Святитель Феофан Затворник

Спасение души

1. Как оно совершается

Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся.
Вера в Бога!.. Но деисты верят в Бога и Промысл… и дальше не идут… стали на полдороге. Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают Таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, Таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.

2. Молиться о том, чтобы Господь открыл, где лучше спастись, не следует

Вы просите сказать вам, где лучше спастись. И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит, дает знать, что нечего об этом молиться… Потому что и в настоящем положении ничего нет, что бы могло мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди!.. Что есть, то хранить; чего и недостает, то прибавить… По какой программе? — По блаженствам… Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь, и — в рай!..

3. Зависит ли оно от места или обстановки

Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение со Святой Церковью и исполнение всего церковного прочны и верны и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство.

Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся! Ищешь спасения? Добре! Ищи! Спасение нам удобно. Ибо имеем Господа Спасителя, Который ничего больше не желает и ни о чем больше не печется, как о нашем спасении. К Нему прибегай и молись всеусердно, да устроит спасение твое.

4. Как достигать этого

Ищете спасительных уроков или ответа, как душу спасти.

Спасителю предлагали такой вопрос, и Он ответил: "Аще хощеши спасен быти, соблюди заповеди". Это же и я вам предлагаю.

Каковы заповеди? — Все. Читайте Евангелие, читайте Апостол… и замечайте, что там относится к вам, берите то для себя в правило, а как без Божией помощи ни в чем успеха иметь нельзя, то паче всего молитесь.

Если вам свободно ходить в церковь, ходите, как только возможно. А если всякий день возможно, всякий день ходите. Милостыню подавайте…

Будьте смиренны, кротки, ко всем уважительны, не спорьте и не бранитесь, никого не осуждайте.

Будьте уступчивы… Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно имейте.

Бога бойтесь и заповеди Его исполняйте… Ибо в этом спасение. Церковь Божию любите. Со всеми в ладе будьте… милостыню по силам не забывайте… Терпите, что пошлет Бог потерпеть.

Ищешь спасения — доброго дела ищешь; душа дороже всего мира. Но ничего нет легче, как найти спасение; ибо имеем Спасителя, премудрого, всеблагого и всемогущего, Который ничего так не желает, как спасения каждого из нас. К Нему и обращайся, Его Единого проси и моли, и Он доведет тебя до спасения, имиже весть судьбами. Спасения искать есть то же, что Господа искать. А Господь везде есть и где бы ни был ищущий Его… Отвори Ему дверь сердца, и Он войдет… Вот и обретение Господа и с Ним — спасения… Ведай сие… и сего взыщи. Господь Сам научит тебя всему. Бог в помощь! Не дремли!.. Ты плачешь в келии. Плачь, это хорошо, но никому не показывай сего. Говоришь, что когда выйдешь из келий на дела послушания, все разлетается. Внимай себе и старайся не выходить из сердца; ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.

5. Спасение души среди семейной жизни

Ищете спасения? — доброе дело. Ищите и обрящете.

Покаяние, конечно, у вас в действии. Что еще нужно? — Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренне, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были Богоугодны. Что еще кроме доброй жизни?! Пророк говорит: "Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу". Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностию всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй внутри.

Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутреннее, чтобы оно всегда обращено было к Богу и всегда пред лицем Его стояло и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.

Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца — не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и составляют собственно молитву. Из сего видите, что лучше всегда своими словами молиться, а не чужими, не многословно, но сердечно. Навык надо приобрести к этому. Приобретается же он трудами молитвословия.

Молитвословие есть исполнение правила молитвенного. Правило надо иметь и всегда его исполнять.

Утром совершать молитвы утренние, вечером — молитвы на сон, — не спешно, с соответствующими мыслями и чувствами. В продолжение дня, между делом, сколько можно чаще воздыхайте ко Господу, Который везде есть.

Если найдете возможность, ходите в церковь. В воскресенье и в праздники — неотложно, а то и в продолжение недели, как только ухитритесь, идите, сначала раз в неделю, потом два, три и более… И всякий день можно.

Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни… Надо только страсти погашать и искоренять. На сие все внимание и обратите.

(По письмам святителя Феофана Затворника)

Мы пали через прародительское грехопадение и попали в безысходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от этой пагубы. Пагуба наша состоит в двух видах зла: — во-первых, в том, что мы прогневали Бога нарушением воли Его, потеряли Его благоволение и подпали под законную клятву; — во-вторых, в повреждении и расстройстве нашего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти.

Поэтому для спасения нашего необходимы: во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас законной клятвы и возвращение нам Божия благоволения; — во-вторых, оживотворение нас, умерщвление грехов, или дарование нам новой жизни.

Если Бог пребудет неумилостивленным, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, не сподобимся благодати; если не сподобимся благодати, не сможем иметь новой жизни. И то и другое необходимо: и снятие клятвы, и обновление нашего естества. Ибо если бы мы и получили каким-либо образом прощение и помилование, но остались необновленными, мы от этого не получили бы никакой пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи снова подвергались бы осуждению и немилости или все оставались бы в том же пагубном состоянии. То и другое необходимо, но ни то ни другое не может состояться без воплощения Бога. Первая основа нашею искупления — умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения невозможна без воплощения Бога. Для снятия вины греха и клятвы требуется полное удовлетворение правды Божией, оскорбленной грехом, или полное оправдание. Полное же оправдание, или полное удовлетворение Правде Божией, состоит не в принесении только умилостивительной жертвы за грех, но и в обогащении милуемого делами правды, чтобы ими наполнить время жизни, проведенной в грехе, которое при помиловании остается пустым. Ибо закон Правды Божией требует, чтобы жизнь человека не только от грехов была свободна, но и наполнилась делами правды, как это показано в притче о талантах, где раб, зарывший талант в землю, осуждается не за употребление таланта во зло, а за то, что ничего не приобрел на него.

Но достаточную жертву за грех мог принести только Богочеловек, или Бог воплотившийся.
Будем ли внимать чувствам грешника, стоящего перед Богом с ясным сознанием Божией Правды и своей греховности, или созерцать Бога, Который желал бы помиловать этого грешника,- в том и другом случае увидим некое средостение, преграждающее путь нисхождению помилования от Бога на грешника и восхождению надежды на помилование от лица грешника к престолу милосердия Божия.

Потому, когда он приступает к Богу, это чувство не только делает его безответным перед Ним, но подавляет совершенной безнадежностью. Следовательно, для сближения грешника с Богом и Бога с грешником необходимо разрушить такое средостение, необходимо чтобы между Богом и человеком восстало некое иное посредство, которое от очей Правды Божией скрывало бы грех человека, а от очей грешника — Правду Божию, посредство, ради которого Бог видел бы грешника избавленным от вины и достойным помилования перед лицом самой Правды, а человек воззрел на Бога, как на уже умилостивленного и готового миловать грешника; необходима жертва умилостивления, которая, удовлетворяя правде Божией и умиротворяя душу грешника, примиряла бы Бога с человеком и человека с Богом. Какая же это жертва? В чем она? И как может явиться с такой безмерной силой умилостивления?
Жертва эта есть смерть, и смерть человека. Она вначале определена Правдой Божией в казнь за грех; ее предлагает Бог и кающийся грешник, взывая: возьми жизнь, только помилуй и спаси, хотя тут же чувствует, что его смерть не властна спасти его.
Чья же это будет смерть?

Очевидно, что такой умилостивительной жертвой не может быть смерть моя, другого, третьего и вообще кого-либо из рода человеческого, ибо моя, и другого, и третьего, и всякого вообще из людей смерть есть кара за грех и ничего умилостивляющего не представляет. К тому же мы — люди — все без изъятия сами имеем нужду в своей жертве и ею, еще живые, ищем помилования и оправдания и, чтобы улучшить спасение, еще живые должны быть ради нее оправданы и помилованы.

Поэтому умилостивительной жертвой за грех может быть смерть только такого человека, который был бы изъят из круга людей, не переставая быть человеком. А это как возможно? Не иначе как если он не будет принадлежать себе, не будет особое самостоятельное лицо, как всякий другой человек в среде людей, но принадлежать другому, высшему существу, которое восприняло бы его в свою личность, ипостасно соединилось с ним, или вочеловечилось, и умерло его смертью. Это была бы смерть человеческая, никому из круга людей не принадлежащая. Если же умилостивляющей и оправдывающей жертвой не может быть смерть моя, другого, третьего и вообще кого-либо из людей, а между тем условием помилования и оправдания все же пребывает смерть человеческая, то и я, и другой, и третий, и вообще всякий человек не можем быть помилованы и оправданы иначе как через усвоение себе чьей-либо чужой смерти.

Евангелие о кресте и спасении души

А в таком случае она сама в том, другом, умирающем по-человечески, от которого заимствуется, не должна быть следствием вины или как-либо причастна ей, иначе за нее нельзя будет оправдать других. Потому опять она, будучи человеческой смертью, не должна принадлежать человеческому лицу, так как всякая принадлежащая человеку смерть есть наказание, а принадлежать другому лицу, которое было бы свято совершеннейшей святостью, то есть умилостивляющая и оправдывающая смерть человеческая возможна не иначе как если какое святейшее существо, восприняв человека в свою личность, умрет им, чтобы таким образом, изъяв смерть человека из-под закона виновности, сообщить ей возможность быть усвояемою другим.

Далее, если помилование и оправдание человека возможно только через усвоение ему чужой невинной смерти, лица же, имеющие нужду в помиловании и оправдании, есть вообще все люди, которые живут, жили и будут жить, весь род человеческий во всех временах и местах, то для их помилования и оправдания необходимо или устроить столько невинных смертей, сколько людей или даже сколько было грехопадений или явить одну такую смерть, сила которой простиралась бы на все времена и места и покрывала бы все грехопадения всех людей. От всемилостивого и премудрого Бога, устрояющего спасение наше, возможно только последнее.

Как же это могло бы устроиться? Как смерть человеческая, сама по себе незначительная, может стяжать такую всеобъемлющую силу? Не иначе как если она будет принадлежать лицу, везде и всегда сущему, принадлежать Богу, то есть если Сам Бог благоволит принять в Свою личность человеческое естество и, умерев его смертью, сообщить ей всеобъемлющее и вечное значение, ибо тогда она будет Божеской смертью.

Наконец, это смерть, по силе своей простираясь на весь род человеческий и на все времена, по цене должна соответствовать бесконечной Правде Божией, оскорбленной грехом, иметь беспредельное значение, как беспределен Бог, чего стяжать она опять иначе не может, как будучи усвоена Богом, или сделавшись смертью Бога, а это будет, когда Бог, восприняв на Себя человеческое естество, умрет его смертью (умрет, конечно, не по Божеству Своему, а по человечеству, нераздельно воспринятому Им в одно Богочеловеческое лицо)…

Вторая основа христианской жизни, неразлучная с первой, есть живой союз с телом церкви, которой Господь — глава, живитель и движитель. Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле о нас Божественное смотрение, вознесся на Небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа, потом с Ним, по благоволению Отца, через святых апостолов устроил на земле святую Церковь под Своим главенством. И в ней совместил все необходимое для нашего спасения и сообразной с ним жизни, так что теперь через нее уже ищущие спасения получают от Него и искупление с отпущением грехов, и освящение с новой Жизнью. В ней поданы нам все Божественные силы, и знание, и благочестие и дарованы честные и великие обетования. И если мы в силу этого постараемся украситься всякой добродетелью, то нам, без сомнения, обильно преподается вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1, 3-11). Святая Церковь и есть новое человечество, от нового родоначальника Христа Господа.

(Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения)

Спасение – это освобождение от опасности или страданий. Спасти – значит освободить или защитить.

Как спасти свою Душу?

Это слово несет идею победы, мира или защиты. Иногда Библия использует слова «спасенный» или «спасение» в отношении временного, физического освобождения, как, например, освобождение Павла из темницы (Филиппийцам 1:19).

Тем не менее, намного чаще слово «спасение» относится к вечному, духовному освобождению. Когда в Филиппах Павел говорил тюремщику, что тот должен быть спасен – он имел в виду вечную участь тюремщика (Деяния 16:30-31). Иисус сравнивал спасение с вхождением в Царство Небесное (Матфей 19:24-25).

От чего мы спасаемся? Согласно христианской доктрине спасения, мы спасаемся от «гнева», то есть от Божественного суда над грехом (Римлянам 5:9; 1 Фессалоникийцам 5:9). Грех отделил нас от Бога, а результатом греха является смерть (Римлянам 6:23). Библейское спасение означает наше освобождение от последствий греха и, таким образом, подразумевает удаление греха.

Кто совершает спасение? Только Бог может удалить грех и освободить нас от наказания за него (2 Тимофею 1:9; Титу 3:5).

Каким образом Бог совершает спасение? Согласно христианской доктрине спасения, Бог спас нас через Христа (Иоанн 3:17). Точнее, смерть Иисуса на кресте и Его последующее воскресение обеспечили нам спасение (Римлянам 5:10; Ефесянам 1:7). Писание ясно говорит, что спасение является благодатным, незаслуженным Божьим даром (Ефесянам 2:5, 8), и доступно только через веру в Иисуса Христа (Деяния 4:12).

Каким образом мы получаем спасение? Мы спасаемся верой. Во-первых, мы должны услышать Евангелие – Благую Весть о смерти и воскресении Христа (Ефесянам 1:13). Далее, мы должны поверить – полностью довериться Господу Иисусу (Римлянам 1:16). Это включает покаяние, изменение понимания греха и Христа (Деяния 3:19), а также призвание имени Господа (Римлянам 10:9-10, 13).

Если дать определение христианской доктрине спасения, то оно будет звучать так: «Освобождение по Божьей благодати от вечного наказания за грех, дающееся тем, кто принял в вере Божьи условия покаяния и веры в Господа Иисуса». Спасение доступно только в Иисусе (Иоанна 14:6; Деяния 4:12), и зависит только от Бога.

© При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Как спасти свою душу

Духовные наставления старца Гавриила

       Освященный благодатью Святого Духа старец Гавриил никогда не писал на бумагах; Его слова вписывались в сердцах, умах и душах человеческих, наставляя их на путь спасения. И это старец делал самопожертвенно, не щадя ни физических и не душевных сил. Сколько заблудивших душ он спас; сколько падших людей он поставил на путь истины; сколько душ он избавил от погибели в море тщеславия! Старец старался достичь лишь одной главной цели – привести ближнего к Богу.

Моря засохнут, горы разрушатся, но слава Христа не исчерпается.

Смерть — это преображение. Не бойтесь смерти — боитесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие не сравнимо ни с чем.

Кто дал тебе душу, Тому она и принадлежит.

Неустанно стремитесь к Богу. Видя твоё стремление, Бог даст всё необходимое.

Не Господь оставляет человека, а человек оставляет Бога. Ад — это отдаление от Господа.

Праведник не боится Бога.

Бог — бесконечная любовь.

Кто любит доброту и справедливость, тот любит и Бога, и Бог его, как родного сына полюбит.

Только сердцем, полным любви можно обличать грехи другого человека.

Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь — это врождённый талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать.

Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.

Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела — это есть любовь.

Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди — больше этого нет ничего.

Бог от нас требует сердце, но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу. Помогай человеку неимущему – это и будет твоя жертва Богу. Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.

Когда творишь добро – на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь – опускаешься. Вся наша жизнь – такое движение.

Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.

Все опасности мимо смиренного пройдут и не коснутся его. Без смирения в Царстве Небесное не войдёт никто.

Некоторые утверждают, что не испытывают блудной брани, но это глупость: пока существует разница между полами – будет и брань. Главное, ради любви ко Христу, не подойти к женщине, когда обуревает плотская страсть. Это и есть подвиг.

Горе тому монаху или монахине, кто не болеет о недугах своего народа.

Разве можно чувствовать себя спокойно, если кто-то ждет тебя снаружи. Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.

Не беспокойтесь о плоти, думайте о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути.

Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем.

Приверженцы Антихриста будут ходить раздетыми. Христиане же будут одеты прилично. По церковным канонам женщина не должна носить мужское одевание. По одежде человека видно его духовное состояние.

Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.

В последние времена не смотрите на небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить, — ошибётесь и погибните.

Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву „Отче наш“, перекрестить, окропить святой водой — и так освятится всякая пища»

У дьявола есть 666 сетей. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и станет самой большой уловкой дьявола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны.

Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит – антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. И земля не убавится; перекрестишь, и она даст тебе хлеб.

Не бойтесь, главное не принять печать Антихриста на правую руку и лоб.

Как спасать душу среди шумного мира?

Не ешьте хлеб человека принявшего печать Антихриста.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

Некоторые говорят «на роду написано». Но если человеку было так «на роду написано», тогда почему же судит Бог? Свою «судьбу» мы создаём сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, то судьба здесь ни при чём.

Человек не сможет проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог даёт человеку свободу. Человек делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать, — доверься Промыслу Божию, молись и не думай больше об этом.

Раньше, до грехопадения, духу подчинялась и душа, и плоть. После грехопадения, связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа движет телом. А дух её вразумляет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и знает всё о совести; различает хорошее от плохого.

Ты не осуждай, судя – сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху в низ. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть.

Тот, кто отдаёт несправедливые приказы, грешит больше того, кто их выполняет.

Нельзя обожествлять земного человека.

Игуменство – это не только степень, сколько возможность смирения. Кому оно даётся для спасения, а кому для погибели.

Для Бога все грехи как камушки в море. Нет такого греха, который превосходил бы Его милосердие.

Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество.

Кто умалит себя, тот возвысится.

Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Без благословения ничего не делайте, пусть даже ангел в блистающих одеждах явится – благословение, данное настоятелем, не меняйте.

Осознай свою немощь, и Господь укрепит тебя.

Во чреве матери ребёнок всё слышит. Говорите ему слово Божие, и так воспитываете.

Для того живём на этом свете, чтобы творить добро.

Христианину не подобает ныть.

Бог своим высочайшим промыслом испытывает человека.

Монашествующим для спасения необходимо жить по Евангелию. Мирянам же надо исполнять десять заповедей.

Без воли Божией демон не может даже крошки сдвинуть.

Не всегда верь своим глазам и своим ушам – и то, и другое может обмануть.

Непристойно требовать от кого-то того, чего сам не давал.

Печатать иконы в светских газетах – большое преступление.

Плохо, когда язык бежит впереди, а разум остаётся позади.

Нарушение обещаний – большой грех.

Монашествующие должны жить в простоте. Простота – это благодать Божия.

Монах должен быть твёрдым, защищать правду, потому, что правда – это сам Бог.

Монах, как ревущий лев, должен защищать православие.

Надо иметь только один страх – страх совершить грех.

Всякий грех – это вражда с Богом. Одумайся! С кем враждуешь?!

Монашество – это борьба до последнего вздоха, стремление к Богу до смерти.

Монашество – это ангельский чин; надо пройти через огонь

Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, а погибнут.

Через скорби человек научится вере и любви.

Из монастыря надолго не уходи.

Если мирянин победит ради Христа свои страсти, будет приравнен к монахам.

Око – зеркало души: если душа сама не пожелает, оно на плохое не взглянет.

Бесчинство – бесстыдство – начало всякого зла!

Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиниться. Но если духовник учит ереси, — беги от него как от зла.

Время – большая милость. Оно даётся человеку для спасения.

Каяться надо больше сердцем, чем слезами.

Будь по чистоте и невинности сердца как ребёнок, но не по разуму.

Овладевая человеком, демон первым делом отнимает разум.

Когда при тебе ругают твою веру и ты молчишь – ты хуже того хулителя.

Лучше быть стократ блудником, чем еретиком.

Когда необходимо защищать веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая веру – попадёшь в Царство Небесное.

Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай «Отче наш».

Для тех, кто находиться в аду, панихида – как для узника дневной свет.

Есть деньги, которые содержат долю Иуды. Не принимай как пожертвование «иудины деньги», так как они обязательно вовлекут в грех, из которого не скоро выберешься.

Нет такого грешника, которого не принял бы Бог через Покаяние и Причащение.

Враг любви — эгоизм. Эгоист ничего не отдаёт, хочет только получить. Даже всех богатств мира будет мало. Смирение – неугасимая, угодная Богу свеча. Милость – это золото. Смирение – бриллиант.

Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в очах Божиих.

Экуменизм – это сверхъересь! Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы православные, находимся на этом корабле.

Для Бога не важно, кто ты: монах или мирянин. Главное – это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенство? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина – мирское.

Только сердцем, полным любви можно обличать грехи другого человека.

Гнев Божий на женщинах, сделавших аборт. Кайтесь и непрерывно молитесь, что бы Бог простил вам грех детоубийства.

Никогда не изменяй Богу. Перенеси все испытания – и двери Рая для тебя откроются.

Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.

Человеку говори один раз, два раза, три раза, а если не поймет, оставь его.

Грузия воскреснет, как Лазарь. Пока в Грузии не будет коронованного царя, ничего хорошего не будет.

Грузия возродится, но через большие испытания. Когда скажут – уже все кончено – тогда воскреснет и воссияет!

Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.

Согрешил – сразу кайся.

Нельзя прикладываться к лицу иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и с упованием.

Благодатное дело кормить голубей и других птиц.

Беспричинное упоминание имени Бога недопустимо; Нарушается третья заповедь.

Никогда не теряйте надежду на Промысл Божий.

Спрашиваешь, как молиться о врагах? Сперва начинай молиться о тех, кого больше всех любишь, на пример о своих детях. Потом молись об остальных членах твоей семьи. Потом обо всех твоих соседях и родственниках, чтобы у тебя не было врагов. Благослови тот город, где ты живёшь, но Тбилиси не один – благослови всех жителей Грузии. И Грузия не одна, она окружена другими странами – проси Бога, чтобы люди не враждовали. Теперь, когда ты помолился обо всех и остался один враг, — и его не оставляй. Проси Бога наполнить его сердце добротой, а разум – мудростью. Вот так и сможешь помолиться о своём враге.

Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить Ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир это увидел и души, которые должны спастись приехали бы сюда в Грузию.

Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех.

Не все спасутся. Бог не спасёт, если не будешь просить об этом. Кто спасёт свою душу и другим поможет словом и делом, тот исполнит заповеди Христа.

Грузия – земной удел Богоматери. Не оставляйте родину в трудные времена, не прогневляйте Матерь Божию!

О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору.

Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью, и через лес пройти, где волки бродят, — и ты, не раздумывая, отправишься в путь ради спасения ближнего — это и есть любовь.

Если имеешь всё, но не имеешь любви — считай, что ничего не имеешь.

В последнее время Грузия воссияет; Это будет духовный подъём, а не размахивание долларами, как думают некоторые. Много верующих соберутся в Грузии. То, что сотворили коммунисты лишь предисловие. А сейчас начинаются более важные события. Такой опасности не было на земле со времен сотворения мира. Эта последняя… Представьте мать пятерых детей: как она должна откормить детей, не приняв печать антихриста? Видите, какие ловушки ставит антихрист людям. Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес. по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить.

Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.

То, что надо любить своего врага — это понятно, но как полюбить врага Христа? Его надо не ненавидеть, а жалеть. тогда сможешь и полюбить.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Выше всех канонов и уставов — любовь.

Если ненавидишь хотя бы одного человека — отвратителен перед Богом

Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.

В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.

Молитесь обо всех. Оставляю вам завещание: молитесь, и ваши молитвы сдвинут горы.

/ Разделы сайта / Богословие / Дополнительно рекомендуем для чтения по теме: "Богословие" / Как спасти душу от вечной погибели

Рекомендуем к прочтению

Священник Николай Успенский

Как спасти душу от вечной погибели

Сборник духовно-нравственных статей

                                                                                                                                                                                                          Издательство: Артос-Медиа, Москва, 2007

О вере, надежде и любви к Богу

Что такое православная вера
Как укрепляется и растет святая вера
Веруй в простоте сердца
Вера в Бога
Надежда на Бога
Будешь уповать на Бога и избавишься от зла
Любовь к Богу
Где найти Иисуса Христа
Кто любит Господа
Кто не любит Господа
О том, что вера православной Церкви есть истинная вера
Кто отлучит нас от любви Божией
О сомнении в делах веры
Дух неверия в России
Признаки неверия
Отчего же ослабевает вера
Не относись холодно к вере
Берегись неверия
Не унывай, христианин, если найдут на тебя когда минуты неверия, сомнения в истинах веры. Это может быть и действительно бывает со всяким верующим
О молитве и силе ее
Как мы должны относиться к читаемой молитве
Как надо молиться Богу
Приготовление к молитве
Самое совершение молитвы
Что делать после молитвы
В чем состоит истинная молитва
О действии молитвы (избр. письма прп. Нила подвижника)
О необходимости постоянно и не ленясь молиться
За кого надо прежде всего молиться
Христианин, не ослабевай в своей молитве
О молитве пред иконами
О призывании святых в молитвах
«Господи, помилуй!»
Молитва Господня
Молитва к Пресвятой Богородице
Наставление молящимся
Пример спасительного действия молитвы
Что делать, когда молитва не идет на ум
Ночная молитва
Блажен, кто имеет твердую веру и умеет горячо молиться
«Молиться очень трудно»
Когда почувствуешь себя ослабевающим в молитве
Наставление о молитве
Важное замечание святого отца о молитве
Как спасти души свои от вечной погибели
Молитва в церкви и молитва дома
О молитве в храме Божием
Не рассказывай людям, что Бог услышал твою молитву
Для чего псалмопение введено в нашу жизнь и почему самые пророчества преимущественно произносятся с пением
Примеры силы молитвы

О крестном знамении и его силе

О крестном знамении вообще
Для чего мы творим крестное знамение
Сила крестного знамени
Награда за почитание крестного изображения
Сила честного креста спасает от потопления

О святых иконах

О иконах вообще и святости их
Употребление и почитание св. икон основывается на Священном Писании
Об употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание
Почитание святых икон освящено чудесами, какие Господь благоволил совершить через них
О правильном почитании святых икон

О почитании Святых Христовых Тайн

О св. причащении
Чудодейственная сила Святых Тайн
Участь не почитающих Св.

Как помочь православным осознать необходимость Cпасения Души ещё при жизни.

Тайны
Сила веры в таинство св. евхаристии
Порядок приготовления и приступания к святому причастию

О почитании воскресного дня и праздников

О почитании воскресного дня
Воскресенье — день Господень
Праздничный отдых необходим для благополучия человека
О том, как проводить праздничные дни
Воскресный день в Лондоне
В праздники работать грех
«Бедный человек, почему ты не отдыхаешь в воскресный день?»

Слово Божие и его сила

Слово Божие величайшее благо для сердца человеческого
Слово Божие — пища для души
О святой Библии
Суждение о Библиим Есть ли у тебя Библия
Когда читать Библию
В каком порядке читать Библию
О Евангелии
Книга вечной жизни
Как поступать тогда, когда, читая Библию, чего-либо не понимаешь
Сила Слова Божия

Чудеса и их сила

О чудесах
Чудеса непрестанные
Чудеса исцелений Евангельских

Семейная жизнь христианина

Несколько слов к вступающим в супружество
Истинное христианское супружество и каково оно у нас
Христианская семейная жизнь
О семейном благополучии
Как призвать на себя благословение Божие
Семейные неурядицы — как причина бедствий крестьян
Детство и отрочество — самое удобное время для научения детей наших правилам благочестия
Родители, учите детей молитвам
Юность — счастливое время
О повиновении детей родителям
Важность пятой заповеди закона Божия
Обязанности, предписываемые пятою заповедью
Примеры глубокого послушания и преданности к начальникам и наставникам
Явное наказание Божие за непочтение к родителям
Какое родители должны оставить наследство детям
Испорченные дети
К вам, отцы и матери, мое слово
Увещание молодежи
Предостережение, особенно молодежи, от увлечений непокорности и ложных толкований
Наставления пастыря духовным детям
Наставление отца сыну
Что следует делать родителям с дочерями
Страсть женщин к нарядам
Не заботьтесь об одежде и нарядах
Как простой народ смотрит на женщину

На утешение больным и скорбящим

Болезни и польза их
Что делать в часы скорби
«В скорби будьте терпеливы»
«Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя»
Несколько слов обидимым
Ропот людей на горькую участь
Беды и невзгоды — благополучие наше. Бог — наше прибежище

Наши идолы

Современное идолопоклонство
Идолопоклонство духовное
О богатстве
Богатство и бедность
Как вернее нажить богатство
В чем состоит истинное богатство человека
Богатство — великий дар Божий, великая милость Божия.
«Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его»
Беды от богатства
Как вести себя при богатстве
Умное распоряжение богатством
Богатый и Лазарь
Утешение бедняку
Грех сребролюбия
Господь наказывает жестоких сребролюбцев
О зависти
О гордости
О том же
Фарисей и мытарь в христианском храме
Средство против гордости
Гордость и тщеславие
Поучение против корыстолюбия
О пьянстве
Страшные грехи
«Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд»
Отчего происходит жадность к вину
Поучение к простолюдинам против пьянства
Плоды пьянства
Благодатное врачевство от пьянства
Излечение от запоя
Обычные отговорки народа от трезвости
Кара Господня за распутную жизнь
Грехи нашего времени и недобрые обычаи
Картежная игра
«Мы люди темные»

О дурных помыслах и соблазнах

Дурные помыслы
О соблазнах
Как поступать при виде соблазнов
Как избежать соблазнов
Чему подобны души зараженных страстями
Наши искушения: борьба с плотью и миром
Жизнь человека лукавого, пристрастного к миру и плоти
Как нужно бороться со страстями
Мир во зле лежит
Сети диавола
Сильное оружие против диавола

О смерти и жизни загробной

Страшное слово
Что такое смерть
Ужас смерти
Смерть, могила, разрушение
Час моей смерти
Час смертный, кто тебя избежит
Неизвестность смертного часа
Каждому человеку определено умереть, а затем предстать на Суд Божий
Как св. мученики смотрели на смерть
Как нам смотреть на свою смерть
Как приготовиться к смерти
Замечательные изречения великих праведников пред своею кончиною
Взгляд умирающего на свою прошедшую жизнь
Истинно христианская кончина
Смерть грешника
О том, почему иногда добрые и честные люди умирают худой смертью, а злые и порочные смертью хорошей
Как должно проводить последние дни и часы жизни
Необходимость и польза поминовения усопших
Польза душам усопших от поминовения на литургии
О том, что за умерших надо подавать милостыню
О пользе посещения кладбища
Небо
О загробной жизни
Загробный путь
О загробной участи нашей
Ожившая покойница — вестница из загробного мира
Страшный суд
Мы снова увидимся в вечности

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *