В июле месяце этого года произойдет канонизация афонского старца Иоанна Вышенского. Кто может стать святым, какие критерии для канонизации и как познать святость, отвечает архимандрит Тихон (Софийчук), председатель комиссии по канонизации Киевской епархии.

– Отче, как канонизируют святых?

– История Православной Церкви – это история ее святости. Каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников благочестия, но и соборно прославляет этих угодников как канонизированных святых.

Церковь дала христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников.

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали благодать Духа Святого, явили Его силу в нашем мире.

Каждый угодник со своей особой жизнью показывает путь к святости и выступает как образец идущего по этому пути. Церковь учит: угодники Божьи, составляя лик святых, молятся пред Господом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т. е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

Соборы 1547 и 1549 гг. Современная икона

– Какие условия канонизации?

– Канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых. Слово «канонизация» (лат. сanonizatio – брать за правило), заимствованное из западного богословского языка, употребляется в Русской Церкви наряду с выражением «причтение к лику святых» («вмещение», «вчинение» в лик святых). В греческой агиологии используется термин, означающий «провозглашение» (святым).

Основания, на которых усопшие праведники причисляются к лику святых, сложились еще в Древней Церкви. С течением времени то или иное основание получало преимущественное значение, но в целом они остаются неизменными.

Термин «канонизация» – латинизированная транскрипция греческого глагола, обозначающего «определять, на основании правила узаконивать», – введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину точной аналогии нет, поэтому в подобных случаях она использовала словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основным условием прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей. Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди святого Евангелия.
2. Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков-мощей.
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
7. В XVII веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака cчитались условиями присутствия истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения – мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые – святые различались и по распространенности их почитания: местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сегодня выделяют только местночтимых святых, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии, и общецерковных, почитаемых всей Церковью. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена святых, прославленных всей Церковью, сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в святцы.

– Какова практика прославления святых сегодня?

– Практика прославления такова: сначала рассматривает материалы о прославлении Епархиальная комиссия по канонизации святых. При положительном решении они передаются в синодальную комиссию, которая в случае одобрения направляет их в Синод. День решения Священного Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

Прошение и документы подвижника веры подаются для изучения вопроса о возможности канонизации правящему архиерею. Прилагаются материалы, свидетельствующие о святости человека. Составляется подробное жизнеописание подвижника, во всей полноте отражающее подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, воспоминания архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни или после кончины. Особенно тщательного освещения требует вопрос о почитании подвижника народом.

Заседание Комисcии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Фото: canonization.church.ua

Следует напомнить решение Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых». Тогда постановили, что при подготовке канонизации святых следует учитывать такие обстоятельства:

1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены епархиальной комиссией по канонизации святых согласно решению Архиерейского Собора 1992 года.
2. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. По благословению правящего архиерея все свидетельства должны проверяться на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием.
3. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц, поскольку она порой используется различными силами не в церковных целях.
4. Не следует проявлять поспешность в канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо тщательно и всесторонне изучить документальные материалы их жизни и служения.
5. Мощи канонизированных подвижников обретаются по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины. О результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины.

6. Мощи неканонизированных подвижников нельзя выставлять в храмах для почитания.

В наше время при рассмотрении дел о канонизации пострадавших за Христа необходимо применять дополнительные критерии, учитывая обстоятельства эпохи. В каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного исповедника веры ХХ века, комиссия тщательно изучает архивные материалы, личные свидетельства, если порой удается найти и опросить очевидцев событий либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях или их письма, дневники и другие сведения.

Предметом внимательного изучения являются материалы допросов. Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что люди, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах.

Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна – любыми способами добиться признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признали ни себя, ни своих близких, знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

В то же время Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и сами они пострадали. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация – это прежде всего свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает своих чад Церковь Христова.

К описанию жития мученика или исповедника должны быть приложены копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены. А именно: анкету арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

В вопросе прославления мученика или исповедника существует много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения соответствующих органов прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии: не являлся ли он секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам? Установление этих фактов требует большого труда многих людей – членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, работу которых организовывает и контролирует правящий архиерей.

Архивы государства, фонды которого хранят документы об истории Церкви и гонениях на нее, к сожалению, лишь недавно и не в полном объеме стали доступными для исследования. История Церкви ХХ века только начала изучаться. В связи с этим исследователям открываются множество фактов, ранее неизвестных, а также религиозная, нравственная их сторона, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением не допустить ошибки из-за неполной информации и принять правильное решение.

– Почему в древности мучеников прославляли сразу после смерти, без заседания комиссии и Синода?

– В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников – людей, добровольно принесших себя в «жертву живую», свидетельствуя о славе-святости Божией. Поэтому уже во II веке в церковных источниках можно найти несколько свидетельств о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. О количестве святых в Церкви в период до Вселенских Соборов можно судить по сохранившимся календарям, мартирологам и минологиям. Самые древние из них – мартирологи III–IV вв. в основной своей части есть перевод латинских судебных протоколов, так называемых проконсульских актов (Acta Proconsuloria), или некоторая их переработка. Эти акты, по распоряжению императора Константина, хранились во всех крупных городах империи. Кроме фактических актов римских властей от этого времени (I–IV вв.), сохранились и первые попытки со стороны Церкви написания житий того или иного мученика, свидетельствующие о его почитании. Так, например, в актах мученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (+107 или 116 гг.), говорится, что составитель описания мученичества Игнатия заметил день и год его смерти, чтобы собираться в этот «день памяти мученика» на агапы, приуроченные к праздничным дням или дням в честь этого святого.

Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки, так как в римском суде, проходившем обычно в присутствии «нотариев» – стенографистов, записывались только вопросы судей и ответы обвиняемых. Часто христиане выкупали эти записи. Так, например, в актах мучеников Тараха, Прова и Андроника (пострадали в 304 г.) отмечено, что христиане заплатили за них римским властям 200 динариев.

Эти судебные записи имели вид протокола допроса. Сначала в них обозначалось имя проконсула, в области которого производили суд, затем год, месяц и день, а иногда и время дня суда, и, наконец, уже сам допрос, представляющий собой диалог между судьей, его служителями и обвиняемыми. По окончании допроса проконсул призывал прочитать его вслух, затем судья со своими асессорами выносил решение и читал приговор. Исполнение приговора производилось в отсутствии судьи.

Из этой схемы видно, что полностью в судебных записях описывался только допрос мученика и сообщалось о его свидетельстве и смерти; никаких других подробностей в них не должно было быть. Позднее, с увеличением святых мучеников в Церкви, эти проконсульские акты были помещены в особые сборники-минологи, в которых отмечались страдания каждого мученика в день его памяти по месяцам.

Подобные исторические источники прекрасно иллюстрируют почитания, празднования умершего христианина как святого. К таковым причислялись все пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью. Порою Церковь, уже заведомо зная о предстоящем допросе арестованного христианина, направляла к нему на суд как к святому наблюдателя, обязанного записать подвиг свидетельства допрашиваемого. При некоторых епископских кафедрах для этого назначались даже особые лица. Так, Папа Климент назначил на это служение семь диаконов в определенный район города Рима. Эти записи назывались passio (страдание), позднее они были соединены с минологами, и чтения их размещены по дням римского календаря. По их количеству можно определить число святых в Древней Церкви, а также то, какой подвиг святости почитался в Церкви раньше других. Так, в древнейшем западном календаре, принадлежавшем некоему Дионисию Филокалу и известном под именем Бухерианского, отмечены 24 дня памяти мучеников, кроме этого – праздник Рождества Христова и список святых римских пап. К концу IV века, после эпохи гонений, «календарь был полон», т. е. число святых в году увеличилось настолько, что не было ни одного дня, не имеющего памяти своего святого. По преимуществу большинство из них было мучениками. Об этом говорит Астерий, епископ Амасийский: «Вот, всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему, если бы какой-либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного».

Однако такого полного древнего христианского календаря до наших дней не сохранилось. В древнейших, известных ныне календарях западного происхождения, которые получили название martyrologium (мученикословие), – Готфском, Карфагенском и других, памяти распределены не по всем числам года. В самом древнем восточном календаре, составленном в 411–412 гг. в Сирии, больше «памятей» святых, но так же не по всем дням года. Однако надо отметить, что все эти календари составлялись только для отдельных диоцезов, и мученики из одного числа не вносились в другой по причине их отдаленности.

– Одни хотят сегодня канонизировать одного выдающегося деятеля, не желая при этом разбираться в его жизни, другие – другого, патриотам нужен святой воин, военным – генерал и т. д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но ведь святость – это совсем другое дело.

– Каждый народ имеет своих героев, которых почитает и на которых равняется, желая подражать их подвигу. Есть и в Церкви свои Герои Духа – это святые. Недавно мы праздновали праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. И нет ничего плохого в том, что люди желают видеть примером для подражания своих соотечественников, близких по времени. Важно, чтобы не было тщеславных или каких-то других прагматических причин для прославления того или иного подвижника, потому что это может разделять людей. Такие случаи были во времена апостола Павла (я Кифов, я Павлов), также наблюдались разделения в Церкви, когда одни больше почитали святителя Василия Великого, называя себя Василианами, другие – святителя Григория Богослова, именуя себя Григорианами, третьи – Ионнитами, почитая более святителя Иоанна Златоуста, но эти три святителя явились в XI веке митрополиту Иоанну Евхаитскому и прекратили раздор между своими почитателями, сказав, что они равны пред Богом. По этому поводу был установлен праздник Трем святителям 30 января.

Святые едины в Господе и желают, чтобы мы достигли святости и соединились с Богом – это для них самое высокое почитание, так как в этом заключается, по апостолу Павлу, благая воля Божия: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4:3). Когда мы отпеваем усопших православных христиан, то молимся: «Со святыми упокой душу усопшего раба твоего…» Но это не значит, что все православные усопшие христиане, даже если они занимали высокие церковные, военные или общественные должности, могут служить примером для подражания и почитания как святые. Церковь – это не юридическая организация, где решается все по земным законам. Церковь – это живой организм, который живет Духом Святым. Для того и созданы при Церкви и епархиях комиссии по канонизации, которые по выше указанным критериям определяют, почитать ли того или иного подвижника или нет. Святость сама себя являет, а люди лишь только констатируют этот факт, который больше нужен не святым, так как они уже прославлены у Бога, а нам для молитвенной помощи и как пример для подражания.

Святые – это те люди, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых обнаружилось еще теперь, до Страшного суда.

Мы все призваны к святости. И действительно, мы освящаемся в Церкви, Главой и Начатком которой есть Господь Иисус Христос: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). На Божественной литургии перед Святым Причастием мы слышим возглас, относящийся к нам: «Святая святым!» Как звезда от звезды отличается, так и на небесном своде святые разнятся степенью святости. Одни люди усвояют эту святость, становясь святыми, другие – нет. Все зависит от свободной воли человека.

Беседовала Наталья Горошкова

  • Shares

Молитва покаяния – первый этап на христианском пути. Для некоторых первый шаг становится и финишной прямой или главным достижением всей жизни. Как быть истинным христианином изо дня в день, стремиться к лучшему и не останавливаться на «хорошем»? Читайте мнения.

Тилмен Шлабберт, церковь «Brunstad Christian Church», (Вандербилпарк, ЮАР)

«Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1Ин.3:6). Большинство христиан не утруждают себя тем, чтобы перестать грешить. Христианство нужно им лишь для облегчения совести. Некоторые люди настолько очерствели, что посредством христианства они стараются приобрести материальные ценности. Они придумывают всевозможные идеи, чтобы выпрашивать деньги, принимая вид кротких христиан. Однако истина состоит в том, что они довольны своей греховной жизнью и благодаря своим хитрым планам уходят от ответственности.

Если ты признаёшь, что ты, будучи христианином, продолжаешь грешить и что ещё не пришёл к победе над грехом в своей жизни, и сожалеешь об этом, тогда для тебя есть надежда. Если ты действительно стремишься к победе, тогда ты готов отдать всю свою жизнь Богу. Если ты устал от греха, тогда ты можешь прийти к Иисусу, Который может помочь тебе (Мф.11:28).

Стать христианином – не тяжело, и это не должно быть тяжёлым.

Но можем ли мы сказать, что все «христиане» наследуют Царство Небесное?

Ты должен быть честным с самим собой и перед Богом. Возможно, ты умён и талантлив, и можешь убедить других в том, что ты хороший христианин. Но ты не можешь обмануть Бога. Грех является причиной разделения между нами и Богом. Бог силен помочь тебе, если ты согласен прекратить грешить и отдать всю свою жизнь Ему. Иисус пришёл на землю, чтобы спасти нас от греха.

Василий Филат, пастор баптисткой церкви «Благая Весть» в Кишиневе, руководитель ассоциации «Наставление в Слове», (Молдова), назвал 7 шагов, чтобы стать истинным христианином

  1. Осознай свое греховное состояние

Если кто-то желает приблизиться к Богу, необходимо в первую очередь признать свое греховное состояние. О Колоссянах Апостол Павел написал:

… были некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам (Колоссянам 1:21)

… были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей (Колоссянам 2:13)

По причине этих деяний (блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание, которое есть идолопоклонство) приходит гнев Божий на сынов противления, среди которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. (Колоссянам 3:5-7)

Все эти деяния, которыми Павел описал Колоссян не описывают ли твое духовное состояние? Готов ли ты признать это? Только так ты можешь подойти к следующему шагу, чтобы стать истинным христианином.

  1. Слушай Евангельскую истину

Евангелие – это благая весть Бога о спасении, которое Он принес всем людям через веру в Иисуса Христа. Никто не может уверовать в Бога без слышания Слова Божьего. Апостол Павел говорит, что они «услышали из слова Евангельскую истину» о надежде вечной жизни, в которую поверили и которая ожидает сейчас на небесах. Услышал ли ты эту весть? Пришли ли к тебе люди, которые желали рассказать тебе о Божьем прощении? Как ты поступил с ними и как ответил на то, что они тебе рассказали?

  1. Прими Божий призыв

Через Евангелие Бог призывает примириться с Ним, как написано:

Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. (Колоссянам 3:15)

Как ты отвечал на Божий призыв до сих пор?

  1. Проси прощения у Бога

Всевышний Бог готов простить все грехи и дать новую жизнь тогда, когда мы приходим с покаянием. Вот что Он сделал для Колоссян и готов сделать это для каждого из нас:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Колоссянам 2:13-14)

Божье прощение было совершенным для Колоссян и так это будет и для тебя, если ты от всего сердца покаешься перед Богом.

  1. Умри вместе со Христом

Когда говорю это, не ссылаюсь на то, чтобы быть распятым так же как Христос на кресте, то есть на физическую смерть. Благодаря смерти на кресте, Господь Иисус принес полную победу над грехом. Умереть вместе со Христом, значит умереть для греха, и больше никогда не жить таким образом. Это значить принять твердое решение не жить для своей греховной плоти. Вот что говорит Апостол Павел о христианах из Колосс:

Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге…Поэтому умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Колоссянам 3:3-6)

Смерть со Христом означает окончательное, категорическое разделение по отношению ко всем этим делам, перечисленным выше, или другим, похожими, но которые не совместимы с жизнью по вере.

  1. Воскресни со Христом

Христианская жизнь не заключается в уклонении от злых привычек и грехов. Это красивая жизнь в полноте духовных вещей. Поэтому Павел мог сказать Колоссянам, которые воскресли со Христом следующее:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Колоссянам 3:1-2)

  1. Изучай Слово Божье

Прежде чем называться Христианами, верующие в Иисуса Христа назывались «учениками». Это было их первое имя, и это же ожидает Иисус и от каждого из нас, чтобы мы были Его хорошими учениками. Христиане из Колосс учились от Епафраса. От кого ты принимаешь здравое учение? Кто тебя учит из Слова Божьего? Не можешь быть хорошим христианином, если не изучаешь Библию.

Андрей Кураев, диакон Русской православной церкви

Никуда христианство не ушло, и христианином можно быть и в XXI веке.

Но что это значит — быть христианином? Я попробую дать несколько ответов на этот вопрос, и каждый следующий будет включать в себя предыдущий.

Самый первый ответ настолько очевиден и прост, что его как-то даже неудобно предлагать образованным собеседникам, привыкшим к сложным интеллектуальным играм. Но истина все же не обязана быть сложной, «диалектичной», «антиномичной» и даже «диалогично-карнавальной». Итак: христианин — это тот, кто смотрит на Христа глазами Апостолов. Вот и все. Далее можно говорить, что этот христианин духовный или бездуховный, более глубокий или более поверхностный, но необходимое, минимальное условие к тому, чтобы быть христианином, состоит именно в этом: смотреть на Христа глазами Апостолов.

Дело в том, что на Христа можно смотреть по-разному. Можно смотреть глазами ап. Иоанна, а можно — глазами Иуды…

Христианство — это не некая всевременная и вневременная нравственная таблица умножения. Христианство — весть об уникальном Божием деянии, совершенном единожды в конкретной точке пространства и времени. Это было «при Понтийстем Пилате». Нас там и тогда не было. Как мы можем узнать о происшедшем тогда? Только приняв свидетельство очевидцев. То есть — Апостолов.

Итак, христианин — это тот, кто смотрит на Христа любящим, преданным взглядом Апостолов-очевидцев, а не глазами позднейших философов, критиков, обывателей.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Бог есть любовь и источник всех добродетелей. Целью духовной жизни христианина является устремление к Богу, старание уподобиться Ему, желание общаться с Ним, ответная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в переориентации смысла жизни с утилитарных, земных вещей на вечного Бога.

***

Начальным условием духовной жизни является исполнение нравственного закона в минимальной степени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), максимальной же его степенью является «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20). Т.е. перед тем как взбираться на высоты духовной жизни, желательно навести порядок в нравственной сфере. Начните с изучения и исполнения 10 ветхозаветных заповедей.

***

Духовным рождением является Таинство Крещения. Если Вы ещё некрещены, то лучше сделать это после прохождения катехизических курсов (изучения основ веры). Найдите храм, где есть такие курсы и они наиболее продолжительны. Если Вы уже крещены, но Ваши родители и крестные по какой-то причине пренебрегли своими обещаниями по воспитанию вас в вере, то постарайтесь самостоятельно найти такие курсы.

***

Приобретите в храме нательный крестик, как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры и средство благодатной защиты. Имейте в виду, что самый простой крестик на верёвочке ничем не отличается от массивного золотого на толстой цепи, кроме цены и внешнего вида.

***

Духовник. Не спешите искать духовного гения, святого старца; как только вы станете святым, Бог его непременно вам даст. Пока достаточно того священника, которого вы выберите, к которому почувствуете доверие. Не пытайтесь с любым вопросом бежать к священнослужителям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на известных православных сайтах, или когда вам требуется личный духовный совет.

***

Духовная жизнь христианина основывается на 4-х составляющих:

  • молитве
  • милосердии
  • духовном чтении
  • участии в Церковных Таинствах.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – личность, то молитва – это общение с Отцом Небесным, который желает Вашего исправления и безмерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непрестанной; в любом случае молитва должна быть регулярной (утреннее и вечернее правило, перед и после всякого дела и приёма пищи). Общественная молитва в храме по минимуму должна состоять из ежевоскресного участия в Литургии.

Для сознательного участия в богослужении приобретите толковыймолитвослов и книгу с объяснением основных богослужений или книгу о Церкви для новоначальных, куда это уже включено.

б) Милосердие выражается как в материальной милостыне, помощи трудом, так милостыне духовной – молитве за ближних и помощи им в духовном возрождении.

в) Священное Писание (Библия) должна стать вашей настольной книгой, его следует читать ежедневно. Для лучшего его понимания следует начать её чтение с Нового Завета, после подробного его изучения можно переходить к Ветхому Завету. Используйте толкования для изъяснения всех нюансов текста.

г) Внимательно и серьёзно подготовьтесь к Таинству Покаяния (Исповеди), которое должно явиться рубежом, отделяющим вас от прежней, греховной жизни. От каких-то грехов удастся отказаться сразу же, другие потребуют борьбы. По словам св. Серафима Саровского, святой человек отличается от прочих только одним – решимостью. Высшей формой Богообщения является соединение со Христом – Таинство Святого Причащения, – оно должно стать насущной регулярной потребностью.

Ослабление любой из этих четырех составляющих ведёт к искривлению духовного пути; например нонсенсом является причащающийся человек, не читающий Евангелие или немилосердный молитвенник.

***

Задача христианина в аскетическом плане – избавиться от страстей, которые сковывают его в движении к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стяжать (приобрести) добродетели. Усвойте 2 важнейших аскетических принципа: регулярность и постепенность возрастания. Старайтесь избегать рывков, лучше умеренно поститься весь первый пост, чем через неделю прекратить его, не выдержав строгой монастырской нормы. Ставьте себе чёткие и исполняемые цели. Это касается всех составляющих духовной жизни.

Помните, что борьба со страстями является лишь средством, её цель – приобретение добродетелей.

***

Критерием правильности духовного пути является умножение любви к Богу и ближнему, причём эта любовь не просто эмоциональная, а деятельная и жертвенная. По словам преподобного Амвросия Оптинского «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Можно сказать, что единственное, что мы сможем вынести из этого мира в вечность – только любовь, которую мы смогли стяжать.

***

Помните: падения неизбежны, но нельзя впадать в уныние и зацикливаться на своём несовершенстве. Каждое падение должно стать стимулом для большей решимости следовать за Христом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» (Рим. 8:31)!

Совсем кратко цель жизни христианина можно сформулировать как стремление к обожению (святости), богопознанию на основании христоцентричности.

***

Учитесь, процесс духовного возрастания, Богопознания бесконечен и простирается за пределы нашей земной жизни. Церковью накоплен огромный бесценный опыт практики духовной жизни, который доступен нашему изучению. Он научит духовному рассуждению и поможет избежать многих падений и ошибок.

Большое количество людей, которые считают себя христианами, они только носят это имя. Многие из них хотят изменить состояние вещей и стать истинными христианами. Если ты имеешь это желание, я хочу представить в этой статье семь шагов к тому, чтобы стать истинным христианином. Мы проследим эти шаги в жизни христиан из Колосс, к которым Апостол Павел написал свое послание.

1.Осознай свое греховное состояние

Если кто-то желает приблизиться к Богу, необходимо в первую очередь признать свое греховное состояние. О Колоссянах Апостол Павел написал:

… были некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам (Колоссянам 1:21)

… были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей (Колоссянам 2:13)

По причине этих деяний (блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание, которое есть идолопоклонство) приходит гнев Божий на сынов противления, среди которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. (Колоссянам 3:5-7)

Все эти деяния, которыми Павел описал Колоссян не описывают ли твое духовное состояние? Готов ли ты признать это? Только так ты можешь подойти к следующему шагу, чтобы стать истинным христианином.

2.Слушай Евангельскую истину

Евангелие – это благая весть Бога о спасении, которое Он принес всем людям через веру в Иисуса Христа. Никто не может уверовать в Бога без слышания Слова Божьего. Апостол Павел говорит, что они «услышали из слова Евангельскую истину» о надежде вечной жизни, в которую поверили и которая ожидает сейчас на небесах. Услышал ли ты эту весть? Пришли ли к тебе люди, которые желали рассказать тебе о Божьем прощении? Как ты поступил с ними и как ответил на то, что они тебе рассказали?

3.Прими Божий призыв

Через Евангелие Бог призывает примириться с Ним, как написано:

Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. (Колоссянам 3:15)

Как ты отвечал на Божий призыв до сих пор?

4.Проси прощения у Бога

Всевышний Бог готов простить все грехи и дать новую жизнь тогда, когда мы приходим с покаянием. Вот что Он сделал для Колоссян и готов сделать это для каждого из нас:

И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Колоссянам 2:13-14)

Божье прощение было совершенным для Колоссян и так это будет и для тебя, если ты от всего сердца покаешься перед Богом.

5.Умри вместе со Христом

Когда говорю это, не ссылаюсь на то, чтобы быть распятым так же как Христос на кресте, то есть на физическую смерть. Благодаря смерти на кресте, Господь Иисус принес полную победу над грехом. Умереть вместе со Христом, значит умереть для греха, и больше никогда не жить таким образом. Это значить принять твердое решение не жить для своей греховной плоти. Вот что говорит Апостол Павел о христианах из Колосс:

Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге…Поэтому умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Колоссянам 3:3-6)

Смерть со Христом означает окончательное, категорическое разделение по отношению ко всем этим делам, перечисленным выше, или другим, похожими, но которые не совместимы с жизнью по вере.

6.Воскресни со Христом

Христианская жизнь не заключается в уклонении от злых привычек и грехов. Это красивая жизнь в полноте духовных вещей. Поэтому Павел мог сказать Колоссянам, которые воскресли со Христом следующее:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Колоссянам 3:1-2)

7.Изучай Слово Божье

Прежде чем называться Христианами, верующие в Иисуса Христа назывались «учениками». Это было их первое имя, и это же ожидает Иисус и от каждого из нас, чтобы мы были Его хорошими учениками. Христиане из Колосс учились от Епафраса. От кого ты принимаешь здравое учение? Кто тебя учит из Слова Божьего? Не можешь быть хорошим христианином если не изучаешь Библию.

Будь истинным христианином.

Перевод: Моисей Наталья.

У каждого человека в жизни наступает такой момент, когда он желает пойти по пути познания и просвещения. Он желает понять смысл своего существования и прилагает усилия для того чтобы отыскать правду. Зачастую люди находят её в религии и вере. Несомненно, жить по законам Бога нужно, но вот стать истинно верующим человеком не так просто. Этот путь напрямую сопряжён с большими духовными трансформациями и переменами в жизни. Начать стоит с изучения полезной информации и прочтения Библии. С последними новостями религиозной направленности познакомит портал «Святцы Орг».

Чтобы стать верующим человеком, прежде всего необходимо поверить в присутствие Творца, его силу и Божественное начало. Не так просто воссоздать у себя в мозгу картину создания мира и поверить в то, что так и происходило на самом деле. Важно понять, что все блага и всё добро исходит исключительно от Бога. Необходимо укоренить в собственном мозгу чёткую зависимость между хорошими поступками и Божественной благодатью. Верить в Творца необходимо со всей искренностью или от души.

Просвещение просто невозможно без чтения Библии. Желательно уделять процессу изучения Священной книги достаточно внимания. Нужно читать её каждый день, пусть и понемногу. Таким образом, удастся укрепить веру.

Библия содержит в себе много мудрости и силы. Однако мало бездумно рассматривать имеющиеся там посылы. Необходимо вдумываться, искать суть и чёткое понимание ситуации. Не стоит торопиться, пытаясь изучить Библию за оптимально короткий промежуток времени. В этом случае сложно будет говорить о положительном результате.

Еще необходимо постоянно разговаривать с Богом посредством молитвы. Обращаться к Господу можно каждый день. Время и форма не имеют совершенно никакого значения. Не стоит упорно просить богатства или определённых благ, нужно молиться о спасении своей души. Не желательно также вступать в спор и полемику на предмет вероисповедания других. Каждый имеет право выбора. Стать истинно верующим не просто, но этот путь правильный и поможет найти смысл жизни. Попробовать, несомненно, стоит.

На правах рекламы

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *