в совр. рус. церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения. Термин «А.» появился ок. сер. XX в. (в древнерус. языке было аналогичное слово «олтарникъ», обозначавшее, однако, священника или священнослужителя вообще). Принятый в РПЦ Типикон называет человека, выполняющего основные обязанности А., параекклисиархом или кандиловжигателем; в дониконовских архиерейских Чиновниках был чин поставления свещеносца, впосл. объединенный с чином поставления чтеца. Старое рус. название А.- пономарь, до XX в. обязанности А. часто выполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на службе. В наст. время служение А. сочетает в себе функции свещеносца (пономаря, параекклисиарха) и чтеца (дьячка, псаломщика). Согласно 69-му прав. VI Всел. Собора А. должен поставляться архиереем по чину чтеца (или по крайней мере свещеносца); в наст. время в практике РПЦ послушание А. в том или ином храме несут по благословению настоятеля этого храма миряне; такая практика может быть оправдана на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Настоятель храма избирает А. из мирян-мужчин (ср. Лаодик. 44). А. должен отличаться высокими нравственными качествами и вести истинно христ. жизнь; отлученные от Причащения полностью отстраняются от служения А. К богослужению и к алтарю А. должен относиться с особенным благоговением и знать порядок богослужения и Типикон. Поскольку А. участвует в богослужении и в качестве чтеца, при выборе А. важны голосовые и муз. данные кандидата. В совр. церковной практике, как правило, все готовящиеся принять сан священника нек-рое время несут послушание А.

Во время богослужения А. облачается в стихарь (практика ношения стихаря всеми служащими в алтаре, в т. ч. не получившими хиротесии, появилась в РПЦ на рубеже XIX-XX вв.- см. Дмитриевский), благословившись у одного из священников. Иногда стихарь надевается на подрясник, но негласное правило, действующее в большинстве епархий РПЦ, разрешает носить подрясник только тем, кто имеет на это благословение архиерея. В обязанности А. входит: 1) перед службой готовить облачения для священников и диаконов, зажигать лампады в алтаре и на иконостасе; перед литургией готовить просфоры, вино, воду, теплоту, кадило; перед всенощным бдением — кадило, свечи, стол с хлебами, пшеницей, вином и елеем и т. д. 2) Участие в службе в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов А. несет свечу (а в нек-рых случаях и кадило); готовит кадило, зажигает свечи, разогревает теплоту и подает их в нужный момент священнослужителям; звонит в алтарный колокол. 3) Участие в службе в качестве чтеца: А. обычно читает повечерие, полунощницу, часы, изобразительны, во время вечерни и утрени — псалмы, кафизмы, паримии, шестопсалмие, канон и др.; может читать Апостол на литургии. 4) Участие в службе в др. качествах: чтение записок и синодиков во время поминовения живых и усопших, подавание плата для отирания уст во время причащения мирян, помощь священнику при совершении таинств и треб (в т. ч. в качестве певчего и звонаря). 5) А. убирает в алтаре.

В мон-рях обязанности А. несут по благословению настоятеля или наместника мон-ря определенные на это монахи (в жен. мон-рях — немолодые монахини, по 15-му правилу свт. Никифора, Патриарха К-польского); 41-я глава Типикона советует монахам нести это служение по очереди (Типикон. Т. 1. С. 103). При архиерейском богослужении обязанности А. выполняют иподиаконы.

В греч. Церквах мужчин, исполняющих обязанности А., называют νεωκόρος (молодой человек), реже — καντηλανάφτης (кандиловжигатель).

В католич. Церкви функции А. выполняют аколиты (см. Аколуф) и министранты (служители) (Альдасабаль. С. 37-43), к-рые в нек-рых языках именуются по аналогии с рус. «А.» (напр., англ. altar boy).

Ист.: Служебник. Т. 2. С. 543-546. Лит.: ЗнаменскийП. В. Об отношении русских священно-церковнослужителей к приходам в XVII-XVIII столетии // ПС. 1866. № 4. С. 2; онже. Приходское духовенство в России со времени реформ Петра Великого. Каз., 1872; ПавловА. С.

Клин православный

Об участии мирян в делах Церкви. Каз., 1866; ДмитриевскийА. А. Ставленник. К., 1904. С. 4-5; KavanaghJ. W. Altar Boy’s Ceremonial. N. Y., 1955; Altar boy // NCE. Vol. 1. P. 87; АльдасабальХ. Служения мирян в церковной общине. М., 1999; Как различать духовенство по чинам и званиям. М., 1999. С. 7, 18.

И. В. Воробьёв

Что делают алтарники?

28.05.2013

Каждый раз, бывая на богослужении, мы, видим, как в алтаре вместе со священниками и диаконами находятся мужчины и юноши, а нередко и мальчики, облаченные в стихари – специальную священную одежду длинного покроя с широкими рукавами. В древней церковной традиции их было принято называть пономарями, а в недавнем советском прошлом их звали алтарниками. Теперь же в церковном употреблении оба этих названия – в зависимости от принятой в храме традиции. Мне ближе более древнее именовании, хотя многим моим знакомым более привычно выражение алтарник.

Страничка Алтарника

Но как стать пономарем и чем предстоит заниматься в алтаре, если ты не священнослужитель?

Путь каждого пономаря в алтарь складывается по-разному: кого-то о помощи попросил приходской священник, кто-то выразил самостоятельное желание, кто-то принял решение посвятить свою жизнь служению Церкви в священном сане и проходит обязательную перед рукоположением пономарскую практику. Кто-то стал привлекаться к алтарному служению через занятия в воскресной школе, а за кого-то просто попросили батюшку родители. В целом, нет единого правила или процедуры, фактически все оставляется на благоусмотрение приходского настоятеля.

Я хорошо помню, когда сам в первый раз вошел в алтарь и оказался по другую сторону иконостаса. По просьбе священника меня с еще одним прихожанином попросили вынести из алтаря бак со святой водой. После этого случая настоятель обратил на меня более пристальное внимание и со временем стал привлекать для оказания помощи при генеральных уборках алтаря к праздникам Рождества и Пасхи, а также к престольному храмовому торжеству.

Уборка алтаря является одной из главных обязанностей пономарей. В обычный день она может ограничиваться мытьем пола, чисткой ковров, протиранием пыли и чисткой кадила от остатков угля и ладана. Однако в преддверии великих и двунадесятых праздников моется, протирается и чистится до блеска, без преувеличения, весь алтарь и его принадлежности, разумеется, за исключением престола и жертвенника, которых имеют права касаться только священники и диаконы.

Вскоре все время богослужений я стал проводить в алтаре, постепенно погружаясь все глубже в пономарские обязанности. Сначала мне нужно было научиться разжигать кадило и запомнить, в какие моменты необходимо его подавать священнику или диакону. Также следовало запомнить, в какие моменты богослужения нужно зажигать выносные свечи для входа с кадилом или Евангелием, или великого входа.

На самом деле, для достойного пономарского служения требуется хорошее знание церковного устава. Тем более, что богослужения великопостного и пасхального периодов сильно отличаются от остального времени года. Алтарнику важно разбираться в литургических особенностях, нужно знать чинопоследования таинств Крещения и Венчания и иных треб. Кроме того, пономарю важно уметь читать на церковнославянском языке, так как нередко кроме прислуживания в алтаре алтарников привлекают еще и к чтению часов, шестопсалмия, апостола, кафизм, канонов. Без навыка и умения здесь не обойтись. Вот почему к каждому богослужению пономарю прходится тщательно готовиться. Он должен появляться в алтаре задолго до священника, а уходить намного позже него. Иначе все может пойти наперекосяк.

По сути, пономарское послушание предоставляет единственную возможность мирянину входить в алтарь и быть одним из активных участников богослужения. Но это участие в богослужении должно выражаться не в простом хождении со свечами и своевременной подаче священнослужителям кадила. Выполняя алтарные обязанности, пономарь должен соучаствовать в общей молитве, держа ум на тех словах, которыми в настоящий момент молится Церковь. Ведь ядром, стержнем, сердцевиной любого чинопоследования является молитва, а все остальные действия лишь ей сопутствуют.

Пономарское служение нельзя назвать простым или легким, оно требует от человека особенной мобилизации душевных и телесных сил не только за богослужением, но и при его подготовке, а также после окончания службы. Со временем каждый пономарь начинает чувствовать себя в алтаре «как рыба в воде», и в этот момент главное суметь сохранить чувство благоговения перед святостью алтаря. А для этого о высоте своего служения необходимо помнить и в повседневной жизни, когда мы не находимся в храме или возле престола. Всем нам, вне зависимости от того места, где мы обычно пребываем в храме, важно вне церковного здания строго следить за своими словами и поступками, сверяя их со словом Евангельской Истины.

Павел Рябчевский

фото из блогов священника Константина Пархоменко и Александра Каменского

Возврат к списку

На главную ‹ Проза ‹ Маргарита Никитина ‹ Как трудно быть алтарником

Как трудно быть алтарником

Однажды нам с братом Славкой одна бабушка в храме сказала, что хорошо бы нам идти алтарничать, помогать о. Андрею. Мне так понравилась эта идея, я весь загорелся ей!
Вот уже неделя почти прошла, а я все мечтал, как буду подавать кадило о. Андрею, а он мне скажет: «Спаси тебя Господи, Сережа!» И я поклонюсь ему смиренно. Или, как я выйду с зажженной свечой из алтаря в новеньком, расшитым золотыми нитками стихаре, а все будут смотреть на меня и думать: «Ах! Какой хороший мальчик у нас вырос!»
Я засыпал с этой мечтой и просыпался.
А вот Славка отнесся к этому предложению как-то без энтузиазма. Воображала! Ему такую честь оказывают, а он даже не переживает ни за что.
В следующее воскресенье наша мама подошла к о. Андрею с просьбой взять нас алтарничать.
— Ну, вообще-то, — сказал о. Андрей, — у нас алтарников хватает, но, думаю можно взять еще одного. Давайте пока они оба будут помогать, а потом оставим того, у которого лучше будет получаться.
И о. Андрей улыбнулся, как обычно, так добродушно, что на душе стало тепло.
Всю неделю я не находил себе места, да и Славка запереживал. Мне всю ночь снилось, как я алтарничаю и что у меня ничего не получается. Я даже есть стал плохо, а перед воскресеньем не мог уснуть, только под утро задремал.
И вот мы пришли в храм по раньше и ждем о. Андрея. Наконец, он вышел из алтаря.
— А, пришли? – улыбнулся батюшка. – Ну идите в Алтарь, там наши ребята вам все объяснят и покажут.
О. Андрей ушел исповедовать.
Мы со Славкой зашли в Алтарь, там было трое ребят, каждый занимался своим делом. Самый старший из них (и самый страшный) посмотрел на нас строго и сказал: «Новенькие?» Мы кивнули головами.
— Ну идите сюда, — позвал он нас. – Как зовут?
Мы робко представились, он тоже сказал, как его зовут, его звали Илья.
«Точно, — подумал я, — пророк Илья…. Грозный такой!»
— Что нам делать? – спросил Славка.
— Ну что?… не знаю, посмотрите, что другие делают.

Обязанности пономарей

Вот Игорь уголь разжигает для кадила, — указал он на парнишку лет четырнадцати.
Мы послушно подошли к Игорю и стали наблюдать за ним. Он оказался гораздо добрее Ильи. Игорь все объяснял нам: как включать и выключать плитку и как брать уголь щипцами. Нам было очень интересно, и мы со Славкой ловили каждое его слово.
Через пол часа началась служба.
— А что нам теперь делать? – спросил я у Ильи.
— Идите за подсвечниками последите.
И он кивнул на два подсвечника, стоящих на горнем месте.
— Ставьте свечи, сгоревшие выкидывайте, — добавил Илья.
Мы подошли каждый к своему подсвечнику стали следить за свечами.
Я то и дело поглядывал на Славу, серьезно так, мол, вон какое нам ответственное дело доверили, не балуйся.
Но потом мне самому надоело. Свечки да свечки, туши да ставь… А я тоже хочу кадило подавать… и вообще, нам даже стихарей не дали!
Служба шла в этот день для меня удивительно быстро, и вот уже запели «Херувимскую». Мне очень нравилось, как хор поет: «И-и-иже Хе-ерувимы….».
Одна свеча догорела, я потушил ее и бросил в коробочку для огарков. Потом посмотрел на столик, где лежали свечи и записки, и стал выбирать, какую бы свечку поставить?..
Мне хотелось поставить самую большую и красивую, ведь «Херувимская» поется! И я взял самую большую свечу, она была длиной , наверно, чуть меньше метра, и стал пытаться ее поставить. Но это у меня плохо получалось, потому что она ко всему прочему была еще очень тяжелая и падала, когда я отпускал ее. Наконец мне удалось впехнуть ее в подсвечник так, чтобы свеча не падала.
Тогда я довольный посмотрел на Славку, который все это время искоса поглядывал на меня и посмеивался. Но вдруг его лицо изменилось. Оно вытянулось и даже немного побелело. Я глянул на свечу – она уже упала на столик с записками… Записки вспыхнули, и ткань на столике тоже. Это произошло так быстро, что я не успел ничего сделать.
В этот момент мы были в алтаре одни, потому что о. Андрей и другие алтарники вышли на Великий вход. И вот стоим мы со Славкой и смотрим на полыхающий столик, а хор как раз допел «Херувимскую», и слышно, как потрескивают в огне деревянные ножки…
Но я не растерялся и прямо царскими вратами выбежал на амвон и стал теребить о. Андрея за рукав. Батюшка обернулся и, увидев полыхающий столик, замолчал. Вдруг его лицо стало такое же, как у Славки. Затем он повернулся обратно, сказал что-то алтарникам и те ушли в алтарь, а о. Андрей продолжил читать молитву.
И тут я понял, что теперь меня выгонят из алтаря.
И действительно, после службы о. Андрей сказал, что мне еще рановато быть алтарником, но я не обиделся, даже наоборот… Ведь это так сложно – быть алтарником!

Маргарита Никитина

Главная » Богослужебная жизнь » Клир » Алтарники

Алтарники

Алтарь» — это прежде всего место принесения Божественной и Бескровной Жертвы. По словам Златоуста, священник совершает
Литургию в сослужении Небесных Силы, которые "в благоговении и великом безмолвии окружают жертвенник и предстоят при совершении великого Таинства".

Наше благоговение к этому месту выражается и в нашем желании как можно благолепней его украсить. За благолепием, чистотой и украшением алтаря следит алтарник. Он главный помощник священника — готовит все необходимое для службы, во время службы всегда подаст необходимое. Кроме того алтарники украшают алтарь и своим служением, предшествуя с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник — это трудное и почетное послушание. 

Среди наших алтарников можно увидеть немало совсем молодых ребят, как говорится, отроков. Непосредственное активное участие в службе дает им возможность получше узнать и по-настоящему полюбить богослужение. А уборка и наведение чистоты в алтаре, с которыми они успешно справляются под надзором старших, приучает их к чувству благоговения к святыне.

Об» алтарном служении рассказывает алтарник Мераб Саралидзе:

Алтарник» должен приходить в храм раньше всех, до начала службы, чтобы приготовить все необходимое для богослужения. 

Он приносит необходимые облачения и складывает их в определённом порядке.

День алтарника

Способ складывания, ничего не символизирует, просто всё должно быть удобно и практично, чтобы священник не тратил много времени, а мог бы все по очереди, по порядку на себя надеть. Так же складываются дьяконские облачения, потом алтарнические.

Кроме того надо приготовить вино, подогреть воду, разложить просфоры, приготовить свечи на престол. Так как алтарник не может прикасаться к жертвеннику и престолу, все необходимое ставится перед жертвенником, чтобы священник, начиная служить, мог сразу все перенести на жертвенник и начать проскомидию.

Во время проскомидии подается кадило, оно уже должно быть готово, уголь должен быть зажжен. 

В течение службы алтарник должен подавать священнику то кадило, то теплоту или просфору, записки приносить, звонить, а если никого нет на клиросе — читать часы. 

У нас в храме много алтарников, но достаточно двух, а в будни со всем справляется и один. Тяжеловато, конечно, алтарнику успевать за всем одному. А бывает, что священник служит сам, без алтарников. В этом случае ему приходится и свои обязанности выполнять — священнические, и дьяконские, и алтарнич

еские.» Но, в принципе, два алтарника в алтаре — это самый оптимальный вариант. А у нас алтарников много для того, чтобы привлечь молодое поколение, чтобы они могли приобщаться к этому делу. 

Самые большие сложности бывают в большие праздники — Великие, Двунадесятые, особенно на Пасху.

Конечно, самая горячая служба — на Пасху. Обычные рядовые, воскресные службы проходят по определённому выработанному плану (все действия вызубрены и делаются автоматически), а пасхальная совершенно выбивается из этого ряда. Она происходит раз в году, запомнить всё очень трудно, а самые большие сложности связанны с переодеванием священников, особенно если их много. Облачения — разных цветов, их нельзя перепутать: надо точно знать порядок цветов и время, когда облачается священник. И при этом важна скорость, надо быстро с одного священника снять, на другого надеть, подавать и трисвечник, и кадило. Много разных нюансов во время пасхальной службы и служб светлой седмицы. 

В алтаре бывает такое искушение, что человек привыкает к алтарю, и относится уже не благоговейно. Переход из храма в алтарь, конечно, момент серьёзный. Надо уже быть строже к себе. Когда входишь в алтарь первый раз, боишься пошевелится, такое состояние, не передаваемое словами. А когда из года в год каждое воскресение входишь в алтарь, постоянно делаешь что-то, что вошло уже в обиход, может наступить такой момент, когда теряется страх Божий. Священник должен вовремя это заметить и пресечь, одернуть алтарника. Но такое не только с алтарниками случается, а также и с дьяконом, и даже со священником. Это очень опасно и серьезно. 

     

»

Перед входом в алтарь необходимо выключить мобильный телефон.

Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в алтаре. После поклонов святому престолу и горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: епископу (если он присутствует) и др.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо совершать два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в алтаре), сделать после этого третий поклон святому престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю.

Алтарь: опасная ходьба

Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и звуков, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан как можно скорее покинуть алтарь.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *