С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Наш собеседник

Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.
С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.
Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. – келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

Келарь:

Обязан наблюдать за целостью и сохранностью продовольствия, чистотой и порядком на кухне, продовольственном складе, просфорне; смотрит за приготовлением трапезы, как положено по уставу, и за отпусканием пищи в кельи только с благословения наместника или благочинного

AIF.RU: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Из проповеди

Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

AIF.RU: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…

Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

AIF.RU: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря

после Успенского поста на 7-13 ноября

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной
Салат из кальмаров
Сыр нарезка
Салат из свеклы с майонезом
Сыр нарезка
Салат из огурцов, яиц и зел. лука
Салат овощной
Дайкон с морковью
Салат овощной
Сыр нарезка
Салат с креветками
Салат овощной
Салат из капусты с морковью
Салат из свеклы с майонезом
Салат греческий
Сыр нарезка
Нарезка рыбная
Салат из кальмаров с яйцом
Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная
Макароны
Соус томатный
Рыба жареная в яйце и сухарях
Пюре
Соус бешамель
Брокколи с луком и морковью
Гречка
Рыба жареная в яйце и сухарях
Макароны
Соус томатный
Рататуй
Рис
Соус томатный
Окунь жареный
Макароны
Соус томатный
Судак жареный
Пюре картофельное
Компот
Молоко
Сметана
Компот
Молоко
Сметана
Компот
Молоко
Сметана
Компот
Молоко
Сметана
Чай
Печенье
Яблоки
Чай
Печенье
Яблоки
Компот
Чай
Печенье
Яблоки
Чай
Печенье
Яблоки
Компот
Чай
Печенье
Яблоки
Чай
Конфеты
Яблоки
Морс
Чай
Конфеты
Яблоки

Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря

после Успенского поста на 7-13 ноября

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной Салат овощной
Яйцо под майонезом
Лобио
Кабачковая икра
Салат из крабовых палочек Салат деревенский
Салат овощной
Селедка с луком и зеленым горошком
Салат овощной
Салат из помидоров с луком
Яйцо под майонезом
Зразы
Каша из пшена
Соус
Рыба под маринадом
Рис
Биточки картофельные
Капуста тушеная
Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом
Картошка жареная
Рыба жареная
Рис с овощами
Компот
Молоко
Сметана
Компот
Молоко
Сметана
Омлет Компот
Молоко
Сметана
Компот
Молоко
Сметана
Запеканка творожная Сырники Запеканка
Чай
Конфеты
Какао
Конфеты
Чай
Конфеты
Компот
Чай
Конфеты
Компот
Чай
Конфеты
Компот
Чай
Конфеты
Чай
Конфеты

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

AIF.RU: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Примечание редактора

Уважаемые читатели!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост? На эти и многие другие вопросы 22 ноября в 10:30 в прямом эфире AIF.RU ответит иеромонах о.Михей. В эти дни о. Михею можно задавать вопросы через наш сайт. И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.

22.02.2018 10:34 792

Питание монахов дает нам хороший пример диеты, которой мы должны следовать в нашей жизни. Монахи не едят мясо. Они едят много бобовых, а в некоторых случаях едят рыбу. Они едят два раза в день в определенное время и потребляют небольшие количества.

В летние месяцы питание – это два приема: один в 8 утра- завтрак и один в 18:00, ужин, без обеда или промежуточной еды.

В зимние месяцы часы меняются на один час.

Но почему вы получаете только завтрак и ужин?

Часы Горы Афон – солнечные, монахи их называют «византийским временем». В основе византийского времени лежит закат. С закатом солнца, день закончился, и этот момент совпадает со всеми монахами которые закончили свои дела.

Таким образом, они точно знают, когда они будут есть, и поэтому их тело приспособилось к сбалансированной диете и определенному расписанию.

Кроме того, мера удовлетворяет потреблению определенного количества еды. В частности, как только количество еды закончено, нет никакой возможности для добавки.

Уровень качества их продуктов очень высок, поскольку все продукты органичны и произрастают у них на грядках.

Способ приготовления пищи тоже очень прост , продукты, которые они выбирают, помогают им в их умственной активности и в телесном укреплении.

Поэтому они успешно выполняют свою работу.

Несмотря на отсутствие мяса в их рационе, у них нет проблем со здоровьем, напротив, они редко болеют, и даже если это происходит, как правило уже будучи старыми.

Стоит отметить, что монахи не курят.

Подытожим диету на Афоне и подчеркнем самые важные секреты:

Продукты без жира и специй,

Небольшие порции пищи в определенное время;

Воздержание от мяса,

Использование только оливкового масла в пищу-сливочное масло, маргарин, сливки, и другие сопутствующие продукты в приготовлении пищи исключены;

Оливки, овощи, хлеб и макаронные изделия;

Сыр, яйца и пироги (кроме постных дней )

Потребления моллюсков (кальмары, осьминоги, каракатицы),

Период голодания,

Потребление без ограничений, трав, грибов и лесных ягод (земляника, клюква, черника, клюква, каштаны и т.д.);

Вино, раки, кофе, чай и халва

Потребление большого количества овощей и фруктов, богатых витаминами (A, C, E), фолиевой кислотой, микроэлементами, антиоксидантами и клетчаткой.

Их рацион «беден» только в насыщенных животных жирах. Бобовые, в свою очередь, являются «мясом» поста. Они содержат сложные углеводы и белковые жировые белки.

Если бобовые правильно сочетать со злаками (рис, кукуруза, хлеб), они дают нам белок, равный мясу.

Хлеб находится в основе монашеской питательной пирамиды и помимо сложных углеводов (основной источник энергии для нашего организма), он содержит клетчатку и витамины B и E.

Богатая диета с питательной ценностью, как и у монахов, образует природный щит для защиты сердечно-сосудистой системы и имеет следующие преимущества:

● Снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови

● Помогает регулировать уровень сахара в крови и артериальное давление

● Защищает кости от остеопороза и различных типов рака.

● Обладает антивозрастными свойствами.

● Способствует улучшению функции кишечника.

Для монахов основой всех добродетелей является голодание.

Пост – это уменьшение и замена пищи с осторожностью и соблюдением правил.

Закон поста, по-видимому, касается тела и, в частности, желудка, но на самом деле это касается души, и особенно ума.

На 7-м Конгрессе онкологической клиники в Западной Греции, состоявшемся 10 декабря 2011 года в Патрах, говорил монах Епифаний ср Святой Горы, старейшина Святого Евстафия (Милопотамос).

Я намеренно цитирую это из его речи: «Сегодня на горе Афон живет около двух тысяч монахов. Они обычно умирают от естественных причин, доживая до глубокой старости. Важная роль в физическом здоровье монахов – это неизбежный пост. Пост, как правило, не является наказанием. Это предложение о спасении. Монахи следуют правилам поста с удовольствием, потому что они испытывают преимущества. Пост очищает ум. Отражает мышление. Пост необходим, как дыхание «.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *