Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру — учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
— формирование духовно-нравственных отношений;
— формирование любви к культурному наследию своего народа;
— воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

4.Работа с социумом.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

Реализуемые проекты и программы в ДОУ по патриотическому воспитанию:

Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста «Я — маленький гражданин»

Проект «Моя семья»

Проект «Мой город»

Проект «Мы — славяне»

Проект «Белоствольная красавица»

Методические материалы по работе с родителями

Меропрития, проводимые в детском саду по патриотическому воспитанию

В нашем детском саду прошла поисковая акция

«ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ЖИВА»

Мы собрали материал

о 16 ветеранах и участниках

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

-это наши дедушки и прадедушки-

Теперь у нас в детском саду есть своя

КНИГА ПАМЯТИ

Выставка детских работ «Салют, победа!»
Оформление Уголков памяти в группах

Праздники, посвященые 9 мая

Стало доброй традицией ежегодно проводить в нашем дошкольном учреждении встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, устраивать вечера Памяти.

Международный день защиты детей На праздник были приглашены ветераны ВОВ. В конце мероприятия гости праздника подарили детям небольшие подарки.

После того как президент Владимир Путин объявил патриотизм национальной идеей, регионы и ведомства начали соревноваться друг с другом в умении правильно любить Родину. Практически во всех летних лагерях страны, включая легендарный «Артек», были организованы патриотические смены. Недавно в Калининграде на Всероссийском форуме обсудили структуру создаваемого Российского движения школьников. Решено, что в региональные рабочие группы войдут представители силовых ведомств. О том, насколько действенны такие технологии и как юное поколение относится к патриотизму, «Ленте.ру» рассказала профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко.

«Лента.ру»: Какой он, наш патриотизм?

Омельченко: Мы уже более десяти лет занимаемся исследованиями патриотизма. Совсем недавно патриотизм многие понимали как любовь к малой родине, но сегодня «березки» уходят на второй план. Патриотическое воспитание в контексте государственной политики все больше приобретает милитаристские оттенки — когда патриотизм конструируется не только и не столько как личное чувство, а как долг, обязанность. Иначе говоря, истинный патриот должен быть готов в случае необходимости бороться с врагами и защищать Отечество с оружием в руках.

В какой момент любовь к березкам и родному пепелищу стала трансформироваться в милитаризм?

В определенной степени милитаризм — вернее, его версии — в школьных программах патриотического воспитания присутствовали всегда, но ненавязчиво. Наиболее четко это стало проявляться в последние три года — в связи с украинскими событиями и Крымом. Нужна была массовая поддержка этих задач, идеологическая подушка. И тогда это сработало. Но в последнее время в молодежной среде несколько изменилось отношение к ура-патриотизму.

В чем это выражается?

Появилось определенное разочарование. Раскол, который произошел во многих молодежных группах и в семьях у молодых людей, после Крыма никуда не ушел. Не то чтобы он усилился, но происходит какое-то дробление в самых разных молодежных средах и компаниях. То есть абсолютного, единого патриотического порыва не существует.

Но последние соцопросы говорят нам, что патриотизма с каждым днем становится все больше.

Это миф. Соцопросы об усилении патриотизма подвергаются серьезной профессиональной критике. Я как социолог могу сказать, что ответ зависит от того, в какой форме задается вопрос. От конкретной ситуации, от политической атмосферы. Обычное анкетирование просто фиксирует внешние проявления, некие сиюминутные реакции респондентов, а не копает глубоко. Люди часто хотят присоединиться к большинству, чтобы не выглядеть маргиналами. Но если более серьезно исследовать проблему патриотизма — видно, что среди молодежи существуют самые разные мнения.

Молодежь не готова взять в руки ружье, если понадобится?

Мы не можем говорить про всю молодежь. Это не монолит. С одной стороны, мы видим в обществе рост энтузиазма в отношении воинской службы. Часто это используется в репортажах полупропагандистского характера. Но рост популярности службы в армии или в силовых структурах может быть связан с разными вещами: сложностями на рынке труда, доступностью образования, с местом жительства человека. Взгляды тех, кто живет в глубинке, могут значительно отличаться от мнений жителей крупных городов. Но если мы возьмем средний класс или студенчество, то увидим, что там идеи жертвенности непопулярны. Особенно в столицах — в Москве и в Санкт-Петербурге. Молодежь там тоже говорит о необходимости воевать и сражаться за родину, но это скорее слоганы, риторические ходы, за которыми не всегда стоит реальная готовность.

Значит, государство ошибочно делает ставку на военный патриотизм?

Нет. Это продуманная политика, и в определенных кругах она имеет успех. Но, на мой взгляд, патриотизм милитаристского типа не может стать национальной идеей. Он просто не соберет под своими лозунгами большинство.

А кого соберет?

Наверное, молодежь с недостаточным уровнем образования, а также социальные слои, в той или иной степени лишенные возможности получить иной статус в бизнесе, образовании, культурном пространстве. Для них демонстрация подобного патриотизма — своего рода социальный лифт.

Допустим, для государства патриотизм — это готовность отдать жизнь за родину. Но как большинство граждан понимают это слово?

Можно говорить о достаточно широком распространении патриотизма имперского толка: гордость за свою страну, ее размеры, природные богатства, за историю. Но это не просто радость, что ты здесь живешь, а ощущение, что у тебя есть некие преимущества — особенно перед маленькими, «молодыми» государствами.

Если люди гордятся страной — значит, они всем довольны?

Не обязательно. Человек может испытывать патриотическую гордость за Россию, обучаясь в Оксфордском университете. В начале 2000-х годов мы проводили исследование о том, как наша молодежь относится к Западу. По итогам у нас тогда вышла книга об обиженном патриотизме.

Что это значит?

Это когда крайне важно несмотря ни на что защищать образ своей родины. Многие тогда получили возможность поехать за границу, во всех компаниях появились те, кто был там — как турист или на учебе. Открылся мощный поток информации, в том числе американское кино, телепроекты, как, например, MTV и телемосты, начали открываться интернет-кафе и т.д. И транслируемая картина сильно била по самовосприятию, самоуважению молодых россиян. Выстроилась целая защитная схема: тут у нас, конечно, не очень, зато у нас самое лучшее образование, зато мы умеем правильно отдыхать, зато русские душевные и гостеприимные, зато мы улыбаемся искренне, а не фальшивим, как американцы. И этот обиженный патриотизм никак не мешал выбирать западные культурные продукты — американское кино, английскую рок-музыку, скандинавский «металл» и т.д.

Сейчас активно пропагандируется негативное отношение к Западу. В молодежной среде это дает свои плоды?

Это тоже непростой вопрос. В отношении к Европе, Америке проявляется определенная двойственность. Для многих молодых как бы существуют два параллельных мира. Они могут испытывать определенные негативные чувства, например, к Америке, и в то же время с удовольствием смотреть американские фильмы. Могут критиковать Англию, но усердно учить английский, чтобы читать и смотреть сериалы в оригинале, с удовольствием и с интересом общаться с американскими друзьями. Мечтают уехать учиться за границу, работать там. Но здесь, конечно, большую роль играет география — у провинциальной молодежи антизападный настрой сильнее.

То есть критика Запада и его ценностей для многих — просто игра?

Конечно. Это очень интересный процесс. Мы пытаемся следить за тем, как молодые люди совмещают в себе противоположные по смыслу и ценностям понятия. Часто сталкиваемся с тем, что у молодого человека, настроенного ксенофобски, есть близкий друг, например, из Армении. Или демонстрируемая гомофобия не мешает кому-то чувствовать себя комфортно в обществе представителей сексуальных меньшинств. Близкий мир человека и мифический медийный существуют параллельно.

Это двоемыслие похоже на то, что наблюдалось в советское время?

В советское время двоемыслие было укоренено в нескольких поколениях. Советский человек понимал, что существуют два мира — со своими словами, ритуалами, правилами. И люди искренне верили и в тот, и в другой мир, существовали в них относительно комфортно. Человек мог на комсомольском собрании от всей души кого-то критиковать за аморальное поведение, а после идти к любовнице. И эти параллельные пространства не соприкасались. Сегодня эти миры только формируются. Современный двойной мир — это скорее демонстрация лояльности. Риторика, не всегда подкрепляемая конкретными действиями.

Ассоциирует ли молодежь патриотизм, любовь к родине с государственной политикой?

Нет. Очень часто нам отвечали в интервью: «Я люблю Россию, но ненавижу государство». Здесь срабатывает низкий уровень доверия (кстати, не только среди молодежи) к государственным институтам. Однако вне конкуренции по-прежнему остается доверие к президенту Путину, это отдельный феномен.

Зачем государству такой патриотизм?

В любом государстве развитие патриотических программ — важная составляющая формирования национальной идентичности. Поддержка патриотических чувств важна для сохранения государственного суверенитета, целостности, сохранности государственных границ. Как говорил один французский социальный ученый, патриотизм нужен был для того, чтобы из крестьян сделать французов. Другое дело — какие при этом используются приемы. С патриотизмом в рамках молодежной политики нужно обращаться очень аккуратно. Преувеличенная имперская гордость формирует высокий уровень ксенофобии. Но люди все равно будут активно перемещаться по миру, это современные реалии. Поэтому конфронтация межэтнических отношений не только нежелательна, но и крайне опасна. Когда патриотизм превращается почти в религию и не дополнен критическим отношением к прошлому, в том числе к войне, это чревато.

По-другому не умеют…

Мне кажется, у нас сейчас в этом отношении определенный перебор: патриотизм начинают включать в школьные и вузовские программы, начинают переписывать и чистить списки для чтения обязательной литературы, цензурировать спектакли. Опасно делить нацию на патриотов и непатриотов, или еще больше — истинных патриотов и неистинных. В советское время доходило до того, что люди могли получить срок за отсутствие патриотизма. Мы знаем, к чему это привело.

УДК 301+304.4+316.6

РОЛЬ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

© Светлана Валерьевна ГУЗЕНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: dialog-lana@yandex.ru

Затрагиваются ключевые проблемы и аспекты патриотического воспитания подрастающего поколения в семье. Обращаясь к наследию русского философа И.А. Ильина, на конкретных примерах раскрываются особые возможности семьи, принимающей родительское воспитание растущего человека как осознанное духовное призвание, когда патриотическая компонента становится естественным атрибутом ежедневных практик семейного воспитания. Его системное поле составляет: отношение ребенка к семье, самым близким людям, прошлому народа, родной истории; постижение пространства родной культуры через народную сказку, песню, игрушку; любовь к своему городу; изучение родословной; родительский пример. Обобщая данные региональных социологических исследований, отмечается, что, несмотря на ведущую роль семьи как специфической формы передачи социального опыта, исторической памяти и культурных традиций, две ветви российского образования (семейное и общественное) должны осуществлять функцию патриотического воспитания детей и молодежи в единстве, поскольку цели семейного воспитания и конкретные задачи патриотического воспитания ребенка пока не осознаются родителями в большинстве российских семей.

Ключевые слова: семья; патриотизм; личность; молодежь; Родина.

Патриотическое сознание современного молодого человека формируется на основе рефлексии исторических, социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране и обществе, интериориза-ции патриотических ценностей и представлений в процессе социализации. Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения — важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными в образе жизни семьи и, даже еще не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.

В наследии русского философа И.А. Ильина рассматривается понятие духовного призвания семьи, в котором он выделяет два аспекта: социальный и индивидуальный.

Социальный аспект духовного призвания выражается в восприятии, поддержке и передаче семьей из поколения в поколение духовно-религиозной и национальной отечественной традиции. В семье формируется гражданская позиция, культура национального и

патриотического чувства. Истинный гражданин и сын своей родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности и совестливости, где взаимная любовь превращает долг в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству. В семье ребенок учится любить, а по любви — страдать, терпеть, жертвовать, забывая о себе, и служить близким. В духовно-здоровой семье душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. Семья для ребенка -первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. И.А. Ильин пишет о том, что «в этом умягченном, любовном настроении детская душа прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа» .

Индивидуальный аспект духовного призвания семьи заключается в том, что только она во всей полноте может дать ребенку самое главное и существенное в его жизни — открыть путь к любви, внутренней свободе, совести, вере, верности, самостоятельности — ко

всему, что составляет, по мнению И.А. Ильина, источник личного духовного характера.

Формулируя задачи семейного воспитания, И.А. Ильин выделяет, как главное, необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», а из этих двух основ, как пишет философ, вырастает личный характер, прочное счастье человека и общественное благополучие. И.А. Ильин говорит о том, что родители, которые приняли эту задачу и творчески решили ее, «осуществили свое духовное призвание; оправдали свою взаимную любовь; укрепили, обогатили жизнь своего народа». Так, социальная составляющая духовного призвания семьи реализуется через осуществление родителями задачи развития личных духовных сил ребенка посредством его духовно-нравственного воспитания, содействие формированию ценностно-смысловой сферы личности растущего человека .

Большое влияние на детей оказывают и конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни: бережное отношение к семейному альбому, любовь к книгам, театру, кино, музыке. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России — это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать доброе дело, выступить против зла и насилия — тоже патриотизм .

Уважение в семье достоинства ребенка, отказ от командных форм общения с ним -важные условия воспитания гражданственности. Гражданин — нравственно свободная личность, т. е. ее поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле; но убеждать, увлекать детей полезными делами — важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на

сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи об общности гражданских интересов и устремлений, единой Родины, родного народа.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастет в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения — бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей — специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя страны, закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно предать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая, больная, не имеет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Отметим также, что в нравственно-патриотическом семейном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Противоречие отцов и детей характерно для любого общества, поэтому его можно назвать вечным . Однако необходимо отметить, что в последнее время отношения между старшим поколением и младшим значительно ухудшились. Будущее сегодня настолько неизвестно, что нормы и правила старшего поколения не подходят для младшего и не дают возможности реализовать себя.

В нынешней культуре существует множество инноваций, они в свою очередь постоянно реформируют культурную традицию, при этом затрудняя процесс социализации и приспособления человека к быстро меняющимся условиям и требованиям жизни. Молодое поколение отрицает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет свою картину мира общепринятой. Сознание молодых людей направлено на выживание, а это влияет на то, как они воспринимают пожилых людей. Именно поэтому очень важное место в проблеме межпоколенных взаимоотношений занимает семья, в которой сегодня существует проблема снижения воспитательной функции. Причиной отсутствия взаимопонимания становится объективное различие, связанное с новыми социальными условиями, к которым молодой человек вынужден приспосабливаться сам. Для эффективного взаимодействия поколений стоит пересмотреть взгляды на старость в семье в лучшую сторону. Разрыв между поколениями действует на все возрастные группы. Замечено, что индивидуальное общение между поколениями положительно сказывается на отношении к старости и к проблемам пожилых людей, что дает возможность обратить более пристальное внимание на духовный мир этой социальной группы и включить ценностные ориентиры старшего поколения в аксиологическое поле подрастающего. Известный советский педагог В.А. Сухомлин-ский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред» .

Воспитывая у детей любовь к своему городу, родителям, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех: учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Важнейшим компонентом патриотического воспитания в семье становится освоение пространства родной культуры через сказку, игрушку, песню. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с фольклором, народными промыслами края, народными умельцами. Только в семье закладываются основания духовной культуры личности, а значит — этнической идентичности, именно в семье формируется этнофор -носитель этнического, а позднее — национального самосознания .

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

Обретение своей этнической идентичности, социального «Я» приходит к человеку с первыми сказками уже в детстве, которые необходимо сохранить в своем сердце и пронести через всю жизнь. Россия / Русь — олицетворяет собой женское начало. При этом

женские образы в славянских мифах и сказках довольно разнообразны (вспомним, Мо-кошь / Макошь, Ладу, Бабу-ягу или Царевну-лягушку). Все эти образы сами по себе не однозначны, являя собой непостижимость, сложность славянской души.

Через сказку, песню и народную мудрость благодаря родителям постигаются основы менталитета и гендерной идентификации в соответствии с культурой и менталитетом своего народа. Впервые ребенок встречает сказочных героев в волшебных сказках и на их примерах узнает, как должен поступать положительный герой, что есть добро и зло, что есть красота. Социокультурная идентичность и духовное становление растущего человека обретается посредством мифа (не является исключением и славянская мифология), который постепенно, расширяя свои рамки, формирует сознание личности, мягко и при помощи увлекательного повествования предлагая человеку свою систему координат .

В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Положительным героем в русской сказке может быть как и простой крестьянин, так и царевич. Богатырь — один из наиболее распространенных положительных героев русских народных сказок. Богатыря отличают такие положительные качества, как стойкость, мужество, добродушие, недюжинная физическая сила. Иван-царевич -один из самых популярных сказочных персонажей, олицетворяющий собой благородство и добрые душевные качества. По сюжету сказок Иван очень часто не знает о своем происхождении, но, благодаря проявленному геройству, получает не только царство, но и царскую дочь в жены.

Русская сказка знакомит ребенка впервые с многообразием гендерных композиций в традиционной русской культуре: когда не только прекрасной, но Премудрой; не только хрупкой, но и Богатыршей — может быть русская женщина. Такие образы помогают ребенку осознать и собственную принадлежность к родной культуре, «примерить» такую роль на себя, полюбить героиню (героя), сопереживать им, усвоить поведенческие образцы своего народа через сказку. Россия во все времена была плодородной и благодатной. Если вспомнить образ Руси весной, то она, действительно, преображается в невесту —

становится юной, яркой, благоуханной, желанной. Не случайно весенние образы России многообразно воспеты в художественном творчестве (поэзии, литературе, живописи, музыке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Память о национальных традициях сохраняет и русская народная игрушка, она становится ребенку первым рассказчиком о Родине, а потому — другом и учителем. В русском народном творчестве известны куклы («пеленашка», «московка», «гремотуха», «столбушка» и др.), а также игрушки определенной местности, бережно передающие уклад, ремесло и образ мира (систему представлений) определенной местности России (дымковская и каргопольская игрушка, Гжель, филимоновская игрушка, Палех, хлудневская игрушка, богородская игрушка). Знакомство с промыслами закладывает в ребенке понимание того, что народная игрушка — это не только предмет для забавы, она есть самое прямое желание утверждения бытия Родины, неискоренимости ее образа, настойчивая попытка его фиксации и констатации вневременного, вечного, сакрального его значения . Включение личности в традиции своего народа, использование традиционной культуры как средства организации личностного бытия — гарантия развития полноценного члена общества, становления свободной не от нравственных критериев оценки личности, а свободного в формах творческого выражения заложенных природных качеств человека, соединяющих его с жизнью мира и выводящих в сородственном единстве с жизнью других людей.

Родная культура, помимо включения в себя системы духовных ценностей и идей, реально-значимых для сообщества психических состояний конкретных условий формирования личности, служит также предусловием преодоления аксиологического разрыва — непонимания старшим поколением системы ценностей и образа жизни молодого поколения, а молодежью — как можно жить «по-старому» . Аксиологический разрыв проявляет себя очень остро, т. к. слишком быстро меняются условия существования, но, в любом случае, базовые ценности и нормы не должны меняться, иначе наступит хаос, аномия, распад нации. Однако духовные ценности и традиции, усвоенные в семье, выступают барьером такому процессу:

постигая пространство родной культуры, в первую очередь, мы ощущаем себя частью своей семьи, а далее — единого народа.

Отношение к прошлому народа, к его истории и культуре — важный показатель отношения к своей Родине в целом. Именно в истории многие общественные деятели, мыслители находили образы, олицетворявшие собой национальную идею. Это особенно прослеживается в наследии русской классической литературы, любовь к которой родители могут прививать детям с детства. Русские поэты и писатели XIX в. прекрасно отразили свои представления о Родине в своем великом творчестве. Особое отражение тема Родины получила в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, А.А. Блока, С.А. Есенина. В их поэтических произведениях мы видим национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу родного края.

Необходимо отметить, что в настоящее время в России наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства .

Анализ вторичных социологических данных по настоящей проблеме показывает, что отношение к Родине формируется у ребенка уже в раннем детстве, образ Родины ясно присутствует в сознании дошкольников . Однако современные родители во многом не имеют четких представлений о том, как именно они могут закладывать такие духовные основания, на каких примерах стоит прививать ребенку любовь к своей стране и зачем, в принципе, это делать; многие родители в процессе воспитания решают сиюминутные задачи, порожденные конкретной жизненной ситуацией.

Опрос, проведенный в 2010-2011 гг. свердловскими социологами, выявил затруднения родителей в формулировке целей семейного воспитания, «в этой связи отказ от формирования таких важных для семьи и общества качеств человека, как умение заботиться о других людях, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, чувство долга, ведет к тому, что у родителей исчезает смысл ежедневного целенаправленного воздействия на сознание и поведение ребенка» .

Весьма важным уточнением является тот факт, что современным российским родителям «стало сложнее вырабатывать эстетические представления о прекрасном и безобразном, низменном и возвышенном, поскольку они утверждаются в сознании ребенка в процессе постоянного умственного и физического труда, направленного на сохранение и творение красоты собственного жилища, отношений с близкими людьми. Без создания в семье соответствующего новым реалиям трудового воспитания не могут быть решены задачи нравственного, эстетического развития подрастающего поколения, соответствующего требованиям нашего времени. Такая проблема решается крайне медленно, и не следует ожидать в ближайшем будущем сокращения доли тех молодых людей, которым безразлично свое будущее, состояние здоровья, качество жизни. …Глубинные интервью показали, что подавляющее большинство респондентов не имеют представления «об особых механизмах выработки у детей не только навыков самоорганизации, но и таких качеств, как гордость за достижения в освоении требований культуры, стыда, совести, долга, ответственности, мужественности, уверенности в себе, умения проявлять любовь к природе, разным людям» .

Поскольку патриотизм в молодежной среде сегодня воспринимается неоднозначно (входит в систему ценностей, но при этом не является значимой и определяющей для большинства молодежи), а роль семьи в патриотическом воспитании ребенка не осознается самими родителями, роль общественного воспитания в формировании патриотического сознания молодежи не может быть нивелирована или сведена к вторичной. Таким образом, две ветви российского образования (семейное и общественное) в лице всех соци-

альных институтов на современном этапе должны действовать в единстве с целью полноценной реализации функции формирования патриотического самосознания подрастающего поколения россиян.

1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

4. Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль. 2002. № 5. С. 76-85.

6. Гузенина С.В. Образ Родины как предмет научного анализа: монография. Белгород, 2013.

9. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2006.

10. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб., 1999.

1. Il’in I.A. Put’ dukhovnogo obnovleniya // Il’in I.A. Put’ k ochevidnosti. M., 1993.

4. Malakhov V.A. Tsennost’ kak kategoriya kul’tury // Filosofskaya mysl’. 2002. № 5. S. 76-85.

6. Guzenina S.V. Obraz Rodiny kak predmet nauchnogo analiza: monografiya. Belgorod,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014. S. 100-107.

9. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva. M., 2006.

10. Maslou A. Motivatsiya i lichnost’ / per. s angl. A.M. Tatlybaevoy. SPb., 1999.

Поступила в редакцию 4.03.2015 г.

BecTHHK Try, BtmycK 1 (1), 2015

UDC 301+304.4+316.6

ROLE OF FAMILY IS IN PATRIOTIC EDUCATION OF PERSONALITY

«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» В. Г. Белинский.

I. Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде? А кто из мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности, «русскому национальному характеру» понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма. В. Розанов писал: «…болит душа за Россию… болит за её нигилизм. Если «да» (т.е. нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной» – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть… Вот где зажата душа. Но как «нигилизм» пройдет, когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится первостепенной задачей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис-это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика госдарства.»

Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле ….. родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов, которые бы смогли объяснить этот феномен.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства «с молоком матери”.

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

– создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

II. Содержание военно-патриотического воспитания

Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

– гражданственность;

– общенациональное в государственном масштабе;

– приоритет общественно-государственных интересов над личными;

– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

– патриотизм, преданность своему Отечеству;

– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;

– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором создания современного общества.

Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

III. Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской молодежи.

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

  • научность;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность,
  • преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.

Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма.

Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не от­дельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем музея:

  1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.
  2. Охраняют памятники истории родного города, школы.
  3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся .

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об учителях и выпускниках школы – участниках локальных войн.

Члены Музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, заполняют учетные карточки на каждого ветерана, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн, для учащихся 9 и 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: «Учителя и выпускники нашей школы – защитники Отечества”; «Их именами названы улицы города”; и др.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Особо стоит отметить направление «Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, парад знаменных групп, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии, акция «Письмо в прошлое» и безусловно классные часы и тематические экскурсионные дни. Все это в той или иной форме форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватели ОБЖ, учителя физического воспитания, учитель музыки, учителя истории.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы и операция «Память” (возложение цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте «Нам мир завещано беречь”, и концерт 9 Мая. Это и участие в конкурсе сочинений «Растим патриотов России”, это и презентация «Их именами названы улицы и школы нашего города”, конкурс макетов и рисунков ко Дню Победы о ветеранах педагогического труда, тружениках тыла. Кроме гуманитарных кружков и спортивных секций, ребята допризывного возраста посещают различные, как школьные, так и городские кружки технической направленности, военно-спортивные и военно-патриотические клубы и объединения.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Презентации к уроку:

  1. Промышленности СССР (Приложение 1)
  2. Пионеры-герои (Приложение 2)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *