения, Максим, Маркиан, Феодосия.

Февраль

1 февраля Арсений, Генрих, Григорий, Евфрасия, Луиза, Макар, Марк, Мелетий, Савва, Федор, Феодосия, Януарий.

2 февраля Василид, Васс, Евсевий, Евтихий, Ефим, Захар, Инна, Лаврентий, Лев, Пинна, Римма.

3 февраля Агния, Акила, Анастасий, Валериан, Евгений, Иван, Кандид, Максим, Неофит, Феодосий.

4 февраля Агафон, Ананий, Анастасий, Гавриил, Георгий, Иван, Иосиф, Леонт, Леонтий, Макар, Мануил, Парод, Пётр, Сионий, Тимофей.

5 февраля Агафангел, Геннадий, Евсевий, Климент, Мавсима (Максим), Павлин, Саламан (Соломон), Федор, Феоктист.

8 февраля Аммоний, Ананий, Аркадий, Берта, Гавриил, Давид, Иван, Иосиф, Ирма, Климент, Ксенофонт, Мария, Павла, Пётр, Семён, Федор.

9 февраля Гермоген, Дмитрий, Иван, Пётр, Полихроний.

10 февраля Георгий, Домна, Ефрем, Исаакий, Маркиана, Палладий, Плутодор, Феодосий, Хариса.

15 февраля Агафодор, Гавриил, Иордан.

17 февраля Авраамий, Георгий, Иадор, Иасим, Иван, Иосиф, Исидор, Кирилл, Констанция, Коприй, Николай, Фалалей, Феоктист, Юрий.

18 февраля Агафья, Антон, Василиса, Евагрий, Макар, Полиевкт, Феодосий, Феодулия, Элладий.

20 февраля Лука, Парфен, Пётр.

21 февраля Захар, Макар, Никифор, Пергет, Поликарп, Савва, Степан, Федор, Филадельф.

22 февраля Геннадий, Изабелла, Иннокентий, Маркелл, Никифор, Панкрат, Пётр, Филагрий.

24 февраля Влас (Власий), Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Захар, Порфирий, Феодора.

25 февраля Алексей, Антон, Вассиан, Евгений, Констанция, Марин, Мария, Мелетий, Плутин, Сатурнил, Урван.

27 февраля Авксентий, Авраамий, Георгий, Исаакий, Кирилл, Марон, Мефодий, Михаил, Федор, Филимон.

28 февраля Арсений, Афанасий, Анисим, Евсевий, Ефросиния, Майор, Онисим, Пафнутий.

29 февраля Илья, Порфирий (если год невисокосный, то переходят сейчас на 1 Марта).

Март

1 марта Альбин, Валент, Даниил, Еремей, Исай, Маруф, Никон, Павел, Памфил, Самуил, Селевкий, Феодул, Флавиан, Юлиан.

3 марта Агапит, Агриппа, Василий, Виктор, Дорофей, Кузьма (Косма), Лев, Паригорий, Пиулий, Феодул, Флавиан.

5 марта Агафон, Аммия, Амфил, Евтропий, Исидор, Киндей, Корнилий (Корней), Лев, Плотин, Садок (Садоф).

6 марта Георгий, Евстафий, Захар, Иван, Телесоф, Тимофей.

9 марта Иван, Иларион, Софрон, Эразм.

10 марта Антон, Евгений, Пафнутий, Тарас, Федор.

11 марта Асфея, Иван, Николай, Порфирий, Севастьян, Тереза.

12 марта Виктория, Геласий, Макар, Маркиан, Прокопий, Степан, Тимофей, Тит, Фалалей, Юлиан, Яков.

13 марта Василий, Доминика, Евагрий, Киприан, Кира, Марина, Мелетий, Нестор, Николай, Нифонт, Протерий.

13 марта (Високосного года) Аверкий, Варвар, Варсонофий, Вениамин, Иван, Касьян (в Невисокосный год его именины переносятся на 12 Марта), Лев, Паисий, Феоктирист.

16 марта Бенедикта, Василиск, Евтропий, Зенон, Зоил, Клеоник, Пиама, Савин, Севастьян.

20 марта Агафодор, Василий, Евгений, Елпидий, Емельян, Еферий, Ефрем, Капитолина, Капитон, Лаврентий, Нестор, Павел.

21 марта Афанасий, Дементий, Дион, Ерм, Лазарь, Феодорит, Феодосий, Феофилакт.

24 марта Асклипиад, Берта, Георгий, Епимах, Ефим, Иван, Лин, Македон, Патрикий, Пионий, Сабина, Саторин, Софрон.

25 марта Григорий, Мария, Семён, Феофан, Финеес (Финес).

26 марта Александр, Анин, Африкан, Никифор, Поплий (Публий), Савин, Терентий, Христина.

27 марта Венедикт, Евсхимон, Михаил, Ростислав, Феогност, Феодосий, Фронтина.

28 марта Агап, Александр, Денис, Еварест, Мануил, Мария, Никандр, Поплий (Пуплий), Ромил, Тимолай.

29 марта Александр, Аристовул, Денис, Емельян, Иван, Павел, Папий (Папа), Роман, Савин, Серапион, Трофим, Фал, Юлиан.

30 марта Алексей, Макар, Марин, Павел.

31 марта Анин, Гвидон, Даниил, Евкарпий, Кирилл, Корнелия, Трофим.

Апрель

3 апреля Домнин, Кирилл, Филимон, Фома, Яков.

4 апреля Аглаида, Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Дросида, Исаакий, Каллиникия, Мамант, Таисия.

5 апреля Амфилохий, Василий, Вассиан, Георгий, Евсевий, Кронид, Лидия, Лука, Македон, Никон, Пахом, Феопрепий, Филит.

6 апреля Артамон, Артемий, Захар, Мартин, Парфен, Пётр, Север, Степан, Яков.

7 апреля Генрих, Тихон.

9 апреля Александр, Евтихий, Ефрем, Иван, Кирик, Кондратий, Макар, Мануил, Матрона, Павел, Феодосий.

10 апреля Авив, Боян, Варахисий, Евстрат, Занифа, Иларион, Илья, Иона, Лазарь, Маруф, Маресий, Наркисса, Савва, Степан.

11 апреля Евстафий, Иван, Иона, Исаакий, Кирилл, Леонард, Маркиан, Марк, Патапий, Станислав, Филипп.

12 апреля Аполлос, Еввула, Епафродит, Захар, Зосима, Иван, Иоад, Кесарь (Цезарь), Кифа, Савва, Сосфен, Софрон.

14 апреля Авраамий, Ахаз, Василид, Геронтий, Евлогий, Ефим, Иоанн, Макар, Мария.

15 апреля Амфиан, Анастасий, Григорий, Едесий, Ефим, Поликарп, Савва, Тит.

16 апреля Антиох, Вифоний, Галик, Дей, Елпидифор, Иллирик, Марин, Нектарий, Никита, Феодосия.

17 апреля Адриан, Амвросий, Георгий, Зосима, Иосиф, Каллиник, Никита, Пафнутий, Федор, Феона, Фервуфа, Яков.

18 апреля Агафопод, Георгий, Дидим, Зенон, Клавдиан, Марк, Платон, Поплий, Семён, Феодора, Феодул, Феона, Ферм, Форвин.

19 апреля Архилий (Архелай), Евтихий, Еремей, Мефодий, Павел, Платонида, Серапион.

20 апреля Акилина, Георгий, Даниил, Каллиопий, Левкий, Леонтина, Нил, Пётр, Прокопий, Руфин, Серапион.

21 апреля Агав, Асинкрит, Ерм, Иван, Иродион, Келестин, Лука, Нифонт, Павсилип, Руф, Флегонт, Яков.

22 апреля Авдиес, Вадим, Дисан, Евпсихий, Мариав.

23 апреля Авдикий, Азадан, Александр, Африкан, Григорий, Дим, Зенон, Максим, Олдама, Помпей (Помпий), Терентий, Федор, Яков.

24 апреля Антип, Варсонофий, Ефим, Иван, Мартиниан, Прокесс, Тихон, Фармуфий, Харитон, Яков.

25 апреля Акакий, Анфиса (Анфуса), Афанасия, Василий, Геронтий, Давид, Дим, Зенон, Иван, Исаакий, Матвей, Мина, Сергей.

26 апреля Артамон (Артемон), Георгий, Дмитрий, Елеферий, Зоил, Крискент, Мартирий, Сисиний, Феодосий, Фомаида.

27 апреля Азат, Антон, Ардалион, Валентин, Евстафий, Епифан, Иван, Марианна, Мартин, Христофор.

Май

1 мая Авксентий (Аксён), Акиндин, Антон, Виктор, Ефим, Зенон, Иван, Зотик (Изот), Кесарь, Кузьма, Северьян, Феликс.

2 мая Агафангел, Антонин, Георгий, Иван, Никифор, Пафнутий, Семён, Трифон, Феона, Христофор.

5 мая Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Нафанаил, Федор.

6 мая Александра, Анатолий, Афанасий, Бенедикта, Валерия, Георгий (Георгий Победоносец), Гликерий, Лазарь, Протолеон.

8 мая Ида, Македон, Марк, Ника, Сильвестр.

9 мая Аникий (Иоанникий), Василий, Георгий, Глафира, Нестор, Степан (Стефан), Феофил, Юст.

10 мая Георгий, Дасий, Евлогий, Иван, Семён, Степан (Стефан).

13 мая Василий, Донат, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.

14 мая Акакий, Ват (Вата), Герасим, Еремей (Иеремия), Ефим (Евфимий), Игнатий, Макар, Пафнутий, Тамара.

15 мая Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Еспер, Зоя, Кириак, Михаил, Роман, Торкват, Феодул.

16 мая Мавра, Павел, Пётр, Тимофей, Феодосий.

18 мая Адриан, Варлаам, Иван, Иеракс, Ирина, Михей, Яков.

19 мая Вакх, Варвар, Василий, Данакт, Денис, Дим, Димитриан, Донат, Иван, Иларион, Иов, Каллимах, Касьян, Мамант, Михей, Пахом.

20 мая Авив, Акакий, Антон, Давид, Иван, Иосиф (Осип), Исидор (Сидор), Каролина, Михаил, Нил, Пахом, Пирр, Степан, Фадей (Фаддей).

21 мая Адриан, Арсений, Зосима, Иван (Иоанн Богослов), Милий, Пимен.

22 мая Акилина, Гавриил, Гордиан, Епимах, Исай, Каллиник, Николай, Пров, Стратоник, Христофор.

24 мая Диоскор, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Мокей (Мокий), Никодим, Ростислав, Софрон.

25 мая Герман, Гермоген (Ермоген), Денис, Епифан, Иван, Магдалина, Панкрат, Полувий, Протерий, Савин, Федор, Филипп.

26 мая Александр, Георгий, Гликерия (Лукерья), Ефим, Ирина, Лаодикий, Макар, МариАнна, Никифор, Павсикакий.

27 мая Александр, Варвар, Иван, Исидор, Леонтий, Макар, Максим, Марк, Никита, Серапион, Тихон, Яков.

28 мая Анастасия, Ахилл (Ахиллий), Дмитрий, Ефросин, Исай, Пахом, Серапион.

29 мая Авдиес, Александр, Аркадий, Вит, Георгий, Ефим, Ефрем, Касьян, Крискентия, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Пётр, Федор.

Июнь

3 июня Агапит, Елена, Карл, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор, Ярослав.

4 июня Василиск, Владимир, Даниил, Донат, Захар, Иван, Кодр, Макар, Маркелл, Павел, Паисий, Софья, Фаддей, Федор, Эмма, Яков.

7 июня Иван, Келестин, Коронат, Ольвиан (Олвиан), Роберт, Созон (Созонт), Федор, Ферапонт.

8 июня Аверкий, Александр, Алфей, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар, Маркиан.

9 июня Алипий, Анастасия, Диана, Дидим, Евсевиот, Иван, Иона, Киприан, Леонид, Леонтий, Нил, Пётр, Феодора, Ферапонт, Фотий.

11 июня Александр, Андрей, Варлаам, Иван, Константин, Мария, Фаина, Федот, Феодосия.

12 июня Гвидон, Евпл, Иларион (Иларий), Исаакий, Исай, Наталий, Никанор, Салон, Яков.

13 июня Евсевий, Евстафий, Ерм, Ермий, Маг, Пётронилла, Поликарп, Роман, Телетий, Филик, Философ, Харлампий, Христина.

14 июня Агапит, Валериан, Денис, Евелпист, Иеракс, Метрий, Неон, Пеон, Пирр, Феспесий, Фирм (Фирмин), Харита, Харитон, Юст, Юстин.

15 июня Александр, Андрей, Дмитрий, Иван, Константин, Марин, Мария, Никифор, Юлиания.

19 июня Архелая, Виссарион, Геласий, Георгий, Иларион, Иона, Паисий, Ростислав, Софья, Сусанна (Сосанна), Фёкла, Фотий, Юлиана.

21 июня Афра, Василий, Ефрем, Зосима, Иона, Константин, Маркиан, Мелания, Навкратий, Никандр, Павел, Федор, Феодосий, Феофан.

23 июня Александр, Алексей, Антонина, Аполлос, Василий, Вассиан, Иван, Никон, Пансемна (Пансема), Сильван, Тимофей, Феофан.

24 июня Варнава, Варфоломей, Вассиан, Ефрем, Киндей, Мария, Феопент.

26 июня Акилина, Андроник, Анна, Антипатр, Антонина, Диодор, Евстрат, Иван, Савва, Трифилий, Яков.

27 июня Георгий, Елисей, Иулитта, Мефодий, Мстислав, Нифонт.

29 июня Алексина, Евтропий, Кайхосро, Никифор, Тигрий, Тихон.

30 июня Ананий, Аэтий, Измаил, Иосиф, Исаакий, Кирилл, Климент, Мануил, Никита, Никифор, Пиор, Савелий, Филонид.

Июль

1 июля Еферий, Ипатий, Леонтий, Феодул, Эразм.

2 июля Асинкрит, Варлаам, Зенон, Зосима, Иван, Иов, Иуда (Юда), Мария, Паисий, Роза, Тимофей.

5 июля Василий, Галактион, Евсевий, Ефросиния, Зенон, Зина, Помпиан, Сатурнин, Юлиания.

6 июля Агриппина, Аникий (Иоанникий), Антон, Артемий, Васса, Гай, Герман, Евстохий, Иосиф, Лоллий, Пров (Провий), Урван, Федор.

7 июля Антон, Иван (Иоанн Креститель), Кириак, Лонгин (Логин), Никита, Орентий, Панагиот, Фарнакий, Фирмин, Фирмос, Эрос (Ерос), Яков.

9 июля Анфион, Галликан, Давид, Денис, Иван, Павел, Пётр, Тихон, Ферапонт.

10 июля Анект, Георгий, Иван, Иванна, Игнатий, Лука, Маркей, Маркеллин, Мартин (Мартын), Самсон, Север (Севир), Серапион.

11 июля Герман, Иван, Иона, Иосиф, Кир, Ксенофонт, Магн, Македон (Македоний), Павел, Папий (Паппий), Сеия, Сергей, Улкиан, Элеонора.

12 июля Андрей, Мелитон, Михаил, Павел, Пётр.

14 июля Ангелина, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никодим, Павел, Перпетуя, Пётр, Потит.

15 июля Арсений, Генрих, Фотий, Ювеналий.

18 июля Анна, Арнольд, Афанасий, Камилла, Киприан, Кирилл, Кирилла, Лампад, Сергей, Степан.

21 июля Анастасий, Антиох, Никострат, Прокопий, Савва, Феофил.

22 июля Александр, Андрей, Кирилл, Коприй, Панкрат, Патермуфий, Пров, Федор.

24 июля Аркадий, Генриетта, Елена, Ефимия, Киндей, Констанция, Мартирокл, Нектарий, Никодим, Ольга.

26 июля Антон, Гавриил, Маркиан (Мартьян), Сарра, Серапион, Степан, Юлиан.

27 июля Акила, Анисим (Онисим), Гелий (Еллий), Иларион, Ираклий, Пётр, Прискилла, Степан, Федор, Юст.

28 июля Авда, Авудим, Василий, Владимир, Иулитта (Улита), Кирик (Кириак, Кирьяк), Юстиниан.

29 июля Алевтина, Антиох, Афиноген, Валентина, Виатор, Домината, Кассиодор, Павел, Сенатор, Фауст, Хиония, Юлия.

30 июля Иринарх, Лазарь, Леонид, Маргарита, Марина.

31 июля Афанасий, Дасий, Емельян, Иакинф, Иван, Леонтий, Маркелл, Марон, Памва (Памво), Степан.

Август

1 августа Варлаам, Григорий, Дей, Макрина, Милица, Панхарий, Паисий, Роман, Серафим, Степан.

2 августа Аарон, Авраамий, Афанасий, Илья (Илия Пророк), Касьян, Леонтий, Савва.

3 августа Анисим (Онисим), Анна, Георгий, Евгений, Иван, Иезекииль, Онуфрий, Ревокат, Семён (Симеон), Федор.

4 августа Агап, Зина, Киприан, Корнилий, Мария, Фока.

5 августа Анна, Аполлинарий, Аполлон, Виталий, Стелла, Трофим, Феофил.

9 августа Амур, Ангеляр, Анфиса, Герман, Горазд, Иосаф, Климент, Мануил, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва, Христодул.

13 августа Антон, Геласий, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Иулитта (Улита), Степан, Тимон.

16 августа Антон, Далмат, Иван, Исаакий, Кузьма, Ражден, Саломея, Фауст.

19 августа Спас, Спасий, Феоктист (или только 18 августа).

20 августа Астерий, Дементий, Иперехий, Марин, Меркурий, Митрофан, Мокей, Наркисс, Никанор, Ор, Пимен, Потамий, Созон, Феодосий.

23 августа Агапит, Лаврентий, Роза, Роман, Сикст, Феликиссим.

25 августа Александр, Аникита, Капитон, Кастор, Паламон, Памфил (Панфил), Сергей, Степан, Фотий.

26 августа Авундий, Евдокия, Ипполит, Ирина, Ириний (Ириней), Конкордия, Ксения, Максим, Парамон, Тихон.

27 августа Аркадий, Лукий, Маркелл, Михей, Моника, Урсикий, Феодосий.

28 августа Левкий.

29 августа Алкивиад, Демид (Диомид), Еглон, Иоаким, Лаврентий, Мемсамбий, Никодим, Нил, Сабина, Спас, Спасий, Стаматий, Херимон.

30 августа Алипий, Евтихиан, Киприан (Куприан), Коронат, Левкий, Мирон, Павел, Патрокл, Роза, Стратон, Филипп, Фирс, Юлиания.

Сентябрь

1 сентября Август, Агап, Андрей, Каллистрат, Питирим, Тимофей, Фёкла (Тэкла), Феофан.

5 сентября Евтихий, Елизавета, Ириний, Каллиник, Лупп (Луп), Флорентий.

6 сентября Арсений, Георгий, Евтихий, Мартирий, Пётр, Серапион, Сира, Татион.

7 сентября Варсис, Варфоломей, Евлогий, Епифан, Иван, Мина, Минна, Протоген, Регина, Ренат, Синклитикия, Тит.

8 сентября Адриан, Аттик, Наталия, Сисиний.

9 сентября Анфиса, Кукша, Ливерий, Людина, Осия (Осий), Пимен, Савва, Фанурий, Феоклит.

11 сентября Анастасий, Иван (Иоанн Креститель).

13 сентября Василиск, Геннадий, Диадох, Киприан.

14 сентября Аифал, Аммоний, Ангел, Гермоген, Еванфия, Евод, Иисус (Иисус Навин), Каллиста, Маргарита, Марфа, Мелетий, Семён.

20 сентября Евод, Евпсихий, Евтихий, Иван, Лука, Макар, Онисифор, Савва, Серапион, Созон (Созонт).

21 сентября Мария (Рождество Пресвятой Богородицы).

23 сентября Андрей, Апеллий, Иоасаф, Каллиник, Касьян, Климент, Лукий, Минодора, Митродора, Нимфодора, Павел, Пётр, Пульхерия.

25 сентября Автоном, Альберт, Афанасий, Вассиан, Даниил, Корнут, Македон, Никодим, Семён, Татион, Федор, Феодул, Юлиан.

27 сентября Иван.

30 сентября Агафоклия, Вера, Зенон, Илья, Лукия, Любовь, Мирон, Надежда, Нил, Патермуфий, Пелей, Софья, Том, Феодотия.

Октябрь

1 октября Ариадна, Аркадий, Евмений, Ефросиния, Ирина, Кастор, Софья, Тереза.

2 октября Давид, Дей, Доримедонт, Зосима, Игорь, Константин, Макар, Савватий, Трофим, Федор.

3 октября Агап, Анастасий, Евпрепий, Евстафий, Иван, Иларион, Михаил, Олег, Татион, Татьяна, Фал, Федор, Феопист, Феопистия.

5 октября Александр, Иона, Исаакий, Кузьма, Макар, Мартин, Николай, Пётр, Федор, Феофан, Фока.

6 октября Андрей, Антонин, Иван, Иннокентий, Ираида, Ксантиппа (Ксанфиппа), Николай, Пётр, Поликсения, Ревекка.

7 октября Авраамий, Антон, Владислав, Галактион, Давид, Дмитрий, Евсевий, Коприй, Никандр, Симон, Степан, Фёкла.

9 октября Гедеон, Ефрем, Иван, Хира.

10 октября Акилина, Ариста, Аристарх , Игнатий , Марк

11 октября Вячеслав, Харитон

13 октября Григорий, Михаил

14 октября Роман, Савва

15 октября Андрей, Анна, Куприян, Устинья

16 октября Денис

17 октября Вероника, Виринея, Владимир, Гурий

18 октября Алексей, Григорий, Матвей, Петр, Филипп

20 октября Сергей, Юлиан

21 октября Пелагея, Таисия, Трифон

22 октября Авраам(Абрам), Петр, Яков

23 октября Андрей

24 октября Зинаида, Филипп

25 октября Пров

26 октября Вениамин, Никита

27 октября Назар, Никола, Прасковья

28 октября Ефим, Иван, Лукьян

30 октября Андрей, Антон, Демьян, Кузьма, Лазарь

31 октября Иосиф

Ноябрь

1 ноября Иван, Клеопатра

2 ноября Артем

3 ноября Илларион, Яков

4 ноября Александр, Анна, Гликерия, Елизавета, Ираклий, Максимилиан

5 ноября Игнатий, Яков

8 ноября Дмитрий

9 ноября Капитолина, Марк, Нестор

10 ноября Арсений, Дмитрий, Неонилла, Прасковья, Стефан, Терентий

11 ноября Анастасия, Анна, Мария

12 ноября Артем, Зиновий, Марк

13 ноября Мавра, Никодим, Спиридон

14 ноября Демьян, Кузьма, Ульяна

16 ноября Георгий, Иосиф

18 ноября Галактион, Григорий

19 ноября АлександрА, Герман, Евфросиния, Клавдия, Матрена, Павел

20 ноября Валерий, Кирилл, Лазарь, Федот, Богдан

21 ноября Гавриил, Михаил, Рафаил

22 ноября Матрена

23 ноября Родион

24 ноября Викентий, Виктор, Максим, Степанида, Федор

25 ноября Иван, Нил

26 ноября Герман, Иван, Никифор

27 ноября Григорий, Филипп

28 ноября Гурий, Дмитрий

29 ноября Матвей

30 ноября Григорий, Лазарь

Декабрь

1 декабря Платон, Роман

2 декабря Адриан

3 декабря Анатолий, Анна, Григорий, Прокл

5 декабря Архип, Михаил, Петр, Прокопий, Цецилия, Ярополк

6 декабря Александр, Алексей, Григорий, Макар

7 декабря Августа, Екатерина

8 декабря Климент, Петр

9 декабря Георгий (Егор, Юрий), Иннокентий, Яков

10 декабря Всеволод, Гавриил, Роман

11 декабря Стефан, Федор

13 декабря Андрей

14 декабря Наум

15 декабря Андрей, Афанасий, Иван, Стефан

16 декабря Савва

17 декабря Варвара, Иван, Ульяна

18 декабря Гурий, Савва

19 декабря НиколаЙ

20 декабря Антон, Иван, Нил, Павел

21 декабря Анфиса, Кирилл

22 декабря Анна, Софрон

23 декабря Ангелина, Иван, Стефан

Главная \ 100 СТАТЕЙ О КРЕЩЕНИИ \ Святцы

Как выбрать имя новорожденному по святцам

Дать имя человеку это выделить его из сотен других людей и наделить его особыми достоинствами. Значение мужского или женского имени в некоторой степени влияет на самого человека. Имена по православным святцами (месяцеслову) наделяют детей христианскими качествами и служат примером для подражания. Большинство имен, указанных в святцах греческого происхождения и в переводе обозначают то характерную для человека черту характера или определенное свойство. Например, Мария в переводе с греческого — чистая, непорочная, а Артемий — невредимый, здоровый.

Вопросы родителей: как назвать мальчика или какое имя выбрать для девочки не были в старину настолько актуальны, как сегодня. Так, первенца могли назвать по имени старейшины рода или уважаемого всеми родственника. Но все же правильнее и по-христиански при выборе имени руководствоваться православными святцами.

В церковной традиции выбор имени ребенка происходил на восьмой день по его рождению. Духовный отец семейства — батюшка — в храме или у колыбельки малыша читал молитву о наречении имени новорожденому и вместе с отцом выбирал имя из имен святых, поминавшихся в этот день. Имя, данное по святцам, соответствовало традиции православной церкви — называть детей именами покрытых славой христиан.

Имя данное младенцу нарицалось (указывалось) и в Таинстве Крещения. Только после крестин ребенка его можно было поминать в подаваемых записочках о здравии по имени. До этого молились о здоровье матери и ее чаде. Иногда, по благословению священника, имя давалось особо почитаемым в этой семье святым. Раб Божий, носящий такое имя, считал своего небесного покровителя тезкой и именины отмечал в ближайший день почитания святого. Имя, данное родителями можно менять, а имя данное в крещении меняется только при постижении в монахи. Со временем святого ребеночек будет поминать в ежедневных молитвах — ведь имя, данное по святцам, имя данное при крещении — это имя Ангела-Хранителя человека. Именно он станет надежным защитником в жизни, а потом и ходатаем за нас перед Господом.

Традиционно крестные родители или родственники и день крещения ребенка дарят икону святого или икону Ангела. Очень хорошо, если это будет мерная икона (по росту рождения малыша). Икону на Крещение берут с собой в церковь, там же ее освящает батюшка до начала Таинства Крещения и оставляет ее в атларе. После совершения Таинства Крещения мальчиков заносят в алтарь и оттуда с иконой святого заступника передают нового христианина крестным, а те в свою очередь родителям. Если крестят девочку, то именную икону выносят из алтаря к Царским вратам и с ней возвращается младенец. Таким образом, имя данное родителями по святцам, это имя святого, который будет сопровождать и помогать ребеночку во все дни его земной жизни.

Русская традиция выбирать имя по святцам

На Руси издавна укоренилась традиция давать имя новорожденному младенцу по святцам. Святцы — это перечень имен христианских святых с датами жизни,(если они известны) распределенный по календарю. В старину, обычно это происходило так: сразу после появления младенца на свет, мама малыша и старшие родственницы принимались изучать святцы в поисках подходящего имени для нового члена семьи.
Каждый день в году Церковь отмечает память многих христианских святых, начиная от времен ранней, неразделенной Церкви, и заканчивая новомучениками 20-го столетия, прославленными совсем недавно. Эти имена провозглашает священник на литургии каждого дня, тем самым Церковь просит заступничества святых угодников Божиих за молящихся в этот момент в храме, и за всех православных христиан.
Если на день рождения малыша не приходилось подходящего имени — благозвучного, достаточно современного, удовлетворяющего вкусам как родителей, так и других членов семьи, то поиски продолжались по следующим календарным дням. Сегодня во многих верующих семьях имя для ребенка выбирают именно так. В том случае, если на ближайший ко дню рождения ребенка день, выпадает память известного, широко почитаемого святого, и это имя нравится родителям, на нем, как правило, останавливаются.
Например, 6 декабря — празднуется память Блг. вел. кн. Александра Невского, мальчику, родившемуся в начале декабря, или в этот же день, можно дать имя Александр, тогда его небесным покровителем будет святой благоверный князь Александр Невский. Именины — 6 декабря.
7 декабря мы почитаем удивительную святую начала 3 века — великомученицу Екатерину. Девочку, появившуюся на свет в первых числах декабря, можно в честь нее назвать Екатериной.
Часто бывает, что родители заранее выбрали имя ребенку перед Крещением. Если это христианское имя, то с ним можно и креститься. Надо посмотреть по святцам когда празднуется память ближайшего ко дню рождения святого с этим именем, этот день и будет именинами ребенка, а святой — небесным покровителем. Например, святых с именем Иоанн очень много. Допустим, супруги заранее решили: если родится сын, назовем Иваном, и ребенок родился 1 июля. В ближайшие дни Церковь прославляет Св. Пророка, Предтечу и Крестителя Иоанна (7 июля), также, 2 июля — память Свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и т д. Можно крестить ребенка Иоанном, но в честь конкретного святого, к которому лежит душа.
Здесь есть один важный момент. Выбирая небесного покровителя ребенку, мы не просто выбираем красивое имя, которое чем-то привлекает нас, мы выбираем некий образ, за которым стоит внутренняя духовная сущность личности, ее судьба.

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»(Антоний, митрополит Сурожский)
Выдающиеся церковные деятели синодального периода Русской Церкви дают близкие по смыслу пояснения к этому вопросу.
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.» Святитель Филарет, митрополит Московский

Переименование или двойное имя

На тот случай, если ребенок получил при рождении имя, которого в святцах нет, в православии существует другой способ выбора небесного покровителя: по дню Крещения. Если день крестин отмечен в святцах памятью святого с созвучным именем, священник может предложить родителям с ним и крестить чадо. Например, девочки с именами Алиса, Арина, могут креститься как Александра, Ариадна или с другими похожими именами, которые в этот день упоминаются в святцах.
Яна и Жанна обычно крестятся как Иоанна. Анжела, в церковной транскрипции — Ангелина. Юрия, часто крестят как Георгия. Конечно, родители и сам крестник, когда Крещение принимает взрослый человек, вправе выбрать по своему усмотрению святого покровителя, и взять имя при крещении в его честь. О двойном имени можно говорить только в таком смысле: в повседневности человека будут называть привычным именем, иногда, оно остается в документах, тогда как, в церковной жизни он будет именоваться по-другому. Часто, знакомые по храму знают прихожан по крещальным именам, с ним христианин участвует в таинствах, его пишут в записках. С этим именем человек предстанет на суд Божий. Этот русский обычай отражает суть таинства Крещения: человек заново рождается и получает новое имя.
Креститься с двойным именем, например, Анна-София, в православии невозможно.
Еще раз подчеркнем, что выбор имени по святцам — это обычай, установленный людьми, можно креститься с любым именем, если человек достигнет святости и будет канонизирован, вероятно, в русские святцы добавится новое имя.

Библейские традиции наречения имени

В древности, верующие народы придавали выбору имени серьезное, подчас мистическое значение. Из историй, рассказанных в Библии, можно понять, что существовали определенные тенденции в наречении имени. Например, следующий эпизод из Евангелия от Луки позволяет нам узнать об одной из традиций.

«В восьмый день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.»(Лк 1; 59-61)»
В ветхозаветном мире принято было называть детей именем, которое уже было в роду. Этот обычай жив и в наше время. И сегодня, не редкость семьи, где в каждом поколении, кого-нибудь из членов семьи, называют одним, особо почитаемым, именем. В некоторых христианских культурах, например на Балканах, это связано с почитанием семейного святого.
Четко прослеживается и другая традиция, особенно таинственная и непостижимая. Имя давалось человеку по Откровению от Бога.
Так получил имя Святой Пророк Иоанн Предтеча, об имени Иисуса Христа было возвещено Деве Марии Ангелом. Новое имя при Крещении, по Откровению свыше получил апостол Павел. У ветхозаветных народов было ясное понимание, что имя человека отражает его глубинную суть, его миссию — то есть назначение в этой жизни.
Самое удивительное, что эта традиция продолжается и в наши дни. Например, в жизнеописании грузинского старца Гавриила (1929-1995 гг.) — подвижника и исповедника нашего времени, описан такой случай. К отцу Гавриилу приехали бездетные супруги, с просьбой помолиться о даровании дитя.
Старец благословил их несколько раз отслужить молебен Св Пророку Иоанну Крестителю, через некоторое время женщина узнала, что ждет ребенка. Супруги были уверены, что родится мальчик. Не помня себя от радости, они бросились к отцу Гавриилу за благословением назвать ребенка Гавриилом, в его честь. На что старец ответил:
-Царица Тамара была женщиной и чем она хуже других?
Родилась девочка и благодарные родители нарекли ее Тамарой.

Именины и небесный покровитель

Современная церковь обычно выдает новообращенному христианину Свидетельство о Крещении, в нем указывается дата Крещения, имя небесного покровителя и день именин. В том случае, когда нет свидетельства, и нет возможности узнать в честь какого святого крестили человека, нужно найти по святцам ближайший ко дню рождения день, отмеченный памятью соименного святого. Этого святого и полагается почитать своим покровителем, если никакой уточняющей информации получить невозможно.
Именины принято еще называть днем Ангела. Это простонародное название дня почитания святого покровителя. Ангел Хранитель дается Богом каждому крещеному человеку для защиты и помощи в духовной жизни, но главное — для свидетельства о всех делах человека, совершенных уже в христианском звании. Добрые дела будут оправданием для человека на Божьем суде, но если злых дел окажется намного больше, Ангел будет бессилен помочь своему подопечному.
Святой, в честь которого дается имя — это реальный, земной человек, живший в конкретное историческое время, достигший святости и канонизированный Церковью — то есть причисленный к лику Святых. В некотором смысле — это тоже Ангел, потому что о святых сказано, что они пребывают как Ангелы на небесах,(Мф, 22;30) но это другое лицо.
Чтобы понять, как следует относиться к своему небесному покровителю. можно обратиться к образному толкованию (приведенному выше), митрополита Антония Сурожского. Владыка Антоний говорит, что человек, названный в честь какого-либо святого уподобляется храму в честь этого святого — живому храму. Всей своей жизнью — мыслями, поступками, словами человек призван прославлять это имя, за которым стоит великая личность. Конечно, речь не идет о механическом подражании, но в сложные моменты жизни, в минуты выбора, образ этого святого, с определенными личными характеристиками, может стоять перед мысленным взором как ориентир, как ряд весомых аргументов в пользу тех или иных действий.
Для каждого верующего важно знать жизнеописание своего небесного покровителя, желательно найти в житии святого что-то особенно подходящее в личной жизненной ситуации, что могло бы стать жизненным кредо или, говоря современным языком, внутренней мотивацией в принятии судьбоносных решений.

Молитва небесному покровителю:

«Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

Молитва Ангелу-Хранителю:

«Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!» — торжественно провозглашал духовник именинника и гости весело распевали: — «Многая лета!»

Сегодня в церковных лавках много христианских сувениров, душеполезной литературы, икон и многого другого, можно без труда выбрать подарок на Крестины или ко дню именин, в знак внимания и любви, родному человеку или коллеге по работе. Конечно, в день Ангела будут уместны и любые другие, в том числе, бытовые подарки. Для родственников, именины члена семьи — прежде всего, еще один семейный праздник, а значит радостный повод собраться вместе любящим людям, пообщаться, укрепляя семейные связи.

Поделиться: д крещения.
Крещение – это первое и важнейшее христианское таинство. С точки зрения Церкви, при крещении человек умирает для греховной жизни и возрождается к жизни духовной. Самой важной частью этого церковного ритуала является наречение имени. Считается, что человек входит в воду без имени. В это время священник отгоняет молитвой темные силы, призывает силы Света взять под свою опеку нового христианина и нарекает имя, по которому его будут узнавать на Небесах. Церковь считает, что выбор имени при крещении – это выбор небесного заступника, который будет возносить молитвы Богу за своего подопечного.
Канонический выбор имени при крещении.
До революции 1917 года ребенок традиционно получал имя при крещении, которое совершалось на восьмой день после рождения. Ему давали имя святого, день празднования памяти святого этого дня, которого указывал православный календарь имен. С мальчиками все было ясно – ведь Православная Церковь каждый день вспоминает какого-либо святого. Женских имен в святцах гораздо меньше. Поэтому девочку крестили либо именем-аналогом мужского (Александра, Иоанна), либо выбирали имя святой, день памяти которой был ближайшим после дня рождения. Некоторым женским «гражданским» именам соответствуют церковные , сходные по значению. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника.
Крещение в наши дни.
Со временем правила церковного имянаречения стали менее строгими. Сейчас церковь уже не требует неукоснительного соблюдения традиций. Родителям позволительно выбрать имя новорожденному не сверяясь при этом с православным календарем. А какие имена дают при крещении? Если имя в свидетельстве о рождении не соответствует церковнославянской форме, то при крещении дается созвучное ему имя: Денис – Дионисий, Марта – Марфа, Сергей – Сергий, Иван – Иоанн. В случае, если такого соответствия в святцах нет (Эдуард, Эльвира, Карл), выбирается имя святого, упомянутого в церковном календаре непосредственно после дня рождения человека. Таким образом, ребенок или взрослый получает второе имя при крещении. Иногда бывает, что человек хочет принять имя святого, которого считает близким по духу. И тогда происходит крещение другим именем.
Веками считалось, что у человека должно быть два имени. Крестильное имя зачастую знали только священник и крестные родители. Делалось это, чтобы темные силы не могли причинить вред через освященное «настоящее» имя. В наши дни второе, данное при крещении имя, используется при исполнении церковных обрядов. Знать имя святого необходимо для того, чтобы чтить своего небесного заступника и иметь представление, в какой день отмечаются именины.

  • 20 июл. 2011 г.
  • отец Александр Богдан
  • 11 комментариев

Все очень просто. То имя, которое родители выбрали своему чаду при рождении, пусть оно будет наречено и при крещении. То есть, если супруги хотят назвать своего сына Костей, а дочку Аней, то не нужно изобретать велосипед и придумывать какое-то дополнительное имя.

Есть традиция называть своего ребенка именем какого-нибудь святого или святой. Это о-о-чень хорошая традиция. Только мало кто интересуется, как эта традиция появилась.

Приведу цитату из книги протопресвитера Александра Шмемана «Водою и духом»: «В прошлом имя каждого христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Из этого интуитивного ощущения святости имени развилась традиция давать ребенку имя какого-нибудь святого, т. е. имя, уже «реализованное» как святое каким-либо христианином. Это делалось не просто из стремления обрести небесного покровителя; скорее, традиция эта была плодом живого опыта Церкви как «сообщества святых», уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека».

Получается, что можно сделать и так, и этак. То есть сначала придумать имя, а потом посмотреть, какие святые есть с этим именем, а можно и, наоборот, в честь конкретного святого или святой назвать своего карапузика.

Только вот непонятно, почему многие родители выбор имени своему ребенку приковывают к календарю. Тщательно высматривают, память, каких святых празднуется в день рождения или в день крещения малыша, чтобы только не назвать каким-нибудь «левым» или «неправославным» именем. Это в лучшем случае. А бывает и так, что приходит папаша в храм, которого интересуют чисто имена, нисколько не осознавая, что за каждым именем стоит конкретная личность, которая прославила Бога тем или иным подвигом. Родители выбирают просто понравившееся имя и думают, что сделали все по-православному. А что за святой или святая, в честь которой назвали свое чадо, интересует далеко не многих. Комично также выглядит, когда потом покупают «именную» иконку и даже не посмотрят, что на ней изображен совсем не тот или не та, в честь кого было названо их чадо.

Верующим же родителям, которые понимают, чьи имена печатаются в календаре, можно посоветовать следующее. В день рождения вашего ребенка может праздноваться память только тех святых, имена которых могут совсем не нравиться. Например, я сильно сомневаюсь, что кто-нибудь захочет назвать своего сына Акакием или дочку Пистой. Тут нужно просто напомнить, что выбор имени по календарю является всего лишь традицией, но никак не каноном. Церковным канонам надо следовать, а традиции желательно соблюдать.

Слышал я также еще и такую версию, почему нужно называть детей «по календарю»: «Если назвать именем святого, память которого празднуется в день рождения, то этот святой будет небесным покровителем». С одной стороны все верно. Но с другой давайте разбираться. Почему вашему ребенку должен покровительствовать тот или иной святой? Кто его об этом просит? Никто? Очень плохо, что никто. А вот в утреннем молитвенном правиле есть молитва святому, имя которого носишь. Давайте посмотрим ее: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю…». Понятно, что младенец еще не может «усердно прибегать» к святому, имя которого носит. А что мешает это сделать родителям?…

Однажды перед началом очередного крещения в нашем храме ко мне обратилась мама ребенка и попросила их Леночку покрестить с другим именем и назвала возможные варианты: Вера, Надежда, Любовь или София. Как выяснилось, дочка родилась в день памяти этих святых мучениц, но маме очень хотелось назвать свою малютку Леной. Вот мама и решила, чтобы овцы остались целыми и волки сытыми, в паспорте записать имя Лена, а в Церкви покрестить с «календарным» именем. Я объяснил, что теоретически так сделать можно, но только как это будет выглядеть практически? Дома, в школе, во дворе все будут называть ее Леной, а в Церкви ей надо будет называть на исповеди и на причастии себя другим именем. Самое интересное будет во время венчания, когда соберутся родственники, друзья, которые не будут знать про мамину «аферу» и услышат совсем другое имя. Да и сам жених, если заранее не будет предупрежден, не слабо удивиться, что его обвенчали не с Еленой, а с некой Верой или Надеждой. Все-таки та мама согласилась, чтобы ее дочку покрестили с именем Елена.

Еще одна наша прихожанка рассказала мне, что ее дочка сразу после родов была реанимирована и находилась в крайне тяжелом состоянии. Бабушка не долго думая договорилась со священником, чтобы побыстрее покрестить младенца и назвала имя Феодора, так как был день памяти преподобной. Феодоры. Хотя родители очень хотели назвать ее Анечкой. Девочка осталась жива. Теперь мама, когда приносит свою Анюта к причастию, то называет имя Феодора как и положено. Бабушке, конечно, низкий поклон и огромная благодарность за то, что она не растерялась и обо всем договорилась. Только вот право выбора имени надо было оставить родителям, а не просто поставить их перед фактом.

Непонятно откуда взялась понятие о так называемом тайном имени. Услышать можно следующее: «В древности у христиан были тайные имена, которые они называли только в Церкви, а в миру называл себя другим именем». Лично я ни в одной книге по истории христианства не встречал никакого упоминания о «тайных именах». Мне кажется, что это все-таки некий миф, придуманный непонятно кем и зачем. Но даже, если предположить, что такая практика на самом деле была у первых христиан, то это не значит, что именно так должно быть и в нашем XXI веке.

Совсем по-другому дело обстоит с именами, которых нет в православных святцах. Например, сейчас многие любят называть своих дочек Дианой. Тут некоторые просто дают при крещении созвучное имя, например Дария. Хотя я знаю одного священника, который покрестил девочку именно с именем Диана. Сделал он это не от безграмотности, а просто по рассудительности. Ведь во времена первых христиан, которые тоже крестились, еще не было святцев, они появились позже и не перестают пополняться. Не так давно еще не было в православном календаре имени Виктория, а теперь уже есть. Кто знает, может со временем и имя Диана появится. А пока святой с таким именем нет в нашей Церкви, то можно выбрать небесной покровительницей любую другую небожительницу, например, туже мученицу Дарию.

Есть, однако, имена, с которыми я сомневаюсь, что какой-нибудь священник согласиться покрестить. Это, например, имена, которые придумывали в советское время: Октябрина, Майя, Вилена, Владлен, Мелс и др. Хотя были случаи, когда необразованные священники и с такими именами могли покрестить.

Дорогие родители, какое бы имя вы не придумали своему ребенку, в любом случае при крещении ему будет дан Ангел-хранитель, который станет его покровителем.

В завершении приведем еще одну цитату из книги отца Александра «Водою и Духом»: «Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы. Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности». Соотнося его со Святым Именем Божиим, Церковь показывает, что каждое имя свято, т. е. освящено человеческим именем Самого Христа. Она показывает, что во Христе имя каждого человеческого существа есть имя чада Божия, сотворенного и предназначенного для личного общения с Богом, личного участия в вечном Царстве Божием, а не для растворения в некоей безличной «нирване». Мое имя — это мое «Я», которое Бог творит, обращаясь к нему, как к «Ты», и которое поэтому Он Сам являет как Личность, как Святое Имя, как «Ты» вечной любви и единения. Если для Церкви, для всех ее святых, для всего ее опыта Христос Сам присутствует в Своем имени Иисус, если это Святое Имя есть для нас присутствие, единение, радость, сила, то это происходит потому, что имя есть таинство личности, явление, дар самой ее сущности.

Имя Христа освящает и делает святым мое имя, делает его выражением, таинством моей личности во Христе на веки вечные. И чинопоследование восьмого дня — будучи даром мне моего имени во Христе и в Его Святом Имени — есть, таким образом, дар мне той самой «личностности», сотворенной Богом, которая должна быть восстановлена в крещении и спасена для Царства Божия».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *