Как стать святым?

Сергей Чекалин

                        "Я задумался сделаться святым и стал молиться богу.
                        За сарайчиком, где начинался наш огород,
                        высокий тын отделял двор от улицы —
                        уютное место, никто не видит. И здесь я
                        подолгу молился, глядя на небо…"
                                 И.Е.Репин. Из книги "Далёкое близкое"

      Как мы знаем, Репин не сделался святым. И слава Богу! Зато он сделался великим художником. И ещё нельзя сказать, что было бы лучше для нас: его постное лицо в обрамлении не менее постного нимба, в подобающих местах, куда ходят молиться, или его произведения в других подобающих местах, куда ходят для другого духовного общения.

      «Юноше, обдумывающему житьё, решающему — сделать бы жизнь с кого,  скажу не задумываясь —  «Делай её с товарища Дзержинского».

      Это совет В.В.Маяковского, данный им в поэме «Хорошо!» Но к святости это не имеет никакого отношения, скорее, наоборот. Я попробую найти советы, как стать святым, в наше не очень святое время. Это, конечно, довольно сложно будет осуществить, но, эта овчинка стоит выделки, потому что дело это для твоей же вечности. Значит, можно и постараться. Надо просто пробежаться назад, в историю, разыскать в ней такие действия, которые приводили к святству. Для этого можно воспользоваться беспрекословно точными историческими сведениями, приведёнными в «Житиях святых». Кто бы возражал?! Способов этих окажется очень много, это и хорошо, есть из чего выбирать, ориентируясь на свои возможности и способности.

      Способ 1-й. Стать Апостолом, как, например, Пётр, Павел, Иоанн, Иуда и другие, иже с ними. Не годится, поезд уже ушёл.

      Способ 2-й. Стать евангелистом, как, например, Марк, Матфей, Иоанн, Лука. Тоже не годится, тоже поезд ушёл, эти места уже заняты и бесповоротно.

      Нет, это всё не наши святые, не российские просиявшие. Я посоветую поближе к нашим соотечественникам. Но я не буду советовать стать святым по деяниям царей или священнослужителей, для многих нас такое состояние вообще невозможно. Обратимся к сравнительно простым людям и их деяниям.

      Способ 3-й. По примеру преподобного Антония из местечка Любеча под Черниговом, а также Феодосия из города Василева, что близ Киева, постриженного Никоном. Найди себе место уединённое, выкопай пещерку, молись почаще и усердно трудись, не давай себе ни днём, ни ночью покоя, питайся через день сухим хлебом, даже в меру пей воду, зелень (отварную) вкушай без масла, одежду носи ветхую и рваную, а под ней колючую власяницу, для сна не ложись, а спи сидя, почаще плач и бей земные поклоны, будь заступником бедных, обижаемых и притесняемых. Если чего не будет тебе доставать из насущного (хлеба, других припасов для трапезы и раздачи бедным и обиженным, из одежды чего-нибудь), не ищи, а молись Богу и жди, когда это всё у тебя появится.

      Способ 4-й.

Как стать Святым?

Примерно подобный способу 3. Стань затворником, как преподобный Исаакий, бывший богатый купец из Торопца. Ну, положим, нам трудно стать богатыми купцами, чтобы сравниться с Исаакием. Но это совершенно не обязательно, поскольку чем-то и мы владеем, что перед затворничеством надо будет раздать бедным и несчастным. Исаакий пришёл в затворничество в пещеру к Антонию, о котором речь была выше. Поэтому, делай как Исаакий: одень на голое тело власяницу, а сверху накройся сырой козлиной кожей, которая на тебе высохнет и обнимет так, что станет очень колко от власяницы, заберись в тесную каморку, чтобы в ней невозможно было протянуть ноги, но всё равно на бок спать не ложись, спи только сидя, как сможешь, да и то недолго, с вечера до полуночи кланяйся и пой псалмы. Питайся просфорами через день, воду пей, но понемногу. Так проведи хотя бы семь лет, как Исаакий. А после этого испытания, не снимая власяницу, обуйся в протоптанную обувь, также и зимой, не переобувайся, а ходи в рваной обуви, чтобы ноги примерзали к земле, в церковь приходи раньше всех и стой неподвижно, а по окончании службы уходи из неё позже всех.

      Способ 5-й. По аналогии с преподобным Никитой из Переяславля, чудотворцем,  святыми Кириллом и Симеоном Столпниками. Сядь нагим, как Никита, в тростниковом болоте и предоставь тело твоё комарам и мошкам. Потом надень на себя тяжёлые вериги, на голову напяль каменную шапку, затворись на столпе и молись, не переставая, о своих тяжких грехах. Душа твоя тем самым очистится перед Богом и удостоится благодати, а у людей – святости.

      Способ 6-й. Выбери себе в глухом лесу дуплистое дерево, с дуплом аршина в четыре по окружности, питайся года три-четыре травой и кореньями, как и задумал это Господь с сотворения мира, не разговаривай даже с собой, а безмолвно очищай свой ум духовным созерцанием. Потом построй себе хижину, примерно такую же тесную, как и дупло, и проводи в ней свою жизнь в молитве и бдении. По пять дней в неделю ничего не ешь и не пей, а в субботу и воскресенье пей совсем немного воды и закусывай небольшим куском хлеба. Благодать Божия вскорости не замедлит явиться к тебе, прозвучав звоном колоколов и вспыхнув божественным светом.

      Способ 7-й (последний, думаю, что пора на этом закругляться, поскольку принцип получения святости очень понятен). Он во многом отличается от предыдущих способов. Найди себе компанию единомышленников. Вместе отыщите какого-нибудь богоотступника, еретика. С этим делом сейчас очень просто, поскольку, можно сказать, что любого хватай с улицы. Закрепите на нём табличку с надписью: «Он сатана и воин сатаны», посадите его на верх автомобиля, закрепите там, чтобы не свалился, и возите по улицам селений и городов. Лучше городов, а ещё лучше – Москвы, по её пробкам. А то и засадите этого еретика в погреб, чтобы он не мог выбраться из него, а то и отрежьте этому богоотступнику язык, чтобы он не мог больше богохульничать. Но самое действенное – сожгите его заживо, заказав для этого железную клетку у предпринимателя, который занимается художественной ковкой. Тут уж наверняка больше этот богоотступник и еретик не сможет охмурять народ своими действиями. Ведь из заточения он может и освободиться или кто-то может его освободить, может и без языка к народу обращаться, сейчас, ведь, неграмотного не сыщешь. А уж пепел, давно известно, ничем таким себя не проявлял. И тогда на тебя, а то и на твоих товарищей единомышленников, свалится Божья благодать, как, в своё время, немногим более пятисот лет назад, рухнула она на потом ставших преподобными Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского.
 
      Эти варианты не являются окончательными, можно разыскать и другие, Христа ради уродливые.

 

© Copyright: Сергей Чекалин, 2016
Свидетельство о публикации №216041501419

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Чекалин

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Сергей Чекалин

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно вспоминает всех святых в земле Русской просиявших. Чтобы вникнуть в их призвание, в их жизненный подвиг очень полезно для каждого верующего человека вспомнить о том, что такое святость, как человек становится святым и почему он им становится. И чтобы это понять, необходимо, в первую очередь, отринуть от себя ложные понимания святости, которые бывают распространены даже среди церковных людей.

Во-первых, святость это не есть некая привилегия или некая отличительная особенность человека, которая делает его чем-то выше, чем все остальные люди. Достаточно посмотреть на жизнь любого святого и увидеть, что не было среди людей, сподобившихся святости, тех, у которых было бы высокопоставленное положение, кто был бы свободен от несчастий, болезней, скорбей, предательств – словом, от тех горестей и страданий, которые случаются в жизни каждого обычного человека. А если заглянуть в житие святых, то можем увидеть, что у них страданий и горя было, может, даже больше. Только святые, чтобы приблизиться к Богу, добровольно шли на эти лишения и скорби.

Святость не дает никакой выгоды в этой жизни, напротив, она призывает человека к большей ответственности. О святом человеке в Священном Писании встречается выражение, что этот человек «ходит пред Богом». Это меткое выражение полнее всего характеризует человека, стремящегося к Богу. Ходить пред Богом значит каждое мгновение своей жизни ощущать, будто находишься пред глазами Божиими. Ничто в жизни такого человека не скрыто от Бога, а, следовательно, каждую секунду его совесть очень обостренно воспринимает его поступки и слова. Она зовёт стать, как можно чище пред Богом, как можно больше отринуть от себя всё то, что загрязняет душу, потому что оно мешает общаться с Богом. Поэтому святость — это большая ответственность.

Но мнение, что ответственность эта доступна только для особо избранных, для тех людей, которые избраны для этого самим Богом, «а нам уж как-нибудь бы прожить, нам не до святости», .ложно. Господь это убеждение напрямую опровергает в Своём Писании. Каждому, кто крестился во имя Его, каждому, кто стал христианином, Господь говорит: «Будьте святы, как Я свят». Святость это не есть некий талант, некое дарование, которое Господь даёт только избранным. Святость — это призвание прикоснуться к истинной Святости, которой обладает только Господь. Каждый человек свят только в той мере, в которой к этой святости Божией прикасается. Именно поэтому Церковь перед тем, как все стоящие в храме будут причащаться Святых Христовых Таин, возглашает устами священника: «Святая — святым». Дары, освящённые на престоле, назначены людям, которые прикоснутся к Святости и от этого станут святыми. Таким образом, мы святы не от того, что чем-то одарены, чем-то богаты, нет, мы все бедны, скудны, и ничего в нас доброго и хорошего нет, одна разруха. Мы святы лишь в той мере, в которой можем прикоснуться к святости Божией.

Это утверждение Церкви известно очень многим. Но лукавая совесть человеческая часто затемняет другую сторону этого утверждения: о том, что не только я призван к святости, но и каждый христианин. А это значит, что к каждому живущему человеку нужно относиться с таким же благоговением, с таким же почтением, с таким же добрым и кротким чувством, как и к Богу.

Можно ли стать святым?

Именно эта мысль руководствовала святыми, когда они относились к любому человеку с трепетом. Даже к грешнику, даже к убийце, даже к тому, кто нарушает, попирает и плюёт на Божии заповеди — даже к ним святые люди относились с кротостью, с жалением и с любовью. Преподобный Серафим Саровский к разбойникам, которые избили его почти до смерти, относился с такой любовью, с таким прощением, что эти отморозки превратились в настоящих людей. Любовь и прощение святого Серафима вернули их к жизни, подарили им веру в то, что есть смысл в этой жизни, и этот смысл — любовь.

Это качество святого человека зовётся кротостью. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», — звучит одна из заповедей блаженства. Наследуют землю значит пользуется самым большим достоинством, авторитетом. Вопреки современным распространяемым представлениям о том, кто в жизни правит, самой подлинной властью – душами, умами и сердцами людей, обладают люди кроткие.

Самый близкий пример среди наших русских святых, которым я хотел бы поделиться, это пример последних царей династии Романовых. По милости Божией я недавно вернулся из города Екатеринбурга, где был в монастыре Ганиной Яме и где буквально сердцем пережил то, что испытала семья нашего последнего российского царя в своей страстотерпческой кончине. Как рассказывала экскурсовод, те люди, которые были приближены к царской семье, с удивлением отзывались о том, что не встречали в своей жизни больше такой семьи, где никогда не было ссор, где дети никогда не прекословили родителям. Об этом удивительном и уникальном случае свидетельствовали все люди, которые знали царскую семью. Удивительна любовь царицы Александры Федоровны к мужу, которая выражена в её дневниках, удивительно целомудренное, чистое отношение к детям, удивительны внутрисемейные отношения, которые покоились и основывались на вере, чистоте и очень большом благородстве этих людей.

Для того, чтобы сторожить царскую семью в доме Ипатьевых в Екатеринбурге специально подбирались бывшие уголовники, не имеющие ни стыда, ни совести. Эти бывшие люди издевательски относились к царю, царице и великим княжнам: Ольге, Марии, Татьяне, Анастасии. Этих чистых девушек они порочили своим словами и издевательствами, провожали их даже до уборной комнаты, высматривали их.

Что пришлось перенести царю Николаю и его жене, когда при их общей трапезе эти выродки стояли рядом и каждый кусок хлеба сопровождали издевательским словом? Что пришлось ему перенести, когда ещё недавно он имел власть просто уничтожить этих людей, а сейчас они захватили власть и при нём унижали самых дорогих людей: его жену, его детей? Представьте, что происходило в душе царя Николая! И он не сказал ни слова. Кротостью своей, своей молитвой об этих людях, он, его жена и его дети совершили чудо – в этих выродках что-то проснулось. Начальники выбрали сторожить царскую семью самых беспринципных, самых безнравственных людей, и вдруг эти выродки стали хорошо относиться к царской семье! Раньше они не позволяли им даже гулять, а теперь, на протяжении года, они стали позволять монахиням Ипатьевского монастыря приносить им пищу.

Вот, что произвела кротость царской семьи. Начальники же по этой причине были вынуждены перед самым расстрелом царской семьи полностью поменять их охрану и нанять других, не знавших их и готовых хладнокровно и без зазрения совести расстрелять даже детей.

Вот что делает кротость. Даже тогда, когда ты чувствуешь несправедливость, даже когда тебе в лицо, буквальным образом, плюют, человек, считающий себя христианином, не должен воздавать злом за зло, не должен следовать закону «око за око, зуб за зуб». Потому что кротость составляет такую силу, которая способна не только душу человеческую перевернуть, но и весь мир. Царские страстотерпцы стали самыми первыми русскими святыми, ходатаями о нас пред Богом, которые, как мы надеемся, молятся о прощении и наших грехов, и о том, чтобы и мы научились их кротости, благородству и их любви ко Христу.

Настоятель Воскресенского храма иерей Дионисий Мелентьев

Социальные кнопки для Joomla

Как стать Святым?

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *