Как не попасть в лапы к сектантам — 10 советов

Закон о сектах российские парламентарии планировали принять в этом году. Но, к сожалению, этого не случилось, и деятельность сект по-прежнему перетекает из трясины сомнительных догм в многотомные уголовные дела. Как противостоять сектантству — организациям, продолжающим "штамповать" зомби? Что необходимо знать для того, чтобы не попасть в секту? Может ли в этом помочь законодательство? На эти вопросы ОК-информ помогли ответить эксперты.

Бог Кузя и свидетели

Как в большие, так и в малые секты доверчивые граждане одинаково активно несут деньги, отписывают мошенникам квартиры и дачи. Смотришь на лица "ведунов" и диву даешься, как можно поверить в их чистые помыслы. Особо впечатлительные люди тем не менее верят.

Помимо тех сект, что в течение многих лет процветали и ширились на виду, существовали и существуют подпольные. По данным Минюста, только в течение прошлого, 2016 года, 52 организации такого рода были ликвидированы и запрещены на основе судебных решений (47 из них имели отделения в 24 регионах страны).

В последние два года в центре громких судебных процессов становились и большие объединения сектантов, давно пришедшие к нам "из-за бугра" и до недавних пор чувствовавшие себя спокойно.

Так, год назад Верховный суд РФ по исковому заявлению Генпрокуратуры запретил деятельность международного религиозного объединения "АумСинрике". Всемирно известной "Синрике" стала после террористического акта в метро Токио 20 марта 1995 года. В ходе пяти скоординированных атак сектанты распылили отравляющий газ зарин в токийском метрополитене. В результате погибли 13 человек и пострадали около 6 тысяч. Но это не помешало секте продолжать разрушительную деятельность в различных странах мира, в том числе и в России. К тому времени как ее запретили, число адептов в России увеличилось примерно до 30 тысяч…

Другое громкое дело. Буквально неделю назад, 6 декабря, московский суд приступил к рассмотрению уголовного дела о мошенничестве организатора небольшой, но не менее разрушительной для душ и умов секты — Андрея Попова, именующего себя "богом Кузей".

Сорокалетний подсудимый был арестован еще в 2015 году. В квартирах, где собирались его адепты, при обысках было найдено более 240 миллионов рублей и более 150 тысяч долларов, компьютеры и тетради с бухгалтерскими записями, свидетельствующие, по версии следствия, о противоправной деятельности членов секты "по завладению денежными средствами граждан" (ч. 4 ст. 159 УК РФ — мошенничество в крупном размере, совершенное группой лиц).

Кроме того, Попова коснулась и другая статья УК — 239-я, в которой говорится о создании организации, посягающей на личность и права граждан. Уголовные дела соединены в одно производство. Фактов следствием собрано много, но свою вину "бог Кузя" не признает…

Только что, в декабре, последовало продолжение громких дел, связанных с возвращением государству имущества "Свидетелей Иеговы".

Организация, признанная в апреле этого года Верховным судом РФ экстремистской, помимо прочей многомиллиардной недвижимости (в девяностых и "нулевых" часто при покупке недвижимости использовались мошеннические схемы), владела комплексом бывшего пионерского лагеря в поселке Солнечное (Курортный район Санкт-Петербурга). После судебного решения недвижимость перестала принадлежать юрлицу США.

Бывший пионерлагерь был выкуплен религиозной сектой еще в начале 2000-х годов, но после признания организации экстремистской и запрета ее деятельности на территории страны прокуратура обратилась с иском в суд о признании сделки недействительной.

Эксперты оценивают недвижимость бывшего пионерлагеря в 1,8-2,4 млрд рублей. Как ранее сообщал ОК-информ, Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга рассмотрел иск прокуратуры к американской организации "Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов Пенсильвании" (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, зарегистрирована в США, Нью-Йорк) и изъял в собственность государства имущественный комплекс из 16 объектов недвижимости (земельные участки, жилые дома, здания) по адресу поселок Солнечное, Средняя ул., 6, общей кадастровой стоимостью 881 млн 407 тысяч 566 рублей.

Как защитить детей

Если взрослые сами отвечают за решения, которые принимают, то у детей выбора нет. Нередко им угрожает опасность, подчас — смертельная (например, в тех случаях, когда переливание крови сектанты считают недопустимым). В связи с этим 14 ноября пленум Верховного суда РФ принял постановление, в котором речь идет о необходимости лишать граждан родительских прав за вовлечение детей в запрещенные секты, террористические и экстремистские организации.

В начале декабря ВЦИОМ обнародовал результаты опроса, в ходе которого выяснилось, что 80% респондентов — сторонники лишения родительских прав тех, кто приобщает детей к деятельности деструктивных организаций. Правда, немало (16%) и противников, утверждающих, что родителям виднее, что лучше ребенку (9%): что "детям лучше быть с родителями" или "надо проводить разъяснительную работу с родителями" (по 8%). Точки зрения, что "необходимо разбираться с каждым конкретным случаем" придерживаются 7% опрошенных.

Пока общество определяет меры наказания за вовлечение детей в секты, ежегодно в деятельность деструктивных сект на территории России вовлекаются тысячи детей.

Вне закона

По мнению законодателей, стране необходим отдельный закон, способствующий противодействию деструктивным сектам.

"Надо, прежде всего, четко понять, что такое деструктивная секта и кого именно мы называем сектантом. Несмотря на актуальность темы, понятия "секта" в российском законодательстве нет. У государственной власти есть полномочия закрыть ту или иную секту, если она зарегистрирована и по части криминала нарушает закон. Но для того чтобы в полной мере иметь возможность расправляться с опасными сектантскими идеями, нужны четко прописанные, жесткие нормы", — считает депутат Госдумы Светлана Журова.

По ее словам, привлечь к ответу откровенных мошенников можно, только расценивая их практику как незаконную предпринимательскую деятельность, но и здесь — ловушка.

""С сектами разбираться сложно", — объясняет депутат. — Те, что зарегистрированы, нередко имеют на руках документы и поддержку адептов. Еще труднее со многими, которые официально не регистрируются, о них мало что известно, а жалоб можно дождаться только от серьезно пострадавших и переставших хранить им верность. Годами длится зомбирование людей, они несут в сомнительные организации деньги, отдают квартиры. Хотя разоблачительные процессы в разных местах России сегодня идут, безусловно, надо ускорить принятие отдельного закона о сектах".

По оценкам экспертов, в России действует примерно 500 сектантских организаций, но это только вершина айсберга — в это число не входят многочисленные мелкие организации, занимающиеся сомнительными "практиками", обирающие людей "до нитки".

Кроме того, маячит и новая угроза сектантства — через интернет (это отдельная тема, рассмотрением которой в ближайшее время займется ОК-информ).

***

Читайте также по теме:

***

ТОП-10 необходимых знаний

В России вскоре будет распространено такое издание, как "Антисектантская энциклопедия", создатели которой считают, что люди легко попадаются в расставленные сектантами сети не столько потому, что их ловко отлавливают на улицах городов в "минуты душевной невзгоды", а в большей степени по причине невежества.

Поэтому борцы с тоталитарными сектами предлагают запомнить перечень необходимых знаний. Предлагаем вам ознакомиться с основными из них.

— Прилипнет как банный лист.

Как я попала в секту и вышла из нее

Втянет в разговор. Посочувствует. Посоветует. Скажет: есть такая организация… замечательные, добрые люди, готовые изменить твою жизнь, сделать ее счастливее, ярче. Позовет на первую встречу… Не верьте!

— Гуру, учителя, пророки легко распоряжаются силами, временем, деньгами, а часто и жизнью рядовых сектантов.

— Изнутри секта устроена по принципу пирамиды, как "Гербалайф" или "МММ". Привел десять друзей, и ты — босс, завербуешь сто — станешь еще круче. Это обман.

— Сектанты традиционно утверждают, что знают правду, о которой даже не догадываются другие, но единственная их цель — власть и деньги.

— Секта — экономически выгодный насос для откачивания денег из карманов ближнего. Под маркой отказа от "мирских соблазнов" люди несут туда деньги.

— Невозможно узнать, чем занимаются "посвященные седьмой ступени". Новичку только едва намекают и обещают, что на какой-нибудь 125-й ступени отыщется кладезь тайных знаний о мире, о Боге, о себе самом. Не стоит рваться туда — там пустота и обман.

— "Поликонцентрация белой планы в пятом слое астрала располагает к работе в эгрегорах… Приступайте!" Секта использует особый язык, дурно сляпанный из научной и оккультной терминологии.

— Любая секта использует специальные методы контроля сознания. Главный посыл: друзья — в секте, а по улицам бродят убогие уроды, которые не понимают и никогда не смогут тебя понять.

— Гипноз и медитация — отличные средства "раскачать" нервную систему человека, а такому легко вложить в голову все, что угодно.

— Не стоит отдавать последнюю копейку и становиться рабом секты. Это "дорога в никуда".

Евгения Дылева

"Общественный контроль" — 12.12.2017.

Головин Е.Г. Религиозная безопасность личности, общества и государства

  • Добавлен пользователем valentineisakova
  • Отредактирован

Учебник. — Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2016.

Что делать, если ваш близкий попал в секту?

— 163 с.Оглавление:.
Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности РФ.
Трансформация религиозной безопасности в ключевую сферу национальной безопасности российского государства в 90х годах XX столетия.
Научно-правовая разработка концепции религиозной безопасности Российской Федерации в трудах российских ученых.
Религиозная ситуация в российском общества и её влияние на безопасность страны.
Многоконфессиональный состав российского общества. Уровень религиозности и степень религиозности населения.
Возвышение и развитие религиозного самосознания народа.
Консолидация законодательства Российской Федерации в религиозной сфере.
Проблемы деполитизации религии.
Внутренние проблемы развития конфессий.
Новые религиозные движения в современной России.
Угрозы национальной безопасности со стороны сект и деструктивных религиозных организаций.
Проблемы использования в правоприменительной практике понятийного аппарата, относящегося к деятельности сект и деструктивных религиозных организаций.
Деструктивные религиозные организации: сущностные характеристики деятельности как угроза религиозной безопасности российского общества.
Религиозный экстремизм и прозелитизм – крайнее проявление радикальной нетерпимости, религиозной ненависти и вражды к инакомыслящим.
Судебная практика по делам о признании религиозной литературы экстремистской.
Необходимость совершенствования законодательства в сфере деструктивной религиозной деятельности.
Реализация конституционных прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания как фактор обеспечения религиозной безопасности личности.
Особенности конституционно-правового регулирования права на свободу совести и свободу вероисповедания.
Структурные элементы права на свободу совести и свободу вероисповедания как института конституционного права.
Гарантии и правомерные ограничения свободы совести и свободы вероисповедания.
Уголовно-правовая и административно-правовая защита права на свободу совести и вероисповеданий.
Оскорбление религиозных чувств, осквернение религиозных символов и воспрепятствование внешнему выражению религиозности как угрозы религиозной безопасности личности.
Специфика обеспечения религиозной безопасности личности в условиях плюралистической модели демократии.
Конституционные принципы взаимодействия религиозных объединений и Российской Федерации как основа обеспечения религиозной безопасности общества и государства.
Отделение религиозных объединений от государства.
Равенство религиозных объединений перед законом.
Способы предотвращения и разрешения государственно-конфессиональных и межконфессиональных конфликтов.
Всестороннее сотрудничество государства и конфессий – принципиально важное направление обеспечения религиозной безопасности личности, общества и государства.
Природа и виды государственно-конфессиональных конфликтов и способы их разрешения.
Особенность межконфессиональных конфликтов и способы их преодоления.
Глоссарий по религиозной безопасности.
Библиографический список.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация

В Православной Церкви часто поднимается этот вопрос, который за всю историю христианства не утратил своей актуальности, как распознать секту и защититься от нее? Когда этот вопрос касается откровенно неправославных общин, например, популярное в 90-е годы «Белое братство», тут легко распознать и защитить себя от еретических взглядов. Но что делать и как распознать секту в среде православия?

Что такое секта

Определение понятия на самом деле крайне невинно, в переводе с латинского оно означает «школа» и «следую», т.е. определенное учение, которому следует человек. В древнегреческом языке данное понятие также означало ересь. В Православной Церкви это значит религиозную группу людей, которая имеет отличное от утвержденного учения. В более современном понимании, это значит отделенную группу, которая имеет свое учение и доктрину.

Если объективно рассмотреть секту, она предстанет как просто группа религиозных людей, которые имеют одно учение и следуют определённому уставу. Чаще всего во главе группы стоит один человек или группа лиц, которые управляют общиной и трактуют им догмы.

Они могут находиться в составе официальной доктрины, например, харизматы являются частью христианства, т.е. их взгляды совпадают с главными богословскими вопросами и доктринами этого вероисповедания. А могут стоять отдельно ото всех взглядов и религий, например, «Белое Братство» или «Саентологическая Церковь», которые полностью исказили все христианские догмы и распространяли безусловную выдуманную ересь среди народа.

Классификация сект делит их на:

  1. Псевдохристианские — имеют в учении некоторых христианские догматы, но искажают Писание и ставят выше него собственные откровения («Поместная церковь», «Свидетели Иеговы», «Бостонское движение» и пр.).
  2. Псевдовосточные — строятся на некоторых восточных традициях и претендуют на передачу неких духовных знаний (Брахма-Кумарис, культ Сатьи Саи Бабы и пр.).
  3. Псевдонаучные — основывают учение на псевдонаучных фактах и утверждениях, противоречащих официальной научной позиции (парапсихология, сайентология и пр.).
  4. Культы здоровья — утверждают приоритет физического здоровья над духовным (последователи Порфирия Иванова, ребефинг и пр.).
  5. Оккультные — строятся на распространении неких «тайных знаний», которые дают власть над людьми или Вселенной (агни-йога, теософия, астрология или магия и пр.).
  6. Неоязыческие — общины, которые стремятся возродить язычество и состоят из элементов оккультизма и фольклора («Веда», «Вятичи» и пр.).
  7. Коммерческие — организации, которые строятся по принципу пирамиды и чья идеология основывается на коммерции («Гербалайф»).

Как распознать «православную» секту

Этот вопрос крайне важен, ведь секта, которая имеет в своем основании часть истины, т.е. маскируется под официальное учение, очень опасна, поскольку человеку сложнее распознать ложь. Неправильно мнение, что все православные истинно верующие, а все сектанты — еретики.

Сегодня можно увидеть «православного», который настоящий сектант по духу — фанатичный, злой, узколобый, не ищущий правды Божией, но гордо судящий другого за его взгляды. И наоборот, можно увидеть сектанта, который не понимает тайны богослужения или не признающий какую-то истину церковную, но являющегося истинно Божьего любящего Духа.

В Православной Церкви есть свои догматы, которые написаны в официальных документах Синода. Что необходимо сделать, если монах или настоятель монастыря, а возможно, и священник на богослужении начинает распространять мысли, которые вызывают непринятие?

Для начала:

  • после служения попросить у него в частной беседе назвать места Писания, на которые он опирался;
  • сравнить его слова с официальной позиции Церкви;
  • написать в епархию и уточнить у них правильность высказываний.

После этого, можно сделать выводы, насколько истинны слова, которые священник распространяет.

Отношение церкви

Православные люди верят, что имеют полноту истины, но не всегда ею следуют. Часто они жестоко критикуют и презирают людей, которые посещают, например, баптистскую церковь.

Но разве это правильно? Если баптист неистово любит Господа и кроток нравом, умерщвляет свою плоть ради Христа, разве можно к нему относиться с презрением? Этот человек достоин уважения, ведь он стремиться к тому же Господу, что и православный монах, живущий в аскезе ради умерщвления плоти. Дух Божий дышит где хочет, и страшная ошибка ненавидеть ближнего за другие взгляды. Это касается, конечно только христианских ответвлений, протестантизма в частности.

Сектанты, которые принадлежат к псевдонаучным, еретическим учениям заслуживают только жалости. Как к ним должен относиться православный человек? С жалостью и любовью, стремиться рассказать ему об истине и привлечь в Лоно Церкви, но не слушать его учение и не поддаваться искушению посетить собрание или прочим опасным вовлечениям в секту. Следует опасаться подобных сборищ, чтения еретической литературы или просмотра видео. Если на территории прихода действует секта, то прихожанин обязан сообщить об этом в поместный приход, но самостоятельно избегать посещения еретических собраний и уничтожать все материалы, которые она распространяет.

Как уберечься от нее

Христианам очень важно лично знать учение Церкви и Писание, только знанием можно противостоять невежеству и ереси. Даже услышав проповедь от священника, в которой он использовал ложные постулаты, он может в корне пресечь распространение лживого учения с помощью жалоб в приход и Синод.

То же самое касается и псевдорелигиозных сект, которые стремятся увлечь человека подобными тезисами, что и православная церковь, но искажая их суть. Знание Писания и трезвая голова. Например, если секта проповедую приход Христа в 2050 году, то христианин, знающий Писание, поймет, что попал в секту, поскольку в Библии написано «никто не знает ни дня, ни часа».

Кроме этого, может помочь:

  1. Получить чёткий ответ на вопрос о религиозной принадлежности.

    Как не попасть в секту?

    Если человек не хочет четко отвечать, то скорее всего, он член секты.

  2. Если новое учение идет от какого-то епископа или православного служителя, следует навести справки о том, откуда он и какому приходу (епархии) принадлежит. Эти сведения доступны сегодня повсеместно и помогут определить обманщика.
  3. Длительность деятельности религиозной группы и дату создания. Обычно секты не существуют очень долго и это выдает их.
  4. Задавать критичные вопросы. Сектанты в большинстве своем не могут ответить на такие вопросы, которые подвергают сомнению истинной их учения. Следует внимательно слушать, о чем он рассказывает и задавать вопросы, когда видна нестыковка. Но это возможно при знании Писании и догматов Церкви.

Администратор

Секты в Римской церкви в 11-15 веках

Церковная жизнь на западе в 11-15 веках представляла весьма много ненормального. Папы пользовались своей духовной властью только для приобретения мирского господства и являлись не столько иерархами Церкви, сколько деспотами, попиравшими все законы нравственности и справедливости. Епископы также в большинстве не отличались нравственностью, заботились только о мирских интересах; клирики поражали своим невежеством и испорченностью; народ, не знакомый с христианскими истинами, был погружен в суеверия. Как в иерархии, так и в пастве Римской церкви было полное непонимание или забвение цели истинно христианской жизни. Церковная жизнь на западе приняла чувственное направление, и Римская церковь представляла собой учреждение, не столько божественное, сколько человеческое. Такое обмирщение Церкви в людях, дороживших интересами религии, приводило к недовольствам и протестам, так, что недовольные строем жизни в церкви отделялись от нее и образовывали самостоятельные религиозные общества, стремившиеся восстановить истинную Церковь. Но, вооружаясь против злоупотреблений в господствующей церкви, отделившиеся сами переступали границы дозволенного, и становились сектантами. Таким образом, стремление реформировать церковь в 11-15 веках вылилось на западе в образование сект — кафаров и альбигенсов, вальденсов и других. Кафары и альбигенсы. В 11 и особенно в 12 веках на западе в разных местах появилось множество сектантов. Их называли по-разному — манихеями, булгарами, публиканами, ткачами и прочими. Они же называли себя кафарами, так как свою секту считали истинной, чистой церковью, а в южной Франции называли себя добрыми людьми. Во время крестового похода в начале 13-го века против еретиков южной Франции, кафаров, их называли альбигенсами, по их центру, городу Альби. Учение кафаров сходно с учением восточных павликиан и богомилов. Так как их также называли булгарами, публиканами (павликианами), с достоверностью полагают, что их секта была занесена на Запад из Болгарии, где был центр богомилов. Богомильские мысли могли легко привиться на западе, так как их было удобно положить в основу оппозиции против господствующей церкви. В основе учения кафаров, как и богомилов, лежит манихейский дуализм. Но при этом одна часть кафаров допускала абсолютный дуализм, два начала — доброе и злое, с двумя творениями. А другая — принимала дуализм относительный, считая злое начало падшим духом, который первый внес в мировую жизнь злой элемент. На таинства, почитание креста, икон и всю обрядовую сторону религии кафары смотрели, как и богомилы. Вместо крещения у них было духовное крещение через возложение рук и апокрифического евангелия Иоанна на крещаемого. Они верили, что таким образом сообщается Святой Дух. Отрицая Евхаристию, они говорили, что ежедневно причащаются, принимают пищу, освященную молитвой "Отче наш". Брак отвергали и с женами жили, как с сестрами. Иерархию и папство отвергали, а на папу смотрели, как на антихриста. Ветхому Завету, как и богомилы, они не придавали никакого значения. Секта их разделялась на слушателей, верующих и избранных или совершенных. Наконец, в жизни кафары являлись строгими аскетами. Вообще в секте кафаров была развита преимущественно практическая сторона дуализма, а не теоретическая.

Отвержение всей церковной внешности и обрядности и жизнь под непосредственным водительством Св. Духа — ее характерные особенности. Во второй половине 12 века кафары особенно усилились в южной Франции, где им покровительствовали владетельные графы и бароны. Папы предпринимали разные меры для уничтожения еретиков, но ни убеждения, ни строгости не приводили к цели. Светские владетели южной Франции ни за что не сдавались. Папа Иннокентий III (1198-1216) особенно горячо взялся за обращение еретиков. В 1198 г. он отправил в южную Францию легатов c неограниченными полномочиями. Но только Доминику, присоединившемуся к легатам, удалось обратить некоторых. Легаты же имели мало успеха, один из них был даже убит (Петр Кастельский? 1208 г.). Теперь Иннокентий решил поднять на еретиков крестовый поход. Войско крестоносцев, состоявшее из самых отчаянных разбойников, вступило в южную Францию и начало огнем и мечом обращать еретиков. Так, при взятии города Базьера, ими было перебито 20 000 человек. При этом папский легат, в связи с нерешительностью крестоносцев, как бы ошибке не умертвить католиков, кричал: "бейте их, ибо Господь знает Своих!". Целых 20 лет они опустошали южную Францию и, наконец, очистили ее от еретиков. Римская церковь позаботилась, чтобы еретики не появлялись и в будущем. На Тулузском соборе 1229 г. были установлены строгие правила относительно разыскивания еретиков и их наказания. А папа Григорий IX в 1232 г. учредил для этого инквизиционный суд, который предоставил доминиканскому ордену. Иннокентий IV в 1259 г. разрешил в суде инквизиции применять пытки. Секта вальденсов получила свое начало во второй половине 12 века от Петра Вальда, лионского купца. Это был человек глубоко религиозный, любивший читать св. Писание, переведенное для него двумя духовными лицами. Через это чтение он познакомился с Церковью апостольского века и, сравнивая ее с Римской церковью, пришел к убеждению, что Римская далеко отступила от той. Внезапная смерть одного из друзей Вальда послужила поводом к решительному шагу. Он роздал свое имение бедным и, для восстановления апостольской церкви, стал странствующим проповедником покаяния и обращения на путь истинный. К нему пристали другие, и образовалось целое общество странствующих проповедников. Их называли лионскими нищими, уничиженными, саботатами (по обуви сабо). Предосудительного в проповеди этих людей ничего не было. Но все-таки лионский архиепископ запретил им проповедь, а папа (1184 г). предал их даже проклятию, так как оскорблением для иерархии показались их притязания на учительство в церкви. К тому же вальденсы утверждали, что истинными учителями в церкви могут быть только принявшие на себя добровольно подвиг апостольской нищеты. Вальд был изгнан из Лиона; он долгое время проповедовал в Италии, Германии, поселился, наконец, в Богемии, где и умер (1197 г.). Последователи его также рассеялись, но в некоторых местах основали свои общины. Вальденсы вначале не собирались отлагаться от церкви, но когда сама господствующая церковь их отвергла, они стали в оппозицию к ней. Вооружаясь против нее, они дошли до отрицания иерархии вообще, а затем и до отрицания священнодействий, ею совершаемых. Так, они отвергли папство, право иерархии разрешать от грехов и вообще исповедь, причащение и так далее. Затем они перестали почитать иконы и мощи, и таким образом, вальденсы, вместо восстановления апостольской церкви, примкнули отчасти к кафарам. В жизни они были люди высокой нравственности.

Как распознать секту и самому не стать сектантом

Почерпая правила жизни исключительно из Евангелия, они хотели выполнять буквально все заповеди Спасителя, и потому отвергали всякую самозащиту, войну, присягу и т.д. Даже католики отзывались положительно об их жизни. Попытки папы Иннокентия III возвратить вальденсов в церковь и преобразовать их общество в монашеский нищенский орден не удались, так как их разногласия с церковью были слишком велики.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *