Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Сообразительность как качество личности – способность использовать уже имеющиеся в сознании образы для быстрого нахождения правильного решения; способность быстро оценить ситуацию и предпринять оптимальный порядок дальнейших действий, обойдя обязательные для всех правила.

Жил-был фермер. У него был осёл, который исправно служил ему всю свою ослиную жизнь. Однажды осёл, по неосторожности, провалился в колодец и страшно закричал, зовя на помощь. Когда фермер прибежал и увидел в чём дело, он, конечно, очень огорчился, ведь осёл у него один. Стал фермер думать, что же ему делать. Думал-думал и рассудил так: «Осёл мой уже старый, своё он почти отслужил. Да и колодец этот почти высохший – я давно собирался его закопать. Осла мне всё равно не вытащить никак, так что закопаю его в колодце, да и, когда он умрёт, запаха разложения слышно не будет. А себе со временем куплю молодого ослика, выносливого». Взял фермер лопату и стал закапывать колодец. Осёл, поняв, в чём дело, принялся истошно орать на своём ослином языке. И вдруг он умолк. Бросив в колодец ещё несколько лопат земли, фермер решил всё же посмотреть, почему осёл молчит. Как же он был поражён тем, что увидел! Каждый ком земли, который падал ему на спину, ослик стряхивал и подминал под себя ногами. Таким образом, он поднимался всё выше и выше. Скоро под сообразительным осликом оказалось так много земли, что он смог выпрыгнуть из колодца.

«Сметлив и хитер — пятерым нос утер», — говорит русская пословица. Медлительность и нерасторопность могут только мечтать о способности сообразительности мыслить нестандартно и стремительно, создавать сложные вещи с помощью простых подручных средств, умело пользоваться своими знаниями на практике. Можно обладать несметными знаниями, но не уметь применять их на практике. Теория без практики мертва. Нужен не только ученый, но и смышленый. Человек, который много знает, но не привносит свои знания в реальную жизнь, не может считаться умным, а тем более, разумным или мудрым. Мудрость – это не примитивное начетничество, это ясное понимание, осознание полученных знаний и соединение их с реальной жизнью. Вспомним И. Гёте: «Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо».

Сообразительность инициативна, гибка и конкурентоспособна, ей присущ юмор, фантазия, уверенность и успех. Она крайне внимательна к тому, что происходит вокруг нее. Зная, что чёрт кроется в деталях, она беспокоится, как бы, не пропустить какую-нибудь важную «мелочь». Когда ей говорят: «Что ты видишь?», она отвечает: «Важно не то, что я вижу, важно то, что я не вижу».

У сообразительности довольно прохладные отношения с предусмотрительностью, она не умеет долго, системно обдумывать решение задачи. Сообразительности, как правило, не по плечу создать сложную машину с надоедливым процессом испытаний, доработок и доведения ее до ума, а вот отремонтировать машину наилучшим способом – это ее родное поле деятельности.

Если разобрать слово «сообразительность» по частям, вскрывается любопытный факт: СО – ОБРАЗ – ИТЕЛЬНОСТЬ, иными словами – это способность соединения с образом. Когда у смышленого человека возникает вопрос, он начинает со-ображать т.е. соединяться с образом «то, что есть» и образом «того, что хочется». Мысленно соединив два образа в один, он находит блестящее решение задачи. Зачастую на все про все сообразительности необходимы считанные мгновения. Способность умело использовать образы и есть сообразительность.

Смекалистый ум может выручить человека из самых отчаянных ситуаций. У сметливого солдата и рукавица – граната. Там, где закостенелый ум спасует и смирится с неотвратимостью печального конца, сообразительность найдет единственно правильную возможность спастись.

Людовик XI влюбился в Маргариту де Сассенаж, соблазнившую его своими прекрасными ножками. Однажды утром она явилась туда, где проезжал королевский кортеж. Притворившись, что потеряла подвязку, она приподняла подол платья и стала прилаживать вместо подвязки ленту. Совершенно случайно обнажившееся при этом бедро позволило наблюдать столь безупречную линию изгиба, что Людовик пришел в смятение и выразил вполне естественное желание увидеть чуть больше. Два часа спустя срочно затребованная во дворец красавица стала любовницей монарха. Их связь длилась два года. Впервые в своей жизни Людовик выглядел влюбленным. Увы, придворный астролог предсказал близкую смерть прекрасной Маргариты, и через неделю молодая женщина была сражена какой-то неведомой болезнью. Потрясенный Людовик приказал без промедления выбросить астролога из окна. Когда обреченного вели на казнь, король обратился к нему: «Скажи-ка, ловкач и всезнайка, без колебаний предрекающий судьбы других, ведома ли тебе собственная судьба и сколько времени осталось тебе жить?» Астролог, угадавший намерение короля, ответил: «Сир, я умру на три дня раньше вас!» Перепуганный Людовик XI тут же отдал приказ, чтобы прорицатель ни в чем не нуждался.

Умному свистни, а он уже смыслит. Один путешественник был захвачен племенем, вождь которого решил, что тот должен умереть. Вождь был очень мудрым человеком и дал путешественнику право выбора. Путешественник должен был сказать одну фразу. Если фраза оказывалась правдивой, то его сбрасывали с высокой скалы. Если она была лживой, то путешественника должны были растерзать львы. Но путешественник сказал такую фразу, после которой его отпустили. Он сказал: «Меня растерзают львы». Теперь, если бы вождь отдал его на растерзание львам, то эта фраза оказалась бы правдивой, и путешественника должны были бы сбросить со скалы. Но если его сбросят со скалы, то фраза окажется лживой. Вождь признал, что единственно правильным решением будет отпустить путешественника.

Голь на выдумки хитра. Наш народ привык в самых неблагоприятных условиях жизни изворачиваться и решать самые разнообразные жизненные ситуации. Дед на даче просыпается ночью, смотрит, а у него воры картошку копают. Он звонит в милицию: — У меня тут какие-то козлы всю картошку стырить хотят! — Приносим свои извинения, но у нас поблизости нет ни одной патрульной машины. Как только кто-нибудь освободится — мы его к вам отправим. Деда такой ответ не удовлетворил и он минут через пять снова звонит в милицию: — Всё, сынки, можете не приезжать — я их всех перестрелял! Через три минуты, с мигалками и сиренами, приносится куча милицейских машин и целый автобус ОМОНа. Всё вокруг оцепляют, вяжут обалдевших воров. Полковник подходит к деду и спрашивает: — Дед, ты же, вроде, сказал, что всех перестрелял? — Ну, так и вы мне, вроде, сказали, что у вас машин нету…

Быстрая реакция на обстоятельства спасает и выручает. Молниеносный ответ либо нахождение выхода из жизненной ситуации в короткие сроки называют сообразительностью. Уровень смекалки у каждого человека разный. Он меняется под воздействием внешних факторов, зависит от интеллектуального развития. Сообразительность помогает найти выход там, где его не видят другие. Если вам не хватает креативности и нестандартного мышления, то займитесь развитием сообразительности.

Что такое сообразительность?

Смекалка – это быстрое реагирование на любые ситуации. Зависит скорость принятия решений от быстроты мышления и хладнокровия. Мало кто умеет сохранять спокойствие, когда торопят обстоятельства. Часто нестандартные решения человек принимает, находясь в состоянии стресса, когда ситуация угрожает здоровью, жизни.

Подобные чувства испытывают школьники или студенты при сдаче экзамена. Понимая ответственность момента, человек инстинктивно собирает силы и выдает правильный ответ. В описанном случае проявления сообразительности нечастые. Но, при постоянной тренировке замечено повышение моментального реагирования на обстоятельства.

Сообразительный человек не создаст сложное техническое устройство. Ведь для этого потребуется работа, включающая обдумывание, прорисовку чертежей, проведение испытаний. Такая деятельность не по плечу человеку наделенному смекалкой. Но, если поставить перед ним задачу найти решение, как отремонтировать устройство, то незамедлительно последует пару вариантов починки прибора.

Как соображать быстрее?

Сообразительность тесно связана с работой мозга и способностью нестандартно мыслить. Не обязательно быть кандидатом наук или мудрецом, чтобы пользоваться смекалкой. Достаточно заняться развитием мозга. Как соображать быстрее?

Не подгоняйте. При решении задач, требующих срочного вмешательства, человек паникует. Заботится о том, сколько времени осталось, рисует в воображении картинки, что случится, если он не справится. В результате еще больше выходит из равновесия, вместо того, чтобы сосредоточиться на главном. Поэтому не подгоняйте себя, когда требуется найти выход из ситуации.
Тренируйте мозг. Проходите задачки на сообразительность, решайте кроссворды, разгадывайте шарады. Не откладывайте сложные задачи. Если книга или инструкция к технике кажется непонятной, разбирайте литературу по частям. Найдите значение незнакомых слов, сделайте конспект прочитанного. Если не тренироваться, то со временем простейшая инструкция покажется сложной наукой.
Играйте. Человек лучше воспринимает информацию, когда не учится или заставляет себя, а проводит время интересно и с пользой. Отличная игра «Сделай из мухи слона» или «Угадай слова». Она включает игровое поле и фишки с буквами алфавита. Игра начинается с раздачи карточек, из которых затем один игрок составляет слово. Задача второго – поменять одну букву, чтобы получить новое слово. Игра становится интересней, когда слова выкладываются по типу кроссворда.

Поддерживайте оптимистичный настрой. Доброжелательный человек уверенней в себе, готов к изучению новой информации, стремится расширить кругозор. Жизненные трудности воспринимает легче, поэтому подключается не паника, а сообразительность.

Как повысить сообразительность?

На смекалку влияет множество факторов. Сообразительный человек хуже реагирует, когда подвергается постоянным стрессам. Во время серьезных ситуаций организм человека вырабатывает кортизол. Он губительно действует на клетки мозга, разрушая их. Если ваш день начинается активно, с самого утра вы решаете тысячу задач, то попробуйте снизить темп жизни. Начните день не со вскакивания с постели, а выделите себе 15–30 мин., чтобы понежиться в кровати, помечтать.

Как повысить сообразительность?

Прослушивайте музыку. Для хорошего настроения подойдет любая. А вот для активизации мозга слушайте классическую музыку. Ученые доказали связь между повышением скорости мышления и прослушиванием произведений Моцарта.
Не делайте сто дел сразу. Чтобы решить определенную задачу важно сосредоточиться. Если вы одновременно читаете почту, отвечаете на звонки, прослушиваете аудиокнигу, то внимание рассеивается на несколько источников информации. В результате снижается концентрация и уровень IQ. Даже употребление наркотических веществ или алкогольных напитков так не уменьшают коэффициент интеллекта, как смена фокусировки.
Позвольте себе положительные эмоции. Руководители компаний давно знают, что хорошее настроение влияет на работоспособность сотрудников. Поэтому организовывают корпоративы, совместные праздники, выезды на природу. Сплоченный коллектив лучше трудится, чем сотрудники, которые едва знакомы друг с другом. Острота ума напрямую зависит от положительных эмоций.
Развивайте память и словарный запас. Неожиданные решения не придут, если у вас скудный словарный запас и ничего не держится в голове. Для развития памяти запоминайте песни, выучите наизусть длинное произведение, например, «Евгения Онегина». Чтобы пополнить словарный запас учите в день 1–2 новых слова.

Мозг нуждается в постоянных тренировках. Поэтому подкидывайте ему интересные задачки. Проходите тесты на сообразительность, упражнения на логику, изучайте иностранные языки. Чтение книг способствует повышению интеллектуального уровня, памяти. Мозговая гимнастика останавливает возрастные изменения. Чтобы повысить уровень сообразительности, увеличивайте нагрузку. Попробуйте выполнять два дела сразу, одно сложное, а другое на уровне инстинктов. Например, одновременно прослушивайте специализированную литературу и чистите зубы.

Как развить сообразительность?

Смекалистый человек быстро обрабатывает информацию и выдает результат. В данном процессе задействованы разные органы человека. Не обязательно обладать высоким IQ, чтобы выдавать молниеносные решения. Поэтому важна скорость мышления, хорошее физическое состояние человека. Если смекалка не ваш конек, то тренируйте мозг и занимайтесь спортом.

Как развить сообразительность?

Прибегайте к физическим нагрузкам. При занятиях спортом, кровь приливает к мозгу. В результате человек соображает быстрее. Проводите тренировки на свежем воздухе. Так вы получите двойной эффект. Не только запустите активную работу мозга, но и насытите организм кислородом. Если нет возможности ходить на фитнес, записаться в зал, то просто прогуливайтесь пешком каждый день. Доказано, что человек, ведущий сидящий образ жизни, уступает по уровню сообразительности активным людям.
Уделите внимание питанию. Интеллектуальное развитие и память человека зависят от наличия в организме определенных витаминов и веществ. Мозг работает лучше, когда насыщен фолиевой кислотой и витаминами из группы В. Введите в рацион рыбу, молочные продукты, фрукты и овощи. Для активизации мозговой деятельности необходим серотонин. Для выработки гормонов насытьте завтрак белками, а обед углеводами. Не забывайте употреблять в течение дня достаточное количество воды.
Высыпайтесь. В среднем человек полностью восстанавливается за 8 часов сна. Если регулярно уделять меньшее время на отдых, то будете чувствовать усталость и разбитость. Невыспавшийся человек туго соображает, плохо обрабатывает информацию. Снижаются такие показатели, как уровень IQ, концентрация, работоспособность. Человек становится рассеянным, допускает досадные ошибки.
Займитесь творчеством. Хобби, связанные с рукоделием, развивают мелкую моторику. Движения, совершаемые кистями и руками, находятся под эгидой одного из отделов головного мозга. Поэтому вязание, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, способствуют улучшению работы мозга.

Современные технологии снижают смекалку человека. Многие решения находятся при помощи умных машин. Чтобы запустить творческий подход к ситуации, попробуйте отказаться от технологий.

Описанные действия помогают стимулировать работу мозга, улучшают память, учат концентрироваться и принимать решение. Самое главное, вы получите возможность управлять сообразительностью. А это отличное оружие для достижения своих целей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *