Содержание

Сколько раз нужно креститься при входе в храм и при выходе из него?

Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.

Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).

Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.

Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.

Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся.

Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:

«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы. Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».

Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками.

Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой). Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело). И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.

Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате. Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.

Иерей Андрей Чиженко

Инструкция, как правильно креститься православным.

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Как правильно креститься, историческая справка

Сегодняшний способ перекрещиваться формировался определенное время. Католики и православные делают это по-разному, ведь основываются на немного различных религиозных традициях.

На начальных этапах зарождения христиане крестились одним пальцем правой руки, прикасаясь ко лбу, груди и губам. Причем делали это перед чтением Евангелие на каждой мессе. Немного позже стали использовать для перекрещивания несколько пальцев и даже целую ладонь.

Посмотрев на изображение Иисуса Христа, видно, что на иконах он представлен с поднятыми двумя пальцами (средним и указательным), а остальные фаланги сомкнуты, поэтому часто священники используют именно такой жест.

Когда сформировалась православная ветвь христианства, верующие стали окрещивать лоб, левое и правое плечо, а также пуп. Лишь в 1551 году пуп изменили на грудь, обосновав это наличием сердца в этой части тела.

Затем в 1656 году в книге «Скрижаль» впервые было выдвинуто утверждение, что креститься нужно тремя пальцами, прикладывая их ко лбу, животу и плечам. Всех, кто делах иначе, называли еретиками. И только спустя несколько десятков лет было принято и двух перстное и трех перстное крещение.

Как правильно креститься православным, справа налево или наоборот

Часто можно услышать различные споры на тему того, как креститься слева направо или справа налево, и сколько использовать пальцев. Традиция креститься справа налево, притрагиваясь сначала к челу, потом к пупку и плечам, сомкнув три пальца, пришла из Византии. Троеперстие означает веру христианина в Бога Отца, Его Сына и Святого Духа, то есть в Святую Троицу. Именно так можно привлечь к себе и своим близким благодать Господа.

Каждый жест во время крещения имеет символическое значение:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • прикасаясь ко лбу, человек освящает свой ум;
  • освящая живот, верующий благословляет все свои внутренние органы;
  • переходя к плечам, освящается все тело.

Первым идет всегда правое плечо, затем левое. По приданию, именно правая сторона человека является лучшей. На правом плече сидят ангелы и справа от человека вход в рай. Левая сторона воспринимается как ад, потому сначала крестят правое, затем левое плечо. Таким образом, верующий просит спасения и принятия в рай.

Иногда троеперстия трактуют по-другому:

  • чело — небо;
  • живот — земля;
  • плечи — Дух Святой, который соединяет все живое.

После того, как православный перекрестился, следует низко поклониться в знак благодарности Господу за все блага.

В случае, если надо перекрестить другого человека, например, дитя, нужно крест на него ложить так, будто он сам это делает. Если ребенок стоит спиной, перекрещивают справа налево, если лицом — слева направо. Именно так вырисуется плавильное крестное знамение.

Как правильно креститься православным в церкви, основные правила

Опишем подробную схему, как крестятся православные христиане:

  1. креститься нужно тремя пальцами;
  2. три пальца — большой, указательный и средний — складывают на одном уровне, как признак равенства. Этот жест символизирует Троицу;
  3. мизинец и безымянный палец опускают на ладонь. Это означает веру в человеческое начало Сына Божьего;
  4. прикладывая пальцы к челу, говоря: «Во имя Отца»;
  5. затем опускаются к животу: «И Сына»;
  6. перекрещивая правое и левое плечо, проговаривают, наконец: «И Святого Духа».

Таким образом, происходит правильная процедура перекрещивания. Это очень значимый ритуал. Поэтому прежде чем его осуществлять абы как, следует изучить, зачем креститься.

Креститься правильно нужно, начиная с входа в храм. Делают это трижды, сопровождая каждый раз низким поклоном. Так человек открыто заявляет о своей вере в Иисуса Христа. Кроме этого верующий креститься дома, перед иконами, перед сном и проснувшись утром, после еды и при виде священного строения.

Правильному крещению предают большое значение. Делать это нужно не спеша и мысленно обращаться к Богу. Поклон после знамения следует делать только тогда, когда рука будет опущена, чтобы не поломать нарисованный на теле крест.

Если крестное знамение сделано быстро, всей ладонью, это считается кощунством и большим грехом. Это показывает неуважение к Святому Отцу и радует нечистую силу. Поэтому, прежде чем перекреститься, нужно мысленно осознать важность этой процедуры и сделать ее максимально правильно.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео, в котором схимонах Иоаким рассказывает как нужно креститься православным:

ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… Один голос В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех монахинь, которые, по мнению сестер, достойны были занять место игуменьи.Пока сестры в трапезной подсчитывали голоса (талончÐ… НАСТАВЛЕНИЯ – ДАР БЕЗЦЕННЫЙ. СХИИГУМЕН ИЕРОНИМ САНАКСАРСКИЙ. — Не знаешь как правильно поступить? – Проси Ангела-хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога – дела не предпринимай.- Начинаешь любое дело – стань на восток и помолись.- Как вымолить детей?… Вирус цифрового слабоумия (Всем родителям на заметку) Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поко…

Как правильно накладывать Крестное знамение ?

Как правильно креститься православным?

Как правильно креститься, должен знать каждый христианин. Крестное знамение имеет большую силу, и потому его надо совершать с благоговением и молитвой. Креститься нужно тремя перстами. Это значит, что складывают вместе кончики трех пальцев правой руки – большого, указательного и среднего. Две других пальца прижимают к ладони. Три пальца, сложенных вместе означают три Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А два пальца, прижатых к ладони, символизируют две природы Господа Иисуса Христа – божественную и человеческую. Крестное знамение наносят на себя следующим образом: сначала касаются тремя сложенными пальцами лба, затем живота, затем правого плеча и наконец левого. При этом произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Таким образом получается, что при нанесении на себя крестного знамения мы крестимся правой рукой и наносим его справа налево. То, как крестятся православные, отличается от того, как наносят на себя крестное знамение католики. Одним из отличий является то, какой рукой крестятся православные: они крестятся правой рукой. Другим отличием является то, что православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. Как нужно правильно креститься следует объяснять детям с раннего детства. Кроме необходимого внешнего запоминания правильного нанесения крестного знамения детям нужно объяснять смысл производимых действий. Верующие люди осеняют себя крестным знамением очень часто и в разные моменты своей жизни: и в радости, и в горести, перед началом всякого доброго дела и по его завершении, перед отхождением ко сну и после его пробуждения, в момент опасности и после того, как опасность миновала, во время молитвы и богослужения. Неспроста в народе бытует такая поговорка: когда кажется, креститься надо. Она связана с тем, что бывают ситуации, когда человек что-то видит, но не уверен в своем верном понимании увиденного. Он тогда говорит, что ему это кажется, так как он не уверен. В христианских духовных текстах есть много случаев описания действия лукавых сил на зрение и воображение человека. Если человек осенит себя крестным знамением, то тогда эти наваждения проходят, и он видит верное состояние вещей.

Как правильно креститься в церкви?

То, как правильно креститься в церкви, соответствует тому, как нужно креститься христианам. В церкви надо внимательно наблюдать за тем, в какие моменты наносят на себя крестное знамение все верующие люди. Во определенные моменты и слова, произносимые священником при богослужении, молящиеся осеняют себя крестным знамением. Конечно, в этот момент они не произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Это они делают мысленно или молятся словами той молитвы, которую слышат в данный момент. В церкви есть свои обычаи, правила и установления. Та поговорка, которая относится к монастырю – в чужой монастырь со своим уставом не лезут – можно сказать, что относится и к церкви. Когда мы заходим в храм, то должны выполнять требования ради уважения к другим верующим людям. Это относится не только к правильному нанесению крестного знамения и в нужные моменты, но также и в форме одежды. Женщинам нужно заходить в церковь с покрытой головой, в закрытой, не вызывающей одежде, не в брюках, а в юбке или платье. В летнее время, даже если очень жарко, нужно стараться выбирать закрытую одежду из легких тканей. Мужчинам летом не стоит заходить в храм в шортах, а лучше одеть брюки и рубашку с длинным рукавом. Как надо правильно креститься, христианин должен привыкать с момента своего Крещения. В молитве «Символ веры» есть такие слова: исповедую едино Крещение во оставление грехов. Это значит, что человек раз в жизни принимает Таинство святого Крещения, во время которого священник его крестит во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. С этого момента и на протяжении всей своей жизни он должен творить добрые дела во славу Божию, а не для удовлетворения собственной гордыни и самолюбия. При нанесении крестного знамения мы должны каждый раз вспоминать о цели наших действий, поступков, мыслей и всего направления жизненного пути.

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Двуперстие

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Мы, христианине, стремясь в своём сердце к Богу, каждый день совершаем этот ритуал, иногда даже не задумываясь о его смысле и правильности исполнения. Посещая храм или у себя дома, православные креститься много раз за день. При этом, как ни странно, не все из нас умеют исполнять этот ритуал как следует.

Прежде, чем речь пойдёт о том, как же всё-таки должен креститься православный христианин, давайте сделаем небольшой экскурс в историю и посмотрим как зародился и менялся способ крещения и какова его значимость.

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

Время от времени у православных возникают разногласия на предмет правильного способа крещения — начинать с правой стороны и переходить на левую либо наоборот. Способ окрещивать себя, объединив 3 пальца, дотрагиваясь поочерёдно к челу, чреву, плечам с правой стороны на левую перекачивал к нам из Византии. Используя 3 перста, православный христианин обращается к Тройственности Божественной природы. А 3 пальца, располагаясь вместе на равном уровне символизируют равновесие трёх начал. Этим самым мы, христиане, стремимся приблизиться к Божьей Радости.

Все этапы крещения имеют глубокий сакральный смысл:

  • дотрагиваясь до лба, православный освящает ум
  • дотрагиваясь до живота, освящает внутренние органы
  • плечи символизируют всё тело

В православии принято совершать крещение правой рукой. В случае недуга, либо каких-то иных причин, мешающих задействовать правую руку, не будет грехом перекреститься левой.

Мы, православные христиане, всегда совершаем крестное знамение, начиная с правой стороны на левую. Правой стороне мы отдаём предпочтение — ведь именно за правым плечом находится наш ангел-хранитель и по правую сторону от верующего располагается вход в Рай. Напротив, левая сторона означает ад, прибежище несчастных грешников. Крестясь с правого плеча на левое, православный всякий раз просит Господа уберечь от греха, надеясь на его милость и поддержку, устремившись мыслями в Рай.

В католическом христианстве, напротив, принято накладывать крест с левого плеча на правое. Это означает движение души из ада в рай, преображение материальной природы людей и становление её на более высокую ступень развития.

В другой интерпретации

  • лоб символизирует небо
  • живот — землю
  • плечи — Святой Дух, объединяющий всё сущее.

Трижды повторив крестное знамение, православный низко кланяется, благодаря Бога за его бесконечную любовь к нам.

Когда необходимо перекрестить другого, то крестим его таким способом, как если бы он делал это сам. Например, когда человек находится к Вам спиной, то крестим справа налево, когда лицом — от левого плеча к правому.

Как православные крестятся в храме и домашних условиях

Давайте запомним главные правила крещения православного:

  • смыкаем 3 пальца (большой, указательный и средний), остальные пальцы согнуты. Троеперстие значит триединство Господа.
  • подносим руку ко лбу со словами: «Во имя Отца»
  • дотрагиваясь до живота: «И Сына»
  • дотрагиваясь до правого, затем левого плеча: «И Святого Духа»
  • кланяемся, произнося: «Аминь»

Посещая Божий Дом

  • православный 3 раза крестится, находясь перед входом после каждого крещения низко кланяется. Этим самым христианин утверждает любовь к Богу
  • покидая церковь, повторяет ритуал.
  • находясь в Божьем доме, необходимо поцеловать храмовую икону. Чтобы правильно это сделать, кланяемся дважды, перекрещивая себя, целуем Образ, ещё раз кланяемся, крестясь
  • накладываем крестное знамение в течении службы и при подходе к каждой из святынь

Как правильно креститься православным перед иконами:

  • приблизившись к Святыне, трижды крестимся с низким поклоном
  • ставим свечу
  • читаем молитву, благодаря Святого за помощь и обращаясь к нему с просьбой
  • отходя, снова трижды крестимся

Следует понимать, что и молитва, и крестное знамение должны исходить из глубины души с искренней верой в обретение благодати.

Так же православные крестятся, находясь у себя дома:

  • перед Образами Святых
  • перед Священным Писанием, произнося молитвы
  • отходя ко сну и вновь проснувшись
  • перед едой и после неё
  • начиная новое дело и закончив его
  • покидая дом, окрещиваем себя и жилище
  • увидев церковь, тоже важно перекреститься.

Крестясь, всякий раз следует помнить о смысле крестного знамения. Важно, что кланяться нужно завершив крещение полностью и опустив вниз руку. Это необходимо, чтобы не нарушить рисунок креста.

Крещение — очень важная для каждого православного христианина процедура, имеющая глубокий смысл. Делать это надо всегда спокойно, не отвлекаясь ни на что, обратив свои мысли к Богу.

Как правильно крестить предметы?

Как правильно крестить предметы?

Крестное знамение имеет большую силу, его нужно производить с верой и упованием на помощь Божию. Чтобы знать, как правильно крестить предметы, нужно иметь общее представление о том, как нужно наносить крестное знамение. Когда человек крестит себя, то есть осеняет себя крестным знамением, нужно сложить вместе три пальца — большой, указательный и средний, остальные два пальца, то есть безымянный и мизинец нужно прижать к руке. Тремя сложенными пальцами человек сначала касается своего лба, затем, живота, потом, правого плеча и, левого плеча, таким образом, он изображает на себе Крест Господень. При его нанесении на свое тело, а также на другие предметы или людей, нужно произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», этим мы исповедуем свою веру в Святую Троицу. Три сложенных пальца символизируют собой три лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Два пальца, которые прижаты к руке символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа, Божественную и Человеческую. При нанесении крестного знамения с верой, отступают злые силы, проходит искушение и Господь посылает свою живительную помощь.

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Перед вкушением пищи принято произносить молитву, например, «Отче Наш» или отрывок из Псалма, который так и называется «Молитва перед вкушением пищи». После произнесения этой молитвы пищу осеняют крестным знамением, чтобы Господь благословил трапезу. Чтобы знать, как правильно крестить пищу и не совершить ошибки в этом процессе, нужно поставить все, что Вы собираетесь скушать на стол. Затем, обратившись лицом к иконе, которую обычно вешают на стене не далеко от стола, произносят молитву. Потом, глядя перед собой, производят крестное знамение, осеняя крестом сначала верх стола, потом низ, затем, левую и правую стороны. Пальцы руки нужно складывать так же, как и при нанесении крестного знамения на человека. Произносить нужно вслух или мысленно те же слова, что и в любом случае, когда крестят себя или другие предметы. Нанесением крестного знамения христиане призывают Божию благодать и благословение на их трапезу. В Житиях Святых описаны удивительные случаи, когда, даже, ядовитые вещества, которыми зложелатели хотели отравить угодников Божиих, теряли свою силу после того, как их осеняли крестным знамением. Тот человек, который молится перед едой и крестит пищу намного меньше подвержен таким грехам, как объедение и чревоугодие. Кроме вреда для души эти грехи и страсти наносят вред здоровью человека.

Как правильно крестить углы?

Верующие люди часто осеняют крестным знамением не только себя, но и все, что их окружает. После грехопадения первых людей лукавые силы стали способны наносить вред людям. Часто мы можем не видеть злых духов, и не знать от чего у нас происходят беды, искушения и нехорошие душевные состояния. Чем чаще человек будет крестить себя и все, что его окружает с верой и молитвой о помощи Божией, тем легче ему будет идти по дороге спасения. Как правильно крестить углы, можно сделать вывод из того, как правильно наносить крестное знамение на других людей и предметы. Нужно повернуться в сторону того угла и произвести перед собой крестное знамение, сначала, в воздухе производят изображение верха креста, затем низа, затем левой стороны и в завершение, правой стороны. Произносят, при этом слова: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Крестное знамение всегда наносят правой рукой, кроме этих слов и нанесения крестного знамения можно читать молитву с призывом Силы Креста Господня или другие молитвы. Просят, чтобы Господь оградил нас Силой Животворящего Креста и сохранил от всякого зла. Можно читать Псалом 90 или другие Православные молитвы по Вашему желанию и зову сердца. Можно, также молится своими словами, но обязательно, с пожеланием душевного спасения всем людям. Пусть Господь Вас умудрит и сохранит Силой Своего Животворящего Креста.

Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Крестное знамение

Эта страница или раздел содержит текст на церковнославянском языке.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк». 1900-е гг.

Кре́стное зна́мение (церк.-слав. крⷭ҇тное зна́менїе — «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки, Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Православие

В православии крестное знамение характеризует телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и Богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Используются три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.

Максим Грек в сочинении «Сказка, како знаменатися крестным знамением» писал, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое. Стоглавый собор в 1551 году в 31-й и 32-й главах определил, что персты надо складывать двоеперстно, а крестное знамение надо класть сначала на чело (лоб); далее на перси (грудь), туда где сердце; затем на правое плечо; и наконец на левое плечо: «А҆ та́кѡ є҆́сть пра́во крⷭ҇ти́тисѧ: пе́рвое положи́ти рꙋ́кꙋ на челѣ̀ свое́мъ, пото́мъ на пе́рсѣхъ, та́же на пра́вомъ плечѣ̀, пото́мъ на лѣ́вомъ. То є҆́сть и҆́стинное воѡбраже́нїе крⷭ҇тномꙋ зна́менїю», — тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава необходимо было отлучать от Церкви: «А҆ кто̀ нѐ внима́етъ, нѝ послꙋ́шаетъ бл҃га́гѡ наказа́нїѧ, да бꙋ́детъ ѿлꙋче́нъ». Спустя 76 лет в Москве, в 1627 году, был издан «Катехизис Большой», или «Беседовник» Лаврентия Зизания, во 2-й главе которого изложена иная точка зрения: вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть уже на живот: «и҆ возлага́емъ на чело̀, та́же на живо́тъ, и҆ на десно́е и҆ на лѣ́вое ра́мо» (Лаврентий повторил то, что он писал о крестном знамении в своем «Лексисе», изданном в Вильно в 1596 году). В 1644 году издана в Москве «Кирилова книга», сборник, составленный Стефаном Зизанием, который ранее издавался на польском и белорусском языках в 1596 году в Вильне, в 14-й главе которой, вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «Та́же полага́емъ и҆́хъ наживо́тъ». В 1648 году в Москве Стефаном Вонифантьевым была напечатана в славяно-русском переложении «Книга о вере истинной православной», составленная ранее игуменом Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, в ней, помимо двоеперстия, в 9-й главе снова вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «пото́мже кладе́мъ рѹ́кꙋ на живо́тъ».

В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой, была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века, сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во, др.-греч. κοιλία), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ»

В настоящее время в Русской православной церкви принято совершать крестное знамение в новом обряде следующим образом:

В священной книге «Псальтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

В старом обряде в настоящее время крестное знамение совершают следующим образом: «Возлага́емъ рꙋ́кꙋ свою̀ пре́жде на чело̀, пото́мъ на пꙋ́пъ и҆ на пра́вое ра́мо и҆ на ле́вое» (Книга «Старчество». Слово 11).

Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.

Двоеперстие

Основная статья: Двоеперстие Одна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины) Василий Суриков. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе). Позже было вытеснено троеперстием.

Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на Поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе, все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными, и анафемы на них принято считать «яко не бывшие».

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.

В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.

«Спор о вере». Неизвестный художник XVIII века. Государственный музей истории религии

Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нём получается изображение из перстов имени Иисуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Иисуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличие от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.

Троеперстие

Основная статья: Троеперстие Рука, сложенная в троеперстии

Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Крестное знамение совершается во время и вне общественного богослужения, после произнесения молитвы. Молитвы могут быть различные: «Отче наш», «Иисусова молитва», «Песнь Пресвятой Богородице» и т. д.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф. 25:31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Именословное перстосложение

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос — І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение как символ исповедания своей веры изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святых изображают с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.

Католицизм

В Католицизме, в отличие от Православия, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как, например, в Русской церкви, там и в настоящее время существуют различные его варианты. Так, католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (лат. In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti — «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Для католика совершение крестного знамения — в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Фома Аквинский писал: «Крестное знамение — это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа».

Примечания

  1. Дьяченко, Григорий Михайлович. Полный церковно-славянский словарь. — С. 329.
  2. Пермяков, с. 329: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.».
  3. Рукопись 201. Максима грека сочинения. Библиотека Троицко-Сергиевской лавры. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  4. Русский: Максим грек «Сказка, како знаменатися крестным знамением.» (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  5. s:Стоглав#О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ КРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31: «Первое возлагати на чело, та же на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, та же на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.»
  6. О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32//Стоглав. Викитека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  7. Лексис Вильно: Изд. православного братства, 1596. — С. 68.
  8. Cборник. Кириллова книга. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Дата обращения 22 ноября 2017.
  9. Русский: Кирилова книга была издана по указу царя Михаила Феодоровича в 1644 г. В послесловии Кириловой книги сказано, что царь Михаил Феодорович приказал «от святых писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины… И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати». (8 февраля 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  10. Богословие/»ПКнига о вере». Старопоморы-федосеевцы. Дата обращения 22 ноября 2017.
  11. «Книга о вере истинной православной». — Гл. 9. — Лист о҃д.
  12. File:Θησαυρός Δαμασκηνού, μετά της προσθήκης εν τω τέλει και ετέρων επτά λόγων ψυχοφελεστάτων, και της εξηγήσεως του Πάτερ ημών (греч.). Wikimedia Commons. Дата обращения 22 ноября 2017.
  13. «Скрижаль» лист ѱо҃д. dlib.rsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  14. Протоиерей Серафим Слободской. Предисловие // Закон Божий. — 2-е изд (Репринтное). — Москва.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2010. — 722 с.
  15. «Правила благочестного поведения в доме Божием»,84 страница, издана по благословения митрополита Алимпия 2001 год. РПСЦ.
  16. Русский: Печатное старообрядческое издание 1909 года, текст которого, по всей видимости, восходит к одному из вариантов сборника XVI -1-й половины XVII в.. Wikimedia Commons (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  17. В частности, святой Петр Дамаскин в XII веке писал: «Два перста и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой ипостаси познаваемого».
  18. Рукопись 179. Петра Дамаскина книга. XIV века. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  19. Чумичева О. В. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 679—684. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  20. Наследие Святой Руси.
  21. Типикон. Православная электронная библиотека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  22. Собор 1667 года, утвердивший в Русской Церкви троеперстие, указывал «два же, глаголемый мизинец и тот, что подле мизинца, имети наклонены и праздны».
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *