Поиск Лекций

Как подготовиться к Соборованию?

Миссионерский листок

(выпуск 11)

«СОБОРОВАНИЕ: ТАИНСТВО БОЛЬНЫХ… И ЗДОРОВЫХ ».

Великим постом многие церковные люди приступают к одному из 7 Таинств Церкви — Таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей Таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется… Что же на самом деле понимает Церковь под этим Таинством?

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого Таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в Таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в Таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в Таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому Таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении Таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать Таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания» – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда священники видят толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываются: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из пришедших воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.

Как подготовиться к Соборованию?

1. Исповедь обычно предшествует Соборованию. Покаявшись, то есть, очистив свою душу искренним покаянием, человек оказывается лучше подготовлен к принятию Соборования. И, хотя никакого специального приготовления к Соборованию вообще-то не требуется, но предварительная исповедь будет не только полезной, но и вполне логичной в этом случае. На Исповеди будут отпущены грехи, в которых вы покаялись сами, а Соборование очистит вас о ненароком забытых прегрешениях. Но не думайте, что формальное перечисление грехов справится с задачей. К Исповеди нужно приходить в особом состоянии души, верить и надеяться на отпущение грехов, уповать на милость Господа, но ни в коем случае не допускать в сердце гордыню.

2. Соборование, происходящее в храме, — это тоже своеобразное испытание на чистоту помыслов. Находясь среди других прихожан, вы должны ощущать собственное смирение и то, что вы – лишь часть большого мира. С этим внутренним настроем вы пройдете все три части Соборования. Сначала услышите пение молебнов – в нем вы может узнать знакомые молитвы, и это не удивительно: ведь звучит немного сокращенный вариант утрени, которая поется в дни покаяния и Поста. Это и начальные утренние молитвы, и 142-ой псалм, и ектенья. Но вместо «Бог Господь» во время Соборования поется «Аллилуйя». Обязательно поются покаянные тропари, 50-й псалом и Канон «Моря чермную пучину». Только после этого священник испрашивает у Господа исцеления для больного (страждущих прихожан).
Елей, то есть масло для Соборования, приготовляется и освящается после чтения этих молебнов и является переходом ко второму этапу Таинства. А затем происходит его суть: произносится Евангелие и Апостол, читается молитва о больном, которого крестообразно помазывают освященным елеем. Помазание происходит в строго определенных местах на теле: это чело (лоб), ноздри, ланита (щеки), уста, перси (грудь) и обе руки. Во время помазания звучит обращение к Богу Отцу, Богородице и другим святым с просьбой об исцелении. В этом и заключается ритуал и порядок проведения Соборования, и эта последовательность действий совершается, как уже было сказано выше, ровно семь раз. Следствием становятся два божественных Дара, посылаемых людям свыше. Первый Дар – телесное и духовное исцеление, второй Дар – отпущение грехов.

3. Елей и пшеница являются материальными атрибутами проведения таинства Соборования. Кроме них, используются крест и, конечно Евангелие. Эти предметы, в том числе большое блюдо с пшеницей располагаются посреди застеленного стола, присутствующего в помещении, где происходит Соборование.

Разумеется, как и любые ритуальные предметы, все эти компоненты Таинства не случайны. В частности, пшеница символизирует новую жизнь, которая наступит после выздоровления и всеобщего воскресения в будущем. Евангелие и Крест – это символы самого Иисуса. А масло, смешанное с вином, наливается в сосуд подобно тому, как это происходило в притче о самарянине (см. Лк 10, 34). Таким образом, каждый элемент Соборования играет свою важную роль для процесса Таинства и его эффективности в исцелении больных.

4. Сами больные, проходящие Соборование, и их родственники, которые могут и даже должны присутствовать при Таинстве для усиления молитвы, нередко не знают, что делать с этими реликвиями после совершения Таинства. Служители церкви говорят, что мало можно использовать дома, смазывать им больные места и с благоговением хранить как святыню. Что касается зерен пшениц, то относительно их нет специальных указаний в Святом писании, поэтому не запрещается использовать их на свое усмотрение: хранить дома, прорастить или даже истолочь и использовать в пищу. Главное, чтобы отношение и к пшенице, и к елею было соответствующим: уважительным и благоговейным, а масло наносилось на тело крестообразно и с молитвой.

5. Причащение Святых Христовых Таинств происходит на ближайшей Литургии перед или после Соборования в храме. Никто не может обязать вас посетить его, но все же лучше не упускать такой возможности, ведь это поможет достойно пройти Таинство Соборования, правильно завершить его и размыслить о своей жизни, о своих грехах и себе самом.

Как подготовиться к Соборованию?

Тем более, что исцеление тела и души происходит именно через Господню благодать и Дары Святого Духа, не случайно освящается елей для Соборования. Приближаясь к Чаше во время Причащения, не спешите и не стремитесь обойти и/или обогнать окружающих. Вместо этого продолжайте мысленно молиться, каяться и благодарить Господа. Затем примите Тело и Кровь Христа, как это предписано Таинством Причащения (Евхаристии).

6. Елеосвящение и Миропомазание не следует путать между собой. Действительно, во время обоих этих Таинств происходит помазание освященным елеем. Но во время Соборования помазание исцеляет больного, тогда как таинство Миропомазания происходит после Крещения и принятия в Православие представителя другой конфессии. Миропомазание может совершаться и отдельно, символизирую новое рождение после Крещения. Кроме того, помазание священным елеем происходит и во время Всенощной, но оно является лишь частью богослужения не может считаться Таинством.

7.Запрет собороваться налагается на женщин во время менструации – они не допускаются ни к этому, ни к любому другому Таинству. В остальном Соборование проводится тогда, когда оно необходимо и только частные случаи могут быть противопоказанием к нему. Хотя в целом – это одно из самых доступных и допустимых Таинств церкви. Впрочем, принимать его чаще раза в год необходимости нет, особенно, если другие Таинства вы принимаете регулярно и посещаете храм.

Соборование – одно из Великих Таинств, которое помогает в борьбе с физическими и душевными недугами тем, кто искренне раскаивается в своих грехах и верит в силу Божественного исцеления. Такому человеку прощаются даже забытые грехи – но именно забытые невольно, а не сознательно утаенные от исповеди! Зато по-настоящему раскаявшегося грешника Господь милует вплоть до седьмого колена, а значит, готовясь и проходя Великое Таинство, мы помогаем не только себе, но нашим близким, лечим и очищаем свой род, даже тех его членов, кто еще не родился на свет. Не давайте своей душе накапливать грехи, даже мелкие (на ваш взгляд), чтобы не засорять её, не заставлять её слабеть и болеть. Регулярно обращайтесь к Соборованию и другим Великим Таинствам, анализируйте свою жизнь и поступки, молитесь о прощении и уповайте на милость Господа. Это даст нам надежду на спасение души и благопристойную, благополучную жизнь. Бог вам в помощь!

Дорогие братья и сестры! Вы можете помочь в распространении слова Божия, скачав этот миссионерский листок на официальном сайте Ильинского храма: mich-hram.ru. Делитесь Словом Господа со своими близкими и друзьями!

Храни вас Господь!

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Помилуй нас, Боже!
Помилуй нас, Владыко!
Помилуй нас, Святый!
Услыши нас, Боже!
Услыши нас, Владыко!
Услыши нас, Святый!
Исцели нас, Боже!
Исцели нас, Владыко!
Исцели нас, Святый!
(Из чина Елеосвящения)

В церкви существует множество таинств. Из них выделяют семь Великих Таинств – «Крещение», «Миропомазание», «Венчание», «Евхаристия» (Причащение), «Елеосвящение» (соборование), «Исповедь», «Таинство священства» (Таинство, при котором рукополагают священников, дьяконов, епископов).

Эти семь Таинств установлены Богом, и о них в той или иной форме сообщается нам в Евангелии. Например, в главе Евангелия, где повествуется о браке в Кане Галилейской, когда Господь своим присутствием благословил союз, но кроме того еще и совершил свое первое чудо. Потому христиане молятся, чтобы Господь ниспослал Свое Благословение на тех, кто хочет жить в узах брака.

Елеосвящение тоже является одним из Таинств, о котором упоминается в Евангелии и также называется Соборованием. В древности это Таинство совершалось несколькими священниками, а собрание священнослужителей образно именовалось собором, то есть собранием.

Когда человек серьезно болеет – безусловно, он претерпевает страдания. В древние времена священнослужители считали своим долгом прийти к больному и помолиться, чтобы Бог исцелил страждущего, стараясь тем самым исполнить заповедь Евангелия, в которой Господь говорит – «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди». Вот почему считалось, что для того, чтобы сам Господь пришел исцелить и присутствовал в Таинстве, нужно чтобы служили несколько священников: два, три или четыре. Апостолы об этом писали так: «Болеет ли кто из вас, мы мажем маслом, люди исцеляются».

При советской власти участие в церковных таинствах было запрещено. После ее крушения многие стали стремиться собороваться. В принципе это понятно: сегодня у молодого ли старого ли человека можно найти целый букет разнообразных заболеваний, стоит ему только пройти медицинское обследование. Невольно задумаешься о необходимости собороваться каждый день… Но важно понять суть этого Таинства. А она отнюдь не сводится к освящению масла и помазанию им с последующим моментальным выздоровлением человека. Если внимательно слушать, о чем читаются молитвы во время этого Таинства – можно услышать, что, оказывается, причиной всех физических недугов, являются грехи человеческие. Поэтому, приступая к Таинству соборования, нужно проанализировать себя и совершенные грехи, поразмыслить над своей жизнью.

Вы, наверное, знаете, что грехи бывают разные – смертные и так называемые бессмертные. Бессмертные в том смысле, что человек грешит до самого гроба. Отсюда получается, что пока на земле есть люди – здесь же, на земле грех бессмертен. Но что же тогда такое смертный грех?

В основном все грехи ведут к смерти души человеческой, но смертные грехи – это особые грехи. Все в жизни имеет свои градации и степени. Так и грехи бывают малыми, средними, великими, а бывают и смертными. Но нельзя успокаивать себя тем, что смертных и великих грехов уж точно не совершал: никого не убил, не зарезал, не изнасиловал и т.д. Здесь хочется привести небольшую историю из книги высказываний и поучений святых отцов «Добротолюбия»:
«Пришел один молодой инок к опытному старцу и говорит: «Отче, я каждый раз иду на исповедь и думаю: «Особых больших грехов не совершал, все больше по мелочи – то там разгневаешься, то там неприязнь какая-то появится…». Старец немного помолчал, потом, протянув иноку мешок, сказал: «Пойди сейчас в пустыню и наполни этот мешок камнями, но только большие не бери – ты их не дотащишь, выбирай средние и мелкие камни». Инок пошел, как ему сказал старец, и к вечеру собрал целый мешок. Придя обратно, говорит:
— Отче, я собрал полный мешок!
— Тогда неси его сюда, — ответил ему старец.
— Но я не могу, он неподъемный! — возразил инок.
— Так там же только мелкие камни! – удивился старец.
— Да, но все вместе их поднять невозможно – они слишком тяжелые!..

Так вот оказывается, что мешок полный мелких камней – гораздо тяжелее отдельного большого камня, или большого греха: из-за этих «мелких» грехов душа коснеет и погибает. Поэтому правы ли мы, когда не замечаем наших «мелких» камней, когда воспринимаем их как пустяк и предаемся самооправданию?.. Поэтому-то в этом Таинстве Елеосвящения очень большое внимание уделяется исцелению души, от которого зависит исцеление тела. Эта истина открыта самим Христом в Евангелии: когда Он исцелял человека, то говорил: «Иди и больше не греши!» Тем самым Он показывал причину болезни. Конечно, ситуации тоже бывают разные. И у Господа о каждом человека свой промысел. Болезнь может появиться внезапно. Хотя некоторые могу возмутиться: «Чем мог нагрешить, например, ребенок?». В Евангелии написано о том, что наш грех, точнее его последствия, сказываются на нескольких поколениях (до 3-4 колен). Допустим, отец пил всю жизнь, а его ребенок наоборот ни капли в рот не берет. Но спустя два поколения все будут удивляться, откуда в непьющей семье родился правнук – пьяница. И точно такое же большое значение играют добродетели. Например, был в роду святой человек, то в его поколении Господь милует до семи колен! Вот почему надо помнить, что мы несем ответственность за будущее поколение, ведя тот или иной образ жизни. Наши слова, поступки, все, что формирует нас – непременным образом скажется на потомстве! Отсюда следует, что, молясь и очищая себя через исповедь и покаяние, мы лечим и всех своих близких.

Вы можете задать вопрос: «Каким образом во время свершения этого Таинства происходит исцеление души и тела?» А это происходит через Благодать Господню, дары Святого Духа (ведь священники освящают масло, которым помазывают болящего).

Нередко прихожане спрашивают: «Можно ли собороваться не только за себя, но еще и за кого-то из близких?» На это можно ответить только одно: разве можно пообедать заочно? Конечно же, нет. Также и ни одно церковное Таинство так не совершается. Существует, правда, одно чинопоследование, совершаемое как исключение – это заочное отпевание. Если, например, человек утонул, его растерзали звери или он числится как без вести пропавший – мы все равно возносим молитвы ко Господу и просим Его упокоить душу усопшего. Для всех остальных таинств требуется личное присутствие. В случае плохого самочувствия человека и отсутствия сил, возможности прийти – священник вызывается домой.

Согласно церковному преданию, во время Таинства Елеосвящения прощаются все забытые грехи. Но следует подчеркнуть, что прощаются именно забытые грехи, то есть те, которые человек по-настоящему забыл, а не утаил по своему лукавству или поленился исповедовать.

Обычно Таинство Причастия следует за Таинством Елеосвящения, к которому также следует готовиться. Перед соборованием необязательно исповедоваться. К тому же следует помнить, что исповедь – это состояние души, а не простое перечисление своих грехов. Нельзя подходить к ней формально, а потом с чувством гордости и собственного достоинства нести себя к Чаше, расталкивая других. Нужно беречь себя от таких состояний, а если они все-таки наблюдаются – то прийти и покаяться. Кстати, в состоянии нечувствия находится девяносто, а то и девяносто девять процентов мира! Но знаете, что самое страшное? Такая болезнь души опасна тем, что человек не видит себя истинного, не видит своей окаменелости. И как велика милость Божия, если человека, хотя бы немножко наблюдающего за собой, хотя бы иногда посещает покаянное чувство! Раскаяние и покаяние – это великий дар Божий. И когда приходит оно – благодарите Бога! А за человека, который находится в окаменелом состоянии, мы обязаны молиться.

Таинство обряда соборования в православной церкви

Итак, соборование – это Таинство, в котором желательно участвовать один раз в год. В случае, если человек действительно болеет физическими недугами – то чаще. Участвовать в этом Таинстве нужно всегда с рассуждением, руководствуясь церковными правилами. Бог нам всем в помощь!

Подготовка к Соборованию

 

 

 

Сегодняшней нашей темой будет соборование подготовка к нему. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

 

Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа “власть исцелять болезни”, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-15).

Итак, елеосвящение – таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию”.

 

Как происходит соборование подготовка к нему? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания – по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

 

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.

Возгласом “Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков” начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и “перевязал ему раны, возливая масло и вино” (Лк. 10:34).

 

Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить.

При каждом помазании читается молитва: “Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего”… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

 

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: “Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…”

 

Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.

Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.

О веществе таинства Елеосвящения.

 

Елей (масло) занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.

Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных (Лев. 14, 15 – 18). Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: “Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем” (Ис. 1, 5-6).

В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит:

“Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.., когда придет на землю Сын Божий и… когда Он выйдет из воды Иордана, тогда помажет елеем милосердия всех верующих в Него и будет елей этот… в Жизнь Вечную”.

В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствовал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека.

Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. “Елей – образ Божия милосердия и сострадания”, – говорит св. Симеон, архиепископ Солунский.

 

Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками.

 

Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение.

Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого “правда и мир облобызастася” (Пс. 84, 11), соединяет вино и елей для врачевания нас от греха и последствий его.

Над кем совершается таинство Елеосвящения

 

Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.

Св. Димитрий Ростовский (1651 – 1709) свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось “по обычаю… а не по писанному преданию”.

 

Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея.

Что такое Соборование в церкви и как к нему подготовится

Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем.

 

Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. п. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.

 

Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается “Исследование о исповедании”, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн.

 

В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14), и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектений “Миром Господу помолимся…”. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.

Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая.

При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны.

 

Назад к списку

О Таинстве Елеосвящения (соборовании)

– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем.

Таинство Соборования в вопросах и ответах

В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». 

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«…Вера твоя спасла тебя…»(Мк. 5:34).

«…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«…Сомневающийся подобен мор­ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа»(Иак. 1:6, 7).

 

 Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен

 Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией…  Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев

– Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим  исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.  

Беседовала Наталья Горошкова

Рravlife.org

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *