Как поддержать человека, который тяжело заболел

Памятка для родственников и близких

Тяжелое заболевание чревато еще и тем, что, узнав свой диагноз, пациент теряет веру в будущее, предполагает, что он перестанет быть нужен и интересен своим близким, станет обузой в семье, потеряет работу.

Семь самых глупых фраз, которые говорят больным их близкие

Часто тяжелая болезнь, которая требует длительного лечения (онкологическое заболевание, инсульт, инфаркт), нарушает самые важные планы человека и его близких: уже не удастся поехать в запланированный отпуск, надо срочно отложить ремонт, некому сидеть с маленьким ребенком, потому что время, силы и средства уйдут теперь на длительное лечение.

В этой ситуации самое важное – сказать своему близкому человеку, что его ценность для нас – отнюдь не в той материальной или практической пользе, которую он приносит. Уникальность личности каждого человека ценна до последней минуты его жизни, и даже если человек несколько месяцев борется с болезнью, мы знаем, что он с нами, его душа жива, и это самое важное для нас.

Не стесняйтесь сказать человеку те добрые слова, которые есть у вас в душе. Если даже человек в состоянии комы, существуют многочисленные свидетельства, что он распознает голоса родных, и они имеют значение для его выздоровления. Тем более, если человек в сознании, приведите примеры того, как он вам дорог и важен не в практическом, а именно душевном смысле: вам важно иметь возможность поделиться с ним своими чувствами, вы помните каждое радостное событие, которое он вам подарил, вы рады проявить заботу и внимание к нему, ведь такая возможность по отношению к любимому человеку всегда радует. Предложите ему поставить себя на ваше место: разве ему в тягость было бы ухаживать, помогать, поддерживать?

Если речь идет о старших членах семьи, которые были авторитетны до своей болезни, покажите им, что и сейчас их голос в семье значим. Не бойтесь посоветоваться по поводу своих проблем, не превращайте пациента в беспомощное существо, отгороженное от всех забот его ближнего круга. Если его пришли навестить коллеги по работе, пусть они не боятся поделиться сомнениями по поводу каких-то проектов или событий, подчеркивая, что его по-прежнему ценят и в его мнении нуждаются.

Если речь идет о женщине, которая тяжело переживает свою непривлекательность в период заболевания, напомните, что внешность – это только маска, а главный смысл отношений – в сердце человека. Скажите, что видите ее по-прежнему обаятельной и интересной для вас и уверены, что она выйдет из этого испытания еще лучше, чем была, надо только запастись терпением.

Вообще вопрос отношения к болезни как к испытанию очень важен. Многие специалисты говорят о том, что болезнь может стать точкой роста для человека. Он задумывается о смысле жизни, стремится отбросить все, что было фальшивым, ненужным, стремится помириться с теми, кого обидел ненароком. Таким образом, болезнь может стать временем важных раздумий и решений, в которых человека надо поддержать.

Некоторые пациенты, особенно в случае онкологического диагноза, склонны впадать в депрессию и отказываться от лечения. За такими заявлениями на самом деле скрывается страх, и если вы согласитесь с пассивной позицией «все равно меня не вылечат», то вы как бы сообщаете пациенту, что тоже не верите в его выздоровление. Между тем мы знаем сотни примеров, когда именно вера в лучшее помогает людям встать на ноги при самом неблагоприятном прогнозе. Поэтому подавайте пациенту пример веры, терпения, подчеркивайте, что вы сами готовы всемерно поддержать его в этом, но и он не должен «опускать руки», нужно противостоять недугу.

Часто мы забываем, что «пути Господни неисповедимы». Нельзя предсказать, что будет потом, и неправы те врачи, которые говорят: «Вам осталось жить столько-то». Никто этого не знает, и много таких примеров, когда человеку пророчили 2-3 месяца жизни, а он благополучно живет годы и годы. Может быть, к счастью, болезнь окажется только эпизодом. Но если она приобретет затяжной и даже необратимый характер, пока человек жив – это еще жизнь, в том числе и жизнь его души.

Нельзя оплакивать человека при жизни, нельзя заставлять его жить как бы на собственных поминках. Как верующие люди мы понимаем, что земная жизнь – лишь шаг к жизни вечной, поэтому надо уметь мыслить масштабами бесконечности жизни души.

Чтобы тяжелое состояние переносилось легче, попробуйте занять пациента тем, что всегда было ему интересно, что может увлечь и развлечь. Многие больные признаются, что даже зрелище простого комнатного растения на подоконнике, которое распускается, листок за листком, увлекает их и возрождает веру в жизнь. Красиво иллюстрированные книги, музыка, фильмы – все это поддерживает сопротивление человека мраку и отчаянию. И конечно позаботьтесь о том, чтобы больной человек мог соблюдать церковные обряды, участвовать в Церковных Таинствах, посоветуйтесь с батюшкой о том, что следует для этого сделать.

Молитесь сами за своего близкого человека, думайте о его здоровье, укрепляйте собственную веру в то, что все сложится к лучшему.

Проект «Ясное утро»

Отношения медицинской сестры с родными и близкими пациента

Отношения медицинской сестры с родными и близкими пациента — актуальная деонтологическая проблема, которая, к сожалению, редко становится предметом серьезного обсуждения. Человек, являясь существом биосоциальным, постоянно находится в сложных взаимоотношениях с другими членами микро-коллективов на работе, в семье, среди родственников и друзей.

Болезнь глубоко нарушает привычные, устоявшиеся взаимосвязи внутри этих коллективов, что тягостно переживается больными и усложняет их лечение. Родные, близкие и знакомые пациента также по-своему, с различной степенью остроты, переживающего заболевание, поэтому особенного внимания заслуживает установление должных взаимоотношений медицинской сестры с лицами, посещающими пациента.

Эти отношения должны строиться прежде всего в интересах быстрейшего выздоровления больного. Беседу с родственниками о состоянии больного, о его диагнозе и прогнозе ведет только врач. При этом следует избегать чрезмерной детализации информации о больном.

В вопросе посещения больного родственниками должен соблюдаться индивидуальный подход с учетом состояния больного и особенностей взаимоотношений. Наиболее ответственным моментом в общении медицинского персонала учреждения с родственниками является день посещений больных.

Посещение родственников должно быть организовано таким образом, чтобы оно оказывало целебное действие на больного.

Во многом это зависит от дежурного персонала.

Как поддержать онкобольного человека

В глазах посетителей лечебного учреждения медицинская сестра «на впуске» олицетворяет весь коллектив, начиная от профессора, кончая санитаркой. По тому, насколько четко и слаженно, тепло и доброжелательно принят посетитель, он судит об отношении к его родному или близкому, находящемуся на излечении.

Эта реакция не замедлит сказаться на больном и в одном случае поднимет его настроение, в другом — вызовет отрицательные эмоции. Давно уже стали архаизмом халаты для посетителей, которые, быть может, были уместны в период распространения эпидемий, но в нынешних условиях будучи передаваемы из рук в руки, скорее могут быть разносчиками инфекции. Бесспорно, нарядная аккуратная одежда посетителей создает для больных атмосферу праздника, обладает психотерапевтическим эффектом.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов

Популярные статьи раздела

Как поддержать больного человека

Нет ничего хуже на свете, чем время, когда человек, который нам, дорог болеет. В это время так хочется поддержать его, пожелать скорейшего выздоровления и быть всегда рядом. Если же присутствовать у кровати больного нет возможности, поднять ему или ей настроение и передать свои переживания можно с помощью стихов — выздоравливай.

Как подбодрить онкобольного: советы заболевших здоровым

В данной рубрике собранные самые лучшие стихотворения, в которых сочетается пожелание и скорейшего выздоровления, и крепкого здоровья, а также приятные слова поддержки и теплоты, исходящие из самого сердца.

Умение подержать близкого человека в сложной для него ситуации, оставаться всегда рядом с любимым, даже если вас разделяют больничные стены и поднять настроение любимой — все это вполне решаемо со стихами, представленными в рубрике «Выздоравливай» на нашем сайте. Здесь вы сможете подобрать необходимые слова поддержки, пожелания крепкого здоровья и скорейшего выздоровления для любого человека, будь это мама, жена, подруга, парень или сотрудник по работе.

Пусть здоровье ранним утром
Принесет тебе заря.
Пусть же каждая минута
Быстро вылечит тебя.

Выздоравливай ты всё же,
И не вздумай вновь болеть!
Пусть любовь тебе поможет
Все болезни одолеть.

Желаю быстро поправляться,
Скорей на ноги крепко встать.
Желаю чаще улыбаться,
Болезнь улыбкой испугать.

Почаще думай о хорошем,
Болезнь — она не навсегда.
Тебя поддержим мы, поможем,
Исчезнет хворь твоя тогда.

Выздоравливай скорей,
И смотри мне, не болей,
Укрепи иммунитет,
И скажи болезни «нет»!

Ешь имбирь и пей малину,
Чай, бульоны тоже пей,
Прогоняй свою простуду,
Поправляйся ты скорей!

Улыбнись! Не сдавайся хвори,
Поправляйся, держись бодрей.
Витамины и сила воли
Всех недугов в сто раз сильней.

Бодрость духа куда полезней
И микстур и таблеток всех.
Победить поскорей болезни
Пусть поможет улыбка и смех.

Не грусти, всё пройдёт, конечно,
Выздоравливай побыстрей.
Я желаю тебе сердечно —
Ты, пожалуйста, не болей!

Больно мне смотреть, как ты болеешь,
Котик, выздоравливай скорей!
Пусть моя любовь тебя согреет,
Больше никогда ты не болей!
Пусть здоровье с каждым днем крепчает,
И болезнь исчезнет навсегда.
Выздоравливай, я умоляю,
Знай, как сильно я люблю тебя!

Когда болеет кто — то любимый и родной,
Болит и наше сердце, теряем мы покой.
И хочется порою от боли закричать,
Не знаешь даже слово, какое подобрать.

Но очень важно помнить, надеяться и ждать.
Болезнь уйдет навеки, лишь стоит переждать.
И важно не сломиться, улыбкой поддержать,
И очень скоро счастье вернется к нам опять!

Знаю, что сейчас тебе так трудно!
Отбирает силы все болезнь твоя.
Опускаются все ниже руки,
Влажные от слез стают глаза.

Только ты чрезмерно не печалься,
Станет белой скоро полоса.
Потерпи еще совсем немного,
Загорят опять твои глаза!

В жизни, знаешь, всякое бывает,
Справимся с любою мы бедой.
Выздоравливай ты лишь скорее,
На проблемы ты взмахни рукой!

Страдаем мы, когда болеем,
И на душе так тяжело!
Еще сильней страдают люди,
Кто любит нас — им нелегко!

Болезнь все силы отнимает,
Лишает радости и сил.
Ничто не радует порою,
И целый мир совсем не мил!

Тебе печалиться не стоит,
Всю волю ты возьми в кулак!
И знай, что вновь придет здоровье,
Поверь, все будет точно так!

Пусть солнца свет своим лучом согреет,
Пусть боль уймет и силой наградит
Пусть никогда здоровье не слабеет
Пусть Бог тебя от недугов хранит!

Здоровья крепкого желаю,
Ты поправляйся, не болей,
Луч позитива посылаю,
Сил наберись ты поскорей!

Ты больше спи и отдыхай,
Болезнь свою ты прогоняй,
Про чай с малиной не забудь,
Пусть не тревожит тебя грусть!

За тебя переживаю,
Поправляйся поскорей,
По тебе всегда скучаю,
Столько серых сразу дней.

Ты болей, прошу пореже,
Лучше вовсе не болей,
Я спешу к тебе навстречу,
Со мной будет веселей!

Следующая страница →

Страницы: 12345678…

итого стихов: 426

Беседа с умирающим человеком

Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности». Что же происходит при приближении смерти?

В какой-то мере ответ на вопрос мы получаем в беседах с больными раком:

  • заново оцениваются приоритеты жизни – теряют значение всякие мелочи;
  • возникает чувство освобождения – не делается то, чего не хочется делать, т.е. теряют силу долженствования ("обязан", "необходимо" и т.п.);
  • усиливается сиюминутное ощущение жизни;
  • обостряется значимость элементарных жизненных событий (смена времен года, дождь, листопад и т.п.);
  • общение с любимыми людьми становится более глубоким;
  • уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать.

Все эти изменения свидетельствуют об увеличении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет конкретные требования к тем, кто находится рядом с ним, – к близким, врачам, психологам. У больного возникают очень важные для него вопросы, которые он задает окружающим. Один из таких вопросов – "Скоро ли я умру?". Не существует единственно правильного ответа на этот вопрос, хотя можно говорить о более или менее универсальных принципах. Требуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти. Прежде всего, неплохо посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрет: «Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной». Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти. С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.

Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счет. Одни думают, что пациенту надо сказать всю правду, другие подчеркивают необходимость бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует вести себя так, как хочет пациент. Конечно, больной имеет право знать правду о своем реальном положении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» отнюдь не тождественно «обязанности знать».

Право знания не равносильно выбору знания. Свобода пациента будет реальной только при ориентации на его желание обладать подлинным знанием. Тяжелобольной человек может и не желать знать что-либо конкретное о приближающейся смерти, и окружающие обязаны уважать его выбор. Очень часто знание того, что скоро наступит смерть, не облегчает состояния больного, и тогда даже лучше, если он меньше знает.

Когда пациент категорически требует сказать, сколько ему осталось жить, представляя самые разные, нередко достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная смелость является мнимой. Требуя высказать все до конца, пациент не очень представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что его требование носит скорее формальный характер, и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.

Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:

  1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.
  2. Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: «Почему я?», «Почему это случилось со мной?», «Почему меня не услышал Бог?» и т.п.
  3. Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
  4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.
  5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

Прохождение отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека. Важнейшей стадией преодоления страха смерти, по мнению ряда авторов, является отрицание. Отрицание действует подобно морфию – не устраняя причины заболевания, оно уменьшает боль. Отрицание облегчает душевные страдания за счет сокрытия реальности. Действие защитного механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер не у всех одинаковы. Иногда некомпетентный доктор пытается бороться с психологической защитой пациентов, высмеивая абсурдность их фантазий (пациенты с неизлечимой болезнью порой усматривают признаки выздоровления, начинают строить далеко идущие планы и т.п.). На самом деле проявляется совершенно естественная и обоснованная реакция умирающего на страх смерти. «Развенчание» искаженной картины болезни уместно при других заболеваниях (например, отрицание болезни при инфаркте миокарда может стоить пациенту жизни).

С помощью отрицания создается иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он выбирает незнание или, иначе говоря, предпочитает оставаться в неведении.

Слова поддержки родственникам больного

На бессознательном уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать ее. Следует отметить, что использование отрицания бывает успешным, т.е. выполняет свои функции только тогда, когда никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты.

Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны игнорировать истинное положение дел, потому что тоже испытывают страх перед смертью и не знают, как разговаривать с человеком, которому осталось недолго жить. Тем самым они мешают пациенту воспользоваться механизмом отрицания. Когда окружающие начинают говорить о том, что все будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность у пациентов увеличивается, и часто такие «игры» близких становятся для него признаком полной безнадежности его состояния.

Умирающий человек способен понять свое положение и нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных попыток утешить. Поэтому консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья.

В заключение перечислим несколько важных принципов, которые следует учитывать в работе с умирающим человеком:

  1. Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.
  2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.
  3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.
  4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.
  5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.
  6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
  7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, – это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Людям, которые общаются с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.

Если вы столкнулись с подобной жизненной ситуацией и не знаете, как найти из нее выход, как вести себя, где найти ресурсы и внутренние силы – позвоните в нашу Службу психологической помощи по бесплатному круглосуточному номеру 8-800 100-0191, и квалифицированные психологи помогут вам найти ответ.

Цитируется по: «Основы психологического консультирования»,
Р. Кочюнас

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *